Философская проблематика этики и эстетики кратко

Обновлено: 06.07.2024

Эстетика – это раздел философии изучающий закономерности чувственного освоения действительности, о сущности и формах творчества по законам красоты.

эстетика изучает: - прекрасное, его сущность и специфику проявления;

- многообразие эстетического отражения действительности как героическое, комическое, трагическое, прекрасное, безобразное, возвышенное и т.д.;

- восприятие, оценку, освоение эстетического богатства мира, особенности трудовой деятельности по законам красоты;

- основные закономерности развития искусства (природу художественного творчества, закономерности художественного процесса, систему видов искусства);

- эстетическое в быту и в отношениях между людьми.

-Эстетическое отношение человека к действительности;
-Эстетическая деятельность человека, ее смысл и специфические признаки, основные сферы (труд, материальное производство, социально-политические, семейно-бытовые отношения, поведение и общение, игра, искусство и прочее);
-Эстетическое сознание человека, его структура (эстетическая потребность, эстетическая эмоция, эстетическое чувство, эстетический вкус, эстетический идеал), особенности функционирования и развития;

Эстетика – это раздел философии изучающий закономерности чувственного освоения действительности, о сущности и формах творчества по законам красоты.

эстетика изучает: - прекрасное, его сущность и специфику проявления;

- многообразие эстетического отражения действительности как героическое, комическое, трагическое, прекрасное, безобразное, возвышенное и т.д.;

- восприятие, оценку, освоение эстетического богатства мира, особенности трудовой деятельности по законам красоты;

- основные закономерности развития искусства (природу художественного творчества, закономерности художественного процесса, систему видов искусства);

- эстетическое в быту и в отношениях между людьми.

-Эстетическое отношение человека к действительности;
-Эстетическая деятельность человека, ее смысл и специфические признаки, основные сферы (труд, материальное производство, социально-политические, семейно-бытовые отношения, поведение и общение, игра, искусство и прочее);
-Эстетическое сознание человека, его структура (эстетическая потребность, эстетическая эмоция, эстетическое чувство, эстетический вкус, эстетический идеал), особенности функционирования и развития;

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Философская проблематика этики и эстетики.pptx

Философская проблематика этики и эстетикиПреподаватель: Христич Л. А.Дисципли.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Философская проблематика этики и эстетикиПреподаватель: Христич Л. А.Дисципли.

Философская проблематика этики и эстетики
Преподаватель: Христич Л. А.
Дисциплина:
Основы философии
Смоленск 2021

ПланДуховная культура, ее роль в обществе, формы. Духовный мир человека. Клас.

План
Духовная культура, ее роль в обществе, формы. Духовный мир человека.
Классификация ценностей.
Особенности духовной культуры современной России
Мораль и нравственность. Исторические формы морали. Основные категории морали.
Эстетика. Искусство: особенности, виды, функции, направления.
Религия: функции, этапы развития, роль в современной России.
СМИ. Общественное сознание.

Духовная культураФормыМораль, мифФилософия, религия, искусствоИдеология, наук.

Духовная культура
Формы
Мораль, миф
Философия, религия, искусство
Идеология, наука
Роль
Хранит опыт человечества
Средство социализации
Воспитательное значение

Духовный мир ЧеловекBECDAВзгляды, ценности, идеалыМировоззрение Социальная.

Духовный мир
Человек
B
E
C
D
A
Взгляды,
ценности, идеалы
Мировоззрение
Социальная деятельность
Созидание, сохранение культурных ценностей
Распространение культурных ценностей

Предметные и субъектныеЖизни и культурыЦенности-средства и ценности-целиОтнос.

Предметные и субъектные
Жизни и культуры
Ценности-средства и ценности-цели
Относительные
Абсолютные
Классификация ценностей
Ценности – лицо исторической эпохи

Особенности духовной культуры современной России Диалог р.

Особенности духовной культуры современной России
Диалог религий
Широкое использование достижений мировой культуры.

Возрождение национальных культур

Приоритет западных культурных ценностей
Интеграция культурного наследия

Формирование новых духовных ценностей

Противоречие: интеграция – взаимообогащение культур разных национальностей; дифференциация – стремление обособиться, неприятие другой культуры

Мораль Форма общественного сознания Философская дисциплинаМораль – (от лат. «.

Исторические формы (типы) морали Задачи морали: воспитывать, регулировать.

Исторические
формы (типы) морали
Задачи морали: воспитывать, регулировать, оценивать
Табу, талион
Раб – не личность
Религиозная мораль
Мораль господствующего класса

Омар ХайямНе делай зла – вернется бумерангом, Не плюй в колодец – будешь воду.

Омар Хайям
Не делай зла – вернется бумерангом, Не плюй в колодец – будешь воду пить,
Не оскорбляй того, кто ниже рангом,
А вдруг придется что-нибудь просить.
Не предавай друзей, их не заменишь,
И не теряй любимых – не вернешь,
Не лги себе – со временем проверишь,
Что этой ложью сам себя ты предаешь!

Не тот твой друг, кто за столом с тобою пьет, а кто в несчастии любом на выр.

Основные категории моралиДоброДолгСтыдЧестьДобродетель – совокупность положи.

Основные категории морали
Добро
Долг
Стыд
Честь
Добродетель –
совокупность
положительных
качеств и
поступков.
Антоним -
порок
Совесть –
способность
человека,
критически
оценивать и осознавать свои
поступки,
мысли,
желания
Милосердие –
сострадательное,
доброжелательное
отношение.
Нравственность –
степень усвоения
моральных
ценностей.
Духовность.
Альтруизм
Счастье –
эмоциональное
состояние,
при котором
человек
испытывает
удовлетворенность
своего
существования

Омар ХайямВсе покупается и продается, И жизнь откровенно над нами смеется. Мы.

Омар Хайям
Все покупается и продается,
И жизнь откровенно над нами смеется.
Мы негодуем, мы возмущаемся,
Но продаемся и покупаемся.
Кто понял жизнь – тот больше не спешит!
Смакует каждый миг и наблюдает,
Как спит ребенок, молится старик,
Как дождь идет, и как снежинка тает.
Ад и Рай – это две половинки души!

Рубаи – стихотворные афоризмыЧем ниже человек душой, Тем выше задирает нос.

Рубаи –
стихотворные афоризмы
Чем ниже человек душой,
Тем выше задирает нос.
Он носом тянется туда,
Куда душою не дорос!
В одно окно смотрели двое. Один увидел дождь и грязь.
Другой — листвы зеленой вязь, весну и небо голубое.
В одно окно смотрели двое.

ЭстетикаЭстетика - философская наука о сущности общечеловеческих ценностей, и.

Эстетика
Эстетика - философская наука о сущности общечеловеческих ценностей, их рождении, бытии, восприятии и оценке, о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве, о природе эстетического и его многообразии в действительности и в искусстве, о сущности и законах творчества, о восприятии, функционировании и развитии искусства.

Особенности искусстваОсобый способ познания действительности Образность, нагл.

Особенности искусства
Особый способ познания действительности Образность, наглядность -
мир, жизнь людей отражаются в искусстве при помощи образов - это результат вымысла или личного восприятия окружающего мира.
Специфические способы и средства воспроизведения окружающей действительности -
в литературе - слово, в живописи - цвет, в музыке - звук, в скульптуре - объёмно-пространственные формы.
Большую роль в искусстве играет воображение и фантазия автора –
что совершенно недопустимо в процессе научного познания.
Предмет искусства – человек и его отношение к миру

Функции искусстваЦенностно-ориентирующаяКомпенсаторнаяВоспитательнаяЭстетичес.

Стиль – совокупность признаков, черт, манерыСтили искусстваРоманский, готика.

Стиль – совокупность признаков, черт, манеры
Стили искусства
Романский, готика
барокко, рококо, классицизм
Сентиментализм
Романтизм
Реализм
Эклектика

Направления в искусстве xx в.Реализм Сюрреализм ГиперреализмИмпрессионизм Экс.

Направления в искусстве xx в.
Реализм
Сюрреализм
Гиперреализм
Импрессионизм
Экспрессионизм
Экзистенциализм
Абстракционизм
Фовизм
Кубизм
Поп-арт

РелигияВера, функцииВера в сверхъестественные силы, в Бога или Богов и покло.

Религия
Вера, функции
Вера в сверхъестественные силы,
в Бога или Богов и поклонение им.
Мировоззренческая
Регулятивная
Компенсаторная
Интегративная
Транслирующая и др.

Признаки
Вера в сверхъестественное.
Организованное поклонение высшим силам – культ.
Стремление согласовать жизнь с требованиями Бога (или богов).
Культ
Внешнее проявление - система утвердившихся религиозных действий, связанных с отношением к сверхъестественному: поклоны, обряды, крестное знамение, хадж.

Этапы развития религиозных знанийРанние Обожествление животных, сил природы.

Этапы развития религиозных знаний
Ранние
Обожествление животных, сил природы, почитание духов. Они помогали объяснять мир, определять место человека в нем. В то же время являлись регулятором поведения людей
Национальные
Это религии, которые исповедуют либо представители определенной нации (например, иудаизм - евреи), либо население отдельной страны (например, конфуцианство - Китай).
Мировые
Их исповедуют представители разных национальностей.
Распространены на всех континентах.
Большое количество верующих.
Вера в единого бога.
Прозелитизм — стремление обратить в свою веру людей другого вероисповедания.

Роль религии в современной РоссииСозданы все условия для развития религийВлия.

Роль религии в современной России
Созданы все условия для развития религий
Влияет на сознание людей, религиозность усиливает общественную мораль, нравственность
Религиозные организации реагируют на проблемы общества, консолидируют его для их решения
Осуждение политического насилия, призыв лидеров к мирным способам решения проблем
Созидательные, миротворческие действия религиозных лидеров во время конфликтов, выступления их в защиту нравственности, против коррупции, наркомании, терроризма и др.

Общественно-политическая деятельность представителей традиционных религий свя.

Общественно-политическая деятельность представителей традиционных религий связана с сохранением этнического самосознания, традиций и ценностей народов, защитой национальной культуры
Свобода совести – это свобода морально этических воззрений, право иметь любые убеждения, в том числе верить в Бога или быть атеистом.
Свобода вероисповедания – это свобода в выборе религии.
Религия не передаётся по наследству. В семье могут быть люди разных религиозных взглядов. Религиозные взгляды можно менять в течение жизни

Массовая коммуникацияГлавная функция - воздействие на аудиторию посредством.

Массовая коммуникация
Главная функция - воздействие на аудиторию посредством передаваемой информации
Особенности СМИ:
Обращенность к массовой аудитории
Общедоступность
Быстрый обмен
Корпоративный характер производства и распространения информации
В процессе использования информация обогащается, дополняется

К средствам массовой информации относятсяИнтернетСМИ осуществляют: поиск, по.

К средствам массовой информации относятся
Интернет
СМИ осуществляют:
поиск, получение, передачу, производство, распространение информации
Пресса
Радио
Tелевидение
Кинематограф
Видеозаписи
Реклама

Влияние СМИ на общество (четвертая власть)Искажение информации, политическая.

Влияние СМИ на общество
(четвертая власть)
Искажение информации, политическая направленность её в интересах определённых кругов общества. Власть фильтрует информацию.
Сталкивание различных интересов. Отвлечение общества от насущных проблем путём выпуска передач, программ развлекательного характера, различных шоу
Негативное
и позитивное
Возможность мобилизации общества на решение важных проблем (оказание гуманитарной помощи другим странам).
Воспитательное и нравственное значение (оказание помощи больным детям, инвалидам, домам престарелых). Удовлетворение вкусов различной аудитории (спорт, музыка, здоровье, искусство и др.).

Общественное сознаниеРелигиозное ПравовоеЭстетическое ЭкономическоеПолитическ.

Общественное сознание
Религиозное
Правовое
Эстетическое
Экономическое
Политическое
Экологическое и др.

ОбыденноеВозникает в повседневной жизниПервичная форма понимания мираТеоретич.

Обыденное
Возникает в повседневной жизни
Первичная форма понимания мира
Теоретическое
Идеология – в классовом обществе неизбежна
Массовое сознание
Общественная психология
Совокупность чувств, настроений, привычек, склонностей в социальной группе
Уровни сознания

Массовое сознаниеТеряется независимость суждений у людей, объединенных в «тол.

Общественная психологияФормируется двумя путями: стихийно и целенаправленно.

Общественная психология
Формируется двумя путями: стихийно и целенаправленно.
На сознание людей накладывает отпечаток принадлежность к группе,
условия жизни в городе или селе, традиции и др.
Интересы
Ценности
Представления о
будущем
Отражает условия
бытия
Слухи, ярлыки
Кража лозунгов

Географическая среда Уровень материальной жизниИсторическое прошлое Формы общ.

Географическая среда
Уровень материальной жизни
Историческое прошлое
Формы общественной жизни
Характер потребления
Влияние на
общественное сознание оказывает:

Общественное сознание оказывает влияние на:Экономическую сферуДуховную сферуП.

Общественное сознание оказывает влияние на:
Экономическую сферу
Духовную сферу
Приводит к совершенствованию видов деятельности
Способствует развитию общества

Контрольные вопросыУкажите и охарактеризуйте основные формы духовной жизни об.

Благодарю!Информацнные источники https://lektsii.net/2-10735.html https://st.

Краткое описание документа:

Данная тема по дисциплине Основы философии изучается в рамках различных специальностей (в том числе и ТОП-50) в системе СПО. Тема "философская проблематика этики и эстетики" включает в себя характеристику духовной культуры, ее особенностей, классификацию ценностей, выделяются особенности состояния духовной культуры в современной России. Рассматриваются формы духовной культуры: мораль, нравственность, эстетика, искусство, религия, СМИ, общественное сознание и его уровни. Материал презентации может также использоваться при изучении темы: Этика и социальная философия для специальностей СПО.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Философская проблематика этики и эстетики.pptx

Философская проблематика этики и эстетикиПреподаватель: Христич Л. А.Дисципли.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Философская проблематика этики и эстетикиПреподаватель: Христич Л. А.Дисципли.

Философская проблематика этики и эстетики
Преподаватель: Христич Л. А.
Дисциплина:
Основы философии
Смоленск 2021

ПланДуховная культура, ее роль в обществе, формы. Духовный мир человека. Клас.

План
Духовная культура, ее роль в обществе, формы. Духовный мир человека.
Классификация ценностей.
Особенности духовной культуры современной России
Мораль и нравственность. Исторические формы морали. Основные категории морали.
Эстетика. Искусство: особенности, виды, функции, направления.
Религия: функции, этапы развития, роль в современной России.
СМИ. Общественное сознание.

Духовная культураФормыМораль, мифФилософия, религия, искусствоИдеология, наук.

Духовная культура
Формы
Мораль, миф
Философия, религия, искусство
Идеология, наука
Роль
Хранит опыт человечества
Средство социализации
Воспитательное значение

Духовный мир ЧеловекBECDAВзгляды, ценности, идеалыМировоззрение Социальная.

Духовный мир
Человек
B
E
C
D
A
Взгляды,
ценности, идеалы
Мировоззрение
Социальная деятельность
Созидание, сохранение культурных ценностей
Распространение культурных ценностей

Предметные и субъектныеЖизни и культурыЦенности-средства и ценности-целиОтнос.

Предметные и субъектные
Жизни и культуры
Ценности-средства и ценности-цели
Относительные
Абсолютные
Классификация ценностей
Ценности – лицо исторической эпохи

Особенности духовной культуры современной России Диалог р.

Особенности духовной культуры современной России
Диалог религий
Широкое использование достижений мировой культуры.

Возрождение национальных культур

Приоритет западных культурных ценностей
Интеграция культурного наследия

Формирование новых духовных ценностей

Противоречие: интеграция – взаимообогащение культур разных национальностей; дифференциация – стремление обособиться, неприятие другой культуры

Мораль Форма общественного сознания Философская дисциплинаМораль – (от лат. «.

Исторические формы (типы) морали Задачи морали: воспитывать, регулировать.

Исторические
формы (типы) морали
Задачи морали: воспитывать, регулировать, оценивать
Табу, талион
Раб – не личность
Религиозная мораль
Мораль господствующего класса

Омар ХайямНе делай зла – вернется бумерангом, Не плюй в колодец – будешь воду.

Омар Хайям
Не делай зла – вернется бумерангом, Не плюй в колодец – будешь воду пить,
Не оскорбляй того, кто ниже рангом,
А вдруг придется что-нибудь просить.
Не предавай друзей, их не заменишь,
И не теряй любимых – не вернешь,
Не лги себе – со временем проверишь,
Что этой ложью сам себя ты предаешь!

Не тот твой друг, кто за столом с тобою пьет, а кто в несчастии любом на выр.

Основные категории моралиДоброДолгСтыдЧестьДобродетель – совокупность положи.

Основные категории морали
Добро
Долг
Стыд
Честь
Добродетель –
совокупность
положительных
качеств и
поступков.
Антоним -
порок
Совесть –
способность
человека,
критически
оценивать и осознавать свои
поступки,
мысли,
желания
Милосердие –
сострадательное,
доброжелательное
отношение.
Нравственность –
степень усвоения
моральных
ценностей.
Духовность.
Альтруизм
Счастье –
эмоциональное
состояние,
при котором
человек
испытывает
удовлетворенность
своего
существования

Омар ХайямВсе покупается и продается, И жизнь откровенно над нами смеется. Мы.

Омар Хайям
Все покупается и продается,
И жизнь откровенно над нами смеется.
Мы негодуем, мы возмущаемся,
Но продаемся и покупаемся.
Кто понял жизнь – тот больше не спешит!
Смакует каждый миг и наблюдает,
Как спит ребенок, молится старик,
Как дождь идет, и как снежинка тает.
Ад и Рай – это две половинки души!

Рубаи – стихотворные афоризмыЧем ниже человек душой, Тем выше задирает нос.

Рубаи –
стихотворные афоризмы
Чем ниже человек душой,
Тем выше задирает нос.
Он носом тянется туда,
Куда душою не дорос!
В одно окно смотрели двое. Один увидел дождь и грязь.
Другой — листвы зеленой вязь, весну и небо голубое.
В одно окно смотрели двое.

ЭстетикаЭстетика - философская наука о сущности общечеловеческих ценностей, и.

Эстетика
Эстетика - философская наука о сущности общечеловеческих ценностей, их рождении, бытии, восприятии и оценке, о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве, о природе эстетического и его многообразии в действительности и в искусстве, о сущности и законах творчества, о восприятии, функционировании и развитии искусства.

Особенности искусстваОсобый способ познания действительности Образность, нагл.

Особенности искусства
Особый способ познания действительности Образность, наглядность -
мир, жизнь людей отражаются в искусстве при помощи образов - это результат вымысла или личного восприятия окружающего мира.
Специфические способы и средства воспроизведения окружающей действительности -
в литературе - слово, в живописи - цвет, в музыке - звук, в скульптуре - объёмно-пространственные формы.
Большую роль в искусстве играет воображение и фантазия автора –
что совершенно недопустимо в процессе научного познания.
Предмет искусства – человек и его отношение к миру

Функции искусстваЦенностно-ориентирующаяКомпенсаторнаяВоспитательнаяЭстетичес.

Стиль – совокупность признаков, черт, манерыСтили искусстваРоманский, готика.

Стиль – совокупность признаков, черт, манеры
Стили искусства
Романский, готика
барокко, рококо, классицизм
Сентиментализм
Романтизм
Реализм
Эклектика

Направления в искусстве xx в.Реализм Сюрреализм ГиперреализмИмпрессионизм Экс.

Направления в искусстве xx в.
Реализм
Сюрреализм
Гиперреализм
Импрессионизм
Экспрессионизм
Экзистенциализм
Абстракционизм
Фовизм
Кубизм
Поп-арт

РелигияВера, функцииВера в сверхъестественные силы, в Бога или Богов и покло.

Религия
Вера, функции
Вера в сверхъестественные силы,
в Бога или Богов и поклонение им.
Мировоззренческая
Регулятивная
Компенсаторная
Интегративная
Транслирующая и др.

Признаки
Вера в сверхъестественное.
Организованное поклонение высшим силам – культ.
Стремление согласовать жизнь с требованиями Бога (или богов).
Культ
Внешнее проявление - система утвердившихся религиозных действий, связанных с отношением к сверхъестественному: поклоны, обряды, крестное знамение, хадж.

Этапы развития религиозных знанийРанние Обожествление животных, сил природы.

Этапы развития религиозных знаний
Ранние
Обожествление животных, сил природы, почитание духов. Они помогали объяснять мир, определять место человека в нем. В то же время являлись регулятором поведения людей
Национальные
Это религии, которые исповедуют либо представители определенной нации (например, иудаизм - евреи), либо население отдельной страны (например, конфуцианство - Китай).
Мировые
Их исповедуют представители разных национальностей.
Распространены на всех континентах.
Большое количество верующих.
Вера в единого бога.
Прозелитизм — стремление обратить в свою веру людей другого вероисповедания.

Роль религии в современной РоссииСозданы все условия для развития религийВлия.

Роль религии в современной России
Созданы все условия для развития религий
Влияет на сознание людей, религиозность усиливает общественную мораль, нравственность
Религиозные организации реагируют на проблемы общества, консолидируют его для их решения
Осуждение политического насилия, призыв лидеров к мирным способам решения проблем
Созидательные, миротворческие действия религиозных лидеров во время конфликтов, выступления их в защиту нравственности, против коррупции, наркомании, терроризма и др.

Общественно-политическая деятельность представителей традиционных религий свя.

Общественно-политическая деятельность представителей традиционных религий связана с сохранением этнического самосознания, традиций и ценностей народов, защитой национальной культуры
Свобода совести – это свобода морально этических воззрений, право иметь любые убеждения, в том числе верить в Бога или быть атеистом.
Свобода вероисповедания – это свобода в выборе религии.
Религия не передаётся по наследству. В семье могут быть люди разных религиозных взглядов. Религиозные взгляды можно менять в течение жизни

Массовая коммуникацияГлавная функция - воздействие на аудиторию посредством.

Массовая коммуникация
Главная функция - воздействие на аудиторию посредством передаваемой информации
Особенности СМИ:
Обращенность к массовой аудитории
Общедоступность
Быстрый обмен
Корпоративный характер производства и распространения информации
В процессе использования информация обогащается, дополняется

К средствам массовой информации относятсяИнтернетСМИ осуществляют: поиск, по.

К средствам массовой информации относятся
Интернет
СМИ осуществляют:
поиск, получение, передачу, производство, распространение информации
Пресса
Радио
Tелевидение
Кинематограф
Видеозаписи
Реклама

Влияние СМИ на общество (четвертая власть)Искажение информации, политическая.

Влияние СМИ на общество
(четвертая власть)
Искажение информации, политическая направленность её в интересах определённых кругов общества. Власть фильтрует информацию.
Сталкивание различных интересов. Отвлечение общества от насущных проблем путём выпуска передач, программ развлекательного характера, различных шоу
Негативное
и позитивное
Возможность мобилизации общества на решение важных проблем (оказание гуманитарной помощи другим странам).
Воспитательное и нравственное значение (оказание помощи больным детям, инвалидам, домам престарелых). Удовлетворение вкусов различной аудитории (спорт, музыка, здоровье, искусство и др.).

Общественное сознаниеРелигиозное ПравовоеЭстетическое ЭкономическоеПолитическ.

Общественное сознание
Религиозное
Правовое
Эстетическое
Экономическое
Политическое
Экологическое и др.

ОбыденноеВозникает в повседневной жизниПервичная форма понимания мираТеоретич.

Обыденное
Возникает в повседневной жизни
Первичная форма понимания мира
Теоретическое
Идеология – в классовом обществе неизбежна
Массовое сознание
Общественная психология
Совокупность чувств, настроений, привычек, склонностей в социальной группе
Уровни сознания

Массовое сознаниеТеряется независимость суждений у людей, объединенных в «тол.

Общественная психологияФормируется двумя путями: стихийно и целенаправленно.

Общественная психология
Формируется двумя путями: стихийно и целенаправленно.
На сознание людей накладывает отпечаток принадлежность к группе,
условия жизни в городе или селе, традиции и др.
Интересы
Ценности
Представления о
будущем
Отражает условия
бытия
Слухи, ярлыки
Кража лозунгов

Географическая среда Уровень материальной жизниИсторическое прошлое Формы общ.

Географическая среда
Уровень материальной жизни
Историческое прошлое
Формы общественной жизни
Характер потребления
Влияние на
общественное сознание оказывает:

Общественное сознание оказывает влияние на:Экономическую сферуДуховную сферуП.

Общественное сознание оказывает влияние на:
Экономическую сферу
Духовную сферу
Приводит к совершенствованию видов деятельности
Способствует развитию общества

Контрольные вопросыУкажите и охарактеризуйте основные формы духовной жизни об.

Благодарю!Информацнные источники https://lektsii.net/2-10735.html https://st.

Краткое описание документа:

Данная тема по дисциплине Основы философии изучается в рамках различных специальностей (в том числе и ТОП-50) в системе СПО. Тема "философская проблематика этики и эстетики" включает в себя характеристику духовной культуры, ее особенностей, классификацию ценностей, выделяются особенности состояния духовной культуры в современной России. Рассматриваются формы духовной культуры: мораль, нравственность, эстетика, искусство, религия, СМИ, общественное сознание и его уровни. Материал презентации может также использоваться при изучении темы: Этика и социальная философия для специальностей СПО.

Современное мировоззрение не может существовать без таких понятий, как этика и эстетика. Однако для понимания различий между данными терминами стоит в целом разобраться во многих нюансах. В частности, с определением слова "эстетика". Что это за понятие, и чем две науки отличаются друг от друга?

эстетика что это

Что такое этика?

Этика – это система знаний, позволяющая людям отличать добро от зла, прекрасное от безобразного. То есть это наука о прекрасном. Данные знания являются уникальными, ведь они способствуют принятию правильных решений. Систему можно свести к общественным нормам и моральным понятиям, на которые следует опираться на протяжении всей жизни. Этика представляет такие понятия, как честность, великодушие, щедрость, скупость, мстительность и многие другие.

Связь с философским учением

Этика и эстетика обладают тесной связью с философией. Изучение этики начал известный древнегреческий философ Аристотель. Термин обязан своим появлением греческому слову ethos – "этос", которое обозначает "обычаи", "нравы". Известный оратор и мыслитель Цицерон, являющийся ярким представителем эпохи Древнего Рима, перевел слово на латинский язык, в результате чего было установлено, что ethos является соответствием mores, а также производных слов moralitas – "мораль", moralis – "моральный".

предмет эстетики

Три основных понятия

В русском языке также существуют такие термины, как нравственность, нравственный. В настоящее время принято считать, что слова "этика", "нравственность" и "мораль" являются синонимами. Несмотря на это, люди, представляющие отечественную философию, различают три термина, значения которых очень похожи.

В чем разница?

Итак, в чем же заключается различие? Под этикой принято подразумевать науку, позволяющую получать знания для того, чтобы отличать зло от благородного добра, ослепительное и прекрасное от удручающе-безобразного, а под моралью, нравственностью – сознание и поведение, которые изучаются. Этика, представляющая собой науку о морали, в определенной степени является элементом самой морали. Какое же отличие можно отметить? Этика включает в себя всеобщие принципы, являющиеся неизменными, а мораль – специфические правила (постулаты), через которые в полной мере и реализуются общие принципы личности и общества, но с возможностью их изменения.

этика и эстетика

Этика должна существовать в человеке с детства

21-й век подарил обществу такое понятие, как биоэтика, которая органически связана с этикой семьи и пола. Ведь полноценное общество напрямую определяется здоровыми, красивыми отношениями между мужчиной и женщиной. Благополучная семья вкладывает в неокрепшие умы и души детей те ценности, которые впоследствии становятся ключевыми для морального, физического и психического здоровья всего общества. Каждый человек должен получать знания об этике и осваивать их с раннего детства. Только в этом случае в обществе можно поддерживать согласие, порядок. К тому же каждый ребенок должен понимать, о каких нормах и моральных понятиях следует помнить в любой ситуации.

Правильность жизни

Этика нравственной личности сугубо индивидуальна, абсолютна и не регламентирована. Этика общества, наоборот, создана для процветания социума, релятивна и четко регламентирована. Именно поэтому нравственная личность не в состоянии безропотно и покорно подчиняться главенствующей этике социума, она находится в неумолимой полемике с ней. Она постоянно протестует против нее, считая гораздо ниже по уровню. И в результате между ними неизбежно возникает антагонизм из-за разных подходов к понятию гуманности. Этика общества неспособна уважать гуманность, а этика личности нравственной – наоборот. Ведь гуманностью считается жертвование собой ради достижения общей цели. Человек, стремящийся жить правильно, должен с этических позиций оценивать как свое поведение, так и поступки всех других людей. Представления о добре и зле, прекрасном и безобразном, приличном и неприличном должны помогать оценивать многогранный внутренний и внешний мир. Данный подход позволит понять, какого поведения и стиля необходимо придерживаться на протяжении своей жизни. Английский философ Джордж Эдвард Мур уверен в том, что этика позволяет принимать решения, совершать выбор. Опираясь на принципы этики и морали, можно жить в гармонии с собой.

эстетика в искусстве

Что такое эстетика?

Эстетика - что это? Она представляет науку о чувственном познании мира, постижении и создании прекрасного, способна выражаться в различных образах искусства. Категории "эстетическое" и "прекрасное" являются наиболее близкими друг к другу. Это объясняется тем, что прекрасное представляет собой идеал, в соответствии с которым можно рассматривать иные эстетические феномены. Таким образом, прекрасное становится особенной мерой.

Положительные и отрицательные стороны

Следует отметить, что в современной теории принято выделять как положительные категории, так и их антиподы, например:

  • прекрасное – безобразное;
  • замечательное – ужасное;
  • возвышенное – низменное.

Данный аспект научного исследования основан на том, что выделение положительного значения качества всегда предполагает существование противоположного.

История понятия

Термин "предмет эстетики" появился в середине XVIII столетия. Понятие было введено в научный обиход благодаря философу Александру Готлибу Баумгартену из Германии. Следует отметить, что термин обязан своим происхождением греческому слову aisthetikos, которое можно перевести как "чувствующий". Баумгартен смог найти особенную позицию в научном мире, в результате чего появилась новая самостоятельная дисциплина, близкая к философии, - эстетика. Что это был настоящий прорыв, отрицать невозможно.

наука о прекрасном

Развитие эстетики

Как это происходило? Предмет эстетики обогащался с самого начала. В античный период философы рассматривали общие вопросы природы красоты и искусства. В средневековье люди старались познавать Бога. В эпоху Возрождения эстетическая мысль начала активно развиваться в сфере художественной практики, но при этом была заметна тесная связь с природой. В начале Нового времени наука стала основой норм искусства, в том числе развивалась и эстетика литературы. В эпоху Просвещения эстетика позволила начать оценивать разные художественные произведения в аспекте их общественной роли. Именно в то время авторы старались представлять произведения, которые обладали особенной познавательной и нравственной значимостью, позволяли людям самосовершенствоваться.

Мнение философов об эстетике

Иммануил Кант, являющийся одним из самых известных философов, считал, что философия эстетики позволяет изучать прекрасное в искусстве, которое и является ее предметом. Однако при этом изучение предметов прекрасного не осуществляется. Согласно взглядам Иммануила Канта, эстетика (что это за наука, описано выше) рассматривает различные суждения о прекрасном, в связи с чем представляет собой основу для критики разных художественных произведений с целью установить их соответствие данным категориям и определить уровень познавательной, нравственной значимости. Философ Георг Гегель отмечал, что эстетика является частью философии, но создана она для изучения разных направлений искусства, в результате чего наука позволяет определять, какое место занимает каждое художественное произведение в системе прошлого, нынешнего и будущего поколений людей.

эстетика и искусство

Этика и эстетика для самосовершенствования и познания окружающего мира

Впоследствии предмет сужался до теоретического обоснования, позволяющего определить направление в искусстве, проанализировать особенности художественного стиля произведения. Все это эстетика. Что это в будущем станет одним из школьных предметов, не мог подумать никто.

Марксисты обозначали ее как особенную науку о природе, позволяющую оценивать закономерности ее освоения. В то же время эстетика в искусстве воспринималась как художественная культура мирового общества.

Русский философ Алексей Федорович Лосев рассматривал предмет науки как особенный мир выразительных форм, который создается как человеком, так и природой. Он был уверен в том, что следует изучать не только прекрасное, но и другие эстетические категории, среди которых надо отметить безобразное, комическое, возвышенное, низменное, ужасное, т. е. существуют не только эстетика и искусство, но и полные противоположности. Данный взгляд Лосев обосновывал тем, что эстетика представляет собой науку, позволяющую изучать особенности восприятия разных выразительных форм окружающего мира и находить возможности для проявления творческих талантов. Опираясь на данный смысл, понятие художественной формы мы можем рассматривать как синоним произведения искусства.

Современная эстетика

В настоящее время предмет эстетики по-прежнему является подвижным и изменчивым, в связи с чем многие ученые будут продолжать поиск ответа. Однако такое понятие весьма популярно, так как используется практически во всех сферах жизни. Например, довольно часто можно услышать "эстетика тела" или же "эстетика бизнеса" и т. д.

Науку следует рассматривать с учетом такой фундаментальной категории, как "эстетическое". Необходимо отметить, что она представляет собой всеобъемлющее универсальное понятие по отношению ко многим вещам.

философия эстетики

Особенности этического и эстетического освоения мира

Этическое освоение мира позволяет совершенствовать мораль каждого человека, лучше понимать истинное положение дел и активно стремиться к созданию идеального мира. Каждая личность начинает понимать идеалы, развивать свой вкус, воспринимать нравственные принципы и моральные нормы разных народов, оценивать поступки своих знакомых. Этическое познание позволяет понять все моральные нормы и принципы нравственности, которых придерживается общество, а также осознать особенности мировоззрения каждого народа.

Освоение мира

Эстетическое освоение мира возможно только в том случае, если присутствует заинтересованность в предмете познания или ориентация на целостное восприятие. Искусство позволяет формировать, а впоследствии и регулировать механизм присвоения общественно-исторического опыта. Восприятие художественного произведения способствует самосовершенствованию и изменению взглядов о мире на основе личных ощущений и социокультурной природы эстетического знания. Понимание эстетического богатства мира позволяет узнать все особенности художественного метода, представляющего собой аналог произведения.

Этическое и эстетическое познания мира – лучший способ самосовершенствования. Крылатое выражение знаменитого британского писателя Оскара Уайльда гласит: "Эстетика на голову выше этики!" Получается, творец утверждает, что именно красота выше, т. е. важнее добра. Прав ли он? Или же нет? Только индивидуально и искренне отвечая на поставленные вопросы, каждый индивидуум сможет более глубоко представить себе направления деятельности: по постулатам добра или законам красоты. Выбор за вами: этика или эстетика. Что это для вас лично?

Читайте также: