Парфянская стрела значение фразеологизма и происхождение кратко

Обновлено: 02.07.2024

Книжн. Шутл. Находчивый довод, приберегаемый к концу спора и приводящий собеседника в замешательство. БМС 1998, 554.

Большой словарь русских поговорок. — М: Олма Медиа Групп . В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина . 2007 .

Смотреть что такое "Парфянская стрела" в других словарях:

стрела — Парфянская стрела (книжн.) перен. меткий коварный удар, меткое, сражающее слово противника, симулирующего поражение. [От военной хитрости древнего азиатского народа парфян симулировать бегство и поражать через плечо меткими стрелами… … Фразеологический словарь русского языка

СТРЕЛА — Громовая стрела. 1. Арх., Печор., Помор., Прикам. Молния, разряд молнии. АОС 10, 78; СРНГП 2, 322; ЖРКП, 36; СГПО, 611; МФС, 97. 2. Печор., Яросл. Небольшая трубочка, продолговатая окаменелость, получившаяся из сплавившихся от удара молнии… … Большой словарь русских поговорок

Данилкин, Лев Александрович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Данилкин. Лев Данилкин Дата рождения … Википедия

Парфянский выстрел — Парфянский всадник. Британский музей … Википедия

“История, - сказал однажды Гёте, - книга за семью печатями”. Действительно, те крупицы знаний о прошлом, что донесла до нас наука история, есть всего лишь ничтожная часть огромного бесконечного целого. В результате войн и катаклизмов гибли целые государства, на их месте возникали новые, одна цивилизация сменялась другой, но не каждая из них захотела оставить любопытным потомкам сколь-нибудь достаточную и подробную память о себе. К таким загадочным государствам как раз и относится Парфия. Историки не зря в своих творениях называют её Парфией Великой. Однако о ней мало упоминается на уроках истории, а большинство наших интеллектуалов даже мало что слышали о ней. Между тем, в мире давно существует выражение: “пустить парфянскую стрелу”; оно означает – озадачить противника неожиданным и злым выпадом. Само же сочетание слов “парфянская стрела” (“сагитта партика”) родилось в древнем Риме. Это выражение утвердилось в латинском языке с I века до нашей эры, после того как в 53 году до н. э. в битве при Каррах парфяне наголову разбили легионы тщеславного и жестокого римского триумвира Марка Красса, некогда победившего благородного Спартака. И победу над Крассом парфянам обеспечили именно их смертоносные стрелы.

В энциклопедиях мы в настоящее время можем найти выражение: “контрнаступление парфян”. Речь как раз и идёт об их контрнаступлении против легионов Марка Красса. Став одним из членов первого триумвирата, Красс мечтал установить в Риме тиранию и стать единоличным правителем. При разделе между триумвирами ему досталось наместничество в Сирии, где ему предоставлялось право “в неограниченном количестве набирать войска среди граждан и среди союзников, а также вести войну и заключать мир с кем пожелает”.

Вот тогда-то Красс и решил начать войну с Парфией для того, чтобы, завладев Сирией, дойти до земель бактрийцев, индийцев и выйти к самому Индийскому Океану. Достигнув Сирии, Красс двинулся в Месопотамию и переправился через Евфрат. Его легионы взяли ряд крупных городов, и алчный Красс вместо того, чтобы готовиться к решающим битвам с парфянами, начал подсчитывать доходы и трофеи и зазимовал в Сирии. Весной к Крассу прибыли парфянские послы, заявив, что парфяне не станут сами нападать на Красса, а позволят его легионам уйти. Однако самоуверенный Красс заявил, что разговор с парфянами не окончен и будет продолжен только после того, как римляне возьмут парфянский город Селевкию. На что глава парфянского посольства рассмеялся и, протянув Крассу свою руку ладонью вверх, сказал: “ Скорее на ладони вырастут волосы, чем ты, Красс, увидишь Селевкию!”

Не будем подробно описывать битвы Красса с парфянами. Об этом можно прочитать в энциклопедиях и в других исторических книгах. Обратим внимание только на те загадочные явления, которые и являются основной целью нашего очерка. Парфяне долго не вступали в открытый бой с римлянами. При встрече с ними они сразу пускались в бегство, увлекая за собой воодушевлённых легкой победой легионеров. При этом на всём скаку парфяне, не оборачиваясь, пускали через плечи назад свои губительные стрелы. Потерявшие бдительность римляне на своём стремительном марше, преследуя врага, держали настолько кучно свой строй, что парфянам не надо было даже целиться, ибо каждая стрела находила свою жертву. Поражало римлян и другое: стрелы парфян не были видны в полёте и не только легко пробивали доспехи, но и насквозь пронзали человека. (Это уже описано самим Плутархом и вряд ли может вызывать недоверие). Но однажды парфяне неожиданно остановились и повернули своих коней. В битву они не ввязывались, а стали осыпать легионеров тучами стрел, на этот раз уже метко стреляя.

Никакие построения в виде черепахи не помогали римлянам, ибо парфянские стрелы пробивали щиты. Тогда римляне сами бросились на врага, и парфяне, возглавляемые полководцем Суреной перешли в контрнаступление. Множество римских солдат погибло в этом бою. Погиб и сын Марка Красса Публий. Бой затих только к ночи. Ночью парфяне не любили сражаться. На рассвете парфянская конница напала на римский лагерь, перебив четыре тысячи человек, взяв в плен Марка Красса и его ближайших офицеров, среди которых был преданный Крассу Октавий. Между пленниками и конвоем завязалась схватка, в которой были убиты несколько римских офицеров и сам Октавий.

Парфянской стрелой (или парфянским выстрелом) называют неожиданный ответный ход уже побежденного, казалось бы, противника, который он приберегал для особого момента.

История возникновения этого выражения связана с тактическим приемом конных лучников древнего Парфянского царства. Атакуя противника и осыпая его стрелами, они затем начинали отступать, провоцируя противника на преследование. Отступая, парфянские конные лучники на скаку постоянно оборачивались и продолжали обстреливать преследователей, что было полной неожиданностью для противника, незнакомого с этой тактикой, и приводило к огромным потерям в его рядах еще до начала рукопашного боя.

Обычно такая фраза звучит в тот момент, когда сотрудник уже начинает двигаться к двери. Руководитель остается в некоторой растерянности: что это было?

В такой ситуации сотрудника нельзя отпускать. Произнося подобную фразу, подчиненный пытается перечеркнуть все договоренности или какую-то их часть, а вы можете считать, что разговор прошел впустую.

Сотрудника нужно вернуть. Точно рассчитайте свои действия. Ему нельзя позволить закрыть за собой дверь, но пусть после произнесения своей реплики он сделает еще один или два шага, удаляясь от вас.

Скорее всего, подчиненный остановится. Я много раз замечал, что перед тем, как повернуться ко мне, человек на мгновение замирает. Видимо, происходит внутренняя борьба: черт, не удалось сбежать, поворачиваться не хочется, но деваться некуда.

Парфянская стрела

Некоторые державы растворяются в прошлом, практически не оставив после себя следа. Когда такое происходит с крохотными государствами — это процесс вполне объяснимый. Но как ни удивительно, в Лету может кануть даже огромная могучая империя, когда-то владевшая половиной Древнего мира. Именно так произошло с Парфянским царством.

Индоевропейские племена парнов, кочевавшие в степях между Амударьей и Каспийским морем, около 247 года до нашей эры провозгласили царем Аршака, основавшего новую династию правителей. В 239 году до нашей эры парны захватили провинцию Парфиену, ранее принадлежавшую Селевкидам (греческой династии наследников великого Александра Македонского). Впоследствии они полностью слились с жившими там парфянскими племенами, которые были родственны им. Так было положено начало созданию Парфянского царства — одного из наиболее знаменитых государств Древнего Востока, простиравшегося от Сирии до Средней Азии.

Карта Парфянского царства

Карта Парфянского царства с зависимыми территориями на рубеже эр

В I веке до нашей эры историк и географ Страбон сообщал о парфянах следующее:

В настоящее время они владеют такой обширной страной и таким множеством племен, что по величине своей державы являются до некоторой степени соперниками римлян.

К тому времени, поделив мир с римлянами, они твердо держали власть над Востоком.

Парфянские цари из династии Аршакидов жили в роскошных дворцах двух столиц — Экбатзны (в Иране) и Ктесифона (на берегу Тигра). Они были несметно богаты, поскольку извлекали значительную прибыль из торговли, шедшей транзитом через Иран по единственному сухому пути, соединявшему Средиземное море с Индией и Китаем. Торговый путь парфяне поддерживали всегда в должном состоянии, увеличивая число колодцев и караван-сараев на тропах, пересекавших пустыни, с тем, чтобы повысить и без того значительные проходные пошлины.

Далекий Китай стремился поддерживать связи с Парфией. В конце II века до нашей эры Аршакиды с помпой встречали китайское посольство у своих границ, придав ему почетный конвой в 20 тысяч человек. Выгоды от заключенных сделок и договоров были очевидны. Парфянская драхма до середины I века играла видную роль в денежном обращении на рынках сопредельных стран.

Парфия имела мобильное и хорошо обученное войско. В обществе, где еще были сильны родовые связи, знать брала на воспитание детей крестьян, обучала их верховой езде и владению оружием, формируя из них впоследствии главные силы армии. Богатые землевладельцы разводили великолепных коней, которые составляли основу знаменитой тяжелой конницы, не имевшей себе равных в Древнем мире.

Вся история парфян была чередой войн, побед и поражений. Более всего страдали жители многонационального царства от римлян. Но парфяне оказались единственным народом, чье войско успешно отражало захватнические поползновения великодержавного Рима. Главной силой парфян были лучники, легкая кавалерия и катафрактарии — всадники, облаченные, как и их лошади, в тяжелые железные латы.

Опорной базой парфянской панцирной конницы являлась крепость Хатра. Парфяне не пожалели сил, чтобы превратить ее в неприступную твердыню. Круглый в плане город был обнесен двойной стеной. Кроме того, его окружал еще глубокий ров. Легионы римских императоров Траяна (в 116 году до нашей эры) и Септимия Севера (в 198 году до нашей эры) дважды пытались захватить Хатру, но потерпели неудачу.

Катафрактарии

Битва при Каррах

Битва при Каррах

Поддерживая иранские культы Ахурамазды, Заратуштры и Митры, парфянские цари вместе с тем чтили храмы греческих богов, которым поклонялись потомки солдат армии Александра Македонского. В Парфии нашли прибежище буддисты, изгнанные из Индии. Позднее через Парфию буддизм пришел в Китай. Не удивительно, что именно из парфянской провинции Арьяварта (территория Северной Индии) буддисты всего мира ждали (и ждут по сей день) пришествия грядущего Спасителя мира — Будды Майтрейи.

В Парфии, по преданию, проповедовали апостолы Матфей, Марк, Варфоломей, Филипп и Фома. По мнению некоторых церковных писателей, волхвы, приходившие с дарами на поклонение новорожденному Богомладенцу, прибыли из Парфии.

Парфянская держава просуществовала около 473 лет и пала под ударами набирающего силу Ирана. В 226 году первый иранский шахиншах из династии Сасанидов по имени Ардашир разгромил последнего парфянского царя Артабана V. История Парфии полна белых пятен, и только археологические работы последних десятилетий начинают понемногу стирать их.

Но почему так мало сведений сохранилось? Дело в том, что Парфянское царство погибло от внутренней междоусобицы. И волнения продолжались. Множество местных вождей готовы были заявить свои претензии на самостоятельное управление той или иной областью рухнувшей империи. Чтобы снова собрать державу воедино и укрепить ее, не дав развалиться изнутри и суметь отбиться от внешних врагов, нужен был мощный, безусловный авторитет правителя.

Бронзовая статуя парфянского дворянина

Бронзовая статуя парфянского дворянина из святилища в Шами, Иран

Пришедшая к власти Сасанидская (Персидская) династия сразу стала доказывать свои законные права на престол, пытаясь заставить народ забыть о прежних владыках. Города и области были переименованы, исторические хроники переписаны, исторические памятники разрушены. Всеми силами узурпаторы пытались вытравить память о прошлом. Во многом им это удалось.

Археологи нашли в Иране многочисленные прекрасные скульптуры, созданные когда-то в Парфии, в подражание греческим. В Лаодикее и в Шами раскопали великолепные бронзовые статуи — изображения богов. В Нисе, на территории Южного Туркменистана, советскими археологами в середине XX столетия был вскрыт укрепленный царский дворец III-II веков до нашей эры.

Внутри дворца были обнаружены эллинистические статуэтки из мрамора и позолоченного серебра, 40 сосудов для питья из слоновой кости с ручками в виде грифонов и с рельефами, на которых были изображены сцены из греческой мифологии. И все же до сих пор мы знаем историю могущественного Парфянского царства главным образом лишь по рассказам тех, кто жил вокруг него.

Читайте также: