Укрепление государственной власти в россии в конце 20 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

Курс на стабилизацию России был взят на вооружение и провозглашён после прихода к власти В. В. Путиным, занявшим пост президента РФ в 2000 году. Реализованный к концу второго президентского срока Путина, этот курс предполагал прежде всего централизацию власти в России и сохранение её территориальной целостности, которых не удалось достичь его предшественнику Б. Н. Ельцину.

Приход к власти В. В. Путина

Спустя несколько дней после теракта в Беслане в сентябре 2004 года Путин заявил, что намерен вообще отменить выборы глав регионов с целью усиления борьбы с терроризмом. Теперь губернаторы назначались президентом.

Ситуация на Северном Кавказе

Путину удалось в целом решить чеченскую проблему. Придя к власти, он поставил перед войсками цель по возвращению Чеченской республики под контроль федерального центра. В краткие сроки российские части заняли 80 % территории Чечни. Серьёзным вызовом для российского руководства стал захват чеченскими террористами театрального центра на Дубровке 23 октября 2002 года. Власти не стали выполнять условий террористов, настаивавших на ведении переговоров лично с Путиным и требовавших вывода российских войск из Чечни: была организована операция по освобождению заложников. Погибло более 100 человек.

В отличие от Ельцина, Путин подчёркивал, что борьба идёт не между Россией и Чечнёй, но между Россией и группой чеченских сепаратистов. Ещё в 2000 году он сделал ставку на бывшего муфтия Чечни А. Кадырова, назначив того главой администрации Чеченской республики. В 2003 году Кадыров стал президентом Чечни, однако 9 мая 2004 года погиб в результате теракта в Грозном. Позднее, в 2007 году, по представлению В. В. Путина президентом Чеченской республики был утверждён его сын Р. Кадыров.

1-3 сентября 2004 года террористы удерживали школу в городе Беслан (Северная Осетия). От рук преступников и при штурме погибли сотни людей, в основном детей. После этого российские власти ужесточили меры по борьбе с терроризмом. В 2005–2008 годах в России не произошло ни одного крупного теракта. В 2005 году в результате спецоперации ФСБ был убит президент самопровозглашённой Чеченской республики Ичкерия А. Масхадов, в 2006 году – другой видный лидер чеченских сепаратистов, Ш. Басаев, непосредственно причастный к подготовке терактов на Дубровке и в Беслане. После этого ситуация в Чечне и на Северном Кавказе в целом стабилизировалась.

Социально-экономическая политика

Итоги первых двух президентских сроков Путина

Президент России В. В. Путин, укрепление российской государственности, политические реформы, обеспечение гражданского согласия и единства общества, новые государственные символы России, экономические реформы, экономика и социальная сфера страны в начале XXI века, усиление борьбы с терроризмом, чеченская проблема, разработка новой внешнеполитической стратегии, выборы 2003–2004 годов, разработка стратегии развития России до 2020 года, президентские выборы 2008 года.

Президент России В. В. Путин.

Второй Президент России Владимир Владимирович Путин родился 7 октября 1952 г. Окончив юридический факультет Ленинградского государственного университета, он с 1975 по 1991 г. служил в органах государственной безопасности. В 1991–1996 гг. работал в мэрии Санкт-Петербурга, был вице-мэром города, затем перешел в аппарат Президента России, где за короткий срок прошел путь до первого заместителя главы администрации.

В 1998 г. Путин был назначен директором ФСБ. Летом 1999 г. он был утвержден председателем правительства России. На президентских выборах 26 марта 2000 г. В. В. Путин уже в первом туре одержал победу и был избран Президентом. 7 мая 2000 г. он вступил в должность. Главой правительства Российской Федерации был утвержден М. М. Касьянов – первый вице-премьер в правительстве Путина. В. В. Путин показал себя сторонником сильной государственной власти, являющейся залогом любых прогрессивных преобразований в России, поэтому и первые шаги нового Президента были направлены на укрепление авторитета и роли государства в жизни общества, наведение должного порядка.

При этом демократический выбор, сделанный страной в 90-е гг., никогда не подвергался сомнению.

Укрепление российской государственности. Политические реформы.

Для укрепления роли федерального Центра Президент учредил 7 федеральных округов – Центральный, Северо-Западный, Южный, Поволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный, что стало началом реформы системы местного управления. Главами округов были назначены полномочные представители Президента. В короткий срок удалось решить чрезвычайно важную задачу: привести местные законы в соответствие с Конституцией России и федеральным законодательством. В округах были созданы органы прокуратуры и внутренних дел. Более 3,5 тыс. нормативных актов, принятых в субъектах Федерации, не соответствовали Конституции России и федеральным законам, 4/5 из них были приведены в соответствие.

Эти меры позволили усилить роль Центра на местах, укрепить Федерацию, возродить единое законодательное пространство России. По инициативе Президента была проведена реформа Федерального Собрания. Совет Федерации стал формироваться не из губернаторов, а из представителей регионов, избранных их законодательными органами и назначенных главами администраций. Эти решения усовершенствовали федеративное устройство России, позволили преодолеть наиболее острые противоречия, существовавшие между Центром и регионами.

Был создан Государственный совет, в состав которого вошли главы регионов. Его целью было выдвижение и обсуждение общенациональных проектов. Совершенствовалась и российская многопартийная система. Принятый Закон о политических партиях признал таковыми лишь те организации, которые имеют массовую поддержку населения. В результате значение политических партий в жизни страны усилилось.

Была начата судебная реформа, в ходе которой появились суд присяжных, институт мировых судей и судебных приставов, из судебного процесса были выведены народные заседатели. В короткий срок была завершена работа по кодификации российского законодательства.

Была заметно ускорена военная реформа, целью которой провозглашалось создание профессиональной, хорошо вооруженной и обученной Российской армии к 2015 г.

Из послания Президента России В. В. Путина Федеральному Собранию. 2002 г.

. Мы уже два года говорим о сокращении избыточных функций госаппарата. Ведомства по вполне понятным причинам цепляются и будут цепляться за эти функции. Но это, конечно, не повод откладывать реформу. Председателю Правительства следует представить обоснованные предложения по реструктуризации системы исполнительной власти. Необходимо устранить то, что все еще мешает людям жить и работать. И прежде всего придется существенно изменить саму систему работы государственных институтов.

Обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы России.

Регулярно проходят встречи Президента с лидерами думских фракций. Обмен информацией о действиях и планах высших органов власти, совместный поиск политических решений повышают эффективность государства.

Касаясь экономических проблем, он писал о необходимости значительного повышения эффективности экономики, проведении последовательной и результативной социальной политики, нацеленной на борьбу против бедности, на обеспечение устойчивого роста благо­состояния населения.

26 марта 2000г. на досрочных президентских выборах главой государства был из­бран В.В.Путин. В основу политики нового президента России был положен курс на укрепление суверенной российской государственности. Председателем правительства стал М.М.Касьянов.

Одним из первых шагов В.В.Путина на посту президента стала административная реформа. В мае 2000 г. 89 субъектов федера­ции были распределены между семью округами: Дальневосточ­ным, Сибирским, Центральным, Уральским, Приволжским, Юж­ным, Северо-Западным, куда направлялись полномочные пред­ставители Президента РФ. Целью административной реформы было повышение эффективности деятельности федеральных ор­ганов государственной власти и совершенствование системы контроля за исполнением решений центральной власти. Предста­вители президента стали связующим звеном между центром и ре­гионами.

Другим шагом к укреплению государственности стало приве­дение в соответствие с Конституцией РФ законодательства субъ­ектов федерации. В итоге из конституций республик, входящих в состав РФ, было изъято положение об их суверенном статусе.




Касаясь экономических проблем, он писал о необходимости значительного повышения эффективности экономики, проведении последовательной и результативной социальной политики, нацеленной на борьбу против бедности, на обеспечение устойчивого роста благо­состояния населения.

26 марта 2000г. на досрочных президентских выборах главой государства был из­бран В.В.Путин. В основу политики нового президента России был положен курс на укрепление суверенной российской государственности. Председателем правительства стал М.М.Касьянов.

Одним из первых шагов В.В.Путина на посту президента стала административная реформа. В мае 2000 г. 89 субъектов федера­ции были распределены между семью округами: Дальневосточ­ным, Сибирским, Центральным, Уральским, Приволжским, Юж­ным, Северо-Западным, куда направлялись полномочные пред­ставители Президента РФ. Целью административной реформы было повышение эффективности деятельности федеральных ор­ганов государственной власти и совершенствование системы контроля за исполнением решений центральной власти. Предста­вители президента стали связующим звеном между центром и ре­гионами.

Другим шагом к укреплению государственности стало приве­дение в соответствие с Конституцией РФ законодательства субъ­ектов федерации. В итоге из конституций республик, входящих в состав РФ, было изъято положение об их суверенном статусе.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Формирование российской системы государственного управления в конце XX века – начало XXI вв.: особенности, предпосылки, тенденции, эволюция и противоречия

После съезда политический процесс начал развиваться по конфронтационному сценарию. Между радикально настроенными демократами и сторонниками Горбачева развернулась борьба за поддержку со стороны населения. Демократы образовали Межрегиональную депутатскую группу народных депутатов СССР (МДГ), в которую вошли около 300 человек, и Координационный совет в составе более 20 человек, избрали пять его сопредседателей – Б. Н. Ельцина, Ю. Н. Афанасьева, Г. Х. Попова, А. Д. Сахарова и В. А. Пальма.

В сентябре 1989 года МДГ сформулировала свою политическую программу. Ключевым стало требование отмены 6-й статьи Конституции СССР. После скоропостижной смерти А. Д. Сахарова 14 декабря 1989 года лидером МДГ стал Б. Н. Ельцин. У демократов была репутация противников партократов, к которым сами демократы относили не только партийных консерваторов, но и партийных реформаторов во главе с М. С. Горбачевым.

15 января 1990 года Бюро ЦК КПСС по РСФСР под председательством М. С. Горбачева внес на рассмотрение вопрос о суверенизации. Правовую основу суверенизации России составили изменения Конституции РСФСР, внесенные в ходе реформы политической системы. Согласно решениям XIX Всесоюзной партийной конференции, проходившей 27 октября 1989 года, в Конституцию РСФСР Верховный Совет внес 25 поправок. Высшим органом государственной власти в РСФСР стал съезд народных депутатов РСФСР, который наделялся правом изменять Конституцию, определять внутреннюю и внешнюю политику РСФСР в соответствии с политикой СССР. Съезд избирал тайным голосованием из своего состава Верховный Совет – постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган государственной власти РСФСР. Последний состоял из двух палат: Совета Республики и Совета Национальностей. Председатель Верховного Совета являлся высшим должностным лицом РСФСР, избирался съездом тайным голосованием из своего состава сроком на 5 лет. В поправках не было оговорено разделение полномочий между РСФСР и СССР. Такое положение заложило мину замедленного действия под взаимоотношения союзного центра и РСФСР.

Началась избирательная кампания по выборам народных депутатов РСФСР.

23 сентября Х чрезвычайный (внеочередной) Съезд народных депутатов принял решение о прекращении полномочий президента Б.Н. Ельцина. Исполняющим обязанности президента был назначен вице-президент А.В. Руцкой. Противостояние стало открытым, установилось двоевластие: в регионах главы администраций в основном поддерживали Ельцина, а представительные органы – Верховный Совет. В Москву из соседних областей шли колонны автобусов со сторонниками ВС, вокруг Белого дома, оцепленного милицией и окруженного баррикадами, собрались толпы его защитников, съезжались националистически настроенные боевики.

30 сентября представители президента и Съезда народных депутатов в результате трудных переговоров подписали Протокол № 1, по которому нужно было взять под контроль оружие в Белом доме, ликвидировать блокаду и силовое противостояние. Но Военный совет обороны Белого дома отверг договоренности, потребовал вернуться к политической ситуации, существовавшей накануне блокады Белого дома. Новые переговоры не привели к позитивным результатам.

12 декабря состоялся референдум по проекту новой Конституции РФ и выборы в Государственную Думу, что конечно противоречило даже здравому смыслу. Однако, Конституцию народ одобрил, и с января 1994 г. начала работать Государственная Дума (нижняя палата Федерального собрания, верхней палатой являлся Совет Федерации). Конституция определяла Россию как федеративное государство, с демократическим строем и республиканской формой правления. В Конституции закреплялись основные права и свободы человека, определялись полномочия Президента, Федерального собрания, Правительства, порядок формирования судебной системы, были оговорены вопросы взаимоотношений субъектов Федерации и федерального центра.

Начинается процесс десоветизации системы представительных органов власти. Демонтаж Советов приводит к обострению социальных проблем общества, проводился жесткий курс экономических реформ, закончившийся дефолтом в августе 1998 г. Новая система политических и общественных отношений не носил демократический характер, т.к. большинство решений диктовало для Ельцина олигархическое окружение, и даже прошедшие в 1996 г выборы президента напоминали аукцион, на котором была попытка подкупить избирателей. Крах экономической системы не удавалось преодолеть всем Председателям Правительства, назначаемых до осени 1999 г. И лишь с назначением на этот пост В.В. Путина экономические показатели затормозились в своем стремлении вниз. Его и назначил Ельцин в качестве приемника в своем новогоднем поздравлении с Новым 2000 годом.

26 марта 2000 г. состоялись выборы Президента. Из 7 претендентов на пост победу одержал никому до этого неизвестный приемник Ельцина. Остальные кандидаты так или иначе заняли свои посты в новой администрации или правительстве.

Путин В.В. за первые два срока на посту Президента проводил последовательные действия в сфере формирования демократического строя и выстраивании вертикали государственной власти, через создание федеральных округов с полномочными представителями президента. По-новому определялся принцип формирования Совета Федерации, превратив его в постоянно действующий орган, но уже не из глав регионов, а избранных представителей, для губернаторов был создан Госсовет, и начались административные реформы. В социально-экономической сфере продолжался курс по либерализации экономики, важными аспектами стали решение вопросов о введении 13 % ставки налогообложения, разрешения вопросов по соцобеспечению населения и начало проведения пенсионной реформы. Для улучшения ситуации во многих областях общества были приняты нацпроекты. Для формирования гражданского общества была организована Общественная Палата, призванная производить контроль за действиями исполнительной и законодательной власти.

С 2005 г. формируется новый порядок отбора кандидатов и избрания губернаторов. Несмотря на то, что все чиновники должны быть безпартийными или сохранять видимость нейтралитета при осуществлении должностных полномочий de jure , de facto получается пока не совсем так.

Меняется избирательная система РФ в 2003 и 2007 гг. в части выборов депутатов Госдумы, сначала пробовали проводить выборы по пропорциональной системе, потом перешли к более справедливой мажоритарной системе. В 2008 г. были внесены поправки в Конституцию РФ относительно сроков полномочий Президента и депутатов Государственной Думы.

Существующая система властных отношений породила бюрократизацию и коррупцию в устрашающих масштабах. И это пришлось признавать и пытаться решать, после открытых выступлений со стороны граждан.

В 2008 г. на пост Президента был избран Медведев Д.А., Путин В.В. занял пост Председателя Правительства, и на этом посту ему пришлось более пристальное внимание уделить решению внутренних проблем, коих возникло немало в связи в мировым экономическим кризисом в 2009 г.

4 марта 2012 г. состоялись выборы Президента РФ, на которых победу предсказуемо одержал Путин В.В., и по предварительному согласованию Председателем Правительства опять становится Медведев Д.А.

Читайте также: