Адлер и юнг теория личности кратко

Обновлено: 02.07.2024

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 282 553
  • КНИГИ 671 253
  • СЕРИИ 25 845
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 621 637

1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. ПРЕДМЕТИ ОБЪЕКТ НАУКИ. ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ. ДУША КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

В основе развития психологии лежит интерес к природе человеческого бытия, условиям его развития и формирования в человеческом обществе, особенностям отношений человека с другими людьми. Само название предмета в переводе с древнегреческого означает – наука о душе (по гречески psyche – душа, logos – наука).

Предметом научного изучения в психологии являются конкретные факты психической жизни, которые характеризуются качественно и количественно. Но научная психология не ограничивается описанием психологического факта, она требует перехода от описания явлений к их объяснению. Это предполагает раскрытие законов, которым подчиняются эти явления. Следовательно, предметом изучения в психологии являются психологические законы.

Исследование системы психических явлений, направленных на раскрытие объективных законов, которым они подчиняются, имеет важное значение для создания научной базы психологии, решения общественных задач и т. д.

Во все времена предметом психологии была душа человека. В разное время в это понятие вкладывался разный смысл. В эпоху Античности душа понималась как первооснова тела, т. е. душа – это основа мира, из которой состоит все живое. Главная задача души – придание телу активности, так как, по представлениям ученых-психологов, тело является инертной массой, которую приводит в движение именно душа.

В эпоху Средневековья душа стала предметом богословия. Поэтому в область исследования входило изучение видов активности тела и всего чувственного познания мира. Волевое поведение, логическое мышление считались прерогативой божественной воли, а не материальной души.

В Новое время психология стремилась стать объективной, рациональной, т. е. основанной на доказательствах, на разуме, а не на вере. Поэтому предметом психологии становится сознание. Это привело к тому, что уже к XVIII в. предметом психологии стало изучение познавательных процессов. Но поведение человека, эмоциональные процессы, личность не вошли в этот предмет.

Благодаря развитию биологии, а также теории эволюции Ч. Дарвина, работам Г. Спенсера и других исследователей психология отошла от философии, соединив себя с естественными дисциплинами. Теперь кроме познавательных процессов в предмет психологии входят и поведение, и эмоциональные процессы.

2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИИ О ПРЕДМЕТЕ ПСИХОЛОГИИ

Психология прошла длительный путь развития, в котором можно выделить следующие этапы:

I – донаучный – до VII–VI вв. до н. э.

Это период, когда еще не существовало различных научных исследований психики, ее содержания и функций. В это время все представления о душе основывались на мифах и легендах, на сказаниях, религиозных обычаях и традициях.

III – ассоцианистическая психология (конец XVIII – начало XIX вв.). Предметом психологии в этот период является сознание, которое состоит из ощущений, чувств и представлений. Для исследования психики используются логика, естественные науки. Появляется первая психологическая школа, возникают концепции об адаптационной функции психики, развитие теории рефлекса.

IV – экспериментальная психология (середина XIX – начало XX в.). Основное достижение – это главным образом появление первых симптомов методологического кризиса.

V – методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы (10-30-е гг. XX в.). Психология делится на несколько предметов: вначале – элементы психики (структурализм), функции психики (функционализм), далее основные предметы – поведение, структуры психики (гештальтпсихология), высшие психические функции и деятельность (советская психология). Появляются такие новые методы, как психоанализ и проективные методы.

VI – дальнейшее развитие психологических школ (1940–1960 гг.). Возникают направления психологии, которые делают акцент на внутренний мир человека, его сущность (гуманистическая психология). В центре внимания – интеллект человека. Среди методов исследований появляются такие, как опросники.

VII – современная психология (вторая половина XX в.). Совершенствование экспериментальных методов исследования психики.

3. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

Основными методами психологического исследования являются наблюдение и эксперимент. Очень популярны анкеты, тесты и анализ творческой деятельности.

Самонаблюдение (интроспекция) – один из первых психологических методов. Это выбор метода для исследования душевных явлений, достоинством которого является способность непосредственного, прямого наблюдения за мыслями, переживаниями, стремлениями человека. Недостаток метода – его субъективность. Трудно проверить полученные данные и повторить результат.

Самый объективный метод – эксперимент. Существуют лабораторный и естественный виды эксперимента. Достоинство метода: высокая точность, возможность изучить факты, не доступные глазу наблюдателя, специальными приборами.

В психологии существует и формирующий эксперимент при анализе. Испытуемых разделяют на контрольную и экспериментальную группы, а работа проводится только с экспериментальной группой. Уровень развития изучаемого параметра замеряется в обеих группах до начала и в конце эксперимента. Затем анализируется разница между показателями. На основании этого анализа и делается вывод об эффективности формирующего воздействия.

Интервью (или беседа) проводится с каждым испытуемым отдельно, поэтому не дает возможности получить подробную информацию так же быстро, как при использовании анкет. Но данные беседы позволяют зафиксировать эмоциональное состояние человека, его отношение, мнение к некоторым вопросам.

К.Г. Юнг являлся одним из подвижников Фрейда. Юнг считал либидо (энергию жизни) обобщенной психической энергией, которая может принимать различные формы. Он возражал против символической интерпретации слов или ассоциаций, разрабатываемой Фрейдом, считая, что необходимо идти вслед за символикой человека в глубь его бессознательного.

Юнг полагал, что структура личности состоит из трех компонентов: 1) коллективного бессознательного; 2) индивидуального бессознательного; 3) сознания.

А. Адлер отрицал положение 3. Фрейда и К.Г. Юнга о доминировании бессознательных влечений в личности и поведении человека. По мнению Адлера, чувство общности с другими людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, – это и есть главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека.

Идея фиктивного финализма состоит в том, что здоровый человек в принципе может освободиться от влияния фиктивных надежд и увидеть жизнь и будущее такими, какие они есть на самом деле. Адлер считал, что большое значение в формировании структуры личности играют семья человека, друзья и т. д. Стиль жизни человека связан с чувством общности – это своеобразный стержень, который держит всю конструкцию стиля жизни.

ПСИХОАНАЛИЗ ЮНГА

ПСИХОАНАЛИЗ ЮНГА Карл Густав Юнг (1875–1961) родился в Кессвиле, маленькой швейцарской деревушке, в семье пастора реформистской церкви. До девяти лет Юнг был единственным ребенком, одиноким и нелюдимым. Впоследствии, уже будучи взрослым, он придавал большое значение

9. ФАКТОРЫ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ. ТЕОРИЯ личности ЗИГМУНДА ФРЕЙДА

9. ФАКТОРЫ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ. ТЕОРИЯ личности ЗИГМУНДА ФРЕЙДА Личность формируется в условиях общественного, конкретно-исторического существования человека, его обучения и воспитания. Если говорить о движущих силах развития личности, то следует выделить

50. НЕОФРЕЙДИЗМ. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ А. АДЛЕРА. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЮНГА

50. НЕОФРЕЙДИЗМ. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ А. АДЛЕРА. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЮНГА Карен Хорни (1885–1952) – представительница неофрейдизма – пришла к выводу о доминирующем влиянии общества, окружения (социального) на развитие человека. Она, как многие другие, доказывала,

7. КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ ЗИГМУНДА ФРЕЙДА

7. КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ ЗИГМУНДА ФРЕЙДА Личность формируется в условиях общественного, конкретно-исторического существования человека, его обучения и воспитания. Если говорить о движущих силах развития личности, то следует выделить

8. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ КАРЛА ГУСТАВА ЮНГА И АЛЬФРЕДА АДЛЕРА

13. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

13. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ Индивидуальность человека определяется его жизненным опытом, преломляемым через особенности личности и проявляемым путем его отношения к окружающим явлениям и своеобразия его внутренних психических функций.Личность – системное качество,

Яконцепция личности

Яконцепция личности относительно устойчивая, не всегда осознаваемая система установок относительно собственной личности, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими. Чаще всего другими людьми она фиксируется через отношение школьника к самому себе, т. е.

30. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

30. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ Существует два основных научных подхода к формированию личности:1) личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными способностями, которые играют доминирующую роль;2) личность – это продукт в первую

9. СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ ЛИЧНОСТИ КАК МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА

9. СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ ЛИЧНОСТИ КАК МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА Социальная роль – способ поведения, который соответствует принятым в данном обществе нормам и правилам и зависит от социального статуса человека. Впервые определение социальной роли

Развитие его личности

Развитие его личности В конце первых шести месяцев своей жизни, в течение которых малыш существует исключительно посредством матери, к нему начинает приходить сознание, что он автономное существо, отличное от той, что подарила ему жизнь. И он выходит во внешний мир.Второй

13. Противоречивость трудовой теории стоимости Рикардо и теории прибавочной стоимости Маркса

Юнг являлся одним из подвижников Фрейда. Юнг считал либидо (энергию жизни) обобщенной психической энергией, которая может принимать различные формы. Он возражал против символической интерпретации слов или ассоциаций, разрабатываемой Фрейдом, считая, что необходимо идти вслед за символикой человека в глубь его бессознательного.

Юнг полагал, что структура личности состоит из трех компонентов: 1) коллективного бессознательного; 2) индивидуального бессознательного; 3) сознания.

А. Адлер отрицал положение 3.

Фрейда и К.Г. Юнга о доминировании бессознательных влечений в личности и поведении человека. По мнению Адлера, чувство общности с другими людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, – это и есть главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека.

Идея фиктивного финализма состоит в том, что здоровый человек в принципе может освободиться от влияния фиктивных надежд и увидеть жизнь и будущее такими, какие они есть на самом деле. Адлер считал, что большое значение в формировании структуры личности играют семья человека, друзья и т. д. Стиль жизни человека связан с чувством общности – это своеобразный стержень, который держит всю конструкцию стиля жизни.

11. НАПРАВЛЕННОСТЬ И ЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ

Направленность на соответствующий предмет порождается испытываемой или осознаваемой человеком зависимостью его от того, в чем он нуждается и чем заинтересован. Так зарождается сначала достаточно неопределенная, динамическая тенденция, которая постепенно превращается в стремление. Тенденция обычно вызывает деятельность, направленную на удовлетворение потребности, с ней обычно связываются намечающиеся, не заторможенные двигательные моменты, которые усиливают динамический характер тенденции.

Вопрос о динамических тенденциях – главная проблема направленности. Они в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, в свою очередь определяясь ее целями и задачами.

Направленность включает два связанных момента:

1) предметное содержание, так как это всегда направленность на определенный предмет;

2) напряжение, которое возникает при этом.

Из тенденций выделяется установка, т. е.

занятая позиция личности, заключающаяся в определенном отношении к стоящим целям или задачам, выражающимся в готовности к деятельности и в избирательной мобилизованности.

Любая установка – это установка на какую-то линию поведения, которой она и определяется. Установка предполагает вхождение субъекта в ситуацию и принятие им задач, которые в этой ситуации возникают. Установка зависит от распределения того, что субъективно значимо для человека.

Тенденции, образующиеся в процессе деятельности и побуждающие к ней, заключаются в потребностях, интересах и идеалах. Потребности по мере их осознания могут быть влечениями и желаниями. Склонность отчленяется от интереса как направленность на соответствующую деятельность.

Сами потребности и интересы личности возникают и развиваются из имеющихся и развивающихся взаимоотношений человека с окружающим его миром.

Таким образом, направленность личности выражается в многообразных, все расширяющихся и обогащающихся тенденциях, которые служат источником многообразной деятельности.

12. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СТРУКТУРА, ВИДЫ, ХАРАКТЕРИСТИКИ

Деятельность – динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходят возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности.

Деятельность – это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.

Структура деятельности. Деятельность имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких слоев или уровней: психофизиологических функций; операций; действий; деятельностей особенных, или особых видов деятельности.

В деятельности выделяют движения и действия. Каждый относительно законченный элемент деятельности, направленный на выполнение одной простой текущей задачи, называют действием. Следует отметить, что выполнение движения постоянно контролируется и корректируется сопоставлением его результатов с конечной целью действия.

Выполнение предметного действия включает сенсорный контроль и корректировку движений в соответствии с их текущими результатами и свойствами объектов действия.

В отношении человека с другими людьми осуществляется его деятельность, т. е. в ней выражается личность человека и одновременно она формирует его личность. Возникновение видов деятельности у человека представляет длительный процесс.

В течение первого года на основе развития исследовательского поведения ребенок узнает и знакомится с миром. Затем начинается практическое поведение. Далее развивается коммуникативное поведение – средство, благодаря которому ребенок может удовлетворить свои потребности и желания. Виды деятельности:

2) учение. Научение, или освоение опыта, – это главный фактор развития ребенка. Особым видом деятельности можно назвать учение, т. е. деятельность, которая направлена на усвоение определенной информации, форм поведения, но оно возможно только тогда, когда человек сам нацелен на усвоение определенных знаний, умений, навыков;

3) труд – представляет собой деятельность, направленную на производство определенных общественно-полезных продуктов – материальных или идеальных. Трудовая деятельность человека – это видовое поведение, которое обеспечивает его выживание, использование им сил и веществ природы.

Основные характеристики деятельности. В развитой форме предметность свойственна лишь человеческой деятельности. Она проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, в ее связи со значениями, в понятиях языка, в ценностях, в ролях и социальных нормах. Субъектность деятельности выражается в таких аспектах, как обусловленность психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности.

13. ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД И ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Теория деятельности, которая была создана С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым, помогает раскрыть не только структуру и содержание психологической деятельности человека, но и дает понять, как исследование внешней деятельности может стать методом исследования внутренних состояний психики.

Потребность – это внутреннее состояние организма, испытывающего нужду в чем-либо. Появление мотива ведет к деятельности, направленной на его достижение. Следовательно, потребность дает энергию для деятельности, а мотив ее направляет. Имеет место следующая последовательность: потребность – мотив – деятельность.

Так как возможно исследовать внешнюю деятельность и ее связь с мотивом, возможно изучение внутренних психических состояний на основании того, какая потребность породила мотив. Отсюда следует новая схема: деятельность – мотив – потребность.

Деятельность связана с мотивами и потребностями. Она возникает самопроизвольно при активизации потребности. Деятельность и ее мотив могут не осознаваться, но действие и его цель всегда осознанны. Отличие в том, что деятельность определяется нашим желанием, а действие – необходимостью, так как его результат поможет достичь своей потребности.

Операции, т. е. способы выполнения действия, зависят от условий деятельности. Операции у человека всегда протекают на бессознательном уровне, хотя в случае затруднений они могут осознаваться.

Некоторые из них предназначены для людей, попавших в тяжёлую жизненную ситуацию. Такие публикации помогут самостоятельно разобрать свою проблему и сделать первые шаги на пути к улучшению своего психоэмоционального состояния.

Другие же носят не практический, а сугубо теоретический характер. Такие публикации помогут студентам младших курсов восполнить пробелы в своих знаниях или дополнительно углубиться в ту или иную тему.

Самые популярные динамические зарубежные теории личности: Фрейда, Юнга, Адлера, Эриксона, Бёрна, Хорни. Статья на канале "ПсихоБлогия" Яндекс.Дзен. Иллюстрация: Pexels

Самые популярные динамические зарубежные теории личности: Фрейда, Юнга, Адлера, Эриксона, Бёрна, Хорни. Статья на канале "ПсихоБлогия" Яндекс.Дзен. Иллюстрация: Pexels

Иногда я размещаю здесь психологические обзоры фильмов и книг - это предназначено скорее для развлечения.

Ещё часть предназначена для любителей , которые не связаны с психологией профессионально, но при этом всё равно хотят знать больше, лучше разбираться в людях.

Что касается сегодняшней статьи, то она поможет вам, если вы планируете поступать на факультет психологии в будущем, либо уже на данный момент обучаетесь там. Также она будет полезна для всех любителей, которые хотят получше узнать, как устроена личность человека, какие взгляды на природу её устройства существуют.

Так что обязательно оставайтесь со мной, и сегодня мы разберём шесть основных теорий личности , предложенные в течение последних столетий зарубежными авторами. На этот раз речь пойдёт именно о так называемых динамических теориях - то есть тех, в которых делается акцент на бессознательных истоках человеческого характера.

Не забывайте подписываться, чтобы всегда первыми получать уведомления о новых интересных статьях и видео на канале! Иллюстрация: сайт Pexels

Не забывайте подписываться, чтобы всегда первыми получать уведомления о новых интересных статьях и видео на канале! Иллюстрация: сайт Pexels

Фрейд

Австрийского психолога и психиатра Зигмунда Фрейда нередко называют "праотцом психоанализа". Понятие "бессознательного" было предложено им в конце девятнадцатого-начале двадцатого веков.

Фрейд выделял пять стадий психосeксуального развития, через которые проходит ребёнок с момента рождения и до совершеннолетия . При этом возможна нездоровая фиксация на любой из них. Символом идеального психического здоровья Зигмунд Фрейд считал именно последнюю, пятую, выделенную им стадию.

Зигмунд Фрейд выделял пять стадий, которые проходит ребёнок в своём развитии - начиная с момента своего рождения и вплоть до совершеннолетия. Иллюстрация: Pexels

Зигмунд Фрейд выделял пять стадий, которые проходит ребёнок в своём развитии - начиная с момента своего рождения и вплоть до совершеннолетия. Иллюстрация: Pexels

Также Фрейд считал, что в структуре личности стоит выделять три основных компонента :

  • "Я" или "Эго" (уровень сознания);
  • "Ид" или "Оно" (уровень бессознательного);
  • "Супер-Эго" или "Сверх-Я" (может функционировать сразу на двух уровнях, как на подсознательном, так и на сознательном).

Бессознательное Фрейд считал самым глубоким уровнем, где скрываются все потаённые желания, социально неприемлемые импульсы (прежде всего сeксуальные и агрессивные).

Также он выделял область предсознания , иначе именуемая также подсознательным . В предсознании хранится та информация, которая не осознаётся человеком в данный конкретный момент, но может быть осознана в скором времени.

Самые популярные динамические зарубежные теории личности: Фрейда, Юнга, Адлера, Эриксона, Бёрна, Хорни. Статья на канале "ПсихоБлогия" Яндекс.Дзен. Иллюстрация: Pexels

Самые популярные динамические зарубежные теории личности: Фрейда, Юнга, Адлера, Эриксона, Бёрна, Хорни. Статья на канале "ПсихоБлогия" Яндекс.Дзен. Иллюстрация: Pexels

Ну и, конечно же, есть ещё сознание . Это комментировать не буду, так как, в общем-то, и без дополнительных комментариев всё понятно :)

Юнг

В первое время Карл Густав Юнг был последователем Фрейда. На некоторое время они даже стали друзьями, которые вели активную переписку. Этот период дружбы двух психологов длился почти семь лет.

Также Юнг выделил несколько типов личности. Именно благодаря ему появилось столь популярное и по сей день деление на экстравертов (общительных, активных, черпающих энергию из внешнего мира) и интровертов (замкнутых, склонных к уединению, рефлексии, обращённых прежде всего к своему внутреннему миру и способных черпать энергию из одиночества).

Другие типы, помимо интровертов и экстравертов: интуитивный и сенсорный, мыслительный и эмоциональный.

Именно Юнг предложил разделять людей на экстравертов и интровертов, выделил противоположные друг другу мыслительный и эмоциональный типы личности, а также сенсорный и интуитивный. Иллюстрация: Pexels

Именно Юнг предложил разделять людей на экстравертов и интровертов, выделил противоположные друг другу мыслительный и эмоциональный типы личности, а также сенсорный и интуитивный. Иллюстрация: Pexels

Юнг использовал такие понятия, как " Эго " и " Самость " в качестве синонимов понятия "личность".

Помимо главного компонента - Эго, в структуру личности по Юнгу также были включены личное бессознательное и коллективное бессознательное .

Другие понятия, введённые Юнгом: архетип, персона, тень, анима/анимус, символы . Поскольку в сегодняшней публикации я делаю лишь краткий обзор теорий личности, то не буду сейчас в подробности, а постараюсь рассказать об этом подробнее как-нибудь позже.

Адлер

Адлер полагал, что ребёнок стремится прежде всего избавиться от чувства неполноценности, которое он неизбежно испытывает, сравнивая себя со взрослыми - такими сильными, успешными и реализованными в жизни. При этом есть первичный комплекс неполноценности (то есть тот, который изначально присутствует с рождения у всех) и вторичный комплекс неполноценности - тот, который может быть и у взрослого человека.

Альфред Адлер считал, что первичный комплекс неполноценности есть у всех детей, а вторичный может быть только у взрослых. Иллюстрация: Pexels

Альфред Адлер считал, что первичный комплекс неполноценности есть у всех детей, а вторичный может быть только у взрослых. Иллюстрация: Pexels

В дальнейшем в жизни человек стремится к реализации своей потребности в превосходстве .

Альфред Адлер выделял четыре типа личности , а именно: управляющий, берущий, избегающий и социально-полезный . Первые три из них он считал деструктивными (каждый - по-своему), и только последний, четвёртый, можно считать эталонным.

Эриксон

Э.Эрикосн полагал, что поведение человека подчинено одновремённо трём важнейшим, связанным друг с другом процессам, а именно - общественного , психического , а также общественного.

По мнению Эриксона, психосоциальная идентичность является важнейшей частью, которая интегрирует в себе все остальные части личности, включающими в себя также целостный образ себя и связи с социумом.

По мнению Эриксона, личность - это единство биологического, психического и общественного. Иллюстрация: Pexels

По мнению Эриксона, личность - это единство биологического, психического и общественного. Иллюстрация: Pexels

Идеи Фрейда и Эриксона во многом схожи, и вот почему:

Эрик Бёрн - основатель трансактного анализа , американский психолог.

Бёрн писал, что личность - это:

. совокупность особых состояний Эго, проявляющихся в специфических состояниях сознания и образцах поведения.

Для удобства в трансактном анализе состояния обычно обозначаются одной заглавной буквой, например: В - взрослый . Чтобы избежать путаницы, для обозначения Эго-состояния ребёнка используют букву Д (сокращение от " дитя "). Ну а родителя обозначают первой заглавной буквой Р .

При этом состояния Родителя и Ребёнка, согласно Эрику Бёрну, могут подразделяться ещё на несколько состояний: родительское - на два, а детское - на три.

В рамках трансактного анализа Эрик Бёрн дополнительно выделял два родительских состояния и три детских. Иллюстрация: Pexels

В рамках трансактного анализа Эрик Бёрн дополнительно выделял два родительских состояния и три детских. Иллюстрация: Pexels

2 родительских состояния - заботливое и контролирующее , 3 детских - естественное, приспосабливающееся, возражающее .

Считается, что родительские состояния мы воспринимаем так, как будто бы они являются нашими собственными. Однако на самом деле они привнесены извне другими людьми, которые некогда были важны для нас. Таким образом, произошёл процесс интеграции родительских состояний в структуру нашей личности, которые теперь стали неотличимы от наших собственных состояний.

В задачи Родителя входит: устанавливать систему запретов ( контролирующее состояние) , а также поддерживать и опекать, давать полезные советы ( заботливое состояние ).

Для Ребёнка (Д) свойственны эмоциональность, непосредственность. Это наши чувства и желания, многие из которых порой являются иррациональными.

Для естественного детского Эго-состояния типичны возможность бурно проживать эмоции, мечтать, испытывать радость. Также для него характерны легкомыслие и эгоцентризм - сфокусированность на самом себе.

Бёрн предложил в разработанном им же трансактном анализе выделять три состояния Ребёнка (Д). Прежде всего, это естественное состояние, а также - бунтующее и приспосабливающееся.

Бёрн предложил в разработанном им же трансактном анализе выделять три состояния Ребёнка (Д). Прежде всего, это естественное состояние, а также - бунтующее и приспосабливающееся.

Что касается приспосабливающегося детского состояния , то для него характерны: слабость, чувство вины, робость и скованность, боязнь проявить инициативу.

И, наконец, последнее, так называемое возражающее Эго-состояние, в котором может находиться Ребёнок, подразумевает бунт. "Не хочу", "ненaвижу" - это то, что относится к бунтующему состоянию Ребёнка.

Эго-состояние Взрослого (В) - это умение логически мыслить, рационально подходить к решению возникающих на жизненном пути проблем.

Хорни

Карен Хорни - одна из наиболее известных и талантливых женщин-психоаналитиков прошлых столетий. Книга Карен Хорни под названием "Конструктивная теория неврозов" и на сегодняшний день очень часто встречается в печатном виде на полках книжных магазинов, пользуясь большим спросом среди читателей.

Теория Карен Хорни получила название социокультурной . Даже просто исходя из названия, уже не трудно будет догадаться, какие факторы влияния на личность Хорни считала наиболее значимыми. Разумеется, это влияние с оциума , то есть общества, а также культуры .

Причём в первую очередь имеет решающее значение не просто влияние социума, а влияние отношений ребёнка с его собственными родителями . Согласитесь, что такие взгляды ("Все мы родом из детства") и сейчас, в двадцать первом веке, по-прежнему очень популярны.

По мнению Карен Хорни, именно отношения ребёнка с родителями играют решающую роль в дальнейшем формировании личности. Иллюстрация: Pexels

По мнению Карен Хорни, именно отношения ребёнка с родителями играют решающую роль в дальнейшем формировании личности. Иллюстрация: Pexels

Хорни считала, что существует десять невротических потребностей . Сгруппировав их по трём категориям, можно выделить три типа личности.

Вот о каких 10 невротических потребностях писала К.Хорни:

Как видите, список получился довольно-таки обширным.

На основании доминирующих потребностей Хорни относила человека к одному из трёх типов личности : уступчивому, обособленному, либо враждебному .

Для уступчивого типа характерна ориентация на людей, для обособленного - стремление сохранять дистанцию и обособленность от других людей. В то время как для враждебного типично стремление к доминированию и использованию, эксплуатации других в своих целях.

Кстати! Интересный факт: понятие так называемой базальной тревоги также было введено в психологию К.Хорни. Ребёнок с базальной тревогой чувствует себя беспомощным и одиноким в таком большом и враждебном окружающем внешнем мире.

Если родители не удовлетворяют потребность ребёнка в безопасности, то у него возникает так называемая базальная тревога. Иллюстрация: Pexels

Если родители не удовлетворяют потребность ребёнка в безопасности, то у него возникает так называемая базальная тревога. Иллюстрация: Pexels

А на этом мой сегодняшний пост подошёл к концу. Он получился даже несколько более развёрнутым, чем я изначально рассчитывала. Так что очень надеюсь, что вы поддержите мой труд.

Если этот обзор динамических теорий личности популярных зарубежных психологов девятнадцатого-двадцатого веков показался вам интересным и информативным, то, пожалуйста, не забудьте поставить лайк, чтобы я могла получить от вас обратную связь.

В будущем это поможет мне отслеживать какие темы вызывают наибольший отклик у моей аудитории.

Также не забудьте подписаться на канал, чтобы в будущем получать уведомления о новых интересных статьях и видеороликах.

Ну а на этом я вынуждена временно с вами попрощаться. Сейчас готовлю для вас психологический разбор одного интересного современного сериала. Также ждите выхода статей по разбору направлений семейной психотерапии и про созависимость.

Сейчас я готовлю для вас психологический разбор сериала, а также статьи о созависимости и семейной психотерапии. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить! :) Иллюстрация: Pexels

Сейчас я готовлю для вас психологический разбор сериала, а также статьи о созависимости и семейной психотерапии. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить! :) Иллюстрация: Pexels

Читайте также: