Пантеон богов шумеров кратко

Обновлено: 04.07.2024

Шумерская мифология очень разнообразна. Ниже представлены только основные боги.

Шумерская мифология: боги

Бог бури, дождя и грома. Изображался с рогами, молотом, пучком молний.

Ан (Ану)

(по-шумерски — небо) — божество небесной тверди и звёздного неба, считается главным из всего пантеона.

Анзу (Анзуд)

(по-шумерски — стремительная птица, летающая под облаками) — божество в виде птицы, отвечала за судьбы людей. Олицетворение грозы и ветра.

(по-шумерски — избранница) — верная жена Ана.

Ануннаки

(по-шумерски — ростки Верховного) — весь божественный пантеон; по легенде боги явились четыреста тысяч лет назад с планеты Нибиру, родоначальники шумеров. Покинули землю во время потопа. Также к ним приписывают духов, которые определяли человеческие судьбы.

(по-шумерски — бездна) — воплощение Хаоса.

Аруру

(по-шумерски — плодородие) — прародительница богов и людей.

Асарлухи

(по-шумерски — дарующий силы и жизнь) — покровитель Вавилона и бог медицины.

Атрахасис

Ашшурит

Верная жена бога Ашшура;

Ашшур

Покровитель одноимённого города; бог войны.

Второе имя бога Эндиля:

Белит

Прозвание верной жены Мардука Царпаниту.

Ваал (Баал)

Бог плодородия, воды, войны.

Гатумдуг

(по-шумерски — женщина, родившая человека) — божество, покровительствующее матерям.

Гештинанна

(по-шумерски — самая светлая часть небесной тверди) — покровительница виноградарей.

Гильгамеш

(по-шумерски — предок, совершивший подвиг) — наиболее популярный герой шумерского фольклора, правитель Подземного мира. Победитель чудовищ.

(по-шумерски — величественная) — богиня, покровительствовавшая лекарям, верная жена бога Асарлухи.

Дагон

Дамкина

(по-шумерски — верная жена властителя) — верная жена бога Энки.

Думузи (Таммуз)

(по-шумерски — верный сын Абзу) — верный муж богини Инанны, покровитель весны, скотоводов и жертвоприношений.

Забаба

Покровитель шумерского города Киша, божественный воин.

Захак (Зохак)

Трёхголовый змей, одна из голов — человеческая.

Игиги

(по-шумерски — держащий небесную твердь на своих плечах) — бог, покровительствующий небесам.

Инанна

(по-шумерски — полноправная хозяйка небесной тверди) — покровительница шумерского города Урук, была богиней урожая, любви, войны, распри. Ее аналог — Иштар.

Иштаран

(по-шумерски — ведущий разговоры) — бог судебных органов и дипломатов.

Ишкур

(по-шумерски — менять погоду) — божество, возможности которого распространяются на ураганы, бури и т.д.

Иштар

(по-шумерски — доблесть) — аккадская богиня любви, плодородия и войны. Весенние празднества в честь этой богини включали в себя ритуальные оргии, сопровождавшиеся пьянством. Аналог шумерской Инанне.

Ишхара

(по-шумерски — создавать) — божество созидания и любви.

Кингу

Чудовище, которое было убито богами.

Кулла

(по-шумерски — возводить) — божество, покровитель строителей.

Лахаму и Лахму

Пара богов, была порождена Хаосом.

Лугальшулпаэа

(по-шумерски — юноша) — божество, по своему образу похожее на римского Юпитера.

Мардук

(светоносный теленок) — главный бог в Вавилоне, верховное божество. Аналог Энлиля.

(по-шумерски — ключ) — сын Мардука, покровитель наук.

Намтар

(по-шумерски — судьба) — бог, который является умирающему и уводит его в Царство Мёртвых.

Намму

(по-шумерски — разруха) — Бог хаоса.

Нанна

(по-шумерски — господин небесной тверди) — бог Луны, покровитель г. Ур.

Нанше

(по-шумерски — сон и спокойствие) — толковательница сновидений, покровительница обездоленных.

(по-шумерски — вода) — покровитель рек, озер и морей.

Нергал

(по-шумерски — Владыка Священного Города) — хозяин Подземного мира; муж богини Эрешкигаль.

Нимрод

Был богом охоты.

Ниназу

(по-шумерски — Хозяйка жизни) — божество, убивающее и воскрешающее природу.

Нигирима

(по-шумерски — Хозяйка источника) — богиня, покровительствующая чародеям.

Нингирсу

(по-шумерски — госпожа) — полноправная хозяйка г. Лагаша, покровительница воинов и земледельцев.

Нингизида

(по-шумерски — пустота) — божество, провожающее людей в последний путь.

Нинзадим

(по-шумерски — блеск) — покровитель ювелиров.

Нинигиламга

(по-шумерски — обрабатывать дерево) — покровитель плотников.

Нинкаррак

(по-шумерски — целитель) — покровительница целителей.

Нинлиль

(по-шумерски — быт) – покровительница Ниппура.

Нинту

Богиня, покровительница рожениц.

Нинурта

Покровитель земледельцев; бог войны.

Ниншубур

(по-шумерски — свинья) — двуполый бог, верная служанка Ана и Инанны.

Нисаба

(по-шумерски — госпожа провианта) — покровительница злаковых, учебы и грамоты, посылающая людям небесные знаки и знамения.

Нисроч

Бог с головой орла.

Оаннес

Бог, покровитель науки и письменности.

Таммуз

Тиамат

(по-шумерски — солнце) — божество Солнца и правосудия.

Хендурсаррa

(по-шумерски — управлять мёртвыми) — слуга Подземного мира.

Хумбаба

(по-шумерски — смерть) — злобное чудовище.

Царпаниту

(по-шумерски — украшенная) — верная жена Мардука и хозяйка Вавилона в одном лице.

Шамаш

Представлялся в образе козерога, с головой козла и телом рыбы.

Энлиль (Эллиль)

(по-шумерски — победитель воздуха) — бог воздуха, земли и плодородия.

Энбилулу

(по-шумерски — управлять водой) — бог каналов и оросительных систем.

Энки (Эйа)

(по-шумерски — Хозяин земли) — бог подземных вод и мудрости. Также он бог пресных вод, покровитель людей.

Энкиду

(по-шумерски — благоприятное место) — верный прислужник Гильгамеша.

Энмешарра

(по-шумерски — господин Ме) — старейшее божество, живущее в Подземном мире;

Эннуги

(по-шумерски — без возврата) — великий Хозяин Подземного мира.

Эрешкигаль

(по-шумерски — Хозяйка Земли) — верная жена Нергала и одновременно божество Подземного мира. Владела Царством мертвых.

(по-шумерски — тьма) — божество, насылающее мор и войну.

Шумерская мифология внесла большой вклад в развитие мировой цивилизации. Оказала она влияние и на развитие славянского пантеона. Подробный обзор в статье Славянские боги, часть 1


Илл. 73. Бог Солнца Шамаш, плывущий на своей волшебной ладье.

Прорисовка оттиска цилиндрической печати.

Телль-Асмар (Эшнунна). Аккадский период

К сильнейшим богам относились также Уту (Шамаш) – бог Солнца, блюститель справедливости, открывающий людям будущее в гаданиях и предсказаниях оракулов; синебородый бог Луны – Нанна (Син); своенравная красавица Инанна (Иштар) – богиня планеты Венера, покровительница плотского вожделения и любви, земного плодородия, но и одновременно богиня распрей и раздора.

Среди других значительных божеств можно назвать бога-громовника Адду, приносящего грозовые тучи и ливневые дожди; воинственного сына Энлиля – бога войны, покровителя воинов Нинурту; бога чумы и болезней Эра.


Илл. 74. Гений с головой орла, держащий сосуд с чистой водой и сосновую шишку. Он сопровождал человека в его повседневной жизни и защищал от болезней и злых сил. Нимруд.

Ассирийский рельеф. 885 г. до н. э.

Ан (Ану) – царь небес

Считался самым могущественным божеством на небесах и занимал первое место в шумерском пантеоне. Он был отцом и предком всех других богов, а также множества демонов и злых духов. Ан – первоисточник и носитель всякой власти: и родительской, и хозяйской, и царской.

Однако Ан, по крайней мере в классической шумерской мифологии, не играл сколько-нибудь важной и действенной роли в земных делах и всегда оставался от них в стороне, сидя в своих небесных чертогах и представляя собой величественную и несколько абстрактную фигуру.

Энлиль – владыка обитаемого мира


Илл. 75. Чудовище с головой льва, один из семи злых демонов, родившийся в Горе Востока и обитающий в ямах и развалинах. Он вызывает раздор и болезни среди людей. Гении, как злые, так и добрые, играли большую роль в жизни вавилонян. I тыс. до н. э.


Коленопреклоненные божества возле священного дерева, поднявшие руки в защитном жесте, вероятно представляют Энлиля или Бэла, бога земли. Рельеф из Нимруда. 900 г. до н. э.

Следует также подчеркнуть, что не всякая деятельность Энлиля была благотворной для рода людского. Потенциальная враждебность Энлиля соотносится с двойственной природой ветра, бывающего и мягким освежающим зефиром и разрушительным ураганом. Именно в буре находят выражение свирепость и губительный нрав, присущие этому богу:

слово его нерушимо,

он ураган, разрушающий хлев,

сметающий загон для овец.

Энки стоял выше других богов по своей учености и мудрости, был покровителем (и изобретателем) ремесел, искусств, науки и литературы, патроном магов и колдунов:

Большой Брат богов, который обеспечивает процветание,

Который составляет отчеты о вселенной,

Ухо и мозг всех земель и стран.

Именно Энки составил и хранил у себя ме — божественные законы, управляющие вселенной. Он заботится о плуге, ярме и бороне, назначает бога

Энкимду для присмотра и ухода за этими орудиями. Он изобретает и вводит в культуру все злаки и плоды на земле.

Энки, как отмечается в большинстве мифов, всегда был очень благосклонен по отношению к людям. Он не только создатель и покровитель человечества. Пытаясь передать людям некоторые секреты своей мудрости, Энки сначала обучает своим искусствам группу младших богов, с тем чтобы те принесли затем его премудрость роду человеческому. Энки – покровитель шумерских школ и патрон шумерских писцов. Он любил (наперекор Энлилю) преодолевать и даже нарушать естественный закон: именно его своевременный совет спасает семью праведника (Утнапиштима, Зиусудры) от губительного потопа. Энки лечит больных, помогает людям во всех добрых делах и начинаниях.


Илл. 77. Бог подземных вод, Эа или Энки, изображенный в центре с птицей Анзу.

Справа крылатая богиня Инанна с финиковой ветвью в руке и рождающийся из Горы Востока солнечный бог Уту-Шамаш. I тыс. до н. э.

Впусти юную девушку в Абзу города Эреду,

Впусти Инанну в Абзу города Эреду.

Угости ее ячменной лепешкой с маслом,

Налей ей холодной воды, освежающей сердце,

Напои ее пивом из кувшина,

За священным столом, за Столом Небес

Встреть Инанну словами приветствия.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Пантеон богов древних славян

Пантеон богов древних славян Славяне имеют многотысячелетнюю историю, однако их пантеон богов и языческие мифы не так хорошо известны, как пантеон Древней Греции, Древнего Рима или Древнего Египта. И связано это не только с борьбой между христианством и язычеством, а в

Пантеон богов

Пантеон богов князя Владимира

Пантеон богов князя Владимира Следует вспомнить о таких языческих богах, которые стояли на горе Киевской рядом с Перуном, как Хорс, Даждьбог, Стрибог, Симаргл и Мокошь. Это могли быть боги различных племен и местностей Древней Руси.Хорс и Даждьбог считались богами солнца.

1. ВОИНЫ ШУМЕРА И АККАДА

1. ВОИНЫ ШУМЕРА И АККАДА Древнейшими государственными образованиями на Ближнем Востоке в современной исторической литературе традиционно считаются Шумер, занимавший южную часть Месопотамии между реками Тигр и Евфрат; Египет, растянувшийся вдоль реки Нил и занимавший

Глава 3 Язычество. Проникновение христианства на Русь. Религиозная война Святослава. Язычник Владимир и христианин Ярополк. Пантеон языческих богов. Крещение Руси. Последствия крещения

Глава 3 Язычество. Проникновение христианства на Русь. Религиозная война Святослава. Язычник Владимир и христианин Ярополк. Пантеон языческих богов. Крещение Руси. Последствия крещения Ничего нет странного в том, что приход Рюрика на Русь и его борьба за власть и добычу

Искусство Шумера и Аккада

Искусство Шумера и Аккада О том, каким представляли себе мир древние люди, – пишет американский автор Джеймс Веллард, – мы можем узнать преимущественно по произведениям литературы и изобразительного искусства… Художник не способен оставаться вне окружающей жизни. Он

Искусство Аккада

Искусство Аккада Для Аккадского периода (XXIV–XXII вв. до н. э.) более всего характерна идея обожествления царя, которая сначала воплощается в титулатуре, вводимой по царской воле, а затем и в идеологии и в искусстве.«В искусстве, – отмечает И.М. Дьяконов, – это мужественный

1. ВОИНЫ ШУМЕРА И АККАДА

1. ВОИНЫ ШУМЕРА И АККАДА Древнейшими государственными образованиями на Ближнем Востоке в современной исторической литературе традиционно считаются Шумер, занимавший южную часть Месопотамии между реками Тигр и Евфрат; Египет, растянувшийся вдоль реки Нил и занимавший

Возвышение Аккада

Возвышение Аккада Было, по крайней мере, несколько причин необходимости политического объединения Двуречья.Потребность в более эффективном использовании уже существовавших местных ирригационных систем, а также в дальнейшем развитии искусственного орошения являлась

Расцвет Аккада

Расцвет Аккада Расцвет Аккада наступил во время длительного царствования Нарамсина (2290–2254 гг. до н. э.), сына Маништусу. Он затмил двоих своих предшественников и в поздневавилонской традиции считался не внуком, а прямым наследником — сыном Саргона.Центром государства

Падение государства Аккада

Падение государства Аккада Наличие масс рабов и поденщиков, вопреки ожиданиям царя, стало серьезной опасностью для богатого рабовладельческого государства Аккада. Воинственные племена гор на востоке и степей на западе давно уже хотели завоевать эту страну, видя в войне

МЕСОПОТАМИЯ В ЭПОХУ ГОСПОДСТВА АККАДА И УРА

МЕСОПОТАМИЯ В ЭПОХУ ГОСПОДСТВА АККАДА И УРА Начиная с XXVII в. до н. э. северная часть Месопотамии была заселена аккадцами. Самым древним городом, основанным семитами в Месопотамии, был Аккад, позднее столица государства с тем же названием. Он был расположен на левом берегу

ПАНТЕОН БОГОВ СЛАВЯНСКИХ

ПАНТЕОН БОГОВ СЛАВЯНСКИХ Перун Перун — начальнейший и первостатейный славянский бог, его признавали производителем грома, молнии, дождя, облаков и прочих всех небесных действий: стан его был вырезан искусно из дерева, голову имел серебряную, усы и уши золотые, ноги

Крах Ура и закат Шумера и Аккада

Крах Ура и закат Шумера и Аккада Держава Ура включала (с разной степенью подчинения) Верхнюю и Нижнюю Месопотамию, Сирию и часть Финикии с Библом, горы Загроса, Элам и даже некоторые районы, лежавшие к востоку от Загроса по направлению к Каспийскому морю (здесь подданными

Пантеон богов Двуречья

Глава 3. Истоки славянского ПравоСлавия и пантеон богов

Шумерская мифология сохранилась в виде небольшого корпуса текстов. Они рассказывают о сотворении людей, потопе, деяниях богов и приключениях героев.

Что древние шумеры писали о сотворении мира?

Согласно одному из текстов о верховном боге Энлиле, он разделил небо и землю, вырастил семя полей, изобрёл мотыгу и вручил её людям. По другому мифу, верховный бог также сотворил все злаки и деревья.

Людей шумерские боги создали, чтобы избавить себя от необходимости работать. С таким предложением выступил мудрый Энки, когда богиня Нинмах сотворила первого человека. Боги решили отпраздновать появление человека. Во время пира богиня создавала разные варианты ущербных человеческих существ, а Энки находил применение каждому из них. Наконец, Нинмах создала существо, которое не могло передвигаться, есть и пить — младенца. Энки предложил Нинмах найти применение этому созданию, и она не смогла ничего придумать.

2.jpg

Согласно эпосу, люди начали плодиться очень быстро, а их шум стал досаждать богам, которые предпочли уничтожить свои создания потопом. Энки предупредил человека по имени Атрахасис, который соорудил ковчег для своей семьи. После исчезновения людей боги поняли, что остались без их подношений. Раскаявшись, они поклялись больше не прибегать к таким радикальным мерам. Вместо этого боги решили держать численность людей под контролем с помощью тяжёлых родов, детской смертности и табу.

Шумерские боги и мифы о них

Среди сюжетов об Энлиле был такой, где он изнасиловал богиню Нинлиль. За преступление Энлиля изгнали из сообщества богов в преисподнюю. Нинлиль сопровождала его в изгнании. Он оплодотворил её ещё трижды. Их старший сын Син стал богом Луны, остальные три — богами подземного мира.

Он назначает богов ответственными за разнообразные явления: земледелие, скотоводство, охоту, ремёсла, письмо, акушерство и даже проституцию.

Инанна возмущается тем, что у неё не осталось функций. Тогда Энки назначает её богиней любви и войны. В тексте гимна он описывает её неукротимость как покровительницы конфликтов.

3.jpg

Богиня Инанна — ближневосточная Афродита

Богиня Инанна была популярна в Шумере. Позднее в Вавилонии она будет почитаться как богиня Иштар. Она была женой бога Думузи — покровителя пастухов.

Самый большой рассказ о богах, насчитывающий 800 строк, посвящён Инанне и Энки. Инанна — покровительница любви и деторождения, Энки — бог мудрости и магии. Однажды Инанна покинула свой город Урук, чтобы навестить Энки в его городе Эриду. Во время пира захмелевший Энки даровал Инанне контроль над более чем сотней атрибутов шумерской жизни. Среди них оказались искусство писцов, музыка, архитектура, разум, а также поцелуи, проституция, семейные ссоры. Инанна убежала с ними в свой город.

Однажды богиня была изнасилована садовником Шукаллитудой. Инанна неоднократно пыталась покарать смертного, но каждый раз Энки помогал преступнику избежать наказания. Наконец, богине удалось убедить бога выдать Шукаллитуду. Инанна расправилась со смертным, но пообещала, что его имя не будет забыто.

Также популярен был сюжет о любви Инанны и покровителя пастухов Думузи. По одной версии мифа, пастуший бог соперничал за неё с богом-земледельцем Энкимду. По другой, — соперников у Думузи не было.

4.jpg

Возвращаясь из Подземного царства в сопровождении демонов, богиня встретила покровителей шумерских городов. Увидев их в рубище, Инанна не позволила демонам забрать их в преисподнюю. Заменой стал Думузи, который не оплакивал смерть богини. Появлялся в мифах и сюжет о попытках Думузи спастись от преследовавших его демонов. В итоге сестра юноши Гештинанна согласилась полгода заменять его в Подземном мире. Отношения же Инанны и Думузи была темой любовной лирики шумеров.

Инанна почиталась не только шумерами, но и аккадцами. В аккадском мифе Энки, уставший от жестокого характера богини, сотворил её двойника с именем Раздор. Инанна увидела себя со стороны и пришла в ужас. После этого богиня отказалась от жестокости, а Энки повелел шумерам исполнять в её честь ритуальный танец.

Шумерские мифы о богах получили развитие в Аккаде и Вавилонии. Миф о сошествии в подземный мир Иштар повторяет текст о сошествии туда Инанны. Сюжеты из шумерского пантеона развивали и другие мифы.




Илл. 74. Гений с головой орла, держащий сосуд с чистой водой и сосновую шишку. Он сопровождал человека в его повседневной жизни и защищал от болезней и злых сил. Нимруд.
Ассирийский рельеф. 885 г. до н. э.

Ан (Ану) – царь небес
Энлиль – владыка обитаемого мира




Илл. 76. Энлиль
Коленопреклоненные божества возле священного дерева, поднявшие руки в защитном жесте, вероятно представляют Энлиля или Бэла, бога земли. Рельеф из Нимруда. 900 г. до н. э.

Следует также подчеркнуть, что не всякая деятельность Энлиля была благотворной для рода людского. Потенциальная враждебность Энлиля соотносится с двойственной природой ветра, бывающего и мягким освежающим зефиром и разрушительным ураганом. Именно в буре находят выражение свирепость и губительный нрав, присущие этому богу:


Большой Брат богов, который обеспечивает процветание,
Который составляет отчеты о вселенной,
Ухо и мозг всех земель и стран.



Впусти юную девушку в Абзу города Эреду,
Впусти Инанну в Абзу города Эреду.
Угости ее ячменной лепешкой с маслом,
Налей ей холодной воды, освежающей сердце,


Напои ее пивом из кувшина,
За священным столом, за Столом Небес
Встреть Инанну словами приветствия.

Читайте также: