Международный опыт подготовки аудиторских кадров кратко

Обновлено: 30.06.2024

Международный стандарт аудита (МСА) представляет собой справочник, в котором приведены общепринятые нормы проведения аудита.

Международный стандарт аудита был создан для гармонизации стандартов аудита на международном уровне. Основными целями его создания были следующие:

  • расширить круг пользователей финансовой отчетности,
  • облегчить сопоставление финансовых показателей деятельности компаний разных стран,
  • дать возможность оценить компетентность и профессионализм аудиторских фирм.

Статус Положений о международной аудиторской практике

Разработкой положений МСА занимается достаточно большое число организаций. Среди основных: Международная федерация бухгалтеров (МФБ), созданная в 1977 г. и Комитет по международной аудиторской практике (КМАП), Международный центр реформы системы бухгалтерского учета (МЦРСБУ).

МСА используется при разработке любого вида отчетности, не только лишь финансовой. Помимо Сборника стандартов аудита при его проведении широко используются соответствующие руководства, представленные в форме пояснительного и иного материала. При этом проведении отчетности по МСА не исключает выполнения аудита по другим стандартам, принятым в каждом конкретном государстве.

Особенности международного стандарта аудита

26 октября 2000 г. в Москве было представлено первое официаль­ное русское издание Международных стандартов аудита (англ. - In­ternational Standarts of Auditing - ISAs) и Кодекса этики Междуна­родной федерации бухгалтеров.

МЦРСБУ играет ведущую роль в процессе внедрения в россий­скую практику международных стандартов финансовой отчетности и аудита.

  • основные принципы;
  • необходимые процедуры;
  • рекомендации по применению принципов и процедур.

Обеспечено единство структуры стандартов; МСА включают в себя:

  • введение, где отражаются цель стандарта и задачи, стоящие перед аудитором, а также даются определения важнейших используе­мых терминов;
  • разделы, излагающие суть стандарта;
  • приложения (для некоторых стандартов).

Аудит финансовой отчетности - это процесс, в ходе которого ау­дитору предоставляется возможность выразить мнение в отношении того, подготовлена ли финансовая отчетность, по всем ли существен­ным аспектам, в соответствии ли с установленными основами фи­нансовой отчетности. Отчетность должна составляться в соответст­вии с:

  • Международными стандартами финансовой отчетности;
  • национальными стандартами финансовой отчетности;
  • другими нормативными актами, указанными в отчетности.
  1. Независимость (аудитор должен быть свободен от какой-либо заинтересованности в делах клиента, которая может быть признана несовместимой с принципами честности, объективности и независи­мости).
  2. Честность (в Кодексе профессиональной этики этот принцип упоминается вместе с порядочностью и подразумевает справедливое ведение дел, откровенность и правдивость).
  3. Объективность (обязательство быть справедливым, интеллекту­ально честным, не иметь конфликтов интересов, избегать влияния других лиц, мешающих непредвзятости аудитора).
  4. Профессиональная компетентность и надлежащая добросовест­ность (аудитор должен предоставлять услуги с должной тщатель­ностью, компетентностью и старательностью, поддерживать профес­сиональные знания и навыки на требуемом уровне, не должен вводить в заблуждение клиента относительно опыта или экспертных знаний, которыми он в действительности не обладает).
  5. Конфиденциальность (обязательство аудиторов обеспечивать конфиденциальность информации, полученной в ходе предоставле­ния профессиональных услуг).
  6. Профессиональное поведение (аудитор должен заботиться о поддержании хорошей репутации профессии).
  7. Следование техническим стандартам (предоставление профес­сиональных услуг в соответствии с применимыми стандартами, на­пример, МСА, внутренними стандартами профессиональных ауди­торских объединений и другими нормативными документами).

Данные актуальны на конец 2019 г.

Юридическая сторона вопроса

При проведении аудита с использованием международного стандарта, руководствуются Сборником стандартов, выпущенным Советом по международным стандартам аудита. Сборник МСА (на момент выпуска официального перевода в редакции 1999 г. - в количестве 36) делятся на 9 групп и имеют трехзначную нумерацию; десятая группа представляет собой ПМАП (Положения по международной аудиторской практике), имеющие четырехзначную нумерацию.

Аннотация: В статье рассмотрены особенности систем аттестации аудиторов, которые сложились и используются в мировой практике. На основе сравнительной характеристики проанализированы требования к лицам, аттестуемым на занятие аудиторской деятельностью в разных странах.

Ключевые слова: аудиторская деятельность, аудитор, аттестация, органы подготовки аудиторских кадров, ограничения, препятствующие занятию аудиторской деятельностью.

Аудиторская деятельность является неотъемлемым элементом экономики практически всех развитых стран. Специфика государственного устройства каждой станы, уровень ее экономического и общественного развития, исторически сложившиеся традиции, а также другие факторы определяют особенности в организации и практике аудита.

Опыт зарубежных стран в аудиторской деятельности исследовали Бутынец Ф., Лучко М., Бенько И., Шевчук В., Чернелевский Л. и другие. Однако более детального рассмотрения требуют системы аттестации аудиторов в разных странах на основе их сравнительной характеристики.

Аттестация это проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. С помощью аттестации поддерживается необходимый уровень компетентности аудиторов.

В большинстве стран аттестация проводится в виде квалификационных экзаменов. Процесс подготовки к экзаменам и их сдачи регулируется органами, представленными в табл. 1.

Таблица 1. Органы подготовки аудиторских кадров в разных странах

Примечание: Составлено на основе [1]

Практически во всех странах основным требованием к аудиторской профессии является высшее (университетское) образование и стаж практической работы (табл. 2). В некоторых странах существует возрастное ограничение к лицам, аттестуемым на занятие аудиторской деятельностью (например, в Латвии – 25 лет).

В законодательстве многих стран определены различные ограничения, препятствующие занятию аудиторской деятельностью. Так, в Швеции претендент на звание аудитора не быть в состоянии банкротства, не иметь запрета на хозяйственную деятельность, не находиться под опекой согласно кодексу о семье, не иметь запрета на осуществление консультативной деятельности, быть честным и в остальном подходить для осуществления аудиторской деятельности.

Таблица 2. Требования к лицам, аттестуемым на занятие аудиторской деятельностью в разных странах

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Примечание: Составлено на основе [1,2,3]

В Германии к аттестации не допускаются лица, которые: в силу какого-либо нарушения законодательства не имеют права занимать посты в немецких официальных ведомствах; получили отказ в праве исполнять свои профессиональные обязанности; имеют физические недостатки длительного свойства, не дающие ему возможность правильно исполнять обязанности аудитора; не урегулировали должным образом финансовые и экономические отношения; имеют ограничения в плане распоряжения своим имуществом; из-за своего поведения вызывают сомнения в том, смогут ли они должным образом выполнять обязанности аудитора [4].

В Республике Беларусь препятствиями к осуществлению аудиторской деятельности являются: непогашенная или неснятая судимость за совершение преступлений против интересов службы, собственности и порядка осуществления экономической деятельности, а также за совершение иных преступлений, связанных с использованием служебных полномочий; нахождение на учете в организациях здравоохранения в связи с психическим расстройством, синдромом зависимости от алкоголя, наркотических средств или психотропных веществ, токсикоманических средств [5].

В Украине аудитором не может быть лицо, которое имеет непогашенную или неснятую судимость за преступление или на которое в течение последнего года налаживалось административное взыскание на причинение коррупционного правонарушения [6].

Документом, подтверждающим статус аудитора, является квалификационный сертификат (в Германии, Украине) или аттестат (в Российской Федерации, Беларуси). В некоторых странах (в США, Российской Федерации) для осуществления аудиторской деятельности необходима лицензия.

В разных странах отличаются требования к переподготовке и повышению квалификации аудиторов. В США аудитор должен в конце 3-го года обновить свою лицензию для дальнейшего занятия аудиторской деятельностью. В Российской Федерации и Беларуси квалификационный сертификат выдается бессрочно, но каждый календарный год, начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата необходимо подтверждать свою квалификацию.

В Украине срок действия сертификата – 5 лет. Продление срока сертификата осуществляется по итогам контрольного тестирования по специальности в порядке, установленном Аудиторской палатой Украины.

Таким образом, сегодня практически во всех странах мира с рыночной экономикой существует общественный институт аудита со своей правовой и организационной инфраструктурой, специфическими требованиями к подготовке и обеспечению профессиональной компетентности кадров. Его дальнейшее развитие требует постоянного изучения мирового опыта и совершенствования на этой основе систем аттестации аудиторов. Это позволит повысить качество предоставляемых аудиторских услуг, поднять престиж и востребованность профессии.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Список использованных источников

Стандарты имеют универсальный характер – они одинаково применимы для всех отраслей, для всех сфер деятельности и для всех правовых систем в любой стране мира. Это некая база, фундамент, на основе которого можно делать локальные документы, отражающие нюансы отдельной компании.

Структура Стандартов

Есть еще целый класс документов – Дополнительные руководства. Это, как правило, методические документы довольно большого объема (иногда несколько десятков страниц) о том, как можно на практике реализовывать требования Стандартов. Дополнительные руководства не являются строго обязательными к применению, но внутренним аудиторам рекомендуется их знать и использовать в практической деятельности по мере необходимости. В дополнительных руководствах отражена передовая практика выполнения тех или иных аудиторских задач, организации работы внутреннего аудита.

Институт внутренних аудиторов перевел на русский язык и бесплатно распространяет основные составные части МОПП: сами Стандарты, а также Кодекс этики, Определение, Миссию и Принципы. На русский язык также переведены Руководства по применению Стандартов (раньше назывались Практические указания).

В настоящее время МОПП включают в себя 7 компонентов:

Миссия

Обязательные для применения руководства:

Определение внутреннего аудита

Настоятельно рекомендуемые руководства:

Изменение Стандартов

Стандарты – достаточно стабильный документ, который уже более 10 лет существует без революционных изменений, хотя их текст периодически обновляется. Раньше изменения вносились раз в 5-10 лет, в последние годы – чаще. Идет развитие профессии, происходит изменение отношения заинтересованных сторон к работе внутреннего аудита и, как следствие, меняется структура и содержание МОПП. Последнее обновление пришлось на 2016 год.

IIA , который является разработчиком МОПП, – организация с развитыми корпоративными процедурами, в которой есть Совет директоров, различные Комитеты, рабочие группы, включая комитет по Стандартам ( The International Internal Audit Standards Board (IIASB)), и процесс внесения изменений тщательно продуман: профессиональное сообщество во всем мире заранее уведомляется о том, что IIA предлагает начать работу по изменению тех или иных документов; определяются реперные точки, собираются рабочие группы, готовятся предложения; выпускается черновой вариант (проект) изменений, он обсуждается в профессиональном сообществе, после этого выносится на рассмотрение комитета по Стандартам IIA и для окончательного утверждения – на Совет директоров. Затем изменения публикуются, но вступают в силу не сразу – дается время на ознакомление и внедрение новшеств. Фактически, над документами работает все международное сообщество.

Условно, можно назвать 3 драйвера изменений. Во-первых, это внешние факторы в виде изменений в корпоративном управлении и законодательном регулировании тех или иных сфер деятельности.

Стандарты в российских компаниях

В мировом сообществе внутренних аудиторов общепризнанными являются именно международные Стандарты, разработанные IIA . Поскольку Стандарты – это свод общих принципов, их использование возможно практически в любой стране, в т.ч. и в России. Службы внутреннего аудита российских организаций в последние годы все активнее применяют Стандарты. В некоторых случаях это происходит естественным путем – там, где у руководства компаний есть стремление развиваться и соответствовать лучшим практикам. В других случаях Стандарты начинают применяться под воздействием регулятора, например, Банка России, или ключевого собственника, например, Росимущества. Институт внутренних аудиторов проделал большую работу по включению ссылок на Стандарты в Кодекс корпоративного управления, (Письмо ЦБ РФ от 10.04.2014 N 06-52/2463 "О Кодексе корпоративного управления" (одобрен Правительством РФ 13.02.2014, Советом директоров ЦБ РФ 21.03.2014)) и методические документы Росимущества (см. перечень документов Росимущества далее по тексту).

Законодательство

Документы Базельского комитета по банковскому надзору (письмо ЦБ РФ от 13.05.2002 N 59-Т)

Документ Базельского комитета по банковскому надзору, сентябрь 1998 г., (письмо ЦБ РФ от 10.07.2001 N 87-Т)

Документ Базельского комитета по банковскому надзору, апрель 2005 г., (письмо ЦБ РФ от 02.11.2007 N 173-Т)

Документ Международной ассоциации страховых надзоров (письмо Банка России от 10.08.2016 N ИН-015-53/60)

Правительство РФ уже выпустило несколько постановлений о том, что всем гос. учреждениям нужно применять те же подходы к организации финансового менеджмента и внутреннего контроля, которые предусмотрены международным стандартами.

Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 327 (ред. от 31.03.2017)

Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 320 (ред. от 30.03.2017)

Программа утверждена распоряжением Правительства РФ от 30.12.2013 N 2593-р

В рамках Плана мероприятий ("дорожной карты") "Совершенствование корпоративного управления" (утв. распоряжением Правительства РФ от 25.06.2016 № 1315-Р)

Также и Счетная Палата РФ:

Стратегия утверждена Коллегией Счетной палаты РФ 24.12.2013

Подход к организации процесса внутреннего аудита универсален для всех видов организаций. Поэтому принимать закон о том, что и как технически делать во внутреннем аудите, не нужно. Хотя в отношении страховых компаний, например, или для ряда госструктур есть такие нормы именно на законодательном уровне:

Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (в ред. 2013 г.) "Об организации страхового дела в Российской Федерации"

Статья 95 Глава 15 Закона о Центральном банке РФ

Статья 25 Закона о страховании вкладов физических лиц в банках

Статья 8 Закона о Банке Развития (Внешэкономбанке)

Статья 20 Закона о государственной компании Росавтодор

Статья 32 Закона о государственной корпорации Росатом

Статья 32 Закона о государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос"

Принят Межпарламентской Ассамблей государств – участников Содружества Независимых Государств, Постановление от 16.04.2015 г. № 42-13

С 2013 по 2016 год Росимущество выпустило ряд документов, которые довольно детально описывают требования о том, как должен работать внутренний аудит в госкомпаниях. Наиболее важные из них:


В России внутренний аудит как профессия существует уже более 10 лет. В настоящее время число членов российского правительства Института внутренних аудиторов превышает более 2,5 тысяч, а число сертифицированных по международным стандартам (CERTIFIEDINTERNALAUDITORS, CIA) – 150. С появлением возможности сдачи экзамена на русском языке квалифицированных специалистов станет еще больше.

Но на пути развития внутреннего аудита в России существует проблема адаптации зарубежного опыты в российских реалиях. Хотя некоторые авторы предполагают, что это не так, но действительность, к сожалению, показывает обратное. Применение западного опыта внутреннего аудита в российской экономике сопровождается побочными эффектами. Многие особенности и методы западной школы разумны. Однако в российских реалиях трудно найти те факторы, которые лежат в основе западной школы. К ним можно отнести:

— высокий уровень развития корпоративного развития управления;

— высокую исполнительную дисциплину;

— склонность к системному решению проблем;

— белее долгий опыт проведения внутреннего аудита.

Как показывает практика, на российских организациях применяются следующие формы организации системы внутреннего контроля: система внутреннего аудита; структурно-функциональная форма контроля; контрольно-ревизионная служба; ревизионная комиссия; аутсорсинг; косорсинг.

— контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Общества, его филиалов, представительств, эффективностью деятельности структурных подразделений Общества, участием Общества в инвестиционных проектах, реализуемых организациями Группы компаний;

— аудит бизнес-процессов Общества, выявление внутренних резервов для повышения эффективности их финансово-хозяйственной деятельности.

— координация деятельности ревизионных комиссий, участие в их работе;

— согласование проектов договоров, заключаемых Обществом.

— контроль за устранением нарушений и недостатков, выявленных СВА, ревизионной комиссией Общества, а также по результатам иных внешних проверок.

— взаимодействие с Комитетом по аудиту, Советом директоров Общества, ревизионной комиссией и внешними аудиторами Общества;

— взаимодействие с ПВА ДО, Комитетами по аудиту Советов директоров (при их отсутствии – с Советами директоров), ревизионными комиссиями и внешними аудиторами;

— обеспечение деятельности ревизионной комиссии Общества;

— мониторинг функционирования системы внутреннего контроля в Обществе и разработка предложений по ее совершенствованию.

— выполнение указаний руководства по направлениям деятельности компании, в том числе в части планирования, организации и проведения внутренних аудиторских проверок в Обществе, а также участие в проведении проверок других организаций холдинга.

— выявление, классификация и анализ рисков Общества. Контроль за эффективностью процессов управления рисками в Обществе и разработка предложений по повышению эффективности процессов управления рисками;

— поддержание системы экологического менеджмента Общества в рабочем состоянии в соответствии с требованиями международного стандарта ISO14001:2004 (одновременно с иными организационными единицами исполнительного аппарата (Управления) Общества).

Для выполнения указанных задач СВА осуществляет следующие функции: Формирование и направление на согласование, Комитету по аудиту Совета директоров Общества проекта годового Плана работы СВА и направление на утверждение Генеральному директору Общества. При формировании проекта годового Плана работы СВА с включением в него аудиторских проверок направление на согласование Комитету по аудиту Совета директоров.

Служба внутреннего аудита, осуществляя систематизированный и последовательный внутренний аудит бизнес-процессов и систем управления рисками, внутреннего контроля и корпоративного управления в подразделениях Компании и в подконтрольных ей организациях (далее – предприятия Группы ТМК), призвана оценивать эти системы и способствовать повышению их эффективности.

Для поддержания объективности сотрудники Службы внутреннего аудита Компании, региональных (зарубежных) подразделений внутреннего аудита не должны быть вовлечены в выполнение текущих контрольных процедур. Напротив, каждое подразделение Компании и предприятий Группы ТМК должно отвечать за свою собственную систему внутреннего контроля и её эффективность. Служба внутреннего аудита не должна участвовать во внедрении систем внутренних контролей, но может консультировать по подбору необходимых инструментов контроля.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в российских компаниях организация внутреннего аудита преимущественно обеспечивается либо отдельной службой внутреннего аудита, либо ревизионным органов, созданным в соответствии с законодательством.

Внутренний аудит в зарубежных компаниях

Особенностью зарубежного аудита является то, что в зарубежном законодательстве дается более детальная классификация видов аудита. Например, в законодательных актах США, выделяют такие разновидности аудита, как внутренний, государственный аудит, управленческий и аудит регулирующих органов. Внутренний аудит представляет собой осуществляемую в интересах организации независимую деятельность внутренних аудиторов по проверке и оценке работы организации.

В 1941 г. в США относительно небольшой группой единомышленников, увлеченных изучением сущности внутреннего аудита, был основан Институт внутренних аудиторов (Institute of Internal Auditors — IIA), который к настоящему времени превратился в международную профессиональную ассоциацию внутренних аудиторов со своими отделениями и филиалами более чем в 150 странах мира, в том числе и в России.

Многообразие направлений аудита, специфичность методов, применяемых внутренними аудиторами, и необходимость специальных знаний для объективного понимания отчетов внутренних аудиторов привело к необходимости создания специализированной структуры, отвечающей за взаимодействие между высшим менеджментом компании (единоличным исполнительным органом, членами совета директоров и пр.), которая получила название аудиторский комитет.

Так в компании General Motors (далее GM) целью Комитета по аудиту является содействие Совету директоров компании General Motors в контроле качества и целостности финансовой отчетности а, так же соответствии с нормативно-правовой требования, квалификации и независимости внешних аудиторов.

— самостоятельно и объективно контролирует эффективность процесса подготовки финансовой отчетности GM, системы контроля раскрытия информации и внутреннего контроля;

— проводит анализ и оценку процесса аудита внешних аудиторов GM;

— проводит анализ и оценку масштабов и эффективности функции внутреннего аудита;

Правление, внешние аудиторы, финансовые и высшее руководство GM, а так же сотрудники внутреннего аудита:

— проводят обзор политики GM, соблюдения этики и правовых актов;

— организуют контроль за подготовкой доклада Комитета по аудиту для ежегодного голосования;

— представляют периодические доклады о состоянии Совета.

Функция Комитета заключается в надзоре за внутренними аудиторами.

Основанная цель аудиторского комитета заключается в том, чтобы контролировать деятельность всех участников процесса финансовой отчетности и представлять свой отчет совету директоров, который несет ответственность перед акционерами. Эта цель должна достигаться при помощи оценки эффективности и управления всеми системами внутреннего контроля, включая и внутренний аудит. Для этого аудиторский комитет должен постоянно взаимодействовать со всеми участниками процесса: периодические встречи, согласование задач и ответственности участников, обсуждение существенных вопросов финансовой отчетности и вопросов контроля в компании.

На примере зарубежного опыта необходимость внутреннего аудита можно обосновать нижеследующими факторами:

1. Внутренний аудит является менее доступным, на данный момент, и в то же время недооцененным ресурсом, правильное использование которого может повысить эффективная деятельность предприятия;

2. Громкие корпоративные скандалы, прокатившихся по США и Западной Европе, дали основания считать, что институт внешнего аудита может дать серьезные сбои, вследствие которых, терпят банкротства даже крупнейшие компании;

3. Наличие в предприятии хорошего корпоративного управления, где одним из неотъемлемых звеньев становится внутренний аудит, — положительный сигнал для потенциальных инвесторов и кредиторов, повышающий инвестиционную привлекательность предприятии.

Возможно, в России необходимо ввести такую практику, которую проводят на Западе, т.е. сотрудники различных подразделений проходят стажировку в подразделении внутреннего аудита в качестве простых аудиторов. В силу своей специфики внутренний аудитор вполне является кандидатом на другие должности, требующие определенные знания. Например, аудитор может выступить в роли генерального директора по экономике и финансам, специалистом по проектированию и прогнозированию. Хороший, квалифицированный аудитор научится работать непосредственно с сутью проблемы, а многие управленцы не могут разобраться с этой суть. Многим предпринимателям это будет на руку, так как в лице одного человека, они могут иметь двух, а то и трех специалистов. Им не придется каждый раз увольнять одного рабочего, который не имеет специальных навыков и принимать на их место других, которые точно также не могут решить проблему или поставленную задачу

Читайте также: