Взаимодействие государства и экономики кратко

Обновлено: 02.07.2024

Вопрос о соотношении государства и экономики встает по-разному перед каждым типом государства. При рабовладельческом государстве, экономика предполагала наличие полностью бесправной и полностью зависимой от государства огромной массы людей – рабов. При феодальном обществе, экономика ориентировалась на полубесправный крепостной труд.

Выделяют 2 уровня решения проблем соотношения государства и экономики:

· Общетеоретический – выявление общих закономерностей их развития, взаимосвязи и взаимодействия, независимо от их типов и характеров; выявление и изучение свойственных им на разных стадиях и этапах истории тенденций эволюции; решение традиционного вопроса о приоритетности, первичности и вторичности государства и экономики по отношению друг к другу. Первенство иногда отдается государства, иногда экономике, а иногда ученые сходятся на паритете.

· Прикладной (практический) – решается строго индивидуально, применительно к каждому конкретному типу государства и экономики.

Государственное регулирование экономики – одна из функций государственного управления. Смысл – установление и обеспечение государством общих правил поведения субъектов общественных отношений и корректировка их в зависимости от изменяющихся условий. Оно также включает в себя:

· всесторонний контроль за выполнением требований, содержащихся в нормах права, регулирующих те или иные общественные отношения;

· координацию и установление общего направления деятельности участников;

· всестороннюю защиту их законных интересов и прав;

· определение и нормативное закрепление приоритетов в проводимой в сфере экономики государственной политике;

· установление порядка заключения государственных контрактов, регистрации, лицензирования и т.д.

Субъекты государственного регулирования экономики – органы государственной власти и управления, суды (в странах, где судебный прецедент – источник права).

Формы государственного регулирования экономики:

· Законы (приоритетное значение)

· Судебные акты (прецеденты).

Инструменты государственного регулирования экономики – налоги, пошлины, тарифы и т.п.

Пределы государственного регулирования экономики - общественные, групповые, государственные, индивидуальные и иные интересы.

Факторы, влияющие на государственное вмешательство в экономику:

· Экономические, социальные, политические и иные условия осуществления процесса регулирования экономики

· Характер доминирующих в обществе экономических отношений (плановые, рыночные, смешанные)

· Уровень развития общества, государства, права и экономики

· Существующие технико-юридические возможности и пределы

· Существующие в обществе традиции, обычаи.

№ 10 Соотношение государства и экономики

Должно ли государство вмешиваться в экономику, и если да, то как? Относительно ответа на этот вопрос существует несколько исторически выработанных экономических теорий, реализовавшихся на практике .
1. Экономический либерализм. Его основателем считается А. Смит, полагавший, что любое вмешательство в экономику извне дестабилизирует ее, что неограниченная и свободная конкуренция сама отрегулирует экономические отношения (доктрина laissez faire (фр. лессе фер, - "позволяйте делать кто что хочет", тезис о "невидимой руке" рынка - механизме его саморегуляции, обеспечивающем сочетание частных интересов с интересами общества). Государству в этом случае отводится роль "ночного сторожа". Поскольку рынок саморегулируется, Смит был против государственного вмешательства в дела бизнеса.
А.Смит скорректировал тезис французских физиократов ("Природа - мать богатства"), сказав: "Природа - мать богатства, а труд - его отец". Он пришел к выводу, что "труд является единственным всеобщим, равно как и единственным точным, мерилом стоимости. ". Цена - результат свободной конкуренции.
2. Государственно-экономический детерминизм в виде марксизма, полагавшего, что государство должно подменить собой рынок, полностью и рационально управлять им, что приведет к экономическому благополучию и процветанию. Однако что в теории хорошо, на практике обнаружило свои отрицательные стороны, - история фактически доказала несостоятельность командно-административной системы, созданной в бывших социалистических странах.
3. Кейнсианство. Если Маркс рассматривал капитализм как саморазрушающуюся систему, то английский экономистДжон Мейнард Кейнс (1883-1946) был теоретиком "отремонтированного капитализма", отстаивал идею "смешанной экономики", в которой важную роль играет правительство.

3. Монетаризм. Проблемы инфляции, особенно обострившейся после II мировой войны, вызвали острую критику кейнсианства и возвращение к неоклассической теории денег. На смену политике государственного регулирования пришли методы "чисто денежного" воздействия на экономику. Преувеличивая роль денег, монетаристы считают, что функции государства в экономической области должны в основном ограничиться регулированием эмиссии денег и кредитования. Современная монетаристская теория рассматривает деньги как решающий фактор производства.

4. Сейчас в экономической науке появился новый термин - монетарное посткейнсианство, представители которого в США и Англии не отрицают значения кейнсианской теории, а лишь возражают против широких масштабов государственного регулирования.

- Теологический подход: Государство возникло по воле бога, и оно понимается как царство божье на земле.

- Юридический подход. Государство рассматривается как юридическое лицо, юридическая персонификация нации.

- Арифметический: Государство—это совокупность трёх элементов: власть, территория, население.

- Марксистский: Государство—это машина для подавления одного класса другим классом.

- Социологический: Государство связано с обществом и им предопределено. В рамках данного подхода выделяют две концепции государства: а) государство = обществу. б) существует две отдельные организации гражданское общество и государство.

- Либеральный(три концепции):

а) Концепция государство - ночной сторож: государство только устанавливает право, и охраняет общественный порядок, а во всё остальное государство вмешиваться не должно.

б) Концепция государство – менеджер: государство это нейтральный управляющий общественными делами.

в) Концепция государство - социальный арбитр. Государство выступает арбитром в разрешении межобщественных конфликтов (между различными социальными группами).

Обобщив названные выше подходы можно сконструировать определение.

Государство - это суверенная, универсальная организация политической власти, призванная обеспечить нормальную жизнедеятельностью людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения, создающая право и взимающая налоги, необходимые для осуществления своих функций.

Если право воздействует на экономику изнутри, являясь оптимальной формой рыночной экономики, то государство обеспечивает внешние условия её функционирования.

Во-первых, государство выполняет фунцию защиты страны от нападения извне и тем самым охраняет экономическое пространство внутри страны.

Во-вторых, оно обеспечивает единство общества и его относительную стабильность в условиях, когда общество распадается на классы и социальные слои с различными, подчас противоположными интересами. Внутреннее единство и стабильность общества - также необходимая предпосылка нормального функционирования и развития экономики.

В-третьих, государство выступает и субъектом экономических отношений, взяв на себя некоторые экономические функции, обеспечивает целостность экономической системы страны(например, государственный бюджет).

В-четвёртых, с усложнением в ходе исторического развития экономических связей государство все более активно вмешивается в хозяйственную жизнь с целью воспрепятствовать негативным тенденциям, возникаяющим в рыночной экономике.

Когда воздействие государства на экономику чрезмерно, оно становится негативным, ибо мешает ее свободному функционированию и развитию. Крайним проявлением такого воздействия является огосударствление экономики, при котором государство делается основным собственником на средства производства и берет управление хозяйством на себя. Порочность подобной системы состоит в следующем:

Во-вторых, огосударствление экономики порождает отсутствие экономической ответственности предприятий, заводов, фабрик (ни одно предприятие не может обанкротиться, только государство). Государство - организация, которая лишь тратит, ничего не производя.

В-третьих, чрезмерное воздействие государства на экономику выражается в излишнем административном заурегулировании экономических отношений. Это ущемляет экономическую свободу, приводит к коррупции государственного аппарата, к возникновению теневой экономики.




Краткая характеристика различных подходов к понятию государства

- Теологический подход: Государство возникло по воле бога, и оно понимается как царство божье на земле.

- Юридический подход. Государство рассматривается как юридическое лицо, юридическая персонификация нации.

- Арифметический: Государство—это совокупность трёх элементов: власть, территория, население.

- Марксистский: Государство—это машина для подавления одного класса другим классом.

- Социологический: Государство связано с обществом и им предопределено. В рамках данного подхода выделяют две концепции государства: а) государство = обществу. б) существует две отдельные организации гражданское общество и государство.

- Либеральный(три концепции):

а) Концепция государство - ночной сторож: государство только устанавливает право, и охраняет общественный порядок, а во всё остальное государство вмешиваться не должно.

б) Концепция государство – менеджер: государство это нейтральный управляющий общественными делами.

в) Концепция государство - социальный арбитр. Государство выступает арбитром в разрешении межобщественных конфликтов (между различными социальными группами).

Обобщив названные выше подходы можно сконструировать определение.

Государство - это суверенная, универсальная организация политической власти, призванная обеспечить нормальную жизнедеятельностью людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения, создающая право и взимающая налоги, необходимые для осуществления своих функций.

Если право воздействует на экономику изнутри, являясь оптимальной формой рыночной экономики, то государство обеспечивает внешние условия её функционирования.

Во-первых, государство выполняет фунцию защиты страны от нападения извне и тем самым охраняет экономическое пространство внутри страны.

Во-вторых, оно обеспечивает единство общества и его относительную стабильность в условиях, когда общество распадается на классы и социальные слои с различными, подчас противоположными интересами. Внутреннее единство и стабильность общества - также необходимая предпосылка нормального функционирования и развития экономики.

В-третьих, государство выступает и субъектом экономических отношений, взяв на себя некоторые экономические функции, обеспечивает целостность экономической системы страны(например, государственный бюджет).

В-четвёртых, с усложнением в ходе исторического развития экономических связей государство все более активно вмешивается в хозяйственную жизнь с целью воспрепятствовать негативным тенденциям, возникаяющим в рыночной экономике.

Когда воздействие государства на экономику чрезмерно, оно становится негативным, ибо мешает ее свободному функционированию и развитию. Крайним проявлением такого воздействия является огосударствление экономики, при котором государство делается основным собственником на средства производства и берет управление хозяйством на себя. Порочность подобной системы состоит в следующем:

Во-вторых, огосударствление экономики порождает отсутствие экономической ответственности предприятий, заводов, фабрик (ни одно предприятие не может обанкротиться, только государство). Государство - организация, которая лишь тратит, ничего не производя.

В-третьих, чрезмерное воздействие государства на экономику выражается в излишнем административном заурегулировании экономических отношений. Это ущемляет экономическую свободу, приводит к коррупции государственного аппарата, к возникновению теневой экономики.

Государство обеспечивает внешние условия функционирования экономики.

Государство охраняет экономическое пространство внутри страны (от внешнего вторжения).

Государство обеспечивает социальную стабильность в стране (экономика зависит от этого).

Государство является также и субъектом экономических отношений.

Государство воздействует на экономику путём публичного права (борьба с монополизмом).

Когда государство чрезмерно вмешивается в экономику, то:

Отключается механизм спроса и предложения (так как государство берёт на себя определение потребностей).

Устраняется экономическая ответственность предпринимателя (предприниматель на заинтересован в производстве продукта, так как ничего "не поимеет" с излишков, и ничего не потеряет, если не выполнит норму).

С точки зрения марксизма, экономика обуславливает государство, и определяет его тип.

Экономика – это естественная основа общественной жизни, она представляет собой материальную базу развития общества и определяется как совокупность производственных отношений, способ производства конкретного общества. Цикл экономических отношений начинается с производства материальных благ и завершается их потреблением. Экономика неразрывно связана с государством и правом, причем это не просто соотношение, а взаимодействие, взаимовлияние.

Согласно теории Маркса, экономика относится к базису общественных отношений, а право – к его надстройке, так как именно экономические отношения являются основным двигателем общества, предопределяют его функционирование, а их уровень обусловливает характер права. Право является естественной формой экономических отношений, которые могут стабильно функционировать только будучи закрепленными в нормах права. Непосредственное воздействие экономики на право происходит как с помощью прямого (заработная плата, пенсионное обеспечение), так и косвенного влияния. Право не может стоять выше экономики, оно может лишь, в свою очередь, воздействовать на нее. При этом право может оказывать на экономику либо прогрессивное воздействие, учитывая объективные законы ее развития, либо тормозить ее развитие. Следовательно, происходит обоюдный процесс взаимодействия экономики и права.

С помощью права осуществляются: фиксация правового статуса собственности; определение видов субъектов хозяйственной деятельности; контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов; установление основ налоговой системы; обеспечение общего правового режима хозяйствования.

Эти направления обеспечиваются деятельностью всех трех ветвей государственной власти. Законодательная власть создает экономическое законодательство. На исполнительную власть ложится бремя непосредственного его исполнения. Судебная власть выступает арбитром в различного вида спорах, вытекающих из экономических отношений.

Поэтому необходимо рассматривать соотношение экономики не только с правом, но и с государством. Взаимозависимость государства и экономики обусловлена самим фактом их существования. Государство и возникает на определенной ступени развития экономических отношений, в результате этого развития. Государство и экономика не выбирают друг друга, а предопределены развитием общества. Если право воздействует на экономику изнутри как способ саморегулирования экономики, то государство обеспечивает внешние условия функционирования экономики, и в то же время само является наиболее сложным хозяйствующим субъектом.

Формы взаимодействия государства, права и экономики могут быть различны и обусловливаются объективными факторами общественного развития, уровнем развития экономики, этапом развития того или иного государства и государственным режимом, а также господствующими идеологическими установками и научными доктринами.

Можно выделить три основные формы соотношения государства, права и экономики: невмешательство государства и права в экономику; полный контроль над экономикой; оптимальное вмешательство в экономику.

Такое взаимоотношение государства, права и экономики было присуще многим странам Европы и Америки до экономического кризиса 1929-1933 г.г. Государство рассматривалось лишь как сила, призванная охранять существующие отношения, ограничиваясь установлением общих правил. Это привело к обострению социальных и экономических противоречий, нестабильности в обществе.

Другое крайнее проявление взаимоотношений государства и права с экономикой, а именно полный контроль государства над экономикой, было характерно для всех стран социалистического лагеря, в том числе и России. При этом вся экономическая деятельность являлась практически исключительно государственной деятельностью. Государственная собственность на средства производства составляла более 90 %. Управление экономикой осуществлялось командно-административными методами. Интересы производства выдвигались на первый план и преобладали над интересами человека. Общая схема соотношения экономики, государства и права представлялась следующим образом: право есть концентрированное выражение политики, а сама политика – концентрированное выражение экономики. Воздействие государства охватывало и производство, и обращение, и потребление. В этом случае происходит огосударствление экономики, при котором государство берет управление хозяйством на себя, осуществляет планирование производства, не учитывая объективные экономические законы. Чрезмерное воздействие государства на экономику проявляется в излишней административной заурегулированности экономических отношений, приводит к отсутствию экономической заинтересованности хозяйствующих субъектов, порождает диспропорции в общественном хозяйстве.

Поэтому вмешательство государства и права в экономику должно быть наиболее оптимально. Западными экономистами разработана модель либерализации и свободы в экономике. Она означает весьма сдержанное правовое регулирование экономических отношений, сдержанное от чрезмерного вмешательства государства в рыночную систему.

Следовательно, основное назначение государства в сфере экономики – установление основ ее функционирования. Выделяются следующие основные сферы деятельности современного государства в рыночной экономике:

а) определение целей, задач и принципов рыночных отношений, а также тенденций их развития;

б) гарантирование всех форм собственности и осуществление права государственной собственности;

в) государственная регистрация хозяйствующих субъектов;

г) лицензирование отдельных видов хозяйственной деятельности;

д) определение поведения хозяйствующих субъектов и контроль за соблюдением участниками экономических отношений установленных правил;

е) экономическое регулирование, поддержка и стимулирование субъектов рыночных отношений;

ж) защита прав участников экономических отношений от любых правонарушений.

Контроль государства в экономической сфере может быть как прямым, так и косвенным. Косвенный контроль включает в себя систему льгот и налогов, ценовую политику, регулирование занятости населения, информационное обеспечение и т. д. К прямому государственному контролю относятся финансовый контроль, экологический контроль, санитарный контроль, пожарный надзор, контроль за мерой весов и денежной единицы, контроль за качеством продукции.

Таким образом, основными формами государственного воздействия на рыночную экономику должны быть регулирование, контроль и использование государственной собственности. Государство является источником основных правил регулирования экономических отношений в обществе.

Читайте также: