Панамская афера во франции кратко

Обновлено: 02.07.2024

В 1869 году был открыт проход кораблей по Суэцкому каналу.

Одним из создателей Суэцкого канала был граф Фердинанд де Лессепс. Родом он был из дипломатической семьи хотя дипломатическая карьера у него не сложилась.

После удачной постройки Суэцкого канала он задумал построить канал который должен был соединить Атлантику и Тихий океан. Панамский перешеек одно из самых узких мест, поэтому именно он был выбран в качестве места постройки канала.

В 1879 году Ф. Лессепс вместе с единомышленниками основал акционерное общество "Международная компания по постройке межокеанского канала." Он обещал построить канал в течении 20 лет, за 600 миллионов франков. Деньги были найдены у обычных французов, он нашел более миллиона вкладчиков. Причем ему удалось собрать более миллиарда франков. Строительство началось в фервале 1881 года.

Но строительство этого канала было сложнее Суэцкого. Тропический климат, бурные реки, привели к тому, что за три года канал был построен лишь на 5 процентов. Но самое плохое было в том, что истрачено было более половины капитала компании. В связи с этим акции компании Лессепса начали падать.

Лессепс, же решил восполнить средства с помощью облигаций выигрышного займа, фактически лотереи. Для этого Панамской компании нужно было подкупить нужных людей в правительстве. Подкупы происходили через барона Жака де Рейнака, и Корнелиуса Герца. Между ними часто возникали конфликты. Герц считал, что Рейнак присваивает часть выделенных для подкупа сумм. Поэтому Герц не стесняясь шантажировал Рейнака. На подкупы уходили громадные суммы.

В июне 1888 года правительство и парламент одобрили выпуск облигаций. Но тут прогнозы Лессепса не сбылись. Вместо планируемых 720 миллионов франков он смог получить лишь 254 миллиона. К этому времени процент готовности Панамского канала был около 25%.

В итоге в 1889 году компания Панамского канала была признана банкротом. К тому моменту у компании было более 800 тысяч вкладчиков, которые потеряли все свои сбережения.

По итогам расследования оказалось, что из собранных 1 млрд 335 млн франков, на строительство ушло лишь 612 млн. В 1892 году генеральный прокурор Франции возбудил дело против ее руководителей – Фердинанда де Лессепса, его сына Шарля, Мариуса Фонтана, барона Коттю и инженера Гюстава Эйфеля, создателя знаменитой башни. Они обвинялись в мошенничестве, но дело дальше не шло.

7 января 1893 года начался первый процесс над руководителями компании – Шарлем Лессепсом (Фердинанд Лессепс, было 88 лет, и он был признан не дееспособным), бароном Коттю, Фонтаном и инженером Эйфелем по обвинению в мошенничестве.

Суд приговорил обвиняемых к различным срокам тюремного заключения и денежным штрафам. Однако кассационный суд отменил это решение, и все обвиняемые были освобождены.

Вскоре состоялся второй процесс, на этот раз по обвинению в коррупции. На скамье подсудимых – те же лица и пять членов парламента. В итоге все были оправданы кроме депутата Байо, который поплатился за свое признание пятилетним тюремным заключением и штрафом в 750 тысяч франков.

Афера в которой потеряли сотни тысяч людей свои деньги, закончилась всего одним обвинительным приговором.


Фото: ссылка

Взгляд на карту

В 1850 году американцы проложили через перешеек железную дорогу. Грузы перегружали с кораблей в вагоны и после перегона вновь перегружали на корабли. Это было неудобно и дорого и тем не менее нью-йоркская компания, владелец дороги, буквально озолотилась.

В 1870-м году идея о строительстве канала вновь замелькала на страницах газет. И продвигал идею не заезжий мечтатель-аферист, а Le Grand Francais, Великий Француз (именно так именовала его мировая пресса) Фердинанд Лессепс.

Придя к власти, Мухаммед занялся проведением реформ и запустил несколько грандиозных проектов, самым амбициозным и самым на первый взгляд неосуществимым из них был Суэцкий канал. Во-первых, у Египта просто не было денег для его осуществления и во-вторых, надо было получить на строительство согласие Турции (Египет до 1914 года был частью Османской империи) и Англии, под влиянием которой Стамбул в то время находился. Для решения этих проблем нужен был искусный дипломат и паша обратился к своему старому другу Лессепсу.

Лессепс не стал выдумывать велосипед и пошёл уже проторенным путём, основав международную кампанию. Объявив себя её генеральным директором и президентом, а своего сына Шарля вице-президентом, Лессепс выпустил 600.000 акций на 300 млн. франков. Одна акция стоила 500 франков что равнялось заработку квалифицированного рабочего за пять месяцев – даже не каждый средней руки буржуа мог позволить себе купить акцию. И тем не менее, акции разошлись мгновенно.

По всей Европе открывались вербовочные пункты, люди стояли в очереди и даже дрались за право получить заветную путёвку в Панаму, пока вакансии не закрылись. В январе 1881 года в торжественной обстановке на стройке прозвучал первый взрыв, ознаменовавший начало стройки века, после чего состоялся торжественный концерт с участием божественной Сары Бернар.

Забуксовало

Непредвиденные расходы требовали дополнительных денег. Третий займ разошёлся уже без прежнего ажиотажа.

Спасти канал!

Корнелиус Герц, правая рука Лессепса, предложил нестандартный ход: долгосрочный выигрышный заем. Но была загвоздка: частные компании не имели права проводить такие займы, однако Герц взял решение этой проблемы на себя.

Крах

Но спасти компанию могло только чудо. Любой человек мог посмотреть на карту и убедиться, что прорыто не более 1/4 пути, впереди горы, а выигрышный заём свидетельствовал, что денег у компании уже нет. Вместо планируемых 720 миллионов со скрипом собрали 254.

14 декабря 1888 года Панамская компания прекратила платежи, а в феврале 1889 года её официально признали банкротом. 800 тысяч (!) не самых бедных во Франции человек, доверивших Компании свои сбережения, в момент стали нищими. Счета и имущество компании были арестованы, началось следствие, целью которого было вернуть разорившимся вкладчикам хоть что-то. Однако вместо денег Франция получила СКАНДАЛ!

Исчезнувшие миллионы

Оказалось, что из 1млрд. 300 миллионов франков инвестиций, привлечённых компанией, на строительство ушло чуть больше 700 миллионов, а из оставшихся 600 миллионов 500 растворились непонятно куда. На них вообще не было никаких документов! Как будто их и не было!

Исчезнувшие миллионы ушли на конференцию, журналистам, описывавших в газетах радужную картину строительства, деятелям искусства, участвовавших в громких шоу Лессепса, на строительство роскошного офиса в центре Парижа, политикам, лоббировавших интересы компании и депутатам, одобривших выпуск выигрышного займа. Часть средств банально разворовали.

Суд без наказания

На скамью подсудимых село всё руководство Панамской компании. Каждый получил от 2 до 5 лет. Но за решётку не попал никто. Все были освобождены от наказания судом высшей инстанции. Герц, лично раздававший денежные чеки, сбежал в Англию, где счастливо прожил до самой смерти.

А как же канал?

4.jpg

Соединяя океаны

Сократить путь от одного океана до другого мечтали давно: ведь без Панамского канала мореплавателям приходилось огибать Южную Америку, а это лишних 20 тыс. километров. Однако воплощение мечты в жизнь сталкивалось с различными сложностями.

Несмотря на неудачи, идея не давала покоя, и в 1846 году был подписан так называемый договор Мальярино-Билдэка. Его сторонами были США и Новая Гранада — испанское вице-королевство, которое включало территории современных Колумбии, Венесуэлы, Панамы и Эквадора. Согласно документу, США гарантировали нейтралитет Панамского перешейка и свободное передвижение по нему между океанами (Панама на тот момент не была независимым государством). В 1855 году США завершили строительство через перешеек железной дороги, которая, впрочем, не решала проблему транспортировок. По ней невозможно было перевезти все грузы, которые шли морским путём, так что вопрос о создании канала оставался открытым и актуальным. В 1879 году на арене появляется Фердинанд де Лессепс.

Великий француз

Несмотря на то, что имя Лессепса прочно связалось с панамским скандалом, он был человеком респектабельным и уважаемым. Дворянин, принадлежавший к старинному роду, он получил юридическое образование и служил по дипломатической части. В том числе в Египте, где оказался ключевой фигурой проекта строительства Суэцкого канала. В 1854 году правителем страны стал Саид-паша, воспитанник Лессепса, с которым у него сложились очень хорошие личные отношения. Концессию француз получил без труда и организовал Compagnie Universelle du Canal Maritime de Suez (кстати, меняя названия фирма существовала до 2008 года), её уставной капитал наполовину состоял из вложений Османской империи, контролировавшей Египет, а наполовину — из средств от продаж займовых облигаций.

2.jpg

Ошибки проектирования

Форум получился представительным, в нём приняли участие специалисты из Мексики, США, Колумбии, Никарагуа, Гватемалы, Сальвадора, Перу, Коста-Рики, Франции, Англии и России. На их рассмотрение были представлены и маршруты, и экономическое обоснование. Оказалось, что на деле создание канала в Панаме обойдётся куда дороже, чем в Египте. В Африке удалось прорыть канал без шлюзов на уровне моря, в Панаме такой вариант был под сомнением. Предлагали даже вести канал через Никарагуа, и его поддерживали США.

3.jpg

В итоге выиграл вариант французских офицеров Люсьена Визе и Арманда Реклюса — канал без шлюзов на уровне моря, как в Египте. Однако ещё во время проведения конгресса решение сочли политическим: в ходе обсуждения половина технического комитета в знак протеста покинула заседание. Заметим, что один из авторов, Люсьен Визе, был внучатым племянником Наполеона, так что политическая составляющая, видимо, действительно была сильна.

С миру по нитке

Стройка ещё не началась, а траты уже оказались большими. В частности, пришлось выкупить американскую железную дорогу, которая, как мы помним, оказалась на территории будущего канала. Владельцы подняли цену втрое, но выхода у Лессепса не было.

6.jpg

Ладно было на бумаге…

С началом строительства в 1881 году оказалось, что на практике всё будет не так просто, как ожидалось. Во-первых, базальтовые породы на пути будущего канала не давали проложить его русло по плану. Во-вторых, разливы реки Чагрес и тропические дожди уничтожали результаты сделанных работ, всё приходилось начинать заново. В-третьих, от жёлтой лихорадки и малярии на стройке погибало до 300 человек в месяц.

В итоге за три года удалось вынуть только 7 млн кубометров грунта при общем объёме 120 млн. Темпы строительства были крайне низкими, всё время нужны были новые финансовые вливания, но спрос на акции к 1884 году заметно упал. А вот расходы Лессепса на прессу неизменно росли. Последняя попытка добыть денег была связана с выпуском облигаций выигрышного займа. Так как фактически это была денежная лотерея, разрешение на неё должен был дать парламент, который делать этого не собирался.

7.jpg

Афера века

В отчаянной ситуации Лессепс обратился за помощью к барону Жаку де Рейнаку (Рейнаху) — банкиру немецкого происхождения. Немедленно появился и Корнелиус Герц, которого иногда называют одним из самых ярких аферистов того времени. Родившийся во Франции, он вырос в США, имел американское гражданство, но потом вернулся на родину. Там он успешно проворачивал финансовые махинации, заручась поддержкой известных политиков.

Рейнак и Герц занимались прямым подкупом членов парламента, но надо сказать, что и между подельниками не было согласия. Герц умудрялся одновременно шантажировать Рейнака и вымогать деньги ещё и у него. В итоге парламентарии одобрили лотерею, которая полностью провалилась: планировали привлечь 720 млн франков, а получили только чуть более 250 млн.

В последней попытке спасти проект пригласили инженера Гюстава Эйфеля. Уже было понятно, что без шлюзов и плотин не обойтись, но не помог даже Эйфель. В 1889 году компания Лессепса была ликвидирована.

5.jpg

Итог оказался неутешительным: русло канала прорыто от силы на четверть, акции компании оказались на руках примерно у 800 тыс. человек. Всего было собрано около 1,3 млрд франков, из которых в строительство вложили всего 600 млн. На остальные суммы документов не оказалось, как они были потрачены, мы только догадываемся. Ликвидация дел компании продолжалась два года.

В 1892 году перед судом по этому делу предстали Фердинанд де Лессепс, его сын Шарль, также принимавший участие в проекте, Гюстав Эйфель, генеральный секретарь компании Мариус Фонтана и барон Коттю, который, в частности, пытался привлечь к финансированию канала Россию. Рейнак к моменту суда скончался, есть предположение, что его отравили, а Герц сбежал. Суд признал подсудимых виновными в нецелевом расходовании средств и подкупе должностных лиц. Лессепсы были приговорены к пяти годам тюрьмы и штрафу, остальные — к двухгодичному заключению и штрафам. На деле Фердинанд Лессепс был уже болен, так что в заключении не провёл ни дня. Остальных освободили по кассации. Из парламентариев, получивших взятки, осуждён был только один.

Был ли Лессепс действительно авантюристом? Больше похоже на то, что он страстно увлекался. С Суэцким каналом ему, безусловно, повезло: не будучи инженером, он воплотил в жизнь самый простой, дешёвый и оптимальный проект. Но он же поддерживал идею создания в Африке так называемого Сахарского моря, был сторонником строительства железнодорожной магистрали Париж-Пекин, его, видимо, привлекал масштаб. А Панамский канал в итоге построили американцы, которые в 1902 году выкупили право на ведение работ у Франции. Потребовалось ещё примерно 400 млн долларов и 75 тыс. рабочих (20 тыс. из них погибли, хотя, по американским данным, в 4 раза меньше), и 15 августа 1914 года по каналу прошёл первый пароход.

Содержание

Панамская компания и её крах

Основание компании

Выпуски облигационных займов



Строительство канала началось 1 января 1881 года. В 1882 году, когда деньги акционеров начали заканчиваться, компания выпустила первый облигационный заём, а в следующие годы ещё два займа. Общая сумма полученных займов за вычетом банковских комиссий и других издержек составила 400 млн франков. Сигналом тревоги стало то, что третий заём уже не нашёл подписчиков на всю сумму, и Панамская компания уступила остаток акций со скидкой банковскому синдикату, который эмитировал и размещал её ценные бумаги.

В 1882 году во Франции произошло резкое падение курсов акций и обострение финансовых проблем. Акции Панамской компании пережили мини-кризис более или менее благополучно, но обнаружилось, что биржа относится к ним без особого доверия: по срочным сделкам они продавались с большой скидкой.

Борьба вокруг санкции государства на выпуск выигрышного займа длился около трёх лет. Тем временем Панамская компания, чтобы удержаться на плаву, выпустила ещё два обычных займа. Чтобы привлечь подписчиков, она сделала облигации особо привлекательными, подняв номинальную процентную ставку до 10 % годовых. Всё дороже приходилось платить банкам за размещение облигаций.

Крах Панамской компании

Руководители Панамской компании всеми усилиями пытались избежать банкротства: на собраниях акционеров Лессепсы уверяли присутствующих в том, что строительство закончится в срок и деньги потекут в кассу компании.

Министр финансов, считавший сохранение Панамской компании делом государственной важности, внёс в палату депутатов законопроект о льготном режиме погашении её долгов, но на этот раз депутаты проголосовали против.

Для компании наступил конец: суд департамента Сена по гражданским делам сначала назначил временных управляющих, а 4 февраля 1889 года официально объявил о банкротстве и ликвидации Панамской компании.

Общее число физических лиц, пострадавших в результате банкротства компании, составило около 700 тысяч. Лишь небольшая доля ценных бумаг принадлежала юридическим лицам. Поэтому эта компания является народной, а её крах потряс всю Францию и имел немалые экономические и политические последствия.

На протяжении нескольких лет компания забирала в среднем до 200 млн франков народных сбережений в год, и все эти сбережения пошли прахом, поскольку при ликвидации у компании практически не оказалось ценностей хотя бы для частичной уплаты её долгов держателям облигаций, не говоря уж об акционерах. Французские экономисты считают, что эта катастрофа существенно подорвала во Франции конца XIX века склонность к сбережению, являющуюся важнейшим фактором экономического роста.

Расследование, проводившееся после ликвидации компании, достоверно установило, что прямого воровства и расхищения не было. Но выявились факты расточительства, халатности, некомпетентности и коррупции в высших эшелонах власти. Из денег, собранных компанией (1,3 млрд франков), 104 млн составили расходы на услуги банков и 250 млн были выплачены в виде процентов по облигациям и их погашения в срок. Руководители компании обвиняли подрядчиков в завышении цен и недобросовестности: им было выплачено около 450 млн франков, но доля реально выполненных работ в общей смете не превышала одной трети.

Скандал

Скандал развернулся вокруг оглашённых и раздутых прессой фактов коррупции высших государственных чиновников, парламентариев и журналистов, услуги которых покупались на деньги Панамской компании. Целью этих взяток было обеспечить содействие государства и прессы деятельности компании, особенно в выпуске выигрышного займа.

Руководство компании имело посредников и агентов, которые имели доступ в высшие сферы государства и секретно передавали деньги нужным людям, среди которых были бывшие и действующие министры, видные члены обеих палат парламента, другие влиятельные лица.

Главные посредники были алчными авантюристами, не стеснявшимися в средствах. Они собирали компрометирующие документы, чтобы шантажировать получателей взяток и подарков. Возник криминальный список таких лиц, отчасти опознаваемых, отчасти скрытых за непонятными кодами. Всё это привело к сенсационным разоблачениям и политическим интригам.

Следствие над руководством Панамской компании длилось около трёх лет. На скамье подсудимых оказались оба Лессепса, Эйфель и ещё два должностных лица Панамской компании. Присутствие 87-летнего Фердинанда Лессепса было признано излишним, и суд над ним проходил заочно. Никто из взяточников не понёс уголовной ответственности.

Фердинанд и Шарль Лессепсы были приговорены к пяти годам тюрьмы и денежному штрафу; Эйфель и двое других обвиняемых — к двум годам тюрьмы и денежному штрафу. На деле никто из осуждённых не отбыл положенного срока: в отношении Фердинанда Лессепса приговор не вступил в силу по причине его возраста и заслуг, а приговор остальным четырём был отменён судом высшей инстанции через четыре месяца.


Маленький тропический рай, финансовая столица всей Латинской Америки и родина одного из самых громких скандалов. Все это – о Панаме, единственной стране на земном шаре, находясь в которой можно побывать на границе двух материков. Что же скрывает государство, названное в честь несерьезного головного убора? И какие тайны хранит земля Панамского перешейка? Об этом рассказали эксперты программы "Тайны Чапман" и ее ведущая Анна Чапман на РЕН ТВ.

Почему Панамский канал так востребован?

Строительство Панамского канала разрубило две Америки пополам, позволило запустить между ними воду, объединив Тихий и Атлантический океаны, и начать плавать. Навигация стала в разы удобнее и безопаснее.

Раньше судам приходилось огибать Южную Америку, чтобы попасть в Северную со стороны Тихого океана. И забираться в одно из самых штормовых мест на планете – пролив Дрейка.

"И это приводило к большим задержкам. Примерно 22 000 километров путь занимал, в то время как через Панамувсего 9000 километров", – отметил научный сотрудник Центра политических исследований Института Латинской Америки РАН Дмитрий Елесеенко.


Очередь из кораблей

Шлюзы канала пропускают в день около 50 судов. Для небольшой яхты проход стоит 500 долларов, а для большого сухогруза – все 500 тысяч. Желающих проскочить из одного океана в другой самым коротким путем так много, что канал не справляется.

Очередь из кораблей уходит хвостом на несколько километров. Ждать шлюзования порой приходится две недели. А чтобы пустили без очереди – компании торгуются на аукционе.

"Груз может быть скоропортящийся. И канал за большую стоимость может тебя пропустить в первых рядах. Но там двойная, тройная цена", – сказала жительница Панамы предприниматель Лилия Соболева.

Несколько лет назад контейнеровоз под гонконгским флагом установил рекорд: право по-быстрому пройти между двух Америк он выкупил почти за 830 тысяч долларов.

Афера по-панамски

В конце XIX века, услышав слово "Панама", человек кривился, как будто проглотил кислый лимон. В те времена название латиноамериканской страны ассоциировалось вовсе не с головным убором, а с мошенничеством.

Повод дало как раз создание Панамского канала. Проект по разделению двух Америк стал сложнейшей в истории человечества стройкой и по совместительству – одной из самых грандиозных афер.

Чтобы соединить два океана в самом узком месте Панамского перешейка, требовалось прокопать канал длиной 77 километров. Для этого во Франции основали акционерное общество. За 200 лет и 600 миллионов франков его руководители обещали сделать все в лучшем виде.

Деньги взяли у обычных французов – в обмен на акции по 500 франков за штуку. По тем временам это было очень дорого. Купить ценную бумагу мог не каждый буржуа средней руки, что уж говорить о простых рабочих.

"Но тем не менее деньги были собраны достаточно быстро. И те акционеры, которые это сделали, посчитали, что этого должно быть достаточно, чтобы прорыть этот канал", – отметил политолог Алишер Захидов.


Обманутые вкладчики

Денег за продажу акций выручили даже в два раза больше, чем планировали – более миллиарда франков. Строить начали в феврале 1881 года. Однако очень быстро что-то пошло не так. За три года канал прорыли всего на пять процентов, истратив на это больше половины собранных средств.

"Руководители принимали отчаянные попытки достать денег, даже пытались организовать лотерею, различные выигрышные займы. Это требовало согласования с банками, это требовало согласования сената французского. Через банки шли огромные суммы на комиссии по обналичиванию средств, что тоже являлось одним из источников финансовых махинаций", – отметил ведущий научный сотрудник Центра германских исследований Института Европы РАН Александр Камкин.

Придумка не сработала, и спустя восемь лет после начала строительства акционерная компания по возведению межокеанского канала обанкротилась. На тот момент у нее было более 800 тысяч вкладчиков. Все они потеряли свои сбережения.

Начался судебный процесс. Во время разбирательства выяснилось: из собранного 1 миллиарда 335 миллионов франков на строительство ушло только 600 миллионов. Остальные исчезли.

"Конечно, большую роль в крахе данного проекта и сыграла коррупционная составляющая. Потому что было куплено огромное количество журналистов, которые освещали, делали рекламу данному предприятию. Потому что для многих инвесторов было непонятно, зачем инвестировать в строительство канала на другом конце света", – пояснил Александр Камкин.

Был ли Лессепс главным организатором аферы?

Генеральный прокурор Франции возбудил дела против многих высокопоставленных лиц. Замешан оказался даже знаменитый строитель главного символа Парижа Гюстав Эйфель, которого привлекали к работам в качестве инженерного эксперта.

Его осудили на два года. Но главным подозреваемым оказался руководитель компании Панамского канала французский дипломат и предприниматель Фердинанд де Лессепс.

"Лессепс вообще был выходцем из очень известной семьи. Изначально его дед и его дядя были консулами Франции в Петербурге. А дядя даже участвовал в экспедиции Лаперуза", – пояснил Дмитрий Елесеенко.


Но Фердинанд де Лессепс прославился еще больше. Именно он построил Суэцкий канал в Египте, заработав на этом сложном проекте большой авторитет и признание. Неужели такой человек сознательно пошел на организацию грандиозной аферы в Панаме?

"Сам Лессепс в курсе не был, потому что он был все-таки таким в большей степени идеалистом, одержимым данной идеей", – сказал Александр Камкин.

Проблемы строительства Панамского канала

Нехорошие предчувствия были у многих, ведь строительство Панамского канала не задалось сразу. Вначале уперлась Колумбия, владевшая тогда территорией Панамы. И хотя затея сулила ей немалую выгоду, государство категорически противилось тому, чтобы кто-то перекопал Панамский перешеек.

Одержать победу в прениях Франции удалось только за счет авторитета Лессепса. Но дальше именитому строителю как будто изменил здравый смысл. Он собрался прокладывать Панамский канал по той же технологии, по которой рыл Суэцкий.


"Он не учел, что здесь была пересеченная местность, здесь были горные реки, здесь были горы, здесь были каменные плиты, здесь была неоднородная почва, здесь были джунгли и здесь был совершенно неудовлетворительный климат", – отметил Алишер Захидов.

Тем не менее огромный перепад высот как будто совсем не тревожил Лессепса. Инженеры были в шоке. Они предлагали альтернативные варианты: построить канал со шлюзами и даже вовсе отказаться от канала – заменить его железной дорогой или тоннелем.

У Лессепса не было ни одного сторонника, но он твердил: надо строить на уровне моря. И каким-то мистическим образом отстоял свой абсолютно провальный проект.

Гибель рабочих, строивших Панамский канал

Что ж, строители начали осушать болота и прогрызаться сквозь горы. Но реки разливались, снося постройки и механизмы, а машины в тропическом климате выходили из строя. Словно сама природа противилась тому, чтоб этот канал был в этом месте.

"Были проблемы с малярией, были огромные потопления, были проблемы с поставками, были проблемы с финансированием. То есть в целом весь мир был против того, чтобы это происходилокак духовный, так и материальный", – сказал исследователь этнических культур Карагай.

К разрушительным силам природы подключились комары. Малярия и желтая лихорадка начали косить рабочих.

Грандиозный проект, который должен был вознести Лессепса еще выше, закончился для него полным крахом. Неурядицы и банкротство подкосили француза, он сошел с ума, а правом достроить канал завладели американцы.

В мае 1904 года американцы взяли под свой контроль строительство Панамского канала. Чтобы завершить проект, им потребовалось 10 лет, 375 миллионов долларов и одна маленькая революция. Впрочем, это лишь то, что известно наверняка.

Еще больше об удивительных явлениях нашего мира, тайнах общества и истории смотрите в новых выпусках программы "Тайны Чапман" с Анной Чапман!

Читайте также: