История возникновения варежек кратко

Обновлено: 05.07.2024

Варежки – это вязаные рукавицы, имеющие отделение для большого пальца.

От рукавиц варежки отличаются способом производства, варежки – это вязаный предмет одежды.

История варежек

Латвийские варежки

Считается, что первые варежки появились в первом тысячелетии нашей эры, найдены они были на территории Латвии. И это не удивительно, ведь в Латвии существуют старые традиции, связанные с варежками. Женщины, жившие на этой территории, вязали варежки для всех членов семьи . Каждая пара варежек предназначалась определенному человеку и имела свои оригинальные узоры.

Варежки были обычные повседневные и праздничные, связанные из шерсти ярких цветов. Варежки традиционно входили в состав приданого каждой девушки. Варежками девушка могла выразить свою симпатию, связав пару понравившемуся молодому человеку.

Русские варежки

В Россию искусство вязание на спицах проникло из Скандинавии. А первое упоминание о русских варежках относится к XIII веку. Хотя есть мнение, что в жизни крестьян, варежки появились гораздо раньше.

Варежки были мужскими, женскими и детскими. Их вязали из овечьей шерсти.

На Руси существовало много названий для варежек: даренки, исподки, свиданки и другие.

Позднее мода на варежки пришла и в высшие слои общества, когда прошла мода на длинный рукав, защищающий руки от холода. Модели для знати расшивали дорогими нитями, украшали нарядными орнаментами.

Узоры на варежках на Руси, как и в Латвии, носили сакральный смысл. Самыми распространенными были орнаменты с птицами, ромбами, треугольниками, звездами и полосками. Варежки со сложными сочетаниями таких узоров использовались как обереги и традиционно передавались от матери к дочери.

Варежки машинного производства

В 1589 году появился первый вязальный станок, который сделал революцию в истории вязального рукоделия . Его создателем стал Уильям Ли, английский приходской священник из Кальвертона.

Новая технология позволила наладить массовое производство вязаных вещей по всей Европе и частично вытеснила ручное вязание.

Современные варежки отличаются большим разнообразием моделей и расцветок. Кроме традиционных моделей, в настоящее время выпускаются:


История варежек в России насчитывает уже немало веков. Считается, что варежки на Руси появились в 13 веке. Но скорее всего это произошло гораздо раньше, просто пользовались ими до 13 века только крестьяне.

Как вы думаете, почему дворяне и бояре не пользовались рукавицами? А все потому, что их одежды имели очень длинные рукава, в которых они прятали руки от холода. Одежда с такими рукавами была неудобна для работы, поэтому и появилась поговорка: работать спустя рукава, значит очень плохо.

Однако у русских царей в те времена были перчатки, которые назывались перстатые рукавицы. Их перчатки обычно были на меху.

Названий у варежек было очень много: вязанки, плетенки, связни, рукавки – их обычно вязали; катанки, валянки – вы, наверное, уже догадались, что их валяли, как и валенки. Из меха шили – шубницы, мохнатки и мохнашки.

Постепенно происходило разделение понятий. Рукавицами называли то, что шилось из меха или ткани. А варежки стали только вязаные.

Однако мода сменилась, рукава стали короче. Нужно было защищать руки от холода и высшее сословие тоже стало пользоваться рукавицами и варежками. Но их рукавицы стали очень сильно отличаться от крестьянских. Они были богаче и наряднее. Варежки у господ были из парчи, бархата и сафьяна, их украшали бисером, жемчугом, драгоценными камнями, а также золотым и серебряным шитьем. Эти рукавички представляли собой настоящие шедевры, которые передавались из поколения в поколение по наследству.


Варежки обычно различались на мужские и женские. Мужские были простые, без украшений и вязались без резинки, чтобы в них было комфортно работать и запросто скинуть с руки для перекура или пот утереть. Женские варежки были наряднее и миниатюрнее, разноцветные и с узорами.


В 19 веке в моду вошли митенки (их еще называли накулачники) – длинные узкие перчатки без пальцев. Они были популярны среди молодежи из зажиточных семей. Их обычно вязали из белых хлопковых ниток и носили по большим праздникам. Но в 20 веке мода на них уже прошла. Однако мастерицы валяльщицы до сих пор валяют митенки из шерсти для любителей ретро стиля.

По старинному русскому обычаю, перед свадьбой невеста должна была изготовить (кроме шитья свадебного наряда) для всех членов семьи жениха узорные рукавицы и чулки. Причем на всех изделиях должны были быть разные орнаменты.

Кстати техника вязания варежек на спицах пришла в Россию из Скандинавии. В скандинавских странах обычно вязали мужчины. У нас же это искусство освоили женщины, причем учились они этому с раннего возраста, чтобы успеть подготовить приданое к свадьбе.




Дополнительная информация по тел. 72-84-08 (отдел производственной литературы ПОУНБ).

г. Псков, ул. Профсоюзная, д. 2, каб. 26.

Пономаренко Елена Борисовна,
ведущий библиотекарь
отдела производственной литературы
Псковской областной универсальной научной библиотеки

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Цель работы: исследовать значение варежки в жизни человека.

Гипотеза: допустим, что на руки надеваются рукавички, а варежки почему так называются?

- изучить историю появления варежки

- найти и прочитать в каких произведениях встречается это слово

- узнать, как украшают рукавички и , что символизируют орнаменты на них

Предмет исследования: варежка.

Методы исследования:

Анализ полученных результатов

История появления варежки.

Прежде чем перейти к истории появления варежки, выясним что же такое варежка. Вот какие определения я нашла в словарях.

Толковый словарь Д.Н. Ушакова

Варежка - вязаная рукавица с одним большим пальцем, в отличие от перчатки.

Ва́режка ( мн. варежки) или рукави́ца ( мн. рукавицы) — предмет зимней одежды для кистей рук , в которой есть два отделения: одно для большого пальца , а другое — для всех остальных пальцев .

Словарь С.И. Ожегова

ВАРЕЖКА, -и, ж. Мягкая зимняя рукавица. Вязаные, шерстяные варежки.

Толковый словарь В.И. Даля

Варега, варьга, варежка - однопалая , вязаная шерстяная рукавица, которую обычно поддевают под кожаную.

На Руси рукавицы известны давно. Трудно сказать с достоверной точностью, когда и на какой земле родился тот человек, который придумал первую рукавицу: взял звериную шкуру и смастерил из нее теплые мешочки для рук. Время не сохранило имени другого смекалистого человека, который внес свою лепту в эту нехитрую историю: выделил из теплой семейки большой палец, получив рукавицу с одним пальцем. Тепло, как и раньше, а работать сподручнее. Но кем бы ни были эти древние выдумщики, ясно одно: рукавицы понадобились им не для праздного времяпрепровождения. Иначе их и выдумывать было, по правде говоря, незачем. Исстари они были обязательной принадлежностью крестьянской одежды.

У рукавичек на Руси было много названий вареги, варежки, варьги, варяшки, вачаги, дельницы, мохнатки, мохнашки, рукавки, связни. Варежки делились на мужские и женские. Женские – нарядные и многоцветные, а мужские – простые и тёмные, предназначенные для работы.

В холодную пору носили несколько пар рукавиц. Сначала одевали вязаные, а затем меховые, причем, наружу меховой частью.

Для работы крестьяне поверх вязаных рукавиц надевали холщовые или кожаные. А по праздникам носили исподочки, украшенные орнаментом.

Следом за крестьянами варежки стала одевать и знать. Раньше бояре в лютые морозы рукава дорогих шуб опускали до самого подола и подшивали изнутри мехом. После появления варежек рукава перестали удлинять. Для господ варежки делали из бархата, парчи и сафьяна, украшали жемчугом, бисером, драгоценными камнями, золотым и серебряным шитьём. Такие шедевры передавались даже по наследству из поколения в поколение. А крестьянские рукавички тоже претерпели определённые изменения – возникли всем нам привычные варежки. Дело в том, что постепенно стало происходить разделение понятий: рукавички – то, что сделано из меха или ткани, а варежки – только вязаные.

Такова история происхождения варежек.

Значение элемента орнамента на русских варежках.

Варежки на Руси были не только предметом одежды, защищавшим от холода, но и произведением искусства. А варежки с узором были оригинальным посланием: их красивые, порой очень сложные многоцветные орнаменты несли конкретную информацию.

На варежках с узором также изображали орнаменты-обереги с треугольниками, звёздами, птицами и цветами. Значения различных орнаментов передавались от матери к дочери. Из поколения в поколение они защищали наших предков от злых сил и помогали им в добром деле.

Элементы узоров люди всегда брали в окружающей их природе, месте обитания окружающих предметах. Орнаменты у наших предков никогда не были только для украшения. У них каждый элемент узора нёс определённый смысл, он всегда был условным, но понятным для всех изображением законов природы – жизни, рождения, смерти. Можно сказать, что орнамент – это древний язык общения людей.

Ещё со времён язычества на Руси существовала традиция украшать предметы быта и одежду узорами-оберегами. После принятия христианства эта традиция сохранилась, но видоизменилась и дошла до наших дней. Однако она частично утеряла обереговый смысл орнаментов.

Символика узоров схожа у многих народов. Ромб – один из самых распространенных орнаментов. Он является символом солнца, земледелия, счастья, полной жизни. А ромб с точкой посередине – это засеянное поле, оплодотворенная земля. Именно такой узор, как правило, вывязывала или вышивала невеста на своем приданном.

Ромб с продленными сторонами защищал наших предков от темных сил, этим знаком славяне украшали даже срубы домов. Крест у славян был символом огня и солнца. Варежки с узором из крестов прославляют свет и животворение. Еще одним распространенным орнаментом после геометрического является растительный орнамент. Он представлен стилизованными листьями, побегами, цветами. Славяне также в виде орнаментов изображали предметы, созданные человеком: орудия труда, дома, оружие.

Мотивы узоров бывают конечными (звезда, круг) и бесконечными (различные линии). Бесконечный узор дает представление о мобильности, а конечный узор создает впечатление неподвижности.

Наши предки считали, что злые силы могут проникнуть к человеку через края одежды – рукава, ворот, рукавицы, чулки. Чтобы защититься от них необходимо украшать эти места своеобразно – очень ярко и изобретательно. В узорах большое внимание уделялось цветовому решению. В большинстве случаев расцветка изделия, как и узоры, зависела от его назначения. На обычных вещах узоры были простыми (штрихи, крестики, точки) и цвета чаще всего серый, белый, черный. А праздничные варежки вязали из ярких нитей. Очень часто использовали следующие сочетания: красный и зеленый, черный и желтый, синий с желтым, черный и красный, или синий с красным. Главные мотивы очень часто окаймляли бордюрами из красных и белых нитей. Шерсть обычно окрашивали природными красителями: цветами, стеблями и корой растений. Самыми гармоничными сочетаниями цветов для рукавиц в 19 веке считались – желтый и фиолетовый, оранжевый и синий, зеленый и красный.

Сегодня изделия ручной работы не теряют своей ценности, потому что каждая рукодельная вещь уникальна, в нее вкладывается частичка души ее создателя.

В наши дни варежки являются таким же модным аксессуаром, как и раньше. Они теперь не передаются по наследству, но значимости своей не теряют. И даже модельеры обращают на них свое внимание. А все потому, что вязаная рукавица с красивым узором, отлично смотрится и с курткой и с пальто, а также прекрасно дополняет вязаную шапку и шарф.

Глава 2. Образ варежки в сказках, пословицах, поговорках, загадках, стихах.

Особое место занимают загадки, которые также не обошли своим вниманием русскую варежку.

Едва повеяло зимой –
Они всегда со мной.
Согреют две сестрички,
Зовут их .

Они, как мамины ладони,
Они, как гнездышко для птички.
Их бабушки внучатам вяжут.
Зовут их просто …

(Рукавички)
Две сестренки, две плетенки
Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять – так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять.
(Рукавички)
А ну-ка, ребята,
Кто угадает:
На десятерых братьев
Двух шуб хватает.
(Варежки)
Чтоб не мерзнуть,
Пять ребят
В печке вязаной
Сидят.
(Варежки)
В обоих домиках темно,
Зато жарища прямо.
А коль засветится окно,
Его починит мама.
(Варежки)
Греет руки пара печек
Из колечек от овечек.
(Варежки)
Дали братьям тёплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился.
(Варежка)

Мы видим, что в загадках отмечается свойство варежки дарить тепло, согревать в холода.

Таким образом, мы видим, что варежка в сказках обладает положительными особенностями. В одной она показывается как надёжный друг, живое существо, наделённое волшебными свойствами, а в другой она становится тёплым и уютным домом для обитателей леса.

Маша варежку надела:

-Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал!

Маша варежку сняла

-Поглядите – ка , нашла!

А вот ещё несколько замечательных стишков.

М.Дружинин
-Что ты шьёшь, лисичка?
-Дочке рукавички,
Чтобы в день морозный
Лапки не замёрзли
В.Кудлачев
Подарю я бабушке
Голубые варежки.
Я из ниток шерстяных
Десять дней вязала их,
Пусть она их носит,
Руки не морозит.

Чтобы ручки не замёрзли
Надо варежки надеть.
И тогда мороз не страшен!
Они будут ручки греть.
Вот тогда руками можно
И лопатку подержать,
И снежок слепить из снега,
И с друзьями поиграть!
Вот тогда за руку маму
Можно смело повести,
Чтобы мама не боялась.
Знала чтоб, куда идти.
Чтобы ручки не замёрзли
Варежки надену я.
Пусть у ручек будет домик.
Ручки варежкам – друзья!

Итак, читая литературные произведения, знакомясь с пословицами и поговорками, можно сказать, что варежке и сегодня отводится важное место, так как она согревает, в ней уютно не только детям, но и взрослым.

История Варежек

На Руси варежки известны с 13 века, но в крестьянском быту они наверняка существовали и раньше. Почему же рукавицами не пользовались бояре и дворяне? Просто в них не было нужды. Помните поговорку — работать спустя рукава, то есть плохо? Бояре и дворяне носили одежду с очень длинными рукавами, в которых и прятали руки от холода. Такая одежда была теплая, но совершенно неудобная для работы.

Сменилась мода, укоротились рукава, и возникла нужда в защите рук. Так рукавички перешли из рабоче-крестьянского быта в дворянский. И выглядеть они стали гораздо ярче и богаче!

Варежки делились на мужские и женские. Женские — миниатюрнее, наряднее, многоцветнее. Мужские попроще, вязались без резанки, чтобы было удобнее работать и легко скинуть с руки, пот утереть или перекурить.

Обычно надевалось несколько пар рукавиц : сначала вязаные (их называли исподочки), а затем меховые — мехом наружу (мохнатки). Для работы сверху надевали холщовые, кожаные или связанные из конского волоса. По праздникам носили исподочки с орнаментом, в будни — однотонные.

В 19 веке девушки и молодые замужние женщины из зажиточных семей по большим праздникам носили накулачники (митенки) — длинные узкие перчатки без пальцев. Вязали их из белых хлопчатобумажных ниток.К началу 20 века они почти повсеместно исчезли из деревенского костюма.

У рукавичек на Руси было много названий — вареги, варежки, варьги, варяшки, вачаги, дельницы, мохнатки, мохнашки, рукавки, связни. Известен старинный русский обычай — перед свадьбой девушка должна была продемонстрировать своё мастерство. Помимо шитья свадебного наряда , невеста одаривала семью жениха узорнымы чулками и рукавицами. Причём все изделия должны были быть с разными орнаментами.

Для господ их делали из бархата, парчи и сафьяна, украшали жемчугом, бисером, драгоценными камнями, золотым и серебряным шитьем. Такие шедевры даже передавались по наследству из поколения в поколение. А крестьянские рукавички тоже претерпели определенные изменения — возникли всем нам привычные варежки.

Дело в том, что постепенно стало происходить разделение понятий: рукавички — то, что сделано из меха или ткани, а варежки — только вязаные. Часто носили и то, и другое, особенно на дальнем севере: снаружи большая рукавица из меха, под ней — вязаная варежка, более тонкая и нежная. Назывались такие варежки исподочки.

Значение элементов орнамента на русских варежках

Варежка была не только предметом одежды, защищающим от холода, но и произведением искусства и даже своеобразным посланием: ее красивый, иногда очень сложный многоцветный узор мог нести определенную тайную информацию. Например, рисунок рыбы — символ плодородия, солнца, добра. Цепочка из ромбов — дерево жизни, кресты — огонь или солнце.

Кстати, сложная техника вязания появилась не на Руси. Еще раньше ее освоили другие народы. Самыми искусными мастерами считали итальянцев, испанцев и скандинавов. Из Скандинавии пришло к нам мастерство вязания на спицах, причем первыми, кто там взял в руки спицы, были мужчины.

На Руси же вязали женщины. Этому учились с детства, ведь девушка к свадьбе должна была успеть приготовить себе приданое. Нужно было не только сшить свадебное платье, вышить полотенца и скатерти, но и одарить семью жениха вязаными чулками и варежками с красочными орнаментами.

Сейчас варежки так же популярны, как и в стародавние времена. Только, разумеется, они уже не передаются по наследству. Варежки — вещь сугубо практичная. Однако современные модельеры вновь обратили на них свое внимание. Ведь что может быть уютнее старой доброй теплой варежки? Узорчатая вязаная рукавичка прекрасно смотрится и с современной однотонной курткой, и с вязаной шапочкой и шарфиком, и с модными нынче яркими унтами. Обычно надевалось несколько пар: сначала вязаные, а затем меховые – мехом наружу. По праздникам надевали цветные варежки с узором. В будни дни – однотонные.

Узоры на варежках, впрочем, были разные: узоры-обереги с птицами, крестами, треугольниками и звёздами, узоры-ромбы, символизирующие солнце, добро, счастье, узоры-цепочки из ромбов, означающие защиту от тёмных сил.

Элементы орнамента подсказывают челевеку окружающая природа,место его обитания, климат, обычаи народа, очертания человеческого тела и окружающих предметов. Орнамент в прошлом накогда не был чисто декоративным. Каждый его элемент имел определённый смысл, был условным, но всем понятным изображением законов природы: рождения, жизни, смерти. Орнамент можно назвать древним языком общения людей.

Традиция украшения предметов быта, одежды узорами, несущими обереговую функцию, существовала на Руси со времён язычества. С принятием христианства эта традиция не исчезла, она видоизменялась и дожила до наших дней, правда, частично утеряв обереговый смысл узоров.

Символика орнаментов одинакова у многих народов. Например, ромб имеет множество значений. Некогда он был символом солнца, знаком плодородия, земледелия, добра, счастья, полной жизни. Ромб с точкой посерёдке обозначал оплодотворённую землю, засеянные поля. Именно этот орнамент чаще всего использовала невеста при вязании своего приданного.

Самый распространённый после геометрического — растительный орнамент. Его основные мотивы: стилизованные цветы, побеги, листья, ветви растений. Существуют и другие виды орнамента: анималистический(птицы, звери, насекомые), природный(волны), тератологический(фантастические или сказочные звери или их части). Другая большая группа — предметы, созданные человеком: инструменты, орудия труда, оружие, здания.

Считалось, что места, через которые могла проникнуть злая сила, — это края одежды, рукавов, ворота, чулок, рукавиц. Чтобы уберечься от неё, нужно защититься, украсив эти места особенно ярко и многоцветно.

Цветовая палитра узоров русских варежек

При вязании узоров не меньшую роль , чем орнамент, играет цвет. Традиционно расцветка, так же как и узоры, зависела от назначения изделия. Раньше на повседневных вещах узоры были попроще (точки, крестики, штрихи) и цвета поскромнее: чёрный, серый, белый. Яркими нитями контрастных цветов вязали праздничные рукавицы. Распространены были следующие устойчивые сочетания: красно-зелёные, чёрно(сине)-жёлтые, чёрно(сине)-красные. Бордюры, которыми окаймляли главные мотивы узора, чаще всего вязали , сочетая нити красного и белого цветов.

Любимая расцветка рукавиц у народов Поморья представляла собой сочетания зелёного и красного, жёлтого и фиолетового, оранжевого и синего, именно они считались гармоничными в 19 веке. Потребность в таких ярких сочетаниях была обусловлена жаждой цвета в условиях долгой полярной ночи.

Колорит более ранних изделий был охристо-жёлтым(с оттенком табачно-зелёного), красно-коричневым — без резких контрастов. Спокойные мягкие цвета получались при окрашивании шерсти натуральными красителями: стеблями, цветами и корой растений.

Изобретение в 16 веке вязальной станины оказало влияние на развитие вязания. Довольно быстро распространившись по Европе, машинный тракотаж в 19 веке начинает вытеснять ручное вязание. Массовое производство одинаковых, стандартных вещей заменило нам искусно и с любовью выполненные ручные изделия.

Несмотря на это прелесть ручной работы остаётся,а изделия, связанные вручную,ценятся с каждым годом всё больше. Потому что каждая ручная вещь неповторима, в каждую вложена частичка души. Вязать одинаковые вещи мне, например, просто неинтересно. Каждый раз хочется сотворить что-то новенькое. Ещё не довязала одну пару рукавичек, а уже зреет набросок следующей и хочется быстрей приступить к выполнению задуманного. А как приятно видеть восхищённые взгляды попутчиц, с интересом разглядывающих зимой мои варежки. Ведь они мой оберег, который зимой всегда со мной!

Сегодня, варежки снова в моде, они прекрасно сочетаются с вязаными шапочками, модными валенками с вышивкой и с шубками. Ты сама можешь украсить свои варежки, бисером, бусинками или вышить на них что-нибудь. Варежки не только согреют, но и сохранят кожу твоих рук нежной и красивой!

Читайте также: