Архитектура и декоративно прикладное искусство россии 13 17 кратко

Обновлено: 05.07.2024

Возрастающий интерес в искусстве XVII века к реальному, живому миру выразился с большой силой и в предметном творчестве. Но наряду с новыми веяниями и влияниями западного и восточного искусства декоративное творчество отражало также идеи защитников старины, отстаивавших исконные традиции перед сторонниками западного направления в развитии русской культуры. Передовые представители нового направления, такие, как А. Л. Нащокин, остерегали, однако, от слепого подражания западным образцам, иноземной моде и быту. Поскольку главными заказчиками в то время были дворяне и купцы, то, естественно, их потребности и вкусы влияли на художественное творчество в первую очередь. Декоративно-прикладное искусство все шире входило в быт и служило его нуждам.

Новые устремления эпохи, тяга к материальности уживаются в искусстве с нарядностью и роскошью. Яркая красочность, богатство русского узорочья достигают теперь особой пышности, становятся характерными и для широкого круга изделий русских ремесленников. Будучи выходцами из народа, они в значительной степени выражали и народные вкусы.

Как уже говорилось в предыдущей главе, основные ремесленные силы сосредоточила Оружейная палата Московского Кремля.
Чувство земной красоты, интерес к реальным формам,— с одной стороны, с другой — сказочная фантастика пронизывали все виды художественного творчества. Орнаментальность, претворявшая мотивы живой природы, была ведущим началом. Характерен в этом отношении Теремной дворец Кремля. Здесь узорочьем проникнута вся архитектура снаружи и внутри. Стены, своды, пол, изразцовые печи, ткани, посуду — все как бы заплетает густой вьющийся травный орнамент. Восьмым чудом света называли современники Коломенский дворец. Резьба покрывала орнаментом подзоры, наличники и притолоки, крыльца, придавая образу праздничность.

Особая монументальность пронизывает художественный строй тонкой, чуть ли не ювелирной, объемной резьбы иконостасов, например иконостаса Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве, выполненного в 1683—1685 годах мастерами кремлевской Оружейной палаты во главе с Осипом Андреевым и Степаном Зиновьевым, а также царских врат в церквах Москвы (например, в церкви Успения на Покровке, 1696, ил. 115) и многих других городов.

Новые принципы живописи, усиливающаяся объемность фигур и многоплановость композиции в иконописи требовали уже других обрамлений. Иконостасная резьба становится горельефной и настолько насыщается сочными формами, что порой утрачивается ритмическая четкость резного орнамента. Но все же и теперь чувство синтеза не покидает мастера, буйство причудливых узоров сдерживает строгая архитектурная логика целого (иконостас церкви Знамения в Дубровицах, 1690—1704).

Резьба, сочетаясь с красочностью росписи, изразцов и цветного кирпича, создает празднично-декоративный образ архитектуры XVII века (наличники Ново-Иерусалимского собора).

Поливные изразцы — зеленые, различных оттенков, появившиеся в начале века, постепенно колористически обогащаются, пластика их форм усиливается.

В середине XVII века быстро развивается искусство архитектурной керамики, называемое ценинным делом. Изразцы украшают фасады церквей не только в Москве, но и в других городах. Они стали характерными для посадской архитектуры в Ярославле, Ростове, Сольвычегодске, придавая ей особенную нарядность, жизнерадостность. Изразцовое убранство ярославских церквей Иоанна Златоуста в Коровниках (1649—1654), Николы Мокрого (вторая половина XVII века) и других свидетельствует о художественных достижениях русских мастеров.

Различные по форме, рисунку и цвету изразцы иногда употреблялись в виде декоративных вставок или в виде драгоценных обрамлений окон, ширинок, опоясывающих здание, а то по принципу узорчатого ковра покрывали стены сплошь, как в убранстве теремка Крутицкого митрополичьего подворья.

Изразцовое производство, процветавшее счачала в валдайском Иверском монастыре, переведенное патриархом Никоном в Ново-Иерусалимский в самом начале его постройки, необычайно еще возросло. Среди мастеров славились своим искусством Игнат Максимов, Степан Иванов Полубес и другие. (изразцы церкви Григория Неокесарийского в Москве, 1679).

115. Царские врата из церкви Успения на Покровке в Москве. 1696

115. Царские врата из церкви Успения на Покровке в Москве. 1696

Растительный мотив сочетается в изразцах с картушами и другими декоративными формами, близкими в своей основе народной деревянной резьбе. С ней роднит и сам принцип изготовления изразца, напоминающий по технике пряничное искусство. В пластичной глине, как в тесте, узор оттискивался деревянной или каменной резной формой.

Полихромные изразцы широко распространяются во второй половине XVII века. Зеленый, бирюзовый, голубой, желтый, белый цвета непрозрачной поливы сверкали радостным многоцветием, внося особую живописность и праздничность не только во внешнее убранство архитектуры, но и в ее внутреннее пространство, где нарядное узорочье с изображениями сказочных птиц и растений на изразцах печей создавало декоративный центр интерьеров боярских палат и посадских домов.

Стремление к пластичности, полновесности объемной формы выразилось и в изделиях из металла. Иконы украшают сочные чеканные рельефы золотых и серебряных риз, почти сов¬сем теперь скрывающих жипопись. Иногда чеканные изображения фигур до некоторой степени приближаются к круглой скульптуре. Крупные головы херувимов напаиваются на серебряные рипиды. Исключительный интерес представляет чеканная серебряная рака из Архангельского собора Московского Кремля со скульптурным изображением царевича Дмитрия (1630, Государственная Оружейная палата, ил. 116). Тонкая моделировка формы лица, имеющего портретные черты, сочетается с богатым узорочьем чеканного растительного орнамента и Драгоценных камней, украшающих венец-корону. Авторы этого произведения — Гаврила Овдокимов и пять других серебряников из Оружейной палаты.

Не менее развито в XVII веке литье из меди. Спокойными, округлыми по очертанию остаются формы русской золотой и серебряной посуды. Она не теряет близость с народной деревянной утварью. Московские чеканщики этого времени проявляли творческую изобретательность, утверждали новые технические приемы украшения и орнаментации, руководствуясь при этом безошибочным чувством гармонии, знанием материала и пониманием вещей как синтеза скульптурной формы и декора. Прекрасным выражением этого служит братина XVII века — национальная русская форма заздравной чаши (первая треть XVII века, ГИМ, ил. 119). В серебряной братине Федора Евстигнеева 1642 года (Государственная Оружейная палата) травный чеканный орнамент как бы окутывает форму, подчеркивая ее округлость мерным ритмом стелющихся завитков.

По гладкому фону венца горловины, собирающей кверху форму, проходит орнаментальная вязь надписи; в ней говорится, что истинная любовь — точно небьющийся золотой сосуд. Конусообразные крышки братин похожи на шлемы древнерусских витязей или луковичные главки русских церквей. Форма братин почти не изменялась на протяжении веков, а то время как серебряный ковш, называвшийся ковш-лебедь, претерпевает в XVII веке большие изменения. Меняются пропорции, силуэт ладьевидной формы. Сходство с плывущей птицей стирается по мере того, как ковш к концу века теряет свое практическое назначение. В этот период появляются новые формы посуды; стаканы, чарки, кружки, кубки, покрытые черневым растительным орнбмвнтом. Он густо укрывал поверхность вещи и тем не менее никогда не разрушал архитектонику ее формы. Мастер умел гладкими участками поверхности, блеском или матовостью металла, контрастирующих с густым узорочьем, выявить, подчеркнуть пластику самого материала, конструкцию вещи, скульптурность формы. Орнамент на протяжении века претерпевает свои изменения. Строгая простота, нестесненное, естественное течение
ритма вьющихся линий. Приходит к концу века на место плотного заполнения пространства сложным плетением круглящихся стеблей, листьев. Ко второй половине века растительный орнамент теряет отвлеченный характер. Его формы приближаются к естественным, наблюденным в природе. Сочные изображения цветов, листьев и трав становятся крупнее, ритмы свободнее. Их упругость создает впечатление силы роста. Таков, например, черневой орнамент серебряной стопы конца XVII века (ГИМ) и ставца серебряного царевны Софьи, сделанного мастерами Михаилом Михайловым и Андреем Павловым (1685, Государственная Оружейная палата). Позолоченные цветы и листья ставца мягко сияют на черном бархатном фоне.

Эмаль сверкала на гладких поверхностях изделий, входила в сканый орнамент, ею заливали округлые поверхности сосудов и покрывали рельеф чеканных изображений. Всевозможных оттенков эмаль, плотная и прозрачная, словно светящаяся изнутри, конкурировала с драгоценными камнями. Характерный пример: золотой с эмалью потир—вклад боярина А. И. Морозова е 1664 году в Чудов монастырь. Сапфиры, изумруды, рубины и алмазы горят в орнаменте из многоцветной эмали. Русские мастера имели тесный контакт с приезжими греческими ювелирами и мастерами стран Европы.

Ко второй половине XVII века вырабатывается особый московский стиль мелкого травного орнамента.

Из мастерских Строгановых искусство эмали распространилось по всему русскому Северу. В Великом Устюге сканый орнамент покрывался бирюзовой, зеленой и черной эмалью с белыми, черными и желтыми акцентами в виде точек. Такие эмали, украшавшие оклады икон, имеют много общего с народной северной росписью по дереву (например, цата серебряная с эмалью, XVII век, ГИМ).

Процветало прикладное искусство в XVII веке и в посадских городах Поволжья: резьба по дереву, кузнечное мастерство, изготовление изразцов, серебряное дело здесь достигли больших высот и художественного своеобразия. В XVII веке в городах Поволжья было развито искусство набойки. Красочный узор печатался на холстах с резных деревянных досок, приготавливаемых специальными мастерами. В этой отрасли сложилась высокая орнаментальная культура.

Со второй половины XVII века лицевое шитье все дальше уходит от живописи и, напротив, сближается с ювелирным искусством. Блеск золота и серебра, сверкание драгоценных камней и жемчуга имеют теперь первостепенное значение в произведениях шитья и в первую очередь ценятся современниками (пелена Николы с житием, вторая половина XVII века, ГИМ).

Драгоценной вышивкой сплошь покрывались детали одежд: иногда и вся она целиком. Например, саккос патриарха Никона (1655, Государственная Оружейная палата) украшен вышивной с изображениями про роков н святых. Жемчуг нашивался по контуру изображения. Высоким техническим мастерстаом и монументальностью стиля выделяется строгановская школа шитья середины XVII века. Здесь алатошвей- ное дело достигло больших высот.

Декоративно-прикладное творчество XVII века отражало культурный подъем, переживаемый Россией. С одной стороны, завершается значительная эпоха древнерусского искусства, а с другой — прокладывается путь к новому.

В последней четверти XVII столетия уже заметны первые вестники светского искусства XVIII столетия — появляются произведения, несущие новое мироощущение нарождающегося времени. На смену роскоши узорочья приходят произведения исключительной простоты и строгости, такие, как серебряный с чернью ставец царевны Софьи Алексеевны (1685, Государственная Оружейная палата). Сам круг предметов домашнего обихода необычайно расширился, приблизив прикладное искусство к повседневной жизни. Мастерство исполнения доводится до исключительного артистизма. В декоративном искусстве преломлялся опыт русской иконописи с ее пластическим началом, декоративностью цвета и линейностью. Во всех отраслях прикладного искусства проявилось стремление к передаче форм природы, к многоцветности. Скульптурная сочная резьба по дереву вытесняет плоскую, с отвлеченными формами. Часто сюжеты и техника заимствовались из книжного искусства, например в орнаменте усольских эмалей или черни. Широко распространенная среди русских мастеров Библия Пискатора была ис¬точником новых веяний. Но тем не менее все влияния как Востока, так и Запада преломля¬лись в древнерусском искусстве творчески и оригинально.

Интерес к жизни, реалистические устремле¬ния в декоративно-прикладном искусстве выражали, как и в живописи, становление нового мировоззрения, характеризующего эпоху переломного времени на рубеже двух веков.

Искусство Древней Руси представляет собой важную часть культурного наследия всех восточнославянских народов. Многочисленные произведения искусства Древней Руси — результат творчества огромного количества художников, живших на территории современных Украины, Беларуси и России в период с IX до первой трети XIII веков. К сожалению, до наших дней сохранилось лишь небольшое количество работ старинных мастеров.

Искусство Древней Руси сочетает в себе традиции сразу нескольких соседних культур. Помимо славянских корней в нем отчетливо прослеживается влияние византийских и балканских мастеров, живших на территории древнерусского государства в течение нескольких столетий.

Искусство Древней Руси. Височные кольца вятичей, XII век

Основные периоды искусства Древней Руси

Искусство Древней Руси развивалось на протяжении четырехсот лет: от периода создания мощного централизованного государства в середине IX века до монголо-татарского нашествия в конце первой трети XIII века. За это время произошли огромные изменения не только в политической, но и в культурной жизни восточных славян.

Искусство Древней Руси. Софийский собор в Новгороде, XI век

Современными историками принято разделять искусство Древней Руси на два основных периода: дохристианский и христианский. Дохристианский период продлился чуть более ста лет — с момента образования Киевской Руси под предводительством первого летописного князя Рюрика до официального принятия Христианства в 988 году. В это время в искусстве преобладали древние местные культурные традиции, сформировавшиеся в течение многих веков на основе языческих верований восточнославянских племен.

Искусство Древней Руси. Золотые ворота в Киеве (современная реконструкция), XI век

После Крещения Руси Владимиром начался христианский период истории государства, для которого было характерно внедрение новых культурных традиций во все сферы искусства. В эпоху расцвета древнерусского княжества сюда устремились не только христианские миссионеры, но и многочисленные мастера из разных уголков Византийской империи, в том числе из ее столицы — Константинополя, а также греческих и анатолийских земель.

Искусство Древней Руси. Икона святых Петра и Павла, XI век

Особенности искусства Древней Руси

Искусство Древней Руси, главным образом, включает в себя шедевры, созданные умелыми художниками и ремесленниками в сферах:

Искусство Древней Руси. Ювелирные украшения из Вищинского клада, начало XIII века

Помимо этого, большую историческую ценность представляют собой уникальные предметы многих разновидностей декоративно-прикладного искусства (шитья, ткачества, резьбы по камню, художественной обработки металла, плетения и керамики).

Искусство Древней Руси. Фреска в нише северной стены церкви Бориса и Глеба в Кидекше, XII век

Архитектура Древней Руси дохристианского периода до наших дней практически не сохранилась, так как все здания в те времена строились из древесины. Только с принятием христианства появилось каменное зодчество. Первой исторической постройкой, возведенной из камня, историки признают Десятинную церковь в Киеве, созданную приглашенными из Византии мастерами.

Искусство Древней Руси. Киевский Софийский собор, XI век

В последующие два столетия на территории Руси было построено большое количество каменных храмов, в том числе и всемирно известные шедевры архитектуры:

  • Софийский собор, Золотые ворота и комплекс зданий Киево-Печерского монастыря в Киеве;
  • Софийский собор в Великом Новгороде;
  • Успенский собор во Владимире;
  • Рождественский собор в Суздале;
  • Спасо-Преображенский собор в Чернигове.

Искусство Древней Руси. Церковь Покрова на Нерли, XII век

Для архитектуры Древней Руси характерно преобладание крестово-купольной планировки при строительстве храмов. Деревянные оконные рамы мастера украшали витражами, а стены возводили из квадратного кирпича и натурального камня. Для защиты зданий от влажности и перепадов температуры использовалась известняковая штукатурка.

Деревянная и каменная скульптура была широко распространена на Руси в дохристианский период. Основным объектом творчества древних мастеров были идолы — истуканы, изображающие различных божеств языческого пантеона. После принятия христианства эти памятники древнего искусства были повсеместно уничтожены в рамках борьбы с идолопоклонством.

Искусство Древней Руси. Збручский идол, X век

В связи с тем, что в Византийской империи начала второго тысячелетия нашей эры скульптура переживала очевидный упадок, в христианской Киевской Руси эта сфера искусства практически не развивалась. Исключение составляли лишь небольшие рельефы, которые на плитах из известняка создавали мастера для украшения храмов.

Зато живопись в Киевской Руси на протяжении X-XIII столетий переживала подлинный расцвет. Приезжие византийские мастера щедро поделились с местными художниками уникальными секретами создания икон и фресковых росписей. Изображения с ликами святых и сценами из священных текстов украшали интерьеры соборов, а деревянные иконы были важной составляющей не только убранства храмов, но и множества религиозных ритуалов.

Значительных успехов древнерусские художники добились и в сфере мозаики, из кусочков разноцветного стекла (смальты) они выкладывали красочные настенные, напольные и потолочные панно в церквях по византийскому образцу. Но трудоемкое мозаичное искусство в начале XII века было почти полностью вытеснено более легкой в исполнении техникой художественной отделки — фресковой росписью.

С начала XI столетия ведет свой отсчет искусство создания русских летописей — одной из разновидностей книжной миниатюры. Центрами этого ремесла были монастыри, княжеские дворы и места проживания церковных иерархов. Помимо текстов писцы украшали пергаменты всевозможными узорами и цветными иллюстрациями. Наряду с историческими летописями древние мастера также изготавливали уникальные документы на темы:

  • священных христианских текстов;
  • былинных сюжетов;
  • фольклорных народных произведений.

Древнерусская земля также славилась своими ювелирными изделиями. Местные умельцы мастерски владели различными техниками художественной обработки металлов, изготавливали предметы роскоши для знати, праздничную домашнюю утварь, украшения для одежды, а также нательные кресты и миниатюрные образки. К числу уникальных ювелирных изделий местных мастеров можно по праву причислить колты — женские украшения для головных уборов в виде полых металлических подвесок.

Искусство Древней Руси. Колты с изображениями птиц по сторонам древа жизни и цепь-рясна из бляшек для крепления колтов XII век

Искусство Древней Руси сегодня вызывает огромный интерес у историков и коллекционеров. На арт-аукционах шедевры декоративно-прикладного и изобразительного искусства продаются за огромные деньги, а найденные в ходе археологических раскопок уникальные артефакты той эпохи, украшают экспозиции лучших музеев мира.

Всемирная История в десяти томах. Академия наук СССР. Институт истории. Институт народов Азии. Институт Африки. Институт Славяноведения. Издательство Социально-Экономической литературы “Мысль”. Под редакцией: В.В. Курасова, А.М. Некрича, Е.А. Болтина, А.Я. Грунта, Н.Г. Павленко, С.П. Платонова, А.М. Самсонова, С.Л. Тихвинского.

Архитектура и живопись в XVII веке

Серебряная позолоченная с чернью чаша 1699 года.

Серебряная позолоченная с чернью чаша 1699 года.

В архитектуре каменных церквей преобладали пятиглавые соборы и небольшие храмы с одной или пятью главами. Художники любили украшать наружные стены церквей каменным узором кокошников, карнизов, колонок, оконных наличников, иногда разноцветных изразцов. Главы, поставленные на высоких шеях, приняли вытянутую луковичную форму. Каменные шатровые церкви строились еще в первой половине XVII в. Позже шатровые храмы остались достоянием русского Севера с его деревянным зодчеством.

Архитектура и живопись в XVII веке

Архитектура и живопись в XVII веке

Высокого уровня достигло прикладное искусство: художественная вышивка, декоративная резьба по дереву и т. д. Прекрасные образцы ювелирного искусства были созданы в Оружейной палате, где работали лучшие мастера, выполнявшие заказы царского двора.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Русская архитектура XIII – XVII вв.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Русская архитектура XIII – XVII вв.

Русская архитектура XIII – XVII вв.

Троицкий собор в Пскове Дата создания: 1365г. - 1367г. Материал, техника: кир.

Троицкий собор в Пскове Дата создания: 1365г. - 1367г. Материал, техника: кирпич, белый камень Это было монументальное мемориальное здание, символ псковской свободы и самостоятельности. Процесс коренной переработки крестово-купольной системы храма, начавшийся на Руси еще в XII—XIII веках, достиг в нем необычайно яркого выражения. Как бы выраставшее из земли здание поднималось над низким притвором ступенчатыми ярусами и устремлялось ввысь. Пучки сложных пилястр, членившие стены и скреплявшие углы, энергично подчеркивали вертикальность его композиции. Восьмерик кокошников у основания очень маленькой главы, украшенной под карнизом сплошной лентой аркатурного пояса, был явно связан с приемами деревянного зодчества. Оно, безусловно, будоражило творческую мысль зодчего, который в своих профессиональных исканиях весьма далеко отошел от построек близких ему новгородских мастеров.

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице Ее внешнему художественному облик.

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице Ее внешнему художественному облику зодчие уделили особое внимание. Покрытый сперва по сложным многолопастным кривым и лишь впоследствии получивший упрощенную кровлю на восемь скатов, храм снабжен узкими лопатками по фасадам и тонкими полуколонками с двойным рядом декоративных арок и ниш на апсиде. Из состава одновременных культовых зданий он выделяется богатством декоративного убранства. Всевозможные впадины, фигурные розетки и разнообразные по форме бровки над окнами вместе со слегка утопленным порталом и выложенными в кладке символическими крестами создают богатую игру света и тени, делают храм зрительно менее массивным. Но это не утонченный убор, столь любимый владимирскими зодчими, а свободный и неприхотливый наряд, дышащий силой и простотой, свойственной народному искусству. Его относительная легкость усиливается в сочетании с массивными вкладными крестами, размещенными в нижних частях стен. Есть предположение, что раньше такие кресты стояли на могилах кладбищ и в момент строительства церквей аккуратно вставлялись в их кладку.

Церковь Петра и Павла в Кожевниках Материал, техника: кирпич, белый камень П.

Церковь Петра и Павла в Кожевниках Материал, техника: кирпич, белый камень Принадлежащая к классическому типу четырехстолпных новгородских храмов, она выделяется среди них своим более скромным, но все же довольно изящным декоративным узором на фасадных плоскостях, стенах апсиды и барабане главы, выложенным в кладке в виде розеток, крестов, арочек и треугольных впадинок. Строя такие храмы, новгородские зодчие учитывали значительный вес их верхних частей и широко использовали в их кладке глиняные горшки, которые в шахматном порядке дном кверху ставились один на другой между двумя плитняковыми, как бы облицовочными, стенками барабанов. Это намного уменьшало вес несомых частей зданий и тем самым снижало нагрузку на их стены и опоры.

Церковь Троицы в Останкино Это типичный памятник второй половины XVII в.: бес.

Церковь Троицы в Останкино Это типичный памятник второй половины XVII в.: бесстолпный, пятикупольный храм с двумя приделами, стоящий на высоком подклете и завершенный крупными луковичными главами на тонких вытянутых барабанах, к которым подводят яруса кокошников. В пышном до чрезмерности декоративном убранстве церкви, кажется, использованы все приемы и формы русского узорочья XVII в.: тщательно выполненные из кирпича детали декора, испещрившего все фасады, дополнены белокаменной резьбой и поливными изразцами. Колокольня, построенная в первой четверти XVIII в. на месте звонницы, высившейся над западным крыльцом паперти храма, во второй четверти XVIII в. была надстроена двумя восьмериками в стиле барокко, завершавшимися шпилем, которые при реставрации храма, предпринятой в 1878 г. Н. В. Султановым, были разобраны и заменены шатровым верхом (тогда же южное крыльцо вместо двухскатной кровли было перекрыто шатром). Иконостас церкви относится в основном к концу XVII в. Новый владелец усадьбы, П. Б. Шереметев, повелел соорудить хоромы и Увеселительный дом; тогда же был разбит и регулярный парк.

Церковь Спаса в Уборах Выстроенный из кирпича, с применением в декоре белого.

Церковь Спаса в Уборах Выстроенный из кирпича, с применением в декоре белого камня, храм принадлежит к числу лучших памятников "московского барокко". Центрическая ярусная композиция его объемов, в основе которой лежит традиционная схема "восьмерик на четверике", усложнена наращиванием форм в высоту и по бокам четверика: высокий двусветный куб нижнего яруса окружен со всех сторон равновеликими одноэтажными притворами и алтарем, имеющими в плане трехлепестковую форму; четверик несет два уменьшающихся кверху восьмерика (верхний, открытый, с колоколами), увенчанные восьмигранным барабаном с маленькой главкой. Каждый из ярусов завершен трехчастным антаблементом, утверждающим самостоятельную замкнутость их форм. Стройный ступенчатый башенный объем церкви обрамлен внизу невысоким парапетом галереи-гульбища. Тонкое кружево белокаменных деталей (пышных наличников окон, витых колонок с резным орнаментом растительных форм, поставленных между полукружиями притворов и на углах восьмериков, надкарнизных гребней, порталов), четко рисующихся на глади кирпичных стен, сообщает всему облику храма изысканную нарядность, не нарушая конструктивной ясности отдельных форм. Внутри притворы отделены от центральной части храма, перекрытой сомкнутым сводом, только арками, пролет которых очень широк (7,5 м), благодаря чему в интерьере создается единое внутреннее пространство.

Квадратный в плане зал Грановитой палаты со столпом в центре (гипсовые рельеф.

Квадратный в плане зал Грановитой палаты со столпом в центре (гипсовые рельефы 1968 г. воспроизводят первоначальные белокаменные), на который опираются пяты четырех крестовых сводов, в свое время был самым большим залом на Руси (площадь его 459 кв. м). Такие одностолпные палаты в дальнейшем получили на Руси широкое распространение. Стены и своды зала были расписаны при царе Федоре Иоанновиче в конце XVI в. В 1670-1680х гг. стены были на западный манер обиты тканями, закрывшими обветшавшие фрески. Ныне существующая роспись выполнена в 1882 г. палехскими иконописцами во главе с братьями В. В. и И. В. Белоусовыми, повторившими композиции древней стенописи на основании описи, которая была сделана С. Ушаковым* в 1672 г. Великолепный золоченый резной портал XVI в. (верхняя килевидная часть; остальные детали XVII в.) выдержан в формах ренессансной архитектуры.

Церковь Рождества Богоматери "в Путинках" Построена на месте сгоревшей в 1648.

Церковь Рождества Богоматери "в Путинках" Построена на месте сгоревшей в 1648г. деревянной трехшатровой церкви, за стенами Белого города у начала дороги на Дмитров. Сооружалась на пожертвования царя Алексея Михайловича. Первоначально включала церкви Рождества Богоматери и Неопалимой купины (это была первая каменная церковь на Руси в честь Неопалимой купины) и шатровую колокольню, встроенную между ними (одностолпная трапезная с приделом Федора Тирона и сторожка, откуда идет вход на колокольню, относятся к концу XVII в.). Продолговатый четверик храма Рождества увенчан тремя стройными шатрами, поставленными в ряд на четырехскатной кровле и ориентированными с севера на юг (ряд кокошников здесь оказывается под кровлей и нависает над карнизом). Церковь Неопалимой купины завершается тремя ярусами кокошников и маленьким шатром своеобразной конструкции, имеющим в основании не восьмерик, а барабан, как у обычной главы. Доминирующая над всем колокольня объединяет эту прихотливо-нарядную группу шатров. Храм "в Путинках" последний памятник шатрового зодчества в архитектуре Москвы.

Однако шатры здесь, как и во многих других храмах этого времени, увенчанных ".

Однако шатры здесь, как и во многих других храмах этого времени, увенчанных "двойнями" и "тройнями" шатров, носят уже чисто декоративный характер из перекрытия они превратились в декоративные надстройки над кровлями, не сообщающиеся с внутренним пространством основного объема здания. В приемах обработки фасадов путинковской церкви много общего с близкой к ней по времени церковью Троицы в "Никитниках" та же переработка ордерных форм применительно к старым традициям и их использование в декоративных целях (полуколонки и наличники окон храма Неопалимой купины, антаблементы с фризами из ширинок и т. п.). Все убранство стен выполнено из штучного, специально формованного кирпича в духе того "дивного узорочья", которое пышным цветом расцветет в русской архитектуре второй половины XVII в. В конструктивном отношении примечательно перекрытие четверика Неопалимой купины сомкнутым сводом чуть стрельчатого очертания (тип бесстолпного храма с таким сводом возник в конце XVI в.). Внутри церковь сохранила фрагменты росписи XVII в.

Читайте также: