Источники древнего египта кратко

Обновлено: 05.07.2024

Систематическое и углубленное изучение истории древнего Египта началось только в XIX веке.

До этого помощниками ученых были только библейские данные да произведения греческих и латинских авторов, у которых не было возможности использовать письменные документы Египта и которые в своих творениях излагали, устную традицию чужого народа.

Геродот пропутешествовал по Нилу от северных до южных границ страны, осматривал старинные памятники, бывал на полях сражений, разговаривал с египтянами, которые знали греческий язык, о прошлом страны. В ответ же получал отрывочные и нередко искаженные сведения, но проверить их у него не было возможности.

Конечно, многие из его собеседников специально преувеличивали подвиги своих предков — из-за гордости за свою страну. Так, например, его заверили, что один из фараонов, которого египтяне называли Сесострисом, проник на северный берег Черного моря и покорил Скифию.

Однако на самом деле никогда войска египетских фараонов не доходили до Черного моря.

Вместе с тем, многие сведения Геродота представляют собой большой исторический интерес.

И позже историкам приходилось пользоваться источниками подобного рода.

Вместе с тем, в Египте сохранились многие исторические памятники — пирамиды, храмы, колоссы, обелиски, которые также немало могли рассказать о прошлом этой страны.

Кроме того, нередко эти памятники были покрыты письменами, но в течение долгого времени прочитать их никому не удавалось. И только в 1822 г. французский ученый Ф. Шампольон обнаружил ключ к чтению египетских иероглифов, что продвинуло историческую науку о Египте на несколько шагов вперед. Подробнее об этом будет рассказано несколько ниже.

Что же касается памятников — пирамид, храмов и т. д. — то и здесь были некоторые проблемы. Ведь большинство из них оказались занесенными песком. Нужны были раскопки для их открытия.

Со временем были вскрыты целые города, а также скальные гробницы, в которых с середины II тысячелетия до н. э. хоронили египетских фараонов. В отличие от пирамид, которые были на виду и часто подвергались ограблению, скальные гробницы делали под землей и засекречивали.

Хотя и эти гробницы в большинстве своем оказались все равно ограбленными. Уцелела только одна из них — гробница Тутанхамона (XIV в. до н. э.), которая английским археологом Г. Картером была обнаружена в долине царей (к западу от г. Фивы) в 1922 г. В одной из четырех камер этой гробницы оказалась мумия самого царя — болезненного девятнадцатилетнего юноши. Положен он был в золотой саркофаг, который в свою очередь был последовательно вставлен в семь других гробов, сделанных из золота, камня и дерева. Поскольку в гробницу не поступал воздух, там прекрасно сохранились даже венки и букеты из васильков и лотосов, которые пролежали в ней 3300 лет.

В последние десятилетия много внимания археологии уделяет и местная наука. Так, например, в 1954 г. египетский археолог М. 3. Гонейм откопал пирамиду, в которой был погребен малоизвестный фараон III династии Сехемхет (XXVIII в. до н. э.)

К сожалению, саркофаг этого фараона, который был вырезан из полупрозрачного золотистого алебастра, оказался пустым. Поскольку следов ограбления не было обнаружено, ученые посчитали, что мумию фараона при захоронении спрятали в каком-то другом, более надежном месте.

Источники и историография

Источники и историография Источники Древняя история Анатолии и Армянского нагорья освещена источниками крайне неравномерно. Об исторических процессах в регионах до начала II тыс. до н. э. мы можем судить почти исключительно по памятникам материальной культуры,

Источники и историография

Источники и историография Источники по истории Восточного Средиземноморья можно разделить на комплексы совершенно разного характера и происхождения, отражающие разные аспекты и периоды истории региона. Сопряжение настолько различных и независимых друг от друга

Источники и историография

Источники и историография Древнейшими источниками по истории Ирана являются эламские и месопотамские тексты III тыс. до н. э. и археологические памятники IV–III тыс. до н. э., отображающие существовавшую тогда развитую доиндоевропейскую цивилизационную ойкумену,

Глава 27 Источники и историография

Глава 27 Источники и историография Источники Для исследователя древней истории Китай уникален не только огромным количеством письменных памятников, но главным образом наличием собственной развитой исторической традиции. В то время как в своем большинстве древние

Исторические источники, что сообщают нам о периоде Древнего царства в истории Древнего Египта :

Исторические источники, что сообщают нам о периоде Древнего царства в истории Древнего Египта : Геродот из Галикарнаса – древнегреческий историк прозванный "отцом истории". Одна из его книг была посвящена истории Древнего Египта.Манефон – египетский историк, верховный

Исторические источники, что сообщают нам о первом переходном периоде в истории Древнего Египта :

Исторические источники, что сообщают нам о первом переходном периоде в истории Древнего Египта : Манефон – египетский историк, верховный жрец в Гелиополе. Жил в царствование фараона Птолемея Первого (305-285 гг. до н.э.). Автор истории Египта на греческом языке.Туринский

Глава V. Источники и историография древнего Египта

Источники и историография

Источники и историография Основными источниками знаний об Урарту являются клинописные тексты, найденные на территории Закавказья и в соседних странах. Хотя до сих пор известно только около 200 урартских надписей, всё же они дают существенный материал, особенно для

Источники и историография Индии

Источники и историография Индии Значительная часть первоисточников по истории древней Индии, к сожалению, погибла. Многие произведения древнеиндийской литературы были написаны на березовой коре (березы растут в северных районах Индии) или на пальмовых листьях. Они не

МИР ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

МИР ДРЕВНЕГО ЕГИПТА За несколько веков до Рождества Христова существовали семь чудес света, слава которых затмевала все остальные диковины древнего мира. Шесть из этих чудес — сады Семирамиды в Вавилоне, статуя Зевса в Олимпии, храм Артемиды в Эфесе, Мавзолей — гробница

Источники по истории Древнего Египта

Источники по истории Древнего Египта Первые известия о египетской и других восточных цивилизациях появились у обитателей Европы еще до становления античной цивилизации, во II тысячелетии до н. э. Собственно говоря, Египет и другие страны Востока были своего рода фоном и

Источники и историография

Источники и историография Проблема построения источниковой базы для изучения истории Московского университета в рассматриваемый нами период — от начала XIX в. до пожара Москвы — встает особенно остро, что в первую очередь связано с полным уничтожением при пожаре всего

История Древнего Египта доступна к изучению благодаря обширным источникам, оставшимся после этой великой древней цивилизации.

Традиционно, источники по истории Египта делят на семь тематических групп:

  • письменные источники – к ним относятся исторические труды, художественные, научные и религиозные тексты, документы и др.
  • памятники материальной культуры: остатки сооружений городов, храмов, крепостей, погребальных гробниц, жилища, керамики, предметов культа.
  • памятники устного народного творчества: песни, сказки, пословицы, поговорки, легенды, эпические сказания.
  • данные языка (лингвистики): заимствования из других языков, различные временные пласты в языке.
  • этнографический материал: обычаи и нравы, культы, пережитки которых сохранились в более позднем времени, ритуалы.
  • данные антропологии: мумии, скелеты, изображения физического типа людей на древних фресках, рельефах.
  • изменения окружающей среды и природного ландшафта, вызванные деятельностью людей: остатки каналов, дамб, дорог.

Деловые и юридические документы также относятся к письменным источникам. Они дошли до нас в виде отдельных документов или целых архивов, и представляют собой описи имущества, документы хозяйственного назначения, переписи населения, документы купли-продажи, стоительные договора, дипломатические документы, международные договора и проч.

Готовые работы на аналогичную тему

Огромное количество памятников материальной культуры (керамика, посуда, предметы быта и культуры, орудия труда, статуи, фрески и др.) дает представление о повседневной жизни древних египтян, их верованиям и предпочтениям. Также большую ценность представляют большие археологические комплексы: гробницы-пирамиды, города, храмы, крепости, порты, некрополи. Так, среди них всемирно известная гробница фараона Тутанхамона, мумии фараонов Нового царства в скалах Дейр-эль-Бахри, некрополи Мемфиса, Фив, Абидоса.

Обильную информацию также дают раскопки древнеегипетских городов (Энхаб (конец $IV$— начало $III$ тысячелетия до н. э.), Иллахуна, Ахетатон, Танис, Гасуу), и храмов - заупокойный храм при пирамиде Джосера, храмы бога Ра в Абусире и Бубастисе, храм Амона-Ра в Фивах (в Луксоре и Карнаке).

Этими материалами не исчерпываются источники по истории Древнего Египта. Существенную информацию предоставляют источники соседних с Египтом стран — Нубия, Палестина, Сирия. К примеру, на территории Нубии и в Восточном Средиземноморье, которые входили в состав египетской империи, сохранилось большое количество собственно египетских надписей и памятников материальной культуры, а также местных надписей и памятников, в которых отчетливо прослеживается египетское влияние.

Историография Древнего Египта

Интерес к истории Древнего Египта возник у европейцев еще в эпоху Возрождения, а первые попытки в дешифровке иероглифов были предприняты еще в $XVII$ веке. Египетские походы Наполеона и заинтересованность в иероглифическом письме заложили фундамент для основательного изучения египетской пиктографии.

Ключевыми фигурами в расшифровке значений фонетических знаков демотического текста Розеттского камня на рубеже $XVIII–XIX$ вв. стали шведский востоковед Иоганн Давид Окерблад и британский ученый Томас Юнг, а также французский исследователь Жан-Франсуа Шампольон ($1790–1832$ гг.), который установил соотношение между иероглификой и демотикой. Шампольон также открыл структуру древнеегипетской письменности, определил с помощью коптского языка большое число значений отдельных древнеегипетских слов, составил грамматику древнеегипетского языка и таким образом открыл возможность чтения любого написанного на нем текста.

В середине $XIX$ века важным этапом в изучении истории Египта стали экспедиция в Египет и Судан египтолога Карла-Рихарда Лепсиуса ($1840$-е гг.), создание музея Булак (в будущем - Каирского музея) и Службы древностей Египта Огюстом Мариеттом ($1821–1881$ гг.), деятельность археолога, исследователя культуры и религии, политической истории Египта Гастона Масперо ($1846–1916$ гг.). Начало немецкой египтологии положил Генрих Бругш ($1827–1894$ гг.).

Знаковыми археологическими открытиями $XIX$ – начала $XX$ веков стали обнаруженные Жаком де Морганом, Дж. Квибеллом и Уильямом Мэттью Флиндерсом Питри памятники истории Египта до рубежа $IV–III$ тыс. до н. э., а также гробница Тутанхамона – единственное неразграбленное царское погребение, – найденная Говардом Картером в $1922$ г.

В России интерес к Древнему Египту проявился сразу после расшифровки Шампольоном письмен Розеттского камня. Так, в $1830$-е гг. после путешествия по Египту опубликовал свои наблюдения, в том числе попытки чтения некоторых царских имен, описания и датировки памятников, Авраам Сергеевич Норов.

Ученик Тураева и в советское время главный продолжатель его дела - Василий Васильевич Струве ($1889–1965$ гг.), изучал историю Египта Позднего времени и социально-экономический строй Древнего Египта. В $1933$ г. сделал вывод о господстве в Египте и на Древнем Востоке в целом рабовладельческого способа производства.

Значимые работы по культуре Древнего Египта принадлежат Юрию Яковлевичу Перепелкину ($1903–1982$ гг.), Евгению Степановичу Богословскому ($1941–1990$ гг.) Олегу Дмитриевичу Берлеву ($1933–2000$ гг.). Труды этих ученых на основе анализа всех доступных источников установили важнейшие черты египетского общества, представили мировоззрение древних египтян. В настоящее время данная работа в области религии и мировоззрения египтян $III$ тыс. до н. э. продолжается Андреем Олеговичем Большаковым.


Наибольшее значение для изучения истории древнего Египта имеют памятники древнеегипетской письменности, в большом количестве сохранившиеся до наших дней. Во многом дополняют показания письменных источников памятники материальной культуры, которые проливают яркий свет на формы быта, развитие техники, искусства и религиозного культа. Значительно меньшие сведения можно извлечь из свидетельств античных авторов, писавших или упоминавших в своих трудах о древнем Египте. Хотя греческие и римские писатели сообщают ряд иногда ценных сведений об истории и культуре древнего Египта, однако их сведения нуждаются в строгой критической проверке.

Греческие колонисты, торговцы и наёмники уже в VII в. до н. э. в большом количестве проникают в Египет. Египетские фараоны XXVI династии, начиная с Псамтика I, усиленно вербуют в египетскую армию греческих, главным образом ионийских, наёмников, поощряют торговлю греков с египтянами и способствуют греческой колонизации в Египте. В Дельте возникают греческие колонии, как, например, Навкратис. Греческие философы и политические деятели Фалес, Анаксимандр, Пифагор и Солон путешествовали по Египту, стремясь овладеть знаниями и тысячелетней мудростью египетского народа. Поэтому в трудах греческих писателей — историков и географов — мы найдём много интересных сведений, касающихся древнего Египта.

Геродот подробно останавливается на описании египетской религии и высоко оценивает египетскую культуру. Он правильно отмечает влияние древнего Египта на греческую культуру.

Геродот дал много ценных сведений о религии древних египтян. Он правильно описал обрядовый характер египетской религии, отметив огромные богатства и большое влияние египетского жречества. Внимание Геродота не мог не привлечь своеобразный, доведённый до крайности культ священных животных, в частности собак, кошек и даже крокодилов. Подробно описывает Геродот праздники и мистерии древних египтян, в частности связанные с культом Озириса, который получил широкое распространение во всём античном мире.

Большое внимание уделил Геродот и политической истории древнего Египта. Он сохранил в своём труде достоверное предание о древнейшем основателе египетского государства Мине, имя которого сохранилось в родословных египетских фараонов. Его рассказ о постройке пирамид фараонами IV династии, которые для этой цели использовали множество людей, отличается яркой красочностью. Значительно достовернее и подробнее его рассказ, описывающий события египетской истории позднейшего времени — саисской и персидской эпох (VII–VI вв. до н. э.).

В большом географическом и отчасти историко-географиче-ском труде Страбона можно найти множество сведений о древнем Египте. Эти сведения касаются главным образом природы и населения Египта и соседних стран. Широко использовав труды своих предшественников, Страбон очень подробно описывает Нил, его разливы, систему естественного и искусственного орошения, растительность и животный мир Египта. Говоря о природных условиях, Страбон переходит к описанию хозяйственной жизни древних египтян. Особенно отмечает Страбон систему каналов и шлюзов, при помощи которых регулировали водоснабжение Фаюмского оазиса, одного из богатейших земледельческих районов Египта. Далее Страбон описывает оливководство, способы изготовления растительного масла и виноделия, отмечая в частности богатейший в хозяйственном отношении Арсинойский округ. Ценные сведения сообщает Страбон о племенах, живших по соседству с Египтом, в частности о племенах Эфиопии, отмечая низкий культурный уровень этих племён. Подобно Геродоту и Диодору Страбон счёл необходимым указать на то влияние, которое культура древнего Египта оказала на Грецию. По словам Страбона, такие известные греческие учёные и философы как Евдокс и Платон долго жили в Египте и многому научились у египетских жрецов.

Особое место среди античных авторов, писавших об Египте, занимает историк Манефои (IV–III вв. до н. э.). Манефон был египетским жрецом (первосвященником) в царствование Птолемея I Сотера и Птолемея II Филадельфа, когда Египет находился под сильным культурным влиянием греков. Благодаря своему высокому жреческому сану Манефон имел доступ к египетским храмовым архивам и библиотекам и мог полностью изучить все древнеегипетские источники. Будучи приобщён к высокой греческой образованности своего времени, он имел возможность подойти к составлению истории Египта во всеоружии знаний и критических методов, накопленных греческой наукой. К сожалению, труд Манефона в полном виде не сохранился. Дошли до нашего времени лишь краткие выдержки у некоторых поздних писателей, в частности у Иосифа Флавия (I в. н. э.) и Евсевия (IV в. н. э.). Сохранился переданный позднейшими историками краткий конспект труда Манефона, содержащий перечень фараонов, объединённых в 30 династий, с краткими сведениями исторического характера и хронологическими датами. Однако эти скудные обломки исторического труда Манефона представляют большую научную ценность для восстановления политической истории и хронологии Египта. Некоторые выдержки из Манефона, как, например, описание гиксосского завоевания, представляют большой исторический интерес, ибо они дополняют скудные источники этой эпохи.

Древнеегипетская культура, оказавшая сильное влияние на развитие античной цивилизации, нередко привлекала к себе внимание европейских путешественников и учёных.







В этом отношении большой вклад в египтологию сделали де-Руже, Шаба, Масперо, Лепсиус, Бругш, Эрман, Зете, Гардинер и русский учёный В. С. Голенищев. Особенно успешно над дешифровкой демотических надписей, написанных при помощи наиболее упрощённой скорописи, получившей у греков название демотики, работали Бругш, Ревию, Шпигельберг и Гриффиз. В настоящее время совершенно не-дешифрованными остались только немногочисленные ребусные или энигматические надписи, которые были написаны в позднюю эпоху египетской истории особым тайнописным шифром с целью сокрытия от непосвящённых различных религиозно-магических тайн.





Письмо Риб-адди, правителя Библа. Глиняная табличка из Амарнского архива. Новое Царство. XVIII династия

Среди юридических документов древнего Египта следует отметить судебный протокол, содержащий разбор дела о наследстве времени Древнего Царства, приходо-расходную книгу фиванского дворца времени Среднего Царства, акты судебных процессов о заговоре против Рамзеса III и о разграблении царских гробниц, тексты завещаний, договоров, обрывки статистических списков. В несколько большем количестве сохранились тексты деловых документов, написанных на глиняных черепках и обломках камня. Большой интерес представляют частные письма, как, например, письма жреца Хеканахта, относящиеся ко времени Среднего Царства, а также своеобразные письма к умершим. Эти документы проливают яркий свет на повседневную жизнь древних египтян. Наконец, огромное значение имеют автобиографии вельмож, тексты которых в большом количестве сохранились на стенах их гробниц. Например, автобиографии крупных чиновников Древнего Царства Метена, Хирхуфа и Уны дают яркое представление о бюрократической системе управления, об организации военного и судебного дела, о военных походах на Синайский полуостров и об экспедиции в Нубию, о царских пожалованиях земельных участков отдельным аристократам. Автобиографии бени-хассанских и сиутских номархов ярко рисуют процесс усиления шместной аристократии в эпоху между Средним и Новым Царствами, а также упорную борьбу гераклеопольских царей с фиванскими правителями. Автобиография везира Рехмира, жившего в эпоху Нового Царства, содержит ценные сведения о хозяйственной жизни и административной системе управления Египта. В этой надписи сохранилась интереснейшая инструкция, данная царём везиру, в которой перечисляются основные обязанности этого высшего чиновника, бывшего первым помощником царя по управлению страной.

В конце XIX и в начале XX в. Эрман и Зете посвятили ряд крупных работ проблемам изучения египетского языка. Эти работы имели большое научное значение, однако авторы их несколько преувеличили близость египетского языка к языкам семитской группы, с другой стороны, чрезмерно упростив египетский синтаксис.


Дар Нила

Ответ или решение1

Самыми важными источниками, которые многое могут рассказать о древнем Египте, это, конечно же, папирусные свитки, на который были записаны основные события того времени. Также к письменным источникам следует относить еще и глиняные таблички, которые имели место в Египте в то время. А вот если говорить о вещественных источниках, то это каменные гробницы, в которые входят и пирамиды. Также очень много различной посуды и предметов быта сохранилось. Но к вещественным источникам еще можно отнести храмы и дворцы, а также статуи.

Как написать хороший ответ?

  • Копировать с других сайтов запрещено. Стикеры и подарки за такие ответы не начисляются. Используй свои знания. 🙂
  • Публикуются только развернутые объяснения. Ответ не может быть меньше 110 символов!

Научные трактаты и богословские тексты

Истоки

Воды Нила ежегодно поднимались и опускались, оставляя в пойме слой плодородного ила и позволяя строить сложные оросительные системы. Это сделало Древний Египет богатейшей житницей, кормившей население страны и производившей огромные излишки продовольствия, на которых зиждилась сложная общественная система и невиданные по размаху строительные проекты. Документальная история Древнего Египта начинается примерно с 3000 г. до н. э., когда царь Верхнего (южного) Египта Менес, или Нармер, объединил страну, покорив Нижний Египет (Дельту). Примечательно, что этот союз остался нерушимым на тысячи лет (если не считать непродолжительных периодов смуты), и Менес стал основателем первой из 33 египетских династий. Последняя династия прервалась в 30 г. до н. э., когда Клеопатра покончила с собой, позволив укусить себя ядовитому аспиду.

Разобраться в истории Древнего Египта легче всего, разделив ее на три основных периода длительной стабильности — Древнее, Среднее и Новое царства, отделенные друг от друга I и II промежуточными периодами, когда традиционный порядок в стране нарушался гражданскими войнами и чужеземными нашествиями. Разные историки называют разные даты начала и конца каждого периода, и большинство датировок до 2000 г. до н. э. весьма приблизительны.

Древнее царство

К концу эпохи Древнего царства ycилилось влияние крупной аристократии, центральная власть ослабела. Во время I промежуточного периода (2150-1950 до н. э.) Египет раскололся на несколько враждующих династий, а пирамиды другие гробницы подверглись разграблению.

Древний Египет. Среднее царство

В эпоху Среднего царства (1950-1785 до н. э.) единство Египта было восстановлено, а его столица перенесена из находящегося чуть выше Дельты Мемфиса в Фивы, что в Верхнем Египте. Расположенная неподалеку Долина царей стала местом погребения многих владык, а в двух районах Фив — Карнаке и Луксоре — один за другим вырастали прекрасные храмы и величественные памятники.

К тому времени религия приобрела весьма высокоразвитые формы, открыв возможность загробной жизни не только для царей, но — при должной подготовке — и для любого египтянина. Вероятно, именно этим объясняется новый обычай класть в захоронения деревянные фигурки воинов, ремесленников или слуг, чтобы они сопровождали господина в загробном мире. Эти фигурки (ушебти) во многом помогли нам представить повседневную жизнь древних египтян.

Поздний период Среднего царства отмечен правлением сильных и удачливых фараонов. Они усмирили аристократию, осуществили крупные ирригационные проекты и распространили владычество Египта на юг, покорив Нубию. Однако с наступлением II промежуточного периода (1785-1570 до н. э.) страна вновь вошла в полосу раздоров и упадка, а вершиной всех бед стал захват Дельты Нила азиатскими кочевниками, гиксосами.

Новое царство

Древний Египет. Новое царство (1570-1075 до н. э.) было последней великой эпохой в истории египетской цивилизации. Она же дала стране ее самых знаменитых представителей. Для Древнего Египта это еще была и эпоха непрерывных конфликтов с Ближним Востоком — поначалу в качестве великой державы, а ближе к концу уже в качестве жертвы. Толчком к этому в немалой мере послужили гиксосы. Египтяне переняли у них новые приемы ведения войны (в частности, боевые колесницы) и, изгнав ненавистных чужаков, оттеснили их до пределов Палестины и Сирии, превратив Египет в великую империю, размеры которой колебались в разное время.

Все эти события придали Новому царству особую атмосферу. К примеру, больше внимания стали уделять возвеличению фараона как земного завоевателя и меньше — его освященному традицией божественному образу. Судя по письменным источникам, политическая жизнь приобрела более сложный характер. К числу самых выдающихся личностей Нового царства относится царица Хатшепсут, которая изображалась со всеми царскими атрибутами, вплоть до привязанной к подбородку фальшивой бороды! Ряд энергичных правителей расширил границы Египетской империи до плодородной излучины Евфрата. Вершины своего могущества и благополучия Египет достиг при фараоне-воине Тутмосе III (1479-1426 до н. э.). А из переписки Аменхотепа III (1390-1353 до н. э.) с его преемником Аменхотепом IV, сохранившейся на глиняных табличках в Амарне, мы узнаем о широких дипломатических связях Древнего Египта с владыками всего Восточного Средиземноморья и Ближнего Востока.

Единый бог — Древнего Египта

Однако правление Аменхотепа IV (1353-1336 до н. э.) вошло в историю небывалой религиозной революцией, которую осуществил сам фараон. Аменхотеп низверг несметную рать египетских богов, не пощадив даже могущественного Амона-Ра, чье имя включалось в имя фараона. Египтянам было велено поклоняться единому богу в образе солнечного диска или Атона. В ознаменование этого фараон сменил свое прежнее имя на Эхнатон и основал в Амарне новую столицу. Древний Египет

Скрытый смысл этих событий остается неясным по сей день, и если одни историки превозносят Эхнатона как первого владыку, учредившего культ единого всесильного бога (монотеизм), то другие осуждают его как нетерпимого фанатика. Письменные источники древнего Египта. Супруга фараона Нефертити, по-видимому, активно участвовала в этой революции, которая осуществлялась силами всевластной чиновничьей касты и прославлялась бесчисленными надписями и монументами. Религиозный авторитет Эхнатона был так велик, что об открытом сопротивлении не было и речи, но в обществе тлели угли недовольства.

Возможно, серьезный урон престижу Эхнатона нанесло его пренебрежение делами империи. Пока он занимался вопросами религии, союзники и сателлиты Египта один за другим пали под натиском врагов. Так или иначе, вскоре после смерти фараона его революции пришел конец, а его имя вызывало такую ненависть, что было вычеркнуто из всех тогдашних списков правителей Древнего Египта. Надписи были стерты, а монументы разрушены, чтобы навеки уничтожить память о нем.

Тутанхамон

Взойдя на трон мальчиком лет десяти и процарствовав лишь несколько лет (1332-1323 до н. э.), Тутанхамон вряд ли стал бы заметной фигурой в египетской истории, если бы не одна случайность. Он был предан земле в Долине царей, где его небольшая гробница оказалась засыпанной слоем щебня, вынутого при строительстве усыпальницы более позднего фараона. В результате все известные могилы фараонов были разграблены, а гробница Тутанхамона осталась почти нетронутой. Спустя три тысячи лет, в 1922 году, она была обнаружена британским археологом Говардом Картером и оказалась доверху набитой сокровищами.

Фараоны-воители древнего Египта

Глубоко увязший в ближневосточных войнах Египет снова стал великой империей при фараонах-воинах Сети I (1290-1279 до н. э.) и Рамзесе II (1279-1213 до н. э.). Рамзес осуществил грандиозные строительные проекты, завершив колонный зал в Карнаке и скальные храмы Абу-Симбела. Его хвастливые надписи и колоссальные изваяния красноречиво говорят о беспредельной мании величия.

Однако войны Рамзеса истощили силы Египта, и вскоре после его смерти начался период долгого заката. Заключительный этап наступил в X веке до н. э., когда отечественные династии начали чередоваться c чужеземными — ливийской, нубийской, а 660-х г.г. — ассирийской. Последним усилием имперской воли Египет покорил Сирию, но лишь затем, чтобы в 605 г. до н.э. потерпеть сокрушительное поражение о Вавилона при Кархемише и лишиться всех ближневосточных владений.

Окончательный упадок древнего Египта

В 525 г. Египет стал частью Персидской империи. Затем страну завоевал Александр Великий (356-323 до н. э.). Его преемником стал один из его военачальников — Птолемей, чья династия правила вплоть до 30 г. до н. э. Птолемеи оставались греками по языку и культуре, и этот период отмечен постепенной эллинизацией Египта.

Конец независимости Египта пришел со смертью Клеопатры, и хотя некоторые египетские культы оказали заметно влияние на религиозное брожение позднеримского мира, старая египетская цивилизация постепенно угасла, и на смену ей пришла греко-римская культура.

У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день — а мгновенье.

Кол-во блоков: 15 | Общее кол-во символов: 16674
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

Читайте также: