Российское авторское общество кратко

Обновлено: 02.07.2024

Имеет государственную аккредитацию в сфере управления правами на музыкальные произведения. Оказывает услуги по депонированию произведений и управлению правами в сферах, не охваченных государственной аккредитацией.

На его примере особенно ярко видны недостатки и пороки российской системы коллективного управления.

Руководство РАО

Генеральный директор

С января 2018 года генеральным директором является Александр Сухотин.

До него эту должность занимал Макcим Дмитрирев, получивший её в конце 2016 в результате перехвата корпоративного контроля у группы Сергея Федотова, возглавлявшего общество с 2007 года.

Правление

Председателем Правления с января 2018 является Максим Дмитриев, пониженный до этой должности с позиции Генерального директора.

Совет Директоров

Совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью РАО.

Председатель совета директоров — Андрей Кричевский, секретарь — Олег Некрасов.

Авторский совет

В состав Авторского совета входят заслуженные деятели культуры.

С 2017 года Президентом является Игорь Бутман, до него эту должность занимал Игорь Матвиенко, ранее остро критиковавший работу РАО.

Формально к компетенции совета отнесено утверждение руководящих внутренних документов, в том числе о размерах авторских сборов, и ряд других ключевых полномочий. Однако на практике этот орган носит декоративный характер, реального руководства деятельностью общества он не осуществляет, а лишь без возражений согласовывает все, что предлагают [оценочное суждение редакции].

Конференция

Созывается не реже чем раз в 6 лет для избрания совета и ревизионной комиссии. Иных полномочий фактически не осуществляет.

Порядок созыва конференции определяется советом.

Учитывая большое количество членов РАО (более 29 тысяч) и непрозрачность процедуры голосования за делегатов-представителей, проверить соблюдение формальной законности при созыве конференции практически невозможно.

Ревизионная комиссия

Состоит из пяти уважаемых деятелей сферы культуры — неспециалистов в финансах, экономике и юриспруденции.

До смены руководства Ревизионная комиссия всегда без возражений утверждала все отчеты менеджмента РАО, что вызывало сомнения у правообладателей. На требования аудита со стороны правообладателей Ревизионная комиссиия отмалчивалась, возможно, в силу особо тесных связей с должностными лицами, чью работу они должны были контролировать.

Давать оценки деятельности нового составаа Ревизионной комиссии высказывать суждения преждевременно.

Государственная аккредитация

На практике государственная аккредитация позволяет РАО без заключения договоров с авторами музыкальных произведений и их уведомления, но от их имени собирать плату:

Первый раз РАО было аккредитовано в 2008 году сроком на 5 лет.

В 2013 году аккредитация была продлена еще на 10 лет.




Резонансные события

РАО регулярно становится фигурантом громких скандалов (не всегда заслуженно) и судебных процессов (не всегда обоснованно). В офисе РАО периодически проводятся обыски, а однажды туда принесли надгробие в виде бюста теперь уже бывшего генерального директора общества Сергея Федотова.

Немало прецедентов, когда известные музыканты отказывались от членства в РАО (в этом случае оно теряет права на сбор вознаграждения за использование их произведений).

Характерен случай, когда РАО потребовало у Youtube заблокировать доступ к песне La Adelita — гимну Мексиканской революции 1910–1917 годов, являющемуся общественным достоянием.

Скандальная смена руководства

Воспользовавшись тем, что Генеральный директор Сергей Федотов взят под стражу поделу о мошенничестве, чьим спикером являлся Максим Дмитриев, решила перехватить корпоративный контроль над РАО [мнение редакции сайта], успешно провела конференцию, на которой было избрано новое руководство, и, несмотря на попытки оспорить ее результаты через суды, смогло получить контроль над обществом и добиться легитимности. Судебные процессы сопровождались громкими заявлениями, петициями, попытками вовлечь в конфликт органы государственной власти и прочими прелестями корпоративных конфликтов - читайте подробности вот в этой статье.

Ччрез пару месяцев после победы новое руководство заявило о том, что провело аудит, который выявил множественные нарушения в части распределения авторского вознаграждения, платежи в адрес фирм

Судебные процессы

Серьезные проблемы с распределением собранного вознаграждения между авторами и правообладателями были выявлены в деле о налоговых претензиях к РАО. Налоговая служба посчитала, то нераспределенное вознаграждение является доходом общества и должно облагаться налогом на прибыль. Выяснилось, что за три года размер нераспределенного вознаграждения составил 4 млрд рублей, то есть примерно годовой сбор РАО.

Уголовные дела

Бывший генеральный директор Сергей Федотов был дважды осужден за мошенничество: сначала за вывод из общества 557 млн рублей через операции с недвижимостью, а потом за выплату 720 млн рублей фиктивных гонораров подставным лицам с последующим присвоением.

Попытка объединения РАО, ВОИС и РСП

Связи РАО

В сфере коллективного управления

РАО является учредителем Российского союза правообладателей (коллективное управление в сфере частного копирования).

Сейчас это уже не так.

Общенациональный фонд развития культуры и защиты интеллектуальной собственности

Этот фонд был создан по инициативе Александра Соколова (Минкульт, ВОИС) и Ахмеда Тагибова (РОСП, РОУПИ). В первый состав правления фонда был избран генеральный директор РАО Сергей Федотов.

Агентство интеллектуальной собственности

При этом непрозрачные процедуры распределения собранного вознаграждения открывают перед РАО реальные возможности для злоупотребления в виде неподконтрольного перекладывания вознаграждения из общего кармана в свой собственный.

СЭК — 100% дочерняя организация РАО. По версии следствия, использовалась для вывода 557 млн рублей из Российского авторского общества.

Также на эту организацию была оформлена некая недвижимость, деньги от продажи которой, по утверждению Сергея Федотова, планировалось потратить на разработку реестра интеллектуальной собственности для обеспечения сбора так называемого налога на интернет.

В апреле 2018 НП "МАК" было исключено из реестра юридических лиц как недействующее.

Российское Авторское Общество (РАО) — общественная организация, созданная авторами для реализации и охраны авторских прав в сфере интеллектуальной деятельности. РАО является организацией по управлению авторскими правами на коллективной основе.

Российское Авторское Общество (РАО) создавалось путем неоднократной реорганизации и в советское время имело название ВААП (Всероссийское агентство по авторским правам)

Как общественная организация (ОО) РАО действует на основе принципов членства авторов физических лиц. Юридические лица не могут становиться членами РАО.

Общество осуществляет коллективное управление авторскими правами на всей территории Российской Федерации и имеет представительства в большинстве регионов России.

Главные задачи Российского авторского общества - РАО

  • Управление имущественными авторскими правами авторов на коллективной основе в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднительно (публичное исполнение, в том числе на радио и телевидении, воспроизведение произведений путем механической, магнитной записи, тиражирование произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства в промышленности и другие случаи);
  • Содействие авторам (их правопреемникам) в передаче прав на использование произведений науки, литературы и искусства на индивидуальной основе, а также регистрацию авторских прав;
  • Представительство законных интересов авторов (их правопреемников) в государственных и общественных органах и организациях, а также за рубежом в соответствии с соглашениями о взаимном представительстве интересов с иностранными авторско-правовыми обществами — партнерами РАО.

На сегодняшний день РАО — крупнейшая из российских организаций по охране и реализации авторских прав. Имеет договоры более чем с 20 000 авторов, преимущественно композиторов и авторов текстов песен.

РАО осуществляет коллективное управление правами и масштабное лицензирование использования произведений при:

  • телевизионном вещании
  • радиовещании
  • концертной и театральной деятельности
  • публичном исполнении в барах, ресторанах, гостинницах и других общественных местах
  • механической записи, т.е. записи на носителях музыкальных произведений
  • других аналогичных видах использования

Российское авторское общество (РАО) и Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС) за 2009 год собрали авторских отчислений приблизительно на 3,3 млрд. рублей >>>

Оператор кабельного вещания выступает против полномочий Российского авторского общества устанавливать финансовые условия лицензионного соглашения >>>

Вопрос защиты авторских прав в нашей стране - один из самых насущных, и деятельность Российского авторского общества требует к себе повышенного внимания >>>

Российский союз правообладателей усиливает позиции как претендент на получение государственной аккредитации на сборы вознаграждения >>>

Большинство предпринимателей в принципе готовы платить за публичное исполнение музыки, но только в том случае, когда в договоре будет все четко регламентировано и обосновано, включая тарифы вознаграждения>>>

В Волгограде провели проверки в торговых организациях, на предмет законности исполнения музыкальных композиций>>>

РАО адресовало обращение в Госдуму с просьбой рассмотреть предложение внести изменения в Гражданский кодекс РФ.>>>

Для борьбы с пиратами, незаконно скачивающими музыку из Интернета, РАО собирается создать новую организацию>>>

Ассоциация кабельного телевидения и Российское авторское общество РАО планируют подписать лицензионное соглашение об авторских отчислениях>>>

Директора кинотеатров считают, что производить отчисления в РАО они должны когда сами авторы музыкальных произведений к фильмам лично потребуют авторского вознаграждения>>>

Концертные организации надеются найти общий язык и выработать нормальные рабочие взаимоотношения между концертными организациями и Российским Авторским Обществом

РАО взыскало авторские отчисления с концерта Gipsy Kings (Manolo) — о незаконном использовании названия известной группы и о том, что в связи с этим предприняла Российская Авторская Организация.

Авторские права и их защита в интернете — большой материал о защите авторских прав на просторах мировой сети, есть информация и о возможностях, которые предоставляет в этом отношении РАО.

Глава Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Александр Жаров на встрече с Владимиром Путиным отчитался >>>

Конституционный Суд остался в стороне от разрешения правовой коллизии – противоречий между положениями Гражданского кодекса РФ и международным договором ВТО (Всемирная торговая организация) в части бездоговорного коллективного управления авторскими правами, но определил обязательства >>>

Один из самых популярных советско-российских композиторов Юрий Антонов всегда отличался непримиримым отношением к пиратам, о чем не уставает напоминать последние четверть века. Теперь Маэстро выступил с претензиями к iTunes (принадлежит корпорации Apple), требуя от него 450 миллионов рублей компенсации за нарушения авторских прав >>>

Собранное, но нераспределенное в течение трёх лет авторское вознаграждение, хранящееся на счетах организации по коллективному управлению, не должно облагаться налогами. Соответствующее решение было принято Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ по заявлению РАО 19 ноября 2013 г. >>>

ВАС (Высший Арбитражный суд Российской Федерации) пошел навстречу РАО (Российское авторское общество) и признал целесообразным передать в президиум ВАС в порядке надзора дело о взыскании с крупнейшего российского коллективного правообладателя недоначисленных налогов (плюс штрафы и пеня) на сумму в 500 миллионов рублей. Истцом выступает ФНС (Федеральная налоговая служба) РФ >>>

Министерство культуры Российской Федерации собирается продлить полномочия Российского авторского общества - РАО по сбору авторских отчислений за публичное исполнение музыкальных произведений от имени всех авторов >>>

Представителем Федерального арбитражного суда Московского округа, где рассматривалась кассация на решение суда первой инстанции о выплате Российским авторским обществом в бюджет государства доначисленных ему налогов в размере более 550 миллионов рублей*.

Об успехах Министерства культуры РФ и стратегических целях на предстоящий год рассказал Министр культуры РФ Владимир Ростиславович Мединский >>>

С 2008 года 4-ая часть Гражданского Кодекса РФ содержит нормативно-правовую базу системы коллективного управления авторскими и смежными правами: ст. 1242 регламентирует правовое положение, функции и обязанности организаций, которые осуществляют коллективное управление имущественными правами от имени авторов и иных правообладателей. Подобную схему контролирует и всецело поддерживает Министерство культуры РФ >>>

Содержание

История создания

В 1904 г. из-за возникших противоречий Общество разделилось на Московское общество драматических писателей и композиторов (МОДПИК) и ДРАМСОЮЗ с центром в г. Санкт-Петербурге. И только в 1930 г. эти общества вновь объединились во Всероссийское общество драматургов и композиторов.

После присоединения СССР к Всемирной (Женевской) конвенцию об авторском праве в 1973 году было создано Всесоюзное агентство по авторским правам (ВААП), учредителями которого стали все творческие союзы и ряд организаций-пользователей произведений авторов. ВААП в своей деятельности вновь объединило все сферы авторского права, став авторитетной авторско-правовой организацией — членом Международной конфедерации обществ авторов и композиторов (СИЗАК).

Представительство и международное сотрудничество

В настоящее время РАО, согласно сведениям на официальном сайте организации, объединяет более 26 тыс. российских авторов и более 1 млн зарубежных авторов и их правопреемников, в соответствии с соглашениями о взаимном представительстве интересов на основании более 150 соглашений с зарубежными партнёрами из 66 стран [5] .

Государственная аккредитация

В августе 2008 года РАО получило государственную аккредитацию [6] в качестве организации по коллективному управлению в сферах [7] :

Финансовые показатели деятельности

Совокупный объем сборов РАО по годам (в млрд. руб.) [9] [10] [11] [12] [13]
1999 2001 2002 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
0,19 0,38 0,50 0,93 1,12 1,25 1,54 2,16 2,78 2,69

Резонансные события с участием РАО

Претензии РАО к Продюсерскому центру В. Лазарева (г. Нижний Новгород)

Претензия РАО к РФПЛ

РАО против ОГИ

РАО против организаторов концерта хора ветеранов

В марте 2010 года прокуратура по заявлению Российского авторского общества предъявила претензии организаторам бесплатного концерта хора ветеранов в Самаре, потребовав выплаты вознаграждения авторам за публичное исполнение песен военных лет. Недоумение действиями РАО выразили композитор Оскар Фельцман, а также ряд известных политиков [28] .

23 апреля 2010 года самарский хор ветеранов фронта и тружеников тыла по приглашению РАО принял участие в концерте, посвященном завершению Дней интеллектуальной собственности.

Незаконность деятельности регионального управления РАО в Екатеринбурге

Несколько кинотеатров Екатеринбурга заявили, что не согласны с действиями РАО, так как по их мнению договор с обладателем прав на фильм так же включает и разрешение на воспроизведение звукового сопровождения фильма. Они обратились в прокуратуру с заявлением о незаконности деятельности регионального управления Российского Авторского общества.

— сказал Евгений Дедков, директор юридической фирмы, нанятой кинотеатрами для подготовки обращения в областную прокуратуру.

Иски против филармоний

В конце 2011 года РАО подало иски против Московской, Свердловской и Нижне-Тагильской филармоний. Особенностью исков было то, что РАО фактически требовало от филармоний выплаты авторских вознаграждений за произведения классиков, живших несколько веков назад [31] . Районный суд в Екатеринбурге прекратил производство дела, так как подобные вопросы больше не относятся к юрисдикции арбитражного суда, но РАО зявило о намерении довести судебное дело до конца [32] . Суть конфликта состоит в том, что многие годы отчисления в РАО производились без учёта реального времени звучания современной музыки в концерте (10% от всего сбора с концерта, даже если произведение звучало 5 минут из 1,5 часов). Можно с уверенностью сказать, что такая обобщённая система пагубно повлияла на современную филармонческую музыку, так как филармонии во многих случаях были вынуждены просить исполнителей избегать современных произведений — или же терпеть убытки [источник не указан 239 дней] .

Непонимание схем и механизмов, по которым работает РАО, вызывает много вопросов и недовольство со стороны многих правообладателей, в связи с чем некоторые из них исключают свои произведения из управления РАО. Скандалы вокруг деятельности РАО неоднократно вызывали большой общественный резонанс [5] . Организация многократно дискредитировала себя перед владельцами интеллектуальной собственности, в результате чего 28 июня 2016 года руководитель РАО Сергей Федотов был арестован МВД РФ по подозрению в мошенничестве. [6] [5]

Читайте также: