Память у детей с нарушением зрения кратко

Обновлено: 04.07.2024

Дошкольный возраст - один из самых важных периодов в становлении личности ребенка. Именно в этом возрасте начинают закладываться и развиваться многие познавательные процессы, которые являются стартовой точкой становления личности ребенка. Одним из самых важных из них является память. Именно благодаря данному познавательному процессу осуществляется целостное развитие личности ребенка.

Особенностью детей с нарушением зрения является то, что у них формируются иные представления об окружающем мире, чем у зрячих, так как формируются иные чувственные образы. Поэтому слепые и слабовидящие дети испытывают большие трудности при использовании основных процессов памяти, хотя и развитие их памяти происходит по общим с нормой закономерностям.

В обучении детей с нарушениями зрения особенно важно обращать внимание на развитие зрительной образной памяти. Образная память позволяет запоминать, сохранять и воспроизводить образы ранее воспринятых ребенком предметов и явлений из окружающего мира.

В исследованиях З. И. Истоминой, Ж. Пиаже, С. Рубинштейна отмечается, что одними из самых главных функций памяти считаются процессы запечатления, сохранения и воспроизведения информации. Именно память служит процессом приобретения опыта человеком. С помощью памяти организм адаптируется в окружающем мире путем трансформации полученного ранее опыта на реальную ситуацию.

По мнению Л. С. Выготского, для детей с нарушениями зрения характерно стремление к повышенному развитию памяти. Им приходится запоминать гораздо больший объем информации и надолго удерживать его в памяти, чем детям с сохранным зрением. Развитие её зависит от многих жизненных обстоятельств. Чтобы активно участвовать в общественной жизни, человек должен полагаться на свои компенсирующие функции [1].

В научных исследованиях (Л. С. Выготский, Л. И. Плаксина, А. Н. Леонтьев) отмечаются особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Они отражаются в снижении таких функций памяти, как запоминание, объем оперaтивной и кратковременной памяти, недостаточное рaзвитие логической памяти.

Память слабовидящих и слепых детей характеризуется меньшей продуктивностью по сравнению с памятью детей с нормальным развитием, снижением запоминания наглядного материала. Эти особенности памяти слепых и слабовидящих детей обусловлены недостаточной полнотой, четкостью, стойкостью и низким уровнем обобщенности представлений, связанными со слабой дифференцировкой существенных и второстепенных признаков средств наглядности [2].

М. И. Земцова, А. Г. Литвак, Л. И. Солнцева отмечали, что на развитие зрительной образной памяти оказывает влияние двигательный или эмоциональный опыт, полученный ребенком на пути его развития. При нарушениях зрения возникают трудности, которые ограничивают этот опыт. Следствием зрительного дефекта является то, что зрительные образы ребенка приобретают специфический характер. При формировании зрительных образов у детей с нарушениями зрения отмечаются следующие особенности:

-неполнота формируемого образа предмета (внимание ребенка обращено в первую очередь на главные детали, при этом упускается обследование мелких деталей предмета);

-нарушение взаимосвязей воспринимаемого предмета с ранее полученным опытом ребенка;

-затруднения при воссоздании образа объемного предмета с его плоским изображением;

-недостаточное количество связей между образом предмета и его назначением;

-затрудненное удержание на долгое время образов предметов в долговременной памяти [3].

Часто у детей с нарушениями зрения возникают сложности в различении контуров форм и предметов. Слепые и слабовидящие могут перепутать предметы, схожие по внешним признакам.

Также сложность может возникнуть при выделении главных и второстепенных признаков обследуемых предметов. Поэтому дети с нарушениями зрения часто запоминают и воспроизводят информацию по второстепенным, отдельным признакам предъявляемого предмета. Кроме того, у детей со зрительными дефектами замечаются сложности в размещении предметов в окружающем пространстве.

Исходя из перечисленных особенностей формирования зрительных образов у детей с нарушениями зрения, можно сделать вывод, что они мало дифференцированы, схематичны, фрагментарны и находятся в малоподвижном состоянии. Без постоянной работы по коррекции данных особенностей, полученные ребенком зрительные образы в процессе накопления опыта распадаются.

Нами было проведено исследование, направленное на выявление уровня развития зрительной образной памяти у 20 детей старшего дошкольного возраста. Для исследования памяти у детей нами было отобрано 3 методики:

При обработке результатов диагностики было подсчитано число воспроизведенного материала по всем методикам. Диагностирование детей старшего дошкольного возраста привело к следующим результатам.

Проведя диагностику, по изучению уровня развития зрительной образной памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения, мы пришли к такому выводу: высокий уровень развития памяти у 22% детей, у 60% детей уровень развития памяти средний, у 18% детей память находится на низком уровне развития.

Полученные результаты по вышеперечисленным методикам позволяют сделать вывод о том, что у детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста в основном средний и низкий уровни зрительной образной памяти. Выявленный в исследуемой группе средний и низкий уровни развития образной памяти показывает, что в целом память у обследуемых детей старшего дошкольного возраста развита недостаточно.

Качество процессов памяти зависит в большей части от характера деятельности и содержания учебного материала ребенка. Поэтому привлечение детей с нарушениями зрения к различным видам деятельности, в комплексе с использованием в работе сохранных анализаторов и остаточного зрения являются предпосылкой для успешного развития различных видов и типов памяти.

1. Выготский Л.С. Основы дефектологии /Л.С. Выготский. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с.

3. Литвак А. Г. , Сорокин В. Н. , Головина Г. П. Практикум по тифлопсихологии / А.Г. Литвак, В.Н. Сорокин, Г.П. Головина. – М., 2000.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Память Подготовили: Рябова Ксения

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Память Подготовили: Рябова Ксения

Память Подготовили: Рябова Ксения

Что же такое память? Память — это сложный психический процесс, состоящий из.

Что же такое память? Память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, — она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки.

Основные процессы памяти

Основные процессы памяти

Запоминание - процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатл.

Запоминание - процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, предпосылка сохранения. Сохранение – процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Воспроизведение и узнавание – процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание имеет место при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии.

Классификация видов памяти По характеру целей деятельности: Непроизвольное за.

Классификация видов памяти По характеру целей деятельности: Непроизвольное запоминание – непреднамеренное запечатление воздействий без специальной цели их запомнить. Произвольное запоминание – форма запоминания, характеризующаяся наличием определенной цели – запомнить, и специальных средств для ее осуществления.

По продолжительности удержания материала: Долговременная Сенсорная Объем ог.

По продолжительности удержания материала: Долговременная Сенсорная Объем огромен, и поэтому успешное хранение информации возможно только при условии высокой степени ее организации. Удержание информации в течение очень короткого времени (около одной секунды) и представляет собой непосредственный отпечаток информации, поступающей в органы чувств.

Кратковременная Центральную роль играют процессы повторения. Выделяют два вид.

Кратковременная Центральную роль играют процессы повторения. Выделяют два вида повторения: 1) механическое, оно не приводит к заметным преобразованиям материала и позволяет механически удерживать материал в кратковременной памяти; 2) повторение, сопровождающееся включением удерживаемого материала в систему ассоциативных связей, что позволяет запоминать его надолго, т.е. переводить в долговременную память.

По характеру психической активности: Двигательная память – запоминание, сохра.

По характеру психической активности: Двигательная память – запоминание, сохранение и воспроизведение определенных движений и их систем. Этот вид памяти служит основой для формирования различных навыков – практических, профессиональных и др. Эмоциональная память – запоминание, сохранение и воспроизведение эмоционально окрашенных явлений, память на чувства.

Образная память – запоминание, сохранение и воспроизведение образных явлений.

Образная память – запоминание, сохранение и воспроизведение образных явлений (представления, звуки, запахи и др.). В соответствии с ведущей модальностью человека образная память делится на следующие виды: зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая. Словесно-логическая память – специфически человеческий вид памяти, характеризуется наличием языковых и логических схем. Содержанием этого вида памяти являются мысли, которые не существуют без языка, отсюда и название вида.

Особенности памяти у детей с нарушениями зрения Развитие памяти ребенка с на.

Особенности памяти у детей с нарушениями зрения Развитие памяти ребенка с нарушением зрения происходит по тем же законам, что и у нормально видящего ребенка, и базируется на становлении процессов запоминания, узнавания и воспроизведения.


У детей с нарушенным зрением наблюдается замедленное по сравнению с нормой.

У детей с нарушенным зрением наблюдается замедленное по сравнению с нормой образование временных связей, что выражается в необходимости большего количества подкреплений; также отмечается недостаточная осмысленность запоминаемого материала и быстрое забывание усвоенного материала.

Правильность узнавания объектов затруднена, поскольку узнавание как деятельн.

Правильность узнавания объектов затруднена, поскольку узнавание как деятельность, зависит от того, насколько полно и точно был воспринят объект, от того, какие - существенные или несущественные - свойства и признаки были выделены и теперь сравниваются.


У ребенка при нарушениях зрения наблюдается недостаточно полное и замедленн.

У ребенка при нарушениях зрения наблюдается недостаточно полное и замедленное воспроизведение материала, так как на его качестве сказываются в полной мере недостатки запоминания и сохранения материала.

Исследования М. И. Земцовой, А. Г. Литвака, Л.И. Солнцевой и др. свидетельст.

Исследования М. И. Земцовой, А. Г. Литвака, Л.И. Солнцевой и др. свидетельствуют, что развитие зрительной образной памяти зависит от опыта (двигательного, эмоционального), полученного на предшествующих ступенях онтогенеза. В результате зрительного дефекта этот опыт ограничен, что влечёт специфические трудности в формировании и становлении зрительных образов.


Для зрительных образов слабовидящих характерно:

Для зрительных образов слабовидящих характерно:

Детям с нарушениями зрения необходима специальная коррекционная работа по пр.

Детям с нарушениями зрения необходима специальная коррекционная работа по преодолению указанных трудностей, а также с тем, чтобы научить детей пользоваться сформированными представлениями целостного образа предмета в повседневной жизни и оперировать этими представлениями не только в реальных действиях, но и мысленно.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2950 человек из 85 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 299 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 12.09.2016 3437
  • PPTX 733.2 кбайт
  • 15 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Балакина Ксения Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Важнейшим процессом памяти является запоминание, и от уровня его развития в прямой зависимости находится успешность деятельности человека. Среди особенностей процесса запоминания того или иного материала слепыми и слабовидящими школьниками, можно отметить недостаточную осмысленность запоминаемого материала. Недостаточное развитие логической памяти обусловлено своеобразием восприятия и связанными с ним особенностями мышления. Речь идет, в частности, о тех трудностях, которые слепые и слабовидящие испытывают в процессе выполнения таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, классификация и т.д. Но несмотря на недостаточный уровень развития логической памяти, у детей с нарушенными зрительными функциями запоминание материала, имеющего смысловые связи, протекает успешнее, нежели материала, не связанного смысловыми отношениями.

Несмотря на наличие некоторых специфических особенностей, процесс запоминания у слепых и слабовидящих подчиняется тем же закономерностям, которые имеют место в норме. Это подтверждается увеличением объема и скорости запоминания с возрастом, лучшим запоминанием слов, не имеющих смысловых связей, в младшем школьном возрасте.

Психологическое объяснение замедленного развития процесса запоминания у слепых и слабовидящих исследователи находят в недостатке наглядно- действенного опыта, повышенной утомляемости. Ранняя коррекция психической деятельности слепых и слабовидящих является достаточно надежной профилактикой подобных отклонений.

Сохранение и забывание — процессы памяти, отражающие прочность и динамичность временных нервных связей, — зависят от качества усвоения материала, его значимости для индивида, числа повторений. У слепых и слабовидящих наряду с длительным сохранением можно наблюдать быстрое забывание. Своеобразие протекания этих процессов памяти в первую очередь обусловлено тем, что такие дети не располагают достаточными возможностями для повторного восприятия материала. Образы памяти слепых и слабовидящих при отсутствии подкреплений обнаруживают тенденцию к угасанию.

Быстрое забывание усвоенного материала объясняется и недостаточной значимостью объектов и обозначающих их понятий, о которых слепые могут получить только вербальное знание.

Однако недостатки процесса сохранения, возникающие как следствие нарушений в сфере чувственного отражения, могут быть в значительной мере устранены при дифференцированном, учитывающем состояние зрительного анализатора наглядно-действенном обучении слепых и слабовидящих.

Узнавание как деятельность, в процессе которой сопоставляется образ памяти с объектом восприятия, зависит от того, насколько полно и точно в прошлом и настоящем было и есть восприятие, от того, какие — существенные или несущественные — свойства и признаки были выделены и теперь сравниваются. Формирующиеся у слепых и слабовидящих слабодифференцированные, фрагментарные образы и трудности, испытываемые при выделении наиболее существенных сторон и свойств предметов и явлений окружающего мира, проявляются впоследствии при узнавании объектов. Узнавание объектов при дефектах зрения осуществляется замедленно и менее полно, чем в норме, причем правильность узнавания находится в зависимости от остроты зрения. Так, у слабовидящих по сравнению с частично зрячими она возрастает примерно в 1,5 раза.

Узнавание как способность соотносить, сопоставлять объекты восприятия и образы памяти развивается у слепых и слабовидящих так же, как и в. норме, постепенно и зависит от чувственного опыта. Ограниченность последнего при нарушениях функций зрительного анализатора замедляет развитие этого процесса.

В процессе специально организованного обучения незрячие, частично зрячие и слабовидящие овладевают соответственно навыками осязательного, осязательно-зрительного и зрительного узнавания. Процесс узнавания претерпевает серьезные качественные и количественные изменения и приближается к норме. Восприятие, в отличие от узнавания, предполагает более полное запечатление и сохранение ранее воспринятого. В ряде исследований памяти слепых и слабовидящих отмечается недостаточно полное и замедленное воспроизведение материала. На качестве этого процесса сказываются отмечавшиеся выше недостатки запоминания и сохранения.

Приобщение лиц с глубокими поражениями зрительного анализатора к различным видам деятельности и широкое использование всех сохранных анализаторов, а также остаточного зрения явится стимулом и объективным условием для гармоничного развития всех видов (словесно-логической, образной, эмоциональной и двигательной) памяти.

Уполномоченный при Губернаторе области по правам ребенка

Смирнова

Ольга Александровна

Почтовый адрес: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 2

Адрес нахождения: г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 20

Факс: 23-00-30 добавочный 0








запись по телефону регистратуры (8172)53-03-70

Психолого-педагогические особенности слабовидящих детей младшего школьного возраста

Цветкова Светлана Владимировна,
учитель–дефектолог

В процессе историко-эволюционного развития у человека сформировалась сложная система анализаторов, обеспечивающая поступление необходимой для нормальной жизнедеятельности информации из внешнего мира. В этой системе на первый план выступают зрительная, слуховая и тактильная системы. При этом важно выделить, что в данном комплексе анализаторов ведущая роль в процессе чувственного познания принадлежит зрению.

Наиболее распространенные заболевания глаз детей школьного возраста

Косоглазие(страбизм, гетеротропия) – это неправильное положение глаз, вызванное нарушением функции глазодвигательных мышц, при котором глаза смотрят в разные стороны.

Близорукость (миопия) — заболевание, при котором человек плохо различает предметы, расположенные на дальнем расстоянии.

Результаты повреждения зрительных функций влияют отрицательно на развитие ребенка, и данные проявления имеют как количественный, так и качественный характер.

Количественные изменения проявляются в том, что у слабовидящих детей сокращаются зрительные ощущения и восприятия, соответственно уменьшается количество представлений, ограничивающих возможности формирования образов воображения.

Качественные изменения лиц с депривацией зрения проявляются почти во всех областях психической деятельности ребенка. Рассмотрим подробнее психолого-педагогические особенности слабовидящих школьников.

Учебная мотивация при выполнении за­дания имеет место у всех детей, однако ее стойкость слабовидящих детей значительно ниже. При трудностях выполне­ния деятельности они могут ее менять на другую. При этом, имея задание выполнить последовательный ряд упражнений, дети мо­гут считать, что цель достигнута, выполнив только одно из них.

Развитие внимания у детей данной категории несколько за­медленно во времени. Интенсивность, устойчивость, объем вни­мания с возрастом увеличиваются. У младших школьников преобладающим все еще оста­ется непроизвольное внимание, зависящее в большей степени от интереса к работе (учебной и др.), от наглядности, эмоциональ­ной стороны их психики. Объем внимания — 2-3 объекта.

Восприятие необученного ребенка, в том числе и младшего школьника, не имеет целенаправленного характера, оно непро­извольно. Сочетаясь с непроизвольностью внимания, восприятие ребенка обычно бывает обращено к яркому, подвижному предме­ту (на фоне неподвижных предметов).

На скорость зрительного восприятия предметов ока­зывают влияние многообразные факторы: величина, сложность объекта, уровень освещенности, уровень утомления. При краткой экспозиции рисун­ков отмечается нарушение восприятия пространственных отно­шений между изображенными предметами.

При зрительном восприятии предметных изображений, геометрических фигур, цифр, буквосочетаний у слабовидящих отмечается замедленность, фрагментарность, нечеткость, искажения восприятия.

При частичной атрофии зрительных нервов, дегенерации желтого пятна, афакии, вторичной катаракте и глаукоме выяв­лено значительное снижение скорости зрительного восприятия.

При зрительном восприятии отдельных изображений предме­тов, рисунков и картин слабовидящие младшие школьники мелкие детали изображений или плохо воспринимают, или не различаются совсем. Вследствие неточного и неполного восприятия рисунков и кар­тин у слабовидящих формируются неправильные представления, что в свою очередь отражается в описаниях изображенного. Осмысление содержания картины вызывает у них затруднения, так как рассматривание ее проводится по частям. Все это свидетельствует о том, что восприятие сюжетных кар­тин у слабовидящих детей находится на низком уровне (это чаще всего это стадия перечисления или стадия описания).

Слабовидение оказывает отрицательное влияние на скорость и правильность формирования процесса чтения у сла­бовидящих с заболеваниями сетчатки и зрительного нерва; у сла­бовидящих с аномалиями рефракции и помутнением сред глаза показатели скорости и правильности чтения лучше.

Снижение зрения оказывает отрицательное влияние на фор­мирование графических навыков. Недостаточная сформированность и неустойчивость представлений о структуре букв вызывали в про­цессе обучения письму искажения, замены, пропуски букв, зер­кальное их написание, неправильное положение букв относительно друг друга в словах, на строках. Слитность и недостаточная расчлененность зрительного вос­приятия может отмечается и при ознакомлении их с но­вым материалом — буквами и цифрами.

Для речи слабовидящего характерно изменение темпа развития, нарушения словарно-семантической стороны речи. Специфика развития речи также выражается в слабом исполь­зовании неязыковых средств общения — мимики, пантомимики, интонации, поскольку нарушения зрения затрудняют их воспри­ятие и делают невозможным использование такого рода вырази­тельных средств.

Особенности формирования мыслительных процессов у слабовидящих детей зависят от индивидуальных особенностей развития всех психических процессов ребенка.

Как правило, у младших школьников с нарушением зрения отмечаются трудности установления смыс­ловых связей между объектами, изображенными на картинке, затруднения при классификации предметов. У детей первых классов операции анализа, сравнения, обобщения сформиро­ваны в разной степени, свидетельствующей в большинстве слу­чаев об отставании в развитии мышления. Для слабо­видящих младших школьников характерно недостаточное развитие наглядно-образного и наглядно-действенного уровней мыслительной деятельности, что определяет своеобразие кон­кретно-понятийного мышления и трудности в решении математических задач. Причины этого - нарушения зрительного восприятия и ограниченный наглядно-действенный опыт. У некоторых слабовидящих нарушения предметных обобщений оказывают влияние на формирование речи, разви­тие высших корковых функций.

Для развития аналитико-синтетической деятельности необходимо овладение сенсорными эталонами, прочными динамическими стереотипами, стойкими процессами дифференцирования поступающих сигналов из внешнего мира. Следовательно, эти процессы вырабатываются в деятельности ребенка. На формирование процесса абстрагирования влияет практический опыт ребенка, что тоже возможно только в деятельности.

Особенности эмоционально-волевой сферы слабовидящего ребенка

Неблагоприятные условия воспитания (чрезмерная опека или, наоборот, недостаток внимания) слабовидящих детей могут привести к возникновению у них таких личностных качеств, как эгоизм, установка на постоянную помощь, равнодушие к окружающим и др. Ограниченность контактов с окружающими может повлечь за собой замкнутость, некоммуникабельность. В дальнейшем это может затруднить формирование личностных взаимоотношений с окружающими.

Итак, знание психолого-педагогических особенностей слабовидящих школьников позволяет педагогу построить эффективный процесс обучения детей с нарушениями зрения. Стимулируя в процессе специально организованного обучения активность, перцептивные потребности ребенка, включая в учебную деятельность сохранные анализаторные системы, можно успешно способствовать развитию и обучению слабовидящего школьника.

Литература:

1. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000.

2. Литвак А.Г. Восприятие слепых и слабовидящих// Общая психология. М., 1985.

3. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушением зрения – методическое пособие, Международный университет семьи и ребенка имени Рауля Валленберга, СПб, 1995.

Читайте также: