Дневные дипломатические приемы кратко

Обновлено: 07.07.2024

Дипломатические приемы – одна из общепринятых и распространенных форм внешнеполитической деятельности правительств, ведомств иностранных дел, дипломатических представительств и дипломатов. Приемы проводятся как в ознаменование важных событий (национальных праздников, юбилейных дат, годовщин подписания договоров, а также по случаю пребывания в стране высокого гостя или делегации), так и в порядке повседневной деятельности министерств иностранных дел и посольств.

Приемы, организуемые дипломатическим представительством, способствуют установлению, поддержанию и развитию контактов посольства со страной пребывания. На таких приемах иностранные дипломаты разъясняют политику своих стран, собирают информацию о стране пребывания, обмениваются мнениями по важным международным проблемам. Поэтому любой дипломатический прием имеет большое политическое значение как для тех, кто его устраивает, так и для присутствующих на нем гостей. Еще более важный политический характер имеют приемы, организуемые руководящими органами страны в честь высоких иностранных гостей или делегаций.

Приемы подразделяются на дневные и вечерние, приемы с рассадкой и без рассадки за столом.

Основные виды приемов:

Согласно международной практике принято считать, что дневные приемы менее торжественны, чем вечерние.

Торжественный прием требует парадной формы одежды. Нередко обед предполагает специальную форму одежды (смокинг или фрак – для мужчины, а для женщины – вечернее платье), что специально обозначается на приглашениях.

Проведению приемов предшествует тщательная подготовка, включающая: выбор вида приема; составление списка приглашенных; рассылку приглашений; составление плана рассадки за столом (на завтраке, обеде и ужине); составление меню, сервировку столов и обслуживание гостей, а также подготовку тостов и речей; составление схемы или порядка проведения приема.

Вначале определяется общее количество гостей, которое зависит от вида приема, его целей, возможностей помещения и обслуживания. После этого гостям направляются приглашения.

Для приглашений используются специальные бланки, изготовленные типографским способом.

В бланках приглашений вписываются фамилии и звания приглашаемых. Имя, фамилия приглашенного пишутся от руки или на машинке.

Женам отдельных приглашений не посылают, а в приглашении мужчинам указывается, что они приглашаются с супругами. На первом месте всегда ставится имя мужа.

В приглашении также рекомендуется указывать форму одежды. Кроме того, в нем указывается, какого рода состоится прием – коктейль, обед, чай, и обязательно помечается час и место, где состоится прием.

Чем выше официальное положение лица, организующего прием, тем раньше отправляется ответ на его приглашение. Обычно его принято давать через 3–5 дней после получения Приглашения.

На официальных завтраках или обедах женщины рассаживаются среди мужчин в зависимости от их ранга или, если они присутствуют на приеме в качестве супруги, а не как официальное лицо, то в соответствии с рангом супруга. Супруге присваивается старшинство супруга. Муж женщины, занимающей официальное положение, садится среди мужчин в соответствии с рангом жены, если занимаемое им положение (знатный титул, звание и т. д.) не дают ему право на более почетное место.

Места за столом делятся на более почетные и менее почетные. Самое почетное место – справа от хозяйки (на приеме с участием женщин) и справа от хозяина (на мужском приеме). Далее идут места слева от хозяйки, слева от хозяина. По мере удаления от хозяйки и хозяина места становятся менее почетными. Но эта практика имеет исключения. Например, в Китае почетными местами считались места с левой стороны от хозяев. В Швеции почетный гость садится слева от хозяйки дома, а почетная гостья справа от хозяина.

Составление меню и сервировка стола зависит от вида приема.

При сервировке стола следует класть не более трех вилок и трех ножей, так как все приборы одновременно не используются. Остальные предметы сервировки подают в случае необходимости.

На стол ставят подставные тарелки, а на них закусочные (по числу приглашенных).

На тарелки кладут салфетки, сложенные треугольником, колпачком или иным способом.

Ножи кладут справа от тарелки в зависимости от меню обеда или ужина в следующем порядке: большой обеденный нож, нож для рыбы, малый нож для закусок. Ножи кладут острием к тарелке.

Если предполагается, что на обеде будет подан суп, то между закусочным (малым) ножом и рыбным кладут столовую ложку выпуклой стороной вниз. При приготовлении к ужину кладут только ножи и вилки, поскольку суп на ужин обычно не подают.

Вилки кладут слева от тарелки выпуклой стороной вниз: ближе к тарелке – большую обеденную вилку, затем рыбную вилку и, наконец, малую вилку для закусок.

Приборами пользуются в соответствии с их расположением – начиная с крайних и кончая теми, что находятся рядом с тарелкой. Нож и вилку держат так, чтобы пальцы не касались лезвия или зубцов.

Если на завтраке или обеде предполагается обмен речами или тостами, хозяин должен послать почетному гостю копию своей речи или тоста, чтобы он мог подготовить ответ. На важной встрече ответ посылается заранее.

Речь или тост должен включать в себя:

· приветствие в адрес почетного гостя,

· общие положения, послужившие поводом для встречи,

· общепринятую форму пожелания гостям процветания, счастья и т.д.

В ответной речи почетный гость должен выразить благодарность за оказанное гостеприимство, одобрение взаимной заинтересованности во встрече и заверение взаимности дружественных чувств и т. д.

Во время произнесения речей и тостов недопустимо разговаривать, наливать вина, есть.

На официальных приемах речи и тосты произносятся после десерта, когда налито шампанское. На других приемах – не ранее 10–15 минут после начала приема.

В последнее время все чаще речами и тостами обмениваются и в самом начале приема.

Заключение

Список использованной литературы

1. Конституция РФ.

2. Алексеев С.С. Государство и право: Начальный курс. – М.: Юридич. лит., 2004.

3. Самощенко И.С. О нормативно–правовых средствах регулирования поведения людей, "Правоведение", 1967 г. N 1, С. 33–40.

4. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова– М.: Издательская группа ИНФРА–М–НОРМА, 2003. – 570 С.

5. Теория права и государства в схемах и определениях. – М.: Юрист, 2005.

В отличие от обычных банкетов приемы и банкеты по протоколу носят официальный или неофициальный характер. Проводятся они в ознаменование важных событий -национальных праздников, юбилейных дат, годовщин подписания договоров, прибытия высокого гостя или делегации и т.д. Многие дипломатические приемы проводят независимо от каких-либо событий, как повседневную дипломатическую работу.

Традиции проведения приемов уходят своими корнями в глубокую древность. Гостеприимство было и остается существенным показателем чести и достоинства народа и государства. Страны бережно хранят исторические традиции приема гостей как символы миролюбия и добросердечности.

Многолетняя международная практика установила виды дипломатических приемов, методы их подготовки, дипломатический этикет, которого придерживаются все участники приема.

Виды дипломатических приемов разнообразны, в основу их подготовки и проведения положены общепринятые правила и нормы протокола, основанные на международной вежливости. Приемы подразделяются на дневные и вечерние; приемы с рассадкой и без рассадки за столом.

Дневные приемы.

Поводом для организации такого приема могут быть годовщина национального праздника, отъезд посла, пребывание делегации в стране, открытие фестиваля, выставки и прочее.

Во время приема гостям помимо основного напитка (вина или шампанского) могут быть предложены соки и минеральные воды. Предлагается одна бутылка вина (шампанского) на 6-7 человек, фрукты, орешки и конфеты в коробках. Напитки и легкие закуски разносят официанты. Форма одежды приглашенных гостей- повседневный костюм или платье. Гости едят и пьют стоя.

Вечерние приемы.




Современные тенденции международной протокольной практики отмечают стремления стран делать дипломатические приемы более скромными, избегать излишней пышности, ограничивать или исключать подачу спиртных напитков, отказываться от слишком дорогих блюд.

Особенности рассадки гостей за банкетным столом.

Менеджер банкетной службы ресторана должен уделить особое внимание согласованию с заказчиком плана-схемы рассадки гостей за банкетными столами.

На приемах типа завтрак, обед, ужин гости рассаживаются за столом в строго определенном порядке. Места за столом делятся на более и менее почетные. Самое почетное место-справа от хозяина (на мужском приеме) и справа от хозяйки (на приеме с участием женщин).Далее идут места слева от хозяина, слева от хозяйки. По мере удаления от хозяйки и хозяина места становятся менее почетными.

На приеме, где присутствуют только мужчины, главному гостю может быть предложено место за столом напротив хозяина. Главное правило рассадки: на самых почетных местах сидят самые почетные гости. Отступление от этого правила может быть расценено как умышленное нанесение ущерба престижу гостя и престижу представляемого им государства.

Наиболее распространенные схемы рассадок:

1.Присутствуют только мужчины, хозяин предлагает главному гостю место за столом напротив себя:

2.Прием с приглашением женщин, хозяин и хозяйка занимают места за торцами стола:

3.Прием с женщинами, стол П-образный, хозяин и хозяйка сидят напротив друг друга:

4. За П-образным столом хозяин и хозяйка сидят рядом.

5.Стол круглый. Принципы рассадки за таким столом те же, что и за прямоугольным. Круглый стол удобен, когда положение участников приема более или менее одинаково.

Приведенные в схемах рассадки за разными столами используются как в российской, так и в международной практике.

План рассадки выставляется на небольшом столике в зале(аванзале),где собираются гости и где подаются напитки. Ознакомившись с планом рассадки, гость быстро находит свое место за столом, обозначенным кувертной картой.

Обслуживание приема или банкета по протоколу.

Хорошо подготовленный и в деталях продуманный прием может быть омрачен неквалифицированным обслуживанием. Поэтому к обслуживанию приема привлекаются самые опытные метрдотели и официанты, которые в деталях знают, когда, что и как следует подать, что и когда убрать, с кого начинать подачу блюд и кем заканчивать, как вести себя в момент произнесения тостов. Обслуживающий персонал должен обеспечить безукоризненное проведение приема от начала до конца.

Метрдотель и организатор приема сообщают официантам время подачи каждого вида блюд, порядок их подачи в зависимости от ранга гостей. Это позволяет избежать ошибки в соблюдении этикета по обслуживанию гостей, в срок выполнить программу поведения приема. Обслуживание начинают с главного стола. Первым обслуживают гостя, старшего по рангу, затем хозяина-организатора банкета, далее представителя гостей другого ранга и участника стороны, организующей прием, такого же ранга.

Метрдотель во время обслуживания координирует все действия официантов, дает им указания покинуть зал во время произнесения речей и тостов. Распределение обязанностей между официантами предусматривает обеспечение своевременного получения блюд с кухни, подачу их гостям, быструю замену посуды. Во время обслуживания выполнения отдельных пожеланий гостей, связанных с отклонением от правил этикета, нужно согласовывать с ответственным за проведение приема лицом.

В некоторых случаях на неофициальных банкетах по протоколу организуется концертное выступление артистов. В момент их выступления не разрешается производить подачу блюд и напитков. Эти перерывы в обслуживании также должны быть учтены при планировании работы официантов. Подача десерта, кофе, чая может быть запланирована в отдельном помещении. В этом случае здесь подготавливают чайные столы и столы для отдыха и беседы.

Прием и банкет по протоколу завершается к назначенному времени по указанию хозяина.

Контрольные вопросы.

1.По какой форме банкетного обслуживания проводят приемы и банкеты по протоколу?

2.Где и когда используется данный вид банкетного обслуживания?

3.Как классифицируют банкеты по протоколу по времени проведения?

4.Какие виды дипломатических приемов считаются наиболее почетными?

6.В чем отличия обслуживания официальных приемов от неофициальных?

7.В чем особенности формирования меню для банкета-приема?

8.Как формируется план-схема рассадки гостей на банкетах приемах?

9.Как распределяются места за банкетным столом по степени важности?

10.С чего начинается процесс обслуживания гостей сидящих за банкетным столом?

11.Какова роль метрдотеля в процессе обслуживания банкета-приема?

12.Как должен вести себя персонал в момент произнесения тостов и речей?

В отличие от обычных банкетов приемы и банкеты по протоколу носят официальный или неофициальный характер. Проводятся они в ознаменование важных событий -национальных праздников, юбилейных дат, годовщин подписания договоров, прибытия высокого гостя или делегации и т.д. Многие дипломатические приемы проводят независимо от каких-либо событий, как повседневную дипломатическую работу.

Традиции проведения приемов уходят своими корнями в глубокую древность. Гостеприимство было и остается существенным показателем чести и достоинства народа и государства. Страны бережно хранят исторические традиции приема гостей как символы миролюбия и добросердечности.

Многолетняя международная практика установила виды дипломатических приемов, методы их подготовки, дипломатический этикет, которого придерживаются все участники приема.

Виды дипломатических приемов разнообразны, в основу их подготовки и проведения положены общепринятые правила и нормы протокола, основанные на международной вежливости. Приемы подразделяются на дневные и вечерние; приемы с рассадкой и без рассадки за столом.

Дневные приемы.

Поводом для организации такого приема могут быть годовщина национального праздника, отъезд посла, пребывание делегации в стране, открытие фестиваля, выставки и прочее.

Во время приема гостям помимо основного напитка (вина или шампанского) могут быть предложены соки и минеральные воды. Предлагается одна бутылка вина (шампанского) на 6-7 человек, фрукты, орешки и конфеты в коробках. Напитки и легкие закуски разносят официанты. Форма одежды приглашенных гостей- повседневный костюм или платье. Гости едят и пьют стоя.

Вечерние приемы.

Современные тенденции международной протокольной практики отмечают стремления стран делать дипломатические приемы более скромными, избегать излишней пышности, ограничивать или исключать подачу спиртных напитков, отказываться от слишком дорогих блюд.

Особенности рассадки гостей за банкетным столом.

Менеджер банкетной службы ресторана должен уделить особое внимание согласованию с заказчиком плана-схемы рассадки гостей за банкетными столами.

На приемах типа завтрак, обед, ужин гости рассаживаются за столом в строго определенном порядке. Места за столом делятся на более и менее почетные. Самое почетное место-справа от хозяина (на мужском приеме) и справа от хозяйки (на приеме с участием женщин).Далее идут места слева от хозяина, слева от хозяйки. По мере удаления от хозяйки и хозяина места становятся менее почетными.

На приеме, где присутствуют только мужчины, главному гостю может быть предложено место за столом напротив хозяина. Главное правило рассадки: на самых почетных местах сидят самые почетные гости. Отступление от этого правила может быть расценено как умышленное нанесение ущерба престижу гостя и престижу представляемого им государства.

Наиболее распространенные схемы рассадок:

1.Присутствуют только мужчины, хозяин предлагает главному гостю место за столом напротив себя:

2.Прием с приглашением женщин, хозяин и хозяйка занимают места за торцами стола:

3.Прием с женщинами, стол П-образный, хозяин и хозяйка сидят напротив друг друга:

4. За П-образным столом хозяин и хозяйка сидят рядом.

5.Стол круглый. Принципы рассадки за таким столом те же, что и за прямоугольным. Круглый стол удобен, когда положение участников приема более или менее одинаково.

Приведенные в схемах рассадки за разными столами используются как в российской, так и в международной практике.

План рассадки выставляется на небольшом столике в зале(аванзале),где собираются гости и где подаются напитки. Ознакомившись с планом рассадки, гость быстро находит свое место за столом, обозначенным кувертной картой.

Обслуживание приема или банкета по протоколу.

Хорошо подготовленный и в деталях продуманный прием может быть омрачен неквалифицированным обслуживанием. Поэтому к обслуживанию приема привлекаются самые опытные метрдотели и официанты, которые в деталях знают, когда, что и как следует подать, что и когда убрать, с кого начинать подачу блюд и кем заканчивать, как вести себя в момент произнесения тостов. Обслуживающий персонал должен обеспечить безукоризненное проведение приема от начала до конца.

Метрдотель и организатор приема сообщают официантам время подачи каждого вида блюд, порядок их подачи в зависимости от ранга гостей. Это позволяет избежать ошибки в соблюдении этикета по обслуживанию гостей, в срок выполнить программу поведения приема. Обслуживание начинают с главного стола. Первым обслуживают гостя, старшего по рангу, затем хозяина-организатора банкета, далее представителя гостей другого ранга и участника стороны, организующей прием, такого же ранга.

Метрдотель во время обслуживания координирует все действия официантов, дает им указания покинуть зал во время произнесения речей и тостов. Распределение обязанностей между официантами предусматривает обеспечение своевременного получения блюд с кухни, подачу их гостям, быструю замену посуды. Во время обслуживания выполнения отдельных пожеланий гостей, связанных с отклонением от правил этикета, нужно согласовывать с ответственным за проведение приема лицом.

В некоторых случаях на неофициальных банкетах по протоколу организуется концертное выступление артистов. В момент их выступления не разрешается производить подачу блюд и напитков. Эти перерывы в обслуживании также должны быть учтены при планировании работы официантов. Подача десерта, кофе, чая может быть запланирована в отдельном помещении. В этом случае здесь подготавливают чайные столы и столы для отдыха и беседы.

Прием и банкет по протоколу завершается к назначенному времени по указанию хозяина.

Контрольные вопросы.

1.По какой форме банкетного обслуживания проводят приемы и банкеты по протоколу?

2.Где и когда используется данный вид банкетного обслуживания?

3.Как классифицируют банкеты по протоколу по времени проведения?

4.Какие виды дипломатических приемов считаются наиболее почетными?

6.В чем отличия обслуживания официальных приемов от неофициальных?

7.В чем особенности формирования меню для банкета-приема?

8.Как формируется план-схема рассадки гостей на банкетах приемах?

9.Как распределяются места за банкетным столом по степени важности?

10.С чего начинается процесс обслуживания гостей сидящих за банкетным столом?

11.Какова роль метрдотеля в процессе обслуживания банкета-приема?

12.Как должен вести себя персонал в момент произнесения тостов и речей?

Одна из общепринятых и распространенных форм внешнеполитической деятельности правительств, ведомств иностранных дел, дипломатических представительств и дипломатов — дипломатические приемы . Приемы проводятся как в ознаменование важных событий (национальных праздников, юбилейных дат, годовщин подписания договоров, а также по случаю пребывания в стране высокого гостя или делегации), так и в порядке повседневной деятельности министерств иностранных дел и посольств.

Приемы, организуемые дипломатическим представительством, способствуют установлению, поддержанию и развитию контактов посольства со страной пребывания. На таких приемах иностранные дипломаты разъясняют политику своих стран, собирают информацию о стране пребывания, обмениваются мнениями по важным международным проблемам.

Поэтому любой дипломатический прием имеет большое политическое значение как для тех, кто его устраивает, так и для присутствующих на нем гостей.

Еще более важный политический характер имеют приемы, организуемые руководящими органами страны в честь высоких иностранных гостей или делегаций.

Традиции проведения приемов уходят своими корнями в глубокую древность. Гостеприимство было и остается существенным показателем чести и достоинства народа и государства. Страны бережно хранят исторические традиции приема гостей как символы миролюбия и добросердечности. Традиции славянского гостеприимства и поныне отмечают иностранные гости.

Многолетняя международная практика установила виды дипломатических приемов, методы их подготовки, дипломатический этикет, которого придерживаются участники приемов. Протокольная практика обладает некоторыми особенностями в организации приемов, но в целом она совпадает с международной.

В дипломатическом протоколе приемы подразделяются на дневные и вечерние, приемы с рассадкой и без рассадки за столом.

Завтрак устраивается между 12 и 15 часами. Обычно завтрак начинается в 12.30 или 13.00. Меню завтрака составляется с учетом национальных традиций. При организации завтрака меню включает одну-две холодные закуски, одно рыбное или мясное блюдо и десерт. Не исключается подача за завтраком первого блюда и (или) горячей закуски.

Перед завтраком гостям предлагаются соки. В ходе завтрака возможна подача сухих виноградных вин, а в заключение — шампанского, кофе, чая. Минеральная вода, соки подаются во время всего завтрака.

Завтрак продолжается обычно час-полтора, из них около часа — за столом и примерно 30 минут — за кофе, чаем (кофе, чай могут быть поданы за тем же столом или в гостиной).

Гости, как правило, приходят на завтрак в повседневной одежде, если форма одежды специально не указана в приглашении.

В протоколе завтрак — один из наиболее распространенных видов дипломатических приемов. Завтраки устраиваются по случаю приезда и отъезда послов, годовщины договоров и других юбилейных дат, в честь высоких иностранных гостей, в порядке поддержания контактов МИДа с иностранными дипломатическими представительствами.

В международной протокольной практике принято считать, что дневные приемы менее торжественны, чем вечерние.

Вечерние приемы бывают нескольких типов.

Если прием устраивается по случаю национального праздника или в честь высокого гостя, в конце приема возможны организация небольшого концерта или показ видеофильма. Торжественность приема может быть подчеркнута и указанием в приглашении особой формы одежды.

Обед считается наиболее почетным видом приема. Он обычно начинается в 20 часов или в 20.30, но не позднее 21 часа. По протокольной практике обед может начинаться и в более раннее время.

Меню обеда в соответствии с национальными традициями включает две-три холодные закуски, первое, горячее рыбное, горячее мясное блюда и десерт. Подача напитков та же, что и на завтраке. Обед длится обычно два-три часа и даже дольше. После стола, за которым гости находятся примерно час, все переходят в гостиные для беседы; сюда подаются кофе, чай. В некоторых случаях кофе, чай могут быть поданы за обеденным столом.

Нередко обед предполагает специальную форму одежды (смокинг или фрак — для мужчин, а для женщин — вечернее платье).

Ужин начинается в 21 час и позднее. От обеда отличается лишь временем начала.

Обед-буфет предполагает свободную рассадку за небольшими столами по четыре-шесть человек. Так же, как на фуршетном приеме, накрываются столы с закуской, имеются буфеты с напитками. Гости набирают закуски и садятся по своему усмотрению за один из небольших столов. Такого рода прием часто организуется после концерта, просмотра фильма, в перерыве танцевального вечера. В тропических странах такого рода прием нередко проводится на открытом воздухе — на веранде или в саду. Обед-буфет менее официален, чем обед.

Есть и другие виды дипломатических приемов: музыкальные, литературные, танцевальные вечера, встречи дипломатов во время спортивных соревнований.

Подготовка приемов

Проведению каждого приема предшествует тщательная подготовка. Нужно определить вид приема с учетом цели, ради которой он организуется, место проведения, составить список приглашенных, заблаговременно заполнить и разослать приглашения, составить меню и план рассадки за столом, если речь идет о завтраке, обеде, ужине. Если прием организуется в резиденции посла или в посольстве, то супруга посла должна уделить особое внимание подготовке помещений, сервировке столов, инструктажу официантов, которые будут обслуживать прием.

Правила подготовки и организации приемов, устраиваемых приглашающей стороной для иностранных гостей в стране и дипломатическими представительствами за рубежом, хотя в целом и близки, однако имеют и некоторые существенные различия.

При организации приема в честь иностранных гостей и делегаций дипломатическому протоколу не приходится решать такие вопросы, как поиск помещения (если речь идет о приеме с большим количеством участников), обслуживание приема, поскольку в каждой стране к проведению государственных приемов привлекаются высококвалифицированные официанты. Достаточно быстро и эффективно решается и такой вопрос, как организация концерта после приема, если возникает необходимость придать приему особую торжественность.

Представительства за рубежом нередко сталкиваются с трудностями в решении таких вопросов, как место приема и количество гостей, день и час приема. Посол, естественно, предпочитает устраивать приемы в своей резиденции или в здании посольства. С учетом правового статуса резиденции посла и посольства приходящие к послу гости оказываются в этом случае как бы на территории государства, представляемого послом.

Если прием устраивается вне посольства, то выбирается ресторан с хорошей кухней и высокой культурой обслуживания. В таком случае в арендованном посольством помещении нередко вывешиваются национальные флаги страны посла и страны пребывания, а также портреты глав обоих государств.

Такого же типа приемы устраиваются и посольствами в зарубежных странах.

Составление списка приглашаемых — один из важнейших элементов подготовительной работы. На прием в честь высокого гостя или иностранной делегации, находящихся с официальным визитом в стране, помимо сопровождающих лиц, членов делегации приглашаются посол страны гостя и старшие дипломатические сотрудники посольства.

С принимающей стороны на приеме присутствуют руководители государства, министры, другие официальные лица, участвовавшие в переговорах или осуществляющие сотрудничество со страной гостя по экономическим, научно-техническим, культурным и другим направлениям. Если гость прибыл в страну с супругой, то на приеме присутствуют супруги официальных лиц.

Определяется общее количество приглашаемых на прием. Принимается во внимание деловая необходимость контакта с тем или иным приглашенным. Размеры помещений, где устраивается прием, должны соответствовать количеству приглашенных и возможностям обслуживания. Следует избегать тесноты на приеме.

На прием, устраиваемый посольством, приглашаются руководители стран, официальные лица ведомств и общественных организаций, представители культурных и научных кругов. Если прием посвящен юбилейной дате в двусторонних отношениях, то приглашение дипломатического корпуса не предусматривается. Иностранные дипломаты присутствуют на приемах, посвящаемых национальным праздникам стран, а также на представительских мероприятиях посольств, проводимых в порядке их повседневной деятельности.

Современная международная протокольная практика свидетельствует о стремлении стран делать дипломатические приемы скромными, избегать излишней пышности, ограничивать или исключать подачу спиртных напитков, отказываться от слишком дорогих блюд.

Меню на дипломатическом приеме должно иметь национальный колорит. Принимаются, однако, во внимание вкусы гостей, их национальные и религиозные традиции. Заранее следует подумать о тех, кто употребляет только вегетарианскую пищу или не ест свинины. Не подается на приеме дичь в период запрета охоты на нее в стране.

На приеме в посольстве супруга посла должна проследить за тем, чтобы в меню были включены национальные блюда. Будут ли это пироги или блины, мясо или рыба, приготовленные особым, специфическим для данной страны способом, или десерт из фруктов, которыми славится страна, — это дело вкуса и учета местных условий.

Дипломатический этикет: виды и правила

Понятие дипломатического протокола включает в себя совокупность определенных норм и правил поведения, которые прописаны специально для международных отношений на высшем уровне. В то же время их следует придерживаться в кругу деловых партнеров, коллег по работе и бизнесу. В дипломатии соблюдение этикета имеет особенное значение.

На экранах телевизоров и в Интернете мы можем наблюдать, как на деловых встречах международного уровня сильные мира сего вершат судьбы жителей всего земного шара, представляя интересы своей страны, отдельной корпорации или крупной фирмы. От их поведения зависит репутация целых государств или организаций, представителями которых они являются. Поэтому этих людей так и называют – официальные лица.

Для достижения высот в любой сфере деятельности очень важно показать себя с наилучшей стороны, сформировав у окружающих мнение о себе как об интеллигентном, воспитанном и всесторонне развитом человеке.


Внешность и поведение

Опрятный и аккуратный внешний вид в мире деловых людей имеет важнейшее значение. Все, что выставляется на всеобщее обозрение, должно находиться в безукоризненном ухоженном состоянии, будь то воротничок рубашки или ногти и прическа. Одежда должна соответствовать высокому статусу дипломата, его образ должен быть эталоном элегантности.

Стоит избегать ярких кричащих цветов и оттенков.


Важно не переусердствовать с количеством парфюмерии. Умеренность должна быть во всем, в том числе и в драгоценностях и украшениях. Для мужчин и женщин предпочтителен деловой стиль в одежде: благородная и сдержанная классика никогда не потеряет своей актуальности и будет уместна на любом официальном мероприятии.

При ведении беседы важно вести себя сдержанно и с достоинством, не перебивать своего собеседника, избегать чрезмерной жестикуляции. Огромное значение имеет культура речи: использование грамотных литературных словесных оборотов и богатый словарный запас поможет человеку зарекомендовать себя как начитанного и образованного дипломата и партнера, с которым приятно иметь дело.

Ни в коем случае не стоит позволять себе таких вольностей, как употребление нецензурной лексики при каком-либо возникшем споре, чтобы беседа с деловыми партнерами не переросла в открытый конфликт или перепалку.



Вышедшие из-под контроля эмоции могут только усугубить противостояние, вследствие чего договоренности достичь будет намного сложнее.


Терпение, чувство такта и сдержанность помогут сгладить любую, даже самую острую ситуацию.

Отдельное внимание хочется уделить такому качеству, как пунктуальность. Очень важно прибывать вовремя на деловые встречи или собрания. Не зря поговорка о том, что время – деньги, получила такую широкую известность и популярность. Пунктуальный человек вызывает уважение своих деловых партнеров, так как он ценит не только свое время, но и рабочее время всех своих коллег, не заставляя их тратить драгоценные минуты или даже часы на ожидание его недисциплинированной персоны.


Безусловно, опоздания случаются и по очень уважительным причинам, в связи с какой-то экстренной ситуацией или форс-мажорными обстоятельствами, которые не получилось преодолеть. В таких случаях деловые партнеры отнесутся к факту задержки лояльнее и постараются войти в положение, однако систематические опоздания без серьезного повода будут расцениваться как неуважительное отношение к коллегам.


Дипломатические приемы и правила поведения на них

Проведение дипломатических встреч осуществляется по самым разнообразным поводам, начиная со всевозможных государственных праздников и заканчивая приездом делегации из дружественной страны. Предварительно составляется список приглашенных гостей, а сами приглашения чаще всего высылаются адресатам в письменном виде. О встрече также предварительно договариваются по телефону, оговаривается количество присутствующих (по протоколу должно быть примерно равное количество представителей с каждой стороны).

При подготовке к приему иностранной делегации обязательно учитываются специфические национальные особенности и традиции той страны, интересы которой представляют гости.



Принято, что на официальную встречу первыми прибывают младшие сотрудники, а старшие – позже. Покидают прием наоборот: сначала старшие, затем младшие. Первыми здороваются подчиненные со своими начальниками. Вошедшие в помещение должны поприветствовать всех присутствующих независимо от их половой принадлежности. Находясь в помещении, мужчины первыми приветствуют представительниц прекрасного пола.

При встрече дамы мужчина должен встать со своего кресла, таким образом выразив ей свое почтение. Если женщина собирается присесть рядом, мужчина должен помочь, выдвинув для нее стул. Уходя, сотрудник обязательно прощается первым с коллегами, которые остаются на приеме.



Виды дипломатических приемов

Дипломатические приемы бывают дневными и вечерними, подразумевать наличие рассадки или обходиться без нее. Они делятся на несколько видов:

  • Завтрак. Данный вид приема осуществляется с полудня до 15.00. В его меню отсутствуют первые блюда, вместо них – только несколько легких холодных закусок, на горячее – по одному блюду из рыбы и мяса, также на столе могут быть десерт, кофе, чай, вино или шампанское. Длится такой прием 1-1,5 часа и приглашают на него в основном только мужчин.
  • Обед. Наиболее торжественный вид приема, время проведения – с 19.00 до 21.00. Гостей приглашают с супругами, в отличие от завтрака на данном виде приема фигурируют первые блюда, время проведения составляет от 2-3 и более часов.
  • Ужин. От предыдущего вида приема отличается только более поздним временем начала – после 21.00.


  • Коктейль. Время проведения – с 17.00-18.00 на протяжении примерно двух часов. Рассадка гостей не предусматривается, обстановка на приеме более непринужденная. В отличие от завтрака, обеда и ужина, на коктейль можно опоздать, приходить точно в указанное время вовсе не обязательно. Обслуживающий персонал разносит на подносах напитки, холодные закуски в тарталетках, канапе.
  • Фуршет. Во многом схож с коктейлем: рассадка гостей, как и в предыдущем варианте, не предусмотрена, время начала и протяженность встречи идентичные, опоздание не будет считаться нарушением правил этикета. Отличие заключается в том, что на данном виде приема принято накрывать столы, подаются горячие блюда.
  • Обед-буфет (шведский стол). Закуски и блюда расположены на отдельных столах, участники приема накладывают угощения, которые им по вкусу, после чего отходят в сторону, уступая место другим участникам приема. Разместиться с выбранными угощениями можно на креслах или небольших 4-6-ти местных столах в этом же или соседнем помещении.




Почему дипломатический этикет нужно соблюдать всем?

Соблюдение дипломатического этикета является залогом успеха в выстраивании деловых отношений между партнерами по бизнесу. Уважительное отношение и доброжелательность помогают заслужить расположение коллег и, как следствие, открыть двери для новых хороших возможностей и перспектив. Важно отметить, что соблюдение этикета помогает не только на трудовом поприще, но и в повседневной жизни. Привычка вести себя интеллигентно и этично будет благотворно влиять и на все другие сферы деятельности человека.


Подробнее о дипломатическом протоколе и этикете смотрите в видеоролике ниже.

Приемы являются формой делового общения на самых различных уровнях. Во время приема могут встретиться представители государств, партнеры по бизнесу, деловые коллеги, просто друзья и знакомые. В ходе подобных мероприятий важнейшую роль играет соблюдение этических норм поведения. Перед посещением приема необходимо ознакомиться с положениями дипломатического этикета.


История

Дипломатический этикет представляет собой свод норм и правил поведения на служебных мероприятиях. Так как официальные приемы могут проходить в присутствии представителей самого высокого уровня, игнорирование норм делового поведения может послужить серьезным оскорблением.

Дипломатический протокол – это многовековой исторический опыт международного делового общения. Его формирование происходило постепенно. Автором дипломатического протокола не является конкретный человек или страна.


Различие между дипломатическим этикетом и протоколом состоит в том, что этикет предполагает проявление уважения и хороших манер к участникам официального мероприятия: должностным лицам, политическим деятелям. Дипломатический протокол – более обобщенное и широкое понятие, которое диктует принципы уважения к странам и государствам.


Особенности

Дипломатические приемы могут устраиваться на различных уровнях и по различным поводам. Чаще всего это национальные праздники, знаменательные даты и события. На приеме может чествоваться какой-либо заслуженный деятель или почетный представитель другого государства. Также прием может быть устроен по случаю большого семейного торжества, профессионального праздника, художественной выставки или театральной премьеры.

Подобное мероприятие предполагает определенную подготовку к нему. Проведение приемов является достаточно ответственным событием. Чем многочисленнее мероприятие, тем раньше должна быть начата подготовка. Приглашения для гостей необходимо рассылать не менее чем за 10 дней.



Организатору и хозяину мероприятия следует должным образом подготовиться к его формальной части.

Приглашенные, со своей стороны, также должны позаботиться о том, чтобы была подобрана соответствующая одежда. Она должна быть уместна на данном мероприятии, соответствовать обстановке и времени. Чрезмерно роскошные и вычурные наряды будут смотреться нелепо и вызовут лишь негативные эмоции со стороны окружающих.

На прием необходимо явиться в указанное организатором время – постарайтесь не опаздывать.

Гостям следует заранее позаботиться о том, как лучше добраться до места проведения мероприятия.


В зависимости от повода, контингента приглашенных гостей приемы принято разделять на официальные и неофициальные.


Официальные дипломатические приемы

На таких мероприятиях участники обычно связаны профессиональной деятельностью. Это могут быть коллеги по работе, партнеры по бизнесу, представители различных организаций или предприятий. Очень часто на официальных приемах высокого уровня встречаются дипломаты и другие представители различных государств.

Официальные приемы требуют особо тщательной подготовки и организации.


Неофициальные приемы

Такие приемы менее формальны. На них могут быть приглашены члены семьи, друзья, коллеги по службе. Поводами для этих мероприятий обычно служат различные торжества, семейные события и празднества. Конечно, во время таких праздников международный дипломатический протокол не совсем уместен, но даже они требуют соблюдения соответствующих этических норм.

В зависимости от времени проведения приемы бывают дневными и вечерними. На дневные мероприятия подобного типа принято одеваться менее официально. Для женщин разрешается короткое платье. Вечерние приемы обычно более торжественны, они требуют тщательного подбора гардероба. Для мужчин – это строгий деловой костюм или фрак. Женщинам на вечернее официальное мероприятие стоит подобрать длинное платье.


Рекомендации:

  • На вечерних официальных приемах пиджак у мужчин должен быть застегнут. Расстегивать его допускается только во время нахождения за столом.
  • Не следует злоупотреблять духами или дезодорантом. Аромат должен быть легким и ненавязчивым для окружающих.
  • Для деловых приемов и переговоров подходят однотонные костюмы сдержанных и строгих цветов: серого, черного, синего, темно-синего.
  • Приемлемая длина галстука – до пояса брюк. Нужно позаботиться о том, чтобы узел на галстуке был аккуратным.


  • В летнее время на дневные приемы допускается одевать платья или костюмы светлых тонов. Обувь подбирается аналогичного цвета.
  • Часто организаторы в приглашении указывают желаемую форму одежды. В данном случае следует соблюдать просьбу хозяина и подобрать соответствующий костюм.
  • Стоит воздержаться от выбора однотонного галстука черного цвета. Такой предмет гардероба, как правило, одевается на траурные мероприятия и панихиды.
  • Не следует класть предметы в карманы пиджака или жакета.
  • Также следует воздержаться от того, чтобы держать руки во внешних карманах одежды.
  • На дипломатические мероприятия женщинам не рекомендуется надевать большое количество ювелирных украшений.



Об особенностях дипломатического этикета вы узнаете из следующего видео.

Читайте также: