Культура италии во второй половине 20 века кратко

Обновлено: 04.07.2024

1. Культура в Италии во второй половине XX века

Авторы: Сапунова Анастасия,
Соколова Светлана, Егоров
Владислав, Нишинбаев Тимурлан,
Кузьмин Александр

2. Содержание

Введение
Глава I. Итальянская культура во 2-й пол XX
века
2.1 Кинематограф и фрагмент из фильма
“Горький рис”
2. 2 Музыка
2.3. Литература
Заключение
Источники информации

3. Расположение Италии

Италия находится на
Юго-западе Европы, в
бассейне Средиземного
моря. Она занимает
Апениннский
полуостров, острова
Сицилия и Сардиния.
Столица – Рим.
Крупнейшие города –
Милан, Неаполь и
Турин.

5. Кинематограф

6. Музыка

7. Литература

8. Заключение

Италия на протяжении своего существования
совершенствовалась. Каждая эпоха привносила новый вклад
в мировую культуру. Произведения искусства и национальная
культура Италии является ее величайшим достоянием. На
протяжении 3000 лет картины, скульптуры, мозаики, оперы и
произведения литературы способствовали формированию и
становлению западной цивилизации и национальной
культуры Италии. XX век знаменуется новой культурой,
которая дала путь для развития таких ветвей искусства как
кинематограф и музыка. Города Италии вновь начали
возрождаться после 2-й Мировой войны и фашизма
Муссолини.

В начале XX века в Италии утверждается такое направление как футуризм, то есть художественный авангард, родившийся с публикации своего "манифеста" в 1910 году. Его основоположник - Филиппо Томмазо Маринетти.

Искусство XX века: новое виденье в итальянской культуре

Футуристическое искусство с энтузиазмом нащупывало новые пути выражения, основанные на непредсказуемом использовании материалов и стремлении к реальности, уже не статичной, а динамичной, поскольку скорость машин была излюбленной темой того времени. Использовались только цвета солнечного спектра. Таким образом были созданы замечательные работы Карло Карра, Джино Северини, Джакомо Балла и Умберто Боччони.

Выдающимся портретистом, который выделяется в начале XX века, является Амедео Модильяни (Ливорно, 1884 - Париж, 1920), художник и скульптор, который по своей природе не является частью определенных течений или авангарда, но остается великим художником, "изолированным" и уникальным. Яркой особенностью его искусства является удлинение персонажей, благодаря которому усиливаются элегантность и простота фигур. Пресловутые длинные шеи Модильяни стали характерным признаком его стилистической фигуры.

Стоит заметить, что на итальянское искусство XX века оказал существенное влияние фашистский режим. Наиболее очевидны отношения с фашистским режимом в архитектуре. Период фашизма в Италии характеризовали большие здания и комплексы, которые Муссолини использовал в пропагандистских целях. Но архитектурное содержание тех произведений нельзя свести только к этому.

Культурное движение, которое окружает и проходит через молодых итальянских архитекторов двадцатых и тридцатых годов, самым известным из которых является Марчелло Пьячентини (Рим, 1881 - 1960), находится в открытом разрыве с консервативной традицией и близко к самым современным течениям. Например, Дворец итальянской цивилизации в Риме, безусловно, одна из самых интересных работ фашистской эпохи.

Великий художник, искусство которого часто становилось предметом дискуссий, - Ренато Гуттузо (Багерия, Палермо, 1911 - Рим, 1987), главный интерпретатор неокубистского реализма. Вдохновленный антифашистскими идеями и обширной культурой, он заново разрабатывает некоторые элементы экспрессионизма, сицилийского народного искусства и, прежде всего, Пикассо, давая нам картины, характеризующиеся социальной приверженностью и сильным реалистично-драматическим зарядом.*

Альберто Бурри (Читта-ди-Кастелло, 1915 - Ницца, 1968) вместо кистей и красок предпочитает использовать кусочки бумаги и листового металла, тряпки, куски обожженного дерева, то есть предметы, несущие на себе признаки истинного экзистенциального страдания.

Лучо Фонтана (Розарио ди Санта-Фе, 1899 - Комаббио, Варезе, 1968), скульптор и художник, предлагает новое образное пространство, которое может освободить художника от традиционных средств выражения.

Архитектор Ренцо Пиано (Генуя, 1937), который окончил политехнический университет Милана, известен во всем мире оригинальностью своих панельных конструкций. Он является автором многочисленных проектов в Италии и во всем мире. Среди его наиболее важных архитектурных работ: Центр Помпиду 1977 года в Париже и литургический зал для Церкви Падре Пио в Сан-Джованни-Ротондо, законченный в 2004 году, чьи пространственные структуры настолько развиты, что делают церковь "открытой" для всех паломников.

XX век в истории итальянского искусства стал значительным рубежом в становлении нового этапа в итальянской культуре, эпохой, насыщенной существованием порой противоположных эстетических концепций и рождения новых методов в искусстве, отмеченных особой идейно-философской глубиной. Современное искусство Италии собрало в себя мастеров разных поколений, поэтому можно утверждать, что его история и будущее видятся сложными, тесно связанными с исторической реальностью, а сами художники находятся в постоянном развитии и поисках. Несмотря на это, к Италии, играющей существенную роль в мировом художественном процессе, всегда будет пристальное внимание. Как и все многовековое великое наследие культуры, искусство этой нации будет и дальше привлекать тех, кто посетил эту страну и, следовательно, сохранил итальянские впечатления на всю жизнь.

Италия – самая настоящая сокровищница культурных достижений человечества. Невозможно представить эту страну без знаменитого Колизея, падающей Пизанской башни, величественных соборов и церквей, уникальных музеев, галерей, монументов, фонтанов и пр. Культура Италии многогранна и разнообразна, ее история началась много веков назад, и с каждым годом эта сфера жизни государства становится еще шире и интереснее.

культура Италии

Территория современной Италии в различные периоды истории служила местом поселения многих народов. Так, много веков до нашей эры на территории современной Тосканы проживали этруски, а солнечная южная часть Апеннин была облюбована греческой цивилизацией. Несомненно, разносортный этнический состав итальянских жителей наложил свой отпечаток на культуру страны.

  • Проторенессанс, который в свою очередь делится на две составляющие:
    1. Дученто, который считается основоположником Ренессанса. Этот период датирован XIII-началом XIV века.
    2. Треченто – наследник Проторенессанса. Этот исторический промежуток датирован XIV веком.
  • Кватроченто, он же Ранний Ренессанс, появившийся в XV веке.
  • Чинквеченто – знаменитая эпоха Ренессанса. Она делится на два периода:
    1. Высокое Возрождение – считается классическим периодом Ренессанса и датирован концом XV – первой четвертью XVI века.
    2. Позднее Возрождение – то же Высокое Возрождение, ключевым стилем которого является маньеризм. Этот период характерен для Венеции и завершается в конце XVI века.

Каждый исторический период истории итальянской культуры имеет свои особенности.

Дученто тесно связан с периодом Средневековья, для которого характерны византийские, готические и романские традиции. В искусстве проторенессанса четко прослеживаются зачатки тенденций к наглядному и чувственному изображению реальности, возникновение интереса к античной эпохе, светскость. В живописи описанного периода возникает материальная убедительность форм, осязательность предметов. Для архитектуры характерны спокойствие и размеренность, а для скульптуры пластическая мощь. Самыми яркими представителями проторенессанса являются архитектор Арнольфо ди Камио, скульпторы Николло и Джованни Пизано, художники Джотто, Амброджо Лоренцетти, Пьетро Каваллини, поэт Данте Агильери.

Это интересно! Период проторенессанса характерен только для Италии. Это течение существовало только в Риме и Тоскане.

Период кватроченто совпал с бурным экономическим подъемом Италии. Торговая, промышленная и ростовщическая деятельность требовала наличия знаний, поэтому в это время развивались точные науки, математика, естествознание. Получая немалую прибыль, богатые и знатные люди строили пышные дворцы и загородные резиденции, украшали их наилучшими произведениями искусства. Формирование новой идеологии привело к увеличению числа образованных и творческих людей: нотариусов, врачей, историков, философов, музыкантов, архитекторов, художников и пр. Человек стал рассматриваться как индивидуальность, состоявшаяся личность с набором индивидуальных качеств. В период кватроченто появились идеи гуманизма, человеческая душа и тело были признаны гармоничными и едиными. Центром искусства Раннего Ренессанса признаны Венеция и Флоренция. Самыми яркими представителями кватроченто являются литераторы Джованни Боккаччо, Франческо Петрарка, скульптор Донателло, художники Мазаччо и Сандро Боттичелли, архитекторы Леон Батиста Альберти, Филиппо Брунуллески, Леонардо да Винчи, Микеланждело, Рафаэль и др.

Это интересно! Период кватроченто считается временем расцвета итальянской живописи, архитектуры и скульптуры.

Чинквеченто, или период Ренессанса, совмещает в себе сразу несколько составляющих, к которым относятся гуманизм, вера в разумное устройство реальности, творческие силы человека, возвышение героического подвига и гражданского долга. В то же время происходит гармоничный вид синтеза нескольких разновидностей искусства, в котором четко прослеживается равноправие живописи и скульптуры по отношению к ранее доминирующей архитектуре. Снятие этого подчинения привело к возникновению новых жанров, таких как пейзаж, портрет, историческая живопись. В различные периоды времени центром культуры Италии считались разные города: в конце XV века – Флоренция, в первом десятилетии XVI века – Рим, позже – Венеция. Самыми известными мастерами периода чинквеченто относятся Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Веронезе, Тициан, Тинторетто и др.

Это интересно! В переводе с итальянского Чинквеченто означает пятьсот.

Это интересно! Изначально маньеризм считался придворно-аристократическим течением в искусстве. Его родиной являются герцогства Феррары, Пармы, Модены и Мантуи. Основная часть произведений искусства в стиле маньеризм находилась во владении светской и церковной аристократии. Спустя несколько лет это течение утвердилось в Риме и Флоренции.

Знаменитый стиль барокко родился и развивался в Италии. Художественными центрами этого течения в искусстве считают Мантую, Рим, Флоренцию и Венецию. Именно здесь появились первые барочные работы в скульптуре, архитектуре и живописи. Специалисты считают барокко кризисным стилем, появившимся из-за рождения маньеризма и постепенного отхождения от принципов гуманизма. Несмотря на мрачные и нереалистичные образы творцов-маньеристов, люди не перестали наслаждаться дарами природы, искусства и жизни в целом. Эпохе барочного искусства сопутствовали не самые радостные периоды европейской жизни: засилье инквизиции, Контрреформация, работорговля, вездесущее насилие и пр. Тем не менее, вычурность, пышность и элегантность всех разновидностей искусства выдавало истинные желания людей и аристократии.

Это интересно! В эпоху барокко появилась известнейшее музыкальное течение опера.

В начале XVIII века искусство Италии находилось во власти позднего барокко. Только в этой стране оно смогло продержаться так долго. Стиль уже начал терять свою правдивость, в творениях мастеров этого времени можно увидеть усталость, бравурность, накопление кризисных черт, неискреннюю патетику. Тем не менее в работах некоторых провинциальных художников и декоративных живописцев имеются некоторые обновления, где образы рассказывают о чувствах человека, истории и природе. Самыми яркими творцами эпохи позднего барокко являются Карло Маратта, Витторе Гисланди, Джованни Батиста Тьеполо, Креспи.

Это интересно! Эпоха позднего барокко ознаменовалась переходом центра духовной жизни Европы во Францию.

Это интересно! Несмотря на праздное настроение, бытующее в искусстве Италии в эпоху рококо, в обществе существовало немало проблем, главными из которых были бедность, высокая заболеваемость жителей сифилисом и туберкулезом, а также смертность.

После непродолжительного культурного спада Италия вновь возвращает себе статус центра культуры Европы. Это событие произошло в первой четверти XVI века и имеет прямое отношение к развитию стиля классицизм. В это время наблюдается уменьшение ценности истории – она становится обычным теоретическим идеалом и научным объектом, на первое место выходят бытовые проблемы общества. Из-за переезда многих талантливых архитекторов в европейские государства в Италии резко сократились строительные работы. Уже в конце периода позднего барокко наблюдается отхождение от чрезмерного количества пышных форм и декора в архитектуре зданий, и проскальзывает новый стиль, имеющий ряд сходств с классицизмом – неоклассицизм.

Лучшими мастерами эпохи классицизма признаны живописцы Андреа Аппиани, Помпео Батони, Винченцо Камуччини, скульптор Антонио Канова, архитектор Луиджи Ванвителли.

Это интересно! По сравнению с другими европейскими государствами в Италии находится не так много образцов классицизма.

Не менее интересны работы скульпторов XIX века. Основная часть скульптур посвящена королю Виктору Эммануилу, известным личностям Италии: литераторам, ученым, архитекторам, живописцам (Джотто, Джузеппе Гарибальди, Петрарка, Леонардо да Винчи, Рафаэль и пр.). По мнению специалистов, большая часть работ была помпезной и маловыразительной.

В XX веке культура Италии вновь подверглась влиянию трагических событий государственной и мировой истории, что повлекло за собой распространение разрушительных и авангардных тенденций. Культурным центром, в котором преобладал стиль авангард, являлся Париж. Также здесь творили мастера символисты, сюрреалисты, кубисты и пр. Через некоторое время все эти стили появились и в Италии. Среди самых известных итальянцев-авангардистов находятся Умберто Боччони, Джино Северини, Джакомо Балла, Карло Карра.

В дальнейшем искусство обратилось к эпигонским и абстракционистским направлениям. В то же время возникает немало мелких художественных направлений, которые поддержали аристократы, аукционеры, буржуазные дельцы и пр. Для них такое творчество стало одним из способов получения неплохой прибыли. Мировые войны, происходившие в XX веке, стали причиной переноса культурного центра из Франции в США и Англию.

Также хочется отметить период правления Бенито Муссолини. В 60-х годах прошлого века в городах появилось много сооружений, которые имеют разную степень ценности. Благодаря новому правительству, состоявшему из высококультурных и образованных политиков, в Италии удалось сохранить большое количество исторических и культурных памятников прошлого страны.

Это интересно! В XX веке итальянские скульпторы продолжали творить в стиле реализм. К ярчайшим представителям этого направления относятся Джакомо Манцу, Ренато Гуттузо, Эмилио Греко, Аугусто Мурер и др.

Итальянское искусство

Расцветом художественного величия страны считается XIV век. Именно в это время творил величайший ученик флорентийской школы искусств Джотто ди Бондоне. Он отказался от утвердившейся византийской манеры живописи и стал создавать свои шедевры в своеобразной натуралистической манере. На созданных им фресках в Ассизи, Флоренции, Равенне можно увидеть эмоциональность и естественное тепло изображенных фигур. Не менее великими последователями Джотто являются флорентийский скульптор Лоренцо Гиберти и живописец Фра Анжелико.

Следующий период итальянского искусства тесно связан с Флоренцией, т.к. именно этот город стал средоточием культуры государства. В этот период творил великий Донателло, создавший стоящую обнаженную скульптуру впервые со времени древних римлян. Архитектор Филиппо Бренеллески отличился тем, что перенес стиль Ренессанса в облик зданий, мастера Фра Филлипино Липпи и его наследник создавали картины, связанные с религиозными сюжетами. Искусство графики было развито благодаря таким мастерам как Сандро Боттичелли и Доменико Гирландайо.

XV-XVI века связаны с именами Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти и Рафаэля Санти. Первый мастер связал свою жизнь со многими видами деятельности, в том числе с изобразительным искусством. Его великолепные работы Мона Лиза и Тайная вечеря входят в число шедевров мировой живописи. Микеладжело Буонаротти известен как архитектор, живописец и скульптор. Именно он является автором проекта купола римского собора св. Петра, росписей потолка в Сикстинской капелле и скульптур Моисей, Давид, Пьета. Рафаэль прославился как истинный живописец эпохи Возрождения. К лучшим работам итальянского мастера относятся св. Георгий и дракон, Сикстинская Мадонна.

В XVII веке самым известным мастером был Джованни Лоренцо Бернини – архитектор и скульптор, создавший большое количество римских статуй и проект колоннад на площади перед римским собором св. Петра. Живопись этого времени обогатилась новыми направлениями благодаря инициативе Каррачи и Карваджо.

В XVIII-XIX веках в Италии творили многие известные мастера, внесшие свой вклад в развитие искусства государства на Апеннинах. К ним относятся пейзажист Каналетто, художник Джованни Батиста Тьеполо, гравер Джованни Батиста Пиранези, скульптор Антонио Канова и др.

Итальянская литература

Это интересно! Латинский язык использовался в Италии вплоть до XVI века.

Это интересно! Джозуэ Кардуччи получил Нобелевскую премию за научную работу в изучении итальянской истории, а также за свои талантливые поэмы и стихотворения.

В XX веке литература Италии обогатилась новыми стилями. Литераторы стали писать в традициях реализма и неореализма, авангардизма и неоавангардизма. Многие писатели создавали юмористические сатиры, исторические романы, повести о Родине и др. Наиболее известными итальянскими литераторами XX века были Луиджи Пиранделло, Джованни Гуарески, Карло Кассола, Итало Кальвино, Джузеппе Томази ди Лампедуза, Джорджо Басани, Диего Фаббри, поэт Филиппо Томмазо Маринетти и др.

Итальянская музыка

Музыка в Италии всегда была на высоте. Уже в IV веке, когда в церковном пении был распространен церковный стиль, итальянские музыканты были лидерами в создании и дальнейшем развитии новых разновидностей вокала. Именно в Италии был рожден мадригал – его создал друг поэта Данте Пьетро Казеллы. Не менее развитой была церковная музыка. В эпоху Возрождения творил великолепный композитор Джованни Пьерлуиджи де Палестрина, создавший мотеты и мессы, используемые в соборах, храмах и церквях до сих пор.

Кроме того, в XI веке была изобретена система нотного письма, которая предшествовала современной грамоте в музыке. В XVII веке Антонио Вивальди и Арканджело Корелли создали новый музыкальный стиль под названием кончерто гроссо.

Также Италия подарила миру оперу. Ярчайшими представителями этого музыкального направления стали Якопо Пери и Клаудио Монтеверди. Опера являлась доминирующей формой музыки в Европе на протяжении всего столетия.

Это интересно! Первая опера – Дафна Якопо Пери, была создана в 1594 году.

В Италии работало много талантливых оперных певцов, среди которых всем известный Лучано Паваротти, Рената Тибальди, Тито Скипа, Энрико Карузо, Джузеппе Таддеи и др.

Итальянский кинематограф

Стабильное развитие кинематографа в Италии началось после окончания Второй мировой войны. Именно в это время итальянское кино получило всемирное признание и возникло национальное направление под названием неореализм.

Позже в кинематографе Италии появляются жанры сатиристичекая комедия, фантастика, историческое кино. На всем протяжении XX века итальянские режиссеры, сценаристы и актеры не переставали радовать шедеврами киноискусства зрителей не только своей страны, но и всего мира.

Помимо перечисленных выше составляющих культура Италии также включает в себя национальные традиции, религию, футбол, моду и др. Итальянцы свято чтут и оберегают свои исторические памятники, произведения искусства, культурные и семейные ценности, уважительно относятся к церкви. Побывав в Италии, вы заметите, что жители этой страны образованные и культурные люди, которым хорошо известна не только история их государства, но и самые заковыристые правила этикета.

Нет сомнения, что в XX веке одной из главных особенностей художественного творчества в Европе, и на Западе в целом, явился плюрализм. Начиная с импрессионизма, в движение был приведен мощный поток центробежных сил, который преумножил и распространил по всему свету различные формы образного выражения и достиг гигантских размеров с появлением после Второй мировой войны исторического авангардизма и неоавангардизма. Это активное продвижение новых форм временами замедлялось, прерывалось паузами, размышлениями, что влекло за собой новые и более стремительные взлеты отдельных художественных стилей.

Италия внесла свою лепту в ранние революционные преобразования, представив миру необычную авангардистскую экспрессивную линию - футуризм, который, наряду с французским кубизмом и в противовес ему, начал влиять на другие течения, такие как русские кубофутуризм и лучизм, а также дадаизм (их доведенное до крайности, чрезмерно преувеличенное проявление), и распространился в странах, очень далеких от Европы как с географической, так и с культурной точки зрения, например в Японии.

Во второй половине ХХ века на фоне глубоких трансформаций в национальной экономике, которая из преимущественно земледельческой превратилась в индустриальную с вытекающими отсюда изменениями культурного и социального характера, участие Италии в неоавангардизме и интернациональном развитии художественной и пластической манеры выражения стало более содержательным и значительным с точки зрения качества.

В самом центре событий оказалась местность, которая не могла похвастаться ни территориальной, ни демографической значимостью (всего лишь 10 000 квадратных километров и 1 500 000 жителей). Это область Марке, раскинувшаяся на фоне горных цепей, уходящих на запад, среди ослепительных холмов и равнин центральной части, с выходом на морское побережье Адриатического моря на востоке, регион, который на протяжении многих веков вносил и продолжает вносить выдающийся вклад в развитие искусства - живописи, скульптуры и гравюры, как национальной, так и европейской и международной. С ним связаны имена, по крайней мере, семи выдающихся личностей, но особенно хочется отметить трех великих художников XVI века: Рафаэлло Санцио, Донато Браманте и Лоренцо Лотто; первые двое родились в Марке, а третий жил в Марке до конца своих дней.

Как можно убедиться, любопытная особенность данной местности имеет давние корни, но особенную значимость она приобрела в XX веке, когда количество талантливых художников, признанных на национальном и мировом уровнях, стало действительно ощутимым. Полагаю, существуют две причины возникновения этого феномена: первая относится к уникальному пейзажу местности, вторая - к ее экономической специфике, которая характеризовала территорию на протяжении веков, другими словами - к сельскому хозяйству и ремесленному производству. Как уже говорилось, местные пейзажи завораживают своей красотой: не слишком выразительные возвышенности пересекаются вплоть до самого моря извилистыми холмами, похожими на женское тело (их очертания напоминают женскую грудь и бедра), которые в свою очередь возвышаются над зелеными или ярко цветущими долинами, славящимися плодородием благодаря обширной сети оросительных каналов. Человек вложил свою любовь в эту землю, превратив холмы в цветные геометрические фигуры, которыми пестрят окрестности прибрежных поселений. Сегодня они тесно связаны со вторым по значению рыболовным портом Италии, который находится в Сан-Бенедетто-дель-Тронто, приморском городе на юге области Марке. Нет ничего удивительного в том, что у местных жителей, каждый день созерцающих прекрасные, полные изящества пейзажи, со временем формируется склонность к эстетическому восприятию окружающего мира и просыпается желание воспроизводить и творить прекрасное.

Идеи абстракционистов (того абстракционизма, который бывает то лирическим, то геометрическим, а иногда и неформально материальным) выражены Освальдо Личини (художник, одержавший грандиозную победу на Международной биеннале искусства в Венеции в 1958 году), Вальтером Валентини, Альфио Кастелли, Нанни Валентини, Джузеппе Унчини, Франко Джули, Фульвио Лиджи, Эдгардо Маннуччи (который подсказал неформальные гипотезы знаменитейшему Альберто Бурри), Элизео Маттиаччи, Арнальдо Помодоро, Джио Помодоро, Лорено Сгванчи.

Течение концептуального искусства (вторая половина 1960-х-1970-е годы) представлено Джино Де Доминичис, с его тревожным стремлением достичь невозможного (такого, как бессмертие или способность летать), а также другими уникальными и выдающимися служителями искусства, которое каждый интерпретировал по- своему, - это Джино Маротта, Валериано Труббиани и Джулиано Ванджи.

Участие многих итальянцев в движении Сопротивления — глав­ная причина того, что Италии — союзнику фашистской Германии было разрешено сформировать собственное правительство. До мая 1947 г. у власти находилось правительство Национального единства (с участием всех антифашистских партий, включая коммунистов). 2 июня 1946 г. референдум утвердил республику в качестве формы государственного устройства.

Политика Италии в 1944-1960-е годы

После Второй мировой войны возродилось мощное профсоюзное движение. В 1944 г. была основана Всеобщая итальянская конфедерация труда (ВИКТ), в рядах которой были и коммунисты, и социалисты, и ка­толики. Однако союз между правыми и левыми не был прочным.

Правительство ХДП активно подавляло выступления левых. В этой кампании участвовало и неофашистское Итальянское соци­альное движение. В 1949-1950 гг. погибло несколько десятков чело­век, около 3 тыс. были ранены, более 90 тыс. были задержаны поли­цией. В то же время участникам мощного крестьянского движения удалось добиться проведения аграрной реформы — часть земель крупных собственников перешла в руки безземельных крестьян. Стремясь сократить разрыв между бедным югом и более развитым севером страны, правительство финансировало строительство ин­фраструктуры и дорог в Южной Италии и на Сицилии.

Читайте также: