Пабло пикассо кубизм кратко

Обновлено: 05.07.2024

Знаковой работой, предопределившей отказ художника от традиций реализма, стал портрет писательницы Гертруды Стайн. Пожалуй, до этого ни одна работа не давалась ему так тяжело. Портрет переписывался им 80 раз, после чего художник понял, что не может продолжать творить, оставаясь в рамках классической живописи. Натура в ее правдоподобной форме перестает его интересовать.

Но именно этой скандальной работе было суждено сыграть роль отправной точкой возникновения кубизма – нового направления в искусстве живописи, родоначальником которого при сотрудничестве с Ж. Браком и стал Пабло Пикассо.

В период с 1909 по 1917 год художник активно работает именно в этом направлении. Творчество Пикассо в рамках кубизма прошло несколько этапов развития.

Несмотря на неприятие кубизма обществом, картины Пабло Пикассо всегда находили своего покупателя, что позволило ему серьезно улучшить свое финансовое положение и перебраться в собственную мастерскую в Клиши.

Пикассо Пабло (1881 - 1973)

Пабло Пикассо (Пабло Руис-и-Пикассо) - знаменитый испанский художник, вместе с Ж.Браком является основателем течения "кубизм" в живописи. Пикассо - один из тех художников, которые наиболее ярко выразили общую эволюцию искусства XX века. Художник огромного дарования и неустанного творческого труда, проживший долгую жизнь, Пабло Пикассо, как всякий новатор, вызывал различное к себе отношение и разные оценки, от признания его гением до полного отрицания его творчества. Сам художник когда-то говорил о себе:" Я не совсем понимаю, почему, когда говорят о современной живописи, так подчеркивают слово "искание". На мой взгляд, в живописи искания не имеют никакого значения. Важны только находки. Когда я пишу, я хочу показать то, что я нашел, а не то, что я ищу. " И далее:"Все, что я делал, я делал для современности в надежде, что это всегда будет современно". Пикассо - истинный вдохновитель почти всех художественных направлений двадцатого столетия.

Он родился в маленьком испанском городке Малага в семье художника и учителя рисования, ставшего и его первым учителем. Учился Пикассо сначала немного в Испании, а затем уже во Франции. И уже с 1901 года, с первой персональной выставки, становится центральной фигурой в западном художественном мире.

С 1901 года по 1907 годы творчество Пикассо разделяется на два периода: "голубой" (с 1901 по 1904) и "розовый" (с 1904 по 1907). Картины, посвященные нищим, странствующим актерам, бродягам - людям обездоленным, выражают настроение усталости и обреченности. Они написаны в холодной, сине-зеленой гамме, напоминающей Эль-Греко; рисунок острый, контуры изломаны, тела нарочито удлинены ( "Свидание" 1902). С 1905, хотя темы и остаются прежними (все те же странствующие бродяги, циркачи), колорит становится прозрачнее, пространство заполняется розовато-голубоватой или золотистой дымкой, контуры рисунка делаются мягче, общее настроение - лиричнее. В "Девочке на шаре"(1905) различие, даже противоположность и вместе с тем взаимосвязь двух образов достигается контрастным сопоставлением двух разных силуэтов (легкость и хрупкость девочки и тяжеловесность мужчины).

Полотном "Авиньонские девушки" (1907) Пикассо, как уже было сказано, отметил рождение кубизма. Период этот длился до 20-х годов. В картине "Три женщины у источника" (1921) он вновь обращается к реалистическим формам. С нее начинается новый период в его творчестве, так называемый неоклассицизм. Но между ними не было резкого разрыва, как кажется сначала. "Я не всегда работаю с натуры, но всегда в соответствии с натурой", - говорил некогда художник. И как в кубистический период он не отрывался окончательно от предметной формы и не уходил в абстракцию, так и в свой классицистический период он сделал дальнейший шаг на пути разрешения пластических проблем. "Мать и дитя"(1922), портрет сына Поля (1923) являются характерными произведениями того времени.

Неоклассицизм Пикассо 20-х годов при всей его стилизованности и холодной отчужденности от современной жизни свидетельствует о том, что даже и в таком оплоте "левого искусства", каким была Франция, художники вновь обращаются к красоте человеческого тела, не изуродованной деформацией. Конец 20-х - начало 30-х годов для Пикассо - период самых разнообразных художественных находок, среди которых образы спокойные, классически-ясные, встречающиеся чаще всего в графике (иллюстрации к "Метаморфозам" Овидия, 1931; к "Лисистрате" Аристофана, 1934), кажутся несовместимыми с нарочитой гармонией его живописных портретов, натюрмортов, почти абстрактных декоративных полотен ("Танец", 1925; "Фигуры в красном кресле", 1932).

Пикассо отдал дань и сюрреализму, создав ряд произведений, основанных на чудовищной деформации, искажении реального образа человека, на усилении резких цветовых контрастов, как, например, в его "Плачущей женщине" (1937).

Пикассо жил в Париже и уже пользовался европейской известностью, когда его личная судьба слилась с судьбой его родины - Испании. 26 апреля 1937 года маленький испанский городок Герника был сравнен с землей фашистской бомбардировкой, и несколько тысяч людей были погребены под его развалинами. Событие это потрясло Пикассо. По заказу почетного директора Прадо - главного музея Испании, он создал роспись для испанского павильона международной выставки в Париже, назвав ее "Герника". Это панно стало главным событием международной выставки. Громадная композиция (28кв.м.), написанная в течение нескольких недель в творческом порыве, связала искусство Пикассо с жизнью всех народов, сражающихся с фашизмом против будущих "Герник". Вторая мировая война еще усилила значение этого полотна, звучащего и воспринимающегося как пророчество. Выдержанное в основном в белых, черных и серых тонах, полотно по своей выразительности превосходит иную многокрасочную картину. И деформация, к которой прибег Пикассо, имела глубокое обоснование. В какой иллюзорной живописи можно было выразить этот ужас, безумие, отчаяние, трагедию падающего в небытие мира? Конечно, в "Гернике" нет ничего от конкретного города басков, нет ни самолетов, ни убийц. В ночи среди черепов и костей , символов смерти, погибают люди, в предсмертных судорогах корчатся кони. Расширенные глаза лиц-масок не видят цвета в многообразии предметов - только мертвенный свет, только искореженные обломки. Таким, представлялось художнику, должны были видеть этот мир погибающие под обломками люди. Трагическая античная маска со светильником, врывающаяся в этот хаос, кричащая от боли и ужаса, не случайно воспринимается как символ музы художника. И все освещено разорванным на плоскости светом, напоминающим зловещий луч прожектора концлагеря. Этими средствами художник сумел выразить всю суть фашизма, передать ощущение хаоса разрушения, крушения мира. Общественный резонанс произведения Пикассо был огромен. Испанцы плакали на выставке, стоя перед "Герникой". Пикассо выступил здесь как художник-борец, яростный обличитель фашизма. Его гражданская позиция абсолютно ясна. Что же касается системы выразительно-изобразительных средств, то она не укладывается в рамки реалистического направления.

Годы войны и оккупации Пикассо прожил в Париже, отказавшись эмигрировать в Америку, ибо считал Францию своей второй родиной. Он помогал участникам движения Сопротивления. В произведениях 40-х годов выразилось трагическое неприятие художником существующего мира. Образы этих лет страшны и жестоки. В гримасах боли и отчаяния представлены человеческие лица. Страшный черный кот держит в зубах еще живую птицу с оторванным крылом - таковы темы его произведений. Мир изломанный, зловещий, глубоко трагический.

Уже в 50-е годы, обращаясь к теме войны в Корее ("Резня в Корее", 1951), художник прибегает к той же символике и аллегориям, что и в "Гернике". Он не изображает солдат в американских мундирах - лишь пейзаж, на фоне которого представлены беззащитные деформированные фигуры казнимых и механизированные чудовища-каратели. Тем не менее итальянское правительство запретило демонстрацию картины в Риме. В произведении "Война" (которое, как и панно "Мир", художник делает для Храма Мира в Валлорисе; 1952) Пикассо также не изобразил ни пушек, ни танков, ни трупов. Войну здесь символизирует рогатое чудовище с окровавленным мечом в руке, несущее сосуд с бациллами, сетку, наполненную черепами. Его сопровождают пляшущие призраки. Адские кони в бешенстве топчут открытую и сжигаемую на костре книгу. Апокалиптическим чудовищам преграждает путь фигура Мира со щитом, на котором изображен голубь. Таков язык Пикассо.

В 50-е - 70-е годы Пикассо работает в разных видах искусства и в разных жанрах, в самых различных техниках: картины, скульптуры, монументальные росписи, керамика, рисунки, иллюстрации, литографии, офорты, - трудно назвать область, в которой он не проявил бы себя за последнее двадцатилетие его долгой, творческой жизни. И везде Пикассо выступал экспериментатором, находил свое ярко индивидуальное образное решение, вызванное его уникальной способностью к постоянному самообновлению. Он откликался на все актуальные события времени. Страстный защитник мира, он создал своего знаменитого "Голубя мира" (1949), которого узнала и полюбила вся планета и который стал символом борьбы человечества с войной. Как участник Международного движения в защиту мира, он делает литографические эстампы плакатного характера на самые волнующие темы современности.

До конца жизни Пикассо был полон жажды открытия новых ценностей, новых возможностей искусства. Его творчество доказало, что он не исчерпал себя за весь свой долголетний творческий путь.

Введение: революционное абстрактное искусство

В значительной степени это тип полуабстрактного искусства – хотя порой оно приближается к полномасштабному необъективному искусству – кубизм традиционно делится на три этапа:

Помимо Бракa и Пикассо, в число других известных художников, тесно связанных с этим движением, входят художники Хуан Гри (1887–1927), Фернан Леже (1881–1955), Роберт Делоне (1885–1941), Альберт Глайз (1881–1953), Андре Лоте (1885-1962), Роджер де ла Фресне (1885-1925), Жан Метцингер (1883-1956), Фрэнсис Пикабиа (1879-1953), художник-универсал Марсель Дюшан (1887-1968) и скульпторы Жак Липчиц (1891–1973), Александр Архипенко (1887–1964). (См. Художники-кубисты и Скульпторы 20-го века.) Кубизм был отправной точкой или существенным элементом ряда других движений современного искусства, включая футуризм (1909–14), орфизм (1910–13), ворцизм (1914-15), русский конструктивизм, (c.1919-1932) и дада (1916-1924).

Каковы были истоки кубистского искусства?

После трех десятилетий вдохновленного импрессионистами искусства, кульминацией которого стало фовистское колористское движение (членом которого, кстати, был Брак), Пикассо начал беспокоиться о том, что этот тип живописи является тупиком с все меньшим потенциалом для интеллектуального исследования. В этом умонастроении он познакомился с африканским племенным искусством, в то время как в Испании он начал рисовать Les Demoiselles D’Avignon (1907, MoMA, Нью-Йорк), его новаторский шедевр, плоские расколотые плоскости заменили традиционную линейную перспективу, что сигнализировало о его разрыве с натуралистическими традициями западного искусства. В то же время, Жорж Брак, бывший студент престижной Школы изящных искусств в Париже, был ошеломлен выставками картин Сезанна 1907 года в парижском Салоне д’Отом и в галерее Бернхейм-Жюна . Особенно его вдохновили Большие купальщицы (Les Grandes Baigneuses) (1894-1905). Затем они познакомились в октябре 1907 года и в течение следующих двух лет разработали так называемый кубизм – совершенно новый метод изображения визуального мира.

Как понять кубизм

Во-первых, очень трудно оценить кубизм без изучения его картин. Хорошее начало – сравнить ранние кубистские натюрморты с традиционными натюрмортами, скажем, из барочных или голландских реалистических школ. Кроме этого, вы по достоинству оцените радикальную природу кубизма по сравнению с традиционным западным искусством. Отметим также, что кубизм не был единственным стилем живописи: аналитический кубизм полностью отличается от более позднего синтетического кубизма . Первый – касается структуры – как картина должна изображать объект; второй касается исключительно поверхности изображения и того, что может быть включено в него. Последний совет: не отчаивайтесь из-за его странности. Кубизм символичен, сложен и полон идей, но это не очень красивая форма визуального искусства.

Каковы характеристики кубизма?

Со времен Ренессанса, если не раньше, художники писали картины с единой фиксированной точки зрения, как будто они делали фотографии. Иллюзия глубины фона создавалась с использованием стандартных условных обозначений линейной перспективы (например, объекты показывались меньшими по мере отступления) и путем рисования фигур и объектов с закругленными затененными поверхностями для создания трехмерного эффекта. Кроме того, сцена или объект изображались в определенный момент времени.

Напротив, Брак и Пикассо считали, что полное значение объекта можно уловить, только показав его с нескольких точек зрения и в разное время. Таким образом, они отказались от идеи единой фиксированной точки и вместо этого использовали множество точек зрения. Затем объект повторно собирался из фрагментов этих различных видов, как сложная головоломка. Таким образом, много разных видов объекта были одновременно изображены на одном и том же изображении. В некотором смысле это все равно, что сделать 5 разных фотографий (в разное время) одного и того же объекта, затем разрезать их и заново собрать на плоской поверхности.

Такая фрагментация и перестановка формы означали, что картину теперь можно рассматривать не как своего рода окно в мир, а скорее как физический объект, на котором создается субъективная реакция на мир. Что касается художественной техники, кубизм показал, как можно создать чувство солидности и изобразительной структуры без традиционной перспективы или моделирования.

Таким образом, стиль фокусировался на плоской, двумерной поверхности плоскости изображения и отвергал традиционные условные обозначения пространства и техники линейной перспективы, кьяроскуро (использование затенения, чтобы показать свет и тень) и традиционные идеи подражания природе. Вместо создания естественных трехмерных объектов, художники-кубисты предложили совершенно новый набор изображений, собранных из двумерных фрагментов, на которых объекты были видны с нескольких сторон одновременно. Если фовисты и импрессионисты стремились выразить свое личное ощущение определенного объекта или сцены, кубисты стремились изобразить интеллектуальную идею или форму объекта и его связь с другими предметами.

Другие важные стилистические тенденции, подобные кубизму, ищите в разделе Художественные движения, периоды, школы (примерно с 100 г. до н.э.).

Кубистские выставки

Кубизм имел две идентичности: публичную и частную. Стиль был разработан совместно Пабло Пикассо и Жоржем Браком на основе наблюдений, полученных от Сезанна, а также, в некоторой степени, от этнографического примитивизма, подобного тому, который исследовал Пикассо в период его интереса к африканскому искусству. Брак дебютировал с персональной выставкой, организованной Канвайлером в ноябре 1908 года. Но после этого он и Пикассо более или менее пошли на попятную, но знамя кубизма было поддержано другими – так называемыми "салонными кубистами", это Роберт Делоне, Альберт Глейз, Фернан Леже, Анри Ле Фоконье и Жан Метцингер в Салоне Независимых в 1911 году.

Примерно в начале 1912 года Пикассо и Брак перешли от аналитического кубизма, с которого они начали, к синтетическому кубизму – новому, более декоративному и ориентированному на поверхность стилю, созданному с использованием новых техник, таких как коллаж и папье-колли. Включение детрита в их картины можно рассматривать как начало искусства барахла (джанк-арт). На этом этапе к ним присоединился Хуан Гри.

Во время Первой мировой войны вынужденный отъезд Даниэля-Генри Канвайлера привел к тому, что Леонс Розенберг (1879-1947) стал главным дилером художников-кубистов в Париже. Его брат Пол Розенберг (1881-1959) был главным дилером Пикассо в межвоенные годы.

Символ художественной и интеллектуальной моды

Кубизм был стилем с претензией. Это было иконоборчество, вызов. Он был сосредоточен на идеях, а не на красивых картинках. Но он захватил дух эпохи – эпохи сложных французских музыкантов Клода Дебюсси (1862-1918), Эрика Сати (1866-1925) и Мориса Равеля (1875-1937), и аналитический кубизм, в частности, соответствовал идеям французского философа Анри Бергсона (1859-1941), чья концепция одновременности утверждала, что прошлое перекликается с настоящим, которое впадает в будущее. Между тем изобразительное искусство находилось на распутье. Импрессионизм был вчерашней модой, Belle Epoque парижского плаката закончилась, Тулуз-Лотрек был мертв, модерн находился в упадке и даже красочный фовизм иссякал. В то же время политическая температура в Европе повышалась, открывая ужасные стороны войны и хаоса. В своем нападении на старые черты искусства эпохи Возрождения, кубизм отражал призывы к переменам во многих других дисциплинах, а также в мире в целом. Объяснение некоторых великих кубистских работ Пикассо и других: Анализ современной живописи (1800-2000).

Кубистская скульптура

Известные произведения в стиле кубизм

Пикассо (1881-1973)
Голова женщины (1909) МоМА, Нью-Йорк.
Гитара (1912) Музей Пикассо, Париж.

Раймонд Дюшан-Виллон (1876-1918)
Большая Лошадь (1914) Национальный музей современного искусства, Париж.

Анри Лорен (1885-1954)
Голова женщины (1915) МоМА, Нью-Йорк.

Александр Архипенко (1887-1964)
Ходьба женщины (1912) частная коллекция.
Походный солдат (1917) частная коллекция.

Наум Габо (1890-1977)
Голова женщины (1917-20) МоМА, Нью-Йорк.

Жак Липчиц (1891-1973)
Человек с гитарой (1915) МоМА, Нью-Йорк.
Матрос с гитарой (1915) Национальный музей современного искусства, Париж.
Купальщики III (1917) Фонд Барнса.

Кубистский дизайн в Чехословакии

Чешские художники, скульпторы, дизайнеры и архитекторы с энтузиазмом восприняли кубистские теории дизайна, которые перевели характеристики кубистской живописи (упрощенные геометрические формы, контрасты света и темноты, призматические грани, угловые линии) в архитектуру и декоративное искусство. В том числе мебель, ювелирное искусство, посуду, керамику и ландшафтный дизайн. Самыми заметными были члены группы художников-пластиков , которая была основана в 1911 году Филлой, чтобы сосредоточиться на кубизме. Группа работала в Праге до 1914 года и включала в себя скульпторов Филлу и Гутфройнда, а также архитекторов и дизайнеров Павла Янака, Йозефа Гокара (1880-1945), Йозефа Хохоля (1880-1956), Власлава Хофмана (1884-1964) и Отокара Новотны. Гутфройнд публиковал влиятельные статьи в ежемесячном журнале группы.

Дом Черной Мадонны (1911-12), универмаг, спроектированный Гокаром, был первым произведением кубистской архитектуры. Расположенный на первом этаже Grand Cafe Orient с кубистским интерьером и кубистскими светильниками, он быстро стал местом встречи авангарда вплоть до его закрытия в середине 1920-х годов. В настоящее время здание является частью Чешского музея изобразительных искусств. Здесь находится Музей чешского кубизма, который был открыт в 1994 году и содержит постоянную выставку картин, мебели, скульптур и фарфора. Чешский музей кубизма также содержит выставку коллажей чешского художника и поэта Иржи Колара, который также работал во Франции. Его идеи позже представили коллаж в более широком контексте. Париж, возможно, был местом рождения кубизма, но именно в Праге его возможности были исследованы наиболее полно.

Наследие

Величайшие кубистские картины

Пабло Пикассо
Дома на холме (1909) Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Женщина с веером (1909) Музей Пушкина.
Портрет Амбруаза Воллара (1910), Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
Девушка с мандолиной (Фанни Телье) (1910) Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Натюрморт с креслами-стульями (1911-12) Музей Пикассо, Париж.
Три музыканта (1921) Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Герника (1937) Музей королевы Софии, Мадрид.
Плачущая женщина (1937) Коллекция Тейт, Лондон.

Жорж Брак
Дома в L’Estaque (1908) Kunstmuseum, Берн.
Large Nude (1908) Национальный музей современного искусства, Центр Помпиду.
Натюрморт с сельдями (1909-11), МоМА, Нью-Йорк.
Португалия (1911) Художественный музей, Базель.
Фруктовое блюдо и бокал (1912) частная коллекция.

Хуан Гри (1887-1927)
Портрет Мориса Райнала (1911) частная коллекция.
Портрет Пабло Пикассо (1912) Художественный институт Чикаго.
Скрипка и гитара (1913) частная коллекция.
Натюрморт с фруктами и бутылкой воды (1914) Музей Кроллера-Мюллера, Оттерло.
Упаковка кофе (1914) Музей Ульмера, Ульм.

Фернан Леже (1881-1955)
Обнаженная в лесу (1909-11) Кроллер-Мюллер, Оттерло.
Свадьба (1911) Национальный музей современного искусства, Центр Помпиду.
Солдаты за игрой в карты (1917) Государственный музей Кроллера-Мюллера, Оттерло.

Марсель Дюшан (1887-1968)
Обнаженная, спускающаяся по лестнице (№2) (1912) Филадельфийский художественный музей.
Король и королева перед быстрым обнаженным на высокой скорости (1912) Филадельфия.

Робер Делоне (1885-1941)
Окно (1912) Коллекция Мортона Дж. Неймана, Чикаго.
Круговые формы: Солнце и Луна (1912) Kunstmuseum, Цюрих.

Фрэнсис Пикабиа (1879-1953)
Удни, молодая американская девушка (1913) Национальный музей современного искусства.

Альберт Глезес (1881-1953)
Портрет Жака Найрала (1911) Тейт Модерн, Лондон.
Женщина с животными (1914) Коллекция Пегги Гуггенхайм, Венеция.

Жан Метцингер (1883-1956)
Время чая (Женщина с чайной ложкой) (1911) Филадельфийский художественный музей.
Танцор в кафе (1912) Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало.

Лионель Фейнингер (1871-1956)
Францисканская церковь (1924) Staatsgalerie, Штутгарт, Германия.

Роджер де ла Фресне (1885-1925)
L’Artillerie (1911, Музей Метрополитен, Нью-Йорк).

Вряд ли найдется человек на планете, которому не знакомо имя Пабло Пикассо. Основатель кубизма и художник множества стилей повлиял в 20 веке на изобразительное искусство не только Европы, но и всего мира.

Художник Пабло Пикассо: детство и годы обучения

Пабло Пикассо: произведения.

Художник Пабло Пикассо.

Во время пребывания в Мадриде он впервые совершил поездку в Париж, где изучил все музеи и живопись самых великих мастеров. Впоследствии он приедет в этот центр мирового искусства неоднократно, а в 1904 году переберется окончательно.

Творчество Пабло пикассо.

автопортрет пикассо

Пабло Пикассо: известные картины.

Африканский период творчества

Портрет работы Пабло Пикассо.

Кубизм в творчестве Пикассо

Работы Пабло Пикассо.

Классический период

Второе десятилетие 20 века было для Пикассо достаточно сложным. Так, 1911 год ознаменовался историей с украденными статуэтками из Лувра, которая выставила художника не в лучшем свете. В 1914 г. выяснилось, что, даже прожив столько лет в стране, за Францию Пикассо сражаться в Первой мировой войне не готов, что развело его с многими друзьями. А в следующем году умерла его возлюбленная Марсель Умбер.

Балет пабло Пикассо.

Сюрреализм

Кубизм Пабло Пикассо.

Период Второй мировой войны

Симпатия Пикассо во времена военных действий в Испании в 1937 году принадлежала республиканцам. Когда в этом же году итальянская и немецкая авиация разрушила Гернику – политический и культурный центр басков – Пабло Пикассо город, лежащий в руинах, изобразил на огромном одноименном полотне буквально за два месяца. Его буквально охватил ужас от угрозы, которая нависла над всей Европой, что не могло не отразиться на творчестве. Эмоции выражались не прямо, а воплотились в тональности, ее мрачности, горечи и сарказме.

пабло пикассо город

После того как отгремели войны, и мир пришел в относительное равновесие, восстанавливая все, что было разрушено, творчество Пикассо тоже обрело более счастливые и яркие краски. Его полотна, написанные в 1945-1955 годах, обладают средиземноморским колоритом, очень атмосферны и отчасти идеалистичны. В это же время он начинает работать с керамикой, создавая множество декоративных кувшинов, блюд, тарелок, статуэток (фото представлено выше). Произведения, которые были созданы в последние 15 лет жизни, весьма неравномерны по стилистике и качеству.

Один из крупнейших художников двадцатого века – Пабло Пикассо – умер в возрасте 91 года на своей вилле во Франции. Похоронен вблизи принадлежавшего ему замка Вовенарт.

Как понять картины в стиле кубизм

Кубизм – это модернистское направление живописи, изображающее композицию в виде примитивных геометрических фигур. Впервые революционные образы авангардного жанра появились в период популярности фовизма во Франции XX века.

  • Описание стиля
  • Черты кубизма
  • Как понять кубизм
  • История возникновения
  • Фазы
  • Кубизм в России
  • 10 известных художников-кубизмов
  • 10 известных картин в стиле кубизма
  • Кубизм в других видах искусства

Описание стиля

Художественный стиль кубизм стал необычной моделью искусственного авангарда, где фундаментальное значение принадлежит острым углам, прямым линиям и нейтральным оттенкам. Основной тезис – рисунок не должен быть реалистичным. Изображение больше напоминает пазл, который мысленно собирает зритель.

Образная концепция этого направления выстроена на попытках разложить предмет на пространственную форму или модель, выражая тем самым многогранность его представления. Полотна этого стиля легко распознать по плоскому и двухмерному изображению, с использованием цветового нейтрала и прямолинейного ракурса. Кубические полотна отличаются переизбытком геометрически правильных пропорций, углов и линий на фоне индифферентного колорита.

Отказ от объема реальных изображений в искусстве положил начало уникальному стилю особого авангарда, полностью отрицавшего перспективу и светотени. Кубизм в живописи намеренно деформировал, иррационально разбивал и моделировал наборы геометрических фигур абсолютно нелогичных между собой. Лишенное реализма направление оказалось противоречивым для индивидуального развития стиля кубизма в искусстве.

Черты кубизма

Для кубизма характерны черты прямых геометрических форм, завуалированных в узких сюжетах (портреты, натюрморт, постройки), осознанно деформированных угловатыми, грубыми штрихами, и лишенных реалистичности. Это направление живописи, где формальные части изображения важнее, чем цветовая гамма.

Картины в стиле кубизма ассиметричны и неправдоподобны, где объекты выглядят как комплекс плоских геометрических форм. В рисунках не учтены перспективные аспекты и приглушена колоритная гамма.

Игра с реальностью посредством вклеивания посторонних вещей существовала еще со времен барокко. В классике коллаж считался высшим мастерством художника, анонсируя зрителю выбор – найти отличия между оригиналом и копией. В кубизме фокус уравнивал эти понятия как две одинаковые реальности. Коллажные эксперименты проводились в период 1910-1912 года и отнесены к становлению и развитию аналитической формы радикального направления живописи.

Как понять кубизм

Источником возникновения революционного стиля считается парадоксальные работы французского постимпрессиониста Поля Сезанна. Художник использовал многомерную стилистику передачи видения объекта.

Несмотря на критику, новаторы кубизма дробят объект на грани, переворачивают или выворачивают его на плоскости, с благородной целью – дать зрителю ощущение объемности со всевозможных позиций рисунка.

Основная концепция кубизма состоит из смыслового понятия времени. Чтобы рассмотреть изображение, зритель вынужден мысленно поворачивать, переворачивать объект, заглядывать внутрь и обходить его вокруг.

Да, кубизм – это некрасивая форма визуализации рисунка, но она полна сложной символики и идейного совершенства как отдельная вид фрагментации западной культуры.

История возникновения

Если работа испанца откровенно демонстрировала принципиальный авангардизм в виде формального анализа, то француз понял идею темпераментного постимпрессиониста как множество перспективных мнений.

Несмотря на негативную оценку воспринимаемых образов, до 1911 года революционный стиль кубической живописи остается лишь экспериментальным маршрутом уникального тандема творческой энергии двух ярких поклонников творчества Сезанна – Брака и Пикассо.

Современные искусствоведы определяют три основные фазы развития кубизма, где переход к каждому последующему этапу живописи еще сильнее вытесняет реалистичность из техники написания картин, восполняя пробелы геометрией.

Таким образом, последователи первой стадии развития кубизма (сезанновского направления) выделили геометрические элементы, составляющие предмет, и разграничили его от пространства. Аналитические кубисты провели экспериментальное дробление объекта на геометрические срезы, тем самым показав предмет под разным углом зрения.

Кубизм в России

На удивление, французский авангардный кубизм быстро стал популярен в других странах. В России появление революционной техники кардинального искажения реальности связано с его первооткрывателем С.И. Щукиным, московским коллекционером и меценатом экспериментов Пикассо.

Русский кубизм стал переходной школой авангарда для большинства местных художников, оставив их на сезанновском этапе с незначительным самобытным его обогащением.

10 известных художников-кубизмов

Новшество в восприятии, особая передача действительности, возможность реализации своей точки зрения и индивидуальная эмоциональность привлекли к кардинальному движению аудиторию знаменитых художников – иррационалистов.

Пабло Пикассо

Хуан Грис

Яркий поклонник модерна, в 1908 году был восхищен новым стилем кубического восприятия натуры. Вместе с П. Пикассо акварелист работал над созданием авторских моделей новаторского жанра. С 1913 года впервые на картинах в стиле кубизма использовал технику коллажа.

Жорж Брак

Основатель кубизма. Вместе с П. Пикассо стоял у истоков новаторского искусства объективной геометризации. В работах французского живописца акцентируется внимание на зрительной иллюзии и художественном представлении.

Фернан Леже

Под влиянием кубизма с 1909 года его работы становятся более абстрактными, с 1910 по 1914 года французский декоратор успешно экспонируется в выставках Брака и Пикассо.

Марсель Дюшан

Сальвадор Дали

В живописи испанец черпал вдохновение из творчества Пикассо. Сюрреалистические работы метра с элементами аналитического кубизма постепенно уступали место формированию более реалистичного собственного стиля. Полотна эпатажного Дали воплощали экстравагантную личность, обладающую сумасбродным индивидуальным сознанием.

Поль Сезанн

Пит Мондриан

Казимир Малевич

Картины русского авангардиста демонстрировали поглощение западного влияния, сочетая в себе стиль аналитического кубизма и футуризма. Направление творчества Малевича отличалось от классической живописи Пикассо и Брака геометрической округлостью и правдоподобной визуализацией изображений.

Ромеро Бритто

Негативные особенности французского стиля оказали фундаментальное влияние на культурное наследие человечества. Сливаясь с другими направлениями, кубизм стал основоположником зарождения необычных и смелых художественных жанров.

Французская форма кардинального течения кубизма завершила свой период развития после первой мировой войны. Остатки авангардного стиля живописи еще прослеживаются в творчестве американских художников 30-х годов – М. Руселя, Дж. Марина, Л. Фенингейля.

10 известных картин в стиле кубизма

Пабло Пикассо - Авиньонские девицы

Авиньонские девицы
Пабло Пикассо

Принципиальная работа в стиле раннего авангардизма. Используя простые геометрические формы, художник передает суть, демонстрируя взаимосвязь между фигурами без детализации внешнего облика.

Пабло Пикассо - Три музыканта в масках

Три музыканта в масках
Пабло Пикассо

Портрет в стиле синтетического кубизма. Композиция создана яркими тонами и четкими геометрическими пропорциями. Персонажи больше похожи на элементы бумажные аппликации.

Жорж Брак - Дома в Эстаке

Дома в Эстаке
Жорж Брак

Элементарное кубическое упрощение зданий, подчиненное строгим геометрическим схемам. Картина написана с использованием конструктивной цветовой гаммы, визуальная объемность достигается благодаря колоритной игре оттенков.

Х. Грис - Фантомас

Фантомас
Х. Грис

В картине использована техника создания коллажей из газетных вырезок. Полотно нарисовано в стиле синтетического кубизма. Именно Грис первым начал использовать фактурную яркость в работах этого направления.

М. Дюшан - Спускающаяся по лестнице обнаженная девушка

Спускающаяся по лестнице обнаженная девушка
М. Дюшан

Современники характеризуют рисунок, как пример общепризнанной классики модернизма. Композиция сочетает фрагменты футуризма и кубизма в последовательном наложении орнамента, подобно стробоскопическому эффекту.

Х. Грис - Натюрморт (чернильная склянка и скрипка)

Натюрморт (чернильная склянка и скрипка)
Х. Грис

Ж. Брак - Скрипка и подсвечник

Скрипка и подсвечник
Ж. Брак

Рисунок выполнен в стиле аналитического кубизма с использованием приглушенных тонов.

Ф. Леже - Матрос с баржи

Матрос с баржи
Ф. Леже

Картина вызывает неоднозначное впечатление сумбурной абстракцией, где нет внешней детализации, но видна геометрическая взаимосвязь составляющих фигур.

Ф. Леже - Дама в голубом

Дама в голубом
Ф. Леже

Живопись относится к направлению раннего абстракционизма с переплетением элементов синтетического кубизма. Художник обращает внимание на яркий внутренний мир женщины, изображая рисунок в броских оттенках без внешней детализации.

Ж. Брак - Мандора

Мандора
Ж. Брак

Картина является примером раннего аналитического кубизма. Натюрморт написан в мрачных оттенках. Здесь видно, что художник намеренно отказывается от колоритности, акцентируя внимание на деталях композиции.

Кубизм в других видах искусства

В искусстве кубизм стал претензионным стилем, сосредоточенным на идеях. Его стремительная атака иссякшего импрессионизма и вчерашнего фовизма эпохи Возрождения интерпретировалось как призыв к переменам в других областях искусства.

Кубистская культура не смогла стать единой частью мейнстрима. Однако идейная адаптация стиля пришлась по душе абстрактной скульптуре, архитектуре и прикладному искусству. Например, методика коллажа освободила художественное воображение. Внедрение новых материалов позволило усовершенствовать построение скульптур и разработать технику стороннего моделирования объекта.

Архитектурные геометрические качества кубизма можно найти в работах скульпторов-авангардистов – французов О. Цадкина, А. Лоренса, литовца Ж. Липшица, венгра Ж. Чаки и чеха Э. Филлы.

Абстрактная передача изображений путем построения геометрических фигур являлись вполне осязаемой, простой и незамысловатой моделью передачи авторской информации. Эти конфигурации скорее отображали эмоциональные аспекты, чем истинную реальность.

Подвергаясь рациональному осуждению, кубизм стал начальной школой авангардизма, уроки которой усвоили и по-своему трактовали великие мастера будущего поколения. Совершенно неожиданно новый и смелый творческий эксперимент прошлого нашел много поклонников среди меценатов и критиков будущего.

Читайте также: