Поправки в конституцию рф 2020 кратко и понятно для егэ

Обновлено: 02.07.2024

Давайте теперь познакомимся с тем правками Конституции, которые необходимо с 2021 года учитывать при сдаче ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию. Для удобства восприятия довольно непростой теории и запоминания рассмотрим лишь те изменения, которые нужно знать для экзамена.

Полномочия Президента РФ
• Изменение требований к кандидату: проживание на территории РФ не менее 25 лет + не имеет иностранного гражданства.
• Ограничена возможность занимать должность Президента более двух сроков подряд.
• Президент может освободить Премьер-министра от должности с сохранением Правительства.

Государственная Дума
• Ужесточены требования к депутатам:избираться вправе лицо, постоянно проживающее в России, не имеющее иностранного гражданства и вкладов за границей.
• Полномочия депутатов:
— утверждать по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства;
— выдвигать обвинения против Президента для отрешения его от должности или против Президента, прекратившего исполнение своих полномочий — в целях лишения его неприкосновенности;
— осуществлять парламентский контроль (вместе с Советом Федерации);
— нельзя одновременно занимать должность депутата и сенатора.

Правительство РФ
• Председатель Правительства несет персональную ответственность перед Президентом за осуществление возложенных на Правительство полномочий.
• Ужесточение требований к премьер-министру, министрам и иным руководителям федеральных исполнительных органов: возрастной ценз — 30 лет, лицо не должно иметь иностранного гражданства и вкладов за границей.
• Председатель Правительства вступает в должность после утверждением его кандидатуры Государственной Думой.
• Правительство РФобеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды

Судебная система
• Уменьшение состава судей Конституционного суда с 19 до 11 человек;
• Новая обязанность Конституционного суда — проверка конституционных актов по запросу Президента РФ;
• Ужесточение требований к судьям: отсутствие иностранного гражданства и вкладов за пределами РФ .

Органы местного самоуправления
Органы местного самоуправления и органы государственной власти теперь входят в единую систему публичной власти Российской Федерации.

Повлияют ли поправки в Конституции РФ на экзамены по обществознанию?

Да, повлияют. Но давайте разберёмся, каким образом. Во-первых, не стоит переживать, думая о том, что нужно всё переучивать или учить абсолютно все поправки. Во-вторых, новых заданий или заданий только на новые положения Конституции РФ не появится.

Подведём мини-итог: существенных изменений в ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию в связи с поправками в Конституции не будет. Изменят задание 14 в ЕГЭ и задание 15 в ОГЭ, еще знание поправок пригодится во второй части экзамена, если задание будет связано с Конституцией.

Хотите сдать ЕГЭ по обществознанию на высокие баллы, но не знаете, как приступить к подготовке? Вам поможет учебный центр MAXIMUM! Наши преподаватели знают, как подготовить ученика на 80+ баллов, ведь они сами отлично сдали этот экзамен. Читайте подробнее про наши курсы и выбирайте подходящий!

На какие поправки важно обратить внимание?

  • Президента РФ (статья 83)
  • Совета Федерации (статья 102)
  • Государственной Думы (статья 103)
  • Правительства (статья 114)
  • Судебной власти РФ (статья 118)

Знание этих изменений может пригодиться вам и во второй части экзамена. Например, в заданиях 26, 28 и 29 в ЕГЭ и в заданиях 23 и 24 в ОГЭ. Не пугайтесь: сейчас мы разберем все поправки в Конституции, которые важны для ЕГЭ по обществознанию!

Перед тем, как углубиться в нюансы поправок, еще раз вспомним структуру власти в нашей стране:


В чем суть изменений?

Давайте теперь познакомимся с тем правками Конституции, которые необходимо с 2021 года учитывать при сдаче ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию. Для удобства восприятия довольно непростой теории и запоминания рассмотрим лишь те изменения, которые нужно знать для экзамена.

Что нужно запомнить?

Поправки в Конституции 2020 года меняют положения главного закона государства, поэтому процедура их внесения является довольно сложной. Изменения уже приняли Госдума и Совет Федерации, одобрили парламенты субъектов федерации и проверил Конституционный суд. Остался последний шаг – 1 июля 2020 года состоится общероссийское голосование по поправкам к Конституции РФ. Изначально планировалось провести голосование 22 апреля 2020 года, однако из-за неблагоприятной эпидемической обстановки, вызванной распространением коронавирусной инфекции, мероприятие пришлось перенести.

Список изменений с пояснениями

Ниже приведем список предлагаемых изменений в Конституцию – в том виде, который они будут иметь после успешного завершения народного голосования. Обратите внимание – голосование будет пакетным. На избирательном участке вы сможете одобрить или не одобрить все поправки сразу; согласиться с одними изменениями и отказаться от принятия других не получится.

Защита суверенитета РФ

На территории страны могут создаваться федеральные территории. РФ самостоятельно обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности государства (ст. 67).

Правопреемственность РФ, защита исторической правды и создание условий для развития детей

Российская Федерация (ст. 67.1):

  • является правопреемником СССР в международных отношениях;
  • признает исторически сложившееся государственное единство;
  • уважительно относится к подвигу защитников Отечества;
  • создает условия, способствующие духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей

Статус государственного языка и культуры

Русский язык – язык государствообразующего народа. Культура России – ее уникальное наследие, поддерживаемое и охраняемое государством (ст. 68).

Защита культурной самобытности народов РФ и поддержка соотечественников, находящихся за пределами страны

Российская Федерация (ст. 69):

  • защищает культурную самобытность всех народов страны;
  • поддерживает соотечественников, находящихся за рубежом, с целью сохранения культурной общности.

Определение места пребывания федеральных органов госвласти

Местом постоянного размещения некоторых федеральных органов власти может быть не Москва, а другой город, определенный федеральным законодательством (ст. 70).

Установление ограничений для госслужащих

Определяется перечень ограничений для лиц, занимающих государственные и муниципальные должности – им нельзя (ст. 71):

  • иметь гражданство иностранного государства или вид на жительство в нем;
  • открывать счета и вклады, хранить деньги и ценности в банках, расположенных на территории иностранного государства.

Защита материнства, отцовства, детства и института семьи и брака

В перечень вопросов, находящихся в совместном ведении России и ее субъектов, включаются (ст. 72):

  • координация вопросов здравоохранения (в т. ч. предоставление качественной и своевременной медицинской помощи, сохранение и укрепление здоровья граждан, оказание мер социальной поддержки и пр.);
  • защита интересов семьи (в т. ч. материнства, отцовства и детства, а также института брака в целом).

Гарантия установления минимального размера оплаты труда, пенсий и социальных пособий

Российская Федерация гарантирует (ст. 75):

  • заработную плату в размере не меньше установленного в стране прожиточного минимума;
  • ежегодную индексацию пенсий;
  • обеспечение социальной поддержки граждан.

Повышение благосостояния граждан

РФ создает условия для повышения уровня жизни населения, защищает права и интересы человека труда (ст. 75.1).

Установление требований к руководителю региона, руководителю федерального государственного органа (в том числе органа исполнительной власти)

Руководителем региона/федерального государственного органа может стать человек (ст. 77, 78, 110):

  • в возрасте 30 лет и старше;
  • постоянно проживающий в РФ, не имеющий иностранного гражданства или вида на жительство в иностранном государстве.

Кроме того, руководителю запрещается иметь вклады, хранить деньги и ценности в банках на территории иностранных государств.

Определение приоритета положений Конституции над положениями международных договоров

Решения, принятые межгосударственными органами на основании действующих международных договоров, но противоречащие Конституции РФ, не подлежат исполнению на территории России (ст. 79).

Изменение порядка избрания Президента РФ и требований к лицу, занимающему эту должность

Президентом России может стать человек в возрасте 35 лет и старше, проживший на территории страны не менее 25 лет, не имевший и не имеющий иностранного гражданства или вида на жительство. Президенту нельзя иметь счета и вклады, а также хранить деньги и ценности в иностранных банках. Правило о том, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента в течение более чем двух сроков, не применяется к Президенту, находящемуся на посту в момент вступления поправок в силу (ст. 81).

Изменение круга полномочий Президента

Президент будет (ст. 83):

  • назначать главу Правительства (кандидатура которого предварительно будет утверждена Госдумой);
  • назначать вице-премьеров и министров (за исключением министров силовых ведомств, иностранных дел, юстиции и МЧС – их Президент будет назначать после консультации с Советом Федерации);
  • представлять Совету Федерации кандидатов в руководители Конституционного и Верховного судов и их заместителей, а также судей Верховного суда;
  • формировать Государственный совет и Совет безопасности РФ.

Президент, прекративший исполнение полномочий, обладает неприкосновенностью (ст. 92.1).

Изменение правил формирования Федерального собрания

В состав Федерального собрания войдут (ст. 95):

  • по два представителя от каждого региона России;
  • Президент РФ, прекративший исполнение полномочий – пожизненно;
  • не более 30 представителей РФ, назначаемых Президентом, причем не более 7 из них – пожизненно.

Расширение перечня вопросов, находящихся в ведении Совета Федерации

Совет Федерации вправе (ст. 102):

  • лишить прекратившего исполнение полномочий Президента РФ неприкосновенности;
  • назначить Председателя, его заместителя и судей Конституционного и Верховного судов РФ;
  • проводить консультации по предложенным Президентом РФ кандидатурам на должности руководителей федеральных органов исполнительной власти.

Изменение процедуры принятия Федерального закона

Президент вправе обратиться в Конституционный суд с требованием о проверке конституционности Федерального закона (ст. 107).

Изменение процедуры назначения Председателя Правительства РФ

Устанавливаются сроки, с соблюдением которых происходит представление кандидатуры Председателя Правительства РФ Президентом РФ (ст. 111).

Изменение процедуры формирования Правительства РФ

Определяется новый порядок формирования Правительства, а также порядок действий в случае, если Госдума отклоняет предложенный к утверждению состав органа исполнительной власти (ст. 112).

Расширение перечня вопросов, находящихся в ведении Правительства РФ

В частности, Правительство РФ будет (ст. 114):

  • поддерживать научно-техническое развитие страны;
  • обеспечивать полноценное функционирование системы социальной защиты инвалидов;
  • содействовать развитию частного предпринимательства и пр.

Расширение перечня полномочий Конституционного Суда

Конституционный суд сможет (ст. 125):

  • проверять конституционность законопроектов;
  • проверять конституционность законов субъектов РФ до их обнародования;
  • разрешать вопросы о возможности исполнения решений межгосударственных органов и пр.

Определение порядка формирования судов в РФ

Устанавливаются правила назначения судей в судах разных уровней (ст. 128).

Определение статуса Прокуратуры РФ

Определяются полномочия Прокуратуры, порядок назначения прокуроров разных уровней и их освобождения от должности (ст. 129).

Определение положения органов местного самоуправления в системе исполнительной власти

Устанавливается порядок определения территории муниципального образования и особенности осуществления местного самоуправления (ст. 131). Определяются права и обязанности органов местного самоуправления (ст. 132), в том числе судебные и конституционные (ст. 133).

1 июля 2020 года состоялось всенародное голосование, на котором большинство граждан поддержали поправки в Конституцию РФ, предложенные Владимиром Путиным. Президент подписал указ о введении этих поправок в действие, который официально опубликовали 4 июля. В этот день обновленный Основной закон РФ вступил в силу.

Поправки в Конституцию РФ вступили в силу 04.07.2020 года после официального опубликования закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ и указа президента РФ от 03.07.2020 N 445. Они имеют разноплановый характер.

Суверенитет и государственное устройство

В статью 67 Конституции РФ добавили новый абзац следующего содержания:

Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются.

Кроме того, теперь в статье сказано, что на территории Российской Федерации в соответствии с федеральным законом могут быть созданы федеральные территории.

В Основной закон добавили новую статью 67.1 , которая определяет, что:

  1. Российская Федерация является правопреемником Союза ССР на своей территории, а также правопреемником (правопродолжателем) СССР в отношении членства в международных организациях, участия в международных договорах и в отношении предусмотренных международными договорами обязательств и активов.
  2. РФ признает исторически сложившееся государственное единство.
  3. Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается.

Статьей 70 Конституции РФ в новой редакции установлено, что хотя столицей РФ является Москва, при необходимости местом постоянного пребывания отдельных федеральных органов государственной власти может стать другой город, определенный федеральным конституционным законом.

В статью 71 Конституции РФ добавлены новые обязанности федеральной власти (государства):

  • по организация публичной власти;
  • по установлению по всей стране единых правовых основ системы здравоохранения, системы воспитания и образования, в том числе непрерывного образования;
  • по обеспечению безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных;
  • по установлению ограничений для замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы, в том числе ограничений, связанных с наличием гражданства иностранного государства.

В конституционные задачи государства в силу новой редакции статьи 72 Основного закона РФ помимо прочих вошли:

  • сельское хозяйство;
  • обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи;
  • сохранение и укрепление общественного здоровья;
  • создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью;
  • защита семьи, материнства, отцовства и детства;
  • защита института брака как союза мужчины и женщины;
  • создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях.

Российская Федерация принимает меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства.

Статьей 79 Основного закона РФ определено, что в РФ не подлежат исполнению решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров, если они противоречат Конституции РФ.

Основные государственные ценности

Новой статьей 67.1 Конституции РФ определено, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия для детей, способствующие их развитию:

  • духовному,
  • нравственному,
  • интеллектуальному,
  • физическому.

Государство уделяет внимание воспитанию в детях:

  • патриотизма,
  • гражданственности,
  • уважения к старшим.

В статье указано, что:

Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения.

Новой редакцией статьи 68 Конституции РФ установлено, что русский язык — это язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации. Именно по этой причине он является государственным.

Также в статью добавлен новый пункт 4, в соответствии с которым:

Культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством.

Статья 69 Конституции РФ в новой редакции регламентирует обязанность государства защищать культурную самобытность всех народов и этнических общностей РФ и сохранять этнокультурное и языковое многообразие. РФ обязуется оказывать поддержку соотечественникам, проживающим за рубежом, в сохранении общероссийской культурной идентичности, защите их прав и интересов.

Статья 75 Конституции РФ в новой редакции определяет, что:

Российская Федерация уважает труд граждан и обеспечивает защиту их прав.

Президент

Статья 81 Конституции РФ устанавливает требования к лицу, занимающему должность Президента РФ. Это может быть:

  • гражданин Российской Федерации;
  • в возрасте не моложе 35 лет;
  • постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 25 лет;
  • не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство на территории иностранного государства.

Отдельно отмечено, что:

Требование к кандидату на должность Президента РФ об отсутствии у него гражданства иностранного государства не распространяется на граждан, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в РФ в соответствии с федеральным конституционным законом.

То есть жители Крыма смогут претендовать на должность главы государства на общих основаниях.

Президенту РФ запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков. Но ограничение числа сроков пребывания на посту президента не распространяется на лицо, занимавшее должность Президента РФ до принятия поправок. Для такого лица сохраняется возможность занимать должность Президента РФ в течение еще двух сроков.

Статьей 83 Основного закона регламентировано право президента назначать на должности:

  • председателя Правительства РФ;
  • заместителей главы правительства;
  • федеральных министров.

Их кандидатуры должны быть утверждены Государственной Думой по представлению Президента РФ. Аналогично у главы государства есть право освободить председателя Правительства РФ от должности или принять его отставку.

Президент РФ назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами:

  • обороны,
  • безопасности государства,
  • внутренних дел,
  • юстиции,
  • иностранных дел,
  • предотвращения ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий,
  • общественной безопасности.

Для этого утверждение Госдумой не требуется. Генеральный прокурор РФ, его заместители назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом РФ. Глава государства представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность:

  • председателя Конституционного Суда РФ и его заместителей;
  • судей Конституционного Суда РФ;
  • председателя Верховного Суда РФ и его заместителей;
  • судей Верховного Суда РФ;
  • председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты.

Он лично имеет право назначать председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов. Президент РФ формирует Государственный Совет РФ, а также Совет Безопасности РФ. Последний формируется в целях:

  • содействия главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства;
  • для поддержания гражданского мира и согласия в стране;
  • для охраны суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз.

Президент возглавляет Совет Безопасности РФ, а его статус определяется федеральным законом.

Новая статья 92.1 Конституции РФ вводит гарантии для президента РФ, прекратившего исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или по состоянию здоровья. Такой гражданин обладает неприкосновенностью, которой может быть лишен только в порядке, определенном статьей 93 Конституции РФ . Другие гарантии бывшим президентам могут быть установлены федеральным законодательством.

Совет Федерации и Федеральное собрание

Статьей 95 Конституции РФ узаконено до этого обиходное название членов Совета Федерации — сенаторы РФ. Установлено, что президент, прекративший свои полномочия, получает право на пожизненное звание сенатора РФ, от которого вправе отказаться. В состав Совфеда входит не более 30 сенаторов, назначенных президентов, из которых не более 7 человек могут быть назначены пожизненно. Это должны быть граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности.

Сенатором РФ может стать человек, который:

  • является гражданином РФ;
  • не младше 30 лет;
  • постоянно проживает в России;
  • не имеет гражданства иностранного государства либо вида на жительство на территории иностранного государства.

Сенаторам запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ. Аналогичный запрет распространяется на депутатов Государственной думы.

В число полномочий Федерального собрания включили:

  • лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий;
  • назначение на должность по представлению главы государства председателя КС РФ и его заместителя, судей КС РФ, председателя ВС РФ и его заместителе, судей ВС РФ;
  • проведение консультаций по предложенным Президентом РФ кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ и его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур;
  • проведение консультаций по предложенным главой государства кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;
  • заслушивание ежегодных докладов генерального прокурора РФ о состоянии законности и правопорядка в стране.

Дополнительные обязанности приведены в новой редакции статьи 103 Основного закона РФ . Новая статья 103.1 Конституции РФ гласит, что:

Совет Федерации, Государственная Дума вправе осуществлять парламентский контроль, в том числе направлять парламентские запросы руководителям государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и должностных лиц. Порядок осуществления парламентского контроля определяется федеральными законами и регламентами палат Федерального Собрания.

Местное самоуправление

Статьей 77 Конституции РФ установлены требования к человеку, который претендует на должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). Это может быть:

  • гражданин РФ;
  • в возрасте старше 30 лет;
  • постоянно проживающий в Российской Федерации;
  • не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство на территории иностранного государства.

После занятия высшей должности в субъекте РФ гражданину запрещено открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами России. Дополнительные требования к высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) могут быть установлены федеральным законодательством.

Аналогичные требования и ограничения предусмотрены новой редакцией статьи 78 Конституции РФ по отношению к руководителям федеральных государственных органов.

Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в РФ. Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления.

Социальные гарантии

Новая редакция статья 75 Конституции РФ гласит, что:

Государством гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ.

Этой же статьей определено, что в России формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование. Индексация пенсий должна осуществляться не реже одного раза в год.

  • обязательное социальное страхование;
  • адресная социальная поддержка;
  • индексация социальных пособий и иных социальных выплат.

В Конституцию РФ добавили новую статью 75.1 следующего содержания:

В Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность.

Поправки к Конституции: почему это важно

Конституция, как карта, показывает, куда движется Россия. С момента, когда она была написана, изменились страна и мир. Со старой картой можно
заблудиться или прийти не туда, куда мечталось. С точной и современной — Россия будет идти своим путем — дорогой процветания, свободы, развития.
Ценности, традиции, суверенитет и государственное единство — фундамент, на котором стоит наша страна. Поправки в Конституцию укрепляют это основание. Отражают возросшую роль России в современном мире. Закрепляют приоритеты Основного закона — защиту прав и интересов граждан, социальные гарантии.
Конституция — это мы! В этом законе — наша жизнь, жизнь наших родных и близких, будущее наших детей и нашей страны. Нам по ней жить, нам ее и редактировать.
Посмотрим, за какие предложения нам предстоит проголосовать.

СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ

Семья — главная ценность абсолютного большинства россиян. Дети — приоритет государственной политики страны. Поправки в Конституцию обеспечат условия для гармоничного развития ребенка, помогут привить маленькому гражданину любовь к Родине, уважение к старшим поколениям.
Поправки поддерживают традиционные семейные ценности: брак как союз мужчины и женщины, уважение детей к старшим, доверие и забота нескольких поколений семьи друг о друге.

ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА ТРУДА

Человек труда — опора своей семьи и всей страны. Согласно поправкам, минимальный размер оплаты труда не будет меньше величины прожиточного минимума, гарантируется обязательное социальное страхование. Государство обеспечивает защиту достоинства граждан и уважение человека труда.

СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ

Государство гарантирует, что никакие экономические кризисы или другие потрясения не отразятся на объемах и регулярности оказания всех видов социальной помощи. Это касается индексации пенсий (не реже раза в год), социальных пенсий и иных социальных выплат. Гарантируется адресная социальная поддержка граждан. Инвалидам обеспечивается создание доступной среды и улучшение качества их жизни. Каждый гражданин России должен чувствовать себя защищенным, должен быть уверен в поддержке государства в течение всей своей жизни.

ДОСТУПНАЯ И КАЧЕСТВЕННАЯ МЕДИЦИНА КАЖДОМУ

Каждый россиянин должен получать качественную и доступную медицинскую помощь, где бы ни жил. Это забота всех уровней власти: федеральных, региональных и органов местного самоуправления.

ВО ВЛАСТИ – ТОЛЬКО ПАТРИОТЫ

Государственная служба — это прежде всего служение российскому народу. Российские чиновники не могут работать на интересы иностранных государств, не могут преследовать никаких других целей, кроме целей, направленных на решение задач развития России и повышения благосостояния ее жителей. Им запрещается иметь двойное гражданство и счета в иностранных банках. Эти ограничения распространяются на всех: начиная с высших должностных лиц государства и заканчивая чиновниками на местах.

Отдельным должностным лицам установлен запрет на иностранное гражданство либо вид на жительство в иностранном государстве; в порядке, установленным федеральным законом, им запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Ограничения устанавливаются для:
СТ. 77 — высших должностных лиц субъектов Российской Федерации;
СТ. 78 — руководителей федеральных государственных органов;
СТ. 81 — Президента Российской Федерации;
СТ. 95 — сенаторов;
СТ. 97 — депутатов Государственной Думы;
СТ. 103 — Уполномоченного по правам человека;
СТ. 110 — Председателя Правительства Российской Федерации, Заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров, иных руководителей федеральных органов исполнительной власти;
СТ. 119 — судей судов Российской Федерации;
СТ. 129 — прокуроров.

ЗАЩИТА СУВЕРЕНИТЕТА И ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ

Основной закон закрепляет защиту суверенитета и территориальной целостности государства как одну из главных функций российской власти.
Не допускаются действия, направленные на отчуждение российских территорий.
Обеспечивается защита исторической правды.
Если решения межгосударственных органов войдут в противоречие с нашей Конституцией — исполнять их или нет, будет решать Конституционный Суд.

СТАБИЛЬНОСТЬ И РАЗВИТИЕ

СОХРАНЕНИЕ ПРИРОДНОГО БОГАТСТВА

Россия — это огромная, богатейшая территория, с несметными сокровищами природы и животного мира! Поправка обязывает правительство принимать меры к сохранению уникального природного богатства России, к снижению негативного воздействия на окружающую среду, сохранению уникального биологического разнообразия. Кроме того, в Конституции отводится большая роль экологическому образованию.

ОТВЕТСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЖИВОТНЫМ

С бережного обращения с братьями нашими меньшими начинается здоровое общество. Важно формировать культуру гуманного обращения с животными, не допускать проявления жестокости к ним. Необходимость ответственного отношения к животным будет закреплена в Конституции.

ПОДДЕРЖКА ВОЛОНТЕРОВ И НКО

Новый этап развития гражданского общества в нашей стране характеризуется небывалым развитием институтов добровольчества, подъемом волонтерского движения. За последние несколько лет волонтеры стали авангардом российского общества, новым моральным ориентиром, примером бескорыстного служения, помощи и поддержки. Добровольцы заботятся об инвалидах, дарят тепло старикам и детям, сажают новые леса и очищают водоемы.
Поправка в Основной закон обязывает правительство поддержать волонтеров и НКО, усиливает роль гражданского общества в реализации государственной политики.

СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Сила России – в многообразии культур и в исторически сложившемся государственном единстве.
Поправки защищают культурную самобытность народов, закрепляют тот факт, что культурное наследие охраняется государством.

ПОДДЕРЖКА РОССИЙСКОЙ НАУКИ

Благосостояние государства и граждан во многом зависит от научно-технологического потенциала. Поправки требуют от Правительства обеспечить поддержку научно-технологического развития России.
Государство будет регулировать информационные технологии и обеспечивать безопасность при их применении.

Читайте также: