П элюар биография кратко

Обновлено: 04.07.2024

Детство и юность

Настоящее имя поэта — Эжен Эмиль Поль Грендель. Он родился в Сен-Дени 14 декабря 1895-го. Отец работал в сфере недвижимости и был успешен. Это помогло семейству перебраться в Париж в 1908 году. Грендель поступил в высшую начальную академию и окончил ее с высокими баллами. В перспективе у Эжена были учеба в престижном университете и блестящая карьера.

Личная жизнь

В жизни Поля Элюара было несколько женщин. Первой оказалась Елена, или Гала, Дьяконова (Дали). Их свадьба состоялась в 1917-м, а спустя год на свет появилась дочь Сессиль. Жена не ожидала рождения ребенка так быстро, поэтому невзлюбила ее. Именно Поль начал звать возлюбленную именем Гала, которое прославило ее связь с Сальвадором Дали. Пара предпочитала свободные отношения, но не расставалась.

В 1929-м Гала ушла от Поля к Сальвадору Дали. Поначалу отношения представляли собой любовный треугольник, но вскоре супруга покинула Элюара. Он отправился в кругосветное путешествие. Вскоре в жизни поэта появилась танцовщица и певица Мария Бернц, известная как Нуш. Дочь бродячих артистов, она смогла вновь вдохновить Поля. 16 лет она была рядом с литератором, а в 1934-м скончалась.

Последней женщиной Элюара стала Доминик Лаура, с которой он состоял в браке с 1951 по 1952 год.

Поэзия

С 1942-го Поль Элюар состоял в Коммунистической партии. Борьба с фашизмом нашла отражение в книгах литератора. Отныне его произведения о любви были посвящены не только женщине, но и родине. В памяти публики Поль остался поэтом-революционером и патриотом, борющимся за свободу.

Смерть

В 1952-м Поль Элюар скончался. Причиной смерти стал сердечный приступ. Его могила находится на парижском кладбище Пер-Лашез. На память потомкам поэт оставил редкие фото и богатую библиографию.

Среди французских поэтов 20 века есть множество воистину талантливых личностей. Несмотря на то, что исторические события в Европе “подорвали” потребность людей в качественной и новой литературе, группы творческих личностей смогли создать новое искусство, которое со временем нашло одобрение среди народа.

Одним из создателей “новой литературы” был Поль Элюар. Поэт пережил множество трагедий, но не останавливался на пути к своим главных целям - созданию новых взглядов на жизнь и усовершенствованию языковых форм. Чем прославился Поль Элюар, где родился, чем жил, его творческие успехи и личные неудачи - всё это обязан знать любитель классической французской литературы.

Поль Элюар

Юные годы поэта

Эжен-Эмиль-Поль Грендель (псевдоним Поль Элюар) родился 14 декабря 1895 года в городе Сен-Дени, Франция. Уже в 1908, благодаря выгодным сделкам отца Поля, который занимался недвижимостью, семья переезжает в Париж. В целом, Грендели жили в достатке, могли позволить себе хорошее жильё и отдых, хотя и не были очень богатыми.

Эжен-Эмиль-Поль рос умным ребёнком с большим потенциалом. Он без проблем поступает в высшую начальную академию, получает аттестат с высокими баллами. В планах - продолжение обучения и прекрасная карьера.

Но безпроблемное будущее подорвало здоровье: в 1912 году, во время поездки в Швейцарию, у будущего великого поэта обнаруживают лёгочную недостаточность, далее - туберкулёз. Учёбу пришлось бросить и уехать в санаторий вплоть до 1914 года. Но, несмотря на проблемы со здоровьем, период оказывается довольно благополучный, и Поль Элюар встречает свою будущую жену - Елену Дьяконову. Красивая, интеллигентная, умная девушка понравилась Полю с первого взгляда.

Поль Элюар биография

Девушка сразу же покоряет сердце Поля, и он начинает писать свои первые произведения. Как после скажет поэт, первые стихи были наполнены юношеским максимализмом, были написаны неумело, но чувственно. Тогда же появляется первый сборник, который Элюар выдаёт за свой счёт.

“Гала”, как ласково называет Елену Элюар, вынуждена уехать в Россию. Влюблённые хотели обвенчаться, но мать Поля против такого союза. В будущем эта женщина повлияет на поэта, и станет главной музой. Хотя на первом месте всегда творчество, на втором, считал Поль Элюар - семья. Фото, которые сохранились до наших дней, свидетельствуют о том, что на первое место он ставил именно самореализацию.

Война - как новый этап творчества

В 1914 году Элюара мобилизируют на фронт. Несколько лет, из-за проблем со здоровьем, Поль вынужден “отсиживаться” в госпитале. Там он впервые встречается с войной “лицом к лицу”, начинает задумываться о своей жизни.

Вплоть до 1917 года Элюар так и не попадает на фронт. Плохое здоровье даёт знать о себе, полезным для армии он быть не может. Тогда появляются его новые произведения, в которых сочетаются юношеские мечты и тяжелый рок войны. Выпускается даже небольшая тетрадка стихов “Долг”, где Поль впервые подписывается псевдонимом Элюар - фамилия бабушки.

На фронт поэт попадает всего на несколько недель, где из-за плохих условий у него начинаются осложнения со здоровьем. Этот опыт навсегда отпечатался в памяти поэта и повлиял на него. Поль понимал, что приходит новая эра, понимал разницу жизни солдата в окопах и солдата дома.

Поль Элюар французский поэт

Новая послевоенная эра

В 1917 года во Францию возвращается Гала, и Поль, наконец, берет её в жены. Елена и военные воспоминания становятся главными вдохновителями поэта, дают ему желание жить. Через год в семье рождается дочь Сесиль, а Поль выпускает сборник “Стихи для мирного времени”.

Послевоенная Франция не внушает надежд интеллигенции. Представители искусства или подстроились под новые устои и популярные тенденции, или “канули в века”. Язык и культура периодики стали стандартизированными, и появилась потребность в чём-то новом.

Дадаизм в творчестве Элюара

В скором времени Поль Элюар “находит себя” среди представителей общества “Дада”. Тут собирались люди со схожими судьбами, те, кого интересовало культурное развитие Франции и Европы. Там будущий великий поэт смог найти не только близких себе по духу знакомых, но и начать литературные эксперименты.

В скором времени Поль начинает выпуск собственного журнала под названием “Пословица” (Proverbe). Там публикуются многие его произведения, а также труды других дадаистов. Но отношения с коллегами ухудшаются, их взгляды расходятся, и в 1924 году Поль, после драки с одним из членов группы, прекращает свою деятельность в “Дада”, хотя на долгие годы остаётся идейным вдохновителем группы.

Период сюрреалистического творчества

В 1924 году в жизни Элюара наступает тёмная полоса. Проблемы в семье, ссоры с родителями, отсутствие “соратников” в творчестве плохо влияют на настроения поэта, и он решает уехать в Марсель. После публикации "Умирать оттого, что не умираешь", он резко уезжает, никого не предупредив, и даже самые близкие родственники, в том числе и жена, считают его погибшим.

Через полгода путешествий по миру, после письма к нему в Азию приезжает жена вместе с Максом Эрнстом, а после приезда домой Поль примыкает к группе “Труп”. Мировоззрения памфлетистов, которые считали сюрреализм идеальным творчеством будущего, понравились писателю и раскрыли новые границы его поэзии и прозы.

Поль Элюар где родился

Со временем Европа узнала, что Поль Элюар - французский поэт, достойный называться великим. Его личность вдохновляла людей на революции, его произведения с каждым днём находили новых поклонников, а сам Поль находил новые, необычные и даже странные грани своего мастерства.

Любовный треугольник: Элюар, Гала и Дали

Свидетели той эпохи утверждают, что отношения Поля с женой были необычными. Оба были свободны друг от друга, но, в то же время, оставались долгие годы вместе. Говорят, что Поль и Гала даже открыто изменяли друг другу, но, в то же время, были верны своей семье.

В 1929 Гала и Поль отправляются к новому знакомому поэта - Сальвадору Дали. Поль Элюар сам хотел познакомить свою супругу с гением, при этом не догадывался, что знакомство превратится в любовный треугольник. Чувства между Дали и Галой появились практически сразу, и этот новый союз пошёл обоим на пользу.

Поль Элюар семья фото

Поль Элюар, хоть и был опечален уходом супруги, не устраивал скандалов и истерик. Он просто ушёл, отправившись в кругосветное путешествие. В будущем, Сальвадор Дали даже нарисует портрет Поля и поблагодарит его за новую “музу”. В скором времени окажется, что Гала действительно поможет Дали развить свой талант и достичь вершин творчества.

Поль Элюар, биография которого и так была полна различных неудачных моментов, с трудом пережил это расставание.

Новая любовь Элюара

Поль не на долго остаётся один, и в скором времени роль “главной музы” занимает Мария Бенц - танцовщица, певица и писательница под псевдонимом Нуш. Она отличалась от интеллигентной Галы своей скромностью, простотой и спокойствием. У Нуш была довольно сложная судьба, которая отразилась на её поведении. Родилась и выросла в семье бродячих артистов, поэтому знала все "прелести" уличной жизни.

Нуш открыла новые грани таланта Поля, принесла в его творчество новое понятие слова “люблю”. В течении долгих 16 лет Нуш оставалась центром душевной вселенной поэта. Любовь погибает, когда внезапно в 1934 году умирает Нуш на одной из Парижских улиц.

Поль Элюар годы жизни

Период Второй мировой войны

Ещё до того, как фашистская Германия начала военный конфликт, Поль отрицательно относился к режиму. По его мнению, важно сохранять равноправие в государстве. В 1939 году поэта мобилизуют на фронт против Гитлера.

На фронте он открыл не только новые грани таланта, выпустив несколько книг патриотической поэзии, но и проявил себя как подпольщик. В течении долгих лет главной задачей Поля было освобождение Франции от захватчиков и восстановление мира на своей территории.

С 1942 года во Франции начали массово казнить приверженцев коммунистического режима, и Поль стал членом коммунистической партии. Желание освободиться от фашистского гнёта стало главным в жизни поэта, и нашло отображение в лирике. Патриотическая литература стала новой гранью творчество Поля Элюара, и надеждой Франции на освобождение. Поль Элюар, творчество которого пережило множество изменений, остался в памяти Франции, в основном, как поэт-революционер, борец за свободу.

Поль Элюар творчество

Последние годы жизни

Смерть Нуш повлияла на поэта. Он остался один в этом мире и не находил себя в нём. Некоторое время он даже задумывался о самоубийстве. Война закончилась, муза умерла и Поль не находил себя в этом мире. Многие годы его произведения были наполнены душевной скорбью, граничащей с патриотической радостью за своё государство.

Свою последнюю любовь - Доминику, он встречает незадолго до своей смерти. В 1952 году, в возрасте 57 лет поэт скончался от сердечного приступа. Поль Элюар, годы жизни которого пришлись на сложные для страны времена, оставил большое культурное наследие в историии Франции.

Поль Элюар: интересные факты из биографии

После смерти поэта в последний путь его провожали тысячи жителей Парижа.

В 1952 году Элюар выступал в Москве на юбилее Виктора Гюго.

В 1952 стал Лауреатом премии Мира.

До конца своих дней Поль переписывался со своей бывшей супругой, в надежде, что она вернётся к нему. Та, из уважения к бывшему мужу, не венчалась с Дали до смерти поэта.

Листовки с произведением Поля Эдюара сбрасывали самолётом над Парижем во время Второй мировой войны.

Поль Элюар

14 декабря 1895 г. - 18 ноября 1952 г.

Поль Элюар

Эжен Эмиль Поль Грендель (псевдоним Поль Элюар) родился 14 декабря 1895 года в городе Сен-Дени, Франция. Уже в 1908 г., благодаря выгодным сделкам отца Поля, который занимался недвижимостью, семья переезжает в Париж. Эжен-Эмиль-Поль рос умным ребёнком с большим потенциалом. Он без проблем поступает в высшую начальную академию, получает аттестат с высокими баллами. В планах - продолжение обучения и прекрасная карьера.

Но безпроблемное будущее подорвало здоровье: в 1912 году, во время поездки в Швейцарию, у будущего великого поэта обнаруживают туберкулёз. Учёбу пришлось бросить и уехать в санаторий вплоть до 1914 года. Но, несмотря на проблемы со здоровьем, период оказывается довольно благополучный. В 1914 году Элюара мобилизируют на фронт. Несколько лет, из-за проблем со здоровьем, Поль вынужден “отсиживаться” в госпитале. Вплоть до 1917 года Элюар так и не попадает на фронт. Тогда появляются его новые произведения, в которых сочетаются юношеские мечты и тяжелый рок войны. Выпускается даже небольшая тетрадка стихов “Долг”, где Поль впервые подписывается псевдонимом Элюар - фамилия бабушки. На фронт поэт попадает всего на несколько недель, где из-за плохих условий у него начинаются осложнения со здоровьем. Этот опыт навсегда отпечатался в памяти поэта и повлиял на него.

Ещё до того, как фашистская Германия начала военный конфликт, Поль отрицательно относился к режиму. По его мнению, важно сохранять равноправие в государстве. В 1939 году поэта мобилизуют на фронт против Гитлера. На фронте он открыл не только новые грани таланта, выпустив несколько книг патриотической поэзии, но и проявил себя как подпольщик. Желание освободиться от фашистского гнёта стало главным в жизни поэта, и нашло отображение в лирике. Патриотическая литература стала новой гранью творчество Поля Элюара, и надеждой Франции на освобождение. Поль Элюар, творчество которого пережило множество изменений, остался в памяти Франции, в основном, как поэт-революционер, борец за свободу.

135 лет назад родился Поль Элюар – один из наиболее самобытных представителей сюрреализма, стоявший у истоков этого движения. Prosodia публикует пять его стихотворений, посвященных поэзии и любви.

Фотография поэта Поля Элюара | Просодия

компашка.jpg

Морис Макс, Макс Эрнст, Симона Бретон, Поль Элюар, Джозеф Делтейл, Гала Элюар, Роберт Деснос, Андре Бретон. Фото Валентина Хуго, 1923 г.

Любовные переживания и размышления о творчестве тесно переплетаются в поэзии Элюара и так или иначе присутствуют практически во всех его сборниках (а их было издано более ста). Однако на первый план они выходят именно в период участия поэта в движении сюрреализма. Представляем вниманию читателей пять стихотворений о любви и поэзии в переводе Мориса Ваксмахера.

Сердце на дереве, хочешь – сорви его с ветки,

Улыбка и смех, смех и безмерная нежность.

Побежденный, ты – победитель, ясноликий и чистый, как ангел,

Вместе с деревьями ты устремляешься в небо.

Красавица плачет вдали, она бы хотела бороться,

Но, распростертая возле холма, подняться не в силах,

И какое бы ни было небо над ней – прозрачное, хмурое, –

Ее увидав, не влюбиться в нее невозможно.

Дни, точно пальцы, лениво фаланги согнули,

Цветы увядают, с дождями колосья в разлуке.

Инея ждет раскаленное тело июля.

Взглянуть глазами покойника. Расписать белизну фарфора.

Музыка, голые белые руки.

Ветры сливаются с птицами – небо изменится скоро.

поль и гала.jpg

Поль и Гала в Индокитае. 1924 год

Я сказал тебе это для туч

Я сказал тебе это для дерева на морском берегу

Для каждой волны для птицы в листве

Для камешков шума

Для привычных ладоней

Для глаза который становится целым лицом и пейзажем

И которому сон возвращает небеса его цвета

Я сказал тебе это для выпитой ночи

Для решеток у края дорог

Для распахнутых окон для открытого лба

Я сказал тебе это для мыслей твоих и для слов

Потому что доверье и нежность не умирают.

В представленном стихотворении лирический герой проводит связь между обращением к возлюбленной и явлениями окружающего мира. При этом любовь становится непременным условием существования реальности – дерева, птиц, шума и т. д. – и делает возможным само поэтическое высказывание.

Без особенных церемоний на этой земле

Бок о бок с людьми которые в гуще уютных несчастий

И в непосредственной близости от истинного пути

И во прахе серьезнейших дел

Сохраняют полнейшее благодушие и невозмутимость

Я устанавливаю отношения между мужчиной и женщиной

Между расплавленным солнцем и гудением улья

Между зачарованными пещерами и снежной лавиной

Между смехом взахлеб и синевой под глазами

Между геральдической птичкой и звездочкой чеснока

Между свинцового проволокой и завыванием ветра

Между муравьями подле колодца и выращиваньем малины

Между подковой и кончиком пальца

Между куском халцедона и франтоватой зимой

Между терновником и фактами мимикрии

Между сонной артерией и спектральным анализом соли

Между араукарией и головою пигмея

Между железнодорожными рельсами и голубем рыжим

Между мужчиной и женщиной

Между моим одиночеством и тобой.

элюар с нюш.jpg

Элюар и Мария Бенц (Нуш)

Интересно, что в ряду образов, между которыми необходимо установить отсутствующие отношения, оказываются мужчина и женщина. При этом они появляются в тексте дважды – в шестой и предпоследней строчках. Таким образом, все предметы и явления между ними можно увидеть как сюрреалистические воплощения мужского и женского.

Передо мною рука она разгоняет грозу

Расплетает и усыпает цветами ползучие плети плюща

Уверенно это рука не твоя ли не тайный ли знак

В минуту когда тишина лежит еще грузом на лужах в глубинах колодцев и утра.

Не зная сомнений удивлений не зная это твоя ли рука

Присягает на каждом зеленом листе солнцу подставив ладонь

Его в свидетели взяв это твоя ли рука

И клянется что примет смиренно каждый ливень и каждый потоп

Без тени минувших молний

Это твоя ли рука в пронзительном воспоминанье.

Берегись дорога к этому кладу затеряна

Птицы ночные недвижно застывшие в пышном убранстве

Это лишь вехи бессонницы с ядовитыми нервами

Безучастная это твоя ли рука равнодушная

К сумеркам роняет из пальцев пейзаж.

Зачарованы реки собственным детством

Возвращаются реки с купанья домой

Обезумевшие автомобили украшают колесами грудь площадей

Это твоя ли рука колесом изогнулась

На площадях переставших вращаться

Она от себя отвратила родниковую воду ласк

Она от себя беззаботность доверье мое отвратила

Она никогда не сумеет меня от тебя отвратить.

Название стихотворения указывает на то, что перед нами расставание лирического героя с возлюбленной. Однако уже с первой строфы становится очевидно, что прощание не состоялось: незримая рука внезапно появляется посреди поэтических образов, управляя явлениями природы. Рука всесильна; единственное, чего она не способна сделать, – повлиять на любовь, которую испытывает герой.

нуш.jpg

Женщина в фартуке караулит грозу у окна

Тучи ножку друг другу подставить торопятся

Играет на дряхлом диване

Тишина угрызается совестью.

Я взглядом окинул дома этой улицы длинной

Камни зелень деревьев

Землю снег и песок

Тени солнца воды

Внешнюю сторону жизни.

И забыть не могу она была здесь

Сад на прогулку водила

Ягоды с шелковицы срывала

Снег ее смеха пеленою ложился на грязь

Целомудренна поступь была.

Читайте также: