Россия и запад поиск взаимопонимания кратко

Обновлено: 02.07.2024

Заместитель министра иностранных дел РФ Андрей Руденко, заместитель министра обороны РФ Александр Фомин, помощник президента РФ Владимир Мединский, глава комитета Госдумы РФ по международным делам Леонид Слуцкий, посол России в Белоруссии Борис Грызлов (справа налево) и заместитель министра иностранных дел Украины Николай Точицкий, министр обороны Украины Алексей Резников, руководитель фракции "Слуга народа" в Верховной раде Украины Давид Арахамия (слева направо)

Представители России и Украины на втором раунде переговоров в четверг договорились о совместном обеспечении гуманитарных коридоров в местах наиболее ожесточенных боев. На время эвакуации жителей в этих районах возможно временное прекращение огня.

Как сообщил журналистам помощник президента РФ Владимир Мединский, возглавляющий российскую делегацию, сторонам удалось найти взаимопонимание по ряду вопросов. При этом советник главы офиса президента Украины Михаил Подоляк констатировал, что единственным согласованным вопросом стали как раз гуманитарные коридоры.

ТАСС собрал основное, что известно об итогах второго раунда, который продлился вдвое меньше первого - два с половиной часа.

В 1993-1994 гг. при участии США России удалось согласовать с Украиной, Белоруссией и Казахстаном вопрос о ликвидации ядерного оружия на их территории. Это позволило предотвратить появление новых государств, обладающих оружием массового поражения.

В 1996 г. Российская Федерация вступила в Совет Европы, приняв на себя обязательства соблюдать правовые нормы, действующие в странах ЕС. Тем самым закладывались предпосылки дальнейшего сближения России со странами Европейского Союза, являющимися её важнейшими торговыми партнёрами.

Выражая на словах поддержку продвижению России по пути демократизации, страны Запада не выполнили обещаний по предоставлению помощи России в реформировании экономики. Принимались меры по ограничению доступа российских производителей на мировой рынок. Наиболее жёстко в этом плане действовали власти США. Американская дипломатия резко выступала против продажи оружия (важная статья российского экспорта) таким странам, как Индия, Иран, Китай, Северная Корея, против строительства АЭС в Иране.

Вопреки здравому смыслу, США не отменили поправку Джексона - Вэника (1974 г.), согласно которой предоставление СССР режима наибольшего благоприятствования в торговле увязывалось с предоставлением свободы еврейской эмиграции, хотя никаких ограничений на неё в демократической России не было.

Серьёзные поводы для недовольства политикой стран Запада возникли и в России. Началось расширение НАТО на восток. Несмотря на возражения России, членами НАТО в 1999 г. стали Венгрия, Польша и Чехия.

Российское общественное мнение восприняло как агрессию операцию НАТО, предпринятую против Сербии без санкции ООН (1999 г.). Было подорвано доверие к заявлениям руководителей НАТО о чисто оборонительном характере её деятельности. В 2002 г. США в одностороннем порядке вышли из договора по ПРО от 1972 г., взяв курс на создание национальной системы противоракетной обороны и наращивание военной мощи. Началось дальнейшее расширение состава НАТО за счёт государств Балтии, Румынии, Болгарии, Словакии.

Российская дипломатия подчеркивала, что проблемы современного мира слишком многообразны и сложны, чтобы их решала одна держава, даже столь влиятельная, как США. Идея многоnолярности в мировом развитии, подразумевающая акцент на равноправии государств - членов ООН, получила поддержку во многих странах.

Приоритетом во внешней политике России было провозглашено развитие взаимоотношений со странами СНГ. Однако в этой сфере возникли серьезные проблемы.

Первоначально надежды на сохранение единого оборонного и экономического пространства побудили руководство страны действовать в ущерб собственным интересам. Партнёрам по СНГ поставлялись энергоносители (нефть и газ) по заниженным ценам. Россия взяла на себя охрану их границ, медлила с введением собственной национальной валюты. Не был использован шанс принятия двойного гражданства для русскоязычного населения в рамках СНГ (около 25 млн человек), что обеспечило бы России возможность защиты его интересов.




Однако расчёты на упрочнение СНГ не реализовались. Открытые границы и льготные условия торговли со странами СНГ создали канал полулегального вывоза из России стратегического сырья. Начались споры по поводу раздела собственности бывшего СССР - Черноморского флота и его баз, порядка использования космодрома Байконур, раздела акватории Каспийского моря, богатой нефтью и рыбными запасами.

Суверенные республики пошли по пути создания собственных вооружённых сил, хотя ряд из них (Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизстан, Таджикистан) заключили Договор о коллективной безопасности, который вступил в силу в 1994 г.

Наиболее тесные связи у России развивались с Белоруссией. В 1997 г. между ними был подписан договор о союзе, а в 1999 г. - об образовании Союзного государства.

Согласно концепции внешней политики, утвержденной Президентом В.В. Путиным в июне 2000 г., российская дипломатия продолжает рассматривать отношения с ближайшими соседями по СНГ как имеющие особое значение. Начавшаяся стабилизация положения в стране создала основание для определенного оптимизма в оценке перспектив укрепления Содружества. В частности, осенью 2000 г. было подписано Соглашение об образовании Евроазиатского экономического сообщества (ЕврАзЭс) в составе России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. В рамках ЕврАзЭс проходит согласование таможенно - тарифной и валютно - финансовой политики. Началось строительство совместных объектов в области энергетики и транспорта. Ведутся переговоры о создании Единого экономического пространства России, Белоруссии, Казахстана, Украины и других стран СНГ.

В 1993-1994 гг. при участии США России удалось согласовать с Украиной, Белоруссией и Казахстаном вопрос о ликвидации ядерного оружия на их территории. Это позволило предотвратить появление новых государств, обладающих оружием массового поражения.

В 1996 г. Российская Федерация вступила в Совет Европы, приняв на себя обязательства соблюдать правовые нормы, действующие в странах ЕС. Тем самым закладывались предпосылки дальнейшего сближения России со странами Европейского Союза, являющимися её важнейшими торговыми партнёрами.

Выражая на словах поддержку продвижению России по пути демократизации, страны Запада не выполнили обещаний по предоставлению помощи России в реформировании экономики. Принимались меры по ограничению доступа российских производителей на мировой рынок. Наиболее жёстко в этом плане действовали власти США. Американская дипломатия резко выступала против продажи оружия (важная статья российского экспорта) таким странам, как Индия, Иран, Китай, Северная Корея, против строительства АЭС в Иране.

Вопреки здравому смыслу, США не отменили поправку Джексона - Вэника (1974 г.), согласно которой предоставление СССР режима наибольшего благоприятствования в торговле увязывалось с предоставлением свободы еврейской эмиграции, хотя никаких ограничений на неё в демократической России не было.

Серьёзные поводы для недовольства политикой стран Запада возникли и в России. Началось расширение НАТО на восток. Несмотря на возражения России, членами НАТО в 1999 г. стали Венгрия, Польша и Чехия.

Российское общественное мнение восприняло как агрессию операцию НАТО, предпринятую против Сербии без санкции ООН (1999 г.). Было подорвано доверие к заявлениям руководителей НАТО о чисто оборонительном характере её деятельности. В 2002 г. США в одностороннем порядке вышли из договора по ПРО от 1972 г., взяв курс на создание национальной системы противоракетной обороны и наращивание военной мощи. Началось дальнейшее расширение состава НАТО за счёт государств Балтии, Румынии, Болгарии, Словакии.

Российская дипломатия подчеркивала, что проблемы современного мира слишком многообразны и сложны, чтобы их решала одна держава, даже столь влиятельная, как США. Идея многоnолярности в мировом развитии, подразумевающая акцент на равноправии государств - членов ООН, получила поддержку во многих странах.

Приоритетом во внешней политике России было провозглашено развитие взаимоотношений со странами СНГ. Однако в этой сфере возникли серьезные проблемы.

Первоначально надежды на сохранение единого оборонного и экономического пространства побудили руководство страны действовать в ущерб собственным интересам. Партнёрам по СНГ поставлялись энергоносители (нефть и газ) по заниженным ценам. Россия взяла на себя охрану их границ, медлила с введением собственной национальной валюты. Не был использован шанс принятия двойного гражданства для русскоязычного населения в рамках СНГ (около 25 млн человек), что обеспечило бы России возможность защиты его интересов.

Однако расчёты на упрочнение СНГ не реализовались. Открытые границы и льготные условия торговли со странами СНГ создали канал полулегального вывоза из России стратегического сырья. Начались споры по поводу раздела собственности бывшего СССР - Черноморского флота и его баз, порядка использования космодрома Байконур, раздела акватории Каспийского моря, богатой нефтью и рыбными запасами.

Суверенные республики пошли по пути создания собственных вооружённых сил, хотя ряд из них (Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизстан, Таджикистан) заключили Договор о коллективной безопасности, который вступил в силу в 1994 г.

Наиболее тесные связи у России развивались с Белоруссией. В 1997 г. между ними был подписан договор о союзе, а в 1999 г. - об образовании Союзного государства.

Согласно концепции внешней политики, утвержденной Президентом В.В. Путиным в июне 2000 г., российская дипломатия продолжает рассматривать отношения с ближайшими соседями по СНГ как имеющие особое значение. Начавшаяся стабилизация положения в стране создала основание для определенного оптимизма в оценке перспектив укрепления Содружества. В частности, осенью 2000 г. было подписано Соглашение об образовании Евроазиатского экономического сообщества (ЕврАзЭс) в составе России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. В рамках ЕврАзЭс проходит согласование таможенно - тарифной и валютно - финансовой политики. Началось строительство совместных объектов в области энергетики и транспорта. Ведутся переговоры о создании Единого экономического пространства России, Белоруссии, Казахстана, Украины и других стран СНГ.


Президент России Владимир Путин

Все эти нарочито показные волны общественной солидарности с украинским народом не скрывают того факта, что лидеры Запада не предприняли добросовестных усилий, чтобы спасти этот народ от вооружëнного конфликта, его потерь и последствий, пишет иракский политический обозреватель Фарук Юсеф в статье на страницах интернет-журнала The Arab Weekly, опубликованной 2 марта.

Между западными столицами и Москвой существовала челночная дипломатия, но это движение не строилось на основе какого-либо нейтрального посредничества Запада, направленного на достижение взаимопонимания с Россией или создание прелюдии к прекращению эскалации напряжëнности, констатирует автор публикации.

Владимир Путин был спокоен и ясен в своих выражениях, в то время как требования Запада были расплывчатыми, что свидетельствовало о намерении оставить всë как есть, дабы украинский президент Владимир Зеленский продолжал раздвигать границы допустимого с точки зрения нужд национальной безопасности России, отмечает эксперт.

Западные СМИ лишь обратили внимание на требования российского президента, но не восприняли их всерьëз. В итоге Украина стала угрозой для России.

Напомним, после начала 24 февраля специальной военной операции России по демилитаризации и денацификации Украины коллективный Запад во главе с США и при активном участии Евросоюза, Великобритании, Австралии и Канады обрушил на Москву беспрецедентные по своей жёсткости санкции, включая еë отключение от международной межбанковской системы совершения платежей SWIFT.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок ___ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РОССИИ

Общие цели: дать обучающимся понятие о развитии роли России в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы; дать представ-. ление о России и процессах глобализации.

Дополнительные цели: сравнить задачи внешнеполитиче­ской деятельности, которые ставились в СССР в 1980 - начале 1990-х гг. и в новой России; высказать свою точку зрения по дискуссионному вопросу о причинах возникновения сложностей во взаимоотношениях России и стран Запада; установить при­чины и сущность смены приоритетов российской дипломатии в середине 1990-х гг.; проанализировать внешнеполитический курс России в начале XXI века.

Основные понятия и термины: международный терро­ризм, антитеррористическая деятельность, идея многополярно­сти в мировом развитии, интеграция, глобализация, евро, геопо­литика.

Ход урока

I . Проверка домашнего задания.

Часть обучающихся представляет выполнение домашнего задания, остальные выполняют письменную работу по вари­антам:

II . Изучение нового материала.

Международное положение Российской Федерации после распада СССР.

Россия и Запад: поиск взаимопонимания.

Смена приоритетов российской дипломатии.

Россия и страны СНГ.

Россия на международной арене в начале XXI века.

С целью актуализации знаний обучающиеся характеризуют международное положение Российской Федерации после распа­да СССР.

Задание обучающимся:

Рассмотреть карту Российской Федерации в начале XXI века

Перечислите страны, с которыми Российская Федерация имеет общую границу.

Обучающимся рекомендуется по ходу изучения темы записать в тетрадь ответ на вопрос:

Какие задачи стояли перед Россией в отношениях с Запа­дом? Странами Востока? В отношениях со странами СНГ?

Каких успехов добилась Россия на международной арене?

1. Международное положение Российской Федерации по­сле распада СССР.

Современная Россия стремится приспособить внешнеполи­тический курс к новым ролям.

Задание обучающимся: слушая объяснение учите­ля, сравнить задачи внешнеполитической деятельности, которые ставились в СССР в 1980 - начале 1990-х и в новой России. Чем были вызваны эти изменения?

Особенности внешней поли­тики РФ:

Равноправное партнерство - главный способ отношений между странами.

Преодоление прежней отчужденности от стран Запада, США.

Преодоление односторонних отношений с США, харак­терных для первой половины 1990-х гг.

Стремление к сотрудничеству с Европейским Союзом, ис­пользование его поддержки и опыта.

Со второй половины 1990-х гг. Россия начинает отстаи­вать свои интересы на международной арене.

Поддержка и развитие разносторонних связей с европей­скими странами.

Нормализация отношений с НАТО.

Внешняя политика России приобретает геополитический характер.

Обозначить на­правления внешней политики России:

определение места России в мире;

выстраивание политической линии сотрудничества с раз­личными странами;

расширение связей с бывшими республиками СССР в рам­ках СНГ;

защита интересов русскоязычного населения в странах СНГ;

налаживание равносторонних связей с Европейским Сою­зом, странами Восточной и Центральной Европы;

экономическая интеграция в условиях глобализации;

расширение двустороннего сотрудничества с США;

сотрудничество с НАТО;

расширение отношений со странами Азии (Китай);

участие в международных проектах по борьбе с террориз­мом, наркоторговлей, преступностью, ухудшением экологии и т. д.

2. Россия и Запад: поиск взаимопонимания.

Это подразумевало, что теперь Россия как побежденное го­сударство не должна претендовать на учет своих внешнеполи­тических интересов (идею выразил президент США Дж. Буш-старший, а затем и Б. Клинтон).

Вариативное задание:

В итоге изучения вопроса обучающиеся высказывают свою точку зрения о причинах возникновения сложностей во взаимо­отношениях России и стран Запада.

3. Смена приоритетов российской дипломатии.

Учитель отмечает, что курс российской дипломатии, осуществлявшийся по инициативе Б. Н. Ельцина при министре иностранных дел А. В. Козыреве, подвергался критике в Госу­дарственной Думе и в СМИ.

Задание обучающимся:

познакомиться с текстом § 47 (с. 451-452) и определить причины и сущность смены приоритетов российской диплома­тии в середине 1990-х гг.;

охарактеризовать значение для дальнейшего развития между­народных отношений идеи многопартийности в мировом развитии.

4. Россия и страны СНГ.

Учитель говорит о том, что паритетом во внешней поли­тике России данного периода явилось провозглашение развития взаимоотношений со странами СНГ:

расширение связей с бывшими республиками СССР в рам­ках СНГ;

защита интересов русскоязычного населения в странах СНГ;

стремление найти оптимальную форму взаимодействия со странами СНГ;

заключение договоров о сотрудничестве со странами СНГ.

Задание обучающимся:

Определить уровень взаимоотношений России со странами СНГ.

Обозначить основные проблемы данных взаимоотношений.

Определить, в какой степени названные проблемы являют­ся продолжением проблем, возникших еще в СССР.

Какие изменения произошли в отношениях со странами СНГ?

5. Россия на международной арене в начале XXI века.

Почему изменились направления внешней политики Рос­сии в начале XXI века?

Какие результаты приносит России ее внешнеполитиче­ский курс?

Когда началось сближение позиций России и США в борь­бе с мировым терроризмом?

Большинство руководителей стран Запада и специалистов по внешней политике убеждены в том, что развал Советского Союза и окончание холодной войны отвечают коренным жизненным интересам этих стран и что любая политика России или какого-либо иного государства, направленная на экономическую, политическую и военную консолидацию постсоветского пространства, этим интересам противоречит.

Считается, что распад СССР открыл перед Западом благоприятные с геополитической точки зрения возможности для проникновения в важные для нее, но ранее практически закрытые регионы постсоветской Центральной Азии и Закавказья. А это в свою очередь позволяет укрепить позиции его в отношениях с Китаем в регионе Персидского залива и на южных окраинах Евразии. Разумеется, Запад в целом и США в особенности приложат все усилия к тому, чтобы сделать изменения, происшедшие в России и СНГ, необратимыми. Одним из важных векторов их политики в этом направлении является явное или неявное противодействие интеграционным процессам в СНГ. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что 29 марта 1994 г. сенат США принял поправку к проекту закона о бюджете на 1995 г., в которой было фиксировано положение о том, что США должны всеми силами препятствовать объединению Российской Федерации с бывшими союзными республиками в экономической, военной и других областях.

Было бы ошибкой считать, что США и Запад в целом заинтересованы в полном развале, дезинтеграции России, утрате Москвой контроля за нынешней российской территорией. Очевидно, что такие категории, как военная сила, баланс сил и интересов, игра с нулевой суммой и т.д. не могут насовсем исчезнуть с повестки дня. Но все же с определенными оговорками можно сказать, что в настоящее время отсутствуют фундаментальные, неразрешимые противоречия между национальными интересами России и западных стран.

Будучи не заинтересованы в появлении на мировых рынках нового сильного конкурента, они одновременно имеют с Россией ряд совпадающих интересов, среди которых можно назвать следующие: укрепление международной безопасности, усиление контроля над вооружениями, предотвращение распространения всех видов оружия массового уничтожения, обоюдная заинтересованность в предотвращении региональных конфликтов, создание надежной и стабильной системы глобальной и региональной безопасности, борьба с международным терроризмом и наркобизнесом, защита прав и свобод человека и т.д.

Такую же готовность к сотрудничеству со своей стороны демонстрирует и Россия. Обе стороны полны решимости неукоснительно соблюдать важнейшие договоренности, составляющие краеугольный камень постбиполярного миропорядка. Речь идет о договорах по противоракетной обороне, СНВ-1, СНВ-2 и др.

Читайте также: