Неовизантийский стиль это кратко

Обновлено: 05.07.2024

В конце XIX — начале XX века популярность набирает неовизантийский (или псевдовизантийский) архитектурный стиль. Но так получилось, что белгородские здания с элементами этого стиля были построены совсем недавно, уже в нашем XXI веке. Исключение – Свято-Никольский собор Валуйского Успенского Николаевского мужского монастыря, который выполнен в промежуточном между неовизантийским и псевдорусским стилями – русско-византийском. Собор был заложен в начале ХХ века – в 1906 году. Кроме того, что он является одним из немногих зданий Белгородской области, включающих в себя элементы византийской архитектуры, он признан самым большим действующим православным храмом в нашем регионе.

Свято-Николаевский собор (Валуйки). Фото: официальный сайт администрации Валуйского района

В 2012 году в Белгороде митрополитом Белгородским и Старооскольским Иоанном был освящен храм Почаевской иконы Божией Матери. На примере этой каменной церкви можно подробно рассмотреть особенности неовизантиской архитектуры. И у нас с вами есть прекрасная возможность пополнить свой архитектурный словарь.

Храм Почаевской иконы Божией Матери (бул. Юности, 3б). Фото: Евгения Здесенко

В первую очередь стоит обратить внимание на композицию и объем самого храма. Пересечение двух сводов образует символичный в православии крест, увенчанный главным куполом. Такая конструкция называется крестово-купольной, и впервые она стала использоваться именно в Византии. Купола в византийском храме расположены на широких низких основаниях – барабанах, которые в свою очередь декорированы оконной аркадой (рядом арочных окон).

В некоторых византийских храмах барабаны малых куполов лишь наполовину выступают из здания, а не являются отдельными цельными элементами как в храме Почаевской иконы Божией Матери. Такие полукупола выступают в роли перекрытия для апсид (что такое апсида см. в нашем материале) и называются конхами.

Вычурность, пышность, утонченность – византийские храмы создавали и создают эффект роскоши. Достигается он за счет конструктивно-объемный решений, декорирования фасада и богатого внутреннего убранства. Подобное впечатление создает совсем недавно построенная (в 2015 году) часовня Святого князя Владимира на Соборной площади Белгорода. Облицованная белым мрамором, украшенная аркадами на барабане купола и фасаде, часовня стала настоящим украшением площади.

Часовня Святого князя Владимира (Соборная площадь). Фото: Евгения Здесенко

Неовизантизм наложил отпечаток на облик многих культовых сооружений, а также правительственных и иных общественных зданий, причём не только в тех странах, для которых византийская архитектура является составной частью национальной идентичности, таких как Греция, Россия, Болгария, Румыния, Сербия, Италия или Грузия, но и за их пределами, в частности, в Германии, Австрии, Франции, Великобритании и даже в США.

Данное направление историзма соединяет в себе элементы классической византийской архитектуры и национальной архитектурной традиции. К нему относятся сооружения, своими определёнными формами напоминающие византийскую архитектуру, для которой характерны, в частности, предпочтительное применение куполов, полукруглых арок, фасадов зданий в форме горизонтальных полос, а также дополнение дизайна колонн византийской капителью импоста и использование в культовой архитектуре храмов крестово-купольного типа с вписанным или греческим крестом. При этом стены построек этого стиля имели открытую кирпичную кладку или декорировались гипсовой лепниной, а полы часто выкладывались мозаикой.

В общем экстерьере неовизантийских зданий преобладают сферические и кубические своды в стиле византийской архитектуры, например, купола и полусферические купола. Кроме того, для этого стиля характерно использование элементов декоративной пластики на кулонах, аркадах, колоннах, капителях, порталах, нишах и лизенах с простыми орнаментами, а здания чаще всего выделяются цоколем, корпусом и нишами аркад, а также декоративными порталами, декоративными тягами и другими элементами византийского искусства.

В стиле неовизантизма строились преимущественно городские церкви и монастыри, кладбища, костницы, а также большие мемориальные комплексы.

Стилистический подход с использованием элементов неовизантийской архитектуры по-прежнему используется в экстерьере многих светских сооружений, в том числе зданий школ, железнодорожных вокзалов, стадионов, резиденций, торговых павильонов, посольств, судов, правлений компаний, торговых палат, а также крематориев и мостов.

История развития стиля

– Россия и Восточная Европа

Ранний неовизантизм был распространён главным образом в Восточной Европе, особенно в Российской империи при царе Александре II.

Неовизантийская церковная архитектура достигла наибольшего качественного и количественного роста тоже в России, но уже в правление императора Александра III. Несмотря на то, что он отдавал предпочтение архитектуре русского возрождения, в трёх ключевых регионах Российской империи достигло своего расцвета строительство церквей в стиле неовизантизма.

Этому архитектурному типу церквей отдавали своё предпочтение православные священники и военные губернаторы в Царстве Польском и Литве, на Нижнем Дону, а также на Урале и в сибирских городах и сёлах, расположенных вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали.

В этом же стиле были построены Владимирский собор в Киеве, Никольский морской собор в Кронштадте, Новоафонский Симоно-Кананитский монастырь в Абхазии.

Важнейшим образцом неовизантийского стиля считается построенный с элементами эклектики Храм Христа Спасителя в Москве, который был восстановлен в начале 2000-х годов по сохранившимся старым чертежам.

Октябрьская революция 1917 года в России вынудила эмигрировать многих работавших там в то время архитекторов, которым благодаря содействию короля Югославии Александра I Карагеоргиевича удалось продолжить развитие неовизантизма на территории Сербии. Одному только Василию Михайловичу Андросову приписывают проекты 5 десятков церквей, построенных там после Первой мировой войны.

После того, как в 1903 году к власти в Сербии пришла новая династия монархов, которая в 1909 году заказала постройку династической погребальной церкви на холме Опленац, культовая архитектура этой страны стала ориентироваться в своём дальнейшем развитии на этот образец неовизантизма.

В период между двумя мировыми войнами в Белграде развернулось строительство представительских зданий в неовизантийском стиле. При этом к основанному на образцах византийской культуры идеалу сербской национальной архитектуры в авторском художественном видении ближе всего подошли архитекторы Александар Дероко и Момир Корунович, а также многочисленные русские эмигранты, в частности, Григорий Иванович Самойлов и Николай Петрович Краснов. Среди построек этого стиля выделяются, в частности, расположенные в Белграде Королевский дворец на холме Дединье, Храм святого Саввы и Церковь святого Марка.

Вторая мировая война и установление коммунистической власти в Восточной Европе положили конец дальнейшему развитию неовизантизма, который уже в 1940-е годы уступил в популярности различным течениям постмодернизма.

В Болгарии крупнейшим неовизантийским сооружением является Собор Александра Невского в Софии. Построенный под влиянием русского неовизантизма, он на протяжении долгого времени оставался самым большим православным храмом на Балканском полуострове.

– Центральная и Западная Европа

В Германии первым центром неовизантийской архитектуры стал Мюнхен. Придворная Церковь Всех Святых, спроектированная архитектором Лео фон Кленце по примеру Палатинской капеллы в Палермо, стала первым в Европе неовизантийским храмом. Восхищённый его видом король Баварии Людвиг II повелел украсить тронный зал замка Нойшванштайн, представляющий собой увенчанную куполом двухэтажную часовню, золотыми фресками и мраморной облицовкой в неовизантийском стиле.

Элементами этого архитектурного направления также обладает венская церковь Ам-Штайнхоф, построенная в стиле модерн Отто Вагнером.

В Великобритании ярчайшим примером неовизантийской архитектуры является Вестминстерский собор в Лондоне, возведённый по проекту Джона Фрэнсиса Бентли.

Крупнейшим проектом неовизантийской архитектуры в США является католическая Базилика Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии в Вашингтоне, построенная по проекту Чарльза Донаха Магинниса. Внутри этого храма находятся самые большие в мире мозаичные изображения.

НЕОВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ - один из исторических стилей XIX века, основанный на использовании мотивов архитектуры и декоративно-прикладного искусства раннехристианского Рима и стран христианского Востока (Ви­зан­тии, Гру­зии, Ар­ме­нии и др.).

Наи­выс­ше­го раз­ви­тия неовизантийский стиль дос­тиг в Рос­сии и на Бал­ка­нах (в Бол­гарии, Сер­бии), где имел ста­тус на­цио­наль­но­го и сим­во­ли­зи­ро­вал по­ли­тическое, ре­лигиозное и куль­тур­ное еди­не­ние пра­во­слав­ных на­ро­дов (идеи панс­ла­виз­ма; например, Алек­сан­д­ра Нев­ско­го храм-па­мят­ник в Со­фии, 1904-1912 годы, ар­хи­тек­то­ры И. С. Бо­го­мо­лов, А. Н. По­ме­ран­цев). Клю­че­вым ис­точ­ни­ком об­раз­но­сти хра­мов неовизантийского стиля в Рос­сии стал Свя­той Со­фии храм в Кон­стан­ти­но­по­ле (Стам­бу­ле), фор­мы ко­то­ро­го ас­со­ции­ро­ва­лись с ду­хом пра­во­слав­ной дер­жав­но­сти. Про­грам­ма неовизантийского стиля так­же вклю­ча­ла идею то­го, что ви­зантийское искусство к мо­мен­ту па­де­ния Ви­зан­тии не ис­чер­па­ло ре­сур­сов сво­его раз­ви­тия и что в XIX веке воз­мож­но ис­поль­зо­вать этот по­тен­ци­ал при соз­да­нии еди­но­го сти­ля вос­точ­но­хри­сти­ан­ско­го искусства.

Ру́сско-Византи́йский сти́ль — направление в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве в рамках историзма, основанное на интерпретации форм византийского и древнерусского зодчества. В рамках эклектики мог сочетаться и с другими стилями.

Неороманский стиль (англ. Romanesque Revival, нем. Neuromanik) — европейский стиль искусства XIX века, берущий за образец романское искусство XI—XII веков. Относится к течению историзма, популярному среди художников и архитекторов конца XIX — начала XX веков. Стиль был распространён в основном в США и Канаде в 1870—1920 годах.

Рото́нда (итал. rotonda, от лат. rotundus — круглый) — цилиндрическая постройка, обычно увенчанная куполом. По окружности ротонды часто расположены колонны.

Необарокко — одна из форм архитектурного стиля историзм XIX века, воспроизводившая архитектурные формы барокко.

Неомаврита́нский стиль — ретроспективный стиль направления историзма второй половины XIX — первой половины XX века, заключавшийся в переосмыслении и имитации архитектурных приёмов испанского, португальского, мавританского и исламского средневекового зодчества, в особенности — мудехара.

Русское барокко — общее название разновидностей стиля барокко, которые сформировались в Русском государстве и в Российской империи в конце XVII—XVIII веках.

Неоклассици́зм — термин, применяемый в российском искусствоведении для обозначения художественных явлений последней трети XIX и XX веков, которым присуще обращение к традициям искусства античности, искусства эпохи Возрождения или классицизма (в музыке — также и эпохи барокко). В зарубежном искусствоведении неоклассицизмом называют классицизм в архитектуре и изобразительном искусстве второй половины XVIII — первой трети XIX веков, в отличие от классицизма более раннего периода.

Тетрако́нх (от греч. τετρα-, в сложных словах – четыре и конха) – в раннехристианском и средневековом зодчестве тип центрического храма с четырёхлепестковым планом: к квадратному внутреннему подкупольному помещению примыкают четыре полуциркульные в плане апсиды. Был особенно распространён на территории Грузии и Армении. В форме тетраконха построен грузинский храм Ошки и армянский Звартноц.

Ру́сское узо́рочье (моско́вское узо́рочье) — архитектурный стиль, сформировавшийся в XVII веке на территории Русского государства, характеризовавшийся затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта.

Историзм в России — разнообразные направления историзма архитектуре России. Начиная с 1720 годов барокко и позже классицизм в России эволюционировали в направлении архитектуры сентиментальной, романтической, эклектической и историчной. Первыми появились исторические стили: египтизирующий, неоготика и шинуазри. Затем разработаны стили: псевдорусский, неовизантийский, неомавританский, неоренессанс, необарокко, элементы которых часто свободно комбинировались друг с другом (эклектика). Некоторые стили.

Неоренессанс — одна из наиболее распространённых форм стиля историзма XIX века, воспроизводившая архитектурные решения времён Возрождения, в особенности итальянского Чинквеченто. Отличительные черты — тяга к симметрии, рациональное членение фасадов, предпочтение прямоугольных планов с внутренними двориками, использование таких архитектурных элементов, как рустика и пилястры.

Иконоста́с (ср.-греч. εἰκονοστάσιον) — алтарная перегородка, более или менее сплошная, от северной до южной стен храма, состоящая из одного или нескольких рядов упорядоченно размещённых икон, отделяющая алтарную часть православного храма от остального помещения.

Апси́да (от др.-греч. ἁψίς, ἁψῖδος — свод), абси́да (лат. absis) — примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания, полукруглый, гранёный, прямоугольный или усложнённый в плане, перекрытый полукуполом (конхой) или сомкнутым полусводом. Как правило, этим термином обозначаются алтарные объёмы в церковной архитектуре. Небольшой пониженный выступ гранёной или полукруглой формы, примыкающий к основному объёму здания и не имеющий внутри себя алтаря, называется апсидиола. Впервые апсиды появились.

Ру́сская архитекту́ра следует за традициями, корни которых были установлены ещё в Византии, а затем в Древнерусском государстве. После падения Киева русская архитектурная история продолжалась во Владимиро-Суздальском княжестве, Новгородской и Псковской республиках, Русском царстве, Российской империи, Советском Союзе и современной Российской Федерации.

Древнерусское зодчество — зодчество, получившее распространение в восточнославянских княжествах с момента первичного зарождения русской государственности в IX веке до Батыева нашествия.

Притво́р — пристройка перед входом в храм (то же, что прона́ос у греков, передняя проходная часть античного храма). Может устраиваться с западной, южной и северной сторон храма. Обычно отделяется от храма стеной с дверным проемом.

Ку́пол (итал. cupola — купол, свод, от лат. cupula, уменьшительное от cupa — бочка) — пространственное покрытие зданий и сооружений, по форме близкое к полусфере или другой поверхности вращения кривой (эллипса, параболы и т. п.). Купольные конструкции используются преимущественно для перекрытий круглых, многоугольных, эллиптических в плане помещения и позволяют перекрывать значительные пространства без дополнительных промежуточных опор. Образующими формами служат различные кривые, выпуклые вверх.

Архитектура неоклассицизма — архитектурный стиль, созданный неоклассическим движением, которое началось в середине XVIII века. В своей чистейшей форме, это стиль, в основном производный от античной архитектуры, Витрувианских принципов и работ итальянского архитектора Андреа Палладио.

Хо́ры (греч. χορός — хор, древнерусское наименование — пола́ти) — в архитектуре верхняя открытая галерея или балкон внутри церкви (обычно на уровне второго этажа), в парадном зале и т. п. В западноевропейских храмах на хорах обычно размещаются музыканты, певчие, орган. В православных церквях хоры имеют гораздо более широкий набор функций, на них могут располагаться как клирос, так и приделы, подсобные помещения и т. п.В храме находятся обычно с западной стороны (противоположной алтарю) или опоясывают.

Роза (англ. rose window) — большое круглое окно в архитектуре готического стиля, расчленённое фигурным переплётом на части в виде звезды или распустившегося цветка с симметрично расположенными лепестками и застеклённое витражным стеклом.

Алта́рь (лат. altarium) — жертвенник (от altaria — навершие жертвенника, приспособление для сжигания жертвы; от altus — высокий). Первоначально — сооружение для совершения ритуальных жертвоприношений. В православной традиции — главная, обычно восточная, часть храма, как правило, отделённая от общего помещения иконостасом.

Табернакль (от лат. tabernaculum — шатёр) — в католических храмах сооружение для хранения предметов религиозного поклонения, часто богато украшенное (резьбой, скульптурными изображениями). Его прообразом является Скиния с Ковчегом Завета;

Киво́рий (греч. κιβώριον, лат. ciborium), кивория, алтарная сень — сень (навес) над престолом (алтарём), поддерживаемая колоннами. В плане чаще всего представляет собой квадрат, состоит из четырёх арок, опирающихся на четыре колонны. В иконописи изображение кивория символизирует алтарь.

Средокрестие — в церковной архитектуре место пересечения главного нефа и трансепта, образующих в плане крест.

Это статья об архитектурной форме. См. также ШатёрШатёр — архитектурная форма в виде многогранной (чаще всего восьмигранной) пирамиды, служащая для завершения архитектурного сооружения. Шатрами завершали храмы, колокольни, башни и крыльца. Шатры бывают деревянные и каменные (кирпичные).

Кóнха (от греч. κόγχη — раковина) — элемент древневизантийской храмовой архитектуры, представляющий собой перекрытие в форме полукупола над полуцилиндрическими частями зданий, такими как апсида или ниша.

Лу́ковичная глава́ — разновидность купольного покрытия, имеющая форму луковицы. Отличается больши́м диаметром главы, превышающим диаметр барабана, а также преобладанием высоты над шириной. Наибольшее распространение имеет в русской и украинской храмовой архитектуре, но при этом используется также в некоторых католических церквях Баварии, встречается на Среднем Востоке и в Индии.

Готическая архитектура — период развития западно- и центрально-европейской архитектуры, соответствующий зрелому и позднему Средневековью (с конца XII по начало XVI века). Готическая архитектура сменила архитектуру романской эпохи и в свою очередь уступила место архитектуре периода Возрождения.

Русский классицизм — стиль в искусстве, возникший в России в процессе европеизации при Екатерине II, и распространённый во второй половине XVIII — первой половине XIX веков.

Глава́ в архитектуре — декоративное покрытие, расположенное над куполом храма и устраиваемое на световом барабане. Главка — глава, устроенная на декоративном (глухом) барабане. В историко-архитектурном и реставрационном обиходе о главах часто говорят и в широком смысле — как о завершении храма, состоящем из барабана, купола и купольного покрытия.

Неф, или кора́бль (фр. nef, от лат. navis — корабль) — вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.

Зальный храм — вытянутый в плане христианский храм с нефами равной высоты, либо с несколько более высоким (но без окон) средним нефом (псевдобазилика), а также однонефный храм без трансепта (проповедническая церковь, церковь нищенствующих орденов).

Архитекту́ра моде́рна (архитектура ар-нуво) — архитектурный стиль, получивший распространение в Европе в 1890-е—1910-е годы в рамках художественного направления модерн. Архитектуру модерна отличает отказ от классических линий и углов в пользу более декоративных (необарочных, неоготических, неорусских) линий при использовании новых материалов, таких как металл, бетон, железобетон (Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме, Мост Драконов) и стекло (Стеклянный павильон).

Украинское, или Казацкое барокко — разновидность стиля барокко, первоначально, распространённая на Надднепрянской Украине, а после вступления Войска Запорожского в русское подданство, получившая широкое распространение в землях Русского царства и Российской империи в архитектуре, живописи, музыке и литературе.

Читайте также: