Озаглавить текст это значит кратко назвать

Обновлено: 02.07.2024

Текст-рассуждение содержит объяснение каких-то утверждений. К нему можно поставить вопросы:почему? зачем?

Предложение - это слово или группа слов, которые связаны по смыслу, от одного слова к другому можно поставить вопрос. Предложение выражает законченную мысль.

Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, в конце предложения ставится точка, восклицательный или вопросительный знак.

Каждое предложение произносится с какой-нибудь целью. По цели высказывания предложения бывают: повествовательные, вопросительные. побудительные.

Повествовательное предложение - это предложение, в котором о чём-то сообщают (повествуют).

Вопросительное предложение - это предложение, в котором о чём-то спрашивают.

Побудительное предложение - это предложение, в котором побуждают к действию, советуют или просят что-то сделать.

По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные.

Восклицательное предложение - это предложение, которое произносится с сильным чувством. В конце восклицательного предложения ставится восклицательный знак (!).

Невосклицательное предложение - это предложение, которое произносится спокойно, без сильного чувства. В конце невосклицательного предложения ставится точка (.) или вопросительный знак (?).

В предложении есть главные и второстепенные члены.

Главные члены предложения - это подлежащее и сказуемое.

Подлежащее - это главный член предложения, который называет то, о ком или о чём говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопрос кто? или что? Подлежащее подчёркивается одной чертой.

Сказуемое - это главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем, называет то, что совершает предмет . Сказуемое отвечает на один из вопросов: что делает? что делают? что будет делать? что сделал? что сделает? Сказуемое подчёркивается двумя чертами.

Пример разбора.

Хлынул проливной дождь.

1. В предложении говорится о дожде.

2. Слово дождь отвечает на вопрос что?

3. Дождь - это подлежащее, подчёркиваем одной чертой.

4. Подлежащее выражено существительным.

5. Дождь что сделал? Хлынул. Хлынул называет то, что сделал дождь.

Как подружить животных? Мы аккуратно завернули колючих ежат в мягкие тряпочки и поднесли к кошке. На этот раз Мурка спокойно лежала рядом.

Ёжики уткнули мордочки в теплый кошкин живот. Малыши сосали молочко у новой мамы. Так домашняя кошка выкормила лесных зверят.

Однажды лесник принёс троих ежат. У них погибла мать. Мы реши­ли спасти ежат и подсадили голодных зверьков кошке Мурке. Она тро­нула их лапкой и резко отпрыгнула.

Давайте поможем Ёжику составить рассказ .

Поставьте предложения в нужном порядке и прочитайте текст. ПАУЗА

Проверь себя

Мурка и ежата

О днажды лесник принёс троих ежат. У них погибла мать. Мы решили спасти ежат и подсадили голодных зверьков к кошке Мурке. Она тронула их лапкой и резко отпрыгнула.

Как подружить животных? Мы аккуратно завернули колючих ежат в мягкие тряпочки и поднесли их к кошке. На этот раз Мурка спокойно лежала рядом.

Ёжики уткнули мордочки в тёплый кошкин живот. Малыши сосали молочко у новой мамы. Так домашняя кошка выкормила лесных зверят.

Помоги Ёжику составить рассказ .

Мурка и ежата

Как подружить животных? Мы аккуратно завернули колючих ежат в мягкие тряпочки и поднесли к кошке. На этот раз Мурка спокойно лежала рядом.

Ёжики уткнули мордочки в теплый кошкин живот. Малыши сосали молочко у новой мамы. Так домашняя кошка выкормила лесных зверят.

Однажды лесник принёс троих ежат. У них погибла мать. Мы реши­ли спасти ежат и подсадили голодных зверьков кошке Мурке. Она тро­нула их лапкой и резко отпрыгнула.

Проверь себя

Мурка и ежата

О днажды лесник принёс троих ежат. У них погибла мать. Мы решили спасти ежат и подсадили голодных зверьков к кошке Мурке. Она тронула их лапкой и резко отпрыгнула.

Как подружить животных? Мы аккуратно завернули колючих ежат в мягкие тряпочки и поднесли их к кошке. На этот раз Мурка спокойно лежала рядом.

Ёжики уткнули мордочки в тёплый кошкин живот. Малыши сосали молочко у новой мамы. Так домашняя кошка выкормила лесных зверят.

  • Получился ли рассказ? ПАУЗА
  • Как вы думаете, можно ли то, что мы составили назвать текстом? ПАУЗА

Вопросы для обсуждения:

  • Получился ли рассказ? Почему?
  • Как вы думаете можно ли то, что мы составили назвать текстом?

Чистописание

Запишите строчные и заглавные буквы е, ё…. ПАУЗА

Запишите слова Еж, Ежиха.

Составьте с ними предложения.

е еее ё Е Ё

Изучение материала. Текст. План текста.

Тема урока Текст. План текста.

  • Сегодня на уроке мы вспомним, что такое текст, какие признаки имеет текст. Также вспомним, что такое план текста и как его нужно составлять. Что выражают тема и главная мысль текста.

Текст. План текста.

1. Что называется текстом.

2. Признаки текста.

3. План текста.

4. Тема и основная мысль текста

Текст –это высказывание, в котором два или несколько предложений связаны по смыслу и объединены общей темой. Текст можно озаглавить.

Признаки текста

  1. Наличие темы и основной мысли.
  2. Предложения между собой связаны по смыслу.
  3. Имеет три части (вступительную, основную и заключительную).
  4. Текст можно озаглавить.

Тема – это то, о чем или о ком говорится в тексте. Тема объединяет предложения в тексте.

Главная мысль текста – это то главное, о чем хотел сказать автор.

Тема и основная мысль связаны между собой.

Озаглавить текст – это значит кратко назвать его основную мысль или тему.

Текст –это высказывание, в котором два или несколько предложений связаны по смыслу и объединены общей темой.

Тема – это то, о чем говорится в тексте.

Главная мысль текста – это то главное, о чем хотел сказать автор.

Тема и основная мысль связаны между собой.

Озаглавить текст – это значит кратко назвать его основную мысль или тему.

Давайте вспомним, как составить план текста.

1. Прочитай текст целиком.

2. Раздели текст на смысловые части. Начало и конец отметь карандашом (одна часть от другой отмечается новым содержанием).

3. Прочитай первую часть, выдели главное. Подбери к ней заголовок.

4. Таким образом, поработай над другими частями.

5. Запиши заголовки к каждой части (план).

- отражает ли заголовок главное в части текста:

-не повторяются ли заголовки;

-не пропущено ли что-либо важное.

Как составить план текста.

1. Прочитай текст целиком.

2. Раздели текст на смысловые части.

3. Прочитай первую часть, выдели главное. Подбери к ней заголовок.

4. Таким образом, поработай над другими частями.

5. Запиши заголовки к каждой части (план).

- отражает ли заголовок главное в части текста:

-не повторяются ли заголовки;

-не пропущено ли что-либо важное.

Мы помогли ежику составить текст. А сейчас давайте попробуем составить его план.

1. Прочитайте текст целиком. ПАУЗА.

2. Давайте разделим текст на смысловые части. Начало - рассказывается, как лесник принес троих ежат. (Показать на слайде) .Конец - как кошка стала второй мамой. Остальное – это основная часть. Начало и конец отметим карандашом (Показать на слайде)

3. Читаем первую часть.

О днажды лесник принёс троих ежат. У них погибла мать. Мы решили спасти ежат и подсадили голодных зверьков к кошке Мурке. Она тронула их лапкой и резко отпрыгнула.

Выделяем главное. В этой части говорится, о том, что ребята решили спасти ежат. Поэтому заголовок к этой части будет: Мы решили спасти ежат.

Как подружить животных? Мы аккуратно завернули колючих ежат в мягкие тряпочки и поднесли их к кошке. На этот раз Мурка спокойно лежала рядом.

Выделяем главное. В этой части говорится, о том, что ребята решили подружить ежат. Дадим ей следующее название: Как подружить животных?

Ёжики уткнули мордочки в тёплый кошкин живот. Малыши сосали молочко у новой мамы. Так домашняя кошка выкормила лесных зверят.

Выделяем главное. В этой части говорится, о том, что комка стала им второй мамой. Назовем эту часть: Вторая мама.

6. Проверяем себя:

-наши заголовки отражают главное в части текста:

-заголовки не повторяются ли заголовки;

-ничего важного мы не пропустили.

Мурка и ежата

О днажды лесник принёс троих ежат. У них погибла мать. Мы решили спасти ежат и подсадили голодных зверьков к кошке Мурке. Она тронула их лапкой и резко отпрыгнула.

Как подружить животных? Мы аккуратно завернули колючих ежат в мягкие тряпочки и поднесли их к кошке. На этот раз Мурка спокойно лежала рядом.

Ёжики уткнули мордочки в тёплый кошкин живот. Малыши сосали молочко у новой мамы. Так домашняя кошка выкормила лесных зверят.

План

  1. Мы решили спасти ежат.
  2. Как подружить животных?
  3. Вторая мама.

Закрепление материала

Докажите, что это текст

Летнее утро

Я стою возле цветущего клеверного поля. Разноцветный ковёр его переливается, меняет окраску. В самой дали сияет ослепительным блеском золотая кайма.

Взлетел жаворонок. Серый комочек в первых лучах солнца стал золотым. Яркие искры заиграли в каплях росы на цветах. Что за чудесные звуки разлились по земле? Это подлетели пчёлы. Они зажужжали над чашей цветов. Проснулся кузнечик. Понеслась и его скрипучая музыка. Теперь всё поле поёт.

Все рады тёплому летнему утру. Радостно и мне.

Вопросы по тексту:

  1. Определите тему и главную мысль текста. ПАУЗА
  2. Что отражает заголовок: тему или главную мысль текста? ПАУЗА
  3. Почему в тексте выделены три части? О чём в них говорится? ПАУЗА
  4. Составьте план текста. Придумайте к каждой части текста заголовок. Запишите план. ПАУЗА

Летнее утро

Я стою возле цветущего клеверного поля. Разноцветный ковёр его переливается, меняет окраску. В самой дали сияет ослепительным блеском золотая кайма.

Взлетел жаворонок. Серый комочек в первых лучах солнца стал золотым. Яркие искры заиграли в каплях росы на цветах. Что за чудесные звуки разлились по земле? Это подлетели пчёлы. Они зажужжали над чашей цветов. Проснулся кузнечик. Понеслась и его скрипучая музыка. Теперь всё поле поёт.

Все рады тёплому летнему утру. Радостно и мне.

Вопросы по тексту:

  1. Определите тему и главную мысль текста.
  2. Что отражает заголовок: тему или главную мысль текста?
  3. Почему в тексте выделены три части? О чём в них говорится?
  4. Составьте план текста. Придумайте к каждой части текста заголовок. Запишите план.

Развиваем свою речь

Скажите, а вы любите каникулы? Безусловно, все дети мира просто обожают каникулы! И сейчас я вам расскажу, как же отдыхают ребята в других странах. Например, в Чехии каникулы у школьников бывают только зимой и летом. Летние каникулы продолжаются всего 2 месяца. Зимние каникулы в школах Китая продолжаются с конца декабря до начала февраля. В это время

в стране отмечается китайский новый год. В Индии самые жаркие месяцы – май и июнь, кроме того, в мае начинается сезон дождей, поэтому в школах объявляют каникулы. Занятия возобновляются в начале июля, когда жара становится чуть менее жестокой. Следующие каникулы в декабре, после чего учеба продолжается до марта. Летние каникулы в Австралии начинаются за пару недель до Рождества.

Интересные факты о каникулах

Картинки

Запомните, как пишется слово каникулы. Запишите его.

Закрепление материала

В 19 веке в США у детей не было летних каникул в современном понимании. Дети из сельских регионов уезжали помогать родителям во время сбора урожая, а "городские" получали неделю отдыха каждые три месяца учебы.

Расскажите про свои добрые дела на каникулах.

Картинки по тексту

  1. Пора года, когда вы любите отдыхать. Почему? (картинки осень, лето, зима, весна)
  2. Где вы чаще всего проводите свои каникулы? Опишите это место. (город, деревня, лес, река, море)
  3. Мои добрые дела во время каникул. (посадил дерево, работал в огороде, играл с младшим братом, сестрой..)
  4. Ваши впечатления от отдыха.

Итог урока

Сегодня на уроке мы вспомнили, что текст –это два или несколько предложений , связанных между собой по смыслу и объединенных общей темой.

Тема и основная мысль связаны между собой и объединяют предложения в тексте.

Озаглавить текст – это значит кратко назвать его основную мысль или тему.

Что текст делится на три части: вступление, основная часть, заключение. Научились составлять план текста.

1.Текст – это два или несколько предложений, связанных между собой.

2. Тема текста – это то, о чём или о ком говорится в тексте.

3. Главная мысль текста – то главное, что хотел сказать автор.

4. Заголовок – название текста.

5. Озаглавливать текст – давать название тексту.

Основная и дополнительная литература:

Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017. - с. 10.

Часть 1. Признаки текста.

Давайте сначала повторим, как отличить текст от группы предложений. У текста есть свои признаки.

1.Текст состоит из предложений.

2. Предложения в тексте связаны между собой.

3. Текст можно озаглавить.

Посмотрите на эти группы предложений. Как вы думаете, какой вариант является текстом?

1. У нас на даче растут высокие яблони. Собака – лучший друг человека. Я люблю свою семью. Бабушка всегда печёт вкусные пирожки.

2. Вот и лето наступило. У детей начались каникулы. Саша и Паша катаются на велосипеде в парке, а девочки плетут друг другу косички около фонтана. Хорошо летом.

Правильно! Вариант два, потому что эти предложения связаны между собой по смыслу. Из первого предложения мы поняли, что уже наступило. Из второго, что сейчас летние каникулы. Из третьего мы узнали о том, что делают дети. Четвертое предложение говорит нам о том, что автор считает: хорошо летом. Это текст.

Предложения должны быть логично связаны между собой по смыслу. Если этого нет, то текст не получится.

Посмотрим на предложения.

Когда я читаю, я всегда узнаю много нового и интересного. Недавно она подарила мне книгу о животных. Я люблю читать. Моя бабушка часто дарит мне книги.

Текст получается несвязным, нужно правильно расставить предложения.

Я люблю читать. Моя бабушка часто дарит мне книги. Недавно она подарила мне книгу о животных. Когда я читаю, я всегда узнаю много нового и интересного.

Теперь это хороший, красивый текст.

Часть 2. Тема и главная мысль текста.

В тексте можно определять тему и главная мысль текста.

Тема – это то, о чём или о ком говорится в тексте. Например, В тексте:

Утята очень быстро растут. Их не надо учить есть из миски. Не надо учить плавать. Они самостоятельные.

О ком говорится в тексте? Об утятах. Утята – тема текста. Все предложения в тексте связаны одной темой.

Посмотрите на этот текст. Все ли предложения в нём соответствуют теме?

Осенью часто идут дожди. На улице становится холодно. Природа засыпает.

В тексте рассказывается об осени. Осень – тема текста. Правильный ответ: да, все предложения связаны одной темой.

Молодец! Теперь вы знаете, что такое тема текста.

Главная мысль текста.

У каждого текста есть автор, который написал этот текст. Автор, обращаясь к читателям, хочет донести нужную информацию.

Главная мысль – то главное, что хочет сказать автор читателям.

Попробуем определить главную мысль текста.

Букварь – помощник первоклассников. Он помогает выучить все буквы. Ребята читают букварь и узнают много нового, интересного. После букваря, дети хорошо читают другие книги.

Тема текста – букварь.

Иногда основная мысль заключена в одном предложении. Прочитаем текст и определим тему и основную мысль текста

Ранней весной природа начинает просыпаться ото сна. Тает снег. На ветках деревьев появляются первые почки. Всё чаще слышны песни птиц.

Главная мысль заключена в первом предложении. Остальные предложения развивают главную мысль. То есть объясняют, как просыпается весна.

Теперь ты знаешь, как определить тему теста и главную мысль!

Часть 3. Заголовок.

Что такое заголовок и как озаглавливать текст?

Заголовок – название текста.

Озаглавливать текст – это значит дать ему название.

Заголовок может отражать тему или главную мысль текста.

У Серёжи есть пёс Рэкс. Они всегда весело проводят время. Когда Серёжа уходит в школу, Рекс ждёт его дома и очень скучает. Рекс – настоящий друг.

Тема – мальчик и его собака.

Текст можно озаглавить двумя способами.

Упражнение 1.Выберите тему текста.

Ромашки растут в поле. Они похожи на солнышко. У них желтые серединки и белые лепестки. Растут ромашки на тоненьких стебельках.

В) Цветы растут в поле.

Г) Жёлтые серединки.

Упражнение 2. Выберите главную мысль текста.

После школы Наташа весело бежит домой. Сегодня она будет помогать маме. Они вместе будут готовить борщ. Наташа всегда помогает маме, потому что мама устает на работе.

А) Нужно помогать маме.

Б) Наташа с мамой будут готовить борщ.

В) Наташа бежит домой.

Упражнение 3. Выберите заголовок:

В зоопарке живут разные животные. Там обитают трусливые кролики и смелые львы. Можно увидеть, как мартышки прыгают по деревьям, и как лежат в снегу белые медведи. Как же интересно в зоопарке!

Упражнение 4. Допишите предложения.

1. Текст – это ________________________________ _____________________

2. Тема текста – это_________________________________________________

3. Главная мысль текста- это__________________________________________

4. Заголовок – это_____________________________________________________

5. Озаглавливать текст – это______________________________________________


Озаглавить текст - это значит кратко назвать его тему или основную мысль.


Составь текст из предложений и озаглавь его?

Составь текст из предложений и озаглавь его.


Озаглавить текст - это значит?

Озаглавить текст - это значит?


Озаглавить текст - это значит?

Озаглавить текст - это значит.


Каким может быть ответ на вопрос этого предложения?

Каким может быть ответ на вопрос этого предложения.

Закончи текст, начиная со слова ВОЗМОЖНО, .

Для чего же старый скворец каждое утро прилетает на яблоню, для кого звучит его песня?


Озаглавь и запиши текст без лишнего предложения?

Озаглавь и запиши текст без лишнего предложения.


Это текст только озаглавить надо или еше то еще я думаю нет России другой?

Это текст только озаглавить надо или еше то еще я думаю нет России другой.


Закончите предложение " Писать и говорить грамотно - это значит ?

Закончите предложение " Писать и говорить грамотно - это значит .


Прочитай текст Можно ли сказать что это текст описание Почему как ты озаглавишь?

Прочитай текст Можно ли сказать что это текст описание Почему как ты озаглавишь.


Прочитай Текст озаглавь его какой это текст - описание повествование или рассуждение?

Прочитай Текст озаглавь его какой это текст - описание повествование или рассуждение.


Прочитай текст Озаглавь его Какой это текст описание повествовательное или рассуждение?

Прочитай текст Озаглавь его Какой это текст описание повествовательное или рассуждение.

На странице вопроса Закончи предложения : Озаглавить текст - это значит? из категории Русский язык вы найдете ответ для уровня учащихся 1 - 4 классов. Если полученный ответ не устраивает и нужно расшить круг поиска, используйте удобную поисковую систему сайта. Можно также ознакомиться с похожими вопросами и ответами других пользователей в этой же категории или создать новый вопрос. Возможно, вам будет полезной информация, оставленная пользователями в комментариях, где можно обсудить тему с помощью обратной связи.


Вся проблема в том , что Вода и Огонь не были до конца честными. Они умолчали о своих отрицательных качествах и хотели казаться в глазах своих спутников лучше, чем они есть на самом деле. В дружбе - честность и доверие превыше всего и если нет этих..

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ГИМНА.

Описание презентации по отдельным слайдам:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ГИМНА.

Прочитай слова. Поставь ударение, подчеркни орфограммы. Выпиши первые буквы и.

Прочитай слова. Поставь ударение, подчеркни орфограммы. Выпиши первые буквы из слов. Прочитай тему урока. Тогда, ель, когда, сколько, театр

Проверь себя Текст состоит из предложений. Озаглавить текст – это значит крат.

Проверь себя Текст состоит из предложений. Озаглавить текст – это значит кратко назвать его тему или основную мысль. По заглавию можно определить тему текста. Все предложения в тексте связаны между собой по смыслу.

Прочитай текст Выбери из данных заглавий подходящее и напиши: «Миша и бабушка.

Прочитай. Как надо поменять местами части, чтобы получился текст? Пронумеруй.

Прочитай. Как надо поменять местами части, чтобы получился текст? Пронумеруй части. Озаглавь текст. Однажды брат попросил Серёжу прислать ему колосок пшеницы. Пшеничное поле начиналось за деревней. Зачем солдату нужен колосок? Брат у Серёжи служит на границе. Он охраняет нашу Родину. Сергей пошёл на поле и сорвал колосок. Он написал, что колосок рос на ниве, которая начинается за домом. Написал это Серёжа и сразу догадался, почему брат колосок попросил.

Проверь себя. Колосок для брата Брат у Серёжи служит на границе. Он охраняе.

Проверь себя. Колосок для брата Брат у Серёжи служит на границе. Он охраняет нашу Родину. Однажды брат попросил Серёжу прислать ему колосок пшеницы. Пшеничное поле начиналось за деревней. Зачем солдату нужен колосок? Сергей пошёл на поле и сорвал колосок. Он написал, что колосок рос на ниве, которая начинается за домом. Написал это Серёжа и сразу догадался, почему брат колосок попросил.

Прочитай. Пронумеруй предложения по порядку, чтобы получился текст. А Мишка.

Прочитай. Пронумеруй предложения по порядку, чтобы получился текст. А Мишка всё съел и был таков. Привезли они ловушку, мёдом обмазали, зерна насыпали. Чуть стемнеет - косолапый тут как тут. Решили охотники поймать зверя. Повадился медведь в деревню ходить.

Проверь себя Повадился медведь в деревню ходить. Чуть стемнеет - косолапый.

Проверь себя Повадился медведь в деревню ходить. Чуть стемнеет - косолапый тут как тут. Решили охотники поймать зверя. Привезли они ловушку, мёдом обмазали, зерна насыпали. А Мишка всё съел и был таков.

Читайте также: