Отражение в салической правде отношений собственности на землю кратко

Обновлено: 04.07.2024

В Салической правде еще не было однозначного понятия права собственности и его содержания, однако начинало зарождаться разделение вещей на движимые и недвижимые.

К движимым вещам, находящимся в собственности отдельных лиц или семей, применялось обозначение свой ^и^), в отличие от дефиниции чужой (аііепш) .

Движимое имущество у франков беспрепятственно отчуждалось, передавалось в наследство одному из членов семьи умершего либо родственнику со стороны матери или отца

Большинство положений Салической правды было посвящено охране и защите права собственности на различные движимые вещи В них со всеми подробностями рассматриваются случаи кражи крупного рогатого скота, овец, коз, собак, птицы, пчел, свиней и т п

Иначе Салическая правда закрепляла право на землю, находившуюся во владе­нии семьи, различая приусадебный участок, пахотную землю, луга и леса

Угодья (леса, пастбища и т . д .) принадлежали всей крестьянской общине, участ­ки пахотной земли в равной мере распределялись между крестьянскими семьями В ранний период земля не могла быть объектом гражданско-правовых операций, однако со временем у салических франков появилась частная собственность на

землю . С одной стороны, она возникала в результате покупки у римлян, с другой — захватов не занятых никем территорий . Эти земли назывались аллодом. Наряду с ними существовали земли, переданные их владельцам во владение и пользование за определенные услуги и плату натурой, — прекарий. Чиновникам и воинам франк­ские короли предоставляли земельные участки на правах бенефиция (держание земли на условиях несения службы) .

Право собственности строго охранялось законом . Салическая правда карала сам факт нарушения границы пахотного поля без разрешения хозяина, предусма­тривая следующие наказания:

♦ за проезд по чужому полю — 3 солида;

♦ за запашку чужого поля — 15 солидов;

♦ за посев на чужом поле — 45 солидов .

Переход права собственности от одного лица к другому производился путем традиции, то есть путем неформальной передачи

Как способ приобретения права собственности признавалась также давность (один год)

Институт наследования земли только зарождался . По общему правилу участок передавался в наследство мужским потомкам умершего (IX, 5) .

Для защиты права собственности законодатель предусмотрел виндикацию похищенных и потерянных вещей . Фактический владелец движимой вещи был обязан доказать, что купил или выменял ее, иначе он мог быть объявлен во­ром

Салическая правда регулировала порядок возвращения похищенных или утерянных вещей, а также продажу спорного имущества. В последнем случае продавец обязан был явиться на судебное заседание в срок от 40 до 80 дней в зависимости от расстояния, на котором он проживал от суда, а покупателя во­обще устраняли из дела . Продавец спорной вещи не только должен был вернуть покупателю полученную от него сумму, но и выплатить возмещение за причи­ненные убытки . Если продавец, вызванный в суд, на заседание не являлся, то он осуждался заочно

ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ИХ ПРАВОВОЕ

Договорные отношения значительного развития у франков не получили

Салическая правда различала два вида договорных обязательств: относительно вещей и относительно устных договоренностей, основанных на доверии . В первом случае кредитор при свидетелях был обязан принудить должника к выполнению обязательств три раза с промежутками в семь ночей

Каждое из таких требований влекло за собой негативные последствия для должника, он подлежал штрафу в 3 солида

Далее следовало обращение кредитора в суд, и если должник все-таки отказы­вался исполнить свои обязательства, он присуждался к уплате и суммы долга, и до 15 солидов штрафа независимо от 9 солидов, которые были наложены в результате

предыдущего трехкратного неисполнения требований кредитора . Таким образом, исполнение даже самых обычных гражданских соглашений обеспечивалось кара­тельным иском, а возврат суммы долга составлял лишь дополнение к наказанию Другой вид исполнения обязательств также связан с возможностью принужде­ния, но несколько в ином порядке.

По окончании срока кредитор приходил к дому должника и вместе со свиде­телями требовал платежа. Если следовал отказ, то должник обязывался к уплате штрафа 15 солидов . Через каждые 9 дней следовали еще три требования, которые заявлялись сначала на собраниях граждан, а затем всякий раз повторялись у дома должника Каждое новое уклонение от платежа налагало на должника очередной штраф 3 солида.

Еще при первом требовании кредитор получал от тунгина право на протест в присутствии свидетелей против всякого платежа кому-либо и против всякого залога, которые могли быть сделаны во вред ему его должником

Наконец, кредитор шел к графу, который вместе с ним и семью рахинбургами приходил к дому должника, арестовывал его имущество и передавал кредитору имущество, соразмерное сумме долга

При этом третья часть штрафа уплачивалась графу в качестве фредуса (то есть за нарушение королевского мира) .

Нарушение договора могло повлечь за собой не только имущественную, но и личную ответственность должника. В случае неисполнения обязательства он, как правило, становился рабом кредитора

БРАК И СЕМЬЯ В САЛИЧЕСКОЙ ПРАВДЕ

Семья у салических франков носила патриархальный характер. В состав семьи, возглавляемой отцом, вместе с нисходящими входили родственники боковых ли­ний, родные и сводные братья, а также их жены Как правило, эти многочисленные семьи жили под одной крышей вместе с дворней, а в некоторых случаях — и с во­оруженной свитой

Власть отца в соответствии с Салической правдой уже не была настолько ши­рока, как в Риме, она напоминала скорее строгую пожизненную опеку мужа над женой, отца над дочерью или сыном Опека над сыном прекращалась после дости­жения им возраста 12 лет

Браку, как и семье в целом, в Салической правде посвящено незначительное число статей . Из них можно установить следующее .

Заключению брака предшествовала договоренность между семьями жениха и невесты . Необходимость согласия родителей прямо предписывалась Капиту­лярием 1 к Салической правде .

Право франков запрещало браки между представителями разных социальных слоев, особенно между рабами и свободными гражданами: такой союз влек за со­бой потерю свободы Согласно Капитулярию 1 к Салической правде свободная женщина, вступившая в брак с рабом, объявлялась вне закона, имущество посту­пало в казну, а родственники могли безнаказанно убить ее Раб, женившийся на свободной, подлежал колесованию

Простое сожительство с рабыней каралось штрафом 15 солидов, со свободной женщиной — 45 солидов .

Запрещались браки с родственниками и свояками: такие союзы объявлялись недействительными, а дети, рожденные в них, — незаконнорожденными .

Салическая правда устанавливала большой штраф за похищение женщины, бо­рясь против старого обычая франков: похищение чужой невесты влекло за собой возмещение убытка новобрачному, оценивавшегося в 15 солидов, а похищение чужой жены угрожало штрафом 200 солидов .

Незамужняя женщина пользовалась некоторой самостоятельностью: источни­ки не содержат каких-либо данных об опеке вдовы со стороны родственников- мужчин

Капитулярий 1 закреплял особый правовой режим приданого:

♦ женщина не могла ни дарить, ни продавать свое приданое;

♦ после ее смерти оно отходило детям;

♦ в случае повторного брака часть приданого вдовы передавалась ближайшим родственникам мужа, а при их отсутствии — в казну

В Салической правде ничего не говорилось о разводе, хотя обычное право фран­ков допускало свободу в этом вопросе — не требовалось ни согласия родственни­ков, ни других формальных оснований

Под воздействием христианской церкви в VП-IX вв . в брачно-семейное право германцев были внесены значительные изменения . Капитулярий 744 г. , подтверж­денный в 789 г. Карлом Великим, установил неразрывность уз брака, объявленного согласно христианским канонам священным

На рубеже VП-IX вв .

были изданы первые законодательные акты, установи­вшие обязательность церковного оформления брака, запрещавшие повторные браки вдов и др

НАСЛЕДОВАНИЕ И ЕГО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Право франков не содержало каких-либо норм относительно наследования по за­вещанию Предусматривалось, что собственность умершего принадлежит семье и родственникам, которые пережили покойника.

В известной степени этот пробел восполнял известный Салической правде ин­ститут аффатомии — своеобразный договор дарения, заключаемый в интересах третьего лица. Его суть сводилась к тому, что владелец передавал имущество или его часть какому-либо доверенному лицу, которое не приходилось ему родствен­ником, с обязанностью последнего через год передать это имущество назначенным им наследникам

Аффатомия осуществлялась публично в сотенных собраниях под председатель­ством тунгина с соблюдением строгой символической процедуры, которая должна была быть (при передаче имущества наследникам) клятвенно засвидетельствована в присутствии короля или в судебном заседании не меньше чем тремя свидетелями . Наследодатель передавал перед судом все имущество или его часть особому лицу, которому отводилась роль посредника. Через 12 месяцев этот посредник прибывал к дому действительного наследника и передавал ему в собственность все, что было получено от наследодателя

В столь сложном характере дарения вещей можно видеть влияние старых запре­тов на отчуждение большой семейной собственности нечлену семьи

Мужчина, вступивший в брак с вдовой, которая имела свое имущество, дол­жен был оплатить родным первого (умершего) мужа сумму 3 солида и 1 дена­рий

Движимое имущество в соответствии с Салической правдой сын и дочь насле­довали в равных долях, однако земля могла переходить только к сыну Тем самым законодатель стремился сохранить земельную собственность у данного рода

ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ У САЛИЧЕСКИХ ФРАНКОВ

Большая часть статей в варварских правдах посвящена, если использовать совре­менную терминологию, преступлениям и наказаниям

Под преступлением понимались прежде всего два момента:

1) обида, то есть вред, причиненный лицу или имуществу другого человека;

2) нарушение королевского мира

Соответственно, под наказанием понималось возмещение, компенсация за эту обиду или вред

Варварские правды, таким образом, не восприняли нормы позднего римского уголовного права с его широким применением смертной казни.

Из уголовного права франков постепенно исчезают пережитки первобыт­нообщинного строя Например, в Салической правде обычай кровной мести и талион со временем замещаются системой композиций — материальной ком­пенсацией, возмещением вреда и значительным по размеру штрафом в интере­сах пострадавшего (или его родственников) и государства (треть всей суммы) Система композиций получила в Салической правде детализированную раз­работку и стала упрощенным видом наказаний Только при неуплате компози­ции за убийство свободного человека допускались кровная месть или наказание через суд

Наличие таких правовых постановлений убедительно удостоверяло процессы постепенного распада родовых отношений

Если обидчик выплачивал композицию пострадавшему, то он, как правило, не платил королю никакого штрафа . Только в отдельных случаях часть или вся ком­позиция шла в казну Например, граф, принимавший участие во взыскании долга с должника путем конфискации его имущества, взыскивал как штраф третью часть этого долга.

Таким образом, следует отметить, что в Салической правде возмещение дели­лось на две части:

1) файд, следовавший пострадавшему или его представителям в виде выкупа за частную (в том числе и кровную) месть;

2) фредум, поступавший государству за его вмешательство.

Фредум составлял третью часть всей суммы.

Кроме выкупа существовали реституция (возвращение в предыдущее состоя­ние или восстановление нарушенного права) и возмещение расходов.

Обычный вергельд за франка составлял 200 солидов, за римлянина — 100 со- лидов

О появлении сословного расслоения во франкском обществе свидетельство­вала прямая зависимость меры наказания не только от вида правонарушения, но и от общественного положения виновного и пострадавшего. Так, если речь шла о преступном посягательстве на лицо, состоявшее на королевской службе, то воз­мещение увеличивалось в три раза

У салических франков, как и у их соседей, несмотря на наличие некоторых разрозненных норм и статей в варварских правдах, еще не сформировалось четких представлений о различных государственных преступлениях, которые в основном воспринимались как действия, направленные против короля. Собственно в Са­лической правде о таких преступлениях ничего не говорилось, однако по мере укрепления государственных властных структур происходило усиление защиты, расширялся круг преступных деяний не только против короля и его должностных лиц, но и против государства, народа

Определенная часть преступлений в варварских правдах относилась к пося­гательству на личность Это прежде всего убийство, размер вергельда за которое зависел не только от социального положения пострадавшего, но и от его возраста, пола и т п

♦ За убийство свободного франка назначался значительный вергельд 200 со- лидов

♦ Меньшим был вергельд за галло-римлянина, если он не был приближенным короля

♦ Вергельд за убийство франка, находившегося на королевской службе, утраи­вался: так, за убийство графа, королевского должностного лица назначалась выплата 600 солидов .

♦ Если граф был из полусвободных литов или рабов короля, сумма снижалась до 300 солидов

♦ Многократно увеличивался вергельд за убийство королевского дружинника во время пребывания его на службе Так, убийство в военном походе кара­лось выплатой 1800 солидов .

♦ Особую группу субъектов правовой защиты составляли лица духовного зва­ния: за убийство простого священника уплачивалось 600 солидов, за убий­ство епископа — 900 солидов

Вергельд за убитого делился на две части: одна шла сыновьям убитого, дру­гая — его ближайшим родственникам со стороны отца или матери В случае если у пострадавшего не было родственников, эта часть вергельда шла в казну (ти­тул XII, 1-2) .

Уплата штрафа, будучи непосильной одному лицу, осуществлялась совокуп­ными усилиями всех членов рода, к которому принадлежал преступник Можно было освободиться от коллективной ответственности за своих родственников, если провести на общем собрании граждан церемонию, которая влекла за собой разрыв родственных уз: разломать над головой четыре ольховых прута и разбросать их на четыре стороны

Если преступник был больным или безродным и не мог собрать деньги для уплаты штрафа, то он должен был оплатить его своей жизнью Это означало приме­нение кровной мести (самосуда) со стороны родственников пострадавшего . Однако кровная месть была запрещена в случаях, когда умысел при убийстве отсутствовал, а значит, не могло быть и кровной вражды .

Салическая правда знала отягчающие и смягчающие обстоятельства при на­значении наказания Закон предусматривал штраф за причинение раны, размер которого различался в зависимости от тяжести последствий

Во всех варварских правдах указывалось на особую охрану жизни, здоровья и чести свободной женщины. Тройной вергельд за ее убийство связывался в Сали­ческой правде со способностью к деторождению: если женщина не могла рожать детей, вергельд составлял 200 солидов, беременность повышала штраф до 700 со- лидов

В Салической правде детально перечислялись разные виды телесных повреж­дений, побоев, оскорблений словом или действием

♦ Штрафы за причинение телесных повреждений варьировались от 9 до 200 со- лидов

♦ За кастрацию человека следовало уплатить 200 солидов .

♦ За ряд увечий, нанесенных одновременно, назначался штраф в размере 100 солидов .

За повреждение языка, лишившее человека способности говорить, назначался штраф 100 солидов .

В общем ряду с причинением телесных повреждений стояло и такое преступле­ние, как насылание порчи, наказуемое штрафом 62,5 солида.

Сумма штрафов за обиду словом или действием зависела от ряда обстоятельств: социального положения сторон и тяжести обиды в ее понимании франками

К тем, кто обижал женщину без оснований, называя ее блудницей, салический закон был суров: штраф в этом случае достигал 45 солидов Особенно строго ка­ралась клевета на мужчин и женщин, которых безосновательно называли пособ­никами ведьмы

Что касается преступлений против собственности, то в титулах Салической правды содержится ряд статей, посвященных краже разных домашних животных, кражам в поле или саду При этом различались кражи:

♦ совершенные свободными или рабами;

♦ со взломом, с подделкой ключей или без таковых;

♦ кража одного животного или нескольких.

Вместе с тем в Салической правде устанавливались наказания и в общей форме: в зависимости от стоимости похищенного имущества или от того, была ли кража простой или квалифицированной Соответственно различались три вида краж:

1) на сумму от 2 до 40 денариев;

2) на сумму свыше 40 денариев;

3) кража со взломом или подделкой ключей

Для свободных во всех случаях устанавливался штраф 15, 35 и 45 солидов со­ответственно

Рабы присуждались: в первом случае — к возмещению ущерба и 120 ударам кнутом, во втором — к кастрации или штрафу, в третьем — к казни

Салической правде были известны и такие преступления, как:

♦ кража свободных людей (титулы ХІІІ, XV);

♦ кража рабов (титул X), которая приравнивалась к краже коня или упряж­ного животного;

♦ поджог дома, амбара или риги (титул XVI);

♦ разрушение чужого дома;

♦ самовольное использование чужой вещи .

Особую группу в Салической правде составляли преступления против нрав­ственности, к которым относились:

При назначении наказаний в Салической правде господствовала тенденция

почти полной замены штрафами всех старых наказаний родового строя. Штраф должен был предотвратить, с одной стороны, самосуд, а с другой — возможные за­тяжные раздоры Некоторые статьи Салической правды были прямо направлены на пресечение самосуда Например, карались:

♦ попытка самовольно увести чужой скот, причинивший потраву полю (ти­тул IX, 5);

Однако самосуд пресекался непоследовательно и еще долго допускался в вар­варских правдах

Салическая правда знала и такой вид наказания, как изгнание из общины или объявление человека вне закона (титул V, 2) . Такому человеку нельзя было давать еду и убежище, даже жена и родители штрафовались за помощь

Смертная казнь через повешение или колесование применялась в основном к рабам . Только в отдельных случаях она прямо устанавливалась за преступления, совершенные свободными Например, при поджоге и неявке в суд без уважитель­ных причин (титул XVI, 1, доп . 1), при вышеупомянутых должностных престу­плениях графа и др

При всех имущественных преступлениях вместе со штрафом требовалось воз­мещение стоимости украденного и других убытков При причинении телесных повреждений свободному вместе со штрафом преступник должен был возместить и расходы потерпевшего на лечение

На протяжении длительного времени штраф был основным наказанием и рас­сматривался как плата за обиду. Однако впоследствии он трансформировался в про­стое возмещение ущерба, а также все чаще заменялся или дополнялся такими на­казаниями, как:

Читайте также: