Отношения крестоносцев с мусульманским населением на востоке кратко

Обновлено: 05.07.2024

Распространенное сегодня заблуждение о демографии крестоносных королевств состоит в том, что крестоносцы были крошечной христианской элитой, правившей преимущественно мусульманским населением. Это неверно.

Возвращаясь к основам, мы не должны забывать, что Христос родился в Вифлееме, жил в Назарете (в Иерусалимском Царстве) и что он был распят в Иерусалиме.

Христос не мечтал о том, чтобы попасть на небеса из Иерусалима; его смерть в этом городе-исторический факт. Иисус, сын Иосифа, действительно жил, работал, проповедовал и обращал многих в свою новую религию в течение своей собственной жизни в том, что стало называться “Святой землей” и позже стало сердцем королевств крестоносцев.

Апостол Павел основал первую христианскую общину в Антиохии примерно в 50 году нашей эры. Короче говоря, территории, завоеванные крестоносцами, охватывали самую древнюю христианскую территорию на земле. Христиане жили в этих землях почти за 600 лет до рождения Мухаммеда.

Кроме того, территории, которые позже образовали государства крестоносцев, графство Эдесса, княжество Антиохия, графство Триполи и Иерусалимское королевство, были частью Римской империи и христианизированы в 4 веке нашей эры. Из религии меньшинства христианство стало государственной религией и религией большинства после правления императора Константина, который восстановил Иерусалим между 325 и 330 годами.

Территории, которые позже стали королевствами крестоносцев Иерусалима и Триполи, оставались христианскими, пока они не были завоеваны мусульманскими захватчиками 300 лет спустя. Хотя мусульманское правление не было нарушено в течение трехсот лет (в случае Антиохии) и четырехсот двадцати лет в случае Триполи и Иерусалима, это “мусульманское” правление было не единым блоком непрерывного господства, а, скорее, тремя отчетливо отдельными эпохами.

Доминирующая в арабском мире суннитская элита, завоевавшая Сирию и Палестину в VIIвеке, была разгромлена и изгнана из Леванта в X веке шиитской династией Фатимидов, которая взяла под свой контроль Египет в 905 году. В то же время Византийская империя нанесла ответный удар и отвоевала Антиохию. Затем в 1040 году турки-сельджуки, недавно принявшие ислам, начали экспансию на восток и достигли Иерусалима, изгнав фатимидов.

То, что территория была завоевана и управлялась мусульманскими элитами, — это не то же самое, что массовое обращение населения. По сей день в таких странах, как Египет и Сирия, существует значительное христианское и еврейское население, которое на протяжении 1400 лет постоянно исповедует ислам.

Профессор Родни Старк отмечает: “Прошло очень много времени, прежде чем завоеванные области стали по-настоящему мусульманскими во всем, кроме названия. Реальность заключалась в том, что очень небольшие мусульманские элиты долгое время правили немусульманским (в основном христианским) населением в завоеванных районах.”

Эндрю Джотишки приводит исследование, которое утверждает “гораздо более равномерную пропорцию коренных христиан к мусульманам, чем большинство историков ранее допускали — возможно, даже соотношение 1:1.”

Короче говоря, крестоносцы завоевали территории, где примерно половина населения все еще была христианской. Затем они открыли эти территории для поселенцев с Запада — и поселенцы пришли.

По оценкам Бернарда Гамильтона, ко второй половине XII века в Иерусалимское королевство иммигрировало около 140 000 “франков” (то есть западных христиан, следующих латинским обрядам).

По словам профессора Гамильтона , общее население Королевства в то время составляло примерно 600 000 человек. Таким образом, христиане (230 000 коренных православных христиан плюс 140 000 латинских христианских поселенцев) составили бы примерно 60% населения крестоносных государств.

Даже если мусульманское население было меньшинством — не подавляющим большинством, как это часто предполагалось в популярной литературе и кино, — оно все равно оставалось значительным меньшинством и представляло бы серьезную угрозу хрупкому правлению крестоносцев, если бы это население взбунтовалось.

Далекие от мятежа мусульманские гости, такие как Ибн Джубаир , посетивший Иерусалимское королевство в 1183 году из Гренады, отмечал, что мусульманские крепостные, которых он видел в Галилее , “казались более процветающими и довольными, чем те, кто жил под исламским правлением за пределами Иерусалимского королевства”

Это произошло потому, что, по словам Гамильтона , “как только их правление было установлено, франки проявили удивительную терпимость в обращении с не христианскими подданными.”

Мусульмане могли быть как пациентами, так и врачами в учреждениях госпитальеров. Мусульмане могли заниматься любой профессией или ремеслом, которые они хотели. Им также не требовалось носить отличительную одежду, как это делали христиане и евреи при мусульманском правлении.

Самое главное, как отмечает Гамильтон , что “франки предоставляли полную религиозную свободу всем своим подданным.” Это включало в себя право мусульман исповедовать ислам и публично совершать богослужения, что резко контрастировало с законами, регулировавшими христиан в исламских странах того времени.

В результате мусульманские источники с удивлением отмечали, что в государствах крестоносцев разрешалось функционировать мечетям и мусульманским подданным разрешалось участвовать в хадже. Кроме того, там, где мечети превращались в церкви, оставались специальные места для мусульманского богослужения.

Это произошло потому, что, как отмечает Йотишкий , “Первый крестовый поход был войной освобождения и завоевания; это не была война за истребление или обращение мусульман.”

Отнюдь не будучи принужденными к обращению, мусульманские сельские жители управлялись советом старейшин, который, в свою очередь, назначал “райса”, чтобы представлять общину христианскому господу, в то время как все духовные и социальные вопросы регулировались имамами в общине в соответствии с законами шариата.

Еще более важно то, что в случаях конфликта между сторонами различных вероисповеданий юрисдикцией обладает специальный суд-(Cour de la Fonde Суд по основанию). Опять же, это резко контрастирует с положением христиан и евреев при мусульманском правлении, которые всегда предстали перед кади, или исламским судьей, в делах, связанных с мусульманами.

Ответ мусульман на Крестовые походы

Для мусульман, живших в конце XI на Святой Земле приход крестоносцев был очень болезненным. Многим он принёс смерть и разрушения. Какова же была реакция приверженцев ислама на такие бесчинства, как они ответили на появление чужих воинов, стремящихся их уничтожить?

Как и средневековые христиане Европы, мусульмане тоже жили видениями грядущего религиозного апокалипсиса. Об этом имеются описания в исламских текстах. Мусульмане считают, что они принадлежат Пророку Каабу ибн аль-Ахбару, соратнику Пророка Мухаммеда. Явившись на их земли, крестоносцы выглядели, как свершение некоторых пророчеств, в которых описывалось, как исламские земли подвергались нашествию византийских христиан. В пророчествах говорилось, что сначала мусульмане будут терпеть поражение от их рук.

Но в конце концов они одержат победу. Поэтому с приходом крестоносцев мусульмане считали, что предсказания сбываются. Для них христиане были воплощением Гога и Магога, которые должны привести орды варваров с Запада. Особо суеверные мусульмане видели в этих вторжениях знак, возвещающий о наступлении последних дней. Многие решили, что нужно готовиться к концу света.

Первый Крестовый поход, неожиданно ворвавшийся на Святую Землю, сначала вызвал панику в некоторых кругах. Реакция правящей верхушки была совсем не впечатляющей, и на то были свои причины. Это было вопросом политики. Исламский мир, как и христианский, был разделён. Там также часто возникали политические споры, которые даже не прекратились перед появлением общего врага. Поэтому, когда мусульманские армии, отправленные освобождать Антиохию в 1097-108 годах, не имели единого руководства, не были скоординированы.

Города, первыми принявшие удар крестоносцев, были довольно слабыми и не могли противостоять их нашествию. Также среди мусульманских правителей была недооценка военной мощи христиан. Они думали, что столкнулись с небольшой византийской операцией. Египетский генерал и визирь аль-Афдаль был уверен, что Иерусалим будет довольно легко вернуть назад. В сознании мусульман Крестовый поход с запада был довольно чуждым понятием, поэтому они до конца не оценили его важность для христиан.

То, как вели себя крестоносцы на Святой Земле, мало соответствовало тому, что большинство христиан в современном мире назвали бы христианским поведением. Воины Креста, оказавшись на земле иностранцев-язычников, вдали от дома, разошлись не на шутку. Они зверски убивали местных жителей в Мааррат эн-Нуумане. Даже Иерусалим, священный центр, не был пощажён крестоносцами. Есть средневековые описания, где рыцари изображены по колени в крови местных жителей.

Поэтому имеется много оснований того, что мусульмане возмущённо ответили на такое вторжение западных, как они называют, варваров. Они не могли простить крестоносцам жестокое вторжение в их дома. Большое количество делегатов отправлялись к местным правителям, прося у них защиты. Они сообщали о многочисленных бесчинствах крестоносцев, о разрушении их домов, разграблениях и насилии. Житель Дамаска Кади аль-Харави называл крестоносцев стервятниками, клюющими живую плоть его родственников.

Наконец настало осознание, что нужен сильный ответный удар по захватчикам. Мусульмане стали ассоциировать идею джихада с войной за Святую Землю. Они хотели воевать за религию ислама. Согласно Корану, они обязаны были сражаться с неверующими во имя Аллаха. Джихад стал эквивалентом Крестовым походам, ведшим тотальную борьбу с Исламом. Даже учёные, такие как Али ибн Тахир ас-Сулами призывали верующих к джихаду. Они считали, что именно так должен вести себя истинный мусульманин.

Ответ мусульман на Крестовые походы

Однако объединиться мусульманским силам было довольно непросто. Среди местных жителей продолжались споры с единоверцами. Всё это мешало взаимопониманию и сотрудничеству, нередко переходя в вооружённые конфликты. Первым, кто решил объединить мусульман для джихада, был Ильгази. Он взял на себя роль лидера в 1118 году. Под его руководством мусульмане одержали победу на Кровавом поле. Но Ильгази не удалось осуществить свою идею до конца, он умер в 1122 году.

Ему на смену пришёл Имад ад-Дин Занги. Он был более убедительным. В 1120-40-х годах, мусульмане, поверив ему, встали под его знамёна. Ему поверили даже самые знатные из них. Но не всё было так просто. Имад ад-Дину Занги приходилось не только сражаться с крестоносцами, но и бороться против своих братьев-христиан. Итогом этой войны стало отвоевание Эдесы. Но из-за междоусобных войн идеал джихада был подорван.

Кроме джихада в средневековом мусульманском мире произошёл всплеск поэтической культуры, которая уходит корнями в ещё домусульманский арабский мир. Исламские поэты в своих стихах оплакивали потерю своих городов в результате нашествия рыцарей-крестоносцев. Они воспевали традиционные ценности мужества, отваги и щедрости при изображении самоотверженной борьбы против варваров, пришедших с запада.

Реакция мусульман на вторжение крестоносцев затронула все аспекты их жизни, такие как политика, религия, военное дело, культура. Мусульмане получили опыт, изменивший местных жителей очень сильно, так же, как и воинов-крестоносцев.

В истории конфликтов между Западом и Востоком джихад стал сильнейшей битвой между христианством и исламом за главенство религии. Религиозные идеологии столкнулись друг с другом в непримиримой борьбе за умы людей. В мусульманском общественном сознании крестоносцы остались христианскими варварами, убившими огромное количество нив чём не повинных людей. И только благодаря их успешной кампании джихада им удалось изгнать захватчиков со своей земли.


крестоносцами и повседневной жизни в государствах крестоносцев.

Вот как отзывается об этих хрониках проф ессор В. Р. Розен,

крупнейший из русских знатоков арабской литературы: «Значение их. в том,

что они дают живую, выхваченную из действительности картину духа и быта

этой эпохи. Я не знаю ни одного арабского историка времен крестовых

походов, полный перевод которого мог бы представить столько любопытного

для исследователя-неориенталиста. Масса мелких бытовых черт,

превосходно рисующих жизнь современных автору сирийских, египетских и

месопотамских эмиров, султанов и воевод, равно как и отношения их к

крестоносцам и крестоносцев к ним, разбросана по всей книге, и почти

Крестоносцев, поселившихся на Востоке, м естные жители называли

франками. Под таким названием в средневековой арабской географии были

известны все народы Западной Евро пы, о которых на Ближнем Востоке до

крестовых походов и мелись только очень ограниченные сведения.

бывали поражены и обескуражены грубостью, невежеством, алчностью и

В культурном и моральном отношениях эти пришельцы из отсталой

Западной Европы были неизмеримо ниже арабских феодалов, среди которых

образованные люди (вроде Усамы) вовсе не являлись исключением. В то


время рядовой европейский рыцарь кичился своей неграмотностью и

заполнял свой досуг, пьянствуя, обжираясь и развратничая. Автор отзывается

о франках уничижительно, сравнивая их с животными: «Всякий, кто хорошо

понимает дела франков, увидит во франках только животных, обладающих

достоинством доблести в сражениях, и ничем больше, так же как и животные

Самое упоминание франков сопровождается традиционной фразой: “да

проклянет их Аллах”, “да покинет их Аллах”, но часто в эпитете “дьяволы”-

франки сквозит известное уважение перед их военной, доблестью —

единственным качеством, которое признает за франками Усама. «. У

франков, да покинет их Аллах, нет ни одного из достоинств, присущих

людям, кроме храбрости. Одни только рыцари пользуются у них

преимуществом и высоким положением. У них как бы нет лю дей, кроме

Это уважительное отношение к врагам нужно подчеркнуть, потому что

его представление сложилось не только благодаря войне, но и мирным

сношениям. Самая возможность последних обнаруживает, что фанатичные

фразы — только традиционная формула, которой и говорящий не придает

внутреннего содержания. Она не относится к христианам вообще, и для нее

нельзя было бы подыскать религиозную основу: не надо забывать, что среди

придворной челяди Усамы много христиан, и не только охотничьих или

стремянных; врачи той эпохи — почти исключительно христиане, и все они

мирно живут при дворе мусульманских князей как раз во время

Первое пребывание в Дамаске дает Усаме возможность близко узнать

франков в их обыденной обстановке. Иерусалим ские тамплиеры становятся

его “друзьями”, как он сам называет этих франков, забывая теперь про титул


“дьяволы”; какой-то рыцарь предлагает взять его сына в Европу для

В общем, жизненный опыт накопляет у него в этой области скорее

горькие картины: коварство иерусалимского короля, не останавливающегося

перед грабежом беззащитных ж енщин, для которых им самим была дана

охранная грамота; жестокость Танкреда, приказывающего выколоть

пленному герою не левый, а правый глаз, чтобы он в сражении не мог ничего

видеть, если придется закрываться щитом; торгашество рыцарей при выкупе

пленных — все суровые примеры ж естоких нравов могли бы составить и

более мрачную характеристику франков, чем та, которую дает Усама.

В начале 1140-х годов Усам а и его покровитель дамасский эмир Муин

ад-Дин Унур поддерживали постоянные сношения с королем Фульком и

посещали Иерусалим с дипломатическими миссиями. Дела нередко

оставляли время и для развлечений, и, несмотря на все ритуальные проклятия

Усамы в адрес франков, он ездил вместе с ними на охоту и имел возможность

В своем на удивление уравновешенном описании обычаев франков

автор старался показать как отрицательные, так и положительные их черты.

С одной стороны, некоторые франкские медицинские методики – глупы и

опасны; с другой – кое-какие их лекарства действуют замечательно. С одной

стороны, ф ранкский обычай решать споры путем поединка – абсурден и

смешон, с другой – Усама сам признает, что франкский суд поступил с ним в

одном случае справедливо. С одной стороны, некоторые франки, только что

приехавшие в Святую Землю, ведут себя как варвары, с другой – среди

франков у Усамы появилось много друзей, которые по-настоящему

понимают ислам. Вот что пишет о последнем Усама: «Однажды, когда я

посетил Иерусалим , я вошел в м ечеть Эль-Акса; рядом с мечетью была еще

маленькая мечеть, в которой франки устроили церковь. Когда я заходил в


мечеть, а там жили храмовники – мои друзья, •– они предоставляли мне

В полном противоречии со здравыми понятиями автора оказывается

“божий суд”, грубые развлечения, дикое невежество в медицине, и он тонко

подмечает, ч то только те франки становятся воспитаннее, культурнее,

которые дольше живут в мусульманской стране. «Все франки, лишь недавно

переселившиеся из франкских областей на Восток, отлича ются более

грубыми нравами, чем те, которые обоснова лись здесь и долго общались с

Заслуга воспоминаний Усамы в том, что они показывают, как могла

зарождаться взаимная симпатия между отдельными представителями

мусульман и христиан, Востока и Запада. Сам ая возможность этой симпатии

в такое время и в такой обстановке, служит лучшим доказательством

возможности ее существования и между целыми народами, целыми

Проблему ответной реакции мусульман на приход крестоносцев в

европейской науке впервые затронул Эммануэль Сильван. Его блестящая

монография L'Islam et la Croisade: Ideologie et propagande dans les reactions

musulmanes aux Croisades (1968), изданная на французском языке, в сжатой и

острой манере представляет результаты кропотливого изучения хроник,

стихотворных произведений, проповедей, трактатов о Священной войне и

иерусалимской знати. В своей работе Сильван констатировал слабость

полемических выступлений арабских авторов против крестоносцев и сделал

отсюда вывод о культурном застое восточного региона.

В заключительной главе, намечающей пути дальнейших исследований,

Сильван высказывает предположение, что весьма плодотворным могло бы

стать изучение обобщенного портрета крестоносца и европейца в анонимной

Усама ибн-Мункыз. Книга назидания. - М.: Изд-во восточной литературы, 1958. – С.210.


Крестовые походы — ряд религиозных военных экспедиций, продолжавшихся с 1096 по 1272 год. Они проходили под лозунгом борьбы за освобождение Святой земли от мусульман.

Крестовые походы были вызваны:

  • Стремлением освободить Святую землю;
  • Желанием распространить влияние католической Церкви на восток.
  • Бедственным положением, сложившимся в Европе в результате экономического кризиса и демографической ситуации.

До Константинополя дошло лишь около 40 тысяч человек. Византийский император Алексей I Комнин остался не в восторге от неорганизованной толпы, понимая, что она не сможет противостоять туркам-сельджукам. Видя, как крестоносцы занимаются грабежами в городе, он переправила их через Босфор. Вскоре крестоносцы были разгромлены напавшими на них турками-сельджуками. По некоторым данным спаслось только около тысячи человек, в том числе и французский священник Петр Пустынник, чьи проповеди перед Крестовым походом воодушевили многих людей.

Первый Крестовый поход (1096-1099 гг.)

Если первые крестоносцы представляли собой стихийную толпу, то следующий поход, начавшийся в 1096 году, был подготовлен гораздо лучше.

  • Из северной Франции выступило войско под предводительством Гуго Великого (Гуго Вермандуа).
  • Из центральной Франции выдвинулось войско, которое вел Готфрид Бульонский.
  • Боэмунд Тарентский командовал выходцами из Италии. Крестоносцев южной Франции вел Раймунд IV.
  • Роберт Нормандский был предводителем войска из северо-западной Франции.

Около Константинополя силы этих армии объединились. Крестоносцы Первого Крестового похода были хорошо вооружены и организованы. На этот раз умелые воины смогли отбить большую часть Паслестины. В 1099 году крестоносцы захватили Иерусалим.

В ходе Первого Крестового похода удалось достигнуть главную цель — отвоевать Святую землю и освободить Гроб Господень. Крестоносцы создали Иерусалимское королевство. Кроме этого королевства существовали и другие государства, в которых воины насаждали те же порядки, что и в европейском средневековом обществе. Этому подверглись:

  • Графство Триполи;
  • Княжество Антиохия;
  • Графство Эдесское.

История походов крестоносцев

Турки-сельджуки вынашивали планы возврата потерянных территорий. В 1144 году они отвоевали графство Эдесское. В связи с этим в Европе начал готовиться Второй Крестовый поход.

Второй Крестовый поход (1147-1149 гг.)

Второй Крестовый поход возглавили:

  1. Французский король Людовик VII;
  2. Германский император Конрад III Гогенштауфен.

Еще по пути к Иерсуалимскому королевству воинство сильно поредело. Этому способствовали:

  • Некачественное продовольствие;
  • Болезни.

Поход оказался на редкость неудачным. Крестоносцы потерпели ряд поражений от арабов и были вынуждены вернуться домой.

В 1173 году на территории Египта появилось новое государство, правителем которого стал талантливый полководец и дипломат султан Салах ад-Дин (Саладин). Он начал войну против Иерсуалимского королевства и в битве при Хаттине разбил войско крестоносцев. После этого армия Саладина взяла в осаду Иерусалим, который вскоре капитулировал. Иерсуалимское королевство перестало существовать.

Третий Крестовый поход (1189-1192 гг.)

В 1189 году начался Третий Крестовый поход. Его главной целью было повторное отвоевывание Святой земли.

Третий Крестовый поход тоже оказался неудачным. Немецкие рыцари по пути лишились своего предводителя. Во время переправы через речку Селиф в Малой Азии, Фридрих Барбаросса, облаченный в тяжелые доспехи, упал с коня и утонул. После этого большая часть немецких крестоносцев повернула домой.

Несмотря на то, что английский король все-таки взял Акру и даже одержал победу над войсками Саладина в битве при Арсуфе, дело закончилось мирными переговорами. Ричарду нужно было срочно вернуться домой, так как французский король Филипп воспользовался отсутствием английского короля и захватил почти все владения Англии на материке.

Результаты Третьего Крестового похода были весьма скромны. Христианским паломникам разрешили свободно посещать Иерусалим, но он по-прежнему принадлежал мусульманам. Акра и часть прибрежной полосы от Тира до Яффо оставались в руках крестоносцев.

Четвертый Крестовый поход (1202-1204 гг.)

Четвертый Крестовый поход показал, что главной целью крестоносцев было не освобождение Иерусалима, а обогащение. На захваченной территории создали Латинскую империю. Ее жителям пришлось платить непосильные налоги.

Итоги Крестовых походов

Другие Крестовые походы

Однако уже в 1244 году Иерусалим вновь заняли турки.

Последствия Крестовых походов

Европейцы так и не отвоевали Святую землю. Несмотря на то, что Керстовые походы принесли много бедствий, они позволили Европе ознакомиться с достижениями Востока во многих областях:

  • Крестоносцы принесли с собой секрет изготовления бумаги;
  • Европейцы узнали о шахматах;
  • Научились выращивать рис, арбузы, лимоны и другие культуры;
  • В Европе стали строить бани и ветряные мельницы.

В Средиземном море по итогам Крестовых походов господствующее положение заняли итальянские купцы. Это привело к росту европейской торговли. В целом можно сказать, что привнесение достижений Востока в области медицины, математики, географии подготовили благодатную почву для начала европейской эпохи Возрождения.

Читайте также: