Отношения греции с другими странами кратко

Обновлено: 05.07.2024

Институт проксении, получивший в Греции очень широкое распространение, лег в основу всех последующих международ­ных связей древнего мира.

Все чужестранцы, проживавшие в данном городе, даже изгнанники, состояли под покровительством божества — Зевса-Ксения (гостеприимца).

Амфиктионии в Древней Греции существовало много. Самой древней и наиболее влиятельной из них была Дельфийско-Фермопильская амфиктиония. Она образовалась из двух амфиктионии: Дельфийской при храме Аполлона в Дельфах и Фермопильской при храме Деметры. В Дельфийско-Фермопильскую амфиктионию входило 12 племен. Из них каж­дое имело по два голоса.

Сила жречества заключалась не только в его духовном, но и в материальном влиянии. Дельфы располагали огромными капиталами, образовавшимися из взносов городов, от доходов с массы паломников, от храмовых ярмарок и ростовщических сделок.

Лакедемонская симмахия образовалась в VI столетии до нашей эры как союз городов и общин Пелопоннеса. Во главе союза стояла Спарта. Высшим союзным органом было обще­союзное собрание (силлогос), созываемое городом-гегемоном (Спартой) один раз в год. Все города, входившие в союз, имели в нем по одному голосу, вне зависимости от их величины и зна­чения. Дела решались по большинству голосов, после долгих прений и всяческих дипломатических комбинаций.




Другим крупным союзом эллинских городов была Афин­ская, или Делосская, симмахия, во главе которой стояли Афины. Делосская симмахия образовалась во время греко-пер­сидских войн для борьбы с персами. Делосская симмахия отличалась от Лакедемонской двумя чертами: во-первых, вхо­дившие в нее союзники платили особый взнос (форос) в общест­венную казну на Делосе; во-вторых, они более зависели от своего гегемона — Афин. С течением времени Делосская симмахия превратилась в афинскую державу (архэ).

Отношения между обеими симмахиями с самого начала были враждебными. В конце концов, во второй половине V века это привело к общегреческой Пелопоннесской войне.

Послы и посольства.Возникавшие между общинами и полисами конфликты разрешались при посредстве специальных уполномоченных лиц, или послов. В гомеровской Греции они назывались вестниками (керюкс, ангелос), в клас­сической Греции — старейшинами (пресбейс).

Известны случаи, когда послами назначали актеров. Ак­тером, например, был знаменитый оратор Эсхин, представляв­ший афинское государство у македонского царя Филиппа II. Избрание актеров для выполнения высокой и почетной миссии посла находит свое объяснение в большом значении, какое в античных обществах имели красноречие и декламация. Искусство актера придавало большой вес и убедительность словам делегата, выступавшего на многолюдном собрании, на площади или в театре.

После принятия соглашения каждой стороне вменялось в обязанность вырезать текст договора и клятвы на каменном столбе-стеле и хранить в одном из главных храмов (в Афинах — в храме Афины Паллады на Акрополе). Копии наиболее важ­ных договоров хранились в национальных святилищах — Дельфах, Олимпии и Делосе. Договоры писались на нескольких языках, по числу договаривающихся сторон. Один текст обязательно поступал в государственный архив. В случае разрыва дипломатических отношений и объявления войны стела, на которой был вырезан договорный текст, разбивалась, и тем самым договор расторгался.

Перикл и проект панэллинского мирного конгресса (448 г. до н. э.).В 448 г. до нашей эры глава афинского государства Перикл выступил с предложением созыва в Афинах панэллинского (общегреческого) конгресса. На конгрессе предполагалось разрешить три вопроса, волновавшие всех греков: о восста­новлении разрушенных персами храмов, обеспечении свободного морского плавания и упрочении мира во всей Элладе. Одновре­менно созывом конгресса Перикл рассчитывал содействовать превращению Афин в политический и культурный центр всей Эллады.

Для осуществления этого проекта из Афин было отправлено посольство в составе 20 человек во все греческие города с при­глашением прислать своих представителей на предстоящий конгресс. Депутация разделилась на четыре части. Одни от­правились в малоазиатские города и острова; другие — на берега Геллеспонта и Фракии; третьи — в Беотию и Фокиду; четвертые — в Пелопоннес. Афинские послы убеждали гра­ждан каждого города принять приглашение своих представи­телей на конгресс в Афины. Предложение Перикла не нашло отклика. Особенно сильное сопротивление оказали пелопоннесцы из боязни усиления Афин.

Дипломатическая борьба в эпоху Пелопонесской войны, дипломатия Алкивиада.Поляризация политического влияния между двумя центрами Древней Греции - Афинами и Спартой продолжалась многие годы и изобиловала значительными международными и дипломатическими событиями. Союзная конференция в Спарте (432 г. до нашей эры), Никиев мир (421 г. до нашей эры), Дружественный договор Спарты с Персией (412 г. до нашей эры).

Заслуживает внимания система политического дуализма Алкивиада.

Советником Тиссаферна был афинянин Алкивиад. В это время он состоял на спартанской службе, но тяготился тамошними порядками и подготовлял почву для своего возвращения в Афины. Алкивиад советовал Тиссаферну вер­нуться к исконной дипломатии восточных царей: поддерживать в греческом мире систему политического дуализма и, таким образом, не допускать чрезмерного усиления ни одного из греческих государств. Если, говорил Алкивиад, господство на суше и на море в Греции будет сосредоточено в одних руках, царь не будет иметь себе союзника в греческом мире. Вследствие этого, в случае обострения отношений с греками, он будет вынужден вести войну один с большими расхо­дами и риском. Гораздо легче, дешевле и безопаснее для царя предоставить эллинским государствам истощать друг друга.

С точки зрения интересов персидской политики, в данный момент целесообразнее было поддерживать не спартанцев, а афинян. Диктовалось это тем соображением, что афиняне стремились подчинить себе лишь часть моря, предоставляя в распоряжение царя и Тиссаферна всех прочих эллинов, живущих на царской территории. Между тем, в случае пере­хода гегемонии к Лакедемонскому союзу, спартанцы не только освободили бы эллинов от афинского гнета, но, весьма ве­роятно, пожелали бы также освободить их и от персидского ига. Из всего этого Алкивиад делал практический вывод: не торопиться с окончанием войны, истощить афинян до по­следней степени, а потом, соединившись с ними, разделаться также и с пелопоннесцами. Первым шагом к этому должно было явиться уменьшение жалованья пелопоннесским морякам, по крайней мере, наполовину.

Алкивиад своей политикой преследовал прежде всего личные цели. Он мечтал вернуться в Афины и заменить демо­кратический строй республики олигархией. Достигнуть этого он и его друзья надеялись при помощи Тиссаферна и царской казны. Предательская деятельность Алкивиада достигла своей цели. Персия стала оказывать поддержку Афинам против Спарты.

После смерти Алкивиада афинскому стратегу Конону удалось организовать в 395 г. до нашей эры антиспартанскую коалицию в составе Афин, Коринфа, Фив и других городов. Началась долгая и ожесточенная Коринфская война (395 — 387 гг. до нашей эры). В результате ее гегемония Афин воз­родилась, зато Спарта была вконец разорена и истощена.

Так называемый Анталкидов мир (387 г. до нашей эры) был как раз блестящей реализацией вышеназванной идеологии Алкивиада.

Мир 387 г., узаконил политическую раздробленность, а следовательно, и слабость Греции.

Филократов мир (346 г. до нашей эры).Анталкидов мир явился торжеством персидской политики, которая ставила своей цельюраздробление Греции и ослабление какспартанской, так и афинской гегемонии. Но в недрах самой Греции уже развивался противоположный центра­листический процесс. Носителем этой тенденции стало Македон­ское царство. При царе Филиппе II (359—336 гг. до нашей эры) Македония превратилась в одно из сильнейших государств Эгейского бассейна, которое подчиняло своему влиянию одну греческую область за другой. Этой судьбы не миновали и Афины.

Дипломатия данного великого правителя очень своеобразна и оригинальна. Будучи непобедим в битвах, Александр создал Великую Империю, в решающей степени благодаря своему дипломатическому искусству. Он, во-первых, никогда не боролся с вражескими богами - наоборот, он демонстративно покланялся святыням побежденной страны и этим привлекал на свою сторону жречество и, во-вторых, сознательно проводил политику объединения своего офицерства и воинов (в виде браков) с местной аристократией и этим делал её своим союзником.

Политика Александра послужила основой целого периода в истории цивилизации - эпохи эллинизма, соединение великой греческой культуры с не менее великой культурой Великого Востока.

Институт проксении, получивший в Греции очень широкое распространение, лег в основу всех последующих международ­ных связей древнего мира.

Все чужестранцы, проживавшие в данном городе, даже изгнанники, состояли под покровительством божества — Зевса-Ксения (гостеприимца).

Амфиктионии в Древней Греции существовало много. Самой древней и наиболее влиятельной из них была Дельфийско-Фермопильская амфиктиония. Она образовалась из двух амфиктионии: Дельфийской при храме Аполлона в Дельфах и Фермопильской при храме Деметры. В Дельфийско-Фермопильскую амфиктионию входило 12 племен. Из них каж­дое имело по два голоса.

Сила жречества заключалась не только в его духовном, но и в материальном влиянии. Дельфы располагали огромными капиталами, образовавшимися из взносов городов, от доходов с массы паломников, от храмовых ярмарок и ростовщических сделок.

Лакедемонская симмахия образовалась в VI столетии до нашей эры как союз городов и общин Пелопоннеса. Во главе союза стояла Спарта. Высшим союзным органом было обще­союзное собрание (силлогос), созываемое городом-гегемоном (Спартой) один раз в год. Все города, входившие в союз, имели в нем по одному голосу, вне зависимости от их величины и зна­чения. Дела решались по большинству голосов, после долгих прений и всяческих дипломатических комбинаций.

Другим крупным союзом эллинских городов была Афин­ская, или Делосская, симмахия, во главе которой стояли Афины. Делосская симмахия образовалась во время греко-пер­сидских войн для борьбы с персами. Делосская симмахия отличалась от Лакедемонской двумя чертами: во-первых, вхо­дившие в нее союзники платили особый взнос (форос) в общест­венную казну на Делосе; во-вторых, они более зависели от своего гегемона — Афин. С течением времени Делосская симмахия превратилась в афинскую державу (архэ).

Отношения между обеими симмахиями с самого начала были враждебными. В конце концов, во второй половине V века это привело к общегреческой Пелопоннесской войне.

Послы и посольства.Возникавшие между общинами и полисами конфликты разрешались при посредстве специальных уполномоченных лиц, или послов. В гомеровской Греции они назывались вестниками (керюкс, ангелос), в клас­сической Греции — старейшинами (пресбейс).

Известны случаи, когда послами назначали актеров. Ак­тером, например, был знаменитый оратор Эсхин, представляв­ший афинское государство у македонского царя Филиппа II. Избрание актеров для выполнения высокой и почетной миссии посла находит свое объяснение в большом значении, какое в античных обществах имели красноречие и декламация. Искусство актера придавало большой вес и убедительность словам делегата, выступавшего на многолюдном собрании, на площади или в театре.

После принятия соглашения каждой стороне вменялось в обязанность вырезать текст договора и клятвы на каменном столбе-стеле и хранить в одном из главных храмов (в Афинах — в храме Афины Паллады на Акрополе). Копии наиболее важ­ных договоров хранились в национальных святилищах — Дельфах, Олимпии и Делосе. Договоры писались на нескольких языках, по числу договаривающихся сторон. Один текст обязательно поступал в государственный архив. В случае разрыва дипломатических отношений и объявления войны стела, на которой был вырезан договорный текст, разбивалась, и тем самым договор расторгался.

Перикл и проект панэллинского мирного конгресса (448 г. до н. э.).В 448 г. до нашей эры глава афинского государства Перикл выступил с предложением созыва в Афинах панэллинского (общегреческого) конгресса. На конгрессе предполагалось разрешить три вопроса, волновавшие всех греков: о восста­новлении разрушенных персами храмов, обеспечении свободного морского плавания и упрочении мира во всей Элладе. Одновре­менно созывом конгресса Перикл рассчитывал содействовать превращению Афин в политический и культурный центр всей Эллады.

Для осуществления этого проекта из Афин было отправлено посольство в составе 20 человек во все греческие города с при­глашением прислать своих представителей на предстоящий конгресс. Депутация разделилась на четыре части. Одни от­правились в малоазиатские города и острова; другие — на берега Геллеспонта и Фракии; третьи — в Беотию и Фокиду; четвертые — в Пелопоннес. Афинские послы убеждали гра­ждан каждого города принять приглашение своих представи­телей на конгресс в Афины. Предложение Перикла не нашло отклика. Особенно сильное сопротивление оказали пелопоннесцы из боязни усиления Афин.

Дипломатическая борьба в эпоху Пелопонесской войны, дипломатия Алкивиада.Поляризация политического влияния между двумя центрами Древней Греции - Афинами и Спартой продолжалась многие годы и изобиловала значительными международными и дипломатическими событиями. Союзная конференция в Спарте (432 г. до нашей эры), Никиев мир (421 г. до нашей эры), Дружественный договор Спарты с Персией (412 г. до нашей эры).

Заслуживает внимания система политического дуализма Алкивиада.

Советником Тиссаферна был афинянин Алкивиад. В это время он состоял на спартанской службе, но тяготился тамошними порядками и подготовлял почву для своего возвращения в Афины. Алкивиад советовал Тиссаферну вер­нуться к исконной дипломатии восточных царей: поддерживать в греческом мире систему политического дуализма и, таким образом, не допускать чрезмерного усиления ни одного из греческих государств. Если, говорил Алкивиад, господство на суше и на море в Греции будет сосредоточено в одних руках, царь не будет иметь себе союзника в греческом мире. Вследствие этого, в случае обострения отношений с греками, он будет вынужден вести войну один с большими расхо­дами и риском. Гораздо легче, дешевле и безопаснее для царя предоставить эллинским государствам истощать друг друга.

С точки зрения интересов персидской политики, в данный момент целесообразнее было поддерживать не спартанцев, а афинян. Диктовалось это тем соображением, что афиняне стремились подчинить себе лишь часть моря, предоставляя в распоряжение царя и Тиссаферна всех прочих эллинов, живущих на царской территории. Между тем, в случае пере­хода гегемонии к Лакедемонскому союзу, спартанцы не только освободили бы эллинов от афинского гнета, но, весьма ве­роятно, пожелали бы также освободить их и от персидского ига. Из всего этого Алкивиад делал практический вывод: не торопиться с окончанием войны, истощить афинян до по­следней степени, а потом, соединившись с ними, разделаться также и с пелопоннесцами. Первым шагом к этому должно было явиться уменьшение жалованья пелопоннесским морякам, по крайней мере, наполовину.

Алкивиад своей политикой преследовал прежде всего личные цели. Он мечтал вернуться в Афины и заменить демо­кратический строй республики олигархией. Достигнуть этого он и его друзья надеялись при помощи Тиссаферна и царской казны. Предательская деятельность Алкивиада достигла своей цели. Персия стала оказывать поддержку Афинам против Спарты.

После смерти Алкивиада афинскому стратегу Конону удалось организовать в 395 г. до нашей эры антиспартанскую коалицию в составе Афин, Коринфа, Фив и других городов. Началась долгая и ожесточенная Коринфская война (395 — 387 гг. до нашей эры). В результате ее гегемония Афин воз­родилась, зато Спарта была вконец разорена и истощена.

Так называемый Анталкидов мир (387 г. до нашей эры) был как раз блестящей реализацией вышеназванной идеологии Алкивиада.

Мир 387 г., узаконил политическую раздробленность, а следовательно, и слабость Греции.

Филократов мир (346 г. до нашей эры).Анталкидов мир явился торжеством персидской политики, которая ставила своей цельюраздробление Греции и ослабление какспартанской, так и афинской гегемонии. Но в недрах самой Греции уже развивался противоположный центра­листический процесс. Носителем этой тенденции стало Македон­ское царство. При царе Филиппе II (359—336 гг. до нашей эры) Македония превратилась в одно из сильнейших государств Эгейского бассейна, которое подчиняло своему влиянию одну греческую область за другой. Этой судьбы не миновали и Афины.

Дипломатия данного великого правителя очень своеобразна и оригинальна. Будучи непобедим в битвах, Александр создал Великую Империю, в решающей степени благодаря своему дипломатическому искусству. Он, во-первых, никогда не боролся с вражескими богами - наоборот, он демонстративно покланялся святыням побежденной страны и этим привлекал на свою сторону жречество и, во-вторых, сознательно проводил политику объединения своего офицерства и воинов (в виде браков) с местной аристократией и этим делал её своим союзником.

Политика Александра послужила основой целого периода в истории цивилизации - эпохи эллинизма, соединение великой греческой культуры с не менее великой культурой Великого Востока.

Как одно из старейших евроатлантических государств-членов в регионе Европы, Греция играет видную геоптическую роль как средняя держава, благодаря своей политической и близости к Европе, Азии, Ближнему Востоку и Африке. Его главные аллеи - США, Франция, Италия, Сиа, другие страны НАТО, Сайпрус и остальные страны Евросоюза.

Греция также поддерживает прочные дипломатические отношения с Арменией, Сербией, Египтом, Албанией, Румынией, Объединенными арабскими эмиратами, Россией и Израилем, одновременно ориентируясь на дальнейшее улучшение хороших отношений с Арабским миром, Каукасом, Китаем, Индией и Японией. Будучи членом как ЕС, так и Союза Средиземноморья, Греция является ключевым игроком в регионе восточного Средиземноморья и поощряет сотрудничество между соседями, а также пропагандирует Энергетический треугольник для экспорта газа в Европу. Греция также имеет крупнейшую экономику на Балканах, где она является важным региональным инвестором.

К числу важных вопросов внешней политики Хёча относятся претензии Турции в Эгейском море и Восточном Средиземноморье и турецкая оккупация Сайпруса.

Обзор

Греция имеет дипломатические отношения почти со всеми странами мира, как показано на карте ниже.

Представительство через: embassy - греческое посольство в другой стране генеральное консульство - нет представительства - Греция

Споры

Спор по Сайпрусу

Карта Кипруса. Эмбассия Греции в Никосия, Кипрус

Поскольку остров Сайпрус шел к независимости от Соединенного Королевства, греческие (82%) и турецкие (18%) общины втянулись в ожесточенные межобщинные бои, частично спонсируемые двумя "родинами". ЭОКА-Б и Турецкая организация сопротивления (ТВС) были ответственны за многие атройти, которые привели к напряженности и к полной изоляции общин с выводом турецких Киприитов в анклавы.

В 1974 году поддерживаемая США греческая хунта, находящаяся у власти с 1967 года, 15 июля попыталась заменить его Никосом Зоном и объявить союз с Грецией. Семь дней спустя Турция начала вторжение в Сайпрус якобы для восстановления конституции, но это привело к кровопролитному конфликту, разделению острова и массовой этнической чистке. Превосходящая турецкая земля, навал и воздушное против слабой обороны острова привели к тому, что 37% земель оказались под турецким контролем.

170 000 греческих сайприотов были выселены из своих домов на севере, а 50 000 турок пошли по противоположному пути что привело к разделению Сайпруса де-фейко. В 1983 году турецкие сайприоты провозгласили независимость в одностороннем порядке, и только Турция признала их. С сегодняшнего дня север находится под идти в качестве меры против незаконной перегородки острова.

С тех пор обе страны вместе с двумя общинами острова вступают в порочный круг переговоров, которые мало что привели к этому. В 2004 году план Аннана для Cyprus был поставлен на голосование, но в то время как он был принят севером, он был отвергнут греко-Cypriots, как это означало в их глазах, наделяя конфоральное государство слабым центральным правительством и значительной местной автономии. Республика Сайпрус - это конституционная демократия, которая достигла огромного уровня процветания, обладающая благоприятной экономикой и хорошими, входящая в состав Организации Объединенных Наций, Европейского союза и ряда других организаций, в рамках которых она признана в качестве солье правительства всего острова.

Греция призывает убрать турецкие войска из Сайпруса и восстановить унифицированное государство. Республика Сайпрус получает мощную поддержку со стороны Греции на международных форумах, причем последние поддерживают военный контингент на острове, а греческие офицеры заполняют ключевые позиции в Национальной гвардии Сайприота.

Эгейские претензии Турции

Другие вопросы, с Грецией и Турцией, связаны с делимитацией континентальной полки в Эгейском море, территориальными водами и воздушным пространством. В марте 1987 года спор о правах на дрейфование нефти едва не привел к войне между странами с Грецией, выступающими за спор, который должен быть решен Международным Судом. В начале 1988 года премьер-министры Турции и Греции встретились в Давосе, Швейцария, а позже в Брюсселе. Они договорились о различных мерах, направленных на сокращение двусторонней напряженности и поощрение сотрудничества.

Напряженность в отношении Эгейского моря вновь в ноябре 1994 года, когда Греция заявила в соответствии с Договором по морскому праву, который Турция не подписала, что она оставляет за собой право объявить о расширении своего континентального шельфа с 6 до (-) вокруг своих Эгейских островов. Турция, которая сама расширила свой континентальный шельф на берегу Черного моря, заявила, что она будет считать любые подобные действия поводом для войны. Новые двусторонние обсуждения на техническом уровне начались в 1994 году, но вскоре были прекращены.

В январе 1996 года Греция и Турция вплотную приблизились к вооруженной конфронтации по вопросу о том, какая страна пережила кризис в Эгейском море. В июле 1997 года на встрече на высшем уровне Организации Североатлантического договора (НАТО) в Мадриде греческие и турецкие лидеры договорились о шести принципах установления двусторонних отношений. Однако в течение нескольких месяцев обе страны вновь столкнулись с проблемами, связанными с воздушным пространством Эгейского моря и проблемами безопасности. В течение нескольких месяцев сохранялась высокая напряженность, хотя под эгидой Генерального секретаря НАТО обсуждались различные меры укрепления доверия, направленные на снижение риска военных действий или конфликтов в Эгейском море.

Турция и ЕС

Греция выступила в поддержку заявки Турции на вступление в Европейский союз и поддерживает ее полную интеграцию в союз, когда будут выполнены условия для ее принятия. 6 мая 2004 года премьер-министр Турции Речеп Тайип Хоган стал первым турецким лидером, посетившим Грецию за последние 50 лет. 24 января 2008 года премьер-министр Греции Костас Караманлис посетил Турцию через 48 лет после того, как последний греческий премьер и дядя его Константина Караманлиса посетил соседнюю страну.

Миссия правительства Турции по поджогу

В понедельник, 23 декабря 2011 года, в интервью турецкой газете Bir n, бывший премьер-министр Турции Месут Йылмаз признал, что турецкие секретные агенты намеренно начали лесные пожары в Греции в период с 1995 по 1997 год во время корабля Премьер-министра Тансу Чиллера в рамках диверсии, спонсируемой государством, что привело к огромному ущербу, нанесенному крупными лесными пожарами на островах Македея и Восточной онии. Миссия Месута Йылмаса в понедельник политическое возмущение в Греции, в результате чего официальный представитель МИД Греции Григорис Делавекурас заявил, что эти заявления "серьезны и должны быть расследованы", добавив, что Афины ожидают брифинга из Анкары. Теневой министр иностранных дел консервативной Новой демократии Панос Панайотопулос заявил, что изменения "бросают тяжелые тени на греко-турецкие отношения", и призвал Турцию возместить Греции понесенные потери.

После официального выступления Греции 24 декабря в поисках подтверждения комментариев бывшего премьер-министра Месута Йылмаса, касающихся лесных пожаров в Греции в середине 1990-х годов, министры иностранных дел Греции и Турции, Стави Димас и Ахмас, встретились с Давутоглу в среду, 28 декабря. Димас подчеркнул, насколько важно, чтобы Анкара расследовала утверждения о том, что в прошлом турецкие спецслужбы платили аронистам за поджог лесов в Греции. В дополнение к встречам министерства иностранных дел Греции с турецкими должностными лицами прокурор Верховного суда Греции Йяннис Тентес 27 декабря начал экстренное расследование, а также расследования в середине 1990-х годов, в которых обвиняется поджог, который должен быть возобновлен в связи с первоначальными претензиями Йылмаса.

Бывший глава греческой разведывательной службы Леонидас Васильюлос заявил, что они получили информацию от своих агентов в Турции о том, что турецкие агенты или другие причастны к лесным пожарам на греческих островах. Сделав комментарии в турецкой ежедневной газете Bir n, Йилмац сказал, что его слова были мрачными и что он ссылается на греческих агентов, вызывающих огонь в Турции. Однако в четверг, 29, турецкая ежедневная газета Hyet опубликовала статью со ссылкой на секретный репортаж, который, казалось, поддерживал утверждения, сделанные в интервью Месута Йылмаза о том, что секретные агенты вызывали лесные пожары в Греции в 1990-х годах. По словам соратника Йылмаза Кутлу Саваса Айета, он составил 12-страничный доклад, в котором подробно описаны действия турецких агентов в Греции. В нем рассказывалось о том, как Национальная разведывательная организация Турции (НРБ) сформировала две группы: одну, которая осуществляла бомбардировки туристических объектов на Крите и в других частях Греции, и другую, которая отвечала за запуск фритюров. Упоминается также нападение на армейский лагерь в Ламии, центральная Греция.

Билатеральные отношения

Африка

Греция поддерживает тесные исторические отношения со многими членами Африканского союза, такими как Южная Африка, Судан и Этиопия.

Америка

Греция проявляет особый интерес к Ближнему Востоку и Северной Африке в силу своего положения и своего экономического и исторического положения в этом регионе. В 1990-1991 годах страна сотрудничала с силами Аллаха во время войны в Гюльфе. С 1994 года Греция подписала соглашения о сотрудничестве в области обороны с Израилем и Египтом, а в последние годы греческие лидеры предприняли многочисленные шаги в регионе в целях укрепления двусторонних отношений и поощрения ближневосточного мирного процесса. В июле 1997 года, декабре 1997 года и июле 1998 года Греция провела встречи представителей Израиля и Палестины в целях содействия мирному процессу. Греция также поддерживает дипломатические отношения с Генеральной делегацией Палестины, поддерживая сердечные отношения с Сирией.

Европа

Австралия и Океания

Условия

Северная Македония

Греция отвергла использование термина "Македония" или "Республика Македония" для обозначения своего северного бура после его независимости от бывшей ЮГВИА в 1991 году. Греческое правительство выступило против использования названия без какой-либо классификации, такой как "Республика Северная Македония", к конституционному названию после 1991 года своего северного бура, приводя исторические и территориальные озабоченности, вытекающие из неоднозначности между терминами Республика Македония, греческая область Македония и древнее царство Македон, которое входит в состав греческой Македонии.

Греция также возражала против использования терминов "Macedonian" для обозначения этнических македонцев и македонского языка, так как эти термины имеют разное значение в Греции (населяющие греческую область Македония и македонский диалект греческого). Этот спор перешел на самый высокий уровень международного посредничества, что связано с многочисленными попытками добиться его урегулирования, что, несомненно, было сделано Организацией Объединенных Наций.

Ссылка на бывшую Республику Македония (FYROM) была использована в отношениях с государствами, которые не конституционное название Республика Македония. Тем не менее все государства -- члены Организации Объединенных Наций согласились принять любое окончательное соглашение, достигнутое в результате переговоров между двумя странами. Спор не помешал двум странам тесные торговые связи и уровень инвестиций (особенно со стороны Греции), но вызвал много политических и научных дебатов с обеих сторон.

13 сентября 1995 года обе страны подписали Интеримское соглашение, в котором Греция признала Республику Македония под своим . По состоянию на август 2011 года переговоры, направленные на разрешение спора, продолжаются. Под давлением Греции Евросоюз и НАТО договорились, что для того, чтобы Республика Македония получила приглашение присоединиться к этим институтам, сначала должен быть разрешен спор о названии. В результате в Международном Суде было возбуждено дело против Греции в связи с нарушением Соглашения Интерим. Суд посчитал, что Греция ошиблась, заблокировав попытку своего бура присоединиться к NATO. Никаких наказаний наложено не было, но в результате Греции было политически труднее возражать против любого из будущих заявлений своего бура в НАТО или ЕС.

12 июня 2018 года между двумя странами было подписано Преспесское соглашение, которое изменило конституционное название "Македония" на Республику Северная Македония. В обеих странах возникла оппозиция, но в итоге соглашение было ратифицировано обоюдно. Соглашение Преспес вступило в силу 12 февраля 2019 года. Греция официально поддержала вступление Северной Македонии в НАТО 15 февраля 2019 года, став первой страной в оборонном альянсе, сделавшей это.

Северный Эпир

Карта традиционного греческого присутствия в Северном Эпире (в синем цвете).

Северный Эпир - название, обычно используемое греками для обозначения южной части Альбании, где проживает греческое меньшинство, которое после 1989 года продолжает сокращаться из-за иммиграции в Грецию. Греческое меньшинство подверглось угнетению и притеснениям во время коммунистического правления Энвера Хохи, и вместе с остальными албанцами было тяжело поражено изоляцией, которую навязывал режим, и от экономических трудностей, последовавших за падением коммунизма. Обращение албанского правительства с меньшинством тесно связано со статусом греко-албанских отношений.

Греческое меньшинство организуется в рамках партии "Единство за права человека", которая является продолжением бывшей запрещенной партии под названием "Омонойя" ("Единство по-гречески"); и с 1997 года вступила в социалистскую коалицию. На последних выборах партия греческого меньшинства получила 4,1% голосов и два места в парламенте. Лидер партии - Вангьель Дуле, а член партии Василис Боланос - действующий мэр городка Химара. Партия представлена в группе ELDR в Совете Европы. Сильное греческое присутствие существует в Гьрокастре (Argyrocastro), Корче (Korytsa), Саранде (Ag.Sar);, Химаре (X Бывший директор ЦРУ Джордж Дж. Тенет, ПирДимас, Сотирис Нинис и бывший президент Греции Костис Ханопоулос имеют анцестральные связи с греческим меньшинством.

Вселенский патриархат Константинопле

Вселенский патриархат Константинопле, охраняемый по договору Лауси, является точкой контроля между Грецией и Турцией, поскольку последняя отказывается признать вселенский характер патриархата, требуя, чтобы сам Патриарх был турецким ценом. Кроме того, большая часть собственности Патриархата, известная как Вакоиа, была конфискована турецкими властями и Богословской школой Халки, которая является традиционной школой, из которой Восточная Ортодоксская церковь создает свое духовенство, закрывается с 1971 года. Безрезультатно многие представители Греции, Европейского Союза и США подтвердили отношение Турции, и даже президент Билл А. во время своего визита в Грецию попросил открыть теологическую школу. Во время исторического визита премьер-министра Греции в Турцию в 2007 году Речеп Тайип Хоган пообещал пересмотреть позицию своей страны по этому вопросу.

Чёрное море

Черное море - регион, сильно колонизированный греками на протяжении всей истории. Раньше она имела значительное присутствие греков вплоть до обмена населением между Грецией и Турцией в 1923г. В настоящее время греческое присутствие на берегах Черного моря сохраняется главным образом в Мариуполе (Украина), Кримее, России и Грузии, несмотря на эмиграцию в Грецию во время и после распада Советского Союза. Согласно официальным данным греческой диаспоры, в настоящее время численность греков в регионе оценивается примерно в 215 000 человек. Греция является одним из учредителей Организации Черноморского экономического сотрудничества.

Участие международных организаций

Греция является одним из основных участников большинства крупномасштабных международных органов, при этом значительность региона благоприятствует дипломатическим, торговым и политическим перекресткам.

В 1967 году Дания, Норвегия, Швеция и Нидерланды возбудили греческое дело против режима греческой хунты за нарушения прав человека. В результате Греция вышла из Совета Европы в 1969 году, вернувшись в 1976 году. Это единственная страна, покинувшая Совет Европы.

Греция является членом ООН (с 1945 года) и состоит в ряде специализированных учреждений семейства ООН (ЮНЕСКО, ЮНИДО, ВОЗ, ФАО, МФСР, МОТ, ИКАО, МСЭ, ВПС, ВОИС, ВМО, МАГАТЭ, МБРР, МФК, МВФ, МАР и другие). Является членом НАТО, ЕС, СЕ, ОБСЕ, ВТО, ОЭСР, ЕБРР, Интерпола и другие.

Греция проводит активный многовекторный внешнеполитический курс, определяемый членством страны в ЕС и НАТО и заинтересованностью в развитии сбалансированных отношений со всеми ведущими центрами мировой политики — ЕС, США, Россией, Китаем.

Страна принимает деятельное участие в различных международных организациях, выступая за главенствующую роль ООН как универсального механизма обеспечения мира и стабильности и за приоритет международного права. В 2005–2006 годах Греция являлась непостоянным членом Совета Безопасности ООН.

Греция выступает за ограничение и ликвидацию ядерных и сокращение обычных вооружений, поддерживает усилия по нераспространению ОМУ и укреплению международных режимов разоружения и контроля вооружений. Осуждая терроризм во всех его формах, страна поддержала создание международной коалиции в Афганистане, направив роту военнослужащих для участия в восстановительных и гуманитарно-вспомогательных работах. В то же время греческое правительство дистанцировалось от военной кампании в Ираке.

НАТО воспринимается греческой стороной как широкая система безопасности, способная взять на себя функции миротворчества в Европе и за её пределами. К вопросам расширения НАТО страна подходит достаточно осторожно, не возражая в принципе, но выступая за сбалансированный учёт всех факторов.

ОБСЕ рассматривается Грецией в качестве важного элемента архитектуры европейской безопасности, который требует, однако, реформирования с целью повышения эффективности. Греция председательствует в ОБСЕ в 2009 году Греция активно участвует в деятельности Совета Европы, выступает за сохранение самостоятельности этой организации, акцентирует в её рамках необходимость борьбы против терроризма при обеспечении прав человека и основополагающих свобод.

В основе двусторонних российско-греческих отношений лежат чувства взаимной близости, обусловленные переплетением исторических судеб двух народов, особой ролью России в греческой национально-освободительной борьбе и общностью духовного наследия. В последние годы российско-греческие отношения выходят на уровень стратегического партнёрства: углубляется политический диалог, развивается взаимодействие в области энергетики, военно-технического сотрудничества, крепнут связи по культурной и гуманитарной линии.

Дипломатические отношения между двумя странами были установлены 6 (18) сентября 1828 года. После революции 1917 года они были прерваны, но восстановлены 8 марта 1924 года. 27 декабря 1991 года Греция признала Россию в качестве государства — продолжателя СССР. С выходом на международную арену новой России уровень и динамика двусторонних связей заметно повысились.

Активный характер приобрёл политический диалог: в декабре 2004 года, декабре 2007 года и апреле 2008 года состоялись визиты греческого премьер-министра К. Караманлиса в Москву; президент России В. В. Путин посещал Грецию в декабре 2001 года, сентябре 2005 года, сентябре 2006 года и марте 2007 года. 30 мая — 2 июня 2007 года состоялся официальный визит в Россию президента Греции К. Папульяса, а 5 октября 2006 года — поездка в Афины премьер-министра России М. Е. Фрадкова. Развитию диалога служат регулярные контакты на уровне министров иностранных дел и политические консультации по линии МИД двух стран, в том числе в рамках международных организаций. Развивается сотрудничество по парламентской линии. 29 июня — 1 июля 2008 года в Москве с официальным визитом побывал председатель парламента Греции Д. Сиуфас.

С 1997 года работает Смешанная российско-греческая комиссия по экономическому, промышленному и научно-техническому сотрудничеству. В 2007 году из представителей крупного бизнеса двух стран создан Деловой совет.

Накануне Зимних Олимпийских игр 2014 году в Сочи запланировано проведение Года России — в Греции и Года Греции — в России.

Греческое направление остаётся привлекательным для российских туристов (в среднем ежегодно до 250 тысяч человек).

Греция — единственная страна — член НАТО, продолжающая регулярно и в значительных объёмах приобретать российскую высокотехнологичную военно-техническую продукцию.

Летом 2007 года Россия оказала Греции масштабную помощь в тушении масштабных лесных пожаров: на борьбу со стихией были направлены российские самолёты и вертолёты пожаротушения.

Несмотря на то, что Греция – колыбель демократии, с момента обретения страной независимости становление демократии в Греции гладким не назовешь.

В ее истории были и военные перевороты, и незаконные захваты власти, переходы от монархии к республике и обратно, кровопролитные гражданские войны.

Ее путь к нынешнему демократическому устройству достоин уважения.

Военный переворот

переворот в греции

До конца шестидесятых Грецией заправляли консервативные политические партии, затем пришло время различных коалиционных правительств, пока в 1967 году не произошел военный переворот, после которого к власти пришел полковник Георгий Попандопулос.

Наступило темное время греческой политики. Были отменены многие гражданские свободы, тысячи гражданских активистов были арестованы или высланы на удаленные острова, и на место гражданских судов пришли военные.

Студенты университетов все это время оставались политически активными и устроили впечатляющую акцию протеста в Афинском Политехническом Университете в 1973-м году.

Мировое сообщество отказалось поддержать диктаторское правительство и требовало немедленных свободных выборов.

Высшие военные чина не поддержали Ионнидеса, и правительство пало.

В том же году был восстановлен демократический порядок, опальный первый министр Константин Караманлис вернулся в Грецию из французской ссылки и возглавил новое конституционное правительство. С этого времени демократия в Греции крепко стоит на ногах.

А из этого материала можно узнать об экономике Греции.

Хотите знать, как выглядит флаг Греции? В этом материале вы найдете интересующую информацию.

Государственное устройство.

государственный строй греции

В 1975-м году была принята новая Конституция Греции, которая действует до сих пор. Она восстановила гражданские права и свободы и ввела должность президента.

В 1986 году в нее были внесены поправки, в частности, запрещающие президенту страны распускать парламент и увольнять премьер министра. И только в случае неудовлетворительной работы и роспуска двух правительств подряд, президенту дается право на такое решение. Объявить чрезвычайное положение тоже может только парламент.

По этой конституции Греция – президентская парламентская республика. Ее правительство организовано по классическому для западной демократии принципу.

Премьер-министр и его кабинет отвечает за внешнюю и внутреннюю политику. Президент, чья роль скорее показательная, выбирается парламентом на пятилетний срок, и может занимать эту должность максимум два срока.

Своей властью он может объявлять войну и заключать мирные соглашения, вступать в союзы и представлять свою страну в международных организациях.

Тем не менее, кабинет министров должен письменно одобрить любые действия президента. Конституция не позволяет президенту распускать парламент, увольнять членов правительства или вносить поправки в конституцию.

Члены греческого парламента избираются тайным голосованием на четырехлетний срок, но, в особых случаях, выборы могут быть проведены и до окончания этого срока.

Для предотвращения деления политических партий и сохранения парламентского большинства, в Греции используется комплексная пропорциональная система представления электората. Чтобы получить место в парламенте, партия должна получить не меньше 3% голосов избирателей.

Партийная система

На сегодняшний день в Греции есть две основных политических силы: Всегреческое Социалистическое Движение и партия Новая Демократия.

Есть еще несколько менее крупных партий, таких как Политическая Весна, Фронт Радикальной Левой, Экологическая Альтернатива и множество других.

Среди них встречаются объединения весьма экзотических направлений, например марксистко-ленинского, троцкистского и маоистского характера.

Партия Всегреческое Социалистическое Движение была образована3-го сентября 1974-го года, ее возглавил Андреас Папандреу, сын экс премьер-министра.

ВСД предлагала курс на выход из состава НАТО, закрытие американских военных баз, национализацию главных отраслей экономики и повышение роли профсоюзов. На момент выборов 1974-го года у ВСД было всего 14 процентов, однако уже в 1977-м партию поддержало 25% избирателей, что сделало ее второй по значимости.

А в 1981-м году эта партия смогла одержать победу в выборах, набрав 48% голосов. Во второй половине восьмидесятых Греция стала переживать серьезный кризис, возросла инфляция, и все это на фоне финансовых разоблачений и скандалов, обвинений в коррупции, поэтому она уступила свое место у власти партии Новая Демократия.

Партия Новая Демократия появилась 4 октября 1974-го года, руководил ей Константинос Караманлис. Она стремилась к сближению с США и вхождению Греции в европейское сообщество.

Новая Демократия выступала за развитие частной предпринимательской инициативы и контроль государством деятельности монополий. Первая серьезная победа этой партии была одержана в 1974-м. Следующий период доверия и успеха пришел только в 1990-м, но ненадолго. Внутри партии произошел раскол, парализовавший работу парламента. Для решения проблемы в 1996-ом году были устроены перевыборы, на которых опять победила ВСД.

С момента выборов, прошедших в 2000-м году, правительство ВСД проводило в жизнь социально-ориентированную политику. Результатом стало повышение пенсий, улучшение здравоохранения и образования, появление привлекательных рабочих мест.

Особенное внимание ВСД уделяла снижению инфляции и погашению государственного долга, поскольку именно низкие показатели по этим параметрам были необходимы для вступления Греции в «зону евро.

Политический курс нынешней Греции

политический курс греции

В плане внешней политики Греция придерживается принципов соблюдения международного права и проводит миролюбивую политику, рассчитанную на достижение стабильного мира в Средиземноморье.

По его словам, Греция находится сейчас на заключительном этапе выхода из кризиса. Так, он отметил сокращение уровня безработицы и выход бюджета на профицитный уровень.

Однако премьер также подчеркивает, что требуется огромная и напряженная работа по сохранению и улучшению достигнутых результатов.

Интересной политической особенностью страны является огромная зарубежная греческая диаспора, составляющая более четырех миллионов человек.

Более двух миллионов греков живет в США, а еще в Австралии (примерно 700 тыс. чел), Новой Зеландии (примерно 5 тыс. чел.)и Канаде (примерно 350 тыс. чел. В Европе (более 500 тыс. чел.). Всемирный Совет Эллинов занимается организацией взаимодействия и совместной работы всех этих греческих общностей всего мира.

Мировая политическая роль Греции

мировая роль греции

Греция обладает уникальнейшими геополитическими свойствами.

Она расположена на стыке нескольких цивилизаций, является своеобразным центром перемещения грузов и связующим звеном между западом и востоком, севером и югом.

Однако вокруг Греции существуют области конфликтов и нестабильности. Греция – единственная страна в юго-восточной Европе, которая одновременно состоит и в НАТО, и в Евросоюзе.

Поэтому, в силу специфики своего положения, Греция сознательно выбирает для себя путь мирной и открытой внешней политики.

Читайте также: