Отношение народа к власти в россии кратко

Обновлено: 07.07.2024

Подъём экономики, борьба с правовым нигилизмом, решение неотложных социальных задач немыслимы без крепкой и легитимной власти, которая должна пользоваться широким общественным доверием. Кредит такого доверия за последние 5-10 лет российской властью утрачен начисто. Понять, почему это произошло и постараться избежать повторения прошлых ошибок можно, лишь осознав, что такое Власть в российском менталитете.
Решению этой задачи и посвящена предлагаемая работа.

Вложенные файлы: 1 файл

отношение к власти.docx

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КРАСНОДАРСКИЙ ФИЛИАЛ

Факультет: Коммерции и Маркетинга

Отношения власти и народа, государства и общества были актуальны для России всегда. Однако, современная политическая ситуация убедительно демонстрирует, что нет сейчас в стране более важного вопроса.

Подъём экономики, борьба с правовым нигилизмом, решение неотложных социальных задач немыслимы без крепкой и легитимной власти, которая должна пользоваться широким общественным доверием. Кредит такого доверия за последние 5-10 лет российской властью утрачен начисто. Понять, почему это произошло и постараться избежать повторения прошлых ошибок можно, лишь осознав, что такое Власть в российском менталитете.

Решению этой задачи и посвящена предлагаемая работа.

1. ОТНОШЕНИЕ НАРОДА К ВЛАСТИ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ

Ещё Н.А. Бердяев обратил внимание историков, политологов и социологов на то, что русский этнос формировался в условиях постоянной и тяжелейшей борьбы за само своё существование. Это коренным образом отличает нашу страну как от Запада, понимаемого цитаделью Капитализма, так и от Востока, который всегда находился под культурным влиянием Китая (Лао-Цзы, Конфуций).

Христианство не даром стало государственной религией нашей страны. Не будем забывать, что его основой является Ветхий Завет, а Бог и Царь Ветхого Завета - это концентрированное выражение Власти и Воли. Религия добра и милосердия с большим трудом пробивала дорогу в нашу Отчизну. И хотя Русская Православная Церковь никогда не знала эксцессов святой инквизиции, история раскола показывает, что ветхозаветные основы веры не были до конца преодолены.

Власть представляется не просто над - или внеличной силой; в рамках подобных традиций она заведомо ставиться выше народа, общества и даже государства, понимаемого как, например, Римская или Византийская империи.

Это имеет глубочайший внутренний смысл. Когда в чуждом этническом и культурном окружении формируется молодая нация, когда стоит вопрос: жить народу или не жить, такая цена не кажется слишком высокой.

Внимательнее приглядимся хотя бы к Владимиру Красное Солнышко народных былин. Известно, что реально существовавший князь Владимир был малоприглядной личностью: убийцей и развратником. Даже столь благостное его деяние как крещение Руси не обошлось без насилия и крови, огня и меча. Но в памяти русских людей, выраженной через гениальный эпос, все его грехи куда-то пропали, и Владимир становится образцом мудрого и храброго правителя. Правда есть одно маленькое "но". Богатыри - защитники и хранители земли Русской - могут обидеться на князя, даже отказаться от княжеского "стола", но ни один из них никогда не подумает о захвате власти. Богатырская дружина олицетворяет реальную силу, но легитимности у этой силы нет, что решает результаты взаимоотношения дружины и князя в пользу последнего. Богатыри могут быть могучи, добры, благородны, но без ореола верховной, от Бога установленной власти они ничто рядом с Владимиром.

Молодой народ ещё не успел или не смог сформировать идею мятежа, которая, как и идея Власти, займёт главенствующее место в русской культуре. Было не до того. Необходимо было, по крайней мере, создать собственное сильное и жизнеспособное государство. И это почти случилось. Но удар татарской конницы сломал хребет молодой Руси. Страна погрузилась во мрак и долгие 200 лет лишь набиралась сил для освобождения и возрождения.

Власти как таковой, в нашем Отечестве попросту не существовало. Лишь кровавая неразбериха взаимных княжеских усобиц и подсиживаний. Был необходим политический гений Александра Невского и Ивана Калиты, чтобы на развалинах русской государственности не только создать что-то новое, но и встать почти вровень с благополучной Европой. Это было сделано.

Недаром князь Александр Невский стал святым Православной Церкви (хотя неоднократно шёл на союз с захватчиками и был далеко не безупречен в моральном отношении). Русь была возрождена и спасена. Как же она могла относиться к своим спасителям?

Был наработан такой огромный моральный капитал власти Великих Князей, а затем и царей (Василий Тёмный), что даже уникальный злодей - царь Иоанн IV (Иван Грозный) в народном сознании всегда оставался правым. Кто он? Завоеватель Казани и Астрахани, покоритель Сибири, гроза бояр и, как не странно, защитник слабых и угнетённых. В таком отношении к царю были свои серьёзнейшие резоны: угробив бездарную и преступную боярскую вольницу, раз и навсегда сняв вопрос местничества (да, ценой большой крови) Царь Иоанн создал то, что, мы называем Российским государством. В народе его называли Грозным и, прекрасно видя всю жестокость и свирепость этого человека, всегда оправдывали его как носителя власти, а в чём-то и восхищались им.

Кстати, заметим, что по приблизительным прикладкам современных историков число жертв страшного и кровавого Ивана Грозного не превышает 12 тысяч человек. Варфоломеевская ночь в Париже унесла 80 тысяч. Может быть, стоит задуматься над этим соотношением?

Судьбы реформистов в России всегда были тяжелы. Начиная с одного из самых талантливых царей средневековой Европы - Бориса Фёдоровича Годунова, через трагедию оболганного и преданного Петра III до смерти его сына Павла I. Вспомним ужасный конец Александра II, на которого была открыта самая настоящая охота далеко не худшими русскими людьми. Российская Конституция задержалась с рождением на четверть века.

Мы не увидим, сколько бы не старались, никакой симпатии в отношении, как простого народа, так и культурных слоёв к этим выдающимся деятелям. Человек, проливший массу крови и построивший новую русскую столицу - Санкт- Петербург на людских костях, остался в памяти народной образцом государя. Самый страшный тиран в истории человечества - Иосиф Сталин - до сих пор очень большой частью россиян воспринимается как спаситель страны и мудрый "Отец народов". Воплощение власти военачальника, Г.К. Жуков, немеренно проливший крови русских солдат, до сих пор считается спасителем Отечества. Относиться к фактам реального сознания россиян можно по-разному, но игнорировать их нельзя. И даже последний из реформаторов России М.С. Горбачёв в народном сознании не удостоился даже той кучи анекдотов, которую рассказывали про более чем бездарного Брежнева. А анекдоты XX века - род фольклора.

2. ЭТАТИЗМ И ПАТЕРНАЛИЗМ РУССКОГО ОСОЗНАНИЯ ВЛАСТИ

Этатизм, понимаемый как преобладание идеи государственной власти над частной жизнью людей, гражданским обществом, религией и, даже, моралью, бесспорно, свойственен русской национальной культуре

Разин, Болотников, Пугачёв, как известно из подробных исторических хроник, отличались крайней жестокостью. Тем не менее, они остались в сознании русского народа как люди, бросившие вызов власти, как те, кто дерзнули противопоставить себя этой чудовищной надличностной силе. Вот за это им и прощается все их жестокости. Даже совесть и гордость всей русской литературы А.С. Пушкин в своей повести "Капитанская дочка" с пониманием и симпатией отнёсся к Емельяну Пугачёву. Хотя он-то не понаслышке знал об эксцессах Пугачёвского восстания, досконально изучив историю Пугачевского бунта.

Возьмём более близкий пример. Не смотря на все попытки официальной советской историографии, фигура Нестора Ивановича Махно и созданная им народная вольница (Гуляй - Поле) всегда пользовалась колоссальной популярностью в народе. Замечу, что не выдающиеся теоретики анархизма Михаил Бакунин, Пётр Кропоткин, Александр Тихомиров остались живы в памяти народа, в песнях и сказаниях. Жив остался практик Н.И. Махно. А одним из самых популярных героев молодёжи 50-70-х годов были кубинцы Че Гевара и Фидель Кастро. Их героическая высадка со шхуны "Гранма" в горах Сьерра- Невады, штурм казарм "Монкада", вся их борьба с режимом Батисты овеяла их легендарной славой.

Что же мы видим? С одной стороны, в народном сознании образ власти

абсолютен, непререкаем и схож с образом строгого и всемогущего Отца. Подобное отношение в психологии получило название патернализма. Выдающийся австрийский философ и психолог Зигмунд Фрейд, показавший роль бессознательного в жизни в жизни человека, сформулировал и понятие о "коллективном бессознательном". Оно-то и формирует то сложное, противоречивое отношение к верховной власти, которое заставляет, и подчиняться ей и пытаться найти любые способы оказывать ей противодействие. Это трагическое противодействие народного сознания неоднократно приводило русскую землю к тяжелейшим бедам (Смутное время, восстание декабристов, террор и контртеррор 1905 года и, самое страшное, 1917 год).

Единственным выходом из этого чудовищного тупика было бы создание в России системы власти, которая пусть не подавляла бы своим величием, но и не вызывала бы отвращения у наиболее сознательной части общества. Вопрос жизни и смерти для нашей страны заключается в том, возможно ли это? В условиях глобального экономического, экологического религиозного, политического и, к несчастью, военного кризиса российская государственность не может позволить себе роскоши патернализма.

3. ВЛАСТЬ И СОВРЕМЕННОСТЬ. ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?

Самым главным является тот факт, что впервые за наше столетие власть в России была подтверждена результатами всенародных выборов, а не профанацией выборов, как это было раньше. Тем самым она вернула себе подлинную легитимность, что не могло не изменить её характер. Власть стала открыта для критики, а выражение народного мнения о ней из сферы культуры перешло в сферу политики.

Единого мнения о власти в стране сейчас не существует. Полярное противостояние от безудержного восхваления до полного неприятия сменилось широким спектром самых разных мнений. И всё же стоит признать, что в современном народном сознании отношение к власти скорее негативное. Тому есть много причин. Прежде всего, экономический кризис, выхода из которого власть пока предложить не может, прогрессирующая коррупция в высших эшелонах власти, обострение национальных отношений, военные авантюры на Кавказе. Потеряв ореол секретности, перестав быть неподконтрольной мнению общества, власть частично утратила свои силы. Остаётся лишь надеяться на то, что с течением времени её авторитет в глазах народа может начать возрастать.

Сейчас сложилась парадоксальная ситуация. Верховную власть, начиная от президента и заканчивая губернатором можно ругать сколь угодно жестоко. Однако это не приводит ни к каким результатам, ибо глубоко безразлично носителям властных функций. Противостояние общества и власти больше не существует, они попросту сами по себе. Что ни чуть не менее печально.

В условиях, когда можно говорить всё, политический анекдот, по сути, прекратил своё существование. Вместо анекдотов мы смотрим заседания Государственной Думы. Казалось бы, кому, как не всенародно избранным депутатам и быть выразителями точки зрения народа на власть. Ведь политика тоже часть русской народной культуры. К сожалению, действительность очень далека от такой благостной картины.

Если раньше власть боялись, ненавидели, боролись с ней или восхваляли её, то теперь над властью стали смеяться, а порой и презирать её. Примеры тому мы каждый день слышим по радио, видим по телевидению, читаем в газетах и журналах

А в результате у многих простых людей возникает ностальгия по прошлому. Людям вообще свойственно быстро забывать плохое, и опасность коммунистического реванша нельзя полностью сбрасывать со счетов. Коммунисты ничего не забыли и ничему не научились. Остаётся только удивляться, как партия столько лет воевавшая с собственным народом продолжает иметь столько сторонников среди этого народа.

Но необходимо чётко осознавать, что другой попытки выйти на дорогу нормального человеческого развития у России не будет. Если мы сейчас не пойдём к храму, мы не дойдём до него никогда. Представляется уместным вспомнить цитату из Фултонской речи одного из крупнейших политиков нашего века Уинстона Черчилля: "Демократия - это очень плохая форма государственного правления. Беда в том, что все остальные ещё хуже". Поэтому задачей людей, претендующих называться интеллигентами, стараться формировать у народа такое отношение к власти, которое способно этой самой власти помочь, а не топить её. Иначе по телевизору мы скоро будем смотреть только титры.

В заключение я хочу сказать что, в силу своего объёма эта работа не может претендовать на полноту освещения поднимаемых вопросов, но актуальность проблемы настолько важна, что даёт ей право на существование.

Показательно, что подобное отношение к закону и власти сохранилось и в сознании современных россиян. Как в старые времена люди боялись городового, так и сегодня российский гражданин не доверяет и боится милиции. И в современной России существует иная модель отношений личности и государства, чем в Западной Европе, Там государство выступает гарантом личности в ее отношениях с обществом. Российская же модель отношений ориентирована на общество, а не на личность. В этом смысле Россия тяготеет, скорее, к восточной, чем к западной цивилизации.

Патриархальный тип отношений (который веками закреплялся в русском архетипе) требует, чтобы к государству относились не только со страхом, но и имели право предъявлять свои требования, как сын предъявляет свои к отцу: можно требовать от государства справедливости, помощи, защиты, компенсации утерянного, ничего не давая взамен. Именно на таких настроениях в России сейчас возникают волны манифестаций: люди требуют своей зарплаты, наведения порядка, борьбы с преступностью, ремонта отопительной системы, протестуют против закрытия шахт или популярного телеканала и проч., размахивая флагами перед государственными учреждениями в Москве. Политическая наивность и потребительское отношение к государству мешают им понять, что справедливости нужно искать не здесь, а совсем в других местах, и предъявлять счет лучше не ослабленному государству, а конкретным людям, творящим беззаконие. Но культурная историческая традиция жива и поныне.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Чувство и мысль

Чувство и мысль Каждый человек по-своему переживает радость и печаль, бодрость и усталость, восторг и отчаяние, любовь и ненависть, гнев и нежность. Но эти чувства одинаково доступны и понятны всем людям. Чувства эти, воплощенные в музыке, и лежат в основе того

МЫСЛЬ и ЧУВСТВО

МЫСЛЬ и ЧУВСТВО Пожалуй, нет другого такого вопроса, который был бы в такой же мере затуманен предрассудками, как вопрос о мысли (интеллекте, идеях) в драме. В основе этих предрассудков лежит современная тенденция разделять мысль и чувство, стремиться к чему-либо одному

Глава I. Соборность, начало и крах государственности

Глава I. Соборность, начало и крах государственности Как возникло государство Догосударственное общество, которое можно рассматривать как множество локальных миров, испытывало возрастающее дискомфортное состояние из-за усложнения жизни, внешних конфликтов, роста

2. Чувство незащищенности

2. Чувство незащищенности Приведенные факты помогают понять причины насилия в Европе XII–XVIII вв. и позднее, вызванные идеей тысячелетнего царства Божия. Кто они, эти бедняки и пастухи, неоднократно поднимавшие кровавые восстания с 1096 по 1320 год? Анализ такого понятия, как

Чувство истории

Чувство истории Одна из самых характерных черт китайского характера – ощущение древности своей истории, своей культуры и цивилизации. Именно это дает китайскому населению некое внутреннее преимущество над другими нациями. Чувство истории очень важно для китайцев, и

§ 4. Чувство юмора

Никифорова Л.В. Александровская слобода и наследие российской государственности

Никифорова Л.В. Александровская слобода и наследие российской государственности Александровская слобода расположена на пути из Москвы в Переславль, в 40 км от Троице-Сергиевского монастыря. Эти земли издавна принадлежали московским князьям, а в начале XVI столетия здесь


Действительно ли настолько велик разрыв между желаниями людей и действиями властей — и к чему это может привести?

Фото Анвара Галеева

«72% недоверия власти — это еще очень оптимистично получилось у „Левада-центра“. Я думаю, что на самом деле все еще и покруче — процентов 95.

Собственно говоря, а что такого сделала власть в последнее время, чтобы можно было говорить о доверии к ней? Одной только пенсионной реформы, когда буквально грубо „кинули“ целые поколения, уже достаточно, чтобы говорить о недоверии. Ну, представьте, вы всю жизнь работали, вам исполняется 60 лет, и тут вам говорят: знаете, а мы решили условия наших отношений пересмотреть, вы не выходите на пенсию. Если бы с вами так поступила какая-нибудь частная фирма, вы бы, наверно, очень сильно возмутились. А государству, получается, можно?

Долго ли такая ситуация будет длиться? На самом деле у нас власть давно сидит. И может еще посидеть. Потому что между общественным недовольством и, скажем, массовым протестом, который мог бы что-то поменять, — дистанция довольно большая. А на выборах наша власть умеет ловко мухлевать. На последних выборах все кандидаты, которые шли от „Единой России“, пошли как самовыдвиженцы. Для чего? Чтобы обмануть избирателя. Что и получилось: часть таких самовыдвиженцев прошла, стала депутатами, и тут же они стали депутатами фракций „ЕР“.

Федор Бирюков, директор Института Свободы, политик:

Фото из личного архива Федора Бирюкова

«Такое отношение народа к власти или, в политическом смысле, — нации к государству — вполне оправдано, поскольку в России существует колоссальное социальное расслоение. Оно во многом аналогично американскому сценарию, когда есть верхушка, некоторая „золотая прослойка“, которая владеет большинством богатств, властью, которая неприкосновенна, не отвечает за свои действия перед законом, и есть остальная масса народа, которая держится на „подножном корму“. И даже в США сейчас неспокойно. Идет битва между сторонниками нынешнего президента, самим Трампом и его оппонентами, постоянно висит угроза импичмента, а кроме политических баталий происходят социальные протесты, беспорядки на межнациональной почве. В России тоже сложилась аналогичная кастовая система, когда ультрабогатые владеют абсолютно всем, в том числе правом на власть, на экономические движения, а населению остается только право платить налоги и отвечать за огрехи власти.

Но современная российская элита во многом еще и унаследовала пороки, недостатки поздней советской элиты. Представители нынешней власти — выходцы из той элиты, поэтому мы имеем хронические болезни, которые дают свои рецидивы. Мы сейчас во многом находимся в положении, аналогичном концу Советского Союза, концу перестройки, началу РФ, когда большинство народа тоже не доверяло официальной власти.

Зарплатная политика в России не то, что желает лучшего, но, по сути дела, критическая. И постоянная ситуация с выборами, когда одни и те же партии, имеющие „лицензии“, получают свои мандаты, а любая другая точка зрения отвергается, — тоже влияет на настроения в обществе.

До критической точки еще есть какое-то время, и поэтому власть пока может сделать шаги навстречу народу, поменяться. Если на думских выборах 2021 года прекратится постоянная административная гонка за результатами правящей партии, если парламент изменится концептуально и политически, то это может повысить доверие населения к власти. Если этого не произойдет, то процесс войдет в необратимую стадию, мы окажемся на пороге очередных несвоевременных, очень разрушительных, неконструктивных перемен в случае отказа государственной машины отвечать на вызовы времени и налаживать диалог с населением, с нацией.

России нужна новая молодая политическая кровь, новый взгляд, возможно, какая-то государственная дерзость, которая позволила бы оставить за плечами все негативные моменты, увидеть, выстроить и пойти по пути вперед, в будущее. Пока мы, к сожалению, видим, что бывшая элита КПСС, которая стала либерально-бюрократической, давит все подобные начинания и предпочитает держать монополию на власть.

Валерий Соловей, доктор исторических наук, политический аналитик:

Фото из личного архива Валерия Соловья

«С одной стороны, у нас есть данные „Левада-центра“, а с другой, завтра-послезавтра появятся данные ВЦИОМа, которые будут утверждать, что все с точностью наоборот, что 70% населения доверяет государству.

Но если говорить о реальности, то мне кажется, что именно социология „Левада-центра“ абсолютно точно воспроизводит динамику массового сознания, точно схватывает его срез.

С точки зрения людей, которые занимаются качественной социологией, данные вот этого соцопроса, а также других — тут надо смотреть вкупе с запросом на перемены и с долей людей, которые считают государство врагом, — мы находимся накануне грандиозного прямого политического столкновения между властью и обществом. И от социологов я впервые услышал такие формулировки, как „это неизбежно“.

Есть признаки очень серьезных перемен. Вопрос лишь в том, когда они реализуются. Социологи говорят, что в следующем году это перейдет в открытую фазу. Я не исключаю, что и в конце этого года мы сможем что-то увидеть.

Даниил Коцюбинский, кандидат исторических наук:

Фото из личного архива Даниила Коцюбинского

«Ресурс выживания такого режима, при котором мы живем, достаточно обширен. Единственное, что может угрожать такой системе — давайте назовем ее авторитарной, — это переворот. Переворот либо революция. Но для того, чтобы произошла революция — „бархатная“ или не бархатная — нужно, чтобы эту революцию тоже возглавил какой-то отряд, делегированный элитами. То есть все равно необходим раскол элит. Революции никогда не побеждают просто так, придя снизу. Они всегда в истории остаются под названием „бунт“, и, как правило, оказываются подавленными. А те революции, которые оказываются успешными, возглавляются отколовшейся частью элиты. Либо же происходит просто элитарный дворцовый переворот.

Каковы перспективы того и другого в современной России? Очень невелики, потому что элиты в целом состоят из людей, прекрасно понимающих, что в их интересах сохранить статус-кво. Ибо любая перемена этим элитам ничего не гарантирует, наоборот, ставит под угрозу все накопления, материальные и статусные, которые они успели сделать в эпоху Владимира Путина.

Другое дело, что существует такой прецедент, как переворот против Павла. Эпизод с Павлом I может быть использован для того, чтобы прогнозировать даже не очень полезный непосредственным участникам, но — неизбежный переворот. Что произошло? На протяжении нескольких лет в дворянских элитах распространялось восприятие Павла I как неудачника, безумца, как человека, при котором жить невозможно, который не дает спокойно одеваться, дышать, танцевать и вообще наслаждаться жизнью. И самое главное — ведет себя как тиран, но нестрашный. При Павле I не было, по сути, никаких казней. Стояли по всему Петербургу виселицы, но на них висели только фамилии тех офицеров, которые за какие-то нарушения были отправлены в Сибирь. По меркам XVIII века — это имитация террора, а не террор. И вот все это привело к тому, что даже те, кто окружал Павла I, согласились, что надо свергнуть царя. В итоге, непосредственные участники заговора, скорее, потеряли, чем приобрели. Пален оказался в отставке, Беннигсен оказался в отставке. Выиграл Александр I, но вот те, кто помогал ему совершить переворот, удовольствовались мягкой формой понижения. И все равно они в это дело вписались, потому что чувствовали, что, если не они, значит, совершат переворот другие, а они еще и будут обвинены, что не вовремя переметнулись.

Поэтому если и дальше в стране будет развиваться вот это неконтролируемое брюзжание, если все больше Путин будет казаться неудачником и таким нестрашным тираном, если будут преследовать каких-то несчастных блогеров или одиночных анархистов, а не оскаливать зубы на элиты и общество в целом — а я плохо понимаю, как это могло бы сейчас выглядеть, — то тогда создадутся условия для такого иррационального дворцового переворота.

Фото: Сергей Карпухин / Reuters

Большинство участников опроса (29%) охарактеризовали советскую власть как близкую к народу, еще 25% — как сильную и прочную. Справедливой советскую власть считают 22% респондентов, законной — 20%. Недальновидной ее назвали 18% опрошенных, а бюрократичной — 15%.

По данным исследования, нынешнюю российскую власть большая часть опрошенных (41%) воспринимает как криминальную и коррумпированную. 31% респондентов считают ее чужой и далекой от народа, 24% — бюрократичной. Еще 15% опрошенных сочли современную власть непоследовательной.

Опрос был проведен с 27 июня по 4 июля среди 1608 респондентов.

Фото:Михаил Терещенко / ТАСС

Как отмечают социологи, подобные суждения сохранялись и в годы, когда граждане были наиболее удовлетворены деятельностью власти: в докризисном 2008 году и в 2015-м, после присоединения Крыма.

В конце июля опрос Левада-центра показал, что 54% россиян хотят видеть действующего президента Владимира Путина на этом посту после окончания срока полномочий в 2024 году. При этом более трети опрошенных (38%) высказались против его переизбрания.

Нынешнюю власть в 1998 году 63% россиян называли криминальной и коррумпированной, в 2019 году так отвечал лишь 31% опрошенных. Бюрократичной власть считало 22% респондентов, сейчас так полагает 24%. Далекой от народа и чужой в 1998 году ее характеризовал 41%, сильной и прочной – 2%, сейчас так полагает 23% и 14% соответственно.

В целом доля позитивных определений советской власти за 30 лет сократилась с 57% до 54%, зато серьезно выросло число респондентов, которые позитивно характеризуют нынешнюю власть: с 13% до 42%. При этом основными характеристиками советской власти за все 30 лет стали ее близость народу, бюрократичность, законность, авторитет и сила. Современную власть в основном за 30 лет называли криминальной, коррумпированной, далекой от народа, бюрократичной, непоследовательной, недальновидной, слабой, беспомощной и паразитической.

Аналитики отмечают, что более критично настроены к нынешней власти образованные, наиболее обеспеченные россияне от 27 до 50 лет, а также жители Москвы. Позитивно оценивают руководство страны селяне, малообразованные категории населения, пожилые люди и те, кто получает низкий доход.

Более 80% россиян убеждены в том, что они не могут влиять на решения, принимаемые государственными органами, а более 60% убеждены, что выборы не заставят правительство действовать так, как хочет народ. Следствием этого стало отвращение к политике и отсутствие интереса к общественным делам, а также отказ от ответственности за происходящие события в стране или действия ее руководства.

Как считают социологи, условием стабильности такой политической системы является именно искусственно созданное состояние всеобщего равнодушия к происходящему и выражение показной лояльности к режиму.

Япония создает военно-космическое подразделение. / Специалисты нашли нарушения в 135 партиях минеральной воды. / Протесты стали причиной отмены более 200 рейсов в аэропорту Гонконга. Читать дальше

Читайте также: