Отношение к труду мюнцера кратко
Обновлено: 30.06.2024
МЮНЦЕР
- Описание
- Алфавитный указатель
- Арабская философия
- Индийская философия
- Китайская философия
- Русская философия
- Этика
- Авторы
- Приложения
1. Schriften und Briefe. Kritische Gesamtausgabe. Gütersloh, 1968.
1. Циммерман В. История Крестьянской войны в Германии, 2 т. М., 1937;
2. Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2, т. 7, с. 343–437;
3. Смирин М.М. Народная реформация Т.Мюнцера и великая Крестьянская война, изд. 2. М., 1955;
Личности
Краткая деятельность Томаса Мюнцера и его основные идеи изложены в этой статье.
Томас Мюнцер основные идеи
Кто такой Томас Мюнцер?
Чем известен Томас Мюнцер?
Основные взгляды Томаса Мюнцера
Основные идеи священника выражались в следующем:
Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, что сделал Томас Мюнцер.
Настоящим показателем раскола общего лагеря Реформации являлось определившееся и оформившееся в эти годы народное направление, стремившееся к социальному перевороту. Выразителем народного революционного понимания Реформации стал Томас Мюнцер.
Мюнцер, ранняя биография которого неизвестна, выступил на историческую арену в первые годы Реформации как один из сторонников Лютера. Однако в 1520 г., прибыв по рекомендации Лютера в качестве священника и проповедника в саксонский город Цвиккау, Мюнцер не только обнаружил в совместной с лютеранами борьбе против францисканцев более резкий тон и решительные методы, но и показал, что исходит из иных классовых позиций, привлекая на свою сторону подмастерьев и беднейшие слои населения и вкладывая в понимание Реформации новое революционное содержание.
Существовавшая в Цвиккау среди ремесленников секта анабаптистов (т. е. перекрещенцев, требовавших крещения христиан в зрелом возрасте) под влиянием Мюнцера вышла из узких рамок сектантских идей. Члены этой секты сделались эмиссарами Мюнцера по распространению его революционного толкования Реформации по всей Саксонии, что в немалой степени встревожило ближайших сторонников Лютера и самого саксонского курфюрста.
В понимании Мюнцера главные задачи Реформации заключались не в установлении новой церковной догмы или новой формы религиозности, а в провозглашении близкого социально-политического переворота, который должен быть произведен массой крестьян и городской бедноты. Мюнцер ссылался на авторитет слова божьего, но в самом Священном писании он усматривал лишь указания на необходимые действия людей. У Мюнцера мы не находим упоминания о какой-либо иной жизни, кроме земной. Он утверждал, что земная жизнь должна быть возвышена до небес, т. е. очищена от зла.
В этом смысле Мюнцер понимал и идеал установления царства божьего на земле.
Настоящее слово божье, по мнению Мюнцера, - это живение бога в их собственном разуме. Вера (для Мюнцера. - Ред.), - пишет Энгельс, - является не чем иным, как пробуждением разума в человеке, и потому обладать верой могли и язычники. Энгельс поэтому заключает: . религиозная философия Мюнцера приближалась к атеизму.
У Мюнцера нет представления о боге как о стоящей над миром индивидуальности. Для него бог неотделим от самого мира, это мир в целом, сама идея общего, вдохновляющая и подчиняющая себе все творения, т. е. все, что существует в мире. Идеал совершенства,
связанный у Мюнцера с его пониманием божества, является, по существу, социальным идеалом. Активную и самоотверженную деятельность человека для общего благаМюнцёр считал служением богу.
Наоборот, всякое действие в эгоистических интересах против общего интереса Мюнцер определял как безбожие. Борьба с социальным злом, борьба за устранение и уничтожение безбожников составляет, по Мюнцеру, задачу ревнителя , и таким ревнителем он считал трудящийся народ. Вся власть, - писал Мюнцер, - должна быть отдана простому народу. Под народом, согласно его собственному разъяснению, Мюнцер понимал крестьян и бедный трудящийся люд вообще. Врагами же бога, против которых должен быть направлен народный меч, он считал тех, которые узурпируют общие богатства мира и обрекают простой народ - единственного носителя идеи высшей справедливости - на тяготы и постоянные заботы о куске хлеба. Дворянские замки и монастыри должны быть уничтожены, Германия должна перестать быть княжеской и дворянской.
Выступая против угнетения народа, Мюнцер проповедовал такой общественный строй, в котором нет классовых различий, нет частной собственности и не зависимой от членов общества и чуждой им государственной власти.
Значение мюнцеровского учения заключается в том, что первоочередной задачей он считал революционное освобождение народа от эксплуатации и удовлетворение его повседневных нужд. Практически Мюнцер помогал крестьянам в их реальных хозяйственных нуждах и поддерживал популярные лозунги антифеодальной борьбы крестьян. Тесная связь Мюнцера с широкими массами народа в их борьбе против эксплуататоров сделала его вождем крестьянско-плебейского лагеря, который рассматривал Реформацию как путь к революционному переустройству общества.
Настоящим показателем раскола общего лагеря Реформации являлось определившееся и оформившееся в эти годы народное направление, стремившееся к социальному перевороту. Выразителем народного революционного понимания Реформации стал Томас Мюнцер.
Мюнцер, ранняя биография которого неизвестна, выступил на историческую арену в первые годы Реформации как один из сторонников Лютера. Однако в 1520 г., прибыв по рекомендации Лютера в качестве священника и проповедника в саксонский город Цвиккау, Мюнцер не только обнаружил в совместной с лютеранами борьбе против францисканцев более резкий тон и решительные методы, но и показал, что исходит из иных классовых позиций, привлекая на свою сторону подмастерьев и беднейшие слои населения и вкладывая в понимание Реформации новое революционное содержание.
Существовавшая в Цвиккау среди ремесленников секта анабаптистов (т. е. перекрещенцев, требовавших крещения христиан в зрелом возрасте) под влиянием Мюнцера вышла из узких рамок сектантских идей. Члены этой секты сделались эмиссарами Мюнцера по распространению его революционного толкования Реформации по всей Саксонии, что в немалой степени встревожило ближайших сторонников Лютера и самого саксонского курфюрста.
В понимании Мюнцера главные задачи Реформации заключались не в установлении новой церковной догмы или новой формы религиозности, а в провозглашении близкого социально-политического переворота, который должен быть произведен массой крестьян и городской бедноты. Мюнцер ссылался на авторитет слова божьего, но в самом Священном писании он усматривал лишь указания на необходимые действия людей. У Мюнцера мы не находим упоминания о какой-либо иной жизни, кроме земной. Он утверждал, что земная жизнь должна быть возвышена до небес, т. е. очищена от зла.
В этом смысле Мюнцер понимал и идеал установления царства божьего на земле.
Настоящее слово божье, по мнению Мюнцера, - это живение бога в их собственном разуме. Вера (для Мюнцера. - Ред.), - пишет Энгельс, - является не чем иным, как пробуждением разума в человеке, и потому обладать верой могли и язычники. Энгельс поэтому заключает: . религиозная философия Мюнцера приближалась к атеизму.
У Мюнцера нет представления о боге как о стоящей над миром индивидуальности. Для него бог неотделим от самого мира, это мир в целом, сама идея общего, вдохновляющая и подчиняющая себе все творения, т. е. все, что существует в мире. Идеал совершенства,
связанный у Мюнцера с его пониманием божества, является, по существу, социальным идеалом. Активную и самоотверженную деятельность человека для общего благаМюнцёр считал служением богу.
Наоборот, всякое действие в эгоистических интересах против общего интереса Мюнцер определял как безбожие. Борьба с социальным злом, борьба за устранение и уничтожение безбожников составляет, по Мюнцеру, задачу ревнителя , и таким ревнителем он считал трудящийся народ. Вся власть, - писал Мюнцер, - должна быть отдана простому народу. Под народом, согласно его собственному разъяснению, Мюнцер понимал крестьян и бедный трудящийся люд вообще. Врагами же бога, против которых должен быть направлен народный меч, он считал тех, которые узурпируют общие богатства мира и обрекают простой народ - единственного носителя идеи высшей справедливости - на тяготы и постоянные заботы о куске хлеба. Дворянские замки и монастыри должны быть уничтожены, Германия должна перестать быть княжеской и дворянской.
Выступая против угнетения народа, Мюнцер проповедовал такой общественный строй, в котором нет классовых различий, нет частной собственности и не зависимой от членов общества и чуждой им государственной власти.
Значение мюнцеровского учения заключается в том, что первоочередной задачей он считал революционное освобождение народа от эксплуатации и удовлетворение его повседневных нужд. Практически Мюнцер помогал крестьянам в их реальных хозяйственных нуждах и поддерживал популярные лозунги антифеодальной борьбы крестьян. Тесная связь Мюнцера с широкими массами народа в их борьбе против эксплуататоров сделала его вождем крестьянско-плебейского лагеря, который рассматривал Реформацию как путь к революционному переустройству общества.
Мюнцер (Мunzer), Томас (ок. 1490-1525) — идеолог народного течения в немецкой Реформации, предводитель крестьян и городского плебса в Крестьянской войне 1524-1526. Родился в Штольберге (Гарц). Биография Мюнцера до 1517 г. окружена легендами. Он принадлежал к образованнейшим людям своего времени и, будучи проповедником и священником, проявлял свое оппозиционное отношение к католической церкви. Почти до конца 1520 г. Мюнцер считал себя сторонником Мартина Лютера, но в том же году, проповедуя в г. Цвиккау и действуя против францисканцев заодно с лютеранами, он показал, что ведет эту борьбу с совершенно иных позиций, опираясь на городскую бедноту и широкие массы крестьянства.
Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 245.
Другие биографические материалы:
Лазарев В.В. Занял особую позицию в антикатолицизме (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М).
Шафаревич И.Р. Вел очень беспокойную жизнь, по нескольку раз в год меняя работу (И.Р. Шафаревич. Социализм как явление мировой истории. В кн.: Полное собрание сочинений. Том 1. М., 2014).
Далее читайте:
Сочинения:
Politische Schriften. Manifeste. Briefe. Leipzig, 1973.
Schriften und Briefe. Kritische Gesamtausgabe. Gütersloh, 1968.
Литература:
Циммерман В. История Крестьянской войны в Германии, 2 т. М., 1937;
Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2, т. 7, с. 343–437;
Смиpин M. M. Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая крестьянская война. Изд. 2-е. М., 1955. Библиогр.: с. 558—563;
Штекли А.Э. Т.Мюнцер. М., 1961;
Штекли А. Томас Мюниер. М., 1961. Библиогр.: с. 316—318;
Elligor W. Thomas Müntzer. Göttingen, 1975;
Steinmetz M. Das Müntzerbild von Martin Luther bis Friedrich Engels. B., 1971;
Читайте также: