Крепостной театр графа шереметьева кратко

Обновлено: 02.07.2024

Усадьба Останкино — архитектурный ансамбль XVII–XVIII веков, бывшая загородная резиденция графов Шереметевых. До наших дней сохранилось основное здание дворца-театра и примыкающее к нему с севера пространство Увеселительного сада с частично уцелевшей первоначальной планировкой конца XVIII века.

Владелец Останкина, граф Николай Петрович Шереметев (1751–1809), был широко известен как театрал, однако его увлечение театром выходило за рамки любительства.

Решив превратить ее в высокопрофессиональный творческий коллектив, он сам придирчиво выбирал репертуар, распределял роли и работал с актерами, обсуждал с декораторами детали сценографии и театральных эффектов и нередко сам садился с виолончелью в оркестр. К актерам и танцовщикам нанимались учителя — русские и иностранцы, заключались контракты с декораторами, выписывались из Парижа партитуры и эскизы декораций.

Расширившийся репертуар требовал хорошо оснащенной сцены, и в 1790 году Шереметев принимает решение о постройке нового театрального здания в подмосковном Останкине. Проект принадлежал московскому архитектору, итальянцу Франческо Кампорези (1747–1831).

Строить здание было решено из дерева, так как этот материал является наиболее подходящим для театрального помещения с точки зрения его акустических свойств; к тому же строительство из дерева позволяло вносить изменения прямо по ходу дела, легко перестраивая уже возведенные части здания в согласии с изменениями замысла его владельца.

Чтобы осуществить это превращение, над партером настилались щиты разборного пола, и обе части театра — зрительный зал и сцена — объединялись в единое пространство.

Зрительный зал театра. Дворец в усадьбе Останкино. Фото, 1950-е

Зрительный зал театра. Дворец в усадьбе Останкино. Фото, 1950-е

Однако проект Кампорези послужил лишь в качестве первоначальной архитектурной идеи ансамбля. В дальнейшем к проектированию отдельных его элементов привлекались известнейшие петербургские архитекторы: И. Е. Старов, В. Бренна, Дж. Кваренги.

По походу строительства Шереметев, лично наблюдавший за ним на первом этапе, неоднократно изменял принятые решения, заставляя разбирать и переделывать уже готовые части здания, часто соединяя отдельные фрагменты разных проектов.

Общее наблюдение за ходом работ было возложено на крепостных архитекторов графа: А. Миронова, Г. Е. Дикушина и П. И. Аргунова, возглавившего в 1793 году команду крепостных архитекторов.

Почти с самого начала строительства советами ему помогал известный московский архитектор Е. С. Назаров, к помощи которого обращались в сложных случаях.

Останкинская сцена имеет 22 м в глубину (в момент строительства она была одной из самых больших в России) и приспособлена для перспективных декораций и сложных сценических эффектов.

Над плафоном сцены, натянутым на рамы, находится двухуровневое верхнее машинное отделение. До наших дней сохранилось большинство механизмов, при помощи которых осуществлялся спуск холстинных задников с написанными декорациями, а также акустические машины, создававшие звуковые эффекты грома, дождя и ветра.

Над декорациями для спектаклей трудились и свои, крепостные декораторы — С. Калинин, К. Фунтусов, Г. Мухин, Н. Шемаев, и приглашенные мастера, в основном иностранцы, работавшие в Москве, — Дж. Валезини, Ф. Гильфердинг, А. Клауди, Г. Гатфильд, а также вольные русские художники-декораторы: И. Волохов, И. Сержанцев.

К сожалению, ни одной декорации в Останкине не сохранилось — они, как и весь театральный реквизит, погибли при пожаре в театральном сарае во время наполеоновского нашествия 1812 года; тогда же погибла богатая нотная библиотека.

Зрительный зал вмещал 200–250 человек и был вдвое меньше пространства сцены. Оркестр располагался перед сценой, далее, отделяясь от него переносной балюстрадой, шли лавки партера, за ними — четырьмя ступенями лавки амфитеатра.

Колонны в бельэтаже, расположенном на высоте второго этажа и охватывавшем широкой подковой зрительный зал, образовывали 16 лож, которые были задрапированы голубым атласом и украшены фонарями с богатым хрустальным убором.

Над колоннами бельэтажа расположен верхний ярус зрительских мест, так называемый парадиз, сквозь широкие арочные проемы которого за спектаклем могли наблюдать не занятые в нем актеры или слуги, сопровождавшие гостей.

Для улучшения акустики в падугах между арками устроены специальные пустые короба. Плафон зрительного зала расписан итальянцем Дж. Валезини по мотивам помпейских фресок.

Над партером настилались щиты разборного пола, и обе части театра — зрительный зал и сцена — становились на один уровень. Кулисные декорации снимались с катков и убирались в карманы сцены, и на их место выдвигались полые внутри колонны, стоявшие во время спектакля вплотную к стенам.

Между ними ставились украшенные изображениями пышных букетов щиты, закрывающие закулисное пространство, а над сценой растягивался расписанный клеевыми красками по холсту плафон.

В день премьеры был устроен пышный прием с фейерверком и иллюминацией; месяцем позже спектакль повторили во время приема в честь графа С. Ф. Потоцкого.

Так началась история театра Шереметева, в которой были и визиты императоров, и триумфальные постановки, и трагические сюжеты, о которых подробнее можно прочитать в каталоге выставки.


МАТЕРИАЛ ДЛЯ БЕСЕДЫ

В 1743 г. имение Останкино перешло в качестве приданого княжны Варвары Алексеевны Черкасской к графу Петру Борисовичу Шереметеву (1), сыну знаменитого соратника Петра Великого фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева. Петр Борисович славился умением принимать гостей, а неотъемлемой частью праздников, которые устраивались в доме, стал театр, где разыгрывались комедии и комические оперы.



Крепостной театр

Последнюю треть XVIII в. называют золотым веком российского дворянства. Это время считается временем становления русского театра. В 1762 г. дворяне были освобождены от обязательной службы, поэтому изменился весь их жизненный уклад. Они стали уделять больше времени образованию, литературе и искусству, заграничным путешествиям, многие увлеклись собиранием библиотек, строительством загородных усадеб, коллекционированием произведений искусства, устройством пышных праздников, занятиями музыкой и театром.

Частью дворянского быта и модной забавой со второй половины XVIII в. становятся домашние крепостные театры. К концу века насчитывалось пятьдесят три крепостных театра. Зимой спектакли проходили в городских домах, а летом — в загородных усадьбах, где строили для театра специальное здание. Репертуар театров составляли в основном французские и итальянские комические оперы, поэтому появилась потребность в крепостных, наделенных творческими способностями, и наряду с поварами, портными, конюхами в усадьбах работали крепостные художники, архитекторы, резчики, позолотчики, паркетчики, актеры и музыканты.

Труппа

В крепостном театре была традиция — давать артистам новые сценические имена по названию драгоценных камней. В спектаклях принимали участие танцоры Татьяна Шлыкова-Гранатова, Фекла Урусова-Бирюзова, Кузьма Деулин-Сердоликов, певица Анна Буянова-Изумрудова.

Прасковья Ивановна Ковалева-Жемчугова, талантливая актриса и певица, прекрасно воспитанная, образованная, умная и обаятельная девушка, была взята в дом Шереметевых семилетней девочкой и стала ведущей актрисой театра Шереметева.

Репертуар

Театральный репертуар позволяет понять, что интересовало и волновало зрителя в XVIII веке. Репертуар крепостного театра Шереметевых не уступал репертуару профессиональных театров и знакомил зрителей с лучшими достижениями европейского и русского музыкального и драматического искусства. Иностранные оперы и комедии переводились на русский язык, ставились комедии и балеты, специально написанные для театра Шереметева. Многие выдающиеся театральные сочинения шли в России только в театре Шереметевых или были в нем впервые поставлены. Основу репертуара составляли французские, итальянские, русские комические оперы, комедии, лирическая трагедия и балет-пантомима.

Для Николая Петровича театр стал частью личной жизни, и темы любви между представителями разных сословий и неравного брака, характерные для драматургии того времени, приобрели в его театре личную окраску. Любовь к актрисе П.И. Ковалевой-Жемчуговой, превращение недавней крепостной в графиню, ее ранняя смерть — все это было похоже на сюжеты пьес, разыгрывавшихся на сцене крепостного театра.

Декорации и костюмы

Подробное описание декораций и театральных костюмов поможет детям составить интересную самостоятельную композицию на выбранную тему, а изучение особенностей костюма XVIII в. позволит больше узнать о людях ушедшей эпохи.

Новый дворец-театр

Шереметева привлекали яркие, зрелищные спектакли с быстрой сменой декораций и сценическими эффектами: наводнениями, кораблекрушениями, полетами и пожарами. Размеры и оборудование сцены не позволяли осуществлять сложные постановки, и в 1787 г. в Кускове был выстроен новый театр с пышным оформлением зала, напоминавшем театр Версаля. Однако и этот театр имел недостатки, не позволявшие постановку больших опер, к тому же слава Кускова была связана с именем Петра Борисовича Шереметева, а Николай Петрович стремился создать свой уникальный театр-дворец.

Дворец строился в несколько этапов. В его создании принимали участие итальянский архитектор Франческо Кампорези, создавший первоначальный проект; крепостной архитектор Алексей Федорович Миронов; выдающийся русский архитектор Иван Егорович Старов; художник-декоратор и архитектор Винченцо Бренна; крепостной архитектор графа Шереметева Павел Иванович Аргунов.


По периметру подковообразной верхней части зрительного зала располагался так называемый парадиз — помещение для создания во время представления дополнительных музыкальных эффектов. Помещение было снабжено системой из пятнадцати открытых в сторону зала и сцены овальных акустических окон — люкарн, благодаря которым образовывалось многократное пересечение и отражение звуковых волн и получался непередаваемый акустический эффект.


Спектакль обслуживали специальные театральные машины. По свидетельству современников, театр Н.П. Шереметева обладал театральным оборудованием, не только не уступавшим техническому оснащению европейских театров, но и превосходившим его по некоторым техническим характеристикам. Театральная машинерия, которая обеспечивала быструю и надежную работу, частично сохранилась до нашего времени. Создателем ее был крепостной столяр и механик Федор Иванович Пряхин.

Театр обслуживали два машинных отделения, а рабочие сцены заслуживали не меньшей похвалы, чем певцы и танцоры. Рабочие сцены буквально в считаные минуты могли переместить декорации (эскиз декорации К. Фунтусова) (5), смонтировать их для следующего действия и разместить в карманах сцены те элементы декораций, которые не участвовали в следующем действии. В люке размещалась машина ветра (6). В деревянном колодце, находившемся в стене, в шахматном порядке были укреплены металлические лопасти, а сыпавшаяся на них сверху дробь создавала иллюзию шума дождя (7).


Над авансценой находилась машина грома (8), сконструированная из пустого ящика-резонатора и двух зубчатых колес, которые при вращении ударяли по ящику и создавали звук, напоминающий удары грома. Рабочий сцены, упираясь руками в горизонтальный вал, приводил в круговое движение колесную пару. Машина грома была необходима в театре не только для создания эффекта грозы, но и в связи с тем, что в спектаклях достаточно часто участвовал бог-громовержец.


До нашего времени сохранились детали механизмов, позволявших актерам летать над сценой, и механизмы, передвигающие по сцене различные предметы, например плывущий корабль (9).



Особенно ярко эта идея проявлялась в дни торжественных праздников, которые граф устраивал в честь коронованных особ. Выходивших из дворца гостей встречали освещенные огнями и фейерверками аллеи парка, а в дни спектаклей и концертов Увеселительный сад служил местом прогулки публики во время антрактов.

В первом действии на сцене возник турецкий город с воротами; во втором — комната в доме турецкого военачальника; в третьем — крепость с высокими стенами и башнями. Декорации были устроены таким образом, что в сцене штурма стены крепости разрушались на глазах у зрителей, палили пушки и сверкали молнии.

Партию турчанки в драме исполняла Прасковья Жемчугова, которая к тому времени уже стала опытной певицей.

В 1797 г. Шереметеву пришлось переехать в Петербург, так как этого требовала служба при дворе Павла I. Лучшие актеры и музыканты крепостного театра были выписаны в Петербург, и в Останкинском театре стало не с кем проводить репетиции и ставить спектакли. В 1799 г. графу пришлось дать повеление о роспуске труппы, а актрисы и актеры превратились в служащих при графе.

Последний раз прием гостей в Останкинском театре-дворце состоялся в 1801 г., когда оставшиеся в труппе танцоры приехали, чтобы дать представление в честь нового императора Александра I.

Прасковья Жемчугова


Практическая работа

Романтическая история графа Шереметева и Параши Жемчуговой никого из детей не оставляет равнодушным, но для создания композиции на заданную тему недостаточно только знания сюжета. Чтобы выполнить сложную работу на историческую тему, на уроках изобразительного искусства необходимо познакомиться и с тем, как выглядели люди, жившие в XVIII веке, и с тем, как они двигались. Рассказать об этом смогут выдающиеся живописцы и скульпторы: во Франции – Ватто, Шарден, Буше, Фальконе, Гудон; в Англии — Томас Гейнсборо; русские портретисты Ф.С.Рокотов и Д.Г.Левицкий, создавшие блестящую галерею портретов своих современников, а также портреты из Останкинского дворца-музея (Н.И.Аргунов. Портрет И.Ф.Баратова) (12).


XVIII век оказал влияние на многих художников, живших в XX веке. Желательно познакомить детей с творчеством мирискусников А.Н. Бенуа (1870–1960) (13) и К.А. Сомова (1869–1939), которые были поклонниками эпохи галантных празднеств и создали изысканные по колориту и театральности композиции. Ребят заинтересуют и фантастические образы художника А.Г. Тышлера (1898–1980), напоминающие давно ушедших в прошлое дам XVIII века.


Учитель может помочь детям в создании творческих работ: определить тему; подобрать наглядный материал (фотографии и зарисовки архитектуры и интерьера, исторических костюмов), музыку. При выполнении композиции на историческую тему особое внимание следует уделить деталям, так как именно они позволят ученикам более точно представить себе изображаемую эпоху.

Разделим выполнение работы на несколько этапов (по усмотрению педагога). Каждый этап следует начинать с небольшой беседы, и на каждом уроке подробно объяснять детям последовательность работы. Например: на первом уроке обсуждается тема практической работы и выполняются эскизы композиций; затем изображается пейзаж или интерьер; потом врисовываются фигуры в движении; изучается и изображается исторический костюм; работа дополняется мелкими деталями.

Композиция может быть графической или живописной. Подготовительным этапом должно стать выполнение набросков в движении (14). Фигуры, выполненные на подготовительных уроках, затем будут врисованы в интерьер или пейзаж.


Количество уроков, необходимое для выполнения практической работы, указывается приблизительно.

Живописная композиция

Выполняется на листе формата А3 гуашью.

1. Дети изображают интерьер или пейзаж. Необходимо обратить внимание детей на детали интерьера (2 урока) (15, 16).

2. Врисовываются простым карандашом фигуры в движении (1 урок).

Рассказать о театральных постановках того времени и увидеть в движении мир XVIII века поможет серия портретов Д. Левицкого, изображающих воспитанниц Смольного института.

3. Изображается простым карандашом исторический костюм без мелких деталей (детали затем будут дорисованы тонкой кистью) (1 урок).

4. Фигуры изображаются в цвете начиная с лица и рук (1 урок).

5. Дорабатываются мелкие детали (1 урок).

На дополнительных занятиях по изобразительному искусству можно выполнить коллективную работу. Тема крепостного театра в усадьбе Останкино может заинтересовать даже детей, не знакомых с историей России XVIII века.

20 ноября в московской школе № 235, находящейся на улице Щепкина, состоялся театральный праздник, посвященный великому русскому актеру М.С. Щепкину (1788–1863). Так же как и актеры труппы Шереметева, Щепкин был крепостным и лишь в 1822 г. был освобожден вместе с семьей от крепостной зависимости. К этому празднику ученики 5-го класса выполнили коллективную работу.

Этапы выполнения коллективной работы

1. Гуашью изображаются фигуры в движении (предварительно выполняется рисунок простым карандашом).

2. Пишется гуашью фон на листе ватмана.

3. Вырезанные фигуры наклеиваются на фон.

4. Дорисовываются зрители и детали интерьера.

Графическая композиция

Выполняется черной гелевой ручкой или черной тушью, можно акварелью и тушью.

1. Простым карандашом тонко намечается интерьер или пейзаж (без подробностей), врисовываются фигуры в движении (1 урок).

2. Черной ручкой изображается костюм (2 урока).

3. Дорабатываются детали композиции (1 урок).

Графическая композиция может быть выполнена и в технике силуэта. Детям силуэт рисовать проще, так как нет необходимости прорисовывать мелкие детали, поэтому такая техника подходит и ребятам с хорошей подготовкой, и тем, кто только начинает рисовать. Поскольку фигуры не врисовываются, а вырезаются, их можно двигать по листу, пока не будет найдена удачная композиция, а интерьер или пейзаж в работе можно показать условно. Выполнить композицию помогут силуэты К.Сомова и А.Бенуа.

1. На обратной стороне черной бумаги изображаются фигуры в движении (1 урок).

2. Фигуры вырезаются и наклеиваются на белый лист формата А3. На фоне дорисовываются или доклеиваются детали интерьера или пейзажа (1–2 урока).

Чтобы рисунки не получились одинаковыми у всего класса, учитель может предложить детям примерные темы для композиции:

Кусково: первый театр Шереметьевых

В Кусково театр появился в 1760-х годах благодаря графу Петру Шереметеву. Но расцвел он и стал знаменит на всю Россию благодаря его сыну Николаю. Николай Петрович Шереметев изучал за границей современное искусство, а вернувшись домой, увлекся развитием и преобразованием домашнего театра, который находился в имении.

Будущих актеров набирали еще в детстве: их учили читать, писать, иностранным языкам. Дети должны были не только красиво говорить, но и носить платья, держать осанку. Крепостным актерам полагалось жалование, а иногда дело доходило до того, что их здоровье вверяли графскому доктору. Со временем Шереметев ввел для актеров красивые псевдонимы, поэтому на сцену выходили Гранатова, Бирюзова, Сердоликов. Звездой его театра стала Прасковья Жемчугова (Шереметьев так сильно полюбил ее, что даже сделал своей женой), а всего в труппе было 200 крепостных актеров.

Театр в Кусково объединял в себе целых три театра в имении и так называемый Большой театр, построенный на широком лугу. Летом к ним добавлялся и Воздушный театр на природе. Под открытым небом шли небольшие одноактные пьесы, именно для этой сцены были написаны две оперы.

Размер сцены в Большом театре превышал половину здания, были заказаны десять театральных занавесов, множество декораций, а специальное оборудование помогало создавать впечатление любого времени суток, самых разных явлений природы и даже бедствий, например, пожара. Конечно, все это требовало значительных трат.

В репертуаре театра в Кусково было 100 постановок – трагедии и оперы, комедии и балеты. Ценители говорили, что сцена в Кусково – лучший театр России; так или иначе, он смело конкурировал с театрами профессиональными.

Сегодня в Кусково проходят выставки, устраиваются концерты классической музыки, возрождаются старинные традиции усадебных праздников.

Останкино: второй театр Шереметевых

Постепенно возможности театра в Кусково перестали удовлетворять требованиям Шереметева, поэтому в 1792 году в имении Останкино началось строительство нового.

Это было двухэтажное деревянное здание, где находились сценическая коробка и зрительный зал. Сам же уникальный останкинский дворец строился до 1799 года, к работе привлекались разные архитекторы, а главной проблемой был деспотизм владельца. Нередко уже готовые части дворца изменялись и расширялись, что оборачивалось уничтожением сложной отделки, искусственного мрамора, лепки, золоченой деревянной резьбы, расписных обоев. В итоге проектом занялись крепостные зодчие Алексей Миронов, Григорий Дикушин и Павел Аргунов. Именно Аргунов решал задачу оптической видимости сцены и конструировал зрительный зал. Жемчужинами дворца стали театральный и машинный залы, а также артистические грим-уборные, которые были созданы по его чертежам.

Оригинальной особенностью театра в Останкино стала возможность его трансформации в бальный зал всего лишь за 20 минут: специальные механизмы убирали кресла и бутафорские колонны, опускали люстры. Громоздкие декорации менялись буквально за 2–3 минуты: оборудование создал крепостной мастер Иван Пряхин.

Театр в Останкино был спроектирован по образцам лучших европейских театров. Подкова зрительного зала давала возможность видеть сцену с любого места, была здесь и отменная акустика, чтобы все 250 зрителей не пропустили ни звука.

Сегодня Останкино – уникальный и единственный в России театр XVIII века, где сохранились сцена, зал, гримерные и даже часть специальных механизмов.

Люблино: театр Дурасова

Усадьбу в Люблино в конце правления Екатерины II купил известный в то время купец, промышленник и меценат Николай Алексеевич Дурасов, который решительно взялся за перестройку всего, что было на этих землях. В стиле европейского классицизма в 1805 году предстало главное здание с ротондой, а в 1806 году появился Крепостной театр Дурасова. Надо сказать, что у Николая Алексеевича было три домашних театра. Тот, что в Люблино, стал одной из самых известных частных сцен. Особенно славился хор певчих. Вместе с тем и театральная труппа считалась одной из наиболее успешных: со временем многие артисты дурасовского театра были приняты в Императорские театры Москвы и Петербурга. Всего на сцене служили примерно сто человек.

Дурасов был богат, среди друзей и знакомцев слыл чудаком, который легко тратил деньги на разные дорогие удовольствия. Но о театре он заботился особенно: артисты и музыканты обучались в специальной созданной им же школе. В гостиных Москвы постоянно обсуждали и сам театр, и размах всего люблинского театрального предприятия. Кстати, на территории музея-усадьбы до наших дней сохранился тот самый каменный флигель, где была открыта театральная школа. Спектакли давали для гостей по большим праздникам, в репертуаре был и балет, и оперные миниатюры. После революции, в 30-е годы, в особняке открыли дом культуры, а в послевоенное время его отдали под жилые квартиры, которые просуществовали там до 90-х годов.

Музей в Усадьбе Люблино был открыт в 2007 году: его экскурсионные программы будут интересны и детям, и взрослым.

Древний род Шереметьевых являлся одним из самых знатных и богатых в России. Представители этого рода занимались весьма широкой сферой деятельности: меценатством, строительством храмов и благотворительностью. Особой гордостью рода Шереметьевых стал домашний театр, который считался одним из самых лучших российских театров XVIII века и достойно конкурировал с придворным императорским театром. Основоположником театра был Петр Борисович Шереметьев, но руководил театром его сын – Николай Петрович.

Знакомство графа Николая Петровича с театральной жизнью началось во время его заграничных путешествий по Европе. С тех пор Николай Петрович стал знатоком театрального искусства и начал окружать себя артистами, музыкантами и художниками.

Крепостной театр графа Шереметьева был основан в 1751 году. Изначально спектакли театра показывались на двух сценах – усадебной, расположенной в резиденции Кусково, и городской, которая находилась в театральном флигеле, пристроенном к московскому дому Шереметьевых на улице Никольской.

В наследство от отца Николаю Петровичу досталась труппа крепостных актеров, и граф начал усиленно заниматься их совершенствованием и профессиональной подготовкой, приглашая для этого специальных педагогов. Обучение театральному искусству крепостные музыканты и артисты проходили в Москве и Санкт-Петербурге, но и сам граф любил заниматься со своими подопечными.

Каждый день актеров труппы занимали репетиции, занятия с педагогами и обучение иностранному языку, который был необходим для исполнения виртуозных партий на языке оригинала. Если актеры были ленивы и нестарательны в учении, их наказывали, ставя на колени либо ограничивая их питание хлебом и водой.

В крепостном театре Шереметьева существовала традиция – артистам присваивались новые сценические имена, соответствовавшие названиям драгоценных камней. Так, на спектаклях пела Анна Буянова-Изумрудова и танцевали Татьяна Шлыкова-Гранатова, Кузьма Деулин-Сердоликов и Фекла Урусова-Бирюзова.

Самой талантливой актрисой крепостного театра была Прасковья Ковалева-Жемчугова, которая в семь лет попала в дом Шереметьевых, была ведущей актрисой театра, а через несколько лет (в 1801 году) стала графиней Шереметьевой.

Репертуар театра соответствовал интересам зрителей той эпохи. На сцене театра ставились иностранные комедии и оперы, переведенные на русский язык, а также балеты, написанные специально для графского театра. При этом сам Шереметьев нисколько не жалел средств на развитие своего детища, приобретая прекрасные декорации и изумительные костюмы.

В 1787 году Николай Петрович в своем родовом гнезде Кусково построил новое здание, в котором он предполагал ставить грандиозные оперы и балеты с участием многочисленного хора и большого количества танцовщиков. На каждую премьеру, проходившую в этом театре, приезжала вся Москва, а содержатели частных театров жаловались городскому начальству, что граф отбивает у них зрителей.

Еще один новый театр Николай Петрович построил в своем подмосковном имении Останкино. Открытие театра состоялось в июле 1795 года. Главной особенностью этой сцены была оригинальная планировка, позволявшая за один час превращать ее из театрального в бальный зал. С 1796 года личные обстоятельства (смерть жены) и обязательства казенной службы в корне изменили образ жизни Николая Петровича. И в 1804 году крепостной театр Шереметьева полностью прекратил свое существование, оставив после себя множество достижений, которые стали наследием русской культуры.



Автор статьи: Ольга Храбрых


Например, наш великий Михаил Семенович Щепкин являлся крепостным графа Волькенштейна… Но обо всем по-порядку.


У истоков домашних театров


История любви графа Шереметева и Параши Жемчуговой

У графа Петра Борисовича Шереметева было три театра: в Москве и подмосковных имениях — Кусково и Останкино. По величине Кусковский театр не уступал Малому театру. Но по интерьеру, изяществу отделки и роскоши даже превосходил его. Построен театр был по проекту архитектора Вали, а внутреннее оформление создавалось по рисункам знаменитого Гонзаго.



Труппа Шереметевского театра доходила до 230 человек, сюда входили костюмеры (портные) и парикмахеры. Штат театра составляли и театральные педагоги (знаменитый актер Дмитревский, танцмейстер Соломони, Козелли, Шущерин и Сандунов). Недалеко от здания храма искусства были созданы специальные помещения для музыкантов и певчих, такие же условия создавались и для крепостных актеров и актрис. К одной такой актрисе, дочери крепостного кузнеца Ивана Ковалева Параше Жемчуговой (это ее псевдоним) воспылал страстью граф Николай Петрович. Годы расцвета ее таланта приходятся на годы расцвета театра (1790 год). Она обладала необыкновенным голосом и красотой. Граф был пленен юной красавицей, ум, внешность и талант которой выделял ее из многочисленного числа фавориток графа. Он влюбился по-настоящему первый раз, окружил ее заботой и лучшими учителями, как русскими, так и иностранными.


Читать статьи на похожие темы:


И 1 августа 1790 года зажглась необыкновенная звезда, которой восхищались император Павел I, австрийский император Иосиф II, король Станислав Понятовский, эрцгерцог Карл и многие другие высокопоставленные особы. Для Параши Жемчуговой были созданы самые лучшие условия, она играла в великолепных декорациях. Особой гордостью театра Шереметевых являлась и уникальная сцена, которая была оборудована с помощью уникальных технологии театральной инженерии того периода.

9k=

В ноябре 1800 года с благословения московского митрополита Платона граф вступил в законный брак с Прасковьей Ивановной. А 3 февраля 1803 г. у него уже родился сын Димитрий. Здоровье у возлюбленной графа было слабым, и 23 февраля 1803 года она умерла. Ненадолго граф пережил свою обожаемую супругу, 2 января 1809 года не стало и его.

Эта история является исключением из правил, обычно хозяева крепостных актрис заставляли их превращаться из жриц Мельпомены в жриц Афродиты.


Возможно, подобная история могла приключиться и в другом домашнем театре. Мы этого не знаем. В 19 веке театры росли как грибы после дождя.

Театр на Выксе, театр Юсупова и другие театры

Еще одним из самых роскошных театров того периода стал театр на Выксе, организованный Иваном Шепелевым. По своим размерам он едва уступал Мариинскому театру в Санкт-Петербурге. Внутри этого помещения было все, как в обычном храме Мельпомены: партер, первые ряды лож, бельэтаж, бенуар. Парадная ложа была отделана красным бархатом, зеркалами и золотом. Кроме того, в театре имелось просторное фойе.

Капельмейстер Николай Афанасьев писал о театре Ивана Шепелева как о помещении с превосходной обстановкой и безукоризненной механической частью. Кстати, помещение театра освещалось газом в то время, как обычно в ход шли масляные лампы.

Довольно интересным домашним театром был театр при дворце Юсупова, спроектированный известным архитектором Пьетро Гонзаго.


Особый восторг у публики вызывал открывающийся занавес, а сцена вообще могла достигать огромных размеров.

Только после отмены крепостного права Александром II артисты стали вольнонаемными.

Если вам понравилась статья, ставьте лайк! И не забудьте подписаться на наш

Читайте также: