Отношение к смерти в разных религиях кратко

Обновлено: 06.07.2024

Отношение к смерти у ученых. Для ученых смерть - загадка, для простых смертных — неотвратимый финал. И только для представителей разных религий уход из жизни есть нечто понятное, закономерное и хорошо объяснимое. В этом смысле верующим людям можно позавидовать: они твердо знают, зачем нужна смерть и какая судьба ждет их после завершения жизненного пути. Тем не менее в различных религиях отношение к смерти разное.

Отношение к смерти в Иудаизме. Иудаизм рассматривает смерть как несомненное зло. В этой религии отсутствует воспевание смерти или отношение к ней как к освобождению — человеку категорически запрещается приближать смерть. При этом смерть не считается концом, поскольку душа человека вечна.

Отношение к смерти в Христианстве. Христос , подарил всем верящим в него надежду на бессмертное существование в раю. Христиане считают, что жизнь — это подготовка к бессмертию, а смерть — водораздел, после которого определяется посмертная судьба души.

Отношение к смерти в буддизме. В буддизме смерть не просто естественна, она желанна, поскольку приближает человека к Абсолюту — нирване. И все же смерть не гарантирует достижения Абсолюта, ибо посмертная судьба человека зависит от его земной жизни.

Отношение к смерти в Исламе. Ислам утверждает, что душа бессмертна. Как и в христианстве, земная жизнь в исламе ценится. Но, несмотря на это, в Последний день все будет уничтожено, а умершие воскреснут и предстанут перед Аллахом для окончательного суда.

Отношение к смерти у Атеистов. Атеисты часто подвергаются упрекам со стороны верующих из-за того, что земная жизнь для них апофеоз существования, а смерть — непреодолимая трагедия, которая делает жизнь бессмысленной. Атеистам на это возразить нечего: они верят в жизнь и боятся смерти.

Смерть – явление само по себе очень пугающее. Несмотря на то, что уже много веков люди пытаются познать её суть, она всё так же загадочна, как и тысячи лет назад. С древних времён человек постоянно сталкивался со смертью в различных её проявлениях – начиная от болезней и смертей на охоте и заканчивая убийством одного члена сообщества другим – и всегда эти проявления его удивляли и ужасали.

Встречаясь с непонятными вещами, люди издревле пытаются найти им какое-то успокаивающее и утоляющее страхи объяснение, пусть даже далекое от реальности, и потому любая религия никак не может обойти феномен смерти стороной. Рассматривая то, как разные религиозные культуры стремились объяснить смерть, невольно восхищаешься изобретательностью, с которой в них даются подробные толкования любых ситуаций и их предполагаемых последствий. Всякая достаточно развитая религиозная система не только предписывает определённые правила поведения при жизни, но и даёт собственное объяснение того, как нужно воспринимать смерть. О том, как смерть описывается в той или иной мировой религии, какое место ей придается и что в связи с ее неизбежность предлагается думать и делать людям, расскажет вам эта статья.

Христианство

Христианство – самая крупная мировая религия, как по численности, так и по распространённости в мире. Согласно христианским воззрениям, по первоначальному божественному замыслу, человек был бессмертен: Адам и Ева вечно могли вечно жить в раю и не знать горя. Однако вместе с их грехопадением в мир ворвалась и смерть, став одновременно и наказанием, и освобождением. Спасением же смерть стала благодаря искупительной жертве Иисуса Христа: его смерть очистила род человеческий и подарила людям возможность вновь найти дорогу в рай.

Скончавшегося христианина, если он не совершил перед смертью каких-то страшных преступления, принято хоронить на специальном месте – кладбище. В зависимости от конфессии, его погребение может сопровождаться различными ритуалами и обрядами, однако все христиане едины в восприятии этого момента как трагичного. Пусть душа человека и уходит в вечную жизнь, его земное тело погибает, а вместе с ним исчезают и многие связи между умершим и живыми. Поэтому похороны обычно наполняются многими близкими к умершему людьми, которые искренне выражают боль утраты и христианство не осуждает проявления их чувств.

Согласно христианским богословам, умирание и гибель будут присущи нашему миру вплоть до конца его, до Второго Пришествия Христа и Апокалипсиса. Все живое будет рождаться и умирать, и каждый человек должен будет при жизни следовать божественным заповедям, а после смерти представлен перед Страшным судом. Чтобы не погубить свою бессмертную душу, живые люди должны всегда помнить о смерти и бояться ее.

Ислам

В течение всей своей жизни мусульманин обязан совершать добрые поступки и ни на шаг не отступать от веры, поскольку, когда придет время, Аллах соберёт всех и будет судить их по земным делам, после чего одни попадут в рай, а другие – в ад. Праведники умирают без мучений и спокойно, грешники – долго и мучительно. Также важным является то, как мусульманин умирает, что он делает в момент смерти – чем он ближе к богу в час своего ухода, тем лучше. Смерть во время паломничества в Мекку также считается почётной, а те, кто погибает во время священной войны за веру, без очереди попадают в рай. Истинный мусульманин не должен бояться смерти, ибо его праведная жизнь показывает ему, что мир постоянно обновляется, на смену бренной жизни приходит вечная жизнь.

Процесс суда над душой умершего таков: в судный день Аллах на огромных весах будет взвешивать добрые и плохие деяния каждого, и то, какие из них перевесят, решит дальнейшую судьбу человека. Стоит отметить, что в исламе посмертие предполагает существование в телесной форме. Праведники обретут вечное блаженство в раю, а те, кто отправится в ад, будут там гореть, есть обжигающие плоды и пить гнойную воду.

Индуизм

В зависимости от того, какая у той или иной души карма, после смерти одного физического тела она перейдёт в другое — человека, животного или даже насекомого. Этот круговорот смертей и перерождений является почти постоянным. Почти — потому что всё же имеется конечная цель, достижение которой может помочь вырваться из колеса сансары — достижение мокши и нирваны. В этом проглядывается явная связь индуизма и буддизма.

Буддизм

Буддизм появился примерно в VI веке до н.э. на территории Индии, его основатель – Сиддхартха Гаутама, или просто Будда. Как и в индуизме, главная цель буддизма – вырваться из постоянного блуждания души по разным физическим состояниям в замкнутом кругу и достичь нирваны.

Смерть здесь – переход из одного места в другое, сопровождаемый изменением материальной формы в зависимости от кармы. Согласно Будде, всё живое обреченно на постоянную цепочку смертей и перерождений, и только достигший просветления сможет вырваться из этого порочного круга. Так как главной целью является полное избавление от мирских страданий, опыт и смерть на этом пути являются финальными целями каждой прожитой жизни. Накапливая опыт, душа с каждым разом будет становиться всё ближе к просветлению.

Результат зависит от того, какую карму сформировал человек. Умерший либо сливается с Абсолютом, то есть попадает в нирвану, либо со всем предыдущим опытом рождается в другом теле и снова стремится к смерти. Тот, кто достигает нирваны, уходит в неё навсегда, избавившись от мирских страданий и суеты, но при этом в любой момент может по желанию воплотиться в любой форме. Такой дуализм возможен благодаря особому, расположенному вне Сансары пространству, где душа в своём первозданном чистом виде существует и одновременно не существует.

Буддизм и индийские религии в целом являются, наверное, одними из самых трудных для восприятия, оставаясь при этом очень красивыми и чарующими. Споры о том, что же смерть для буддиста, вероятно, никогда не утихнут.

Синтоизм

В синтоизме одним из главных персонажей являются ками – это почитаемые мистические сущности, обладающие как положительными, так и отрицательными качествами. Существовать в виде ками могут как духи животных, так и души почивших родственников или просто уважаемых людей. Общение с ками – важнейшая составляющая богослужения в синто. А смерть, которая мешает этому общению, характеризуется сугубо отрицательно. Именно поэтому жрецы синто не принимали участия в похоронах, погребальных службах, также мертвецов не хоронили на территориях храмов. Исключения были только в случаях, когда на территории захоронения уважаемого человека строили храм, посвящённый этому человеку. Так как считалось, что душа умершего превращалась в ками и пребывала в мире людей, на могилах умерших часто строились маленькие храмы и красивые надгробия, которые должны были служить домом для ками.

Люди часто посещали могилы и делали своим предкам различные подношения. Хотя жрецы не проводили погребальные обряды в храмах, со временем всё же эта практика начала применяться, однако всё ещё не на территориях храмов, а, например, в домах родственников или самих умерших.

Отношение синтоистов к смерти имеет едва ли не полностью прагматический характер – это что-то неприятное и назойливое, мешающее общению с предками и богослужению. Кроме того, синтоизм испытал на себе значительное влияние буддизма, смешиваясь с ним в японском традиционном сознании.

Зороастризм

Возможно, вам будет интересно:

Рано или поздно каждый религиозный человек сталкивается со смертью, и тогда соблюдение традиций и обрядов своей веры становится особо важным.

Анянов Николай Сергеевич - автор статьи

На протяжении многих столетий человечество пытается постичь суть смерти, но достоверной информации о том, что происходит после окончания земного пути, получить так и не удалось.

Само по себе явление смерти всегда было пугающим, ведь недоступные нашему пониманию вещи вполне ожидаемо вызывают страх перед лицом неизвестности. С древних времен все мировые религии и верования стремились привести объяснение того, что ожидает каждого за гранью земной реальности. Различные вероисповедания разрабатывали собственные теории о процессе ухода человека из жизни, описывали этапы перехода в иной мир и последующее существование души. Предлагали они и ряд правил, которых следует придерживаться при жизни, чтобы после кончины обрести вечное существование в лучшем мире.

Какие подходы к пониманию смерти сегодня существуют, и что надлежит думать и делать людям в соответствии с представлениями современных течений веры, – рассмотрим подробнее в этой статье.

Отношение к смерти у христиан

Христианство считается самой распространенной и лидирующей по числу последователей религией в мире. Основные постулаты данного вероисповедания основываются на идее о бессмертии человеческой души. Верующие полагают, что изначально Адама и Еву Бог наделил бессмертием, и они могли вечно оставаться в райских обителях. Однако после совершенного греха, были ниспосланы с небес, а в новый мир вместе с ними ворвалась и смерть.

Возвратиться к жизни вечной все потомки древних прародителей смогли только после жертвы Иисуса Христа. Его кончина позволила человеческому роду искупить прошлые прегрешения и очиститься от их следа. С тех пор все верующие получили возможность после смерти отыскать дорогу в рай.

Если перед уходом из жизни душа христианина оставалась чиста, и он не совершил каких-то серьезных грехов, тело похоронят в специально отведенном месте – в могиле на кладбище. Погребению сопутствуют специальные ритуалы, которые могут несколько отличаться в зависимости от конфессии.

Несмотря на мысль о бессмертии души, смерть в христианстве воспринимается как траурное событие, ведь из земной жизни человек уходит навсегда и встретиться с ним можно будет лишь в Царствии Небесном. Скорбь и печаль от утраты христианство не осуждает, ведь потерять возможность быть рядом с близкими – тяжелое бремя.

Христианское учение гласит, что все живое в земном мире будет рождаться и погибать вплоть до дня Второго Пришествия Христа. Это событие станет Апокалипсисом – завершением существования этого мира. На протяжении всей жизни христианину надлежит заботиться о своей душе и помнить, что плотские наслаждения временны, а существование души – вечно, и после смерти каждого ожидает Страшный суд. А значит, чистота помыслов и деяний – вот истинная ценность, которая позволит обрести бессмертие и благодать.

Подводя итог, можно заключить, что в христианстве смерть – одновременно и зло, и благо. Несмотря на то, что жизнь рано или поздно закончится, земной путь освещает надежда на освобождение от всех страданий и обретение после смерти вечного блаженства. Смерть тела христиане рассматривают не как кару Господню, а как дар, который позволит перейти в лучший, более совершенный божественный мир.

Страх смерти у последователей Христа – это не суеверный ужас перед самой смертью, а тревога о том, что душа окажется недостаточно чиста, и после Страшного суда не сможет перейти к жизни вечной. Поэтому ключевая роль отводится тому, чтобы следовать божественным заповедям.

Смерть в исламе

На протяжении всей жизни каждому верующему мусульманину надлежит совершать богоугодные поступки и не забывать о религиозных законах. После смерти за содеянное каждого будет судить Аллах, и утаить прегрешения не удастся. После суда души всех мусульман попадут либо в рай, либо в ад. В первом случае, загробное существование человека будет беззаботным и сладостным, в то время как в нижнем царстве ожидают лишь боль и мучения.

Суд над душами скончавшихся происходит по представлениям ислама следующим образом. В предначертанный день Аллах взвешивает на своих весах все благие деяния и дурные поступки человека, и выносит свой приговор на основании того, какая чаша перевесит. Одной из особенностей ислама является вера в то, что покойные продолжат свое существование в телесной форме – праведники обретут высшее блаженство в раю, а грешники испытают все наказания ада.

Особое значение имеет и то, как именно умирает человек: если в решающий момент его помыслы устремлялись к богу, пройти через посмертные испытания будет легче. Особенно почетной считается кончина во время паломничества в священный город Мекку или гибель во время войны за мусульманскую веру. Такие покойные, по существующему поверью, попадают в рай сразу же.

Представление о смерти в индуизме

В индуизме процесс ухода человека рассматривается в несколько ином ключе. Если в других религиях путь от жизни к смерти прямой, то здесь он скорее представляет собой вечный круг. Индуисты точно так же верят в бессмертие души человека, однако считают, что она постоянно проходит реинкарнацию – возрождение каждый раз в новом теле. Другими базовыми понятиями индуизма являются колесо сансары и учение о карме.

После смерти каждому человеку будет дарована возможность вновь воплотиться в одну из форм земной жизни. А вот в какую именно, будет зависеть от того, как он прожил свою прошлую земную жизнь. Продолжить существование умерший может как в человеческом обличье, так и в шкуре зверя или даже облике насекомого. Круговорот жизни и смерти для каждой души происходит постоянно, однако конечной целью является достижение нирваны и мокши. Только достижение Абсолюта позволит вырваться из вечного круга сансары. Эта идея объединяет индуизм с другим течением веры – буддизмом.

К смерти последователи индуизма относятся гораздо спокойнее, чем представители многих других вероисповеданий. Она воспринимается лишь как пауза на пути к новой жизни. Поэтому в индуизме практически отсутствуют традиции скорби и траура.

Учение о смерти в буддизме

В качестве религии буддизм сформировался в VI веке на территории Индии, и его основоположником стал Сиддхартха Гаутама Будда. Главной идеей, которой пронизано учение, стало стремление души вырваться из замкнутого круга перевоплощений и обрести нирвану.

Смерть в буддизме – это переход от одной материальной формы в другую, который обусловлен влиянием кармы. Обрести истинный покой можно лишь достигнув просветления. В свою очередь, каждое земное воплощение позволяет приобрести опыт, который в будущем и позволит перейти на новую ступень существования.

Однако состояние нирваны – это не путь в один конец. Достижение Абсолюта дает душе необходимый отдых от всего мирского, однако при желании она может воплотиться к жизни вновь, причем в той форме, которую изберет сама.

Отношение к смерти в буддизме остается самым сложным для понимания, среди всех мировых религий.

Представление синтоизма о загробной жизни

Постичь тонкости японской души остальному миру порой бывает сложно, ведь эта цивилизация является одной из самых противоречивых. В ней уникальным образом сплелись современные достижения прогресса и приверженность традициям, постоянное стремлению к гармонии и при этом, казалось бы, полное противоречие ей. Исключением из общей идеологии не стала и религия: сложно разобраться, во что именно верят японцы.

Отношение последователей синтоизма к смерти весьма необычное. Внезапный уход из жизни они воспринимают как нечто досадное, мешающее участвовать в богослужениях и поддерживать связь с предками. Исторически даже сложился обычай, в соответствии с которым дом покойного было запрещено посещать священнослужителям, а тела усопших не хоронили на территории храмов.

Считалось, что после смерти душа принимает форму ками, поэтому на местах захоронения строили небольшие пагоды или надгробия, которые должны были служить домом для предков-духов. Родственники умерших часто посещали могилы своих родных и совершали символические подношения.

Со временем, строгий запрет на проведение прощальных церемоний был отменен, и священнослужители стали совершать погребальные обряды. Однако проводили эти ритуалы все же не в храмах, а в семейном доме.

На протяжении веков синтоизм претерпел многочисленные изменения, многие из которых были обусловлены влиянием буддизма. Со временем представления двух религий смешались и стали основой религиозного сознания современных японцев.

Зороастризм о смерти

Эта религия является настолько древней, что достоверно утверждать, где именно она возникла, не берется ни один исследователь. Основателем зороастрийской веры явился древний пророк Заратустра, которому, согласно легенде, явился верховный бог Ахура Мазды. Согласно дошедшим до нас письменным подтверждениям, смерть по зороастризму – неизбежный исход, который ожидает каждого до тех пор, пока на земле существует зло.

Когда темные силы покинут земной мир, все его жители обретут бессмертие. А до тех пор, жизнь каждого человека будет клониться к своему исходу, вне зависимости от того, был ли он праведником или грешником. В зороастризме жизнь и смерть противопоставляются, причем первая напрямую связана с любовью к миру и людям, а вторая – с холодом, одиночеством и пустотой. Рай на земле возможен только в том случае, если зло будет окончательно и полностью истреблено.

Что религии говорят о смерти: актуальная информация

Что религии говорят о смерти: На протяжении многих столетий человечество пытается постичь суть смерти, но достоверной информации о том, что происходит после окончания земного пути, получить так и не удалось. Само по себе явление смерти всегда было пугающим, ведь недоступные нашему пониманию вещи вполне.

Всякая религия не только предписывает определённые правила поведения при жизни, но и даёт собственное объяснение того, как нужно воспринимать смерть.

Продолжим путешествие по загробным и не только загробным мирам различных религий. В прошлый раз мы остановились на древнегреческой мифологии и вполне обоснованной неприязни греков к Великому Жнецу. Но прежде чем мы перейдём к мировым религиям, обратим внимание ещё на две цивилизации с разных краёв земли.

image_image

Коренные цивилизации Нового Света на протяжении своей доколумбовой истории создали множество различных верований, мифологических систем, пантеонов. Из этого великого множества остановимся на одной действительно великой цивилизации — империи ацтеков. Существуют довольно объёмные исследования, посвящённые её быту, религии и культуре. Однако, несмотря на это, с ацтекской цивилизацией до сих пор связывают мистические и конспирологические теории.

Согласно их представлениям, загробная жизнь человека напрямую зависит от того, как и где тот умер. По всей видимости, именно из-за связи способа смерти и последующей загробной жизни самой желанной для ацтека была смерть на поле брани, либо в результате жертвоприношения богам.

Погибшие на войне герои попадали в так называемый Восточный Рай или Дом Солнца. Кругом были сады, а воины всё свободное время посвящали спаррингам (а чем ещё им заниматься)? Такой подход напоминает о скандинавской мифологии с её Валгаллой, куда попадали храбрые викинги. Кстати, проведя четыре года в Доме Солнца, души воинов возвращались в мир живых в виде колибри или бабочек (да, очень мило).

Также с великими почестями провожали женщин, умерших во время родов. Их души отправлялись в Западный Рай или Дом Зерна, где уже трансформировались в богинь сиуапипилътин. Их души также возвращались на землю через четыре года — иногда в виде мотыльков, а иногда — в виде демонов и духов, приносящих несчастья тем, кто их увидит.

Люди, которые дожили до преклонного возраста или умерли естественным путём и не могли рассчитывать на попадание в рай, переправлялись в подземный Мир Мёртвых, или Миклтан. Это место находилось далеко на севере, и правил там бог Миктлантекуитли. Требовалось пройти восемь различных испытаний в преисподних, и только в девятой из них душа умершего, мучившаяся к этому моменту уже четыре года, полностью уничтожалась. Печальная участь, но у мучений хотя бы есть конец.

image_image

Более или менее разобравшись в ацтекской мортальной философии, поворачиваем наш корабль прямо на Восток. Там ждет ещё одна волнующая локальная религия.

Японская цивилизация является, наверное, одной из самых противоречивых с точки зрения современности. Это мир контрастов — традиций и прогресса, гармонии и дисгармонии. Религия в этом отношении не исключение. Порой трудно разобраться, во что верят японцы, и верят ли вообще.

В синтоизме одним из главных персонажей являются ками — это почитаемые мистические сущности, обладающие как положительными, так и отрицательными качествами. Существовать в виде ками могут как духи животных, так и души почивших родственников или просто уважаемых людей.

Общение с ками — важнейшая составляющая богослужения в синто. А смерть, которая мешает этому общению, характеризуется сугубо отрицательно. Именно поэтому жрецы синто не принимали участия в похоронах, погребальных службах, также мертвецов не хоронили на территориях храмов. Исключения были только в случаях, когда на территории захоронения уважаемого человека строили храм, посвящённый этому человеку. Так как считалось, что душа умершего превращалась в ками и пребывала в мире людей, на могилах умерших часто строились маленькие храмы и красивые надгробия, которые должны были служить домом для ками.

Люди часто посещали могилы и делали своим предкам различные подношения. Хотя жрецы не проводили погребальные обряды в храмах, со временем всё же эта практика начала применяться, однако всё ещё не на территориях храмов, а, например, в домах родственников или самих умерших.

Отношение синтоистов к смерти имеет едва ли не полностью прагматический характер — это что-то неприятное и назойливое, мешающее общению с предками и богослужению. Кроме того, синтоизм испытал на себе значительное влияние буддизма, смешиваясь с ним в японском традиционном сознании.

image_image

Самое время переходить к мировым религиям. Обратимся к первой, самой древней мировой религии — буддизму.

Буддизм появился примерно в VI веке до н. э. на территории Индии, его основатель — Сиддхартха Гаутама, или просто Будда. Буддизм многое унаследовал от индуизма и других местных верований, однако оказался чуть более систематизированным их вариантом. Возможно, благодаря этому он и стал мировой религией.

Как и в индуизме, главная цель буддизма — вырваться из постоянного блуждания души по разным физическим состояниям в замкнутом кругу и достичь нирваны.

Смерть здесь — переход из одного места в другое, сопровождаемый изменением материальной формы в зависимости от кармы. Согласно Будде, всё живое обреченно на постоянную цепочку смертей и перерождений, и только достигший просветления сможет вырваться из этого порочного круга. Так как главной целью является полное избавление от мирских страданий, опыт и смерть на этом пути являются финальными целями каждой прожитой жизни. Накапливая опыт, душа с каждым разом будет становиться всё ближе к просветлению.

Результат зависит от того, какую карму сформировал человек. Умерший либо сливается с Абсолютом, то есть попадает в нирвану, либо со всем предыдущим опытом рождается в другом теле и снова стремится к смерти. Тот, кто достигает нирваны, уходит в неё навсегда, избавившись от мирских страданий и суеты, но при этом в любой момент может по желанию воплотиться в любой форме. Такой дуализм возможен благодаря особому, расположенному вне Сансары пространству, где душа в своём первозданном чистом виде существует и одновременно не существует.

Буддизм в частности и индийские религии в целом являются, наверное, одними из самых трудных для восприятия, оставаясь при этом очень красивыми и чарующими. Споры о том, что же смерть для буддиста, вероятно, никогда не утихнут.

Когда исчезают жизненные позывы, стимулирующие силы, исчезает сознание; когда исчезает сознание, исчезает имя и образ. исчезают часть органов чувств. исчезает соприкосновение.

image_image

Средним из тройни мировых религий по возрасту является христианство. Христианство — самая крупная мировая религия, как по численности, так и и по распространённости в мире.

Согласно первоначальному божественному замыслу, человек был бессмертен: Адам и Ева вечно могли припеваючи жить в раю и не знать горя. Однако вместе с их грехопадением в мир ворвалась и смерть, став одновременно и наказанием, и освобождением. Спасением же смерть стала благодаря искупительной жертве Иисуса Христа: его смерть очистила род человеческий и подарила людям возможность вновь найти дорогу в рай.

Будучи бессмертной, душа сразу же покидает мёртвое тело и продолжает существовать вне физической оболочки. Если человек при жизни переусердствовал с плотскими утехами, его душа, покинув тело, станет ощущать перманентное непреодолимое желание снова предаваться телесным забавам, но, не имея возможности их удовлетворить, будет мучиться.

Умершего человека хоронят на кладбище. В последний путь его сопровождают родные, а также священнослужитель, проводящий погребальный обряд. Согласно христианству, смерть будет существовать в мире до самого Страшного суда . А до этого момента каждый человек подвержен смерти, и обязан следовать божьим заповедям, чтобы во время Страшного суда бесы не утащили его в ад, где уже заготовлен персональный или общий котёл.

С уверенностью можно сказать, что в христианстве смерть представлена как палка о двух концах: она больно бьёт, заставляя бояться себя, однако обещает освобождение и спокойствие после наказания.

Станем трепетать не перед смертью, а перед грехом; не смерть родила грех, но грех произвёл смерть, смерть же стала исцелением греха.

image_image

Смерть в исламе знаменует собой окончание земных испытаний и трудностей. Час смерти каждого человека определяет Аллах, а его душу забирает Азраил.

В течение всей своей жизни мусульманин обязан совершать добрые поступки и ни на шаг не отступать от веры, поскольку, когда придет время, Аллах соберёт всех и будет судить их по земным делам, после чего одни попадут в рай, а другие — в ад. Праведники умирают без мучений и спокойно, грешники — долго и мучительно. Также важным является то, как мусульманин умирает, что он делает в момент смерти — чем он ближе к богу в час своего ухода, тем лучше.

Смерть во время паломничества в Мекку также считается почётной, а те, кто погибает во время священной войны за веру, без очереди попадают в рай. Истинный мусульманин не должен бояться смерти, ибо его праведная жизнь показывает ему, что мир постоянно обновляется, на смену бренной жизни приходит вечная жизнь.

Процесс суда над душой умершего таков: в судный день Аллах на огромных весах будет взвешивать добрые и плохие деяния каждого, и то, какие из них перевесят, решит дальнейшую судьбу человека. Стоит отметить, что в исламе посмертие предполагает существование в телесной форме. Праведники обретут вечное блаженство в раю, а те, кто отправится в ад, будут там гореть, есть обжигающие плоды и пить гнойную воду.

И когда наступит день самой большой катастрофы — день Воскресения, день, когда человек вспомнит все свои труды и покажется огонь вечных мук, те, кто уклонялись и предпочли жизнь мирскую, им место в огне геенны, а те, кто страшились Господа и удерживали свои страсти — им место в раю.

Рассматривая то, как разные религиозные культуры стремились объяснить смерть, невольно восхищаешься изобретательностью, с которой в них даются подробные толкования любых ситуаций и их предполагаемых последствий.

Мы правим миром потому, что ни одно другое животное не способно верить в то, что существует только в воображении — богов, государство, деньги или права человека.

Читайте также: