Отношение к революции цветаевой кратко

Обновлено: 02.07.2024

Да, сегодня мы узнаем правду о нашей истории, избавляемся от лжи, начинаем понимать, что история – это не борьба классов, не абстрактное движение народных масс, а жизнь и судьба каждого отдельного человека.

Многие русские поэты, не ослепленные классовой борьбой, классовой ненавистью, уже в то время прекрасно понимали ценность любой человеческой жизни. В поэзии Анны Ахматовой и Марины Цветаевой и многих других русских поэтов, оставшихся в России и эмигрантов, мы слышим боль за трагическую судьбу России, революция омыта кровью и братоубийственной войной – об этом стихи многих русских поэтов того периода.

Подвергаясь постоянным гонениям, Анна Ахматова чувствовала свою обреченность. С 1925 года ее стихи не публикуют. НО Ахматова всегда была со своим народом, в любые ее времена.

Не менее трагична судьба Марины Цветаевой – великой поэтессы мирового уровня.

После революции поэтесса с семьей эмигрировала во Францию, от голода умирает ее младшая дочь, в 1939 году вернулась с семьёй в СССР. Сначала по доносу была арестована ее дочь Ариадна, потом муж, Сергей Эфрон, и впоследствии в 1941 года расстрелян. Ариадна после пятнадцати лет заключения и ссылки реабилитирована в 1955 году.

В этот период Цветаева практически не писала стихов, занимаясь переводами.

НО сколько мощи, сколько веры в стихах этой удивительной поэтессы, веры в будущеее русской души.

Очень актуальное и сегодня стихотворение. О ценности человеческой жизни – и своих и чужих, о трагизме братоубийственной войны и призыве к миру и гармонии, о бессмысленности войн и разрушений.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

Да, сегодня мы узнаем правду о нашей истории, избавляемся от лжи, начинаем понимать, что история – это не борьба классов, не абстрактное движение народных масс, а жизнь и судьба каждого отдельного человека.

Многие русские поэты, не ослепленные классовой борьбой, классовой ненавистью, уже в то время прекрасно понимали ценность любой человеческой жизни. В поэзии Анны Ахматовой и Марины Цветаевой и многих других русских поэтов, оставшихся в России и эмигрантов, мы слышим боль за трагическую судьбу России, революция омыта кровью и братоубийственной войной – об этом стихи многих русских поэтов того периода.

Подвергаясь постоянным гонениям, Анна Ахматова чувствовала свою обреченность. С 1925 года ее стихи не публикуют. НО Ахматова всегда была со своим народом, в любые ее времена.

Не менее трагична судьба Марины Цветаевой – великой поэтессы мирового уровня.

После революции поэтесса с семьей эмигрировала во Францию, от голода умирает ее младшая дочь, в 1939 году вернулась с семьёй в СССР. Сначала по доносу была арестована ее дочь Ариадна, потом муж, Сергей Эфрон, и впоследствии в 1941 года расстрелян. Ариадна после пятнадцати лет заключения и ссылки реабилитирована в 1955 году.

В этот период Цветаева практически не писала стихов, занимаясь переводами.

НО сколько мощи, сколько веры в стихах этой удивительной поэтессы, веры в будущеее русской души.

Очень актуальное и сегодня стихотворение. О ценности человеческой жизни – и своих и чужих, о трагизме братоубийственной войны и призыве к миру и гармонии, о бессмысленности войн и разрушений.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.



Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

И в словаре задумчивые внуки
За словом: долг напишут слово: Дон.

У подавляющего большинства русских поэтов стихотворения о гражданской войне появились после 1923 года, в эмиграции, как результат многолетнего осмысления. Марина Цветаева выбивается из этого ряда: она вела поэтическую летопись Белого движения непосредственно во время его становления, развития и поражения. Ее включенность позволила прочувствовать происходящее более тонко. Не удивительно, что в круговороте событий взгляды Марины Цветаевой кардинально менялись, формируя окончательное мнение.



Ариадна Эфрон


Сергей Эфрон

Руки роняют тетрадь,
Щупают тонкую шею.
Утро крадётся как тать.
Я дописать не успею.

Эволюция взглядов

На кортике своем: Марина —
Ты начертал, встав за Отчизну.
Была я первой и единой
В твоей великолепной жизни.

Создается впечатление, что изначально Марина Цветаева винила в создавшемся гибельном положении России царя, как отца народа:

Пал без славы
Орел двуглавый.
- Царь!
- Вы были неправы.

Марина Цветаева воспринимает христианское смирение Николая II как слабость и неспособность принимать необходимые решения. Она не понимает, какова миссия царского правления, она отвергает идею избрания царя Богом.


Николай II

За Отрока - за Голубя - за Сына,
За царевича младого Алексия
Помолись, церковная Россия!
И немного далее:

Грех отцовский не карай на сыне.
Сохрани, крестьянская Россия,
Царскосельского ягненка - Алексия!


Цесаревич и великий князь Алексей

- Где кресты твои святые? - Сбиты.
- Где сыны твои, Москва? - Убиты.

Белою стаей летя на плаху,
Мы за одно умирали: хаты!
Перекрестясь на последний храм,
Белогвардейская рать — векам.

Это просто, как кровь и пот:
Царь - народу, царю - народ.

Царь с небес на престол взведен:
Это чисто, как снег и сон.

Заканчивает стихотворение Марина Цветаева словами, переполненными надежды, что Россия утрачена не навсегда. Между тем, она еще не знает, что Николаю II и его семье остается жить меньше трех месяцев.

Царь опять на престол взойдет -
Это свято, как кровь и пот.


Бог – прав.
Попранным Словом.
Проклятым годом.
Пленом царёвым.
Вставшим народом.

Волочится кровавым волоком
Пурпур царей.
Греми, греми, последний колокол
Русских церквей!

События первой мировой войны вносят новый пафос в русскую поэзию, и в лирике Цветаевой тоже намечается новый этап. Предреволюционные годы в ее творчестве отмечены появлением русских фольклорных мотивов, использованием традиций городского "жестокого" романса, частушек, заклятий. В стихотворениях 1916 года, впоследствии вошедших в "Версты", обретают жизнь такие исконно цветаевские темы, как Россия, поэзия, любовь.
В этот период дочь Цветаевой Аля стала для матери гордостью, ожиданием чего-то из ряда воя выходящего:
Все будет тебе покорно,
И все при тебе — стихи.
Ты будешь, как я — бесспорно —
И лучше писать стихи.. .
Ариадна Эфрон и вправду родилась замечательно талантливым человеком и смогла бы реализовать свои огромные способности, если бы не трудная ее судьба — сталинские лагеря, поселение.
Далекая от политики, Марина Цветаева в своей "дневниковой" поэзии показала и отношение к революции, стала далее пророчицей:
Свершается страшная спевка, —
Обедня еще впереди!
Свобода! — Гулящая девка
На шалой солдатской груди!
Стихи, написанные в 1917—1920 годах, вошли в сборник "Лебединый стан". Оказалось, что не только о чувствах интимных может писать Цветаева : церковная Россия, Москва, юнкера, убитые в Нижнем, Корнилов, белогвардейцы ("белые звезды", "белые праведники") — вот образы этого сборника. Революция и гражданская война с болью прошли сквозь сердце Цветаевой, и пришло понимание, как прозрение: больно всем — и белым, и красным!
Белый был — красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был — белым стал:
Смерть победила.
Когда прежняя, привычная и понятная жизнь была уже разрушена, когда Цветаева осталась с дочерью, должна была выживать, стихи ее особенно стали похожи на странички дневника. Она начинает одно стихотворение словами: "Ты хочешь знать, как дни проходят? " И стихи рассказывают об этих днях — "Чердачный дворец мой. ", "Высоко мое оконце. ", "Сижу без света и без хлеба. ", "О, скромный мой кров! "
И самое страшное —.смерть от голода двухлетней дочери Ирины — тоже в стихах. Это исповедь матери, которая не смогла спасти двух дочерей и спасла одну!
Две руки — ласкать, разглаживать
Нежные головки пышные.
Две руки — и вот одна из них
За ночь оказалась лишняя.
По стихам М. Цветаевой можно безошибочно составить ее биографию.
И отъезд из России в 1922 году, и горькие годы эмиграции, и столь же горькое возвращение (дочь, муж, сестра арестованы, встречи с ними уже не будет никогда) . Экспрессивность и философская глубина, психологизм и мифотворчество, трагедия разлуки и острота одиночества становятся отличительными чертами поэзии Цветаевой этих лет . Большинство из созданного так и осталось неопубликованным. Последний прижизненный авторский сборник Цветаевой "После России" вышел в Париже весной 1928 года . В него вошли почти все стихотворения, написанные с лета 1922 по 1925 год . Эта книга, хронологически продолжающая "Ремесло" (апрель 1921 — апрель 1922), по праву считается вершиной лирики поэтессы.

Почему она скрывала свою дату рождения? Кого обвиняла в революции? И сколько предсмертных писем оставила?

Могила из детства


Мария Цветаева, мать поэтессы. Фото - Википедия

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья,
Я родилась.

Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.


Цветаева в 1911 году. Фото - Википедия

В 1962 году усилиями студента-филолога Семена Островского воля поэтессы была исполнена.


Википедия

Пётр I виноват в революции!

Революция не вызвала у Цветаевой поддержки - она не могла смириться с воцарившимся разгулом идеологического угара и насилия:

И проходят – цвета пепла и песка —
Ре́волюционные войска.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Нету лиц у них и нет имен, —
Песен нету!

На стяг пурпуровый маша рукой беспалой,
Вопит калека, тряпкой алой
Горит безногого костыль,
И красная – до неба – пыль.
Колеса ржавые скрипят.
Конь пляшет, взбе́шенный.
Все окна флагами кипят.
Одно – завешено.

Впрочем, было бы неправильно сказать, что Цветаева критиковала исключительно большевиков. Доставалось от неё и отрёкшемуся от трона императору Николаю II:

Пал без славы
Орел двуглавый.
– Царь! – Вы были неправы.
Помянет потомство
Еще не раз —
Византийское вероломство
Ваших ясных глаз.


Николай II. Фото - Википедия

Последний российский император был далеко не единственным, кто удостоился критики поэтессы. В своих мыслях о виновниках революции 1917-го Цветаева унеслась аж на два века назад, подвергнув жёсткому осуждению самого Петра Великого:

Не ты б — всё по сугробам санки

Тащил бы мужичок.

Не гнил бы там на полустанке

Последний твой внучок. (Имеется ввиду как раз расстрелянный Николай II)

Не ладил бы, лба не подъемля,

Вся Русь твоя святая в землю

Не шла бы без гробов.

Ты под котел кипящий этот —

Сам подложил углей!

Родоначальник — ты — Советов,


Пётр I. Источник - Википедия

В 1922 году Цветаева с дочерью Ариадной эмигрировала в Берлин, и после революционной России Европа стала отдушиной:

Дождь убаюкивает боль.
Под ливни опускающихся ставень
Сплю. Вздрагивающих асфальтов вдоль
Копыта — как рукоплесканья.


Марина Цветаева в эмиграции, 1924 год. Фото - Википедия

Довольно пренебрежительно женщина отзывалась о Европе и в стихах:

До Эйфелевой – рукою

Подать! Подавай и лезь.

Но каждый из нас – такое

Зрел, зрит, говорю, и днесь,

Что скушным и некрасивым

Нам кажется ваш Париж.

«Россия моя, Россия,

С фонарём обшарьте

Весь подлунный свет.

Той страны на карте —

Нет, в пространстве – нет.

Можно ли вернуться

В дом, который – срыт?

Мятущаяся, чувственная натура Цветаевой предопределила её яркую любовную жизнь. Молва приписывает ей множество связей, в которых самой поэтессе далеко не всегда удавалось ориентироваться.

Интимные интересы поэтессы не ограничивались мужчинами. Широко известна её связь с коллегой Софьей Парнок.


Софья Парнок. Фото - Википедия


Надежда Мандельштам. Фото - Википедия

Как скоро ты смуглянкой стала

И к Спасу бедному пришла,

Не отрываясь целовала,

А гордою в Москве была.

Нам остается только имя:

Чудесный звук, на долгий срок.

Прими ж ладонями моими

Так писал Цветаевой уже сам Мандельштам, поэтическими строками извещая её о конце отношений.


Осип Мандельштам. Фото - Википедия


Борис Пастернак. Фото - Википедия

Дошло до того, что жена поэта, однажды найдя у мужа конверт с признаниями Цветаевой, запретила ему общаться с этой женщиной. И ещё долго отказывалась верить, что дама, с которой он даже не виделся, могла писать такие откровенные вещи.


Сергей Эфрон. Фото - Википедия

В письме Максимилиану Волошину Эфрон сказал о жене, и о попытке расстаться с ней:

«Отдаваться с головой своему урагану для неё стало необходимостью, воздухом её жизни. Громадная печь, для разогревания которой необходимы дрова, дрова и дрова. Ненужная зола выбрасывается, а качество дров не столь важно. Тяга пока хорошая - всё обращается в пламя…

Нужно было каким-либо образом покончить с совместной нелепой жизнью, напитанной ложью, неумелой конспирацией и пр. и пр. ядами… О моём решении разъехаться я и сообщил Марине. Две недели она была в безумии. Рвалась от одного к другому. (На это время она переехала к знакомым.) Не спала ночей, похудела, впервые я видел её в таком отчаянии. И наконец объявила мне, что уйти от меня не может, ибо сознание, что я где-то нахожусь в одиночестве, не даст ей ни минуты не только счастья, но просто покоя.

Всё это накладывалось на зарубежную советскую пропаганду. Цветаева пыталась переубедить мужа:

Однако, расставания так и не случилось. Возможно, одну из главных ролей здесь сыграла старшая дочь супругов - Ариадна Эфрон. Она неоднократно удерживала порывавшегося уйти отца. Привязанная к нему, Ариадна перенимала и его идеи, рисуя в своей голове счастливое советское будущее. В 1937 25-летняя девушка уехала в СССР.


Ариадна Эфрон. Фото - Википедия

Оттуда Ариадна писала, что собирается работать в издательстве, очень рада и чувствует, как будто никогда и не уезжала из Москвы. В том же году пересёк советскую границу и Сергей Эфрон.

Возвращение обернулось едва ли не худшим из возможных сценариев. Приехавшая к родным, Цветаева через несколько месяцев потеряла их: 27 августа 1939-го была арестована Ариадна, а 10 октября - Сергей. Дочь провела в лагерях и ссылках 15 лет (реабилитирована в 1955-м), а мужа приговорили к смертной казни и расстреляли 16 октября 1941-го. Но даже он пережил жену - Марина Цветаева повесилась 31 августа 1941-го.

После потери родных она не писала стихов, лишь занимаясь переводами и заботясь о сыне - Муре (полное имя - Георгий).


Георгий Эфрон в 1941 году. Фото - Елабужский музей-заповедник

С началом войны их обоих эвакуировали в город Елабугу (сейчас - Татарстан). Георгий Эфрон описывал, что до пункта назначения пришлось добираться 10 дней, а спать - стоя, в темноте и вони.


Билет Цветаевой на пароход до Елабуги. Фото - Елабужский музей-заповедник

Сложно сказать, стало ли тяжёлое материальное положение последней каплей - очевидно, что Цветаева уже долгое время была на грани отчаяния. Нашедшие её тело обнаружили три предсмертные записки: тем, кто будет её хоронить , друзьям в близлежащий Чистополь и сыну. Окружающих она просила позаботиться о юноше. А самому ему писала:


Википедия

Читайте также: