Анри бергсон биография кратко

Обновлено: 04.05.2024

Во время Второй мировой войны правительство Виши предложило Бергсону не проходить обязательную для евреев процедуру регистрации, но он предпочел провести последние дни жизни вместе со своим народом. Бергсон умер как истинный философ в Париже 4 января 1941.

Бергсон родился в тот самый год, когда был опубликован труд Дарвина Происхождение видов. В Европе тогда велись живые дискуссии о смысле эволюции. Бергсон рано осознал, какое значение имеет понятие эволюции для философии. В те годы превалировало механистическое мировоззрение, согласно которому все вещи должны были объясняться в терминах материи и движения. Пользовавшийся популярностью взгляд Канта о непостижимости последней реальности, позитивизм Конта и широко распространенный скептицизм в отношении религии и всего сверхъестественного, – все это соединилось в мировоззрение, которое делало безнадежным любое стремление постигнуть смысл бытия, выходящего за пределы материального мира. Однако Бергсон не принял ни узкого взгляда на мир, ни теории о границах познания, ни отрицания человеческой свободы. С его точки зрения, современные мыслители некритически восприняли новый феномен эволюции, втиснув его в рамки старого материалистического мировоззрения, и Бергсон поставил под сомнение справедливость традиционных предпосылок механицизма.

Однако прежде, чем взгляды Бергсона окончательно сформировались, ему пришлось подвергнуть сомнению множество предпосылок, которые разделяли современные ему философы. Все еще оставалось в силе старое представление о причине и следствии, хотя за сто лет до этого ему был брошен вызов в трудах Юма. Согласно этому взгляду, все, что содержится в следствии, существует ранее в причине. Аксиомой считалась идея, что ничто не возникает из ничего, и поэтому не может появиться ничего действительно нового. Однако уже по самому понятию эволюции в реальности происходит нечто прямо противоположное. Поэтому Бергсон подверг сомнению применимость к явлениям жизни традиционного принципа причинности.

Идеи Бергсона существенным образом повлияли на духовную жизнь 20 в. Социология в достаточной мере продемонстрировала, что деятельность человека, его верования и принципы формируются в обществе, предписания которого способствуют его выживанию и сплочению людей в общественное целое. Этот источник морали и религии полностью признавался Бергсоном, однако он подчеркивал, что имеется и другой источник. Существуют мораль и религия вдохновения, исповедуя которые человек становится свободным и творческим существом. Не отрицая важности социологического знания, философ настаивал на значимости фактора индивидуальной интуиции и симпатии в моральной и религиозной жизни человека.

Бергсона часто обвиняли в иррационализме и в том, что он борется с научным мировоззрением. Действительно, многие люди использовали его идеи для оправдания своего негативного отношения к науке. Однако эти обвинения не могут быть предъявлены самому Бергсону, отличавшемуся гибким умом и сдержанностью в оценках. Бергсон обладал острым, ясным интеллектом и хорошо понимал значение науки. В то же время ему хотелось, чтобы люди смогли по-новому взглянуть на жизнь и ее смысл, и он обратил внимание на те аспекты опыта, которые игнорировались научной мыслью. Его работы способствовали обретению биологией статуса независимой и автономной науки. В них также было выражено характерное для современного человека убеждение в реальности, а не иллюзорности свободы. Книги Бергсона заставили многих людей задуматься о смысле времени и творческих возможностях, заключенных в жизни. К его философии стали относиться с большим вниманием после того, как стала известна теория относительности Эйнштейна, давшая новую трактовку времени. Чрезвычайно сильно философия Бергсона повлияла на поэзию и литературу. Представление о времени как переживании тонко выражено Марселем Прустом в цикле романов В поисках утраченного времени. Что касается собственно философии, то идеи Анри Бергсона получили развитие в трудах У.Джемса, Дж.Сантаяны и А.Н.Уайтхеда.

Содержание

Биография

Со стороны отца Бергсон ведёт свой род от польских евреев, а со стороны матери от ирландских и английских евреев. После рождения его семья жила в Лондоне, где Анри освоил английский язык. Когда ему было восемь лет, его семья перебралась в Париж.

Бергсон вёл тихую и спокойную профессорскую жизнь, сосредоточившись на своей работе. Профессор Коллеж де Франс (1900—1914); президент Академии моральных и политических наук (1914).

Лауреат Нобелевской премии по литературе (1927). С 1914 член Французской академии. С 1922 года занимал пост президента Международного комитета по интеллектуальному сотрудничеству Лиги Наций.

Бергсон умер в оккупированном немцами Париже 3 января 1941 года от пневмонии, подхваченной после стояния в течение нескольких часов в очереди для регистрации в качестве еврея.

Учение







В литературе

В романе Харуки Мураками "Кафка на пляже" также упоминается Анри Бергсон и его учение "Материя и память". В романе Генри Миллера "Тропик Козерога" упоминается Анри Бергсон и его работа "Творческая эволюция". ( в переводе И. Заславской "Творческое развитие")

Основные работы

  • Непосредственные данные сознания (Essai sur les donnees immediates de la conscience), 1889
  • Материя и память (Mattier et memoire), 1896
  • Смех (Rire), 1900
  • Введение в метафизику (Introduction a la metaphysique), 1903
  • Творческая эволюция (L’Evolution creatrice), 1907
  • Два источника морали и религии (Deux Sources de la morale et de la religion), 1932

Библиография на русском языке

  • Бергсон, А. Собрание сочинений, т. 1—5. — СПб., 1913-14.
  • Бергсон, А. Собрание сочинений, т. 1. — М., 1992.
  • Бергсон, А. Смех. — М., 1992.
  • Бергсон, А. Два источника морали и религии. — М., 1994
  • Бергсон, А. Здравый смысл и классическое образование // Вопросы философии. — 1990. — № 1. — С. 163—168.
  • Бергсон, А. Творческая эволюция. — М., 2006

Литература об А. Бергсоне

Ссылки

Полный список | (1901—1925) | (1926—1950) | (1951—1975) | (1976—2000) | (2001—2025)

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 18 октября
  • Родившиеся в 1859 году
  • Родившиеся в Париже
  • Умершие 4 января
  • Умершие в 1941 году
  • Умершие в Париже
  • Философы по алфавиту
  • Выпускники лицея Кондорсе
  • Философы Франции
  • Философы XX века
  • Эволюционисты
  • Лауреаты Нобелевской премии по литературе
  • Члены Французской академии
  • Философия жизни
  • Умершие от пневмонии
  • Члены Академии деи Линчеи
  • Эстетики

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Бергсон, Анри" в других словарях:

БЕРГСОН Анри — (Bergson, Henri) АНРИ БЕРГСОН (1859 1941), выдающийся французский философ 20 в., родился в Париже 18 октября 1859 в еврейской семье. Образование получил в Лицее Кондорсе в Париже, затем в 1878 1881 в Высшем педагогическом институте. Преподавал в… … Энциклопедия Кольера

Бергсон Анри — Бергсон (Bergson) Анри (18.10.1859, Париж, ‒ 4.1.1941, там же), французский философ идеалист, представитель интуитивизма и философии жизни. С 1900 профессор Коллеж де Франс; с 1914 член Французской академии. В 1927 Б. присуждена Нобелевская… … Большая советская энциклопедия

Бергсон Анри — Не следует путать с Бергсон, Абрам. Анри Бергсон Дата и место рождения: 18 октября 1859, Париж Дата и место смерти: 4 ян … Википедия

Бергсон Анри — Оригинальность спиритуализма Бергсона Позицию Бергсона можно определить как эволюционистский спиритуализм. Бергсон несомненно является одним из самых интересных и значительных французских мыслителей. Отражение его идей можно найти в идеях… … Западная философия от истоков до наших дней

Бергсон Анри — (1859 1941) крупнейший представитель иррационализма XX в. Родился в Париже в англо еврейской семье. Поступил в лицей Кондорсэ, затем учился в Высшей нормальной школе, которую окончил в 1881 г. Преподавал философию в Анжере и Клермон Ферране,… … Великие философы: учебный словарь-справочник

БЕРГСОН (Анри) — французский философ (Париж, 1859 1941). Блестяще окончив школу, был принят в Высшую нормальную школу в возрасте 19 лет, а в 30 лет уже был доктором филологических наук. Преподаватель в Коллеж дс Франс с 1900 по 1914 г., в 1914 г. избран во… … Философский словарь

БЕРГСОН АНРИ — (Bergson, Henri) (1859 1941) французский философ, чьи работы о времени оказали заметное влияние на социологию. Во Времени и доброй воле (1889) он противопоставил время, постигаемое опытом повседневной жизни ( непрерывная продолжительность ),… … Большой толковый социологический словарь

БЕРГСОН — (Bergson) Анри (1859 1941) – франц. философ, представитель интуитивизма и философии жизни. В 1878, окончив Лицей Кондорсе в Париже, поступил в Высшую нормальную школу. После ее окончания преподавал в лицее г. Анжера (1881 1883), а затем в … Энциклопедия культурологии

Во время Второй мировой войны правительство Виши предложило Бергсону не проходить обязательную для евреев процедуру регистрации, но он предпочел провести последние дни жизни вместе со своим народом. Бергсон умер как истинный философ в Париже 4 января 1941.

Бергсон родился в тот самый год, когда был опубликован труд Дарвина Происхождение видов. В Европе тогда велись живые дискуссии о смысле эволюции. Бергсон рано осознал, какое значение имеет понятие эволюции для философии. В те годы превалировало механистическое мировоззрение, согласно которому все вещи должны были объясняться в терминах материи и движения. Пользовавшийся популярностью взгляд Канта о непостижимости последней реальности, позитивизм Конта и широко распространенный скептицизм в отношении религии и всего сверхъестественного, – все это соединилось в мировоззрение, которое делало безнадежным любое стремление постигнуть смысл бытия, выходящего за пределы материального мира. Однако Бергсон не принял ни узкого взгляда на мир, ни теории о границах познания, ни отрицания человеческой свободы. С его точки зрения, современные мыслители некритически восприняли новый феномен эволюции, втиснув его в рамки старого материалистического мировоззрения, и Бергсон поставил под сомнение справедливость традиционных предпосылок механицизма.

Однако прежде, чем взгляды Бергсона окончательно сформировались, ему пришлось подвергнуть сомнению множество предпосылок, которые разделяли современные ему философы. Все еще оставалось в силе старое представление о причине и следствии, хотя за сто лет до этого ему был брошен вызов в трудах Юма. Согласно этому взгляду, все, что содержится в следствии, существует ранее в причине. Аксиомой считалась идея, что ничто не возникает из ничего, и поэтому не может появиться ничего действительно нового. Однако уже по самому понятию эволюции в реальности происходит нечто прямо противоположное. Поэтому Бергсон подверг сомнению применимость к явлениям жизни традиционного принципа причинности.

Идеи Бергсона существенным образом повлияли на духовную жизнь 20 в. Социология в достаточной мере продемонстрировала, что деятельность человека, его верования и принципы формируются в обществе, предписания которого способствуют его выживанию и сплочению людей в общественное целое. Этот источник морали и религии полностью признавался Бергсоном, однако он подчеркивал, что имеется и другой источник. Существуют мораль и религия вдохновения, исповедуя которые человек становится свободным и творческим существом. Не отрицая важности социологического знания, философ настаивал на значимости фактора индивидуальной интуиции и симпатии в моральной и религиозной жизни человека.

Бергсона часто обвиняли в иррационализме и в том, что он борется с научным мировоззрением. Действительно, многие люди использовали его идеи для оправдания своего негативного отношения к науке. Однако эти обвинения не могут быть предъявлены самому Бергсону, отличавшемуся гибким умом и сдержанностью в оценках. Бергсон обладал острым, ясным интеллектом и хорошо понимал значение науки. В то же время ему хотелось, чтобы люди смогли по-новому взглянуть на жизнь и ее смысл, и он обратил внимание на те аспекты опыта, которые игнорировались научной мыслью. Его работы способствовали обретению биологией статуса независимой и автономной науки. В них также было выражено характерное для современного человека убеждение в реальности, а не иллюзорности свободы. Книги Бергсона заставили многих людей задуматься о смысле времени и творческих возможностях, заключенных в жизни. К его философии стали относиться с большим вниманием после того, как стала известна теория относительности Эйнштейна, давшая новую трактовку времени. Чрезвычайно сильно философия Бергсона повлияла на поэзию и литературу. Представление о времени как переживании тонко выражено Марселем Прустом в цикле романов В поисках утраченного времени. Что касается собственно философии, то идеи Анри Бергсона получили развитие в трудах У.Джемса, Дж.Сантаяны и А.Н.Уайтхеда.

Почетный доктор Кембриджского университета.
Почетный доктор
Открытого конкурса Оксфордского университета.
Член Американской академии искусств и наук.
Большой крест Почетного легиона.
Доктор honoris causa Национального университета Автономной Мексики ( 1924 г. )
Нобелевская премия по литературе ( 1927 г. )

Резюме

биография

Молодежь и обучение


Анри Бергсон родился в Париже, на улице Ламартин . Через своего отца, Михала Бергсона , он происходит из польской еврейской семьи , чье настоящее имя было Берексон, а через свою мать - из английской еврейской семьи. Его семья жила в Лондоне через несколько лет после его рождения, и он очень рано выучил английский благодаря своей матери. До того, как ему исполнилось девять лет, его родители вернулись, чтобы поселиться в Париже, и он учился в Lycée Fontanes . В 18 лет Анри выбрал французское гражданство, что позволило ему его рождение на французской земле: его свидетелями были Этьен Монсо и Шарль Саломон, одноклассники из Высшей школы нормального образования .



После некоторого колебания, балансируя между естественными и гуманитарными науками , он, наконец, выбирает последнее. Он поступил в Высшую нормальную школу в 1878 году, продвигаясь по службе Эмиля Дюркгейма , Жана Жореса и его друга Пьера Жане . Он прошел курсы Эмиля Бутру и получил лицензию в области литературы, прежде чем в 1881 году занял второе место в агрегации философии, уступив Полю Лесбазейю и опередив Жана Жореса и Гюстава Бело .

Учитель



Бергсон посвятил эссе к Жюлю Lachelier , то Генеральный инспектор народного образования, который был ревностным защитником Феликс Ravaisson , и автором философской работы Ей Fondement де Induction опубликован в 1871 году (Lachelier родился в 1832 году , Ravaisson в 1813 году и они оба были профессорами Высшей школы нормального образования).

В 1898 году , Бергсон стал преподавателем в Нормаль Эколь , а затем получил звание профессора в том же году. В 1900 году он был назначен профессором Колледжа Франции на кафедре греческой философии, заменив Шарля Левека .

Философ

В 1904 году, после смерти социолога Габриэля Тарда , Бергсон сменил его на кафедре современной философии. С 4 по 8 сентября 1904 года он принял участие во Втором Международном философском конгрессе в Женеве, где провел конференцию, посвященную психофизиологическому паралогизму или, если цитировать его новое название, Le Cerveau et la esprit: une illusion philusion . Болезнь не позволяет ему поехать в Германию на третий конгресс, который проходил в Гейдельберге .

Бергсон и Джеймс

Философия и метапсихика

В этот период его популярность возросла, и его работы стали появляться на многих языках: английском, немецком, итальянском, датском, шведском, венгерском, польском и русском. Он был назначен президентом Академии моральных и политических наук и стал офицером Почетного легиона .

Первая Мировая Война


Избранный во Французскую академию 12 февраля 1914 года, Бергсон был официально принят 24 января 1918 года Рене Думиком в качестве преемника Эмиля Оливье .

Последние годы

В июне 1920 года Кембриджский университет удостоил его степени доктора литературы . Чтобы позволить ему посвятить себя работе в области этики , религии и социологии , Бергсон освобожден от преподавания курсов, связанных с кафедрой современной философии в Коллеж де Франс . Он сохраняет за собой кресло, но курсы проводит Эдуард Ле Руа .


Телеграмма от Анри Бергсона, президент ИТПП , к Нитобэ Инадзо , директор секции международных отделений Лиги на Наций (в котором ICCI находится).

В 1921 году он стал первым президентом новой Международной комиссии по интеллектуальному сотрудничеству (CICI, будущая ЮНЕСКО с 1946 года ), чья функция заключалась в создании условий, благоприятных для международного мира. Он основан на идее о том, что развитие критического ума у ​​людей посредством образования позволяет им действовать здоровым и ответственным образом. ICCI объединяет несколько интеллектуалов со всего мира.

В 1925 году развивается деформирующий ревматизм , от которого он будет страдать до конца своих дней. Живя с женой и дочерью в скромном доме, расположенном на тихой улице недалеко от Порт-д'Отёй в Париже, Анри Бергсон получил Нобелевскую премию по литературе в 1927 году . Наполовину парализованный, он не может поехать в Стокгольм за своим призом.

В 1930 году Анри Бергсон был возведен в сан Большого креста Почетного легиона .

В 1937 году он выразился так : «Мои размышления приближали меня все ближе и ближе к католицизму, где я вижу полное завершение иудаизма. Я бы обратился, если бы не видел в течение многих лет подготовки (в основном, увы! По вине ряда евреев, полностью лишенных морального чутья) грозной волны антисемитизма, которая должна была прокатиться по стране. мир. Я хотел остаться среди тех, кого завтра будут преследовать. Но я надеюсь, что католический священник захочет, если кардинал-архиепископ Парижа даст на это разрешение, прийти и помолиться на моих похоронах. В случае, если это разрешение не будет предоставлено, необходимо будет обратиться к раввину, но не скрываясь от него и ни от кого не скрывая свою моральную приверженность католицизму, а также выраженное мной желание сначала помолиться католический священник. "


Он умер в своем доме на бульваре де Босежур, 47 на 4 января 1941 г. , в 81 год. Фернан де Бринон , посол Виши в оккупированной зоне , господин Лавель, представлявший своего ученика, Жака Шевалье , тогдашнего государственного секретаря по вопросам народного образования, и Поль Валери , представлявший Французскую академию, приняли участие в похоронной церемонии, организованной в его доме . Анри Бергсон похоронен на кладбище Гарш в О-де-Сен .

Когда Анри Бергсон умер, его кабинет вела его дочь Жанна Бергсон . Она завещает этот кабинет, а также архивы и рукописи своего отца Литературной библиотеке Жака Дусе .

Надпись в память об Анри Бергсоне выгравирована на столбе Пантеона в Париже .


Философия

Влияния

Продолжительность

В своем эссе о непосредственных данных сознания (1889 текст , представленный в качестве докторской диссертации), Бергсон противопоставляет продолжительность от сознания и научного времени , как объясняет Уильям Марсо:

«Если я хочу сделать себе стакан воды с сахаром, я могу это сделать, мне нужно подождать, пока сахар растает. Этот маленький факт полон уроков. Поскольку время, которое я должен ждать, больше не является математическим временем, которое могло бы одинаково хорошо применяться на протяжении всей истории материального мира, даже если бы оно внезапно распространилось в пространстве. Это совпадает с моим нетерпением, то есть с определенной частью моей собственной продолжительности, которая не может быть увеличена или сокращена по желанию. Это больше не мысли, это прожитый опыт. "

Перед лицом позитивизма и сциентизма

Позитивная метафизика

«Есть науки, которые строго рациональны и, однако, не копируют цепочки рассуждений геометров. Что касается биологии, это новая модель разборчивости, которая требует интеллекта: к математической ясности отчетливо пронумерованных отчетов добавляется еще одна ясность - ясность точно установленных фактов. Доказательства теперь имеют две модели, в зависимости от того, демонстрируют ли они истину или показывают реальность . "

Интуиция и интеллект


Определение интуиции

Интуиция не противостоит разуму

Если интуиция отличается от интеллекта, она ему не противостоит. Интуиция возможна только после длительного интеллектуального усилия, такого как синтетический повторный ввод данных, проанализированных интеллектом. Более того, интуицию можно передать только с помощью интеллекта. Вот почему философия в своем способе изложения действительно является рассуждением.

Жизненный импульс

Отношения между душой и телом

Сегодня теория локализации рассматривает определенные функции, включая память, воспоминания (которые Бергсон приписывает разуму) как атрибуты тела, расположенные в областях мозга. Целью этой теории является возможное дешифрование физического содержимого мозга на понятный язык, то есть вероятное чтение мыслей, чувств и т. Д. Это текущая теория Жан-Пьера Чанжо , который ищет подтверждения в анализах, проводимых с помощью позитронной камеры . Для Бергсона действительно существует локализация зоны обработки определенной информации, но в любом случае это было бы понятно по речи: это все равно, что наблюдать за пантомимным театром и говорить, что мы там все понимаем. [исх. нужно]

Мораль и религия

Закрытые и публичные компании

Не философ выводит открытую мораль

Экспериментальное изучение Бога

Влияние на французскую социологию и этнологию

Пример одежды и гвоздя

Что касается примера, который мы впервые находим в Материи и памяти : если мы доверяем образу одежды, висящей на гвозде, кажется, есть несоответствие.

  • Ум определяется как нематериальный, присутствующий во времени, а не в пространстве.
  • Тело определяется как материал, присутствующий в пространстве, а не во времени.
  • Теперь изображение ногтя и одежды работает только для двух материальных объектов в пространстве.

Это противоречие возникает из-за поспешного и урезанного чтения. Вся Материя и Память стремятся думать о сочленении разума и тела, образ гвоздя и одежды вмешивается только как метафора и только для того, чтобы доказать, что солидарность отличается от идентичности; никоим образом и никогда Бергсон не дает этого изображения для полного и актуального объяснения своей теории. Тело находится в пространстве и времени, перспектива которого - расслабленная продолжительность (глава IV, Материя и память , следует читать в свете главы III Творческой эволюции ). Следует также отметить, что для Бергсона концепция, продукт интеллекта, будучи всегда подозрительной, обращение к метафорическим образам позволяет в определенной степени выйти за рамки этого подозрения. Не потому, что эти образы адекватно говорили бы о предмете, а именно потому, что они не претендуют на то, чтобы говорить об этом адекватно, а демонстрируют свою неадекватность.

Бергсон и искусство

Бергсон и литература его времени


Пеги в кадре Эгона Шиле в немецком журнале L'Action по случаю его смерти в 1914 году на фронте Шампани

Ученики и критики бергсонизма

Во Франции

«Истина состоит в том, что существует два бергсонизма: смелость, когда философия Бергсона боролась и, как говорит Пеги, боролась хорошо, - и что после победы, заранее убедившись в том, что Бергсону потребовалось много времени, чтобы найти, уже представленный с концепциями, когда Бергсон создал свой собственный. "

С 1960-х годов Жиль Делёз обновил бергсоновскую философию. Он является автором монографии о Le Bergsonisme и использует теорию изображения Бергсона в Matière et Mémoire, чтобы думать о кино , в своих уроках и в своих двух книгах Cinéma 1 и Cinéma 2 (1983–1985).

В аналитической философии


Работы Бергсона

Посмертная дань

С 9 ноября 1944 года в городке Сент-Этьен улица носит имя Бергсона , затем его именем носит весь район .

Читайте также: