Обряд погребения в буддизме кратко

Обновлено: 17.05.2024

Ритуалы прощания с усопшими во всех культурах тесно связаны с мировоззрением народов. Основным тезисом буддизма является теория о перерождении. Уже в момент рождения любой человек неизбежно начинает приближаться к смерти. По этой причине всю жизнь буддисты готовят себя к моменту перехода в другой мир, создавая вокруг себя добро и гармонию и избегая злых и жестоких поступков. Для любого последователя буддизма идеалом является жизнь Будды, не Бога и не Спасителя, но Учителя.

Один из неизменных предвестников смерти – старость. Для буддистов основополагающим является кармический закон, совокупность причинно-следственных связей. Изменить этот закон невозможно, но совершая те или иные поступки, каждый человек может изменить направление жизненного пути и грядущих событий.

В храмах священнослужители учат любого человека, как определить, что момент смерти близок, как подобает встретить смерть. Если буддист чувствует, что пришел последний день его теперешней жизни, то ему следует лечь на правый бок, поместив правую руку под голову и думать только о самых лучших моментах. Не нужно думать о делах – их больше нет. Вскоре начнет слабеть зрение, теряться слух, уходить обоняние. Дыхание замедлиться и исчезнет вовсе. В этот момент жизнь покинет тело бывшего человека, который теперь станет никем.

Дальнейший путь усопшего определяется астрологом. Буддисты верят, что окружающий мир определяет жизнь человека, что ход Земли и Солнца, смена лунных фаз определяют события. Поэтому момент смерти нужно знать максимально точно – это необходимо для правильного совершения погребения. Астролог определяет, какие обряды следует провести, на основании множества сведений (например, прожил ли человек все те годы, что определены были ему судьбой; по какой причине он умер; для кого он был важен и о чем сожалел; повредит ли кому-нибудь его смерть и т.д.).

Похороны человека воспринимались как его переход в иной мир. Чтобы этот переход совершился удачно, а душа не заплутала, астролог должен назвать точное время (включая даже час) выноса тела. Если время будет определено верно, то человек перейдет в новый восхитительный мир, при условии, что жизнь его была праведной.

Тело покойного в могилу помещают так, чтобы голова была обращена на Запад, а ноги - на Восток. В изголовье могилы помещается шест, к которому привязано полотнище с молитвой на тибетском языке, в изножье – обелиск, на котором написаны заклинания.

Традиционно буддисты тело умершего человека увозили в горы, завернув в белую ткань, а иногда подвергали кремации (прах должен быть развеян). Сегодня погребение буддистов все больше приобретает черты европейского ритуала.

Вы можете также по желанию ознакомиться с обрядами и традициями Иудаизма, Ислама и Христианства.

Назвать буддизм однозначно религией будет неправильно. Потому что это особенная форма мировоззрения, в рамках которой есть и обрядовость, и традиции, но главной составляющей является философское учение, сложное для понимания простого обывателя. Здесь нет статичных догм и объективного Бога.

Смерть в контексте буддийской философии

В буддизме жизнь — это сансара — поток множества рождений и смертей. Это не неизменная сущность душа+тело, которая принимается за истину в индуизме, а гораздо более сложное понятие, вобравшее в себя суперпозицию постоянно меняющихся скандх, то есть составляющих элементов личности человека.

Цветы и траурная лента

Скандхи определяются такими понятиями:

  • восприятие материальных явлений с помощью органов чувств;
  • оценка воспринимаемого по ощущениям — хорошее, неприятное, безразличное; автоматическая классификация полученного опыта восприятий в зависимости от собственной системы концепций;
  • полученный и обработанный сознанием опыт, а также способности и наклонности индивида, приводят к волеизъявлению в виде действия или бездействия;
  • осознавание всего, что связано с первыми четырьмя скандхами, управляемое стремлением самосохраниться, принять хорошее, оттолкнуть плохое, замкнуться в личном пространстве.

Скандхи определяют бремя страданий и омрачений, которые испытывает душа любого существа в колесе перерождений сансары. Пока он обуреваем страстями, привязанностями к материальному и жаждой бытия, нет возможности вырваться из этого круговорота. Человек или другой живой субъект рождается вновь и вновь. Каждый раз происходит перевоплощение: равноценное, в лучшую или худшую сторону – в зависимости от кармы, которую индивид сам себе создает добрыми или злыми, правильными или неправильными поступками и мыслями. Но всегда душа будет в состоянии несвободы. И только вырвавшись из сансары, она перестанет страдать и перейдет на новый, более высокий уровень реализации — в нирвану, а достигши высшего уровня просветления — в паринирвану.

Что есть смерть в бесконечной череде перевоплощений? Наряду с рождением, это всего лишь точка отсчета для нового цикла, дающего возможность к совершенствованию души, просветлению и достижению нирваны. Поэтому в буддизме отношение к смерти самое спокойное. Здесь не приняты громкие истерики и помпезные похоронные мероприятия. Зато очень важно проявлять заботу о душе.

Особое понятие души в буддизме

Душа в буддизме

Душа в буддизме понимается совсем не так, как в других религиях, где она суть частица божественного и неизменного, созданного по высшей воле. Когда говорим о душе в буддизме, имеем в виду постоянно развивающуюся, меняющуюся под воздействием материальных и нематериальных частиц бытия личностную сущность.

В каждой школе буддизма эти на первый взгляд сложные понятие имеют свои особенности, однако сейчас важно понять то, что перерождение — это не реинкарнация, для которой достаточно переселения определенной души в другое тело. Это гораздо более сложный процесс, обусловленный потоками ума, формирующими сознание. Поэтому поддержание сознания в такой важный момент, как наступление физической смерти, очень важно.

Забота о душе умирающего

Итак, в буддизме при умирании желательно находиться в сознании, усмирять свои земные заботы и размышлять о предстоящем переходе в новую сущность. Ведь именно в процессе умирания суммируются результаты предыдущих перерождений и подходящей к концу настоящей жизни, и формируется карма для последующего перерождения. Конечно же в такой момент бывает очень нелегко, поэтому лучше пригласить ламу, который поможет успокоиться молитвой, ароматерапией и медитацией.

Важно. Исповедование и отпущение грехов ни в каком виде не применяется в буддийской практике. Только благородные мысли, добрые дела и самостоятельная работа над собой способствует улучшению кармы.

Цветы и траурная лента

Посмертная забота о теле

При всей сложности философских понятий и многообразии категорий, реальный физический алгоритм похоронных процедур исключительно прост и непритязателен.

Тело умершего не является важным, оно пусто и бесполезно, но рядом стоит душа, которая в нем обитала. Чаще всего три дня тело не трогают и только потом приступают к его подготовке к погребению. Иногда тело бальзамируется, изредка даже мумифицируется, но чаще прибегают к омовению, протиранию спиртом, изоляции физиологических отверстий ватными тампонами и зашиванию век.

Внимание! К вскрытию в буддизме относятся крайне отрицательно, оно может проводиться только в исключительных случаях.

Одежда, включая головной платок и чулки, должна быть простая и однотонно-черная или белая. Иногда, в соответствии с традициями, тело снабжают такими атрибутами, как четки в руку, монетки в кошельке на шею, соломенная обувь.

Гроб и положение тела имеют значение лишь для приверженцев старых норм.

Особенности похорон

Похороны в буддизме

В общем случае хоронят буддиста на третий день после смерти. Однако это может случиться и раньше, и позже — в зависимости от объективных или субъективных причин. К первым относятся особенные календарные дни, связанные с календарными праздниками или астрологическими показателями. Ко вторым — точное время рождения и смерти. Благоприятную дату и час назначает Лама. Кроме этого, он указывает, как и в какую стороны выносить тело, как его лучше одеть, кто может прийти на похороны и прочие тонкости. При этом руководствуется соображениями о создании наилучших обстоятельств для перерождения души, которое может наступить как на следующий день, так и в любой последующий. Крайний срок, отмеренный для перерождения — 49 дней.

Чаще всего способом погребения является огонь или земля. Однако равноправными являются вода, небо и даже деревья. Небесный способ, например, является традиционным в Тибете: обнаженное тело оставляют в горах, а останки собирают только после того, как свершилась священная трапеза птиц или зверей.

Перед тем, как хоронить земные останки, проводится суточное бдение с предварительным чтением молитвы ламой.Если захоронение осуществляется в землю: сначала освящается участок, гроб укладывается так, чтобы голова была ориентирована на запад. У изголовья устанавливается шест с молитвами, в ногах — памятная плита с текстом.

Сколько может длиться траур у буддистов?

В разное время и в разных регионах траурные ограничения существенно отличались. Порой все было очень строго, несмотря на то, что Учение не считает это принципиальным вопросом. В современном мире для буддистов продолжительность траура зависит от степени родства: 100 дней для близких родственников и 49 для дальних. Единственное ограничение траура — одежда серого цвета. И даже это относительно, так как для многих важен рабочий дресс-код и умение не демонстрировать траурный настрой среди сослуживцев. Поэтому для проявление траура остается нерабочее время. В областях, где сильны конфуцианские традиции и, соответственно, приверженность условностям, с трауром все более строго и продолжительно.

Осуждает ли буддизм самоубийц и вероотступников?

Буддизм — это не религия незыблемых догм

Буддизм — это не религия незыблемых догм. Это вера, которая позиционирует себя не как истина в последней инстанции, но как средство ее обретения. Поэтому важна практика прощения и понимания.

  1. Лишение себя жизни ни в коем случае не приветствуется, особенно если самоубийство происходит в критическом душевном состоянии. Ведь боль, гнев, отчаяние — это есть те самые омрачения, мешающие освобождению души. В то же время самоубийцы не вызывают отторжения — скорее сочувствие, особенно если они совершили ритуальное самоубийство. А уж жертвенные самоубийства ради высшей цели или во имя спасения других людей оправдываются полностью.
  2. Поскольку буддизм является не столько религией, сколько философским учением, он прощает человеку веру в любых Богов, потому что это никак не влияет на посмертную судьбу, то есть на перерождение. Важно лишь то, как вел себя человек в жизни, сколько добра или зла он сотворил.

Похоронный ритуал совершается либо так, как принято в буддизме, либо по договоренностями со священниками других религий и обязательно с учетом волеизъявления, оставленного покойным. Или же по желанию родных и близких.

Поведение приглашенных на буддийские похороны

По традиции кладбище, крематорий, колумбарий могут посещать только взрослые мужчины. Иногда пожилые женщины. Однако для особых обстоятельств делаются исключения.

По окончании печальной церемонии присутствовавшие должны очиститься — совершить омовение рук и лица и окуривание благовониями. Потом можно войти в дом, в котором лама провел обряд с призывом счастья, и где приготовлена поминальная трапеза.

Важно! Буддийский похоронный обряд абсолютно исключает употребление алкоголя.

Значимость 49 дней после похорон

Душа, не достигшая достаточного просветления для освобождения от сансары, освободившись от телесной оболочки, блуждает в поисках нового воплощения. Перерождение возможно в одном из шести миров, населенных небожителями, полубогами, адскими созданиями, голодными духами, животными или людьми. Хотя мир людей не самый совершенный, именно в нем душа будет ближе всего к освобождению и достижению нирваны, так как именно человеку свойственно критическое мышление и проникновение в суть вещей.

Тибетская Книга Мертвых говорит о том, что душа умершего проходит три этапа — Бардо смерти — до следующего перерождения:

  1. Три дня отведено для Бардо смертного часа. За это время лишь просветленные души могут выйти из сансары.
  2. Непросветленный разум в течение 14 дней пытается преодолеть Бардо кармических иллюзий: побороть страх наваждений, сформированных собственными мыслями, противостоять искушениям. Если удастся отмести мутные потоки сознания и выявить признаки Знаков Рассудка, можно получить Просветление. Если нет — наступает следующий этап.
  3. Бардо воплощений. Сложный этап выбора. Мелькающие яркие образы злых и добрых духов, других существ мешают оценить последствия перевоплощения. Книга призывает проявлять осторожность и терпение.

По сути Книга Мертвых дает подсказки душе покойного, поэтому в идеале ее читают над его прахом в течение 49 дней. Но в большинстве случаев просто проводят семейные поминальные мероприятия с участием ламы на каждый седьмой день, полагая что это соответствует семи испытаниям для души, ищущей правильный выход. В течение этого времени в доме покойного не угасает лампадка и, как правило, находится урна с кремированным прахом. На 49-й день принято проводить завершающий обряд —Тараал: родственникам можно посетить дацан, принести подношения ламам и просить о прочтении молитвы Юроол с благими пожеланий вослед ушедшей душе и для здравствующих представителей рода. Пришедшие в этот день в дом покойного угощаются рисом.

Другие памятные дни

Прописных истин для поминальных обрядов в буддизме не предусмотрено.

Из общепринятого можно отметить:

Цветы и траурная лента

Вообще поминальные традиции могут быть разными не только для разных школ буддизма, но и для разных регионов.

В заключение хотим сказать, что наша служба всегда может оказать поддержку тем, кто понес утрату: пригласить ламу, помочь с организационными мероприятиями и транспортом, найти место для захоронения, изготовить и установить надгробный обелиск,а также решить формальные юридические вопросы с бумажным оформлением.

Обратная связь

Оставьте заявку или задайте вопрос, используя форму ниже. Мы обязательно ответим вам в кратчайшие сроки.

Буддийский обряд погребения

Формы культа в буддизме очень разнообразны. Это вызвано тем, что, распространяясь в различных странах, буддизм широко ассимилировал местные культы и включал в свою обрядовую практику укоренившиеся у данного народа обычаи. Буддийское духовенство давало этим обрядам новое толкование, связывая их с догматами буддизма и с мифическими событиями из жизни Будды, его учеников и видных деятелей буддийской церкви. так появились различные обряды и традиции похорон, свойственные различным течениям буддизма. Погребальные обряды у всех народов мира традиционно связаны с их миропонимаением

Буддисты относятся к смерти как к очередному перерождению, переходу в новый жизненный цикл. Поэтому родным не рекомендуется выражать горе по поводу кончины близких людей. Буддизм вообще не одобряет излишних привязанностей человека к чему или кому-либо, поэтому скорбь в связи с любыми потерями советует подавлять и изживать. Самому же уходящему из жизни следует расставаться со своим телом максимально осознанно и подготовленно.

1000 рублей скидка

Памятник для пенсионеров

Распродажа резных

Буддийский погребальный обряд

Для этого существуют особые духовные практики, освоением которых священники советуют заниматься в течение всего своего земного существования. Гаутама Будда уходил в реинкарнацию, медитируя. Повторяя его путь, буддистские мастера также стремятся умирать в сознании, очищенном медитацией.

Подготовке к смерти и погребению

В ритуалах буддизма занимают особое место. Ведь правильно пересеченный порог очередного пути существования открывает душе человека дорогу в новое существование.

Не бояться, быть спокойным, уйти с легким сердцем для буддиста очень важно, так как это благоприятно повлияет на состояние кармы. После смерти тело готовится к погребению только мужчинами, на которых указал предсказатель. Они обмывают и обряжают покойного в саван согласно обычаям конкретного этноса. После этого покойного кладут на спину, выпрямляют ему конечности и зашивают веки.

Сразу после кончины близкого семья приглашает в дом астролога, который читает по священной книге судьбу отлетевшей души. Для этого он должен точно знать время и обстоятельства кончины человека.

Отношение к смерти в буддизме кардинально отличается от христианского. Похоронный ритуал связан с представлением о перерождении души. Настоящий буддист с момента рождения знает, что жизнь – это медленный путь к смерти, и она неизбежна. Поэтому, к ней они готовятся на протяжении жизни, стараясь делать только добро, чтобы на небесах достичь нирваны.

Смерть в буддизме

Буддизм и смерть человека

Смерть — это самый важный момент в бытие человека, она очищает сознание и помогает реализовать благие намеренья.

Похоронный обряд по самой структуре напоминает обряды других вероисповеданий. Он состоит из:

  • предсмертной исповеди,
  • омовение тела,
  • похороны,
  • поминание души умершего.

Буддист старается существовать с достоинством, избегая злобы и совершая большое количество благих дел, в случае если он вел святую жизнь, то его душа возродится в другом, безупречном и великолепном мире.

Как готовиться

Как готовиться к смерти в буддизме? Согласно учения монахов, к умирающему, необходимо позвать ламу, который проведет обряд наставления, перед уходом в другой мир. Во время разговора, монах рассказывает человеку о том, что встретит его душа, когда проститься с телом. После рассказа, проходит исповедь.

В завершающий период собственного бытия, буддист обязан расслабляться, отсрочив все без исключения собственные дела, мыслить о великолепном и вести подготовку к собственному отходу. В данное время покидают ощущения, умение говорить, чувствовать, замечать. В период предсмертного выдоха, в конечном итоге, дух высвобождается от тела. Буддисты считают, сто после отхода в мир иной, мучения человека в материальном мире закончены.

А вот, что происходит после смерти в буддизме:

  • После смерти, один из родственников идет к зурхачину(астрологу) , что бы узнать, кому можно подготовить тело к ритуалу, в какой день хоронить, во сколько времени и в какую дверь выносить покойника.
  • Зурхачин самостоятельно решает, как будут проходить похороны, отдельно для каждой семьи. Для определения, он берет за основу древние предписания лам.
  • По мнению буддистов, если не выполнить указания астролога, то в этой семье будут продолжаться смерти или душа умершего может заблудиться.
  • Готовит тело к обряду человек, которого называют буянчи. Он его моет, окуривает благовониями, одевает и прочее.

Тело, по древним обычаям должно передаваться одной из 5 стихий:

Однако в древние века, тело попросту бросали среди степи, где его разрывали дикие псы. На сегодняшний день обряд более адаптирован к цивилизации.

Как проходит ритуал погребения

3 дня после смерти, тело нельзя двигать, чтобы не испугать душу. Во время обряда захоронения, один из родственников, должен прикоснуться к нему, а некоторым запрещается даже участие в погребении. Все это – решает Зурхачин. В день похорон, проводиться служба, читают мантры, и проводят обряд. Обязательно, монах, который проводит службу, должен благословить землю. Женщинам, строго-настрого запрещено приходить на кладбище, особенно с маленькими детьми или тем, кто в положении.

После кладбища, родственникам моют руки, и обкуривают дом благовониями, только после этого они имеют право, заходить.

Затем, все члены семьи, без исключения, молятся, для того, чтобы их не постигли несчастия. Это служение продолжают 7 недель. Также, читают мантры за достойное перерождение тела. Если во время служения, случается несчастье, то принято говорить о том, что душа покойника, не может переродиться. В таком случае, молитвенный обряд, проводят с двойным усилием.

Душа человека после смерти

Будда говорил, что душа после смерти в буддизме распадается на несколько элементов, но, при следующем воплощении, они снова соединяются, сохраняя единство души.

Во время жизни, человек хочет прекратить путь перерождения, чтобы спокойно уйти в нирвану. Сделать это возможно только благодаря праведной и аскетичной жизни. Если душа не получает высшего вознаграждения за праведную жизнь, то прежде чем переродиться, она подвергается мукам бога смерти в буддизме.

Среди этих мук выделяют:

  • проглатывание горячего металлического шара,
  • обжаривание,
  • замораживание,
  • разрывание,
  • кипячение.

Таким образом, можно прийти к заключению, что смерть с точки зрения буддизма — только трансформация с одного вида существования в иной. Смерти, равно как такой — нет, есть перерождение. И у абсолютно всех буддистов, имеется вероятность оказать влияние на то, чтоб последующее тело было наиболее успешным, похожим, на то, о котором они мечтают.

Смотрите еще видео о смерти и перерождении:

Читайте также: