Отличие угрозы от опасности кратко

Обновлено: 05.07.2024

В словаре СИ. Ожегова и Н.Ю. Шведовой (1999) опасность определяется как возможность, угроза чего-либо очень плохого, какого-нибудь несчастья.

В ГОСТ Р 12.3.047-98 опасность трактуется как потенциальная возможность возникновения процессов или явлений, способных вызвать поражение людей, наносить материальный ущерб и разрушительно воздействовать на окружающую атмосферу.

Опасности и угрозы указывают на взаимодействие двух сторон: субъекта и объекта.

Субъектом опасности называют того, кто выступает источником и носителем опасности. Субъектами опасностей являются человек, природная или социальная среда, техносфера и т.д.

Объект опасности - тот, на кого опасность или угроза направлена. Объектами угроз и опасностей, как было сказано выше, являются личность, общество и государство.

Опасности имеют ряд свойств. Первое из них - вероятностность (случайность). Опасности воздействуют на человека с определенной вероятностью. Данные, характеризующие вероятность (риск) гибели в результате действия различных опасностей, приведены в таблице.

Риски смерти человека в промышленно развитых странах

Внутренняя среда организ­ма человека

Генетические и соматиче­ские заболевания, старение

Естественная среда обита­ния

Несчастные случаи в быту и на транспорте; заболева­ния, вызванные загрязне­нием окружающей среды

Профессиональные заболе­вания, несчастные случаи на производстве

Самоубийства, преступные действия, войны

Второе - потенциальность, т.е. скрытость. Данное свойство означает, что до определенного момента человек не подозревает о существовании опасности. Третьим свойством является перманентность (постоянство). Его смысл заключается в том, что опасности присутствуют всегда. Абсолютной безопасности не существует. И, наконец, свойство тотальности - т.е. всеобщность опасностей, означающее, что действию опасности может подвергнуться любой человек.

Опасность может выступать в различных формах: в виде намерений, планов подготовки действий и самих действий, направленных на причинение вреда какому-либо объекту. Еще одной формой опасности выступает риск как возможная опасность неудачи предпринимаемых действий или сами действия, связанные с такой опасностью.

В формирующейся в настоящее время Концепции национальной безопасности России особое место занимает проблема угроз и опасностей интересам Отечества. Однако, несмотря на то, что исследование названной проблемы имеет принципиальное теоретическое и практическое значение, к сожалению, еще нет общепризнанных научно разработанных таких ключевых понятий, как "угроза" и "опасность", "вызов" и "риск". В этой связи представляется целесообразным рассмотреть сущность указанных понятий и их соотношение в системном ряду шкалы военно-политической напряженности.

Для уяснения рассматриваемых явлений обратимся к их этимологии. С.И.Ожегов понятие угроза определял как "обещание причинить кому-нибудь вред, зло", В.И.Даль толковал угрозу как действия или намерения "угрожать, грозить, стращать, наводить опасность либо опасение, держать под страхом, под опаскою, приграживать".

В словарях современного русского языка понятие угроза определяется как "запугивание, обещание причинить кому-нибудь неприятность, зло", "обещание причинить зло, неприятность", "намерение нанести физический, материальный или другой вред общественным интересам, а также отдельным лицам или их интересам". Таким образом, в обобщенном виде в русском языке под угрозой понимается явление, заключающее в себе намерение причинить кому-либо или чему-либо тот или иной ущерб, вред. При этом под ущербом принято понимать "потерю, убыток, урон", а вред трактовать как "ущерб, порчу". Учитывая , что термин "угроза" мы рассматриваем применительно к Концепции безопасности России, обратимся к используемым в современной военно-политической литературе определениям по проблеме угроз национальной безопасности. Проведя сравнительный контент-анализ официальных государственных документов Российской Федерации и публикаций по различным аспектам проблемы безопасности в научной литературе, мы столкнулись с множеством терминов, в которых ключевым является слово угроза.

В настоящее время термин "угроза" употребляется различными авторами в словосочетаниях "угрозы безопасности", "угрозы интересам безопасности", "угрозы национальной безопасности", "угрозы интересам национальной безопасности", "угрозы жизненно важным интересам", "угроза национальным интересам" и так далее. Представляется, что все вышеуказанные термины, хотя и являются близкими по содержанию и синонимичными по своей сути, но не тождественными, требуется их уточнение и систематизация. Спектр приведенных выше терминов обусловлен тем фактором, что Концепция безопасности Российской Федерации представляет собой явление еще не устоявшееся, находящееся в процессе формирования и развития.

Принимая во внимание, что Концепция безопасности должна представлять собой официально принятую в Российской Федерации систему взглядов на обеспечение безопасности, обратимся к официальным документам, прежде всего к Конституции Российской Федерации, законам Российской Федерации "О безопасности", "Об обороне", Указу Президента РФ "Об образовании Совета безопасности Российской Федерации", положениям "О Совете безопасности Российской Федерации", "О Совете обороны Российской Федерации", Президентскому Посланию Федеральному Собранию "О национальной безопасности", "Основным положениям военной доктрины Российской Федерации", "Основным положениям Концепции внешней политики Российской Федерации", "Основам пограничной политики Российской Федерации" и другим государственным нормативным актам.

Несмотря на то что в указанных официальных документах говорится об угрозах безопасности Российской Федерации как о явлении, которое потенциально существует, а при определенных неблагоприятных условиях может стать реальностью и способно нанести ущерб государству, обществу, личности, ни в одном из них не содержится достаточно четкого определения сущности угроз безопасности. Например, в Законе Российской Федерации "О безопасности" (ст. 3) угроза определяется как "совокупность условий и факторов, создающих опасность", что, на взгляд автора, расплывчато и не отражает в полной мере сути рассматриваемого явления.

Определение угрозы интересам безопасности может быть производным из содержащейся в Законе Российской Федерации "О безопасности" дефиниции безопасность - "состояние защищенности жизненно важных интересов государства, общества и личности от внутренних и внешних угроз". Именно такой подход предлагает в своих работах В.Пирумов, трактуя понятие угрозы как "объективно существующие возможности нанести какой-либо ущерб личности, обществу, государству"1.

Думается, что данное определение в значительной мере соответствует содержанию основных положений указанного закона, однако и оно является не вполне точным и полным. Вторая часть определения, касающаяся объектов угрозы (личность, общество, государство) и ее целей, замысла (нанесение ущерба) представляется удачной, а вот первая, трактующая угрозу только как объективно существующие возможности нанесения ущерба, вызывает сомнения, поскольку кроме объективной возможности для реализации угрозы необходимо также наличие намерений (желания) одного из субъектов политики причинить ущерб тем или иным интересам другого субъекта политики, без этого угроза не будет реальной.

Рассмотрим несколько иной подход, предлагаемый учеными РАУ-Корпорации. Авторский коллектив монографии "Концепция национальной безопасности России в 1995 году" под угрозами безопасности понимает потенциальные угрозы политическим, социальным, экономическим, военным, экологическим и иным, в том числе духовным и интеллектуальным ценностям нации и государства. Несмотря на то что приведенное определение является достаточно широким, содержит перечень сфер безопасности, объектов, на которые могут быть направлены угрозы, его также нельзя признать достаточно полным, поскольку речь идет об угрозах только лишь как о потенциальном явлении, но ведь потенциальная угроза это только одна из разновидностей широкого спектра угроз. Факты сегодняшнего дня свидетельствуют, что угрозы безопасности России есть явление не только возможное, но и вполне реальное (межнациональные конфликты, перешедшие в Чечне в стадию вооруженного противоборства, криминализация общества, кризисное состояние экономики, территориальные претензии к России ряда сопредельных государств и т.д.).

Таким образом, приведенные выше формулировки определения угрозы безопасности не охватывают все стороны исследуемого явления, страдают половинчатостью: в одном случае угроза рассматривается только как реальное явление, в другом, наоборот, только как потенциальное явление.

По мнению автора, угроза представляет собой совокупность двух компонент: как субъективных намерений, так и объективных возможностей причинить тот или иной ущерб. При этом в качестве намерений он рассматривает замыслы (желания) эвентуального противника, направленные против жизненно важных интересов государства, общества и личности, а под возможностями понимает наличие соответствующих сил и средств, необходимых для реализации этих замыслов.

Выше мы рассмотрели угрозу с точки зрения дихотомии намерений и возможностей причинить ущерб, но это только одна часть явления, которое является сложным и имеет еще одно этимологическое значение: "возможная опасность", "заключать в себе какую-либо опасность". Отсюда следует, что понятие угроза близко по смыслу к понятию опасность, причем они настолько взаимосвязаны, что даже С.И.Ожегов допускает в определенном смысле тавтологию, определяя угрозу через опасность и наоборот ("угроза есть возможная опасность", а "опасность есть, возможность, угроза чего-нибудь очень плохого, какого-нибудь несчастья"). Следовательно, необходимо конкретизировать указанные понятия, уточнить их содержание, определить суть общего и особенного. В военно-политической области понятия "опасность" и "угроза" употребляются достаточно широко, при этом нередко их используют в одном и том же значении. Строго очертить параметры каждого из этих понятий довольно сложно. Поэтому часто приходится сталкиваться с такими двойственными формулировками, как "угрожающая опасность" ."опасная угроза" и т.п. Однако в настоящее время в военной политологии все шире утверждается мнение, что угроза - это крайняя степень опасности (непосредственная опасность), а опасность - есть возможная (потенциальная) угроза, в ограниченных масштабах. Например, В.Манилов предлагает трактовать понятие "угроза" через категорию "опасность": "угроза есть непосредственная опасность причинения ущерба жизненно важным национальным интересам и национальной безопасности, выходящая за локальные рамки и затрагивающая основные национальные ценности: суверенитет, государственность, территориальную целостность"2.

При этом категорию опасность он рассматривает как нанесение ущерба важным национальным интересам и национальной безопасности в ограниченных (локальных) масштабах.

Таким образом, общим в содержании угрозы и опасности является их возможность причинить тот или иной ущерб безопасности. Естественно возникает вопрос: каковы отличительные критерии того и другого явления? Несмотря на их близость и однородность, можно выделить ряд различий между ними.

Во-первых, угрозу отличает от опасности степень готовности к причинению того или иного ущерба. Угроза - это стадия крайнего обострения противоречий, непосредственно предконфликтное состояние, когда налицо готовность одного из субъектов политики применить силу в отношении другого конкретного объекта для достижения своих политических и иных целей. Опасность мы понимаем как стадию зарождения и насыщения противоречий, когда один из субъектов политики потенциально может, но еще не готов применить силу или угрозу силы в своих интересах.

Во-вторых, угроза должна заключать в себе две компоненты: намерения и возможность нанесения ущерба интересам безопасности, а опасность ограничивается наличием только одной из этих компонент. Схематично данные различия могут быть сведены в табл. 1.

Современная обстановка в стране такова, что никто не чувствует себя в безопасности. Опасности и угрозы – это реалии нашей действительности.

Опасности и угрозы - непременные спутники жизни и деятельности ин­дивидов, обществ, государств, человеческого сообщества на всех этапах его становления и развития. И всегда недостаточная забота о безопасно­сти оборачивается большими бедами: разрушением и гибелью госу­дарств, войнами, смутами, большими кровопролитиями. Государства, общества, люди, не проявляющие должной настойчивости в борьбе с опасностями, могут потерять не только отдельные элементы жизнеобес­печения, но и собственно государственность и жизнь.

Опасности - это возможные или реальные явления, события и процес­сы, способные нанести вред человеку, социальной группе, народу, обществу, государству, человеческому сообществу и Земле или даже уничто­жить их; нанести ущерб их благополучию, разрушить материальные, духовные или природные ценности, вызвать деградацию, закрыть путь к раз витию.

Опасность может выступать в различных формах: в виде намерении, планов подготовки действий и самих действий, направленных на уничтоже­ние, ограбление, подчинение, закабаление, ослабление, уничтожение объ­ектов безопасности и т.д.

Категория «опасность применяется для характеристики психологического состояния людей, как осознание ими вредных последствий тех или иных реальных явлений или как безнадежное выискивание несуществующих.

Уяснение сути опасности есть исходный момент противодействия, отражения и устранения ее. Если люди не понимают всей глубины опасности, то соответственно не напрягают адекватно свои силы, чтобы ликвидировать или предупредить ее.

Другой формой опасности выступает риск - возможная опасность не­удачи предпринимаемых действий или сами действия, связанные с такой опасностью. Люди зачастую надеются на счастливый случай - рискуют, допуская определенный ущерб себе. В государственных делах - политики, экономике, оборонной деятельности - чаще всего имеет место осознанный риск, когда тщательно рассчитываются ожидаемая выгода, цена, которую допустимо заплатить за нее, последствия и т.д.

Понятие "угроза" родственно понятию "опасность".

Угроза - это опасность на стадии перехода из возможности в действительность, высказанное намерение или демонстрация готовности одних субъектов нанести ущерб другим.

"Угроза - высказанное в любой форме намерение нанести физический, матери­альный или иной вред общественным или личным интересам".

С методологической точки зрения необходимо, прежде всего уяснить, что является источником угрозы обществу, личности, государству и каким образом сама опасность влияет, например, на общественные отношения.

Принципиальность данного вопроса определяется главным образом тем, что концентрация нашего внимания на угрозах и на борьбе с ними ведет к порочному кругу, обрекает на сизифов труд: при таком подходе мы обречены на бесконечную борьбу с угрозами, не затрагивая причины, их порождающие. Приведем лишь один пример. Разгул преступности во всех се формах, и прежде всего экономической преступности, стал ощутимой угрозой безопасности личности, общества и государства как результат криминализации общества и государственного аппарата управления. При­нимаются законы, вырабатываются программы, делаются широковеща­тельные заявления о бескомпромиссной борьбе с преступностью, расши­ряется круг правоохранительных органов, занятых этой борьбой. И тем не менее результаты более чем скромные. Причина неудачи в том, что все ни меры не затрагивают источники возникновения преступности, так как пни лежат в иных сферах: экономической, социальной, связанной с меж­национальными отношениями, беженцами и мигрантами, с теневой эконо­микой.

Таким образом, угроза - результат имеющихся и формирующихся в самом обществе, в межгосударственных отношениях противоречий, и без их выявления и решения никакая безопасность обеспечена быть не может.

Именно поэтому в методологическом аспекте причины опасности - противоречия, а не угрозы - приобретают качество сущностной характе­ристики.

Во-первых, вся сумма противоречий, как общих, так и в отдельных ви­дах безопасности, соответствующих конкретным сферам жизнедеятельно­сти общества и государства, имеет и внутренний, и внешний характер.

Во-вторых, основное противоречие, определяющее всю сумму внут­ренних и внешних противоречий, заключается в принятии и непринятии ос­новных ценностных ориентации отдельной цивилизации внутри страны и в ее отношениях с другими цивилизациями.

В-третьих, сами противоречия не являются застывшими, а меняют свою сущность и направленность развития под воздействием различных внутрен­них и внешних факторов. Данная особенность определяет содержание сис­темного, проблемного и факторного анализа противоречий и тенденций их развития как непременного условия своевременной адекватной реакции на имеющиеся и могущие возникнуть угрозы.

Кроме упреждающего значе­ния факторный анализ позволяет выделить и сгруппировать факторы дес­табилизирующего и стабилизирующего характера. Данное положение имеет принципиальное значение для выработки и реализации конкретных мер в системе обеспечения безопасности, направленных на нейтрализа­цию, подавление дестабилизирующих факторов и стимулирование действий стабилизирующих факторов. В этом и заключается не столько защитная, сколько способствующая позитивному развитию функция обеспечения безопасности.

В-четвертых, не всегда точно (неосознанно, в силу слабой исследова­тельской, теоретической разработки проблемы или сугубо конъюнктур­ных, чаще всего политических целей) определяются сами противоречия, их носители (субъекты), что неизбежно влечет за собой ошибки не только и не столько теоретического, сколько практического характера, и принятие решений, усугубляющих противоречия.

Таким образом, угроза всегда носит предметный характер, наполнена конкретным содержанием и в случае четко выраженного опасного со­стояния такого содержания весьма часто приобретает (по крайней мере, должна приобретать) конкретную правовую характеристику. Эта харак­теристика чаще всего и фиксируется в законах, например, в статьях Уго­ловного кодекса (статьи об измене Родине, терроризме, контрабанде и т.д.).

Как представляется, именно такой подход - изучение процессов и тен­денций, зарождающихся и затухающих противоречий - позволяет отсле­живать состояние безопасности на каждый конкретный политический пери­од и определять стратегию ее обеспечения на длительный период.

Таким образом, источником формирования угрозы безопасности явля­ется многообразие внутренних и внешних противоречий общественного развития в стране и на международной арене в разных сферах человече­ской деятельности как постоянно эволюционирующий процесс. Это одно­временно и главный исходный критерий для выделения из всей суммы общественных отношений и присущих им противоречий именно тех, ко­торые формируют систему общественных отношений в области безопас­ности.

Классификация угроз

Многообразие опасностей, угроз и источников их возникновения (образования) требует их классификации.

Представляется целесообразным группировать опасности и угрозы по следующим признакам:

· по отношению к объектам воздействия - на внутренние и внешние;

· по умыслу – правомерная (вытекающая из реализации правовых норм), противоправная;

· по форме – прямая, косвенная, заваулированная, манифестированная, латентная, несформированная;

· по времени – мгновенная, длительная, дискретная, законсервированная;

· по сферам действия: экология, экономика, политика, социальная об­ласть, сфера обороны, культурология и т.д.;

· по последствиям: необратимая, обратимая;

· по отношениям к объекту: внешняя, внутренняя, автоугроза;

· по значению: допустимая, недопустимая;

· по составу: разовая, бинарная, кумулятивная, диффузная;

· по природе происхождения: социальная, техногенная, природная;

· по актуализации: вероятная, потенциальная, реальная, осуществлен­ная;

· по причинности: преднамеренная, стихийная;

· по возникновению: закономерная, случайная;

· по масштабам: глобальные, региональные, государственные, мест­ные и т.д;

· по способам и формам проявления (заявления, конкретные действия, совокупность обстоятельств, которые могут породить опасность в перспективе и требуют защитного реагирования, и т.д.);

· по источникам и движущим силам (природные, обусловленные дея­тельностью людей и т.д.);

· по ожиданию воздействия на объекты:

§ ожидаемые, с малым временем задержки;

§ ожидаемые, с большим временем задержки.

Различают угрозы и по направлениям (видам): политические, военные, социальные, экономические, экологические, продовольственные, психологические, информационные и др.

Не претендуя на исчерпывающую характеристику, систему угроз мож­но представить в следующем виде:

· геополитические угрозы, включая и опасности вооруженной агрес­сии;

· межнациональные и социальные конфликты как в России, так и в странах СНГ;

· традиционная разведывательно-подрывная деятельность спецслужб зарубежных стран;

· политико-экономическая нестабильность в России и странах СНГ;

· дальнейший распад экономики страны, в том числе ее аграрного сектора, подкрепленный экспортно-импортной экспансией зарубеж­ных производителей;

· угроза здоровью населения;

· криминализация всех сфер жизни общества, рост преступности, особенно организованной;

· правовой нигилизм, игнорирование и нарушение законов;

· утрата значительной частью населения морально-этических и соци­альных ценностей и ориентиров;

· разрушение системы социальной защиты населения, отправления правосудия, сфер здравоохранения, науки, образования и культуры;

· экологическая и технологическая угрозы;

· угроза личной безопасности граждан, в том числе и произвол со стороны властей;

· разного рода информационные угрозы.

Поскольку угрозы, которым приходится противостоять, весьма многообразны, то возникает потребность в их классификации. Общая классификация угроз приведена на рис. 6, а классификация уг­роз по иерархическому принципу - на рис. 7.

Рис.6. Классификация угроз.


Рис.7. Иерархия угроз

Поверхностное сравнение показывает, что понятие "угрозы" охватывает значительные сферы общественной жизни. С учетом этого одной из методологических основ безопасности явля­ется формирование представлений и анализ внешних и внутренних опасностей и угроз, направленных на объекты безопасности.

Прокрутить вверх


ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между.



Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.).


ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры.

Угроза - объективный, т.е. внешний мало (не) контролируемый агентом тренд, событие, влекущее за собой опасность потерь, ущерба, вреда или воспринимаемое как таковое.
Коротко, угроза - это возможная опасность.

Риск - возможность нежелательного события, потери, недостижения ожидаемых результатов деятельности агента или отклонений от них. Он связан с угрозами через фактор неопределенности, но непосредственно характеризует ситуацию через призму действий (или бездействия) самого агента. Интуитивной мерой оценки риска служит опасение. Риск часто связан с ситуацией выбора: между привлекательным, но менее надежным вариантом и менее привлекательным, но более надежным, а следовательно, с принятием решений в условиях выбора.

Угроза - основополагающее понятие в сфере обеспечения безопасности.
Угроза это сочетание факторов и условий, возникающих в процессе взаимодействия различных объектов, которые могут оказать негативное воздействие на объект безопасности.
Угрозы экономической безопасности могут быть самыми разными.

Негативные воздействия от угроз различаются по характеру наносимого вреда:
- степень изменения свойств объекта;
- возможность ликвидации последствий угрозы.

Выделяются два наиболее важных типа угроз:
1. Намерение нанести вред (умысел);
2. Возможность нанесения вреда, т.е. наличие сил и средств.

Особенностью первого типа угроз является неопределенность, желание есть, но будет ли возможность.
А вот возможность нанесения вреда может быть осуществлена только самими субъектами угроз.
Между угрозой и опасностью нанесения вреда существует прочная причинно-следственная связь.

Угроза всегда порождает опасность. Опасность можно представить как состояние, в котором находится объект безопасности вследствие возникновения угрозы этому объекту.
Но, главным отличие между угрозой и опасностью является то, что опасность является свойством объекта безопасности и характеризует его способность противостоять проявлению угроз, а угроза - свойством объекта взаимодействия или находящихся во взаимодействии элементов объекта безопасности, выступающих в качестве источника угроз. Понятие угрозы имеет причинно - следственную связь не только с понятием опасности, но и с возможным вредом как следствием негативного изменения условий существования объекта. Возможность нанесения вреда определяет величину опасности.

И, в соответствии со всем вышесказанным, делаем вывод, что безопасность предприятия можно рассматривать, как состояние защищенности от угроз.
Декларируемая в нашей стране рыночная экономика, не исключает регулирования государством экономических отношений, касается это и вопросов экономической безопасности. Экономическая безопасность является гарантом стабильности функционирования предприятия. Его устойчивости, конкурентоспособности на рынке. Экономическая устойчивость охраняется как от прямых, так и от потенциальных посягательств. Количеством принимаемых нашим правительством нормативных актов показывает, что проблема очень серьезная.

Но, как бы мы не ограждали наши предприятия от всех риском, угроз и опасностей, всегда следует помнить, что самое слабое звено в структуре безопасности – это человек. Можно создать надежную систему защиты и написать очень подробные инструкции по безопасности, однако халатное обращение сотрудников с важными сведениями, их доверчивость и беспечное поведение способны свести на нет все усилия.

Читайте также: