Субъективный и объективный идеализм беркли и кант и фихте г гегель кратко

Обновлено: 07.07.2024

В практической философии Фихте развивает учение о человеке, нравственности, праве, государстве и воспитании, где центральным является понятие свободы. По мнению мыслителя, человек является организованным продуктом природы, которая вложила в него импульсы своей силы. В их системе есть и низшие и высшие страсти, и необходимость и свобода. Человек во всей своей полноте есть не только объект, но и субъект, можно даже говорить об их тождестве. В связи с этим объективная необходимость, осознанная человеком как самодетерминация, превращается в субъективную свободу.

В творчестве Шеллинга можно выделить три основных периода. Первый связан с осмыслением диалектики природы, второй - с разработкой абсолютного идеализма и учения о свободе, третий - с философией откровения.

Важным периодом в философской эволюции Шеллинга явилась разработка диалектики природы, создание натурфилософии. В отличие от Фихте, считавшего природу лишь средством реализации нравственной цели, у него природа является телеологической системой, возникшей из разума, чтобы выполнить его цель. Природа - это бессознательная форма жизни разума, единственным назначением которой является порождение формы сознательной.

Философское познание природы состоит, по мнению мыслителя, в том, чтобы рассматривать весь процесс развития природы как целесообразную совместную деятельность сил от низших к более высоким потенциям. Отсюда - философия природы выступает как история возникающего духа. Весьма плодотворной была идея, согласно которой природа понималась как единое целое и усматривающая тождество ее деятельности в разнообразии ее форм. Вместо механического понимания природы Шеллинг представлял ее как органическое целое.

Настоящей сущностью природы, основой ее жизни является, по его мнению, антагонизм противоположных сил. Вся жизнь есть продукт взаимодействия противоположных тенденций и каждое отдельное явление природы может осуществляться только как синтез антагонистических сил. К антагонистическим силам относятся: притяжение и отталкивание, положительные и отрицательные электроны, полюсы магнита и т.д.

Второй частью философской системы Шеллинга является трансцендентальная философия, в которой он рассмотрел эволюцию сознания от низших форм до высших его проявлений, до самосознания. Его трансцендентальный идеализм основан на понятии тождества духа и природы. Дух - это абсолютный сверхчеловеческий разум, самосознание бога.

Первый - это путь естествознания, доказывающий как в объективное привходит субъективное. Переход от природы к интеллигенции является переходом от естествознания к натурфилософии. Движение от субъективного к объективному реализуется на пути трансцендентальной философии. Она объясняет как возможно знание вообще, исходя из субъективного момента.

Тождественность объективного и субъективного, постулированная философией природы и развитая трансцендентальной философией, находит, по Шеллингу, свое высшее проявление в эстетической деятельности, в искусстве.

Философия Гегеля

Поскольку природа является чужой средой для идеи, то последняя стремится снова возвратиться в адекватную ей стихию. Отсюда завершающей частью гегелевской системы является философия духа, в которой выделяются три раздела: учение о субъективном, объективном и абсолютном духе.

Учение о субъективном духе, состоящее из антропологии, феноменологии и психологии, посвящено в основном характеристике индивидуального сознания. Объективный дух, согласно Гегелю, в своем развитии проходит три ступени: абстрактное право, мораль, нравственность. В свою очередь, нравственность охватывает семью, гражданское общество и государство. Новой стадией развития объективного духа является всемирная история.

Абсолютный дух проходит в своем развитии три ступени: искусство, религию и философию. Эти формы самосознания духа являются завершением развития абсолютной идеи. В философии идея познает саму себя, соединяя конец абсолютной идеи с ее началом. Таким образом, в философской системе Гегеля раскрывается сложный путь развития абсолютной идеи.

Философское учение Гегеля, изображающее деятельное самопознание абсолютного духа, оказалось самой грандиозной идеалистической системой, какую знала мировая философия. Вместе с тем она страдала внутренней противоречивостью, которая заключается в соединении противоположных сторон - революционного метода и консервативной системы.

Для диалектического метода нет ничего раз и навсегда установленного, абсолютного, все согласно ему подвержено непрерывному процессу возникновения и уничтожения, бесконечному восхождению от низшего к высшему. Однако над этим методом довлеет система, которая по установившейся традиции должна была завершиться абсолютной истиной. Объявив свою философию абсолютной истиной, Гегель положил конец процессу развития в области познания и истории.

Если, согласно гегелевской диалектике, развитие всеобще, то его философская система отрицает всеобщность развития, поскольку в ней утверждается, что природа лишь разнообразится в пространстве, но не развивается во времени. Кроме того, Гегель провозглашает абсолютной истиной все догматическое содержание своей системы. Диалектика утверждает, что развитие не имеет предела, а философская система ставит предел развитию мышления, познания, общества. Так, пределом общественного развития провозглашается конституционная монархия.

Таким образом, между системой и методом в философии Гегеля имеется глубокое противоречие. При этом философ приспосабливает свою диалектику к нуждам непомерно разросшейся консервативной системы. Это привело к тому, что диалектика содержала в себе некоторые метафизические черты и не была последовательной.

Философская проблема, поставленная Кантом, а именно — проблема вещи-в-себе — решалась другими философами.

Таким образом, в учении Фихте четко прослеживаются основные диалектические положения: единство и борьба противоположностей, целое и единое, всеобщее развитие, абсолютное и относительное, противоречие между целью и средством.

При этом существование всего мира Фихте подчинил деятельности некоего Абсолютного Я, растворив, таким образом, в этом Всеобщем Я и личное начало, и природное.

Шеллинг исходит из принципа тождества духа и природы, понимаемых всего лишь как разные проявления единой деятельной сущности — Абсолюта. Абсолютное тождество Шеллинга есть первоначальная сущность. Сила, изливающаяся в природе, тождественна с силой, обнаруживающейся в духовном мире. Творческая деятельность Абсолюта раскрывается во множестве форм — от низших до высшей. То же самое творчество, уже как тождество теоретической и практической деятельности, можно найти в субъективном интеллекте. Здесь таким характером обладает эстетическая или художественная деятельность, способная с наибольшей полнотой выразить природу творческого начала. Идеальный мир искусства и реальный мир объектов являются продуктами одной и той же деятельности, которая, творя бессознательно, создает действительный мир природы, а творя сознательно, эстетический мир искусства. Весь мир — это живое произведение искусства. Объективный мир есть лишь первоначальная бессознательная поэзия духа. Поэтому именно искусство Шеллинг ставит на самое высокое место в своей системе. В нем раскрывается тайна мира, тождество идеального и реального. В искусстве мы видим и воплощение идеи, и то как интеллект творит природу. В силу этого философия искусства — венец философии. В рамках этого положения Шеллинг развивает учение об интеллектуальной интуиции как об искусстве трансцендентального созерцания. Интеллектуальная интуиция, по Шел­лингу, — высшая форма философского творчества и служит тем инструментом, на основе которого возможно саморазвертывание тождества.




В сущности, философию Шеллинга можно определить как пантеистическую. При этом пантеизм раннего Шеллинга отличается от позднего. Можно выделить следующие этапы в развитии его философствования:

2) натурфилософия (обращение к природе в поисках первоначала, видя в ней то, что предшествует индивидуальному сознанию);

Философская проблема, поставленная Кантом, а именно — проблема вещи-в-себе — решалась другими философами.

Таким образом, в учении Фихте четко прослеживаются основные диалектические положения: единство и борьба противоположностей, целое и единое, всеобщее развитие, абсолютное и относительное, противоречие между целью и средством.

При этом существование всего мира Фихте подчинил деятельности некоего Абсолютного Я, растворив, таким образом, в этом Всеобщем Я и личное начало, и природное.

Шеллинг исходит из принципа тождества духа и природы, понимаемых всего лишь как разные проявления единой деятельной сущности — Абсолюта. Абсолютное тождество Шеллинга есть первоначальная сущность. Сила, изливающаяся в природе, тождественна с силой, обнаруживающейся в духовном мире. Творческая деятельность Абсолюта раскрывается во множестве форм — от низших до высшей. То же самое творчество, уже как тождество теоретической и практической деятельности, можно найти в субъективном интеллекте. Здесь таким характером обладает эстетическая или художественная деятельность, способная с наибольшей полнотой выразить природу творческого начала. Идеальный мир искусства и реальный мир объектов являются продуктами одной и той же деятельности, которая, творя бессознательно, создает действительный мир природы, а творя сознательно, эстетический мир искусства. Весь мир — это живое произведение искусства. Объективный мир есть лишь первоначальная бессознательная поэзия духа. Поэтому именно искусство Шеллинг ставит на самое высокое место в своей системе. В нем раскрывается тайна мира, тождество идеального и реального. В искусстве мы видим и воплощение идеи, и то как интеллект творит природу. В силу этого философия искусства — венец философии. В рамках этого положения Шеллинг развивает учение об интеллектуальной интуиции как об искусстве трансцендентального созерцания. Интеллектуальная интуиция, по Шел­лингу, — высшая форма философского творчества и служит тем инструментом, на основе которого возможно саморазвертывание тождества.

В сущности, философию Шеллинга можно определить как пантеистическую. При этом пантеизм раннего Шеллинга отличается от позднего. Можно выделить следующие этапы в развитии его философствования:

2) натурфилософия (обращение к природе в поисках первоначала, видя в ней то, что предшествует индивидуальному сознанию);

Эпоха Нового времени в истории философии завершается периодом классической немецкой философии, представленной учениями таких выдающихся мыслителей как Иммануил Кант, Иоганн Готлиб Фихте, Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг, Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Людвиг Фейербах, Карл Маркс и Фридрих Энгельс.

Задачами немецкой классической философии стали:

— поиск путей преодоления противоречий философии Нового времени: крайностей как эмпиризма, так и рационализма, неоправданный оптимизм эпохи Просвещения;

— критика естественнонаучной ориентации философии;

— возрождение интереса к искусству, мифологии, истории, к проблеме человека.

Значительную роль в становлении немецкой классической философии сыграла Реформация и, как ее следствие, протестантизм.

таблица направления немецкой классической философии

Немецкая Классическая Философия - философы и их труды

Их философия, вопросы, труды

Кант выделяет следующие категории рассудка:

1. Категории количества: — Единство — Множество — Цельность

2. Категории качества: — Реальность — Отрицание — Ограничение

3. Категории отношения: — Субстанция и принадлежность — Причина и следствие — Взаимодействия

4. Категории модальности: — Возможность и невозможность — Существование и несуществование — Предопределённость и случайность

Иоганн Готлиб Фихте

Труды: "Критику всякого откровения", "Назначение человека", "Основа общего наукоучения", "Основные черты современной эпохи".

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Труды: "теологические работы", "Народная религия и христианство", "Жизнь Иисуса", "Позитивность христианской религии", "Об орбитах планет", "Феноменологию духа".

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг

Немецкий идеализм или Неме́цкая класси́ческая филосо́фия — этап развития немецкой философии XVIII—XIX веков, представленный учениями Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля [1] . В советской философской литературе понятие немецкая классическая философия включало также философское учение Л. Фейербаха.

Содержание

Название

В русской философской литературе распостранён термин немецкая классическая философия. В европейской же литературе принято выделять неме́цкий класси́ческий идеали́зм или немецкий идеализм (нем. Deutscher Idealismus ):

  • критический идеализм Канта, Фихте, Шеллинга и
  • абсолютный идеализм Гегеля [1] .

В европейской традиции считается, что существенный вклад в немецкую классическую философию внесли также такие философы, как: Якоби, Рейнгольд‎, Шлейермахер.

Основанием немецкой классической философии послужили работы Иммануила Канта в 1780-е и 1790-е годы. Это философское направление было тесно связано с романтизмом и революционно настроенными политиками эпохи Просвещения.

Достижения

Иоганн Готлиб Фихте

Интересны его этические воззрения. Считал, что для успешного сосуществования каждому индивиду необходимо добровольно ограничивать свои потребности. При этом всем должны быть гарантированы государством личные права свободного телесного и духовного развития. На этой почве он сближается с социалистами, в частности оказал влияние на Фердинанда Лассаля.

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг

Заметное место в немецкой классической философии занимает Ф. Шеллинг (1775—1854). Основные направления его работы: натурфилософия, трансцендентный идеализм и философия тождества.

Шеллинг утверждал единство (тождество) природы и духа. Он разделял Абсолют, в котором все едино (объективное и субъективное не могут быть разделены), и материальный мир, в котором все представляется как процесс. Природа каждой вещи определяется перевесом в ней объективного и субъективного − степенью Абсолюта. Идея абсолютного тождества связана с мыслью о самосознании Бога.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Людвиг Фейербах

Читайте также: