Отличие секты от церкви кратко

Обновлено: 02.07.2024

Основное различие состоит в методах и формах ведения миссионерской работы Церковью и сектой. Действительно, методы секты во многом отличаются от подхода Церкви. В подавляющем большинстве случаев секта характеризуется продуманной, навязчивой вербовкой, сопровождающейся грамотным, практически незаметным психологическим манипулированием. Секта может маскироваться под различные миротворческие, экологические, образовательные и т. п. проекты, используя их как приманку. Она может регулярно изменять свое название, объем и содержание распространяемой "для непосвященных" информации о себе и, наконец, просто "покупать" новых членов через многообразные формы благотворительности.

Итак, секта может привлекать людей, случайно или целенаправленно, не прибегая к своим специфически сектантским методам. Это, конечно, не означает, что она не будет использовать психологического воздействия и давления на уже пришедших в нее разными путями людей, пытаясь таким образом предотвратить их выход.

Известны секты, не ведущие вообще никакой миссионерской деятельности, например, Амиши. При этом пополнение рядов секты происходит за счет естественного прироста (рождение детей от сектантов-родителей). В противоположность этому в Международной Церкви Учеников Христа все вероучение организации построено вокруг важности и необходимости ведения миссионерской деятельности, а обращение новых членов является центральным и постоянным критерием членства индивида в группе. То есть член секты - только тот, кто регулярно приводит новых людей в организацию. Однако подобные секты составляют скорее исключение, чем правило, и, следовательно, критерий места и роли миссии также не является существенным.

Секта может отличаться избранием конкретного, вполне специфического субъекта и объекта миссионерской деятельности. Иначе говоря, секта нередко точно определяет, кто может вести миссионерскую работу, и на кого конкретно она должна быть направлена. В первом случае вербовка новых адептов входит в обязанность вполне конкретной прослойки в иерархии секты и/или является обязательной/возможной ступенью для перехода на новый этап посвящения в группе. Во втором случае все силы направляются на вербовку какой-либо конкретно заданной категории населения, например, преимущественно на женщин, молодежь, государственных чиновников, учителей, бывших или настоящих наркоманов, преступников и т. д. Миссия Церкви обращена ко всем и вся.

Секта практически всегда стремится любыми путями обратить как можно большее количество новых адептов. Секты могут предложить человеку все, что он только пожелает, все, до чего только сможет додуматься его разум, кроме одной единственной вещи - свободы. Секта по определению не может раскрыть перед человеком всех масштабов и перспектив этого неизмеримо ценного сокровища, дарованного человечеству Богом, и полнота осознания которого может прийти только в Церкви.

Для более полного уяснения и адекватного понимания обозначенной мысли нужно ответить на следующий радикально поставленный вопрос: "Можно ли с помощью сектантских методов воздействия на сознание и подсознание привести человека в Церковь?" Однозначно, можно. Но такой человек, находясь в Церкви, при всем желании просто не сможет быть православным до тех пор, пока не освободится от всех влияний, вынудивших его прийти в Церковь, и самостоятельно не воцерковится.

Сами по себе оба понятия имеют долгую историю. Изначально понятие "секта" имело двоякий смысл. С одной стороны, оно широко использовалось в значении "учение", "течение мысли". Поэтому, например, в старых востоковедческих работах можно встретить такие термины как "секта буддизма" применительно, например, к дзен (т.е., по сути, течение буддизма) или "философские секты" (в смысле, философские течения). В этом смысле слово "секта" не шло в паре с "церковью".

С другой стороны, понятие "секта" в богословском лексиконе было синонимом, а точнее латинским переводом, слова "ересь". И в этом смысле оно противопоставлялось "церкви" как, соответственно, отклонение от правильной религии.

Понятия "церковь" и "секта" в науке появились в социологической литературе XIX – начала XX века (Вебер, Трёльч) и описывали общественные реалии соответствующего времени. Реалии эти сводились к следующему.

Существует государственная религия, принадлежность к которой является частью идентичности "по умолчанию". Ну, то есть, "русский значит православный", "англичанин значит англиканин", "испанец значит католик" и т.д. и т.п. Такая религия в рамках этого подхода называется "церковью". "Церковь" является, в особенности у Трёльча, источником традиций, социальной солидарности и идентичности. Принадлежность к ней определяется по факту рождения, а не личного выбора. Эмоциональный накал религиозной жизни минимален, традиции имеют приоритет над религиозным опытом.

Напротив, "секты" для Трёльча – это относительно небольшие группы, объединяющие людей с религиозным энтузиазмом, которые вступают в них по личному выбору, ведут активную релозную жизнь. Секта является протестом против формализма церкви и способом поиска той активной духовной жизни, которая из церкви была вымыта. Секта понимается своими членами как сообщество избранных потому, что вступление в неё подразумевает личный выбор и соответствие определённым требованиям. И, поскольку Трёльч пишет конкретно о христианских церквях и сектах, не распространяя свой подход за пределы отношения между течениями христианства, ещё одной из характеристик секты для него является стремление следовать оригинальным евангельским образцам.

Кстати, у Трёльча есть ещё и иная категория, "мистицизм". Под которым он подразумевает индивидуальную, неинстуционализированную религию, выстраивающуюся вокруг личного опыта. Это похоже на современное понятие "духовности без религии". Важно отметить, что к "сектам" в трёльчевском смысле она не относится.

Как я уже сказал, работы Вебера и Трёльча описывали социальные реалии своего времени. В ХХ веке произошли значительные изменения в религиозной сфере, связанные с процессами глобализации, которая породила принципиально новую ситуацию религиозного плюрализма. В современном мире сложно говорить о том, что вот европейцы – они обязательно христиане, а вот, скажем, азиаты – обязательно буддисты (в Южной Корее, например, протестантизм более распространён, чем буддизм).

Религии сосуществуют друг с другом в принципиально новых условиях по сравнению с тем, что мы наблюдали в Европе между IV и XIX вв. н.э. Государственные церкви, определяющие национальную идентичность, – это, простите, анахронизм, как бы о его возвращении ни мечтали некоторые религиозные деятели. А если нет церкви и церковников, то нет сект и сектантов, потому что это вещи, изначально определяемые друг через друга.

А что есть? Есть по-разному организованные религиозные объединения, старые и недавно появившиеся, которые развиваются, конкурируют друг с другом и т.д. Именно поэтому многие религиоведы предпочитают избегать термина "секта" как бессмысленного для описания современных реалий и теологически нагруженного.

В народе, очень часто люди не разобравшись, бросаются словами "секта", не понимая ни его истинный смысл, ни определение.

Ведь, принято относить к Церкви лишь православную Церковь, а все остальное якобы секта. Но так ли это на самом деле, давайте разберемся вместе.

Чтобы разобраться с этим сложным вопросом, я решил выразить не свое собственное мнение, а мнение авторитетных людей, лингвистов и филологов

Лингвисты, филологи (мнения взяты с википедии , можете проверить)

Начнем с Даля

Из толкования Даля мы видит, что сектанты преподают свое учение о вере, отличное от Писаний (Библии). Несут раскол и ересь. Но разве только православная Церковь учит Библии? Конечно же нет!

А как на счет того, есть ли несоответствия в православии с Библией? Конечно же есть! Эти не соответствия я описываю в другой свое статье " 5 фактов заблуждения православной церкви ".

Потому следует, что каждый, кто искажает Писания, раскалывает Церковь - является сектантом, независимо от того, в какой храм ходит, и какой наряд носит.

Мысли Ушакова

По мнению Ушакова секта - это сообщество отколовшиеся от своих истоков. А истоки у нас кто? Правильно, Иисус и Апостолы.

Из этого следует, кто не учит тому, чему учил Иисус Христос и Апостолы - сектант! Жаль только, что люди вряд ли будут сверять чему учил Иисус и Апостолы и чему учат в различных собраниях, включая православную Церковь. Они просто по прежнему будут считать, если не православный, значит сектант)

Рассуждения Ожегова

  • С. И. Ожегов : секта — 1) религиозное объединение, отделившееся от какого-нибудь вероучения и ему противостоящее; 2) группа лиц, замкнувшихся в своих мелких, узких интересах.

Ожегов описывает секту как религиозное объединение, отделившиеся от вероучения и противостоит истинному вероучению. Группа лиц, замкнутая в своих мелких, узких интересах.

Давайте посмотрим на Христа и Апостолов - их учение не принимали и гнали фарисеи и саддукеи. Сегодня мы знаем, что они говорили истину, и эта истина запечатлена в Библии, которую читает весь христианский мир.

На тот момент их могли считать отделенной тусовкой сектантов, в чем собственно и обвиняли Христа -"А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского" . (От Матфея 9:34)

Сегодня же многих протестантов называнию сектантами, за то что они служат не так как в православной Церкви.

Но вряд ли кто будет сравнивать. Не православный, значит сектант! И кстати, редко я где слышал, среди протестантов, что православие - это секта. А вот от православных - слышал. Думаю и вы слышали.

Мысли Троицкого

Троицкий вообще считает большинство новых религиозных движений, подразумевая как я понимаю протестантизм и реальные секты.

Но если разобраться, то почему протестанты новое движение? Иисус был протестантом! Он организовал свое учение, отличное от Фарисейства. Тому же, учению Иисуса учат и протестанты. Почему оно новое? Этому учению, как и учению православия более 2000 лет. Библия же одна!

Если вы за заблуждения, так они есть везде. Или Вы знаете Церковь, где нет заблуждений? Напишите, проанализируем!

Я за справедливость! А Вы? Если это секта - то это секта! А если Церковь учит тому, чему учил Христос и Апостолы - то это Церковь!

Сегодня существует такое большое количество различных христианских конфессий, что люди теряются, когда речь доходит до выбора церкви: человек не знает, как выбрать правильную церковь, и не попасть в секту. Но что такое секта?

Церковь – господствующая религиозная организация в отдельно взятой стране. Характеристики:
1. имеет тесную связь с государством и светскими властями.
2. добивается тотального охвата всех граждан своей страны; пополнение новыми членами происходит за счёт естественного воспроизводства населения страны.
3. не изменяет своих доктрин, ставших вековыми традициями.

4. осуществляет религиозную монополию, пытаясь подавить религиозное соперничество.
5. нанимает на полную ставку специально подготовленное духовенство.
6. имеет сложную иерархическую бюрократическую организацию.
7. создаёт различные группы в пределах церкви (монашеские ордена, монастыри).

Относятся: католики, православные.

 (508x699, 201Kb)

Деноминация - религиозная организация; появляется, когда церковь теряет свою монополию в обществе.
Характеристики:
1. находится в относительно хороших отношениях с государством и светскими властями.
2. пополнение членства происходит за счёт рождаемости и евангелизации.
3. может немного изменить свои доктрины и допускает некоторые теологические разногласия и споры.
4. относится по-дружески к другим деноминациям.
5. нанимает на полную ставку специально подготовленное духовенство.
6. имеет сложную иерархическую бюрократическую организацию.

Относятся: баптисты, методисты, пресвитериане, пятидесятники и др.

 (200x221, 11Kb)


Общее между церковью и деномонацией
: основные положения христианской веры – одни и те же.


Секта – религиозная организация или группа, которая чаще всего отпочковывается от деноминации в надежде найти настоящую религию.

Отличие от церкви и деноминации следующее:
1. не имеет поддержки правительства.
2. пополнение членов происходит в основном только через евангелизацию.
3. не изменяет своих доктрин, не допускает разногласий.
4. к другим конфессиям относится негативно, как к еретикам.

5., 6 от секты к секте могут варьироваться.


Специфические характеристики секты:
1. имеет своего пророка, которому было дано особое откровение от Бога (Иосиф Смит- у мормонов, Елена Уайт – у адвентистов).
2. считает, что верное понимание Библии невозможно без изучения работ этого пророка. Работы пророка дополняют или даже заменяют Библию.
3. учит, что она – единственная избранная Богом церквь, и спасение возможно только для её членов.
4. предупреждает, что те, которые её оставляют, будут наказаны Богом.

 (345x345, 38Kb)

Относятся: момоны, свидетели Иеговы, адвентисты, христианская наука и др.


Культ
– религиозная группа,очень похожая на секту, однако призывает не к возвращению к настоящей религии, но чаще к чему-то новому, совершенно забытому или потерянному, напр.: потерянному писанию, повому пророчеству.
Отличия от секты:
1. наличие живого лидера, который, якобы, имеет прямую связь с Богом (после смерти лидера культ обычно распадается).
2. поощряет своих членов оставить их семьи и передать всё своё имущество в общину.

Относятся: мунисты, раэловцы, члены движения Нового времени(возраста), члены школ, основанных на восточных методиках развития своих способностей и др.

проф. Чернышов.jpg

- Сегодня существует множество разнообразных сект. Их представители подходят на улице, приходят домой, предлагают свою литературу и т.д. За последние годы появилось множество таких религиозных организаций, которые, будем говорить откровенно, составили конкуренцию традиционным христианским Церквям. Почему стал возможен такой успех сект в Украине? Какие из них сейчас наиболее активны?

В состоянии прямой конфронтации в Украине оказались православные и протестантизм в его сектантской упаковке. Давно, но скрытно накапливался заряд агрессии и нетерпимости, консолидируя силы для стремительного броска в разрушенную страну. И я считаю, что в то время цель Запада и Штатов была очевидной - расчленить духовное пространство наших народов, навязать антагонистическое противостояние, проповедуя т.н. толерантность в области свободы совести на православном духовном пространстве. К 2000 году сектанты были намерены создать в СНГ 200 000 своих общин, приходов, организаций, сообществ, ассоциаций и прочее. Правда, им это не удалось, но даже эти планы говорят сами за себя.

1509453518_0.jpg

- Чем секта отличается от Церкви?

Секта - это имитация относительно большой группой людей крупной религиозной традиции. Безусловно, это бегство от безбожия. Но бегство, опять же, в никуда. Почти нет таких фактов (за редким исключением), чтобы люди, воспитанные в Православии, католичестве, иудаизме, исламе и прочих культурообразующих религиозных традициях, уходили в секты. В секты, как правило, уходят из нерелигиозных семей. Секты - это всегда антисистемы, вырабатывающие собственный иммунитет против законов того государства, в котором они существуют. Это касается деструктивных сект.

Но помимо деструктивных (они же - тоталитарные секты) существует еще две группы - рационалистические и мистические секты. Каждая группа имеет свое развернутое определение по качественным признакам, вероучительной системе и методике вовлечения или вербовки. Не буду останавливаться на этой дифференциации сектантских группировок, это тема отдельного большого разговора. Дам лишь общую характеристику секты: это такое отделившее себя от единства исторической Церкви, Ее учения и таинств религиозное общество, которое имеет особое, отличное от Нее учение, богослужение и структуру, и которое живет отдельной самостоятельной жизнью и стремится в своей замкнутой среде воплотить религиозные идеалы.

секта Живая вода.jpg

- А чем секты завлекают и привлекают людей? Почему не самые глупые люди попадают в их сети?

Вы верно заметили, что попадают туда далеко не глупые люди. Здесь ведь главное - прозвучать в унисон проблемам, которые повседневно окружают нашу действительность. Быть современным веку сему и востребованным в нем. А поэтому при вербовке эксплуатируют мотивы, например, нравственного порядка. Человеку предлагают варианты, скажем, личностного духовного роста, альтернативные образу жизни погрязшего в грехах человечества. Натуры с развитым моральным сознанием, люди совестливые, задыхающиеся в мире пошлости и фальшивых ценностей, очень даже реагируют на такие призывы. Есть даже особая классификация по социо-психологическим качествам людей для их же успешной вербовки: коллективисты, индивидуалисты, претензионисты, подражатели, слабовольно-пассивные, изолированные. Главное, произвести правильную калибровку, а сектанты-вербовщики, поверьте мне, неплохие психологи.

Существуют различные мотивы, по которым люди попадают в секты. Социальные - стремление избавиться от одиночества и найти новых друзей, потеря близкого человека, резкое изменение социального статуса; духовные - поиск Бога и смысла жизни; моральные - надежда найти свое место в жизни, получить ощущение гармоничного бытия, найти единомышленников по своим взглядам; психофизиологические, связанные с проблемами физического и психического здоровья - человек стремится получить поддержку, находясь в состоянии физического или психического недуга; интеллектуальные и познавательные; практические - получить реальную материальную помощь.

Как правило, человек редко попадает в секту по какой-то одной причине, их бывает сразу несколько.

- Возможно, Православной Церкви не хватает активности в миссионерской деятельности?

- УПЦ имеет довольно обширную сеть Воскресных школ и катехизаторских курсов для детей и взрослых. Значительное число слушателей окормляются в стенах Киево-Печерской лавры. Другая сеть богословских курсов существует при Макаровском храме. Для курсантов читают лекции преподаватели КДАиС, а также студенты-старшекурсники КДА.

Конечно, существующих сегодня форм работы, наверное, недостаточно для просвещения населения в этом направлении. Но курсы каждое лето делают новый набор слушателей, на которых вместе с другими дисциплинами в обязательном порядке читают и предмет сектоведение.

Это проповедь, которая не может быть пересказана прихожанином его, например, сослуживцам по светской работе. Потому что ее жанр слишком специфичен: высокая интонация речи, тональность, подчеркнутая учительность, сам выход на амвон и прочее. Можно только пересказать, о чем говорил батюшка, но это уже не будет проповедью.

Второй способ - исповедь. Общение человека со священником на исповеди вообще не подлежит передаче третьим лицам.

Третий - само Богослужение. Священник истово проповедует и своей молитвой, и литургисанием - это отправление святой литургии.

возрождение.jpg

- Представим себе, что человек уже попал под влияние секты, начал отдаляться от своей семьи, близких. Что им делать? Как себя вести?

Вступая в диалог с таким человеком, стараться избегать терминов и названий, которые ему неприятны, не проявлять агрессии и не обзывать его сектантом, помня, что такие люди, если им позволяет собеседник, стремятся выговориться. Тогда нужно постараться выслушать своего оппонента, не вступая с ним в открытый спор.

И еще. Разговор лучше вести на такие темы, по которым ваши мнения могут совпадать. Если при беседе вы почувствовали, что ваши вопросы начинают вызывать возражение или отторжение, лучше сменить тему или вообще прекратить разговор. В беседе надо стараться побуждать к самостоятельному мышлению оппонента, задавая вопросы таким образом, чтобы он сам искал на них ответы. Не беседовать с сектантом в присутствии так называемой группы поддержки других членов этой же организации. Если же вы допускаете возможность такого общения у вас дома, сектанты не должны чувствовать с вашей стороны недоброжелательства и неприязни.

Необходимо также, чтобы человек, который пытается помочь своему близкому покинуть секту, прежде всего сам неплохо ориентировался в вероучительных основах культовой организации. Если же это подросток или студент, зависящий от вас материально, то стоит сократить до минимума выделяемые ему средства, чтобы у него не было возможности передавать все в кассу секты.

Как правило, чем раньше родственники обратят внимание и начнут предпринимать усилия к его возврату в семью, тем вероятнее успех. Однако стоит помнить, что, как правило, самостоятельно очень трудно достичь положительного результата. Поскольку с такой проблемой должна работать команда, очень многое зависит от того, как будут вести себя родственники. Во всяком случае, родственники всегда должны быть в курсе того, что происходит с их близким, попавшим в секту.

Существует ряд методик, помогающих вывести человека из секты, которыми, как правило, владеют специалисты-психологи. Если ваш близкий не против общаться с теми людьми, которых вы могли бы привлечь к беседе, например, священником или религиоведом, обязательно воспользуйтесь этой возможностью. Главное здесь - проявлять деликатность и не навредить своей настойчивостью.

fb6055919_6576330.jpg

- Что нужно предпринимать Церкви, чтобы затормозить влияние деструктивных сект?

Свидетели Иеговы на улице.jpg

- Вам известны примеры, когда удавалось вытащить адепта из цепких лап секты?

- В моей практике были такие случаи, когда после обращения в наш информационно-просветительский центр при Лавре родственников и неоднократных бесед с сектантом, которого еще не глубоко затронула секта, он покидал свою организацию. Честно признаюсь, случаи эти крайне редки, потому что на начальном этапе реабилитации родственники ведут себя неправильно, ожидая немедленных результатов. Зачастую именно они своей поспешностью, нервозностью и неправильными действиями окончательно загоняют проблему в угол.

Читайте также: