От второй республики ко второй империи кратко

Обновлено: 03.07.2024

В 1852 году Луи Наполеон стал императором, во Франции установился режим Второй империи. Наполеон III смог удержать свою власть до 1870 года. Время его правления принято делить на два периода:

  1. авторитарная монархия;
  2. либеральная монархия.

Границей между периодами стал 1860 год. В первый период император стремился к максимальному усилению собственной власти. Это удалось достичь через усиливавшуюся бюрократизацию управления. Одним из первых указов Наполеона III стало введение сенатус-консультов.

Сенатус-консульт – это законодательный акт, вносивший изменения в конституцию.

В декабре 1852 года Наполеону III удалось получить через сенатус-консульт право председательствовать в сенате и Государственном совете. Первенство в Законодательном корпусе не было нужно, так как этот орган послушно выполнял волю правительства. Даже выборы шли по рекомендации от исполнительной власти. Оппозиции не предоставлялась возможность проводить предвыборную агитацию, поэтому её интересы не были представлены.

В феврале 1858 года был утверждён новый сенатус-консульт. Он вводил для депутатов в Законодательное собрание обязательную подписку о верности императору. Теперь заседания законодательного органа проходили в тайне, пресса публиковала только официальные данные.

Законодательный корпус рассматривал правительственные законопроекты, сам выступать с законодательной инициативой он не мог. Императору передавалось право распоряжаться государственным бюджетом. Он мог:

  • определять статьи и объём расходов;
  • заключать торговые договоры;
  • распределять кредиты;
  • разрешать общественные работы.

Огромную роль в общественной жизни страны стали играть два министерства: военное и министерство внутренних дел. 1 марта 1854 года возобновил работу корпус жандармов. Хотя он находился в ведомстве военного министерства и считался частью вооружённых сил, он часто использовался для проведения карательных функций внутри страны. Жандармы разгоняли демонстрации, преследовали оппозиционные организации, арестовывали их членов.

Готовые работы на аналогичную тему

Второй период Второй империи

В последнее десятилетие (с 1860 по 1870 годы) сенатус-консульты смягчают полицейский режим. В стране чётко просматривались левые тенденции в общественном движении. Резкий поворот Наполеон III совершил от консерватизма к либерализму после покушения 1858 года. На выборах 1863 года оппозиция получила 2000000 голосов, что составило треть от всех избирателей (примерно 7000000). Выборы 1869 года принесли примерно равное количество голосов правящей группировке и оппозиционерам.

Вместе с заигрыванием с народными массами Наполеон III продолжал проводить политику репрессий.

Падение Второй империи

Император стремился вывести страну из кризиса победоносной войной. Объектом внимания Наполеона III стала соседняя Пруссия. Одним ударом французский монарх пытался решить несколько проблем:

  1. укрепить собственную власть;
  2. переманить буржуазию на свою сторону, загрузив её заказами на военные нужды;
  3. помешать объединению немецких земель;
  4. расширить территорию Франции, захватив левобережье Рейна;
  5. ослабить рабочее движение, отправив в действующие войска самые опасные элементы;
  6. перейти в наступление на оппозицию, опираясь на законы военного времени.

Война началась 19 июня 1870 года. 2 сентября французская армия вместе с императором попала в плен. 4 сентября в Париже была свергнута Вторая империя.

В феврале 1848 г. в Париже произошло восстание части рабочих и студентов. Королевские войска действовали против восставших очень неохотно, и король отрекся от престола и бежал за границу. Июльская монархия, как и Легитимная, рухнула при первом же натиске. В зал заседаний палаты депутатов ворвалась группа восставших, большинство депутатов разбежалось, оставшиеся объявили о низложении монархии и учреждении временного правительства. Временное правительство, состоящее из республиканцев, под давлением восставших парижан провозгласило Францию республикой. Вновь, как и в 1792 г., энергичное республиканское меньшинство, опираясь на часть парижан и депутатов, при общей растерянности навязало Франции вторую республику.

Для выработки новой, республиканской конституции Временное правительство объявило о созыве Учредительного собрания, которое должно было избираться на основе всеобщего избирательного права для всех совершеннолетних граждан мужского пола без имущественного ценза. После введения всеобщего избирательного права народные массы были вовлечены в политическую жизнь страны. Установление всеобщего избирательного права было явно преждевременно, оно привело страну к хаосу.

Выборы в учредительное собрание состоялись в апреле 1848 г

Организация государственной власти основывалась на двух принципах: народного суверенитета и разделения властей. Конституция устанавливала, что все государственные власти исходят от народа и не могут быть передаваемы по наследству. Разделение властей провозглашалось первым условием свободного правительства. Суверенитет принадлежит народу и осуществляется его представителями. По конституции суверенный народ делегировал, передавал законодательную власть однопалатному национальному собранию, а исполнительную власть - президенту республики.Конституция 1848 г. фактически устанавливала президентскую республику, в которой президент является не только главой государства, но и главой исполнительной власти.

2 декабря 1852 г., президент получил от Сената титул императора французов Наполеона III (Наполеоном II считался рано умерший сын Наполеона I). Подавляющее большинство избирателей (около 80 %, 7,8 миллионов, против 253 тысячи) проголосовали за установление империи, наследственной власти императора. Вторая республика уступила место второй империи. Установление империи получило фактически общенациональную поддержку.

Империя сочетала принципы народного суверенитета, единоличной и наследственной власти. Сила империи была в восстановлении непосредственной связи между народом и главой государства, выражаемой и подтверждаемой во время референдумов. Основой власти императора было народное избрание. Он мог непосредственно обращаться к народу, узнать мнение народа путем референдума. Вторая империя была просвещенным абсолютизмом на основе народного волеизъявления. Политическая стабильность при этом сопровождалась успешным промышленным развитием страны.

В феврале 1848 г. в Париже произошло восстание части рабочих и студентов. Королевские войска действовали против восставших очень неохотно, и король отрекся от престола и бежал за границу. Июльская монархия, как и Легитимная, рухнула при первом же натиске. В зал заседаний палаты депутатов ворвалась группа восставших, большинство депутатов разбежалось, оставшиеся объявили о низложении монархии и учреждении временного правительства. Временное правительство, состоящее из республиканцев, под давлением восставших парижан провозгласило Францию республикой. Вновь, как и в 1792 г., энергичное республиканское меньшинство, опираясь на часть парижан и депутатов, при общей растерянности навязало Франции вторую республику.




Для выработки новой, республиканской конституции Временное правительство объявило о созыве Учредительного собрания, которое должно было избираться на основе всеобщего избирательного права для всех совершеннолетних граждан мужского пола без имущественного ценза. После введения всеобщего избирательного права народные массы были вовлечены в политическую жизнь страны. Установление всеобщего избирательного права было явно преждевременно, оно привело страну к хаосу.

Выборы в учредительное собрание состоялись в апреле 1848 г

Организация государственной власти основывалась на двух принципах: народного суверенитета и разделения властей. Конституция устанавливала, что все государственные власти исходят от народа и не могут быть передаваемы по наследству. Разделение властей провозглашалось первым условием свободного правительства. Суверенитет принадлежит народу и осуществляется его представителями. По конституции суверенный народ делегировал, передавал законодательную власть однопалатному национальному собранию, а исполнительную власть - президенту республики.Конституция 1848 г. фактически устанавливала президентскую республику, в которой президент является не только главой государства, но и главой исполнительной власти.

2 декабря 1852 г., президент получил от Сената титул императора французов Наполеона III (Наполеоном II считался рано умерший сын Наполеона I). Подавляющее большинство избирателей (около 80 %, 7,8 миллионов, против 253 тысячи) проголосовали за установление империи, наследственной власти императора. Вторая республика уступила место второй империи. Установление империи получило фактически общенациональную поддержку.

Империя сочетала принципы народного суверенитета, единоличной и наследственной власти. Сила империи была в восстановлении непосредственной связи между народом и главой государства, выражаемой и подтверждаемой во время референдумов. Основой власти императора было народное избрание. Он мог непосредственно обращаться к народу, узнать мнение народа путем референдума. Вторая империя была просвещенным абсолютизмом на основе народного волеизъявления. Политическая стабильность при этом сопровождалась успешным промышленным развитием страны.

Вторая республика. Революция 1848г. Зимой 1848г. население Парижа, прежде всего рабочие, поднялось на вооруженное восстание. Непосредственным толчком к восстанию послужил расстрел в феврале этого года мирной безоружной демонстрации парижан, требовавших демократизации политического строя и принятия конкретных мер по улучшению тяжелого экономического положения народа. Злодеяние правительства вызвало бурю возмущения. Уже на следующий день восставшие овладели основными стратегическими пунктами столицы. Луи-Филипп отрекся от престола. Сформировалось Временное правительство из представителей либерально-демократической оппозиции. Была провозглашена республика. Правительство обязалось ввести всеобщее прямое избирательное право. Декретом о труде провозглашались право на труд и обязанность государства обеспечить всех работой, сократить продолжительность рабочего дня в Париже до 10 часов и в провинции до 11. Было обещано провести и другие демократические меры. Одновременно правительство укрепляло вооруженные силы. Была создана наемная так называемая мобильная гвардия. Сформированная главным образом из деклассированных элементов общества, она стала опорой правительства в борьбе с радикальным движением. Вскоре Временное правительство повысило налоги, что особенно сильно ударило по крестьянству. Их недовольство правительство постаралось использовать в своих целях, утверждая, что увеличение налогов связано с необходимостью содержать парижских рабочих, будто бы желающих жить за счет государства.

Весной 1848 г. состоялись выборы в Учредительное собрание, которое должно было принять конституцию республики. Подавляющее большинство Собрания составили крупные буржуа и земельные собственники, генералы, представители высшего духовенства. После выборов новые правящие круги отменили все нормативные акты, предусматривавшие некоторое улучшение положения трудящихся. Не исключено, что буржуазное правительство, ободренное результатами выборов, умышленно провоцировало рабочих на выступление. Восстание началось 22 июня 1848 г. Четыре дня рабочие героически сражались на баррикадах, но, не имея союзников, были разбиты регулярной армией мобилями (мобильной гвардией).

Конституция 1848 г. Основными принципами установленного конституцией государственного строя стали: республиканская форма правления, разделение властей, представительное правление. Высшим органом законодательной власти объявлялось Национальное собрание. Ему вручалось исключительное право принятия законов, включая бюджет, решение вопросов войны и мира, утверждение торговых договоров и некоторые другие вопросы. Депутаты Собрания избирались сроком на три года. Главой исполнительной власти становился президент. Под его началом были армия, полиция, административный аппарат. Президент назначал и смещал министров, командующих армией и флотом, префектов, губернаторов колоний и других высших должностных лиц. Учредительное собрание поставило президента во многом в независимое от парламента положение: президент выбирался избирателями от департаментов, а не Собранием. В качестве совещательного органа, рассматривающего законопроекты правительства, учреждался Государственный совет. В его компетенцию входил также надзор за применением законов. Члены Государственного совета назначались Национальным собранием сроком на шесть лет. Органы центрального и местного управления не претерпевали сколько-нибудь существенных изменений. Сохранялось прежнее административно-территориальное деление на департаменты, дистрикты и коммуны. Неизменной оставалась власть префекта в департаменте. Вводилось всеобщее и прямое избирательное право при тайном голосовании. Избирателями могли быть все французы в возрасте от 21 года, пользующиеся гражданскими и политическими правами. Избранными могли быть те же лица, достигшие 25-летнего возраста. Специальная глава конституции была посвящена демократическим правам и свободам граждан. Фиксированные в конституции демократические институты, равно как и последовательно проведенное разделение властей, могло быть успешно реализовано лишь при условии относительно стабильной внутриполитической обстановки, чего не было тогда во Франции.

Между тем конституция не содержала должных правовых средств стабилизации общества. Более того, она не предусматривала необходимых "противовесов" в случае возможного конфликта конституционных властей. В ст. 68 говорилось о том, что при нарушении президентом конституции возможно лишение его полномочий и передача исполнительной власти Национальному собранию. Но Собрание не было наделено реальной властью для претворения такой возможности в жизнь. Президент же, наоборот, не имел конституционных полномочий для роспуска Национального собрания, но зато мог сделать это силой. Либерально-демократические положения конституции оказались недолговечными. Сначала был введен 6-месячный ценз оседлости для избирателей, потом его увеличили до трех лет. Определение срока проживания рабочих было поставлено в зависимость от показаний работодателей. В результате из списков избирателей вычеркнули свыше 3 млн. граждан. Принятие специального закона ухудшило финансовое положение демократической прессы.

8. Вторая империя Президентский переворот. Первым избранным президентом республики стал Луи-Наполеон, племянник Наполеона Бонапарта. Политический авантюрист, Луи-Наполеон был избран главным образом благодаря голосам крестьян, наивно поверивших бонапартистским агитаторам, уверявшим, что "племянник своего дяди" уменьшит бремя налогов, обеспечит дешевые кредиты и т.д. Эти обещания не были выполнены. Но должно было пройти немало времени, прежде чем бонапартистские иллюзии крестьянства рассеялись навсегда. Что касается банкиров и крупных предпринимателей, то кандидатура ЛуиНаполеона устраивала их главным образом постольку, поскольку они связывали с его первоначальной популярностью и честолюбием планы установления в стране сильной власти, способной предотвратить новые революционные выступления и обеспечить им полную свободу для спекуляций внутри страны и колониальных захватов за ее пределами.

Всем этим воспользовался Луи-Наполеон. Его желание остаться у власти наталкивалось на твердый срок президентства, установленный конституцией (четыре года), и запрещение переизбрания. В декабре 1851 г., грубо нарушив конституцию, Луи-Наполеон, опираясь на худшие элементы войска, разогнал Национальное собрание. Наиболее активные антибонапартисты были арестованы. Конституция 1848 г. упразднена. Военно-полицейскими мерами были разгромлены или загнаны в подполье еще оставшиеся к тому времени республиканско-демократические группы и организации. Многие республиканцы были вынуждены эмигрировать.

Конституция 1852 г. Новая конституция была призвана законодательно закрепить государственный переворот 1851 г. Вся полнота государственной власти передавалась в руки президента. Ему были подчинены все основные звенья государственного механизма, включая армию, жандармерию, полицию, административно-финансовый аппарат. Президент получил право по своему усмотрению назначать и смещать всех высших должностных лиц. Законодательную власть осуществляли Государственный совет, Законодательный корпус и Сенат, но уже совместно с президентом. Он назначал членов Государственного совета и Сената. Законодательный корпус избирался "всеобщим голосованием", но кандидатов в депутаты утверждал президент. Только главе государства предоставлялось право законодательной инициативы: на основе предложений президента Государственный совет составлял законопроекты. Последние принимались или отвергались в целом Законодательным корпусом. Сенат наделялся правом конституционного контроля в области законодательства. Местное управление не претерпело существенных изменений и на этот раз. Переворот 1851 г. ни в малейшей степени не затронул государственного аппарата. Подобно тому как наполеоновская конституция 1799 г. являлась промежуточной ступенью на пути к установлению монархии, так и конституция 1852 г. подготавливала условия для провозглашения империи. Президента отличало от монарха только то, что его власть не была наследственной. Он избирался на 10 лет.

Реставрация империи. В ноябре 1852 г. специальным законом империя была восстановлена де-юре, а Луи-Наполеон стал императором французов под именем Наполеона III. В стране установилось военно-полицейская диктатура Луи-Наполеона. Новому режиму были свойственны некоторые специфические черты. Играя на противоречиях, лавируя между интересами буржуазии и пролетариата, империя пыталась играть роль посредника между ними, надклассового арбитра, стараясь внушить мысль о возможности ликвидации межсоциальных противоречий мирным путем при содействии властей. Вместе с тем монархия преследовала демократические организации. В конце 60-х гг. XIX в. были предприняты попытки путем отдельных незначительных уступок: расширения прав Сената и Законодательного корпуса, смягчения цензуры печати - ослабить революционное брожение. В 1870 г. правительство объявило о принятии новой, "либеральной", как ее называла официальная пресса, конституции, наиболее важным нововведением которой являлось некоторое расширение полномочий Законодательного корпуса.

Бонапартизм. В политике империи конца 60-х гг. XIX в. во всей полноте вскрылась характерная черта бонапартистского управления - сочетание демагогии и репрессий. Выход из нараставших затруднений империя видела главным образом в новой войне. Победоносная война, по мнению правящих кругов, должна была укрепить пошатнувшийся престиж бонапартистского режима, отвлечь внимание рядовых граждан от проблем внутренней жизни страны. Летом 1870 г. Луи-Наполеон начал войну против Пруссии, которая, впрочем, немало сделала, чтобы спровоцировать его на это. Он намеревался, помимо всего прочего, помешать исторически неизбежному объединению Германии. На стороне Пруссии выступили другие германские государства. Война с объединившейся Германией во главе с Пруссией в полной мере обнаружила непрочность бонапартистской империи.

Были проведены всеобщие выборы в Учредительное собрание,состав которого оказался достаточно консервативным. В рабочем вопросе был проведен обратный маневр (национальные мастерские закрыли), бунт парижского пролетариата был подавлен армией.

Основами республики объявлялись семья, труд, собственность и общественный порядок. В Конституции 1848 г. декларировались демократические права граждан.

Система государственных органовВторой республики строилась на принципе разделения властей.

Центральную роль играл президент республикиизбираемый населением на 4 года. Президент наделялся широкими полномочиями: правом внесения законопроектов, правом отлагательного вето, правом помилования и т. д. Он назначал и смещал министров, а по совету последних – дипломатов, главнокомандующих флота и армии, префектов, правителей Алжира и колоний, а также ряд других должностных лиц. Правда, президент не мог быть переизбран на второй срок, не имел права роспуска Национального собрания, но в силу своей независимости от представительного органа мог бесконтрольно распоряжаться всеми рычагами исполнительной власти министрами, могущественным полицейско-бюрократическим аппаратом, армией.

Однопалатное (из 750 депутатов) Национальное собрание,избираемое на 3 года посредством тайного голосования французами старше 21 года на основе всеобщего избирательного права (т. е. без имущественного ценза), было наделено законодательной властью.

Конституция предусматривала учреждение Государственного совета,назначаемого на 6 лет Национальным собранием. Создание этого совета также ослабляло позиции парламента. В компетенцию Государственного совета входило предварительное рассмотрение законопроектов, исходящих как от правительства, так и от самого Национального собрания К его ведению были отнесены также функции административной юстиции.

ВТОРАЯ ИМПЕРИЯ. КОНСТИТУЦИЯ 1852 г.

В соответствии с Конституцией в 1848 г. Президентом республики был избран политический авантюрист Луи Бонапарт. В Национальном собрании сильные позиции получили монархисты, которые немедленно развернули наступление на демократические институты (в частности, было отменено всеобщее избирательное право). 2 декабря 1851 г. Луи Бонапарт при поддержке армии разогнал Национальное собрание и установил личное президентское правление.

14 января 1852 г. Луи Бонапарт промульгировал (издал) новую Конституцию(очень напоминавшую первую наполеоновскую Конституцию Франции 1799 г.) Вся полнота власти концентрировалась в руках президента, избираемого на 10 лет. Он являлся главой вооруженных сил, назначал министров, которые не несли ответственности перед Национальным собранием, и тем самым имел в своем распоряжении полицейско-бюрократический аппарат. От имени президента осуществлялось правосудие республики Парламентарии и должностные лица приносили ему присягу на верность.

Законодательный процесснаходился всецело под контролем президента и осуществлялся Государственным советом, Законодательным корпусом и Сенатом. Из них лишь Законодательный корпус был выборным учреждением, члены Государственного совета и Сената назначались президентом. Сенат по указанию президента мог вносить последующие изменения в конституционную систему.

За президентом было зарезервировано право непосредственного обращения к народу в форме плебисцита,результаты которого в условиях президентского контроля были предрешены. Этим Луи Бонапарт и воспользовался в конце 1852 г., когда было принято решение о восстановлении во Франции императорской власти и коронации самого бывшего президента как императора Наполеона III. Был установлен режим Второй империи, бонапартистский режим. Бонапартизм– политика лавирования между различными социальными классами, заигрывания с различными группами населения.

При Наполеоне III постоянно корректировалось действующее законодательство (в частности, в угоду рабочему классу, был отменен закон Ле Шапелье 1791 г., имевший антипрофсоюзную направленность), постоянно менялись гражданско-правовые и конституционно-правовые нормы.

Императорским декретом 1854 г. был восстановлен корпус жандармов (упраздненный Июльской революцией 1830 г.).

Весной 1870 г. через плебисцит была принята новая Конституция Франции,которая, однако, не была введена в действие в связи с начавшейся франко-прусской войной, обернувшейся катастрофой для режима Второй империи.

ВТОРАЯ РЕСПУБЛИКА. КОНСТИТУЦИЯ 1848 г.

Были проведены всеобщие выборы в Учредительное собрание,состав которого оказался достаточно консервативным. В рабочем вопросе был проведен обратный маневр (национальные мастерские закрыли), бунт парижского пролетариата был подавлен армией.

Основами республики объявлялись семья, труд, собственность и общественный порядок. В Конституции 1848 г. декларировались демократические права граждан.

Система государственных органовВторой республики строилась на принципе разделения властей.

Центральную роль играл президент республикиизбираемый населением на 4 года. Президент наделялся широкими полномочиями: правом внесения законопроектов, правом отлагательного вето, правом помилования и т. д. Он назначал и смещал министров, а по совету последних – дипломатов, главнокомандующих флота и армии, префектов, правителей Алжира и колоний, а также ряд других должностных лиц. Правда, президент не мог быть переизбран на второй срок, не имел права роспуска Национального собрания, но в силу своей независимости от представительного органа мог бесконтрольно распоряжаться всеми рычагами исполнительной власти министрами, могущественным полицейско-бюрократическим аппаратом, армией.

Однопалатное (из 750 депутатов) Национальное собрание,избираемое на 3 года посредством тайного голосования французами старше 21 года на основе всеобщего избирательного права (т. е. без имущественного ценза), было наделено законодательной властью.

Конституция предусматривала учреждение Государственного совета,назначаемого на 6 лет Национальным собранием. Создание этого совета также ослабляло позиции парламента. В компетенцию Государственного совета входило предварительное рассмотрение законопроектов, исходящих как от правительства, так и от самого Национального собрания К его ведению были отнесены также функции административной юстиции.

ВТОРАЯ ИМПЕРИЯ. КОНСТИТУЦИЯ 1852 г.

В соответствии с Конституцией в 1848 г. Президентом республики был избран политический авантюрист Луи Бонапарт. В Национальном собрании сильные позиции получили монархисты, которые немедленно развернули наступление на демократические институты (в частности, было отменено всеобщее избирательное право). 2 декабря 1851 г. Луи Бонапарт при поддержке армии разогнал Национальное собрание и установил личное президентское правление.

14 января 1852 г. Луи Бонапарт промульгировал (издал) новую Конституцию(очень напоминавшую первую наполеоновскую Конституцию Франции 1799 г.) Вся полнота власти концентрировалась в руках президента, избираемого на 10 лет. Он являлся главой вооруженных сил, назначал министров, которые не несли ответственности перед Национальным собранием, и тем самым имел в своем распоряжении полицейско-бюрократический аппарат. От имени президента осуществлялось правосудие республики Парламентарии и должностные лица приносили ему присягу на верность.

Законодательный процесснаходился всецело под контролем президента и осуществлялся Государственным советом, Законодательным корпусом и Сенатом. Из них лишь Законодательный корпус был выборным учреждением, члены Государственного совета и Сената назначались президентом. Сенат по указанию президента мог вносить последующие изменения в конституционную систему.

За президентом было зарезервировано право непосредственного обращения к народу в форме плебисцита,результаты которого в условиях президентского контроля были предрешены. Этим Луи Бонапарт и воспользовался в конце 1852 г., когда было принято решение о восстановлении во Франции императорской власти и коронации самого бывшего президента как императора Наполеона III. Был установлен режим Второй империи, бонапартистский режим. Бонапартизм– политика лавирования между различными социальными классами, заигрывания с различными группами населения.

При Наполеоне III постоянно корректировалось действующее законодательство (в частности, в угоду рабочему классу, был отменен закон Ле Шапелье 1791 г., имевший антипрофсоюзную направленность), постоянно менялись гражданско-правовые и конституционно-правовые нормы.

Императорским декретом 1854 г. был восстановлен корпус жандармов (упраздненный Июльской революцией 1830 г.).

Весной 1870 г. через плебисцит была принята новая Конституция Франции,которая, однако, не была введена в действие в связи с начавшейся франко-прусской войной, обернувшейся катастрофой для режима Второй империи.

Читайте также: