Древний китай идеология кратко

Обновлено: 30.06.2024

В отличие от своих предшественников в философии (Гуаньцзы, ум. в 645 г. до н.э., и Моцзы, V—IV вв. до н.э.) Сюньцзы и Мэнцзы отстаивали существование природного неравенства общественных групп.

В обстановке господства в обществе религиозно-мифологических представлений учение Конфуция, постулировавшее неукоснительное следование традиции и беспрекословное выполнение заветов предков, не могло не иметь достаточно широкую социальную базу. В условиях, когда древняя религия теряла свой общинный характер, перед господствующим классом вставала идеологическая задача религиозного освящения существующего государственного строя.

В отличие от метафизического в целом конфуцианства даосское учение у всех его представителей отмечено яркими чертами стихийно-диалектического мышления.

Отсюда — из страданий народа делался лишь тот вывод, что человек должен осознанно и безропотно следовать дао, естественному течению жизни, и стремиться лишь к самосохранению.

Общая социально-идеологическая направленность учений даосского направления отвечала настроениям низов свободного населения, и в этом кроется причина его популярности. Однако натурфилософские воззрения и широта этических принципов даосизма привлекали к нему симпатии и других слоев общества. Однако в их интерпретации этическая доктрина древнего даосизма приобретала выраженный индивидуалистический характер.

Особое положение между конфуцианцами и даосами занимали монеты — сторонники философа Моцзы (V—IV вв. до н.э.), уроженца царства Сун. Монеты также преклонялись перед божественной Волей Неба, которое очеловечивали, превращая его в носителя принципов своего учения. Однако в противовес конфуцианцам монеты утверждали, что Воля Неба познаваема, что судьба человека не предопределена, но зависит от него самого. В отличие от учения Конфуция о врожденном доэмпирическом знании монеты признавали источником подлинных знаний о мире лишь чувственное восприятие, сближаясь здесь с наивно-материалистическими представлениями.

Вслед за Гуаньцзы и Моцзы провозглашал разделение труда важнейшим условием существования и процветания человеческого общества.

Постепенно образ жизни их изменился, они научились строить гнезда-жилища на деревьях, стали добывать огонь трением и готовить пищу, одеваться в шкуры животных. Потом люди провели каналы для отвода воды, стали строить дома из бревен. Мужчины освоили обработку полей, женщины — ткачество.

Апогеем и завершением процесса общественно-политического развития легисты считали единую централизованную державу, которая должна поглотить все ныне существующие царства.

Если конфуцианцы представляли интересы старой потомственной аристократии, опиравшейся на патриархально-общинные и патриархально-рабовладельческие отношения, если даосы в какой-то степени выражали протест и отчаяние народных масс, а монеты — интересы самоуправляющейся общины полноправных граждан, то легисты были идеологами восходящей имущественной знати, связанной с развитым рабовладением, и новой бюрократии.

Культура времени расцвета рабовладения в Китае.

Помимо чисто технических знаний наиболее раннее развитие получила в Китае астрономия — вероятно, как и в Вавилонии, в связи с разработкой календаря, который необходимо было согласовывать с естественными природными сезонами. Велись записи астрономических наблюдений, например появления комет (впервые в 613 г. до н.э., регулярно — с III в. до н.э.), был составлен звездный каталог, видимые звезды классифицированы по созвездиям. Астрономы умели вычислить наступление лунных затмений и возможность солнечных. В 28 г. до н.э. ханьские астрономы впервые зафиксировали существование солнечных пятен.

Развитию письменности содействовал переход от письма на узких бамбуковых дощечках(Они обусловили и направление строки в традиционном китайском письме, где иероглифы пишутся сверху вниз.) к письму на шелке, а затем и на бумаге, впервые в мире изобретенной китайцами на рубеже нашей эры,— с этого момента писчий материал перестал лимитировать объем письменных текстов.

В конце I в. до н.э. была изобретена тушь. Для передачи всего богатства китайского языка число применявшихся иероглифов было недостаточно (напомним, что в китайском письме каждое односложное слово должно было выражаться отдельным иероглифом и даже многочисленные омофоны — сходно звучащие слова-однослоги — в зависимости от их смысла изображаются разными иероглифами). Теперь число знаков было пополнено, с тем чтобы учесть и более редкие понятия, и доведено до 18 тыс., знаки были строго классифицированы. Начали составляться словари.

Так были заложены предпосылки для создания обширной письменной литературы, включающей не только поэзию и афоризмы, рассчитанные и на устное запоминание, но и художественную прозу, прежде всего историческую. Самым выдающимся писателем-историком был Сыма Цяиь (около 145—86 гг. до н. э.). Отец его был ханьским официальным историографом, сын унаследовал эту должность.

В элегическом жанре творил и другой крупнейший чуский поэт — Сун Юй (290—223 гг. до н.э.), усовершенствовавший по сравнению с Цюй Юанем форму и содержание оды. Сун Юй считается первым певцом любви и женской красоты в литературе Китая (в том числе в форме воспевания древнего обряда священного брака — как подражание ритуальной свадебной песне). Мифологические образы, используемые еще Цюй Юанем, у Сун Юя становятся важным художественным средством. В стихах Суп Юя и Цюй Юаня во многом сохраняются стилистические приемы и особенности устной поэтической речи. Вообще литература этого периода еще очень близка к устному словесному творчеству. Именно в этот период были заложены основы для выделения литературы в самостоятельный вид искусства и тем самым сделан шаг к преодолению синкретического этапа в развитии культуры древнего Китая.

В ханьский период получила развитие также и религиозно-философская литература. Основатель конфуцианской теологии Дун Чжун шу создал новую идеалистическую концепцию мира: небо, являясь божеством, действует целенаправленно, поэтому стихийные явления природы предопределяют общественную жизнь человека; они предупреждают, карают или вознаграждают людей. Конфуцианство постепенно превращалось в ортодоксальную бюрократическую религию, строго регламентирующую все государственные функции и нормы поведения людей.

Конфуций был посмертно обожествлен. Культ Конфуция соединился с культом предков, который занял огромное место в конфуцианстве. Обряды и заповеди конфуцианского домостроя требовали подчинения всей жизни на земле подготовке к пребыванию в загробном мире.

Период несомненного подъема переживают при династии Хань архитектура и изобразительное искусство (особенно глиняная скульптура). Хорошо сохранившиеся памятники относятся главным образом к периоду Цинь-Ханьской империи. О ханьском зодчестве мы знаем по дошедшим до нас керамическим моделям зданий и изображениям на рельефах, которые позволяют заключить, что в это время уже сложились основные особенности архитектуры позднейшего Китая. Ханьские здания — обычно двух- и трехэтажные высокие постройки и башни с многоярусными покатыми кровлями-навесами над каждым этажом, крытые полуцилиндрической черепицей.

Можно сказать, что многие структурно важные черты, характерные для всей системы дальневосточной культуры, были заложены именно в данный период.

Литература:
Степугина Т.В. Идеология и культура Китая периода расцвета рабовладения./История Древнего мира. Расцвет Древних обществ.- М.:Знание, 1983 - с.517-533

Цивилизация Древнего Китая зародилась 7-5 тысяч лет назад в бассейнах рек Янцзы и Хуанхе, на востоке Азиатского материкас и долгое время находилась в относительной изоляции от влияния других культур.

Эта цивилизация развивалась достаточно быстрыми темпами и достигла высочайшего уровня еще до начала 1 тысячелетия до н.э. Именно Китай подарил миру такие удивительные открытия, как порох, шелк, стенобитные орудия и компас

Всему миру известно учение выдающегося китайского философа Конфуция, ставшее государственной религией и идеологией, философией и этическим учением для многих поколений китайцев.

Но если о конфуцианстве или Дао – религиозном учении о вечном пути к совершенству, знают многие, то о легизме мало кто слышал. Сегодня мы расскажем об этом философском учении и его особенностях.

Национальные древние религии Китая

На заре цивилизации все религиозные учения тесно связаны с мифологией и стараются объяснить появление земли и человечества в целом. Первые религиозные учения – это шаманизм, тотемизм и анимизм. То есть люди наделяли душой все живые существа, а также силы природы. Кроме того, они считали людей и животных братьями, связанными кровными узами.

Почитали души предков, которых считали защитниками и советчиками всех ныне живущих. Огромным уважением в обществе пользовались жрецы или шаманы, передающие волю богов и умеющие своими ритуальными действиями испросить у богов исполнения желаний.

Зарождение конфуцианства

В 6 веке до н.э. в Китае жил великий Конфуций, о котором и сегодня мы вспоминаем с огромным уважением. Его учение нельзя считать религией в том смысле, как мы привыкли ее понимать, но тем не менее это философское этическое учение, способное гармонизировать отношения в обществе между людьми и между правителем и его подданными.

Конфуций считал, что мудрый правитель ведет себя словно снисходительный отец по отношению к своим подданным, а они в свою очередь подчиняются ему с уважением и любовью.

Главными этическими ценностями он считал снисходительность и уважение друг к другу, на основе этих понятий мы должны строить свои взаимоотношения и тогда в обществе воцарится гармония и порядок. Добродетель в понимании Конфуция – это человеколюбие, уважение к родителям и старшим, а также сановникам, чувства долга и исполнение ритуалов.

Спустя 300 лет после смерти великого ученого конфуцианство стало государственной религией и перешагнуло далеко за пределы границ Поднебесной империи.

Дао — вечный путь

Основателем учения даосизм считается легендарный Лао-Цзы, учитель Конфуция, проживающий в Китае в 6 веке до н.э.

Понятие дао – это вечный путь в поиске совершенства, независимый от воли Неба и Верховный владык. Дао не имеет ни начала, ни конца, так и наша жизнь находится в вечном движении. Вечный путь – это вселенская справедливость и гармония, символ добра и счастья. По отношению к дао нет ни богатых, ни бедных, ни знатных, ни простых людей, все равны и все находятся в одинаковом положении.

Любой человек только движется по правильному пути, но сам ничего не меняет в своей жизни. Один из главных принципов даосизма – это принцип отсутствия активности и практической деятельности.

Все, что создается человеком как материальное, так и духовное- все противоестественно и противоречит законам вечного пути.

Что такое легизм?

Основным вопросом школы легистов был вопрос правильного управления государством. Философы считали, что политика и мораль – вещи несовместимые, в идеальном государстве должно быть два направления деятельности – поощрение и наказание своих граждан.

Господствующей идеей школы этого направление было полное равенство всех людей и перед законом, и перед властью, и перед Богами. Поэтому они считали, что титулы и чины следует давать не по праву рождения, а по способностям и заслугам. Человек низкого происхождения мог стать первым министром мандарина, и, наоборот, глупый вельможа должен лишиться всех званий.

Главный тезис легизма — полное подчинение существующему закону. Единственное исключение из этого правила – верховный правитель, которому подчиняется все сущее. Единственно верное наказание для инакомыслящих – смертная казнь.

Идеи философской школы легизма

Поскольку все рождены равными перед законом и властью, и Богами, то заслуживает награды в первую очередь, тот, кто доказал свою преданность Родине и обществу.

Можно добиться большого успеха в политической деятельности, если заниматься образованием и точным расчетом.

В своей деятельности нужно умело соединять опыт древних правителей и современные требования.

Поскольку политика и экономика тесно связаны, то умный министр должен изучать экономическое положение всех, без исключения, слоев населения, а потом на основе полученных данных проводить политические реформы.

Для обеспечения представительства богатых и знатных представителей в чиновничьей среде следует продавать некоторые должности.

Главная и единственная задача каждого чиновника – полное подчинение верховной власти.

Для всей Поднебесной империи следует установить единые и незыблемые законы по уголовному и административному праву.

Идеальное государство охраняет свои законы при помощи силовых структур.

Каждый проступок должен быть наказан, причем главное наказание – смертная казнь. Любое инакомыслие также карается смертной казнью.

Главная задача реальной власти – объединение Китая под эгидой сильной власти и расширение территории за счет захватнических войн.

Более поздние философы – теоретики легизма отказались от некоторых крайних теорий и сблизили легизм с существующими до него философскими учениями конфуцианством и даосизмом.

Теоретики легизма

Шынь Бухай – стоял у истоков появления легизма, его идеи приближены к теории Конфуция. Он вывел свою теорию правильного управления огромным государством и взаимоотношений власти и подданных.

Гуань Чжуан – сторонник тотального контроля со стороны власти над всеми областями жизни общества, но при этом сторонник целенаправленной государственной помощи беднейшим слоям населения.

Шинь Ян – правитель провинции Шан, сторонник милитаризма и сумевший создать сильную армию, наводящую ужас на окрестные страны. Упорно поддерживал ремесленников и старался поднять сельское хозяйство. При этом умело пополнял казну государства из имущества богатых купцов, превращенных в рабов и лишенных имущества. Отстранял от управления государством аристократию, не занимающую никаких военных постов в действующей армии.

Вэо Лао-Цзы – сторонник гуманности и милосердия в делах управления государством, поддерживал конфуцианство и старался довести до широких масс населения учение философа. Но при этом хотел превращения страны в военную базу и предлагал запретить все ремесла, не имеющие отношения к военному делу.

Принц Фань Хэй – сторонник даосизма, считал, что необходимо просто идти по течению, не пытаясь изменить ход сущего. Идеальное государство не вмешивается в дела своих граждан, а граждане не стараются изменить ход истории и вмешаться в политику государства.

Уже в 3 веке до н.э. легизм настолько слился с существующими ранее морально-этическими учениями, что прекратил свое самостоятельное существование.

Последствия следованию учению легизма

Признание школы законников и введение ее в систему управления позволило Китаю заметно укрепить свой авторитет в системе международных взаимоотношений и начать расширять свои территории.

При этом усилилась эксплуатация простого народа, крайняя деспотичность власти привела к закабалению крестьян и усилению репрессий, последовали массовые казни.

Из-за того, что в обществе утвердился страх и подозрительность, поздние легисты попытались отказаться от тотального контроля, а в учение внедрить морально-этические принципы конфуцианства: милосердие, человеколюбие и снисходительность друг к другу.

Постепенно легизм как философское учение сошел на нет, и уже в 1 веке до н.э.ему на смену пришло конфуцианство. И моизм, и даосизм почувствовали на себе сильное влияние буддизма и в результате утратили влияние на формирование общественной мысли.

Как уже говорилось в предыдущей статье, в Древнем Китае сложилась уникальная религиозная ситуация. Мифология и вера в богов, была потеснена обожествляемыми культурными героями, и натурфилософскими теориями (в прошлой статье я писала о учении об Ян, Инь и У-син).

В результате, религии, в таком же виде, как в цивилизациях-современниках Древнего Китая, не сформировалось. Религиозные воззрения приобрели характер философских учений , которые взаимовлияли и взаимодополняли друг друга.

В 6 веке до н.э. в Китае появляются два фундаментальных философских учения – Конфуцианство и Даосизм , получивших статус государственной идеологии, и, повлиявших на дальнейшее формирование культуры этой страны. В этой статье, я кратко расскажу об основных положениях конфуцианства.

Он разработал стройное учение, целью которого было создание идеального государства, управляемого мудрым царём, руководствующимся Разумом и Законом .

3. Подчинять свою жизнь долгу - несению возложенных на него общественных и личных обязанностей;

4. Думать не о собственном благе, а в первую очередь, стараться быть полезным государству – отдавать все свои знания, умения, силы на его процветание и поддержание порядка, установленного священной Традицией .

Конфуцианство было направлено на подчинение личной жизни индивида общественной, социальной. Принципиально другую модель предложил старший современник Конфуция - Лао Цзы, ставший основателем другого религиозно-философского учения - даосизм . О нём читайте в следующей статье.

Кстати, не забывайте поставить лайк, если статья понравилась, и подписывайтесь на мой канал, если ещё этого не сделали. :)

Если вас интересует культура древнего и средневекового Китая, то могу предложить вашему вниманию следующие публикации по этой теме:

Если вы интересуетесь историей религий , то краткие сведения о различных религиях и верованиях, вы можете найти в моих публикациях:

Отличия Древнекитайской политико-правовой мысли: типичное вопсриятие мира государстваЮ, природы – как осязаемое, поянтное, ясное, равнодушие к религиозно-мистическим оцуенкам. Демифологичность сознания.

Янь и инь: небо – мужское начало, и земля – женское начало, несовершенное, бездеятельное. Янь постепенно соединяется с Инь – рождение всего нового,

Кун Фу-дзы VI в. до н.э. в XVII в. Христиане познакомились с его учением и назвали Конфуций.

Конфуций на рисунках изображается как громадный человек, огромный рост. Конфуций – сын старого отца (80 лет) и юной матери. Отец Конфуция от первого брака имел 8 дочерей и хотел сына, пошел к своему другу и женился на матерее. Ночь рождения Конфуция – ночь, когда происходили различные аномальные, космические явления. Мир, природа, космос приветствовали появление незаурядного человека.

Конфуций учил устно, хотел возродить ритуал Ли Правила достойного поведения, начинает его преподавать. В 19 лет женился, брак неудачный, расстается с семьей и сына.

Вскоре умирает его мать, он следуя ритуалам Ли, в течение 3 лет соблюдает траур по матери, отдалившись от жизни. Через 3 года оставляет траурные одежды на могиле матери и возвращается к нормальной жизни.

Конфуцианство основано на идее справедливости – Дао – высший достойный путь поведения, воля неба, справедливость. Заслуга Конфуция – конкретизация этого понятия, он его детализирует применительно к личности. Вводит понятие человеческого Дао – мудрый справедливый порядок, соблюдение образцовой нормы, с ориентацией на идеализированную древность.

Переориентация не человеческое Дао, отказ от привычных стереотипов, принятых в Китайском обществе. Сама личность отвечает за порядок в государстве, сам его создает, а не боги и император.

Конфуций помнил, что ранее Поднебесной правили достойные правители, однако порядрок в государствах на тот момент не соответствовал ни воле неба, ни Дао. Пусть в государстве нет достоянного правителя, но всегда найдутся достойные люди. Просто этих людей нужно найти, обучить, помочь им обрести Дао, т.е. подготовить их к роди достойного правителя.

Принцип Меритократии – правление достойных.

Государством должны управлять достойные люди. Конфуций на пустом месте создает образ идеального правителя – Цзюнь-цзы (достойный муж) – бессеребряник, не богатый, человек, наделенный чувством морального долга, эталон для подражания, человек, который думает о справедливости и постоянно ее культивирует в себе. Всегда следует Дао, его не волнуют житейские дела, сыров, беспристрастен, требователен к себе, прежде думает, потом говорит, уважителен к людям, гуманен. Сам Конфуций, набирая учеников, никогда не требовал социального происхождения, основное требование – умение учиться, меняться к лучшему, в обучении нет социальных различий.

Сам Конфуций понимал, что рассуждать о политике можно только тогда, когда находишься в гуще этих событий.

Принцип соответствия или исправления имен: как говорил Конфуций, пусть государь будет государем, подданный – подданным, сын – сыном, отец – отцом. Это правильный порядок, когда каждый исполняет свои обязанности. По отношению к народу верхи должны заботиться о нем: налоги фиксированные и умеренные, при таком условии общество будет гармонично развиваться.

Конфуция спросили, не поднять ли налоги, если будет неурожай: если народ в достатке, как может не хватить правителю, если людям не хватает, то как может хватать правителю. Государство – это большая семья, основой который является плановая структура с естественным и неоспоримым правом старших по возрасту, положению, заслугам распоряжаться, руководить младшими, заботясь о их благосостоянии.

Перед семьей и государством стоит единая задача – обучить, воспитать, обогатить народ. Утилитарная, практическая цель. Достигается средствами:

1. Умелая администрация,

2. Разумная экономическая политика,

4. Этическое моральное воспитание.

В основе морально-этических стандартов лежит ритуал Ли. Ритуал Ли – это те этические нормы, которые ранее существовали до Конфуция, потом их стали забывать, а Конфуций уже их ввел в политическую систему.

Ритуал Ли должен регулировать общественные, политические отношения. их называют еще китайские церемонии. Он дисциплинируют, организуют людей и делят их по рангам. Без Ли подчительность превращается в утомительность, осторожность в трусость, вместо – в смуту, прямота – в грубость. Та золотая середина в поведении, которая позволяет сохранить лицо человека, свидетельствует о том, что делом наделен достоинствами.

Соблюдение Ли – необходимое требование для тех, кто управляет людьми.

Проявления ритуала Ли:

1. На уровне семьи: принцип сыновьей подчительности – Сяо. Не просто кормить родителей в старости, кормят и собак, главное – почитать. Не только выполнять самую трудную работу по дому, но почитать, соблюдать в отношении родителей определенные ритуалы. Служить родителям по правилам Ли. Захоронить их по правилам Ли. Приносить им жертвы по правилам Ли.

Сын может лишь почтительно советовать своим родителям. Три года нельзя менять установленные родителями порядки в доме, т.к. первые три года твоей жизни родители не спускали тебя с рук.

Принцип Сяо относился к обществу в целом, не только к семье.

Принцип Сяо Конфуций использует как важный элемент управления людьми.

Как правильно управлять? Проявляя Сяо, Ди (братские чувства) – это и есть управление.

Государство – это большая семья.

Принцип Жень – гуманность, человеколюбие. Это благодать, данная далеко не всем, это тяжелое бремя, чтобы гуманным человеком, нужно многое преодолеть. Если вы учтивы, к вам не будут обращаться неуважительно, если честны, вам будут верить, если серьезны – преуспеете, если добры – сможете использовать услуги других. Фактически, принцип гуманности выглядит в этом высказывании, это и есть Жень.

Что такое Жень? Не делай человеку того, чего не жалеешь себе, это и есть Жень.

Сяо, Ди, Жень – образ идеального подданного, чиновника.

Основная заповедь – привлечение к управлению людей, обладающих высокими моральными качествами, людей знающих.

Причины успеха Конфуцианства:

1. Именно Конфуцианство было так воспринято, т.е. Конфуций одел новые идеи в старые, традиционные формы.

2. Конфуций делает откровенную ставку на честолюбивую личность, ориентированную на строгий внутренний самоконтроль. Жесткие материальные ограничения, при преобладании чувства морального и социальной справедливости.

3. Умелая пропаганда знания. Конфуций совершенно уверен, что учиться должны все, исключения – самые умные и самые глупые.

Знания по Конфуцию – я научу тебя, что такое знания, когда знаешь, считай знаешь, когда не знаешь, что не знаешь.

Знания – это средства гармонизации общества, это не самоцель, а средство создания гармоничного государства и общества.

Возражайте правителю тогда, когда он прав. Нужно иметь смелость возразить.

(Вроде во 2 в. . ) Культ Конфуция, государственная религия, идеология – конфуцианство. Однако есть различия в официальном, имперском Конфуцианстве (при Мао Дзе Дуне) и старом Конфуцианстве:

1. В имперском – все в государстве хорошо,

2. Из легизма заимствуется идея карательная,

3. Покорность правителю,

4. Остаются правила Риуала Ли: социально-семейная этика, культ Сяо, культ предков, книга Ли цзы – настольная книга китайцев, содержащая правила ритуала Ли.

5. Мелитократия: правление достойных: введены конкурсные экзамены для чиновников. Проверка фактических знаний, черт характера.

6. Введен независимый инспекционный надзор с правом подачи жалобы на любого чиновника Императору. Воспитывается не верность Императору, а верность Конфуцианству, его принципам.

Даосизм.

В Древнем Китае одновременно с Конфуцианством появляется теория Даосизма. Основоположник Лао-цзы с работой Дао-дэ-цзин (Книга о пути и славе). Книга, где изложена одна из первых анархистских теорий. Он, как и Конфуций, строил свою теорию на принципе справедливости, Дао.

Даосизм: счастье человека в том, что он часть природы. Пока он прибывает в гармонии с природой, счастлив. Все открытия, цивилизация ведут к отрыву от природы, а это несчастье.

Государство – это исключительно искусственная структура, аппарат подавления и насилия, государство служит наживе. Народ голодает от того, что власти берут слишком много налогов.

Почему он к этому призывает? Благодаря закону Дао, должна развиваться и строиться жизнь общины, нужно доверить и подчиниться закону Дао, он сам все расставит на свои места.

Теория легизма.

Читайте также: