Позитивизм в политологии кратко

Обновлено: 06.07.2024

М. Вебер обратил внимание на усиливающуюся бюрократизацию общественной жизни в правовых государствах XX в., что, по его мнению, могло привести к возможному конфликту между бюрократией и демократией. Он одним из первых отметил парадокс демократизации: результатом вовлечения масс в социально-политическую жизнь является возникновение большого количества организаций, которые затем становятся деструктивными для демократического политического функционирования. Бюрократия, по М. Веберу, особенность не только западных обществ. Египет периода нового царства, Китайская империя, Римская католическая церковь, европейские государства все они имели свою бюрократию наподобие той, которая сохраняется на крупнейших современных предприятиях. Современная бюрократия является рациональной и наиболее эффективной системой государственной организации, поскольку основана на строгом разделении обязанностей, профессионализме и дисциплине. Он выделил следующие характерные черты идеального типа бюрократии: 1) разделение труда, обусловленное правилами или законами; 2) порядок подчиненности нижестоящих должностных лиц вышестоящим; 3) назначение служащих (а не выборность) на основе профессиональной квалификации, которая указывается в дипломах; 4) оплата работников в соответствии с рангом; 5) работа служащего в государственном Учреждении его основное занятие; 6) недопустимость права собственности служащего на то учреждение, в котором он работает; 7) наличие правил, регулирующих режим работы; 8) решение вышестоящих органов - единственно возможный способ смещения служащего с должности; 9) наличие публичного офиса, где были бы собраны письменные документы, регистрировались сведения о деятельности учреждения; 10) лояльность каждого работника по отношению к организации.

Наличие этих правил привносит единообразие в деятельность государственных органов, четко определяет ответственность каждого института государства, ограничивает произвол начальника в отношении подчиненного, устраняет из должностных отношений личную неприязнь, обиды, симпатии. Рациональная бюрократия является примером легального господства.

М. Вебер не надеялся на институты представительной демократии (в частности, парламента), он видел выход в усилении авторитарной власти харизматического лидера, которого отличают исключительные способности, доблесть, вызывающие к нему со стороны населения абсолютную преданность и веру. Чтобы избежать тирании бюрократов, М. Вебер предлагает теорию плебисцитарной демократии, согласно которой харизматический лидер, избранный плебисцитарным путем (прямое голосование всего народа), должен дополнять недостаточную легитимность парламентской демократии, гарантировать политическую стабильность, выполнять роль независимого и беспристрастного арбитра во всех спорах. Идея плебисцитарной демократии с харизматическим лидером задумывалась для обеспечения единства общества и его стабильности. Однако на практике она привела в 30-x годы ХХ в. к установлению в Германии фашистской диктатуры.

Большое внимание М. Вебер уделял классификации политической власти и ее легитимности.

(positivism) Термин, введенный Контом (Comte) для обозначения отказа от ценностных суждений в социальной науке. Под влиянием французского Просвещения (Enlightenment French), от которого он, однако, дистанцировался, Конт считал, что наука развивается от ранних теологической и метафизической форм к такой форме, которая будет заниматься только видимыми фактами и отношениями. Хотя впоследствии Конт стал исповедовать культ человечества, эти идеи оказались абсолютно бесспорными в области экономики и авторитетными (хотя и не столь бесспорными) в других общественных науках. В философии эти идеи вновь утвердились как логический позитивизм в 1930-е гг. Сторонники позитивизма утверждают: наука, в т.ч. и общественная, не может допускать ценностных суждений. Его критики считают, что "факт" – не такая простая вещь, как думал Конт, и целенаправленное исключение позитивистами ценностных суждений само по себе уже есть ценностное суждение. См.: также: Pareto (Парето).

Политика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2001 .

Политическая наука: Словарь-справочник . сост. проф пол наук Санжаревский И.И. . 2010 .

Политология. Словарь. — РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Позитивизм" в других словарях:

Позитивизм — Позитивизм … Википедия

ПОЗИТИВИЗМ — (от лат. positivus положительный) филос. направление 19 20 вв., подчеркивающее надежность и ценность положительного научного знания по сравнению с философией и иными формами духовной деятельности, отдающее предпочтение эмпирическим методам… … Философская энциклопедия

ПОЗИТИВИЗМ — [фр. positivisme Словарь иностранных слов русского языка

позитивизм — а, м. positivisme m. 1. Направление в буржуазной философии и социологии, одна из разновидностей агностицизма. БАС 1. Направление в буржуазной философии. объявляющее единственным источником подлинного знания специальные науки или их совокупность и … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Позитивизм — Позитивизм ♦ Positivisme Первоначально название системы, предложенной Огюстом Контом, утверждавшим, что опираться следует только на факты и научное знание. Он отказался от поиска не только абсолюта, но и причин (почему все происходит так, а… … Философский словарь Спонвиля

Позитивизм — (лат.positivus – оң, жағымды) – ХІХғ. 30 40 жылдары дүниеге келген философиялық бағыт. Оның өкілдерінің пікірінше, философия өте мөте (аса) ғылыми таныммен шектелуі керек, материализм, идеализм т.б. философиялық мәселелердің қажеті жоқ. Нағыз… … Философиялық терминдердің сөздігі

ПОЗИТИВИЗМ — (французское positivisme, от латинского positivus положительный), философское направление, исходящее из того, что все подлинное (позитивное) знание совокупный результат специальных наук; наука, согласно позитивизму, не нуждается в какой либо… … Современная энциклопедия

ПОЗИТИВИЗМ — (франц. positivisme от лат. positivus положительный), философское направление, исходящее из того, что все подлинное (позитивное) знание совокупный результат специальных наук; наука, согласно позитивизму, не нуждается в какой либо стоящей над ней… … Большой Энциклопедический словарь

позитивизм — положительная философия, позитивная философия Словарь русских синонимов. позитивизм сущ., кол во синонимов: 2 • позитивная философия (2) • … Словарь синонимов

Позитивизм — Убежденность в том, что мы не должны выходить за границы наблюдаемых явлений. Для позитивиста наука является единственным или самым важным маршрутом к приобретению знаний; с его точки зрения, нас должны беспокоить только те вопросы, которые… … Большая психологическая энциклопедия

В работах французского мыслителя первой половины XIX века Огюста Конта (1798 -1857) изложена позитивистская концепция развития общества и его политической жизни.

- общество представляет собой целостную социальную систему;

- данная система закономерно развивается от своего низшего состояния к высшему и от простого к сложному;

- в основе этого развития лежит развитие сознания людей и их познавательной деятельности;

- политическая деятельность людей определяется их политическим сознанием и направлена на укрепление общества как целостной социальной системы;

- в зависимости от политического сознания людей формируется соответствующий социальный строй, решаются проблемы гражданских прав и свобод граждан.

Анализируя эволюционное развитие общества, Конт пришел к выводу, что только буржуазная республика в состоянии обеспечить буржуазное развитие общества, дать простор развитию науки и промышленности и обеспечить тем самым благосостояние общества.

Широко известен Спенсер как автор органической теории общества. Он представил общество как систему взаимосвязанных биологических и социальных факторов, как биосоциальный организм. Проводил ряд интересных аналогий: правительство в государстве уподоблялось им мозгу человека, нервно-мускульный аппарат организма сравнивался с правительственно-военной организацией и т. д.

Важнейшее влияние на становление его взглядов оказала социальная философия Сен-Симона. В 1822 г. Сен-Симон и Конт совместно разработали “План научных работ, необходимых для реорганизации общества”, в котором была провозглашена идея о том, что политика должна стать “социальной физикой”, а целью последней станет открытие естественных и неизменных законов прогресса, аналогичных ньютоновскому закону тяготения в физике.

Основной труд Конта – шеститомный “Дух позитивной философии” был опубликован между 1830 и 1842 гг. В нем Конт отвергал все попытки философии постичь сущность вещей и провозглашал главной задачей философии ответы на вопросы, как возникают и протекают те или иные явления, а не какова их природа. “Основной характер позитивной философии выражается в признании всех явлений подчиненными неизменным естественным законам, открытие и сведение числа которых до минимума и составляет цель всех наших усилий, причем мы считаем безусловно недоступным и бессмысленным искание так называемых причин, как первичных, так и конечных”. Согласно Конту, вся история развития мышления может быть представлена в трех стадиях: теологической, метафизической и позитивной.

В отличие от Сен-Симона, Конт в своих политических взглядах придерживался консервативно-охранительной позиции. Выход из морального и политического кризиса общества он видел в обнаружении таких положительных научных истин, которые окажутся в состоянии чуть ли не сами по себе привести человечество к миру и счастью.

Наукократическая вера в самодовлеющую преобразующую силу научного знания получает у Конта умеренно реформистское звучание. Конт провозглашает “порядок и прогресс”, социальную солидарность, социократию как идеалобщественно-политического устройства, при котором управление осуществляется наиболее пригодными к этому людьми: банкирами, промышленниками, священниками.

Контовское представление о праве исходит из идеи о том, что подчиненность нравственных и общественных явлений неизменным законам не противоречит свободе человека. Истинная свобода состоит в возможно беспрепятственном следовании познанным законам, соответствующим данному явлению. Поэтому всякое человеческое право, всякая человеческая свобода есть бессмысленная анархия, если они не подчиняются какому-то закону; в этом случае они не способствуют никакому порядку – ни индивидуальному, ни коллективному. Все человеческие права с общего согласия разумных и честных людей должны быть упразднены, а за человеком следует признать только право исполнять свой долг.

В области правоведения особое внимание привлекала контовская идея человеческой солидарности, которая получила новое толкование, в частности во взглядах Л.Дюги.

Английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820-1903) вслед за О.Контом положил в основу социологии идею эволюции, сущность которой он видел в переходе от гетерогенности (неоднородности) к гомогенности (однородности), возрастающей связанности и специфической определенности.

Г. Спенсер - один из ведущих представителей социологического позитивизма и органической теории государства, уподобляет общество живому организму. Результатом такого уподобления стало обнаружение некоторых закономерностей и стадиальности органической жизни (от простого к сложному – интеграция; от однородного к разнородному – дифференциация) с последующим перенесением этих закономерностей в истолкование эволюции различных обществ и государств.

Так, Спенсер предложил концепцию развития общества как процесса постепенного объединения различных мелких групп в более крупные и сложные, которым он дал название “агрегаты”. Под этим названием понимались такие социальные группы, как племя, союз племен, город-государство, империя. Раз возникнув, агрегаты испытывают воздействие других факторов перемен – социально-классовой дифференциации, специализации в виде разделения труда, образования органов политической власти (регулятивная система), возникновения земледелия и ремесел (система органов “питания”) и т.д.

Спенсер оговаривает, что существуют пределы аналитических возможностей метода аналогий: “Общественный организм [. ] не может быть сравниваемым ни с одним, особо взятым типом индивидуального организма, растительного или животного. Единственная общность есть общность основных принципов организации”.

Анализируя историю возникновения государства и права, Спенсер выделяет два вида обществ – военизированное общество (единение и сплочение с помощью власти, жесткой иерархической системы централизованного управления) и промышленный (индустриальный) тип управления обществом.

Общество военного типа повсеместно наблюдается на ранних этапах развития человечества и длительное время сохраняется в разных частях мира. К таким государствам он относил Египет, Спарту, Рим, империю инков, а из современных ему государств - Пруссию и Россию. Доминирующая черта этих обществ - милитаризм - вызывает бескомпромиссное осуждение Спенсера.

Общество промышленного типа отличается мирным характером. Оно основано на инициативе, свободе и добровольном сотрудничестве. Во внешней области господствуют свободная торговля, стремление к сотрудничеству и международной федерации.

Закон эволюции заключается в переходе от общества военного типа к обществу промышленного типа, для которого характерны добровольная кооперация, свобода ремесел и торговли, неприкосновенность частной собственности и личной свободы, представительный характер политических институтов, децентрализация власти.

Экономический либерализм является одним из главных принципов промышленного общества. Мало кто отстаивал систему свободного предпринимательства столь последовательно и бескомпромиссно, как Спенсер. У Бентама и Милля наблюдалась тенденция признавать благотворную роль вмешательства государства в некоторые сферы социальной и экономической жизни. Спенсеру эти тенденции были абсолютно чужды. Благо миллионов представлялось ему совершенно нереальной целью государственной деятельности, как и основной принцип утилитаризма. Он предпочитал предоставить каждому гражданину самому заботиться о себе, отводя правительству лишь охранительную роль. Различия в социальном положении людей он видел в биологической наследственности и индивидуальном поведении.

Большинство исследователей Спенсера отмечают противоречия между его индивидуализмом и органической теорией общества, подталкивающей к тому, чтобы считать личность частицей единого целого. Часто это объясняют тем, что индивидуализм у Спенсера возник раньше, чем он обратился к эволюции. В историографии Спенсер причислен к основоположникам и предтечам теории единого индустриального общества, а также к течению социал-дарвинизма в социальной философии XIX-XX вв.

Читайте также: