Особенности ориентирования по карте днем в движении по дорогам и без дорог кратко

Обновлено: 06.07.2024

Особенности ориентирования в различных условиях местности

Ориентирование в лесной местности. Лес беден ориентирами, в нем ограничена дальность видимости. Это затрудняет сличение карты с местностью. Ориентирами в лесу служат в основном перекрестки дорог и просек, реки, ручьи, глубокие лощины, овраги, высоты, населенные пункты, отдельные строения. Движение в лесу совершают обычно по дорогам и просекам. При ориентировании необходимо учитывать, что отдельные, лесные дороги и временные, иногда хорошо наезженные дороги, проложенные на лесные делянки и луга, на топографических картах, особенно на картах масштабов 1:100 000 и 1:200 000, могут быть не показаны.
Направление движения в лесу выдерживают, как правило, по азимутам, а свое местоположение определяют по пройденному расстоянию. Около обозначений надежно опознанных крупных местных предметов (ориентиров) на карте записывают (контролируют) показания спидометра и магнитный азимут направления движения, измеряемый с помощью компаса. В пути тщательно следят за поворотами маршрута, развилками дорог, перекрестками просек, заранее ожидая их появления. Общее направление движения контролируют по небесным светилам.
Ориентирование в горах. Движение в горах совершают обычно по дорогам и тропам в горных проходах, через перевалы, вдоль ручьев и рек. Для горного маршрута характерны крутые подъемы и спуски, частые изменения направления движения и условий обзора местности. Все это усложняет ориентирование. В связи с большой прозрачностью воздуха, преобладанием крупных форм рельефа в горах расстояния до удаленных местных предметов кажутся меньше действительных. Знакомые очертания горных вершин иногда трудно опознать при их обзоре с другой стороны. Ориентирами в горах обычно служат характерные элементы и формы рельефа (вершины, ущелья, угловатые выступы скал), ледники, отдельные группы деревьев и характерные контуры лесных массивов, реки, ручьи, дороги, тропы, мосты, выемки и насыпи на дорогах, отдельные постройки, развалины древних крепостей, памятники, .могилы и т. д.
В горах часто встречаются локальные магнитные аномалии, что ограничивает использование компаса для определения сторон горизонта и выдерживания направления движения. В пути направление движения часто контролируют по небесным светилам или удаленным заснеженным вершинам гор, хорошо видимым с многих точек маршрута.
Ориентирование в пустынно-степной местности. Ориентирование в пустыне затрудняется ее однообразием. По маршруту редко встречаются местные предметы, которые могут служить ори¬ентирами. Отрицательно влияют на условия ориентирования также сильный зной, миражи и большая запыленность воздуха. Расстояния до местных предметов в пустыне всегда кажутся меньше действительных. Повышенная конвекция воздуха днем снижает точность измерения расстояний с помощью дальномеров. В песках увеличивается пробуксовка колесных и гусеничных машин, что затрудняет пользование спидометром.
Маршруты движения в пустынной местности прокладывают обычно по колонным путям. Движение совершают, как правило, по азимутам. Заданные направления движения выдерживают с помощью компаса и навигационной аппаратуры боевых машин.
Ориентирами в пустыне служат курганы, такыры, колодцы, русла высохших рек, оазисы, развалины и различные сооружения, связанные с религиозными культами. При благоприятных условиях видимости многие ориентиры просматриваются издали. В качестве вспомогательных ориентиров могут быть использованы небесные светила, следы от машин, а также расположение дюн, барханов и ряби на песке, что связано с направлением, господствующих ветров и практически постоянно для обширных территорий пустынной местности.
Ориентирование в крупном населенном пункте. Маршрут движения через крупный населенный пункт намечают, как правило, по главным и магистральным улицам. На топографических картах такие улицы выделяют условными знаками увеличенных размеров. Продолжением этих улиц часто бывают шоссейные дороги, подходящие к населенному пункту.
Повороты маршрута намечаются около ориентиров, которые легко опознаются на местности и карте (мосты, путепроводы, стадионы и др.). Ориентирование на местности значительно облегчается при использовании плана города, на котором с большой подробностью отображаются особенности планировки населенного пункта и ориентиры.
При подходе к городу тщательно сличают план с местностью, точно определяют место въезда в населенный пункт. В самом городе план ориентируют по направлению улицы, по которой совершается движение, и внимательно сличают перекрестки улиц, площади, скверы, памятники с их изображением на плане.
Важное значение при движении по населенному пункту имеет своевременное предупреждение водителя о поворотах на маршруте, так как проезд намеченного поворота может привести к потере ориентировки.
В районах разрушений сличение топографической карты, с местностью, как правило, затруднено. Значительно усложняется определение по карте своего местоположения и выдерживание намеченного направления движения.
Для ориентирования в таких районах в дополнение к карте могут использоваться аэрофотоснимки и фотосхемы. Направление движения выдерживают обычно по компасу или гирокомпасу. При ориентировании в движении по сильно измененной ме¬стности очень важно уметь быстро сличать топографическую карту с местностью по тем ее элементам и объектам, которые не подверглись сильным изменениям (элементы рельефа, гидрографии и т. п.).
Ориентирование ночью. Многие местные предметы, которые днем легко опознаются, в ночной темноте становятся труднораз¬личимыми, внешний вид и очертания их меняются. Расстояния до предметов всегда кажутся большими, чем днем. В темноте напрягается зрение, быстрее наступает усталость, ухудшается восприятие местности. Все это существенно затрудняет ориентирование.
В предвидении совершения марша ночью маршрут выбирают по возможности вдоль линейных ориентиров, что облегчает выдерживание направления движения. Контрольные ориентиры по маршруту намечают на более близких расстояниях друг от друга, чем при движении днем. При подготовке к маршу тщательно изучают маршрут по карте, чтобы знать на память его начертание, характер дорог по участкам, контрольные ориентиры.
В пути направление движения выдерживают по азимутам или вспомогательным ориентирам (небесным светилам, удаленным огням). Свое, местоположение на карте в движении определяют чаще всего по пройденному расстоянию, откладывая его от исходного пункта или контрольного ориентира по направлению движения.
Восстановление потерянной ориентировки. Ориентировка считается потерянной, когда на карте не могут определить свое местоположение. Различают частичную и полную потерю ориентировки.
Частичная потеря ориентировки наиболее вероятна при небрежном сличении карты с местностью по маршруту движения. Она возможна как днем, так и ночью. Для восстановления ориентировки снижают скорость движения и путем внимательного сличения карты с местностью опознают крупные местные предметы и формы рельефа, по которым определяют свое местоположение.
При движении ночью и в условиях ограниченной видимости из-за недостаточных навыков в ориентировании может произойти отклонение от маршрута, что ведет, как правило, к полной потере ориентировки. Для ее восстановления необходимо вначале ориентировать карту по сторонам горизонта с помощью компаса, определить магнитный азимут направления движения и записать на карте показания спидометра и время, затем попытаться сличить карту с местностью. Если восстановить ориентировку не удается, можно воспользоваться следующими приемами определения района вероятного нахождения места остановки.
Графическое определение на карте района местонахождения. На ориентированной карте от условного знака последнего пройденного ориентира, который был уверенно опознан, проводят прямую, соответствующую направлению последнего участка движения. На прямой откладывают пройденное расстояние от ориентира, которое определяет дальнюю границу района местонахождения. Расстояние определяют по спидометру или по времени движения. От дальней границы района местонахождения радиусом, равным 1/4 пройденного пути от ориентира, в сторону этого ориентира проводят полуокружность, которая ограничивает вероятный район местонахождения. Этот район внимательно сличают с картой и по местным предметам опре¬деляют свое местоположение.
По линейному ориентиру. При выходе к линейному ориентиру определяют его направление по сторонам горизонта. Затем на карте отыскивают условный знак этого ориентира, азимут направления которого равен азимуту направления линейного ориентира на местности. При сличении карты с местностью учитывают формы рельефа. Опознав ориентир, двигаются вдоль него до какого-либо точечного ориентира, где и определяют свое местоположение.

Уверенное ориентирование на местности по карте в движении во многом зависит от предварительной подготовки к ориентированию.

Подготовка к работе с картой в движении включает: изучение и уточнение маршрута движения, подъем его на карте; измерение протяженности маршрута, расчет времени его прохождения; определение азимутов направлений движения на участках; проверку и подготовку к работе компасов и проверку исправности спидометра машины. Основными задачами при этом являются предварительное изучение условий ориентирования по маршруту движения и заблаговременная подготовка данных, необходимых для контроля правильности движения.

Маршрут движения выбирается по карте с учетом условий обстановки и характера местности. Предпочтение отдается дорогам с твердым покрытием.

Изучение заданного или выбранного маршрута движения выполняют в такой последовательности:

- просмотрев маршрут по карте, уясняют характеристику дорог и особенности местности, прилегающей к нему, устанавливают наличие придорожных сооружений, которые могут быть ориентирами, отмечают на карте участки, где следует уточнить условия ориентирования;

- на отмеченных участках детально изучают местные предметы и формы рельефа, которые могут служить надежными ориентирами, особенно тщательно изучают места поворотов на маршруте, перекрестков и развилок дорог, въездов в населенные пункты и выездов из них;

- по всему маршруту через 5—10 км выбирают контрольные ориентиры (наиболее устойчивые объекты на местности, легко опознаваемые при подъезде к ним).

Маршрут на карте поднимают цветным карандашом, обычно коричневым. Вдоль маршрута проводят сплошную линию, которая не должна закрывать условные знаки дороги и условные знаки местных предметов вдоль нее. Контрольные ориентиры обводят кружками. Затем измеряют расстояния между контрольными ориентирами, в измеренные расстояния вводят поправки на рельеф и извилистость маршрута (см. табл. 8.1). Например, при коэффициенте 1,1 на карте масштаба 1:100000 десятикилометровый участок откладывают отрезком, равным 9 см. После этого (если двигаются на машинах) переводят расстояния между ориентирами в показания спидометра и подписывают их у контрольных ориентиров.

При подготовке к движению в условиях, неблагоприятных для ориентирования, определяют и подписывают на карте магнитные азимуты направлений движения, чтобы можно было быстро перейти к ориентированию в пути по компасу (гирополукомпас).

Перед началом движения на исходном пункте записывают по­казания спидометра, время начала движения, сличают карту с местностью и определяют направление движения. Во время движения карту держат перед собой ориентированной, постоянно сличают ее с местностью, следя за прохождением намеченных ориентиров и сверяя показания спидометра с рассчитанными. Таким образом, осуществляется непрерывное ориентирование, которое обеспечивает правильность выдерживания указанного направления движения.

При подходе к перекрестку или развилке дорог примерно за 200—500 м до поворота механику-водителю указывают место предстоящего поворота и направление дальнейшего движения.

При въезде в лес или на участок, где мало ориентиров, записывают показания спидометра. Это позволит определить свое местоположение по пройденному расстоянию, которое при необходимости откладывается на карте.

К наблюдению за ориентирами в пути, особенно при движении ночью, обычно привлекают всех членов экипажа. Для этого их знакомят с маршрутом движения, а в ходе марша заранее предупреждают о предстоящем появлении ориентира.

При подготовке к совершению марша ночью маршрут выбирается так, чтобы он проходил по дорогам или вдоль каких-либо линейных местных предметов. Контрольные ориентиры по маршруту намечают на более близких расстояниях друг от друга, чем при движении днем.

Свое местоположение на карте в движении определяют по пройденному расстоянию, откладывая его от исходного пункта или контрольных ориентиров по направлению совершаемого движения.

При планировании движения вне дорог предварительно готовят данные для движения по азимутам. Повороты маршрута намечают у предметов, которые можно легко опознать ночью.




Определение координат целей (объектов) по карте.

Координатами называются угловые или линейные величины, определяющие положение точки на земной поверхности или в пространстве.

При определении положений объектов (целей) и местных предметов по карте применяются географические и плоские прямоугольные координаты.

Географическая широта- это угол, образованный плоскостью экватора и нормалью в данной точке к поверхности земного эллипсоида. Значение угла показывает, насколько та или иная точка на земном шаре севернее или южнее экватора. Если точка расположена в Северном полушарии, то ее широта называется северной, а если в Южном полушарии - южной. На рис.8.38 видно, что угол В соответствует широте точки М. Широта точек, расположенных на экваторе, равна 0°, а находящихся на полюсах (Северном и Южном) - 90°. Все точки, лежащие на одной географической параллели, имеют одинаковую широту.


Рис.8.38. Географические координаты

Географическая долгота- угол, образованный плоскостью начального меридиана и плоскостью меридиана, проходящего через данную точку. За начальный принят меридиан, проходящий через астрономическую обсерваторию в Гринвиче (близ Лондона). Все точки на земном шаре, расположенные к востоку от начального (Гринвичского) меридиана до меридиана 180°, имеют восточную, а к западу - западную долготу. Следовательно, угол L (рис.8.38) является восточной долготой точки М. Все точки, лежащие на одном географическом меридиане, имеют одинаковую долготу. Разность долгот двух пунктов на земной поверхности показывает не только их взаимное расположение, но и разницу во времени в этих пунктах в один и тот же момент: каждые 15° по долготе соответствуют одному часу времени. Например, долгота г. Москвы 37°37' (восточная), а г. Хабаровска 135°05', т.е. последний расположен восточнее г. Москвы на 97°28'. Таким образом, когда в Москве полдень (13 ч), с учетом декретного времени, в Хабаровске 19 ч 30 мин (по поясному местному времени 20 ч).


Рис.8.39. Определение географических координат точек по карте (точка А) и нанесение на карту точек по географическим координатам (точка Б)

Известно, что сторонами рамок листов топографических карт являются меридианы и параллели. Географические координаты углов рамок подписываются на каждом листе карты. Например, на рис.8.39 западная сторона рамки листа карты (меридиан) имеет долготу 18°07'30"; восточная -18°11'15"; северная сторона (параллель) имеет широту 54°47'30"; южная -54°45'.

Для определения по карте географических координат точек местности на каждом ее листе наносится дополнительная рамка с делениями через одну минуту. Каждое минутное деление разбито точками на шесть равных отрезков через 10". Чтобы определить координаты какой-либо точки, например, точки А (рис.8.38), надо вначале на глаз определить ее положение относительно минутных и секундных делений по широте и долготе. Затем соединить ближайшие к точке А одноименные секундные деления прямыми линиями по параллели (западная и восточная стороны рамки) и по меридиану (северная и южная стороны рамки карты). При этом проведенная параллель должна пройти южнее точки А, америдиан - западнее. На рис. 8.39 параллель проведена на широте 54°45'20", а меридиан - на долготе 18°08'50". После этого определить на глаз, каким частям десятисекундных делений по широте и долготе соответствуют расстояния от проведенных параллели и меридиана до точки А. Определив значения этих отрезков в секундах и прибавив их к значениям координат проведенных параллели и меридиана, получим географические координаты точки А. В нашем примере отрезок по широте равен 9", а отрезок по долготе – 8". Значит, широта точки А равна 54°45'29", а долгота – 18°08'58".

Для нанесения на карту точки по заданным географическим координатам, например, точки Б, имеющей широту 54°45'35" и долготу 18°08'03", поступают следующим образом (рис.8.38). На боковых западной и восточной сторонах минутной рамки от параллели (южной стороны рамки листа карты) с широтой 54°45' отсчитывают 35" с юга на север и через полученные точки проводят прямую линию (параллель с широтой 54°45'35"). Затем на северной и южной сторонах минутной рамки от меридиана (западной рамки листа карты) с долготой 18°07'30" отсчитывают на восток по 33" и через полученные точки проводят другую прямую линию (меридиан с долготой 18°08'03"). На пересечении проведенных линий и будет находиться точка с заданными координатами.

Географические координаты могут быть определены по крупномасштабной карте с точностью до 1-2". В линейной мере это составляет около 100 -200 м на разных широтах.

Географическими координатами пользуются обычно при определении взаимного положения точек, удаленных друг от друга на весьма большие расстояния. Командиры подразделений чаще всего имеют дело с плоскими прямоугольными координатами.

Плоские прямоугольные координаты представляют собой линейные величины, определяющие положения точек на плоскости относительно установленного начала координат. За начало координат принимается точка пересечения двух взаимно перпендикулярных осей координат.



Уверенное ориентирование на местности по карте в движении во многом зависит от предварительной подготовки к ориентированию.

Подготовка к работе с картой в движении включает: изучение и уточнение маршрута движения, подъем его на карте; измерение протяженности маршрута, расчет времени его прохождения; определение азимутов направлений движения на участках; проверку и подготовку к работе компасов и проверку исправности спидометра машины. Основными задачами при этом являются предварительное изучение условий ориентирования по маршруту движения и заблаговременная подготовка данных, необходимых для контроля правильности движения.

Маршрут движения выбирается по карте с учетом условий обстановки и характера местности. Предпочтение отдается дорогам с твердым покрытием.

Изучение заданного или выбранного маршрута движения выполняют в такой последовательности:

- просмотрев маршрут по карте, уясняют характеристику дорог и особенности местности, прилегающей к нему, устанавливают наличие придорожных сооружений, которые могут быть ориентирами, отмечают на карте участки, где следует уточнить условия ориентирования;

- на отмеченных участках детально изучают местные предметы и формы рельефа, которые могут служить надежными ориентирами, особенно тщательно изучают места поворотов на маршруте, перекрестков и развилок дорог, въездов в населенные пункты и выездов из них;

- по всему маршруту через 5—10 км выбирают контрольные ориентиры (наиболее устойчивые объекты на местности, легко опознаваемые при подъезде к ним).

Маршрут на карте поднимают цветным карандашом, обычно коричневым. Вдоль маршрута проводят сплошную линию, которая не должна закрывать условные знаки дороги и условные знаки местных предметов вдоль нее. Контрольные ориентиры обводят кружками. Затем измеряют расстояния между контрольными ориентирами, в измеренные расстояния вводят поправки на рельеф и извилистость маршрута (см. табл. 8.1). Например, при коэффициенте 1,1 на карте масштаба 1:100000 десятикилометровый участок откладывают отрезком, равным 9 см. После этого (если двигаются на машинах) переводят расстояния между ориентирами в показания спидометра и подписывают их у контрольных ориентиров.

При подготовке к движению в условиях, неблагоприятных для ориентирования, определяют и подписывают на карте магнитные азимуты направлений движения, чтобы можно было быстро перейти к ориентированию в пути по компасу (гирополукомпас).

Перед началом движения на исходном пункте записывают по­казания спидометра, время начала движения, сличают карту с местностью и определяют направление движения. Во время движения карту держат перед собой ориентированной, постоянно сличают ее с местностью, следя за прохождением намеченных ориентиров и сверяя показания спидометра с рассчитанными. Таким образом, осуществляется непрерывное ориентирование, которое обеспечивает правильность выдерживания указанного направления движения.

При подходе к перекрестку или развилке дорог примерно за 200—500 м до поворота механику-водителю указывают место предстоящего поворота и направление дальнейшего движения.

При въезде в лес или на участок, где мало ориентиров, записывают показания спидометра. Это позволит определить свое местоположение по пройденному расстоянию, которое при необходимости откладывается на карте.

К наблюдению за ориентирами в пути, особенно при движении ночью, обычно привлекают всех членов экипажа. Для этого их знакомят с маршрутом движения, а в ходе марша заранее предупреждают о предстоящем появлении ориентира.

При подготовке к совершению марша ночью маршрут выбирается так, чтобы он проходил по дорогам или вдоль каких-либо линейных местных предметов. Контрольные ориентиры по маршруту намечают на более близких расстояниях друг от друга, чем при движении днем.

Свое местоположение на карте в движении определяют по пройденному расстоянию, откладывая его от исходного пункта или контрольных ориентиров по направлению совершаемого движения.

При планировании движения вне дорог предварительно готовят данные для движения по азимутам. Повороты маршрута намечают у предметов, которые можно легко опознать ночью.

Определение координат целей (объектов) по карте.

Координатами называются угловые или линейные величины, определяющие положение точки на земной поверхности или в пространстве.

При определении положений объектов (целей) и местных предметов по карте применяются географические и плоские прямоугольные координаты.

Географическая широта- это угол, образованный плоскостью экватора и нормалью в данной точке к поверхности земного эллипсоида. Значение угла показывает, насколько та или иная точка на земном шаре севернее или южнее экватора. Если точка расположена в Северном полушарии, то ее широта называется северной, а если в Южном полушарии - южной. На рис.8.38 видно, что угол В соответствует широте точки М. Широта точек, расположенных на экваторе, равна 0°, а находящихся на полюсах (Северном и Южном) - 90°. Все точки, лежащие на одной географической параллели, имеют одинаковую широту.


Рис.8.38. Географические координаты

Географическая долгота- угол, образованный плоскостью начального меридиана и плоскостью меридиана, проходящего через данную точку. За начальный принят меридиан, проходящий через астрономическую обсерваторию в Гринвиче (близ Лондона). Все точки на земном шаре, расположенные к востоку от начального (Гринвичского) меридиана до меридиана 180°, имеют восточную, а к западу - западную долготу. Следовательно, угол L (рис.8.38) является восточной долготой точки М. Все точки, лежащие на одном географическом меридиане, имеют одинаковую долготу. Разность долгот двух пунктов на земной поверхности показывает не только их взаимное расположение, но и разницу во времени в этих пунктах в один и тот же момент: каждые 15° по долготе соответствуют одному часу времени. Например, долгота г. Москвы 37°37' (восточная), а г. Хабаровска 135°05', т.е. последний расположен восточнее г. Москвы на 97°28'. Таким образом, когда в Москве полдень (13 ч), с учетом декретного времени, в Хабаровске 19 ч 30 мин (по поясному местному времени 20 ч).


Рис.8.39. Определение географических координат точек по карте (точка А) и нанесение на карту точек по географическим координатам (точка Б)

Известно, что сторонами рамок листов топографических карт являются меридианы и параллели. Географические координаты углов рамок подписываются на каждом листе карты. Например, на рис.8.39 западная сторона рамки листа карты (меридиан) имеет долготу 18°07'30"; восточная -18°11'15"; северная сторона (параллель) имеет широту 54°47'30"; южная -54°45'.

Для определения по карте географических координат точек местности на каждом ее листе наносится дополнительная рамка с делениями через одну минуту. Каждое минутное деление разбито точками на шесть равных отрезков через 10". Чтобы определить координаты какой-либо точки, например, точки А (рис.8.38), надо вначале на глаз определить ее положение относительно минутных и секундных делений по широте и долготе. Затем соединить ближайшие к точке А одноименные секундные деления прямыми линиями по параллели (западная и восточная стороны рамки) и по меридиану (северная и южная стороны рамки карты). При этом проведенная параллель должна пройти южнее точки А, америдиан - западнее. На рис. 8.39 параллель проведена на широте 54°45'20", а меридиан - на долготе 18°08'50". После этого определить на глаз, каким частям десятисекундных делений по широте и долготе соответствуют расстояния от проведенных параллели и меридиана до точки А. Определив значения этих отрезков в секундах и прибавив их к значениям координат проведенных параллели и меридиана, получим географические координаты точки А. В нашем примере отрезок по широте равен 9", а отрезок по долготе – 8". Значит, широта точки А равна 54°45'29", а долгота – 18°08'58".

Для нанесения на карту точки по заданным географическим координатам, например, точки Б, имеющей широту 54°45'35" и долготу 18°08'03", поступают следующим образом (рис.8.38). На боковых западной и восточной сторонах минутной рамки от параллели (южной стороны рамки листа карты) с широтой 54°45' отсчитывают 35" с юга на север и через полученные точки проводят прямую линию (параллель с широтой 54°45'35"). Затем на северной и южной сторонах минутной рамки от меридиана (западной рамки листа карты) с долготой 18°07'30" отсчитывают на восток по 33" и через полученные точки проводят другую прямую линию (меридиан с долготой 18°08'03"). На пересечении проведенных линий и будет находиться точка с заданными координатами.

Географические координаты могут быть определены по крупномасштабной карте с точностью до 1-2". В линейной мере это составляет около 100 -200 м на разных широтах.

Географическими координатами пользуются обычно при определении взаимного положения точек, удаленных друг от друга на весьма большие расстояния. Командиры подразделений чаще всего имеют дело с плоскими прямоугольными координатами.

Плоские прямоугольные координаты представляют собой линейные величины, определяющие положения точек на плоскости относительно установленного начала координат. За начало координат принимается точка пересечения двух взаимно перпендикулярных осей координат.

В боевой обстановке очень часто приходится совершать передвижение по незнакомой местности как пешком, так и на всевозможных видах транспорта. Такие передвижения могут производиться по дорогам, вне дорог, на закрытой и пустынной местности, ночью, в густом тумане, при задымлении и в других условиях ограниченной видимости.

В зависимости от характера местности при ориентировании в движении пользуются, как правило, картой масштаба 1:100000 или 1:200000.

Основная задача ориентирования в движении - выдерживание заданного или намеченного на карте маршрута. Ориентирование в движении ведется непрерывно, с тем, чтобы постоянно знать свое местоположение на карте, которое определяют визуально, путем сличения карты с местностью. Для этого предварительно подготавливают карту, а в пути придерживаются определенного порядка.

Подготовка карты включает склеивание карты, подъем и изучение маршрута, выбор ориентиров, определение протяженности маршрута и азимутов отдельных направлений.

Подъем маршрута осуществляется линий коричневого цвета, не закрывая при этом условного знака дороги и условных знаков других местных предметов, чтобы не ухудшить их читаемость. Линию проводят обычно справа (снизу) от условного знака дороги.

Выбор ориентиров одновременно с подъемом маршрута. Ориентиры предназначаются для контроля выдерживания маршрута. Их выбирают в местах, где особенно важно убедиться в правильности движения (на местах, переездах, развилках и поворотах дорог). В качестве ориентира выбирают объекты местности, хорошо видимые с маршрута. Ориентиры обводят кружком коричневого цвета и около них подписывают расстояние в километрах от исходного пункта.

В отличии от плана марша, где расстояние подписывают через 5-10 км, на карте, предназначенной для ориентирования движения, расстояние подписывают у выбранных ориентиров. Азимуты определяют только на участках маршрута, трудных для ориентирования.

Перед началом движения на исходном пункте снимают показания спидометра машины и подписывают его на карте у первой точки. Затем переводят расстояния до каждого ориентира по показаниям спидометра машины путем прибавления их значений к начальному показанию спидометра и подписывают их у соответствующих точек.

Во время движения необходимо приближенно ориентировать карту, и двигаясь от одного ориентира к другому, систематически сличать карту с местностью. Особенно внимательно надо следить за правильностью движения через населенные пункты, на перекрестках и развилках дорог.

К карте обязательно следует обращаться при подходе к очередному контрольному ориентиру. Для наблюдения за местностью следует привлекать водителя и других членов экипажа.

У каждого ориентира считывают со спидометра пройденное расстояние и сличают его с данными карты.

В предвидении совершения марша ночью маршрут выбирается так, чтобы он проходил по дорогам или вдоль каких-либо линейных, местных предметов. Контрольные ориентиры по маршруту намечают на более близких расстояниях друг от друга, чем при движении днем.

Свое местоположение на карте в движении определяют чаще всего по пройденному расстоянию, откладывая его от исходного пункта или контрольного ориентира по направлению совершаемого движения.

При планировании движения вне дорог предварительные данные для движения по азимутам. Повороты маршрута помечают у местных предметов, которые можно опознать ночью.

Маршрут движения в лесу обычно намечают по дорогам и просекам. Направление движения выдерживают, как правило, по азимутам, особенно при движении в пешем порядке или на лыжах, свое местоположение в лесу определяют по пройденному расстоянию, поэтому в пути необходимо чаще контролировать правильность направления движения и пройденное по маршруту расстояние.

Маршрут движения в пустынной местности выбирают так, чтобы он включал имеющиеся на местности ориентиры: дороги, устья высохших рек, отдельные курганы, колодцы, оазисы и др. Движение совершают по азимутам, которые подготавливают заранее. Общее направление движения можно выдерживать по небесным светилам и по следу своей машины, если движение проходит прямолинейно.

Ориентирование. В крупном населенном пункте маршрут движения обычно начинают по главным и магистральным улицам. В качестве ориентира по маршруту могут быть площади, путепроводы, мосты, памятники, церкви и др., выделяющиеся местные предметы.

При переходе к населенному пункту тщательно сличают с картой местность и возможно точнее определяют место въезда в населенный пункт. В самом населенном пункте карту ориентируют по направлению улицы, по которой совершают движение.




Важное значение при движении по крупному населенному пункту имеет своевременное предупреждение водителя о поворотах на маршруте, т.к. потеря намеченного поворота может привести к потере в ориентировке.

В районах массовых разрушений карта часто не будет соответствовать местности, что существенно затрудняет ориентирование. Поэтому для ориентирования в таких условиях заранее готовят данные для движения по азимутам. Наиболее устойчивыми ориентирами в районе разрушений являются дороги с твердым покрытием, полотно железных дорог, типовые формы рельефа.

При ориентировании в движении по сильно измененной местности часто придется обходить различные препятствия и определять свое местоположение по остаткам разрушенных местных предметов.

При действиях на незнакомой местности могуг быть случаи, когда из-за недостаточных навыков в ориентировании ориентировка будет потеряна. Первый признак потери ориентировки—на местности не находят объектов, обозначенных на карте, и не могут определить на ней хотя бы приближенно свое местоположение. Для восстановления ориентировки надо попытаться найти на карте свое местоположение путем сличения карты с местностью, предварительно ориентировав карту по сторонам горизонта. Район, в котором предположительно находится место остановки, можно определить, восстановив хотя бы приближенно направление движения от последнего, уверенно опознанного ориентира и пройденное расстояние от него. Если путем сличения карта с местностью восстановить ориентировку затруднительно, можно воспользоваться следующими способами.

Методические указания по закреплению материала темы.

С целью углубления и закрепления теоретических знаний курсантов преподаватель проводит практическую отработку учебных вопросов по тактической обстановке.

Задание на самоподготовку:

1. На листах формата А4 составить карточку маршрута с указанием расстояний и азимутов.




Ориентирование в движении заключается в выдерживании заданного или намеченного маршрута и постоянном фиксировании мысленно или графически своего местоположения на карте.

Свое местоположение на карте определяют в движении обычно визуально по ближайшим ориентирам. Удаленные ориентиры используются при необходимости для определения точки стояния (на коротких остановках) засечками. Когда мало ориентиров или видимость ограничена, местоположение определяют по пройденному расстоянию от исходного пункта или надежно опознанного на маршруте ориентира, которое считывают по шкале спидометра машины и откладывают на карте. Этот способ чаще всего применяют при движении по дорогам или вдоль каких-нибудь линейных ориентиров.

Уверенное ориентирование на местности в движении во многом зависит от правильного выбора масштаба карты, ее соответствующей подготовки и соблюдения определенного порядка работы на ней в пути.

Ориентироваться в движении легче по среднемасштабной карте, на которой с достаточной полнотой отображены все основные объекты местности. Работать с крупномасштабной картой на большой скорости движения значительно труднее, чем с картой среднего масштаба. Так, например, при скорости движения 50 км/ч машина за одну минуту проходит около 800 м. На таком отрезке пути на обжитой местности может встретиться много местных предметов, которые зафиксировать в памяти и найти на карте за одну минуту почти невозможно, да в этом и нет необходимости.

При подборе карты для ориентирования учитывают условия боевой обстановки, характер маршрута и окружающей местности. Если совершается марш в предвидении встречного боя, то следует пользоваться картой масштаба 1:100000. Эта карта обеспечивает надежное ориентирование на среднепересеченной местности, а также когда маршрут проложен по дорогам различных классов. При возникновении встречного боя она позволяет осуществлять управление действиями подразделений и огнем.

Карта масштаба 1:200000 используется для ориентирования, когда возникновение встречного боя маловероятно, а маршрут проходит по автомобильным дорогам с твердым покрытием. Эта карта более удобна для ориентирования и на открытой местности, где ориентиров мало (пустыня, степь). В таких районах на карте масштаба 1:200 000 отображаются все местные предметы, которые можно использовать как ориентиры. Удобство в работе заключается в том, что при ориентировании можно быстро изучать окружающую местность и опознавать ориентиры на большом удалении от маршрута движения визуально. Кроме того, число листов этой карты на одну и ту же площадь по сравнению с картой более крупного масштаба будет значительно меньше. На ней даны расстояния между крупными объектами.

При ориентировании по маршруту движения в горах, лесисто-болотистой местности, когда марш совершается преимущественно по грунтовым дорогам, где скорость движения небольшая, следует пользоваться картой масштаба 1:50000. Эта карта применяется для ориентирования и в районах с хорошо развитой сетью дорог, так как отдельные грунтовые дороги в таких районах на картах масштабов 1:100000 и 1:200000 не показываются. Карта масштаба 1:50000 обеспечивает надежное ориентирование в городах и крупных населенных пунктах.

При подготовке карты к ориентированию особенно важно уяснить ее масштаб, т. е. четко представить, какому расстоянию на местности соответствует определенный отрезок на карте. Этот элемент оценки карты является важным условием ее быстрого сличения с местностью.

Маршрут прокладывается обычно по автомобильным дорогам с твердым покрытием. В зависимости от обстановки предпочтение следует отдавать тому варианту маршрута, при котором меньше крупных населенных пунктов, мостов, дамб и плотин, так как они могут быть разрушены или заминированы. При планировании движения по грунтовым дорогам особое внимание необходимо обращать на их состояние в случае ненастной погоды. Условия ориентирования по маршруту движения оцениваются с учетом возможных изменений на местности.

Намеченный маршрут поднимается на карте сплошной линией коричневого цвета. Линия проводится с южной или восточной стороны маршрута. Чтобы не затемнять основные ориентиры по маршруту движения, сплошная линия в таких местах прерывается. Колонные пути и обходы труднопроходимых участков на маршруте поднимаются на карте прерывистой линией.

Одновременно с подъемом маршрута намечаются контрольные ориентиры, которые выбираются через 5 - 10 км. Они обводятся кружками коричневого цвета. Если ориентиров мало, то их целесообразно выделять увеличением условного знака или подтушевкой, добиваясь большей читаемости ориентиров на карте. Такие ориентиры служат для контроля правильности выдерживания маршрута.

В обжитых районах контрольными ориентирами могут служить населенные пункты, мосты, переезды через железные дороги и т. п. Во всех случаях намечают контрольные ориентиры на поворотах и съездах на другую дорогу. Ориентирами здесь служат, как правило, перекрестки или развилки дорог.

Протяженность маршрута измеряется по карте с учетом увеличения за извилистость и характер рельефа. Окончательный результат подписывается у соответствующих ориентиров нарастающим от исходного пункта итогом. В дальнейшем, во время движения, эти данные используют для контроля правильности движения, сличая их с расстояниями, которые считываются со спидометра. На карте, предназначенной для планирования марша, дополнительно отмечают десятикилометровые участки по маршруту.

При изучении маршрута, поднятого на карте, устанавливаются характер дорог, перекрестков, развилок, их взаимное расположение. Если позволяет время, то необходимо изучить и запомнить не только маршрут, но и местность вдоль маршрута в полосе 3-4 км, обращая особое внимание на вероятные объезды разрушенных объектов и труднопроходимых участков.

Предварительная подготовка карты имеет очень большое значение для точного ориентирования на местности и выдерживания маршрута. Если условия обстановки не позволяют полностью подготовить карту и детально изучить маршрут, то прежде всего следует поднять маршрут на карте, а при первой возможности наметить ориентиры и определить расстояния до них.

При ориентировании в пути непременным условием правильности выдерживания направления движения является непрерывность ориентирования. На исходном пункте снимают показание спидометра и прибавляют его поочередно к каждому расстоянию, подписанному на карте у контрольных ориентиров. Полученные результаты должны соответствовать показаниям спидометра при подходе машины к тому или иному ориентиру. Они надписываются на карте у ориентиров под измеренными расстояниями (в знаменателе). Кроме того, перед началом движения определяют направления на стороны горизонта и записывают на карте у исходного пункта время начала движения.

В пути карту держат все время ориентированной по ходу движения. При каждом повороте машины поворачивают и карту на соответствующий угол. Если движение совершается вне дорог, карту ориентируют по местным предметам и формам рельефа. Внимательно наблюдают за местностью, опознают местные предметы, мысленно фиксируют свое продвижение по маршруту.

При движении в бронетранспортере (танке) наблюдать за местностью значительно сложнее, чем при движении на автомобиле или в пешем порядке. Поэтому необходимо чаще обращаться к показаниям спидометра, откладывая считанные с него расстояния на карте. Водителю ставится в таких случаях задача докладывать, когда отсчет по спидометру будет приближаться к значению, записанному на карте у контрольного ориентира, к которому подходит машина.

Во время движения обязательно обращаются к карте при подходе к перекрестку или развилке дорог. Своевременно (за 200-500 м) указывают водителю ориентир и направление дальнейшего движения.

При обходе районов пожаров, завалов, затоплений и участков заражения местности необходимо, прежде всего, точно определить свое местоположение на карте и записать показание спидометра, наметить путь обхода препятствия и поднять на карте ориентиры, которые встретятся на этом пути. Если позволяет обстановка, обходить препятствия целесообразно по просекам, вдоль рек, ручьев, линий электропередачи и других линейных ориентиров, заранее определив по карте магнитные азимуты их направлений. В таком случае будет легко контролировать по компасу направления движения.

На автомобильных дорогах с твердым покрытием (автострадах, шоссе) имеется много путевых дорожных знаков. В боевой обстановке при ориентировании пользоваться этими знаками нужно весьма осторожно: противник может переставить их или заменить другими указателями с ложными надписями.

Наряду с местными предметами для контроля движения по маршруту следует использовать элементы рельефа: характерные высоты и хребты, лощины, овраги, обрывы, промоины. Это особенно важно при движении на местности, где произошли большие изменения, так как местные предметы могут быть уничтожены или созданы вновь, а основные формы рельефа останутся неизменными.

При малейшем сомнении в правильности движения во всех случаях необходимо уточнить свое местоположение тщательным сличением карты с местностью. Если сделать это в движении не удается, следует остановиться и восстановить ориентирование.

Ориентирование считается потерянным, если на местности не находят обозначенных на карте объектов и не могут определить на карте свое местоположение, Случаи отклонения от маршрута и потери ориентиров возникают обычно из-за слабых навыков в ориентировании или при небрежном ориентировании, когда перестают непрерывно следить за продвижением по маршруту.

При восстановлении ориентирования, прежде всего, определяют направления на стороны горизонта (по компасу, небесным светилам или признакам местных предметов), затем ориентируют карту и внимательно сличают ее с местностью. Если найти на карте точку стояния не удается, ориентировку восстанавливают в зависимости от обстановки одним из следующих приемов.

Уверенное ориентирование и выдерживание заданного направления движения по карте во многом зависит от подготовки к ориентированию. Основной задачей при этом является предварительное изучение условий ориентирования по маршруту движения и заблаговременная подготовка данных, необходимых для контроля правильности движения.

Подготовка к ориентированиювключает в зависимости от обстановки полностью или частично следующие мероприятия: выбор и изучение маршрута движения, подъем его на карте, измерение протяженности маршрута и разбивку его на отдельные участки, определение азимутов направлений движения на участках, затруднительных для ориентирования по карте, проверку исправности компаса (гирополукомпаса) и спидометра.

Выбор и изучение маршрута. Маршрут движения выбирается по карте с учетом условий обстановки и характера местности. Предпочтение отдается дорогам с твердым покрытием.

Изучение заданного или выбранного маршрута движения выполняют в такой последовательности:

— просматривают маршрут на карте, уясняют характеристику дорог и особенности прилегающей к ним местности, устанавливают наличие придорожных сооружений, которые могут быть ориентирами, отмечают на карте участки, где следует уточнить условия ориентирования;

— на отмеченных участках детально изучают местные предметы и формы рельефа, которые могут служить надежными ориентирами; особенно тщательно изучают места поворотов маршрута, перекрестков и развилок дорог, въездов в населенные пункты и выездов из них;

— по всему маршруту выбирают через 5—10 км контрольные ориентиры; они должны быть наиболее устойчивыми объектами местности и легко опознаваться при подъезде к ним.

Подъем маршрута на карте. Маршрут на карте поднимают цветным карандашом обычно коричневого цвета. Контрольные ориентиры обводят кружками. Вдоль маршрута проводят прерывистую линию, которая не должна закрывать условный знак дороги, а также по возможности условные знаки местных предметов вдоль нее. Затем измеряют расстояния между контрольными ориентирами, в измеренные расстояния вводят поправки за рельеф и извилистость маршрута (см. табл. 6). Например, если коэффициент поправки равен 1,1, то на карте масштаба 1:100000 десятикилометровый участок откладывают отрезком, равным 9 см. После этого переводят расстояния между ориентирами в показания спидометра и подписывают их у контрольных ориентиров (рис. 76).


При подготовке к движению в условиях, не благоприятных для ориентирования, определяют и подписывают на карте магнитные азимуты направлений движения, чтобы можно было быстро перейти к ориентированию в пути по компасу (гирополукомпасу).

Ориентирование в пути.Перед началом движения на исходном пункте записывают показания спидометра, время начала движения, сличают карту с местностью и определяют направление пути.

Во время движения карту держат перед собой ориентированной, постоянно сличают ее с местностью, следят за прохождением намеченных ориентиров, сверяя показания спидометра. Таким образом осуществляется непрерывное ориентирование, которое обеспечивает правильность выдерживания указанного направления движения.

В бою выдерживание направления движения осуществляется по ориентирам, указанным непосредственно на местности и заранее хорошо изученным.

На марше к карте обязательно обращаются при подходе к перекрестку или развилке дорог. Примерно за 200—500 м до поворота механику-водителю указывается место предстоящего поворота и направление дальнейшего движения. Например: “Через 500 м поворот направо на просеку”.

При въезде в лес или на участок, где мало ориентиров, записывают показания спидометра. Это позволяет в любой момент времени определить свое местоположение по пройденному расстоянию, которое при необходимости откладывается на карте.

К наблюдению за ориентирами в пути, особенно при движении ночью, обычно привлекают всех членов экипажа. Для этого их предварительно знакомят с маршрутом движения, а в ходе марша заранее предупреждают о предстоящем появлении ориентира.

Особенности ориентирования при движении в различных условиях.Ориентирование при движении ночью. В предвидении совершения марша ночью маршрут выбирается так, чтобы он проходил по дорогам или вдоль каких-либо линейных местных предметов. Контрольные ориентиры по маршруту намечают на более близких расстояниях друг от яруга, чем при движении днем.

Свое местоположение на карте в движении определяют чаще всего по пройденному расстоянию, откладывая его от исходного пункта или контрольного ориентира по направлению совершаемого движения.

При планировании движения вне дорог предварительно готовят данные для движения по азимутам. Повороты маршрута намечают у местных предметов, которые можно легко опознать ночью.

Ориентирование при движении в лесу. Маршрут движения в лесу обычно намечают по дорогам и просекам. Направления движения выдерживают, как правило, по азимутам, особенно при движении в пешем порядке или на лыжах. Свое местоположение в лесу определяют по пройденному расстоянию, поэтому в пути необходимо чаще контролировать правильность направления движения и пройденное по маршруту расстояние.

Ориентирование при движении в пустыне (степи). Маршрут движения в пустынной местности выбирают так, чтобы он включал имеющиеся на местности ориентиры: дороги, русла высохших рек, отдельные курганы, колодцы, оазисы и др. Движение совершают по азимутам, которые подготавливают заранее. Общее направление движения можно выдерживать по небесным светилам или по следу своей машины, если движение происходит прямолинейно.

Ориентирование при движении в горной местности. Маршрут движения в горной местности намечают обычно по лощинам, горным проходам и перевалам. В качестве ориентиров могут быть намечены выделяющиеся вершины гор, седловины, обрывы, скалы, осыпи и другие формы рельефа. Хорошими ориентирами служат горные реки и ручьи, протекающие в долинах. Кроме ориентиров по маршруту полезно намечать вспомогательные ориентиры, видимые со многих точек маршрута. Ими могут быть выступы горного хребта, заснеженные вершины гор. Вспомогагельные ориентиры используются для выдерживания общего направления движения.

Ориентирование при движении в крупном населенном пункте. Маршрут движения через крупный населенный пункт обычно намечают по главным и магистральным улицам. Такие упицы четко выделяются на карте. В качестве ориентиров по маршруту могут быть площади, путепроводы, мосгы, памятники, церкви и другие выделяющиеся местные предметы.

При подходе к населенному пункту тщательно сличают карту с местностью и возможно точнее определяют место въезда в населенный пункт. В самом населенном пункте карту ориентируют по направлзнию улицы, по которой совершают движение.

Важное значение при движении по крупному населенному пункту имеет своевременное предупреждение водителя о поворотах на маршруте, так как проезд намеченного поворота может привести к потере ориентировки.

Ориентирование на местности, подвергшейся значительным разрушениям. В районе массовых разрушений карта часто че будет соответствовать местности, что существенно зчтруднит ориентирование. Поэтому для ориентирования в таких районах заранее готовят данные для движения по азимутам. Наиболее устойчивыми ориентирами в районах разрушений являются дороги с твердым покрытием, полотно железных дорог, типовые формы рельефа (вершины гор и холмов, хребты, седловины, лощины).

При ориентировании в движении по сильно измененной местности часто придется обходить различные препятствия и определять свое местоположение по остаткам разрушенных местных предметов. Широкое применение в этих условиях найдет наземная навигационная аппаратура (см, гл. 6), которая позволяет уверенно ориентироваться на местности в любых условиях.

Восстановление потерянной ориентировки.При действиях на незнакомой местности могуг быть случаи, когда из-за недостаточных навыков в ориентировании ориентировка будет потеряна. Первый признак потери ориентировки—на местности не находят объектов, обозначенных на карте, и не могут определить на ней хотя бы приближенно свое местоположение. Для восстановления ориентировки надо попытаться найти на карте свое местоположение путем сличения карты с местностью, предварительно ориентировав карту по сторонам горизонта. Район, в котором предположительно находится место остановки, можно определить, восстановив хотя бы приближенно направление движения от последнего, уверенно опознанного ориентира и пройденное расстояние от него. Если путем сличения карта с местностью восстановить ориентировку затруднительно, можно воспользоваться следующими способами.

Графическое определение на карте района местонахождения. На ориентированной карте от условного знака последнего пройденного ориентира, который был уверенно опознан, проводится прямая, соответствующая направлению последнего участка маршрута. Отложив на прямой пройденное расстояние от ориентира, устанавливают дальнюю границу района местонахождения. Ближняя граница определяется в пределах 3/4 расстояния, пройденною от последнего ориентира. Например (рис. 77), подразделение, совершая марш, достигло северной окраины населенного пункта Осетр (показание спидометра 61,3). Затем, двигаясь к населенному пункту Холм, что в 12,4 км от пункта Осетр, в качестве промежуточного ориентира был намечен мост через реку Уводь. На 4 км пути водитель машины по ошибке свернул влево на проселочную дорогу, на которой также оказался мост, принятый за намеченный промежуточный ориентир. Когда на спидометре появилась цифра 73,7, командир обнаружил потерю ориентировки. Судя по пройденному расстоянию, подразделение должно было находиться в населенном пункте Холм, а фактически оно оказалось в лесу. Уточнив по компасу среднее направление движения от пункта Осетр, командир прочертил его на карте, отложил на нем пройденное расстояние (12 км) и из полученной точки ограничил предполагаемый район своего местонахождения радиусом 3 км (1/4 пройденного пути). После тщательного изучения обозначенного района была обнаружена развилка дорог—место ошибочного поворота с маршрута. Убедившись, что подразделение находится на проселочной дороге, обозначенной на карте, не представляет труда определить точку своего стояния, например по ближайшей по ходу движения развилке дорог, и наметить путь к конечному пункту или к выходу на маршрут.


По линейному ориентиру (рис. 78). Подразделение, двигаясь по заросшей лесной дороге, не обозначенной на карте, достигло лесной поляны. По пройденному расстоянию командир определил вероятный район местонахождения подразделения. На карте в этом районе показано несколько похожих друг на друга полян. Измеренный магнитный азимут направления поляны, на которую вышло подразделение, оказался равным 6°. Таких полян, вытянутых в направлении по азимуту 6°,показано на карте три. Командир внимательно изучил их и установил, что одна из полян находится в лощине, другая расположена в седловине, а третья—на ровном участке местности. Эти особенности расположения полян на рельефе позволили быстро разобраться в обстановке и определить точку стояния (поляна на седловине).

Читайте также: