Рефлекторный характер психики кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Понятие о психическом отражении и его особенностях. Рефлекторный характер психического отражения.

Традиционно они определяют понятие психики - как свойства живой высокоорганизованной материи, заключающейся в способности отражать окружающий объективный мир в его отношениях и отношениях с его состояниями.

Этимологически слово "психея" (по-гречески "душа") имеет двойное значение. Ценность несет смысловое бремя сущности вещи.

Психика - это существо, в котором внеположность и многообразие природы собираются в единое целое, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в ее связях и отношениях.

Проблему можно поставить так: психика - это всего лишь свойство нервной системы, специфическое представление о ее работе, или психика тоже имеет специфический субстрат? Единственное, что здесь еще можно сказать, это то, что психику нельзя просто свести к нервной системе. На самом деле нервная система - это орган (по крайней мере, один из органов) психики. Когда нарушается деятельность нервной системы, нарушается психика человека.

Тесная связь психики и мозговой деятельности не подвергается сомнению, повреждение или физиологическая неполноценность мозга явно приводят к неполноценности и психики. Хотя мозг - это орган, деятельность которого обусловлена психикой, но содержание этой психики вырабатывается не самим мозгом, а его источником является внешний мир.

Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, но содержат свойства внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, в результате которых возникает психическое. Трансформация сигналов, осуществляемая в мозге, воспринимается человеком как события, происходящие вне его, во внешнем пространстве и в мире.

Характеристики психических процессов выводятся не только из закономерностей функционирования мозга, реализующего эти процессы.

Теория механической идентичности, напротив, утверждает, что психические процессы - это, по сути, физиологические процессы, то есть мозг выделяет психику, мысли, подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостатком этой теории является то, что психика отождествляется с нервными процессами, вы не видите между ними качественных различий.

Теория единства гласит, что психические и физиологические процессы происходят одновременно, но они качественно различны.

Психические явления не связаны с собственным процессом, а не с отдельными специализированными отделами мозга и организованным сочетанием таких процессов, т.е. психика - это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека на протяжении всей жизни и осваивают исторически сложившиеся формы деятельности и опыт человечества посредством собственной активной деятельности.

Человеческая психика не дана человеку с рождения в готовом виде и не развивается сама по себе, не появляется сама по себе человеческая душа, когда ребенок изолирован от людей. Только в процессе общения и взаимодействия ребенка с другими людьми у него сформировалась человеческая психика, иначе при отсутствии общения с людьми у ребенка не появляется ничего человеческого ни в поведении, ни в психике (явление Маугли). Таким образом, человеческая психика, обладающая специфически человеческими свойствами (сознанием, языком, трудом и т. д.), формируется у человека только на протяжении всей жизни в процессе усвоения культуры, созданной предшествующими поколениями. Таким образом, психика человека включает в себя как минимум 3 компонента: внешний мир, по характеру, его отражение — полная активность мозга — взаимодействие с людьми, активная передача новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.

Умственная рефлексия характеризуется рядом особенностей:

• есть возможность правильно отразить окружающую реальность, а правильность отражения подтверждается практикой;

• сам мысленный образ формируется в процессе активной деятельности человека,

* умственная рефлексия углубляется и совершенствуется;

* обеспечивает адекватность поведения и активности;

* нарушенная индивидуальностью человека:

* имеет опережающий характер.

Функции психики: отражение окружающего мира и регулирование поведения и деятельности живого существа с целью обеспечения его выживания.

Существуют различные подходы к филогенезу, чтобы понять, кому присуща психика:

1) Антропсихизм (Декарт) - психика присуща только человеку;

2) Панпсихизм (французские материалисты) - общая духовность природы, всей природы, всего мира присуща психике (и камню в том числе);

3) Биопсихизм - психика - это свойство живой природы (присущее и растениям);

4) Нейропсихизм (Х. Дарвин) - психика характерна только для организмов, имеющих нервную систему;

5) м (К. К. Платонов) - психика только у организмов с нервной системой с мозгом (при таком подходе у насекомых психика отсутствует, так как у них завязана нервная система, без выраженного мозга);

6) критерием появления микробов психики у живых организмов является наличие чувствительности (А. Н. Леонтьев) — способности реагировать на жизненно важные раздражители окружающей среды (звук, запах и др.), сигналы на жизненно важные раздражители (пища, опасность) из-за их объективно устойчивой связи. Критерием чувствительности является способность формировать условные рефлексы - естественную связь внешнего или внутреннего раздражителя с определенной деятельностью через нервную систему.

Теория эволюции гласит, что люди, адаптированные к этой среде, оставляют больше потомства, чем менее приспособленные, чье потомство постепенно уменьшается и исчезает. Эта теория позволяет понять, как происходило развитие поведения и психики с момента появления жизни на Земле до наших дней. Психика возникает и развивается именно у животных, потому что в противном случае они не могли бы ориентироваться и существовать в окружающей среде.

Простейшие формы поведения появились вместе с первыми одноклеточными существами - это таксисы, которые проявляются в общей механической реакции организма на тот или иной источник раздражения.

С развитием нервной системы появились рефлексы, определяемые как более конкретные и точные реакции на раздражение определенных рецепторов или органов чувств. Инстинктивное поведение намного сложнее и специфично для каждого данного вида; структура и цели каждой из его форм заложены генетически. Инстинкт - это врожденные, неизменные формы поведения, одинаковые у особей определенного вида, это врожденная последовательность, алгоритм-реакции в ответ на строго определенные стимулы. То или иное инстинктивное поведение может проявиться только в том случае, если связанный с ним врожденный триггер обнаружит, что для этого были созданы соответствующие внутренние и внешние условия. Тиснение - это особое явление, присущее некоторым видам животных, неизгладимое тиснение первой информации после рождения. В результате импринтинга у мальчиков (птенцов) с первых часов жизни возникает глубокая привязанность к первому движущемуся объекту, с которым они встречаются. По мере развития способности к обучению животные получают возможность изменять свое поведение в зависимости от обстоятельств, тем самым приспосабливаясь к изменяющейся среде.

Увеличение сложности поведения связано с развитием психики животных.

Развитие психики у животных проходит ряд этапов.

На первом этапе элементарной чувствительности животное реагирует только на отдельные свойства объектов внешнего мира, и его поведение определяется врожденными инстинктами (питание, самосохранение, размножение и т.

На II этапе предметного восприятия отражение реальности осуществляется в виде целостных образов предметов и животное способно к обучению, возникновение интеллектуальной психики характеризуется способностью животного отражать индивидуально приобретенные поведенческие способности.

Психика человека имеет качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens - разумный человек). Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, возникающей из-за необходимости совершать совместные действия по добыванию пищи при внезапном изменении условий жизни первобытного человека. И хотя биологически морфологические особенности вида человека стабильны на протяжении тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе труда. Трудовая деятельность носит производительный характер; труд, осуществляющий производственный процесс, запечатлен в ее продукте, т.е. происходит процесс воплощения, выявления в продуктах деятельности людей их духовных сил и способностей. Таким образом, материальная, духовная культура человечества является объективной формой воплощения достижений духовного развития человечества.

Труд - это процесс, связывающий человека с природой, процесс влияния человека на природу. Характерная для трудовой деятельности:

1) использование и изготовление инструментов, сохранение их для последующего использования;

2) продуктивный характер и целесообразность рабочих процессов;

3) подчинение труда представлению о продукте труда — цели труда, которая, как и закон, определяет способ трудовых действий;

4) общественный характер работы, ее осуществление в условиях совместной деятельности;

5) работа направлена на преобразование внешнего мира. Изготовление, использование и сохранение инструментов, разделение труда способствовали развитию абстрактного мышления, языка, языка, развитию общественно-исторических отношений между людьми.

Натуралисты и врачи, изучающие анатомию человека, еще в древности предполагали, что психические явления связаны с деятельностью мозга и рассматривают психические заболевания как следствие нарушения их деятельности, существенной опорой этих взглядов были наблюдения за пациентами с определенными нарушениями работы мозга в результате травмы, травмы или болезни. У таких больных, как известно, наблюдаются сильные нарушения умственной деятельности - страдают зрение, слух, память, мышление и речь, нарушаются произвольные движения и т. Однако связь психической деятельности с деятельностью мозга была лишь первым шагом на пути научного изучения психики. Эти факты еще не объясняют, какие физиологические механизмы лежат в основе умственной деятельности.

Мы уже упоминали, что естественнонаучное развитие и обоснование рефлекторного характера всех видов психической деятельности является заслугой русской физиологии, и прежде всего двух ее крупных представителей - ИМ. Сеченова (1829- 1905) и

Путем последовательного анализа психических явлений Сеченов показал, что все они заключены в целостном рефлекторном акте, в целостной реакции организма на воздействие окружающей среды, регулируемой человеческим мозгом. Рефлекторный принцип психической деятельности позволил Сеченову сделать важнейший для научной психологии вывод о детерминизме, причинно-следственной обусловленности всех действий и поступков человека внешними воздействиями. Он писал: "Первоначальная причина любого поступка всегда заключается во внешнем чувственном возбуждении, потому что без него никакая мысль невозможна", при этом Сеченов предостерегал от упрощенного понимания внешних условий. Он неоднократно указывал, что здесь имеют значение не только внешние воздействия, но и совокупность испытанных человеком прошлых влияний, весь его прошлый опыт. Также И. М. С Было показано, что несправедливо о церебральная конечность рефлексирует от своего естественного начала (воздействие на органы чувств) и конца (встречное движение).

Какова роль психических процессов? Это функция сигнала или регулятора, которая адаптирует действие к изменяющимся условиям. Психическое - это регулятор реакции не само по себе, а как свойство, функция соответствующих отделов мозга, куда течет, где хранится и обрабатывается информация о внешнем мире. Психические явления - это реакции мозга на внешнее (окружающее) и внутреннее (состояние организма как физиологической системы) воздействие. То есть психические явления являются постоянными регуляторами активности, возникающими в ответ на раздражение, которое действует сейчас (чувство и восприятие) и когда-то было в прошлом опытом (памятью), обобщая эти эффекты или предвидя результаты, к которым они приводят (мышление, воображение). Таким образом, У Сеченова выдвинулась идея отражения психики и психической регуляции деятельности.

Свое развитие и экспериментальное обоснование принцип рефлекса получил в трудах И. П. Павлова и его школы. И. П. Павлов экспериментально доказал правильность понимания психической деятельности как деятельности мозга, открыл основные физиологические законы, создал новую область науки - физиологию высшей нервной деятельности, учение об условных рефлексах.

Между раздражителями, действующими на организм, и реакциями организма образуются временные связи. Их формирование является важнейшей функцией коры головного мозга. Для любого вида умственной деятельности, кроме деятельности мозга, временная нервная связь является наиболее важным физиологическим механизмом. Любой психический процесс не может возникнуть сам по себе, без воздействия на мозг тех или иных раздражителей. Конечным результатом каждого психического процесса и временной связи является действие, идентифицированное вовне в ответ на это внешнее воздействие. Таким образом, психическая деятельность - это рефлексивная, рефлекторная деятельность мозга, вызванная воздействием объектов и явлений реальности. Все эти положения раскрывают механизм отражения объективной реальности. Таким образом, учение о высшей нервной деятельности является естественнонаучным фундаментом материалистического понимания психических явлений.

Итак, психика - это свойство мозга. Чувство, мысль, сознание - это высший продукт материи, организованной особым образом. Умственная деятельность организма осуществляется с помощью множества специальных физических устройств. Некоторые из них воспринимают воздействие, другие — преобразуют его в сигналы, строят планы поведения и контролируют его, третьи — стимулируют мышцы. Вся эта сложная работа обеспечивает активную ориентацию в окружающей среде.

Деятельность нервной системы носит рефлекторный (отражательный) характер. Рефлекс − это цепь событий, включающая передачу сигнала с помощью нервной системы от какого-либо органа чувств, с развитием ответной автоматической реакции. Путь, по которому проходит нервное возбуждение при внешнем раздражении, называется рефлекторной дугой и состоит из следующих этапов: 1. Передача вызванного раздражителем возбуждения в центр − спинной и головной мозг. Эта часть рефлекса называется чувствительной, афферентной. 2. Центральная (мозговая) часть, где происходит передача возбуждения от клетки чувствительного нерва к клетке двигательного нерва. 3. Передача нервного возбуждения в мышцы или в железы. Эта часть рефлекса называется двигательной, эфферентной.

Все рефлексы распадаются на две большие группы: безусловные и условные.

Безусловными рефлексами называются врожденные и более или менее неизменные рефлексы, осуществляющиеся отделами нервной системы, лежащими ниже коры головного мозга. Врожденные бессознательные акты поведения в ответ на поступающие извне раздражения обозначаются как инстинкты. В их основе лежит биологическая мотивация. Все инстинкты по своим механизмам представляют совокупность безусловных рефлексов. Инстинкты стереотипно запускаются при наличии внешнего стимула. К основным относят инстинкт самосохранения, пищевой и половой. В течение жизни организма (с накоплением жизненного опыта) постоянно возникают новые изменчивые формы реагирования − условные рефлексы. Они формируются и осуществляются у высших животных корой головного мозга. При образовании условных рефлексов раздражитель, который ранее был безразличен для организма, становится сигналом другого раздражителя, имеющего для организма прямое жизненное значение.

Известно, что раздражитель, действующий на органы чувств, вызывает возбуждение определенного участка коры головного мозга. Это возбуждение не остается на месте, а распространяется, или иррадиирует, по коре, захватывая и ближайшую подкорку. Существенным является тот факт, что иррадиация возбуждения не происходит равномерно во всех направлениях. Место наибольшего в данный момент возбуждения в коре головного мозга называется доминантой − стойким очагом возбуждения. Если в коре головного мозга возникает стойкая доминанта, то всякое возбуждение, вызванное любым, относительно более слабым раздражителем, притягивается к этому очагу, распространяется в его направлении. Учение о доминанте как господствующем очаге возбуждения в мозгу, было создано выдающимся русским физиологом − А.А. Ухтомским. Образование условного рефлекса всегда сопряжено с выделением того раздражителя, на который образуется рефлекс. Химико-физические воздействия из внешней или внутренней среды организма преобразуют в нервные импульсы специальные нервные образования − рецепторы. Функциональная единица нервной системы, ответственная за прием и анализ сенсорной информации какой-либо одной модальности, обозначается термином анализатор. Существуют: зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, кожный, вестибулярный, двигательный анализаторы, анализаторы внутренних органов. В анализаторе выделяют три отдела: 1. Воспринимающий орган или рецептор, предназначенный для преобразования энергии раздражения в процесс нервного возбуждения; 2. Проводник, состоящий из афферентных нервов и проводящих путей, по которому импульсы передаются к вышележащим отделам центральной нервной системы; 3. Центральный отдел, состоящий из релейных подкорковых ядер и проекционных отделов коры больших полушарий.

В своем поведении животные руководствуются сигналами, которые были названы И. П. Павловым сигналами первой сигнальной системы. Вся психическая деятельность животных осуществляется на уровне первой сигнальной системы. У человека сигналы первой сигнальной системы (конкретные образы, представления) также играют весьма важную роль, регулируя и направляя его поведение. Но у человека, в отличие от животных, наряду с первой сигнальной системой имеется вторая сигнальная система, составляющая его исключительное достояние и преимущество. При помощи слова могут быть сигнализированы, замещены сигналы первой сигнальной системы, образы-сигналы. Слово их сигнализирует, замещает, обобщает, и может вызвать все те действия, которые вызывают последние,

И. П. Павлов для обозначения динамических особенностей нервной системы ввел понятие ее свойств. По мнению Павлова, существует три основных свойства нервной системы:

1. сила как способность нервных клеток сохранять нормальную работоспособность при интенсивных возбудительных и тормозных процессах; 2. подвижность как способность быстрого перехода от одного процесса к другому; 3. уравновешенность как одинаковая выраженность нервных процессов торможения и возбуждения. В последующем к этим свойствам были добавлены: 1) динамичность как способность мозговых структур быстро отвечать возбудительными и тормозными процессами при формировании условных реакций; 2) лабильность как скорость возникновения и окончания нервных процессов; 3) активированность как индивидуальный уровень активации процессов возбуждения и торможения.

Свойства нервной системы, в основном, генетически детерминированы и определяют индивидуальные различия в поведении при реагировании на воздействия среды. Нервные процессы в коре больших полушарий, начинаясь в определенном месте, всегда распространяются по другим участкам нервной системы. Важное значение в деятельности нервной системы имеет закон взаимной индукции нервных процессов, согласно которому каждый из нервных процессов − возбуждение и торможение − вызывает или усиливает противоположный процесс. Возбуждение, возникающее в определенном участке коры головного мозга, вызывает в расположенных вокруг него участках процесс торможения. Возникшее в определенном пункте торможение вызывает в окружающих участках обратный ему процесс возбуждения.

Основные этапы развития астрономии. Гипотеза Лапласа: С точки зрения гипотезы Лапласа, это совершенно непонятно.

Историческое сочинение по периоду истории с 1019-1054 г.: Все эти процессы связаны с деятельностью таких личностей, как.

Наукой доказано, что психическая деятельность человека и животных по своему физиологическому механизму является высшей нервной деятельностью. Психика имеет рефлекторную природу.

Вопрос о связи психических явлений с деятельностью мозга имеет большую давность. Уже древнегреческие врачи-естествоиспытатели на основе наблюдений над больными указывали на связь психических явлений с деятельностью мозга, однако они не могли объяснить эту связь в силу слабого развития науки.

В XVII в. французский философ Декарт ввел в науку понятие рефлекса, чем оказал огромное революционизирующее влияние на ход исследований поведения животных и человека. Под рефлексом он понимал ответную реакцию организма на внешнее раздражение. Какое-либо внешнее раздражение (свет, звук, прикосновение) действуют на соответствующий орган чувств животного; возникшее здесь нервное возбуждение передается в мозг, а оттуда к органам движения – мышцам. Движения животного, таким образом, суть не что иное, как рефлексы, т. е. причинно обусловленные акты отражения животным внешних раздражений.

Рефлекторность означает первичность объективных условий жизни организма и вторичность их воспроизведения в психике, закономерный переход воспринимающих компонентов системы в исполнительные, целесообразность двигательных эффектов и их обратное влияние на образ.

М. Сеченов различает три части. Начало рефлекса составляют раздражения чувствующего нерва и превращение этих раздражений в органах чувств в нервное возбуждение, передаваемое в головной мозг. Средняя часть акта – это нервные процессы возбуждения и торможения, происходящие в головном мозгу, которые и являются основой возникновения психической деятельности (ощущений, представлений, памяти, мышления, чувств, воли и др.). Конечное звено рефлекторного акта – это движение мышц и органов тела (проявляется в действиях, поступках человека).

Чем разнообразнее события, в которых участвует личность, и деятельность, которой она занята, тем разнообразнее ее психические состояния.

К ним можно отнести состояния внимательности и рассеянности, умственной активности или пассивности, состояния решительности или нерешительности, заинтересованности чем-либо или скуки, тревожного или радостного ожидания, утомленности и т. п.

Изучение многообразных психических состояний, в которых проявляется жизнедеятельность человека, имеет большое практическое значение, особенно в деятельности медицинского работника. Указанные формы психической деятельности не существуют изолированно. Они представляют собой лишь различные проявления сложной отражательной деятельности мозга человека.

Психика формируется и развивается в активной, деятельности человека.

Возникая на определенном уровне биологической эволюции, психика сама выступает в качестве одного из ее факторов, обеспечивая возрастающую по сложности приспособляемость организмов к условиям их существования. А с переходом к человеку психика приобретает качественно новую структуру, обусловленную общественно-историческими закономерностями, возникает сознание как ведущий уровень регуляции деятельности, формируется личность, служащая источником высших проявлений активности психики.

Естествоиспытатели и врачи, изучающие анатомию человека, ещё в древности высказывали предположение о связи психических явлений с деятельностью мозга и рассматривали психические болезни как результат нарушения его деятельности, Существенной опорой этих взглядов были наблюдения над больными с теми или иными нарушениями головного мозга в результате ушиба, ранения или заболевания. У таких больных, как известно, наблюдаются резкие нарушения психической деятельности - страдает зрение, слух, память, мышление и речь, нарушаются произвольные движения и т.д. Однако установление связи психической деятельности с деятельностью мозга явилось лишь первым шагом на пути научного исследования психики. Эти факты еще не объясняют, какие физиологические механизмы лежат в основе психической деятельности.

Мы уже упоминали, что естественнонаучная разработка и обоснование рефлекторной природы всех видов психической деятельности является заслугой русской физиологии, и прежде всего двух ее великих представителей - И.М.Сеченова (1829 - 1905) и И.П.Павлова (1849-1936).

В чем же заключается роль психических процессов? Это функция сигналаилирегулятора, которая приводит действие в соответствие с изменяющимися условиями. Психическое является регулятором ответной деятельности не само по себе, а как свойство, функция соответствующих отделов мозга, куда течет, где хранится и перерабатывается информация о внешнем мире. Психические явления это ответы мозга на внешние (окружающая среда) и внутренние (состояние организма как физиологической системы) воздействия. То есть психические явления - это постоянные регуляторы деятельности, возникающей в ответ на раздражения, которые действуют сейчас (ощущение и восприятие) и были когда-то в прошлом опыте (память), обобщающие эти воздействия или предвидящие результаты, к которым они приведут (мышление, воображение). Таким образом, И.М.Сеченов выдвинул идею рефлекторности психики и психического регулирования деятельности.

Свое развитие и экспериментальное обоснование рефлекторный принцип деятельности получил в трудах И.П.Павлова и его школы. И.П.Павлов экспериментально доказал правильность понимания Сеченовым психической деятельности как рефлекторной деятельности мозга, раскрыл ее основные физиологические законы, создал новую область науки - физиологию высшей нервной деятельности, учение об условных рефлексах.

Между воздействующими на организм раздражителями и ответными реакциями организма образуются временные связи. Их образование есть важнейшая функция коры головного мозга. Для любого вида психической деятельности как деятельности мозга временная нервная связь является 'основным физиологическим механизмом. Любой психический процесс не может возникнуть сам по себе, без действия на мозг тех или иных раздражителей. Конечный же результат любых психических процессов и любой временной связи есть вовне выявленное действие как ответ на это внешнее воздействие. Психическая деятельность есть, следовательно, отражательная, рефлекторная деятельность мозга, вызываемая воздействием предметов и явлений действительности. Все эти положения раскрывают механизм отражения объективной реальности. Таким образом, учение о высшей нервной деятельности является естественнонаучным фундаментом материалистического понимания психических явлений.

Признание важнейшего значения временных нервных связей как физиологического механизма всякой психической деятельности не означает, однако, отождествления психических явлений с физиологическими. Психическая деятельность характеризуется не только физиологическим механизмом, но и ее содержанием, т.е. тем, что именно отражается мозгом в реальной действительности. Вся совокупность взглядов И.П.Павлова на закономерности регулирования мозгом взаимодействия животных и человека с внешней средой именуется учением о двух сигнальных системах. Образ предмета является для животного сигналом какого-то безусловного раздражителя, что ведет к изменению поведения по типу условного рефлекса. Как мы уже говорили, условный рефлекс вызывается тем, что какой-либо условный раздражитель (например, лампочка) сочетается с действием безусловного раздражителя (пища), в результате чего в головном мозгу возникает временная нервная связь между двумя центрами (зрительным и пищевым) и две деятельности животного (зрительная и пищевая) оказываются объединенными. Зажигание лампочки стало сигналом кормления, вызывающим слюноотделение. В своем поведении животные руководствуются сигналами, которые были названы И.П.Павловым сигналами первой сигнальной системы (первые сигналы). Вся психическая деятельность животных осуществляется на уровне первой сигнальной системы.

Итак, психика является свойством мозга. Ощущение, мысль, сознание есть высший продукт особым образом организованной материи. Психическая деятельность организма осуществляется посредством множества специальных телесных устройств. Одни из них воспринимают воздействия, другие - преобразуют их в сигналы, строят планы поведения и контролируют его, третьи - приводят в действие мышцы. Вся эта сложнейшая работа обеспечивает активную ориентацию в среде.

Читайте также: