От восстания бабидов до революции кратко

Обновлено: 30.06.2024

Баб объявил Коран и шариат устаревшими, отменил молитву, пост, паломничество, закят. Сторонники Баба (бабиды) проповедовали аскетизм, широко использовали суфийско-дервишескую терминологию, придавали мистическое значение отдельным словам, буквам, цифровым сочетаниям. Кроме религиозной реформации, бабиды планировали создание нового общества – царства справедливости на земле. Движение бабидов можно условно разделить на три периода:

1843-1848 гг. – мирное развитие событий, попытки бабидов привлечь на свою сторону шаха и его правительство;

после 1852 г. – религиозный раскол в лагере бабидов: бабизм и бехаизм.

В 1850 г. Баб был расстрелян солдатами христианского полка, шах не рискнул доверить казнь солдатам-мусульманам. К 1852 г. правительству удалось подавить очаги сопротивления в Нейризе, Ширазе и других местах. Восставшие потерпели поражение.

причины поражения бабидов

Во-первых, локальность и разновременность бабидских выступлений ослабили движение.

Во-вторых, восставшие выбрали оборонительную тактику.

В-третьих, отсутствовал единый центр руководства движением;

В-четвертых, не способствовала успеху слабая боеспособность повстанцев. У восставших не было ни конницы, ни артиллерии.

Большая часть бабидов была физически уничтожена. Оставшиеся в живых повстанцы ушли в подполье. Некоторые из них стали приверженцами тактики индивидуального террораДругая часть бабидов, во главе с Бехауллой создала новое сектантское учение – бехаизм. Бехаиты были сторонниками ненасильственных действий, выступали против войн, за терпимость, равноправие, проповедовали идею всемирной общности людей.

Бабидские восстания оказали влияние на иранских просветителей и даже на шиитское духовенство. Обстановка в стране изменилась, правительство попыталось провести реформы. Однако быстрая отставка реформатора и свертывание реформ привели Иран к зависимому положению.

1. Политическая карта Востока к началу XVII в.

2. Англо-французское соперничество в Индии в XVI-XIX вв.

3. Арабо-исламская традиция-цивилизация.

4. Внешняя политика Османской империи в XVIII веке: цели, основные направления, результаты и последствия.

5. Внутренняя структура Османской империи в начале нового времени.

6. Возникновение Делийского султаната и основные этапы его политической истории.

7. Типы государств на Востоке: феодально-бюрократический, патриархальный, потестарный и догосударственный.

8. Государство, правитель и индивид на Востоке.

10. Движение маратхов: причины, цели, их реализация, результаты и последствия.

11. Реформы в Османской империи: объективные и субъективные предпосылки, этапы.

12.Движение сикхов: причины, цели, их реализация, результаты и последствия.

13Европейское проникновение в Индию: цели, задачи, этапы, результаты и последствия.

14.Индо-буддийская и китайско-конфуцианская цивилизаций: сходство и различия в формировании, существовании и перспективах.

17.Колониальное закабаление Кореи.

18.Колониальные интересы Российской империи на Востоке.

19.Кризис и распад Империи Великих Моголов.

20. Национально-освободительное движение в Османской империи в XVIII-XIX вв.

21.Обострение социально-политической обстановки в Индии в середине XIX в.: причины, проявление, результаты и последствия.

22.Африка в эпоху Великих географических открытий.

23.Османская империя в середине XVII в.: социально-политические и экономические отношения.

24.Особенности колониального закабаления Китая.

25.Периоды колонизации на Востоке (этапы, содержание, их последствия).

26.Политика английских колониальных властей в Индии в XVIII – начале XIX в. в сфере поземельных отношений (основные варианты реформирования: их содержание, результаты и последствия).

28.Предмет, хронологические и географические рамки курса новой истории стран Азии и Африки.

29.Гипотезы и факторы отставания Африки в период нового времени.

30.Развитие африканского континента в период нового времени.

31.Япония в период правления сёгунов дома Токугава (XVII – XIX вв.)

32.Реформы Махмуда II: причины проведения, содержание, результаты и последствия.

33.Реформы Селима III: причины проведения, содержание, результаты и последствия.

34.Реформы: сущность и место в системе исторического развития Востока в период нового времени.

35.Роль буддизма в истории цивилизаций Востока.

36.Назревание политического кризиса в Японии в начале XIX в. Гражданская война 1863-1869 гг.

37.Мэйдзи исин: революционный переворот или революция? Первые буржуазные реформы и начало модернизации страны.

38.Система колониального управлении Индией во второй половине XIX в.

39.Социально-экономические и политические последствия британского завоевания Индии.

40.Социально-экономическое развитие Индии в первой половине XIX в.

41Сходство и различие в развитии цивилизаций Запада и Востока.

42.Танзимат: причины проведения, этапы, содержание, результаты и последствия.

43.Этапы взаимодействия и взаимовлияния западной и восточных цивилизаций.

44.Особенности политического устройства Ирана. Внешняя политика династии Каджаров.

45.Социально-экономические отношения в Иране в период нового времени.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Бабидские восстания в Иране.

Ход движения бабидов. Характер восстаний.

Ход движение бабидов.

Движение бабидов можно условно разделить на три периода:

1. 1843-1848 гг. – мирное развитие событий, попытки бабидов привлечь на свою сторону шаха и его правительство;

3. после 1852 г. – религиозный раскол в лагере бабидов: бабизм и бехаизм.

Первое восстание возглавили мулла Мохаммад Али Барфоруши и мулла Хосейн Бошруйе. В местечке Шейх-Таберси бабиды создали укрепленный лагерь. Ремесленники, купцы, представители духовенства (примерно 2000 человек) выступили против правительственных войск. В 1849 г. они были разбиты шахскими отрядами. Центр движения сместился в город Зенджан. Несколько месяцев продолжалось зенджанское восстание. Только в конце 1850г. правительству удалось подавить движение в этом районе. Но через некоторое время вспыхнуло восстание в Йезде. Одно за другим происходили восстания в других частях страны. Дважды восставали жители Нейриза.

В 1850 г. Баб был расстрелян солдатами христианского полка, шах не рискнул доверить казнь солдатам-мусульманам. К 1852 г. правительству удалось подавить очаги сопротивления в Нейризе, Ширазе и других местах. Восставшие потерпели поражение.

Характер востаний.

Бабидские восстания были антифеодальными выступлениями крестьян, ремесленников, мелких купцов, объективно направленными и против закабаления Ирана иностранными колонизаторами. Так же как восстание тайпинов в Китае и народное восстание в Индии, бабидские восстания были одним из ярких проявлений освободительной борьбы народов Азии в середине XIX в. Но в отличие от восстания тайпинов бабидские восстания не вылились в крестьянскую войну. В них участвовало крестьянство главным образом лишь пригородных районов некоторых провинций Ирана. Бабидские восстания были стихийными, отсутствовала связь между выступлениями в разных областях страны.

В середине XIX в. в Иране еще отсутствовали объективные условия для победы народных масс над феодализмом и иностранными колонизаторами. Не было рабочего класса, который мог бы возглавить и организовать крестьянство. Не было и элиты. Крестьянские выступления были разрозненными и локальными. Ремесленники и мелкие купцы феодального Ирана, принимавшие активное участие в движении, не могли сыграть роль руководителей антифеодальной борьбы народных масс.

Очередная религиозная гражданская война случилась в Персии в год начала европейских революций. Развязало её персидское правительство. А исходными причинами стали неурожаи и сопутствовавшие им голод бедноты, поражения Персии в войнах, засилье со стороны имущих слоёв и др. стандартные причины (если читать эту книгу), являющиеся неразрешимыми для господствующего меньшинства в силу присущих ему родимых свойств. Вопиющие страдания народа нашли отклик в среде низшего духовенства, которое обычно происходило из бедняков и всегда жило жизнью простых людей.

В 1844 г. в Ширазе молодой 23-летний сеид* Али-Мохаммед объявил себя бабом** — посредником между народом и готовым придти к людям махди***. Уже этот факт оказался чрезвычайно опасным для властей. Дело в том, что сеид — титул прямого потомка пророка Мухаммеда, его дочери Фатимы и внука Хусейна. В мусульманском мире сеиды почитаются от рождения и почитаются почти как святые и учителя ислама. Привилегиями сеидов всегда было: 1) право просить о помиловании преступника; 2) запрещалось подвергать сеида телесным наказаниями; 3) запрещалось казнить сеида. И вот такой потомок Мухаммеда вдруг объявил себя бабом!
______________________
* Сеид — старший, мудрый, отец (араб.)
** Баб — дверь; переносн. пророк (араб.)
*** Махди — мессия (араб.)

Дальше — хуже. Баб заявил, что махди придёт не куда-то, а именно в Персию, не когда-то, а в ближайшие дни. Ибо нет места на Земле, где бы было больше горя и бед, чем в Персии, и нет у людей более сил, чтобы терпеть всё это зло. Махди придёт, чтобы утвердить царство справедливости и благоденствия.

И всё это говорил сеид — узаконенный тысячелетней традицией учитель веры. Проповеди его разнесло по Персии низшее духовенство. В кратчайшие сроки тысячи правоверных стали приверженцами баба, повсеместно начали собираться общины бабидов. Единственное, на что решилось правительство шахиншаха Мохаммед-шаха Каджара, это заточить мятежного проповедника в замок крепости в Маку. Но и там у сеида сразу же появились приверженцы, так что связь с внешним миром он не терял.

В начале сентября 1848 г. шахиншах умер. Его преемник семнадцатилетний шахиншах Насер ад-Дин Шах Каджар оказался в очень затруднительном положении: за время царствования его отца набрали великую силу племенные и религиозные вожди, у каждого из них имелась собственная боевая армия, а шахиншах едва смог набрать 3 тыс. верных ему бойцов. Никто не желал подчиняться законам государства, тем более такому молодому шахиншаху. Надеждой и опорой для юноши стал его наставник, видный дипломат и военачальник Мирза Таги-хан. Его шахиншах и назначил премьер-министром.

Тем временем приняло угрожающий размах бабидское движение. В каждой общине имелся собственный глава (большинство были муллами), который толковал учение баба по своему усмотрению. В основном они призывали к неповиновению властям, к отказу платить налоги, к уничтожению частной собственности, некоторые даже Коран признали устаревшим.

Летом 1848 г. бабиды разрозненных общин собрались на общую сходку в селе Бедашт (провинция Мазендеран на побережье Каспийского моря), где договорились о принципах т.н. бедаштской программы бабидов и о совместных действиях по открытой борьбе против шахиншаха.

После сходки вожди бабидов перешли в город Барфоруш (ныне Баболь в том же Мазендеране), пригород которого стал центром бабидского движения. В октябре 1848 г. 700 бабидов захватили священную для мусульман гробницу Шейх-Таберси. Местные ханы попытались выгнать их оттуда, но сами были с позором изгнаны, после чего бабиды выстроили вокруг гробницы глиняную крепость. Второе нападение ханских отрядов они тоже с лёгкостью отбили. В кратчайший срок в крепости Шейх-Таберси собрался гарнизон бабидов в 2 тыс. человек. Жизнь в лагере они организовали по таборитским принципам: равноправие — для всех, общественная собственность — на всё.

К крепости направили многотысячную армию с артиллерией, но атака была отбита, после чего правительственные части приступили к блокаде. К началу её в Шейх-Таберси проживало несколько тысяч человек, к концу блокады осталось около 250 — остальные либо погибли в боях, либо умерли от голода. В первых числах мая 1849 г. бабиды сдались. Вождей восстания увезли в Тегеран, где публично казнили. Остальных перебили на месте.

Однако это не означало конец войны. В начале 1850 г. в столице был раскрыт заговор бабидов с целью убить шахиншаха и первого министра. Семерых заговорщиков публично казнили. Но волнения продолжились. Каждый месяц бабиды восставали в той или иной области Персии.

И тогда скрепя сердце было решено: чтобы унять войну, придётся казнить зачинщика её сеида Али-Мохаммеда. Его привезли в Тебриз и 9 июля 1850 г. публично расстреляли на площади. Согласно народному преданию, для убийства святого потомка пророка Мухаммеда, его дочери Фатимы и внука Хусейна призвали 750 русских христиан. Они стреляли-стреляли, но так и не смогли попасть в сеида. А кто убил его, неизвестно. Похоронили святого почти через пятьдесят лет (1899 г.) в храме Баба в Палестине.

А в 1851 г. пришла очередь столицы. Вспыхнуло восстание бабидов в Тегеране. После его подавления Мирза Таги-хан был снят со всех должностей, отправлен в ссылку и вскоре убит по приказу шахиншаха.

Бабиды же перешли к политике террора. В августе 1852 г. было совершено покушение на Насера ад-Дин Шаха Каджара и нового премьера Агу Нури-хана. Премьер не пострадал, а шахиншах получил лёгкое ранение. Покушавшихся бабидов схватили, пытали и публично казнили. Теперь уже правительством был введён режим террора. Тысячи бабидов и подозревавшихся в сочувствии им забивали палками и камнями, душили, вешали, расстреливали. Те единицы, кто спаслись, эмигрировали. На этом история бабидских войн закончилась.

Чем отличалось учение шиитов от учения шейхитов?

Шииты считают, что после смерти Пророка законными наследниками являются только потомки его двоюродного брата Али и его жены, дочери Пророка Фатимы.

Они придерживаются пяти, по их мнению, главных принципов веры:

1. Вера в Аллаха. 2. Вера в единство Бога. 3. Вера в справедливость Бога. 4. Вера в Пророка. 5. Вера в имама, т.е. Махди.

Шииты утверждают, что после смерти своего отца в 260 г. х., последний человек из рода Мухаммеда, двенадцатый имам Махди скрылся. Он вернется на землю в день Страшного суда, чтобы установить справедливый порядок на земле. Некоторые из шиитов наделяют Махди божественными свойствами. Эту идею разделяли и шейхиты. Однако шейхиты полагали, что люди постоянно нуждаются в руководстве. Поэтому Аллах не отказывает людям в своей милости, и среди верующих мусульман всегда должен быть некто, кто мог бы служить посредником между имамом и его народом.

1. Вера в Аллаха. 2. Вера в Пророка. 3. Вера в имама Махди. 4. Вера в посредника (Баба) между имамом и верующими.

Как же развивается движение?

Баб объявил Коран и шариат устаревшими, отменил молитву, пост, паломничество, закят. Сторонники Баба (бабиды) проповедовали аскетизм, широко использовали суфийско-дервишескую терминологию, придавали мистическое значение отдельным словам, буквам, цифровым сочетаниям. Кроме религиозной реформации, бабиды планировали создание нового общества – царства справедливости на земле. Первоначально такое общество предполагалось учредить в пяти провинциях: в Азербайджане, Мазендеране, Ираке Персидском, Фарсе и Хорасане, то есть в наиболее экономически развитых районах страны. В новом обществе должна развиваться торговля, в том числе и с иностранными государствами, улучшаться дороги и коммуникации, действовать единые деньги и т.д. Баб выступал за гарантии защиты собственности, прав личности, проповедовал равенство мужчин и женщин, большое значение придавал просвещению. В учении Баба эклектически объединены многие представления о Боге, развитии мира, управлении человеческим обществом Посланником, характерные для ортодоксального ислама, исмаилизма, суфизма и других религиозно-философских течений Востока.




Движение бабидов можно условно разделить на три периода:

- 1843-1848 гг. – мирное развитие событий, попытки бабидов привлечь на свою сторону шаха и его правительство;

- после 1852 г. – религиозный раскол в лагере бабидов: бабизм и бехаизм.

Первое восстание возглавили мулла Мохаммад Али Барфоруши и мулла Хосейн Бошруйе. В местечке Шейх-Таберси бабиды создали укрепленный лагерь. Ремесленники, купцы, представители духовенства (примерно 2000 человек) выступили против правительственных войск. В 1849 г. они были разбиты шахскими отрядами. Центр движения сместился в город Зенджан. Несколько месяцев продолжалось зенджанское восстание. Только в конце 1850г. правительству удалось подавить движение в этом районе. Но через некоторое время вспыхнуло восстание в Йезде. Одно за другим происходили восстания в других частях страны. Дважды восставали жители Нейриза.

В 1850 г. Баб был расстрелян солдатами христианского полка, шах не рискнул доверить казнь солдатам-мусульманам. К 1852 г. правительству удалось подавить очаги сопротивления в Нейризе, Ширазе и других местах. Восставшие потерпели поражение.

Каковы причины поражения бабидов?

Во-первых, локальность и разновременность бабидских выступлений ослабили движение.

Во-вторых, восставшие выбрали оборонительную тактику.

В-третьих, отсутствовал единый центр руководства движением;

В-четвертых, не способствовала успеху слабая боеспособность повстанцев. У восставших не было ни конницы, ни артиллерии.

И хотя бабиды обладали высоким моральным духом, сознавали справедливость начатой борьбы и самоотверженно сражались, они были обречены на поражение. Современники событий отмечали, что иранцы склонны к спекулятивному мышлению, обладают мятежной душой. Ни в одной другой стране не было столько ересей, выражений протеста в религиозной форме, сколько их было в Иране.

Каковы последствия бабидских восстаний? Большая часть бабидов была физически уничтожена. Оставшиеся в живых повстанцы ушли в подполье. Некоторые из них стали приверженцами тактики индивидуального террора. В 1852 г. они даже совершили покушение на шаха, в результате которого он был ранен. Другая часть бабидов, во главе с Бехауллой создала новое сектантское учение – бехаизм. Бехаиты были сторонниками ненасильственных действий, выступали против войн, за терпимость, равноправие, проповедовали идею всемирной общности людей.

Бабидские восстания оказали влияние на иранских просветителей и даже на шиитское духовенство. Обстановка в стране изменилась, правительство попыталось провести реформы (см. ниже реформы Таги-хана). Однако быстрая отставка реформатора и свертывание реформ привели Иран к зависимому положению. Об этом речь пойдет в следующей лекции.

Чем отличалось учение шиитов от учения шейхитов?

Шииты считают, что после смерти Пророка законными наследниками являются только потомки его двоюродного брата Али и его жены, дочери Пророка Фатимы.

Они придерживаются пяти, по их мнению, главных принципов веры:

1. Вера в Аллаха. 2. Вера в единство Бога. 3. Вера в справедливость Бога. 4. Вера в Пророка. 5. Вера в имама, т.е. Махди.

Шииты утверждают, что после смерти своего отца в 260 г. х., последний человек из рода Мухаммеда, двенадцатый имам Махди скрылся. Он вернется на землю в день Страшного суда, чтобы установить справедливый порядок на земле. Некоторые из шиитов наделяют Махди божественными свойствами. Эту идею разделяли и шейхиты. Однако шейхиты полагали, что люди постоянно нуждаются в руководстве. Поэтому Аллах не отказывает людям в своей милости, и среди верующих мусульман всегда должен быть некто, кто мог бы служить посредником между имамом и его народом.

1. Вера в Аллаха. 2. Вера в Пророка. 3. Вера в имама Махди. 4. Вера в посредника (Баба) между имамом и верующими.

Как же развивается движение?

Баб объявил Коран и шариат устаревшими, отменил молитву, пост, паломничество, закят. Сторонники Баба (бабиды) проповедовали аскетизм, широко использовали суфийско-дервишескую терминологию, придавали мистическое значение отдельным словам, буквам, цифровым сочетаниям. Кроме религиозной реформации, бабиды планировали создание нового общества – царства справедливости на земле. Первоначально такое общество предполагалось учредить в пяти провинциях: в Азербайджане, Мазендеране, Ираке Персидском, Фарсе и Хорасане, то есть в наиболее экономически развитых районах страны. В новом обществе должна развиваться торговля, в том числе и с иностранными государствами, улучшаться дороги и коммуникации, действовать единые деньги и т.д. Баб выступал за гарантии защиты собственности, прав личности, проповедовал равенство мужчин и женщин, большое значение придавал просвещению. В учении Баба эклектически объединены многие представления о Боге, развитии мира, управлении человеческим обществом Посланником, характерные для ортодоксального ислама, исмаилизма, суфизма и других религиозно-философских течений Востока.

Движение бабидов можно условно разделить на три периода:

- 1843-1848 гг. – мирное развитие событий, попытки бабидов привлечь на свою сторону шаха и его правительство;

- после 1852 г. – религиозный раскол в лагере бабидов: бабизм и бехаизм.

Первое восстание возглавили мулла Мохаммад Али Барфоруши и мулла Хосейн Бошруйе. В местечке Шейх-Таберси бабиды создали укрепленный лагерь. Ремесленники, купцы, представители духовенства (примерно 2000 человек) выступили против правительственных войск. В 1849 г. они были разбиты шахскими отрядами. Центр движения сместился в город Зенджан. Несколько месяцев продолжалось зенджанское восстание. Только в конце 1850г. правительству удалось подавить движение в этом районе. Но через некоторое время вспыхнуло восстание в Йезде. Одно за другим происходили восстания в других частях страны. Дважды восставали жители Нейриза.

В 1850 г. Баб был расстрелян солдатами христианского полка, шах не рискнул доверить казнь солдатам-мусульманам. К 1852 г. правительству удалось подавить очаги сопротивления в Нейризе, Ширазе и других местах. Восставшие потерпели поражение.

Каковы причины поражения бабидов?

Во-первых, локальность и разновременность бабидских выступлений ослабили движение.

Во-вторых, восставшие выбрали оборонительную тактику.

В-третьих, отсутствовал единый центр руководства движением;

В-четвертых, не способствовала успеху слабая боеспособность повстанцев. У восставших не было ни конницы, ни артиллерии.

И хотя бабиды обладали высоким моральным духом, сознавали справедливость начатой борьбы и самоотверженно сражались, они были обречены на поражение. Современники событий отмечали, что иранцы склонны к спекулятивному мышлению, обладают мятежной душой. Ни в одной другой стране не было столько ересей, выражений протеста в религиозной форме, сколько их было в Иране.

Каковы последствия бабидских восстаний? Большая часть бабидов была физически уничтожена. Оставшиеся в живых повстанцы ушли в подполье. Некоторые из них стали приверженцами тактики индивидуального террора. В 1852 г. они даже совершили покушение на шаха, в результате которого он был ранен. Другая часть бабидов, во главе с Бехауллой создала новое сектантское учение – бехаизм. Бехаиты были сторонниками ненасильственных действий, выступали против войн, за терпимость, равноправие, проповедовали идею всемирной общности людей.

Бабидские восстания оказали влияние на иранских просветителей и даже на шиитское духовенство. Обстановка в стране изменилась, правительство попыталось провести реформы (см. ниже реформы Таги-хана). Однако быстрая отставка реформатора и свертывание реформ привели Иран к зависимому положению. Об этом речь пойдет в следующей лекции.

Читайте также: