Три составные части марксизма кратко

Обновлено: 02.07.2024

Ленин называл такие источники и составные части:
- немецкая философия,
- английская политическая экономия,
- французский социализм.
Логику марксизма в отношении развития человечества (в рассуждениях Маркса и Энгельса) можно свести к трем постулатам:
1) Материальное существование любого человека в конечном итоге определяет его сознание.
2) Рост человеческих возможностей (производительности труда) происходит в геометрической прогрессии, а рост человеческих потребностей в арифметической.
3) При капитализме все большая часть производимой прибавочной стоимости присваивается капиталом, что неизбежно приводит ко все большему расслоению общества и росту классовой борьбы.
Первый постулат как бы проистекал из диалектики Гегеля.
Второй постулат как бы проистекал из исторического материализма Маркса.
Третий постулат как бы проистекал из теории прибавочной стоимости.
Вывод у Маркса делался достаточно простой:
Из третьего постулата (неизбежность и рост классовой борьбы) делался вывод, что рано или поздно произойдет экономический кризис и революция.
Из него же делался вывод, что в конечном счете средства производства рано или поздно перейдут рабочим и крестьянам.
После чего в соответствии со вторым постулатом рост производительности труда рано или поздно приведет к тому, что человеческие возможности опередят человеческие потребности (общественные богатства польются нескончаемым потоком, наступит коммунизм) .
В этих условиях начнет работать первый постулат. Каждый получит материальные блага по потребностям. И все люди станут автоматически счастливы. Наступит эра всеобщего счастья.

Содержание

Реферат статьи

    ;
  • английскую (буржуазную) политическую экономию;
  • французский утопический социализм.

Эти три источника и рассматривает В. И. Ленин в своей статье, вместе с другими составными частями марксизма.

Второй раздел статьи посвящён экономическому учению Маркса. Следом за ним Ленин также даёт оценку учениям английских политэкономов Адама Смита и Давида Рикардо. Положив начало трудовой теории стоимости, Смит и Рикардо рассматривали при этом законы капиталистической экономики как вечные, за отношениями вещей не видели отношения между людьми, и потому не смогли вскрыть сущность прибавочной стоимости. Этому Ленин противопоставляет марксово учение о прибавочной стоимости, послужившее основой всестороннего научного анализа капиталистической формации, краеугольным камнем всей экономической теории Маркса.

Специфика именования

Содержание

Изложение содержания

    ,
  • английскую (буржуазную) политическую экономию и
  • французский утопический социализм

Эти три источника и рассматривает В. И. Ленин в своей статье, вместе с другими составными частями марксизма.

Второй раздел посвящён экономическому учению Маркса. Следом за ним Ленин также даёт оценку учениям английских политэкономов Адама Смита и Давида Рикардо. Положив начало трудовой теории стоимости, Смит и Рикардо рассматривали при этом законы капиталистической экономики как вечные, за отношениями вещей не видели отношения между людьми, и потому не смогли вскрыть сущность прибавочной стоимости. Этому Ленин противопоставляет марксово учение о прибавочной стоимости, послужившее основой всестороннего научного анализа капиталистической формации, краеугольным камнем всей экономической теории Маркса.

Учение Маркса всесильно потому, что оно верно

Критик считает, что наша позиция повторяет позицию… Бухарина и экономиста Ярошенко, которые считали, что задачей коммунизма является лишь организация производительных сил. Дескать, раз мы не желаем считать политэкономию частью марксизма, значит, можно нам приписать любые экономические воззрения, снабдив их для пущего эффекта ссылкой на оппортунистов и врагов народа.

Проблема в том, что такие критики не желают вникнуть в нашу позицию, они лишь обуреваемы страстью разоблачения.

Наш критик ссылается на то, что Ленин написал:

Можно цепляться к отдельным словам и вывести из них известное дробление теории марксизма, которое было предпринято корпусом философов и экономистов СССР, а можно вникнуть в суть написанного Лениным, причём не только в этой краткой статье. Попытаться освоить марксистскую теорию в целокупности. Наши критики приняли путаницу, которую учинили из карьерных соображений философы и экономисты СССР, за чистую монету. И носятся с ней.

Итак, в первой части статьи Ленин пишет:

Иными словами, философский материализм Маркса первичен по отношению к познанию общества.

В самом начале второго раздела своей статьи Ленин пишет, что после открытия законов общественного развития объективно возникла потребность в исследовании экономического строя, то есть производственных отношений, так как они являются базисом. Ленин заявляет, что буржуазная политэкономия дала Марксу лишь начало трудовой теории стоимости.

Так в каком отношении, по мнению наших критиков, находятся философия марксизма (то есть диаматика и её продукт — материалистическое понимание истории) и открытые Марксом на основе критики буржуазной политической экономии законы капитализма? В каком отношении, по мнению наших критиков, находится философия марксизма и марксова теория построения коммунизма, разработанная на основе анализа всех эксплуататорских формаций и даже первобытного коммунизма? Если всё это, действительно, составные части марксизма, значит, из одной части выводится вторая часть, а из второй — третья. Бывает ли так, что из одной части целого выводятся другие его части?

Разговор о неких составных частях марксизма имеет хоть какой-то смысл только в сфере дидактики подачи материала. То есть текст о марксизме, как науке в целом, для простоты восприятия можно условно разделить на составные части. Если же говорить о самом марксизме, то философия марксизма, то есть диаматика, относится к экономической и политической теориям марксизма, как исходная методология и теоретическая база. Как некоторый фундаментальный базис.

«ИКПист должен специализироваться в своей области, но каждый ИКПист – партиец, большевик, марксист-ленинец, и мы не можем делать так: вот готовится экономист — он должен исключительно заниматься экономикой; вот готовится философ — его удел только философствовать и т. д. Мы боремся против такой „специализации“.

На деле существуют неразрывные составные части единой марксо-ленинской учебы. Разумеется, специализация есть, и она нужна. В каждом институте нужно установить основное, от чего нужно отправляться, главное, чем нужно заниматься по преимуществу. Но нельзя доводить специализацию до абсурда. Нельзя забывать, что все эти специальности находятся в жизни во взаимодействии, все они неразрывно между собою связаны.

Как видно, здесь под искусственно разделёнными составными частями понимается уже диалектический материализм, исторический материализм и ленинизм.

Если же внимательно, углублённо изучать марксистско-ленинскую теорию и вчитаться несколько раз в статью Ленина, то ясно, что данное Лениным искусственное разделение на составные части носит учебно-дидактический характер. Если же следовать такому подходу, то можно сказать, что условными составными частями при освоении теории марксизма являются: 1) диаматика, в том числе материалистическое понимание истории, 2) диаматическая критика политической экономии, доведённая до положительного изложения теории построения коммунизма, и 3) учение о классовой борьбе.

Из этого обзора юности Маркса и Энгельса ясно, что оба они были весьма необычайными и блистательными личностями. Но совершенно понятно также, что марксизм не был неким изобретением, которое внезапно возникло в мыслях этих великолепных мозгов. Общественно-экономические перемены того времени составили основу возникновения подлинно пролетарской идеологии, а действительные содержание и форма этой идеологии были продуктом той борьбы, что велась в наиболее важных областях мышления. Маркс и Энгельс, будучи глубокими мыслителями, широко и глубоко владели новейшими достижениями мысли передовых стран того периода. Поэтому они могли встать на плечи великих предшественников, усвоить всё хорошее и откинуть всё ошибочное у них. И таким-то образом они и выстроили структуру и содержание марксизма.

Давайте посмотрим, каковы были главные области мысли, на которых они основывали свои идеи. Так мы можем уяснить основные источники марксизма.

1. Первым источником марксистской мысли была немецкая классическая философия. Всякая идеология должна иметь основания в какой-то философии и Маркс с Энгельсом, как мы видели, имели прочную основу в немецкой классической философии.

Немецкая философия в период 1760—1830 годов превратилась в наиболее влиятельную школу европейской философии. Она имела свою базу в немецком среднем классе, весьма продвинутом интеллектуально, но не развившем ни политической силы для совершения революции, ни экономических ресурсов для промышленной революции. Вероятно, это склоняло его к сложным мыслительным схемам.

Но этот класс, включая множество служащих, имел много противоречивых особенностей. Иногда он склонялся на сторону промышленной буржуазии и пролетариата, а иногда — феодальных классов. Это отразилось и на немецкой философии, имевшей как прогрессивную, так и реакционную стороны. В частности, это было видно в гегелевской философии, на которой главным образом основывались Маркс и Энгельс. Поэтому, закладывая фундамент марксистской философии, они отвергли все реакционные моменты, укреплявшие существующее феодальное общество, и развили прогрессивные и революционные элементы.

2. Английская политическая экономия была вторым важным источником марксизма. Естественно, что изучение экономики и её законов должно было достичь вершины именно в Англии, в центре промышленной революции. Это было новое поле для исследований, начавшихся в основном с развитием современного капитализма, имевших своей базой современную промышленную буржуазию и сыгравших роль в оправдании и прославлении капитализма, а также обеспечивших интеллектуальные аргументы для поднимающейся буржуазии в её борьбе против феодалов.

Английская политическая экономия в основе своей служила интересам промышленной буржуазии, поэтому играла революционную роль против феодальных классов. Но эти экономисты крайне редко доводили свой анализ до той точки, где он начинал угрожать классовым интересам буржуазии. Так, например, Рикардо, хотя и развивал трудовую теорию стоимости, не разоблачил эксплуатацию труда классом капиталистов. Это сделал Маркс. Он вывел работу английских экономистов за рамки, заданные классом капиталистов, и сделал из неё необходимые революционные выводы. Так Маркс разработал принципы марксистской политической экономии.




3. Третьим источником марксизма были различные социалистические теории, главным образом французские. Эти теории представляли надежды и устремления нового класса пролетариата. Они были отражением капиталистической эксплуатации и угнетения рабочего класса, и протестом против них. Франция в то время была главным центром революционных организаций и революционных теорий, вдохновлявших всю Европу, поэтому естественно, что социалистические теории также главным образом происходили оттуда.

Большинство этих теорий имело значительные изъяны, ибо они не основывались на правильном научном анализе общества. И всё же они представляли разрыв с индивидуализмом, эгоизмом и конкуренцией буржуазной революционной теории, а также указывали пролетариату путь вперёд, из капиталистического общества. Маркс изучил эти теории социализма и коммунизма, прежде чем сформулировать марксистские принципы научного социализма. Будучи в Париже, он провёл значительное время с вождями и участниками многих французских революционных и социалистических групп. Маркс взял лучшее в социализме и подвёл под это научную основу доктрины классовой борьбы. Так он разработал принципы марксистского научного социализма.

Так марксизм возник из трёх великих источников идей в тогдашних наиболее передовых странах мира. Три источника марксизма — немецкая философия, английская политическая экономия и французские социалистические теории — соответствовали трём главным составным частям новой идеологии — марксистской философии диалектического материализма, марксистской политической экономии и марксистской теории научного социализма. Далее мы попытаемся понять суть каждой из этих частей.

Из этого обзора юности Маркса и Энгельса ясно, что оба они были весьма необычайными и блистательными личностями. Но совершенно понятно также, что марксизм не был неким изобретением, которое внезапно возникло в мыслях этих великолепных мозгов. Общественно-экономические перемены того времени составили основу возникновения подлинно пролетарской идеологии, а действительные содержание и форма этой идеологии были продуктом той борьбы, что велась в наиболее важных областях мышления. Маркс и Энгельс, будучи глубокими мыслителями, широко и глубоко владели новейшими достижениями мысли передовых стран того периода. Поэтому они могли встать на плечи великих предшественников, усвоить всё хорошее и откинуть всё ошибочное у них. И таким-то образом они и выстроили структуру и содержание марксизма.

Давайте посмотрим, каковы были главные области мысли, на которых они основывали свои идеи. Так мы можем уяснить основные источники марксизма.

1. Первым источником марксистской мысли была немецкая классическая философия. Всякая идеология должна иметь основания в какой-то философии и Маркс с Энгельсом, как мы видели, имели прочную основу в немецкой классической философии.

Немецкая философия в период 1760—1830 годов превратилась в наиболее влиятельную школу европейской философии. Она имела свою базу в немецком среднем классе, весьма продвинутом интеллектуально, но не развившем ни политической силы для совершения революции, ни экономических ресурсов для промышленной революции. Вероятно, это склоняло его к сложным мыслительным схемам.

Но этот класс, включая множество служащих, имел много противоречивых особенностей. Иногда он склонялся на сторону промышленной буржуазии и пролетариата, а иногда — феодальных классов. Это отразилось и на немецкой философии, имевшей как прогрессивную, так и реакционную стороны. В частности, это было видно в гегелевской философии, на которой главным образом основывались Маркс и Энгельс. Поэтому, закладывая фундамент марксистской философии, они отвергли все реакционные моменты, укреплявшие существующее феодальное общество, и развили прогрессивные и революционные элементы.

2. Английская политическая экономия была вторым важным источником марксизма. Естественно, что изучение экономики и её законов должно было достичь вершины именно в Англии, в центре промышленной революции. Это было новое поле для исследований, начавшихся в основном с развитием современного капитализма, имевших своей базой современную промышленную буржуазию и сыгравших роль в оправдании и прославлении капитализма, а также обеспечивших интеллектуальные аргументы для поднимающейся буржуазии в её борьбе против феодалов.

Английская политическая экономия в основе своей служила интересам промышленной буржуазии, поэтому играла революционную роль против феодальных классов. Но эти экономисты крайне редко доводили свой анализ до той точки, где он начинал угрожать классовым интересам буржуазии. Так, например, Рикардо, хотя и развивал трудовую теорию стоимости, не разоблачил эксплуатацию труда классом капиталистов. Это сделал Маркс. Он вывел работу английских экономистов за рамки, заданные классом капиталистов, и сделал из неё необходимые революционные выводы. Так Маркс разработал принципы марксистской политической экономии.

3. Третьим источником марксизма были различные социалистические теории, главным образом французские. Эти теории представляли надежды и устремления нового класса пролетариата. Они были отражением капиталистической эксплуатации и угнетения рабочего класса, и протестом против них. Франция в то время была главным центром революционных организаций и революционных теорий, вдохновлявших всю Европу, поэтому естественно, что социалистические теории также главным образом происходили оттуда.

Большинство этих теорий имело значительные изъяны, ибо они не основывались на правильном научном анализе общества. И всё же они представляли разрыв с индивидуализмом, эгоизмом и конкуренцией буржуазной революционной теории, а также указывали пролетариату путь вперёд, из капиталистического общества. Маркс изучил эти теории социализма и коммунизма, прежде чем сформулировать марксистские принципы научного социализма. Будучи в Париже, он провёл значительное время с вождями и участниками многих французских революционных и социалистических групп. Маркс взял лучшее в социализме и подвёл под это научную основу доктрины классовой борьбы. Так он разработал принципы марксистского научного социализма.

Так марксизм возник из трёх великих источников идей в тогдашних наиболее передовых странах мира. Три источника марксизма — немецкая философия, английская политическая экономия и французские социалистические теории — соответствовали трём главным составным частям новой идеологии — марксистской философии диалектического материализма, марксистской политической экономии и марксистской теории научного социализма. Далее мы попытаемся понять суть каждой из этих частей.

Читайте также: