Особенности возникновения государства на востоке кратко

Обновлено: 30.06.2024

Государство возникает как закономерный, объективно обусловленный результат естественного развития первобытного общества. Это развитие включает в себя ряд направлений, и прежде всего совершенствование экономики, связанное с ростом производительности труда и появлением избыточного продукта, укрупнение организационных структур общества, специализацию управления, а также изменения в нормативном регулировании, отражающие объективные процессы.
Эти направления развития общества взаимосвязаны и взаимообусловлены: экономическое развитие определяет возможность укрупнения структур и специализации управления, а те, в свою очередь, способствуют дальнейшему росту производства. Нормативное же регулирование отражает происходящие изменения и в определенной степени способствует совершенствованию общественных отношений и закреплению тех, которые выгодны для общества.
Параллельно с указанными процессами идет классообразование, которое принимает различные формы в зависимости от возникающего способа производства, от получающих господство форм собственности на землю - государственной или частной.
Государство может возникнуть только тогда, когда общество достигло определенного уровня экономического развития, который позволяет содержать государственный аппарат. Поэтому не случайно, что первоначально государства возникают в Африке и Азии (в зонах поливного земледелия) еще в эпоху бронзы, а в Южной Европе - позднее, в эпоху железа.

Формирование государства — длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями.

Сторонники одной точки зрения выделяют три наиболее яркие формы:

В Азии формированию государства способствовал климат, обусловивший необходимость выполнения грандиозных ирригационных и строительных работ. К этим работам привлекались огромные массы людей, совместная деятельность которых нуждалась в скоординированном управлении. При этом родо- племенная знать, обеспечивающая управление тысячами рабов, постепенно трансформировалась в государственные органы. Политическое господство возникло из выполнения общественной функции. Выросла численность аппарата управления, стабилизировались специализация и профессионализм управления. Государство стало организатором производства. Коллективная собственность превратилась в государственную, и только потом появились ее частные формы (которые первоначально были неустойчивы, так как собственность терялась при потере должности) и классовое разделение общества.

Как свидетельствуют последние археологические данные и исторические исследования, типичной и наиболее распространенной формой образования государства может быть именно восточный (азиатский) путь возникновения государства, отражающий постепенное преобразование общественных властных структур в государственный механизм, защищающий первоначально интересы всей общины, так как имущественная дифференциация и классовое деление идут параллельно образованию государства.

По другому историческому пути шел процесс в Афинах и Риме, где рабовладельческое государство возникло в результате появления частной собствен ности и раскола общества на классы.

Афины - это самая чистая, классическая форма возникновения государства, поскольку государство возникает непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя. Формированию Афинского государства предшествовало образование целой серии городов-государств. Эти города имели четкую социальную и имущественную дифференциацию населения. Они обеспечивали политическое, административно-хозяйственное и религиозное управление не только городской общиной, но и прилегающим сельским населением с помошью специализирующихся на этой деятельности людей.

В Риме образование государства ускорилось борьбой бесправных, живших вне римских родов плебеев против римской родовой аристократии (патрициев).

Ряд ученых считают, что Германия, Россия и некоторые другие государства возникли не как феодальные (с классическими признаками подобной государственности — закреплением крестьянства и крупной частной собственностью на землю), а как прафеодальные (с соответствующими признаками — знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю).

Сторонники другой точки зрения, исходящие преимущественно из евроцентристских позиций, выделяют тоже три формы, но несколько иные:

§ древнегерманская (возникновение древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена).

Государство выступает неотъемлемым элементом цивилизации, так как ей присущи черты:

- цивилизация основана не на присваивающем хозяйстве, а на производящем (земледелие + скотоводство, ремесло);

- цивилизация характеризуется оседлым образом жизни и высокой плотностью населения. В отличии от первобытной общины, в цивилизации людей объединяет проживание на одной территории. Если первобытная община объединяла несколько сотен людей, то самые ранние примитивные цивилизации насчитывали несколько десятков тысяч человек;

- цивилизация характеризуется возникновением города как центра управления ремесла и обмена. Как правило, ранние цивилизации принимали форму нома, то есть города-государства;

- цивилизация характеризуется усложнением социальных связей и возникновением разделения труда не только в сфере производства (земледельцы, скотоводы, ремесленники), в сфере обмена (купцы), но и сфере управления и власти.

Выделяется особая категория лиц, назначение которых только управлять. Эта категория лиц и монополизирует власть и объединяется в органы государства. По мнению российского историка Васильева Л.С. первоначально люди брали на себя функции управления лишь из стремления к социальному престижу, а не к обогащению.

Управление требовало значительных материальных затрат, тогда как в ранних цивилизациях не существовало еще системы постоянно взимаемых налогов. Поэтому государственная власть монополизировалась наиболее богатой частью общества – родоплеменная знать, жречество, военная аристократия.

- кризис климатический (похолодание, которое вызвало исчезновение привычных объектов охоты и собирательства).

Это объяснялось тем, что в условиях присваиваемого хозяйства для выживания одной общины необходима была территория в r = 25-100 км. Ученые зафиксировали снижение численности человечества.

2. Исторические условия возникновения и особенности общественного строя древневосточного государства

Возникновение первых государств на Древнем Востоке объясняется благоприятным сочетанием географических и климатических условий. Историки обратили внимание, что первые ранние цивилизации возникли в долинах крупных рек.

Древний Египет – Нил

Междуречье – Тигр и Евфрат

Древняя Индия – Инд и Ганг

Древний Китай – Янцзы и Хуанхэ

Это объясняется тем, что в этих регионах существовала возможность вести орошаемые ирригационное земледелие. Это земледелие требовало строительства специальных сооружений, что и объясняет необходимость объединения усилий нескольких общин, а также централизованную организацию этих работ.

Государства на Древнем Востоке возникли при низком уровне развития средств производства. Это предопределило следующие особенности общественного строя древневосточных государств:

1) Возникновение государства не означало упразднение общины, а, напротив, замкнутая соседская община была основной социальной ячейкой древневосточных обществ.

2) На Древнем Востоке рабство носило патриархальный характер, то есть труд рабов в основном использовался в домашнем хозяйстве и ремесле. Основной производительной силой выступали не рабы, а община. В ходе дискуссии 60-70 гг. XX в. большинство историков пришли к выводу, что на Древнем Востоке существовал особый способ производства – азиатский.




3) Другой чертой азиатского способа производства являлось господство не частной, а государственной храмовой и общинной собственности.

4) Древневосточные общества характеризовались сложной социальной структурой, в которой важнейшую роль играло жречество. Эта категория населения пользовалась не только идеологическим, но и огр. экономическим и политическим влиянием.

Это объяснялось тем, храмы были собственниками огр. имуществ. Кроме того, орошаемое земледелие требовало специальных знаний (в геометрии, архитектуре), носителями которых были жрецы.

Наука зарождалась на Древнем Востоке.

Эти особенности общественного строя и предопределили своеобразную форму государственного устройства.

История государства и права зарубежных стран.

1. Происхождение государств

Существует множество теорий происхождения государств – теологическая, патриархальная, насилия, договорная…

Государство выступает неотъемлемым элементом цивилизации, так как ей присущи черты:

- цивилизация основана не на присваивающем хозяйстве, а на производящем (земледелие + скотоводство, ремесло);

- цивилизация характеризуется оседлым образом жизни и высокой плотностью населения. В отличии от первобытной общины, в цивилизации людей объединяет проживание на одной территории. Если первобытная община объединяла несколько сотен людей, то самые ранние примитивные цивилизации насчитывали несколько десятков тысяч человек;

- цивилизация характеризуется возникновением города как центра управления ремесла и обмена. Как правило, ранние цивилизации принимали форму нома, то есть города-государства;

- цивилизация характеризуется усложнением социальных связей и возникновением разделения труда не только в сфере производства (земледельцы, скотоводы, ремесленники), в сфере обмена (купцы), но и сфере управления и власти.

Выделяется особая категория лиц, назначение которых только управлять. Эта категория лиц и монополизирует власть и объединяется в органы государства. По мнению российского историка Васильева Л.С. первоначально люди брали на себя функции управления лишь из стремления к социальному престижу, а не к обогащению.

Управление требовало значительных материальных затрат, тогда как в ранних цивилизациях не существовало еще системы постоянно взимаемых налогов. Поэтому государственная власть монополизировалась наиболее богатой частью общества – родоплеменная знать, жречество, военная аристократия.

- кризис климатический (похолодание, которое вызвало исчезновение привычных объектов охоты и собирательства).

Это объяснялось тем, что в условиях присваиваемого хозяйства для выживания одной общины необходима была территория в r = 25-100 км. Ученые зафиксировали снижение численности человечества.

2. Исторические условия возникновения и особенности общественного строя древневосточного государства

Возникновение первых государств на Древнем Востоке объясняется благоприятным сочетанием географических и климатических условий. Историки обратили внимание, что первые ранние цивилизации возникли в долинах крупных рек.

Древний Египет – Нил

Междуречье – Тигр и Евфрат

Древняя Индия – Инд и Ганг

Древний Китай – Янцзы и Хуанхэ

Это объясняется тем, что в этих регионах существовала возможность вести орошаемые ирригационное земледелие. Это земледелие требовало строительства специальных сооружений, что и объясняет необходимость объединения усилий нескольких общин, а также централизованную организацию этих работ.

Государства на Древнем Востоке возникли при низком уровне развития средств производства. Это предопределило следующие особенности общественного строя древневосточных государств:

1) Возникновение государства не означало упразднение общины, а, напротив, замкнутая соседская община была основной социальной ячейкой древневосточных обществ.

2) На Древнем Востоке рабство носило патриархальный характер, то есть труд рабов в основном использовался в домашнем хозяйстве и ремесле. Основной производительной силой выступали не рабы, а община. В ходе дискуссии 60-70 гг. XX в. большинство историков пришли к выводу, что на Древнем Востоке существовал особый способ производства – азиатский.

3) Другой чертой азиатского способа производства являлось господство не частной, а государственной храмовой и общинной собственности.

4) Древневосточные общества характеризовались сложной социальной структурой, в которой важнейшую роль играло жречество. Эта категория населения пользовалась не только идеологическим, но и огр. экономическим и политическим влиянием.

Это объяснялось тем, храмы были собственниками огр. имуществ. Кроме того, орошаемое земледелие требовало специальных знаний (в геометрии, архитектуре), носителями которых были жрецы.

Наука зарождалась на Древнем Востоке.

Эти особенности общественного строя и предопределили своеобразную форму государственного устройства.

Все существующие государства имеют свою историю развития и условия формирования, однако у них есть и общая черта: неолитическая революция (переход от присваивающей формы экономики к производящей) стала катализатором разрушения родоплеменной организации, спровоцировала социальное расслоение в обществе, стала основой для трансформации обычаев в правовые нормы. В зависимости от того, каким способом осуществлялись указанные изменения, возможно выделить два пути формирования государства: восточный и западный.

Восточный путь возникновения государства

Такое направление развития государственного строя называют также азиатским. Основными предпосылками к реализации восточного сценария стали:

  • переход от кочевого образа жизни к оседлому;
  • необходимость в связи со сменой образа жизни организации крупномасштабных общественных работ (строительство поливных сооружений, земледельческие работы и пр.);
  • потребность объединить для осуществления вышеуказанных задач существенное количество людей (родоплеменное объединение) и территорий;
  • необходимость всестороннего контроля проведения работ и управления рабочими.

Все вышеописанные процессы происходили на фоне зарождающихся древних восточных деспотий. Очевидно, что целесообразным было централизовать руководство. Так начало проявляться социальное расслоение: появился управляющий слой, узурпирующий не столько само производство, сколько вопросы распределения ресурсов во время и после производства. Также очевидно, что интересы самой структуры управления стали значительно отличаться от интересов прочей массы людей. Фактически это была сила, эксплуатирующая трудовые ресурсы остальных членов сообщества. Собственно, описываемый управляющий слой стал прародителем государственного аппарата.

С ростом числа вопросов, требующих решения, возникла потребность функционального разделения управляющей структуры. Так начал зарождаться бюрократический аппарат власти, представляемый различными подразделениями (ведомствами), в частности, финансовым, военным и ведомством публичных работ.

Для экономики этого периода развития характерна государственная форма собственности: фактически все блага принадлежали управляющей единице, основная часть населения не владела ничем.

Общие характеристики государств восточной формы развития

Едиными для всех государств, развивающихся по восточному сценарию, являются следующие черты:

  • государственная форма собственности, единоличное владение всеми благами монархом;
  • сохранение такой первобытной формы уклада жизни как община, что, в том числе, исключало факт появления частной собственности;
  • отсутствие условий для развития средств производства и в целом отсутствие в обществе возможностей для развития, модернизации;
  • расслоение общества, основанное на положении людей в структуре власти;
  • в отсутствие каких-либо иных собственников, кроме государства – ненаказуемое злоупотребление властью, превышение полномочий, коррупция;
  • неограниченная власть государственного аппарата, возглавляемого одним лицом, абсолютным монархом.

Восточный тип формирования присущ самым первым государственным структурам на Земле: как уже было отмечено выше, первичной формой стала древневосточная деспотия. Это были важные исторические шаги плавного перехода от первобытного общества к государству.

Западный путь возникновения государства

Западный вариант формирования государства также носит название европейского. Здесь также зарождение государства строилось на имущественном неравенстве, однако причина его происхождения была иной.

Следствием неолитической революции стало общественное разделение труда: определенным родом деятельности (ремеслом) занимались конкретные люди (ремесленники), на этом фоне активно развивалась торговля. Отдельные семьи теперь могли позволить себе быть независимыми от общины, иметь свое средство заработка, свою собственность. Такие условия были благоприятны для модернизации средств производства: ввиду наличия личной заинтересованности в получении благ прикладывались усилия по наращиванию производственных процессов. Очевидно, что и усилия, и результат не могли быть равноценными для всех: у отдельных групп людей возникали излишки продукции, приводящие к накоплению благ, а, соответственно, происходило расслоение общества на классы (по признаку богатства и, соответственно, власти).

Отличием от азиатского пути возникновения государства является то, что здесь наиболее влиятельные лица не только занимали самые высокие должности в государственной структуре, но при этом были автономны, имели частную собственность и сами являлись источником власти.

На протяжении всей истории развития государства, идущие европейским путем, претерпевали эволюционные метаморфозы: в этом еще одно их отличие от неповоротливой восточной модели.

В ХХ веке практически каждый гражданин (или все граждане в некоторых государствах) являлся собственником, так или иначе; получили распространение основные положения о равноправии и демократии. Эти значительные перемены в обществе совокупно с постоянно развивающейся технологической сферой создали для западной модели достаточную устойчивость и потенциал.

Общие характеристики государств западной формы развития

Базовыми чертами, присущими государственному устройству западного типа, являются:

Предмет всеобщей истории государства и правакак учебной дисциплины определяется с учетом названных реалий.

Всеобщая история государства и права исследует вопросы возникновения, развития, функционирования государства и права стран, которые в определенную эпоху воплотили наиболее характерные черты государственности данного исторического времени и региона; анализирует содержание государственно-правовых процессов, происходящих в определенном времени и пространстве; раскрывает присущие им причинно-следственные связи, а также закономерности государственно-правовой истории, равно как и наиболее типичные ее особенности, проявляющиеся вразных странах в различные времена.

Методы исследования.

Важное место среди них принадлежит диалектическому методу, раскрытие содержания которого составляет одну из основополагающих проблем философии. Данный метод играет исключительную роль в теоретическом осмыслении объекта исследования, что, однако, не предполагает механического, а значит, упрощенного применения общефилософских понятий в историко-юридической науке.

Исторический метод предусматривает конкретное историческое исследование возникновения и развития государства и права. Важной ступенью такого исследования является индуктивный и дедуктивный анализ содержания исторического процесса, прежде всего присущих ему причинно-следственных связей.

Системно-структурный метод наиболее эффективен при исследовании сложных самоуправляющихся динамичных систем, состоящих из множества взаимодействующих элементов, которые образуют относительно устойчивую целостность.

Сравнительно-исторический метод учитывает важную особенность исследования: выявленные исторические факты полнее раскрывают свое подлинное значение при сопоставлении их с серией других сходных, однопорядковых фактов.

Статистический метод используется при исследовании количественных сторон исторического процесса, когда объект изучения имеет массовые числовые показатели. Работа с ними позволяет выявить его важные стороны: протяженность, распространенность, темпы развития и многое другое. Статистический метод помогает исследователю отделить необходимое от случайного, выявить закономерность определенных процессов, связанных с массовыми явлениями, называемыми статистическими ансамблями.

Государственный и общественный строй Древнего Рима в период республики.

В конце 6 в. до н.э.в результ. полит. и эконом. Кризиса в Риме усилилась централизация власти.Послед. римский царь Тарквиний Годый вел себя как тиран, с сенатом не считался, лично вершил суд. Все это вызвало недовольство народа, тогда народ сверг царя и изгнал его из города. Так в 509 г. до н. э. Рим стал республикой.

Республиканский период принято делить на ранний (6-3 вв. до н.э.) и поздний (конец 3-1 в.до н.э.)

Становление республики происходило в борьбе между плебеями и патрициями. Плебеи, чтобы добиться право занимать гос.должности демонстрировали отказ воевать, уходя из Рима. След.шагом лебеев было узаконение обыч.права (Законы 12 таблиц). Эти законы уравняли в правах плебеев и патрициев. (были разрешены браки между ними, доступ к обществен.землям.)

Центральными органами власти являлись: сенат, народные собрания (комиции), магистраты (выборные должностные лица).

Сенат-высший орган власти. Он контролировал: 1)контролировал центуриатные собрания 2)ведал казной, уст.налоги. 3)осущ. Внеш. Политику гос-ва.

Комиции (народные собрания) считались законодательными органами. Они были трех видов: куриатные,центуриатные и трибутные.

Центуриатные играли гл.роль. Они принимали законы,избирали высших должностн.лиц, объявляли войну.

Трибутные комиции избирали народных трибунов, младщих магистратов.

Куриатные комиции решали вопросы брака, наследства, утверждали завещание. К середине республики они утратили свою роль.

Магистратуры (гос.должности)делились на высшие: консул,диктатор,претор и низшие:эдилы, квесторы.

Диктатором назнач. Один из бывших консулов в случае кризисных ситуаций в стране.

Претор руководил судопроизводстовм.

Страны Древнего Востока внесли большой вклад в развитие мировой цивилизации. Они заложили первоначальные основы многих духовных и материальных ценностей, которые впоследствии были восприняты и творчески развиты, став достоянием всего человечества.

Особое внимание уделяется ряду областей Древнего Востока, прежде всего долинам Нила, Евфрата, Инда, Ганга, Янцзы, Хуанхе, оказавшимся особенно благоприятными для обитания человека. Здесь раньше, чем в других регионах, получило развитие оседлое, основанное на ирригационной системе земледелие с относительно устойчивыми урожаями. Совместным трудом крестьян-общинников в основном поддерживались и развивались оросительные системы. При таких условиях долго преобладали полупатриархальные, но от этого не менее тяжелые формы эксплуатации, главным образом посредством внеэкономического принуждения, в интересах монарха, знати и жречества. Удельный вес труда рабов был относительно невелик, хотя и постоянно возрастал. Вся полнота власти, не ограниченной законом, принадлежала монарху, обожествляемому и правящему посредством войска и чиновничества.

Особенности права стран Древнего Востока обусловлены историческими условиями его возникновения, культурой и цивилизацией этих стран. Древнейшие правовые системы были тесно связаны с обычаями и религиозными нормами той цивилизации. Поддержка религией и государством обычаев, сложившихся в период становления древних цивилизаций, привела к созданию одного из важнейших источников права древних государств — правового обычая и обычного права.

Читайте также: