Особенности строения носа у детей кратко

Обновлено: 04.07.2024

1 Кафедра оториноларингологии педиатрического факультета (зав.- член-корр. РАМН, проф, д.м.н. Богомильский М.Р.) ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н. И. Пирогова Минздравсоцразвития России.
2 Детская городская поликлиника № 99 г. Москвы.

Слизистой оболочке полости носа, как первому барьеру между окружающей средой и организмом, отводится главенствующая роль в защите верхних дыхательных путей от воздействия неблагоприятных факторов внешней среды. Согревая и увлажняя вдыхаемый воздух, она также является фильтром, формирующим защиту организма от различных патологических агентов (вирусных и/или бактериальных), аллергенов и поллютантов 2. Ведущая роль в этом процессе принадлежит процессу очищения слизистой оболочки полости носа от осевших на поверхности веществ/субстанций еще до момента их адгезии, называемому мукоцилиарным клиренсом [1,16].

Слизистая оболочка полости носа имеет послойную организацию: поверхностный эпителий на базальной пластинке и собственный слой.

Поверхностный слой является псевдомногослойным цилиндрическим эпителием, носящим название мерцательного, и представлен четырьмя видами клеток: реснитчатыми, бокаловидными, вставочными, базальными (рис.1).



Рис.1. Микропрепарат слизистой оболочки полости носа. Окраска эозин-гематоксилин, световой микроскоп, увеличение х100.

Реснитчатые клетки содержат на апикальном крае 50-200 ворсинок длиной 5-8 мкм, толщиной 0,3 - 0,5 мкм, совершающих колебательные ритмичные движения. Каждая ворсинка имеет двигательный аппарат - аксонему, которая состоит из 9 пар (дуплетов) микротрубочек из белка динеина.

Бокаловидные клетки представляют собой модифицированные цилиндрические эпителиальные клетки и являются одноклеточными железами, которые продуцируют вязкий слизистый секрет.

Вставочные клетки имеют на своей поверхности 200-500 микроворсинок и участвуют в продукции и всасывании перицилиарной жидкости за счет многократного увеличения площади поверхности.

Базальные клетки являются примитивно организованными предшественниками остальных клеток слизистой, из них в процессе дифференцировки образуются реснитчатые и бокаловидные клетки [3].

Собственный слой включает железистые структуры и сосудистую сеть. Железы имеют трубчато-альвеолярную организацию, расположены в среднем слое собственной пластинки и продуцируют как серозный, так и слизистый секрет.

Сосудистая сеть представлена пещеристыми венозными сплетениями с находящимися на поверхности более мелкими и залегающими глубже более крупными сосудами, содержащими мышечные волокна и способными менять свой просвет, обеспечивая значительное изменение толщины всего слизистого слоя.

В собственном слое содержатся также тучные клетки, тканевые макрофаги, эозинофилы, базофилы, нейтрофилы, плазматические клетки, фибробласты, фиброциты, гистиоциты и дендритические клетки, количество и соотношение которых меняется в зависимости от стадии воспалительного процесса [3].

Возрастные особенности строения слизистой оболочки полости носа были определены Петровым В.В. и соавт. (2007) на основании морфометрических исследований. Анализ полученных данных позволил сделать вывод о неустойчивости системы полости носа у детей из-за продолжающегося в процессе онтогенеза неравномерного по срокам, темпам и дифференцировке морфо- функциональных структур роста, а следовательно о несовершенстве защитных свойств слизистой носа перед потенциальной угрозой. В связи с этим были выделены "критические" возрастные периоды, когда несовершенство защитных механизмов слизистой особенно выражено: период новорожденности, грудной и ранний детский возраст.

Из наиболее значимых отличий строения слизистой оболочки полости носа у детей грудного возраста от других возрастных групп назовем особенность организации железистых структур с резким преобладанием слизистого компонента над серозным. Представительство кавернозной ткани на нижней носовой раковине минимально. Эти гистологические нюансы сказываются на особенностях течения воспалительных заболеваний и приводят к обтурации полости носа слизистым секретом и отсутствию выраженного эффекта от применения назальных деконгестантов [2].

Клетки мерцательного эпителия покрыты слизью, состоящей из двух слоев - перицилиарной жидкости и собственно слизистого слоя. Перицилиарная жидкость имеет минимальные значения вязкости и движение ресничек в этой среде не встречает сопротивления. Слизистый слой состоит преимущественно из мукополисахаридов высокой и низкой плотности, соединенных поперечными межмолекулярными связями, соотношение между которыми и определяет вязко-эластичные свойства слизи. Общая толщина слоя носового секрета не превышает 5-10 мкм [1].

Благодаря перекрестным межмолекулярным связям молекул гликопротеидов реологические свойства слизи определяются как вязкоэластичность, то есть обладающие свойствами как жидкости, так и твердых тел. Эластичность – способность материала накапливать энергию, направленную на его деформацию или движение. Вязкость – способность материала поглощать энергию, направленную на его движение. Вязкость уменьшается вместе с ростом силы воздействия. Слизь отвечает на воздействие, деформируясь, подобно твердым телам, последующей вязкоэластичной деформацией и затем, переходя в состояние неменяющегося тока при котором уровень деформации является константой [10].

Вопрос о причинах и механизмах нарушения мукоцилиарного клиренса до сих пор остается открытым и малоизученным. Ряд авторов полагает, что причина нарушений функции МТ кроется не в поражении ресничек мерцательного эпителия вследствие патологического процесса, а в нарушении реологических свойств слизи (таких как вязкость, эластичность, адгезивная способность), которые определяются составом слизи, ее гидратацией, что влияет на взаимодействие реснички с гелевым компонентом слизи на поверхности [11].

По данным литературы одним из ключевых моментов в развитии воспалительных заболеваний полости носа является недостаточность двигательной активности цилиарного аппарата [3, 4].

Цилиарный аппарат представлен апикальным концом реснитчатой клетки с расположенными там ресничками, совершающими колебательные движения, направленные в сторону носоглотки на всех участках (кроме передних отделов полости носа приблизительно на протяжении одного сантиметра, где работа ресничек направлена в сторону преддверия носа). В норме реснички мерцательного эпителия совершают синхронные колебательные движения, состоящие из двух фаз:

Ударная или эффективная фаза, при которой реснички совершают гребок и приводят к перемещению слизи (ресничка при этом ригидна и находится в выпрямленном состоянии, касаясь верхушкой слизистого слоя и создавая большее давление на слизь).

Возвратная фаза, при которой реснички в расслабленном состоянии возвращаются на исходную позицию для последующего замаха, испытывая при этом минимум сопротивления со стороны перицилиарной жидкости [3].

В течение жизни слизистая носа человека подвергается влиянию фармакологических препаратов, относящихся к разным классам лекарственных средств. Однако токсическое влияние на мерцательный эпителий зависит не только от основного действующего вещества, но и от вспомогательных веществ, входящих в состав препарата.

Нарушение по тем или иным причинам нормального функционирования цилиарного аппарата носит название "цилиотоксичность", что проявляется в снижении частоты биения ресничек, вплоть до полного прекращения их биения. Этот термин был впервые применен шведским исследователем Dalhamm T в 1967 году [7].

Частота биения ресничек мерцательного эпителия определяется с помощью компьютерного параметрирования заснятого видеокамерой, подсоединенной к световому микроскопу, видеофрагмента работы ресничек мерцательного эпителия, помещенного на предметное стекло (рис.2 А, Б). С этой целью методом неинвазивной биопсии забирается небольшой участок слизистой оболочки полости носа и помещается в физиологическую среду для поддержания жизнеспособности клеток [15].


А

Б
Рис.2. Реснитчатые клетки мерцательного эпителия в физиологической среде с увеличением х 600 (А) и х1000(Б).

Снижение частоты биения ресничек приводит к снижению функции мукоцилиарного транспорта, которая может быть определена измерением сахаринового времени, самым технически простым и в то же время диагностически достоверным методом исследования транспортной функции мерцательного эпителия [13]. В литературе описана степень угнетения работы мерцательного эпителия слизистой оболочки полости носа после воздействия различных лекарственных препаратов: интраназальных противоаллергических [5], деконгестантов [9,12], антимикробных препаратов [8, 14], анестетиков [6], топических глюкокортикостероидов [9]. Следует также отметить, что угнетение мукоцилиарного транспорта зависит от концентрации действующего вещества [17] и от содержания дополнительных компонентов, в частности, консервантов [12].

Таким образом, следует уделять особое внимание безопасности и риску токсического влияния на слизистую оболочку полости носа со стороны интраназальных препаратов при применении их у детей. Назначая эти препараты, необходимо соотносить возможные нежелательные эффекты с выраженностью положительного эффекта от их применения.

А может ли мы отказаться от использования интраназальных форм лекарственных веществ (ЛВ) при лечении различных видов ринита? Альтернативным способом введения лекарственных веществ в организм может служить системный (связанный с возможным развитием побочных или нежелательных эффектов со стороны пищеварительной системы) или аэрозольный способ введения.

Аэрозольный способ введения ЛВ наиболее физиологичен, особенно в детском возрасте. Создается высокая концентрация действующего вещества непосредственно в очаге воспаления, оно накапливается в подслизистом слое в неизмененном виде, так как поступает в организм, минуя печень. Более быстрое и интенсивное всасывание позволяет уменьшить дозу вводимого ЛС.

Какие виды ЛВ, применяемых для лечения ринита, могут использоваться для ингаляций? При различных формах аллергического ринита мы можем применять ингаляционные кромоны и кортикостероиды. При простом инфекционном рините с давних времен широко используются ароматические масла. Особенностям ароматерапии при патологии верхних дыхательных путей посвящены многочисленные статьи и монографии.

Таблица 1.

Компоненты % Действие
Масло мятное (без ментола) 35,45% Оказывает болеутоляющий, дезодорирующий и легкий антисептический эффект. Вызывает улучшение носового дыхания, воздействуя на рецепторы слизистой оболочки полости носа.
Масло эвкалиптовое 35,45% один из сильнейших антисептиков в группе эфирных масел, широко используется в составах различных ингаляций, применяемых при респираторных инфекциях верхних дыхательных путей, оказывает иммуностимулирующее действие.
Масло каепутовое 18,5% легкое болеутоляющее, антимикробное, противоневралгическое, потогонное, антигельминтное и отхаркивающее, противовоспалительное, тонизирующее действие. Активно в отношении S.aureus
Левоментол 4,1% Обладает умеренным спазмолитическим действием, уменьшает выраженность симптомов острого ринита, фарингита, ларингита и бронхита.
Масло винтегриновое 3,7% противовоспалительный и тонизирующий эффекты
Масло можжевеловое 2,7% противомикробное действие
Масло гвоздичное 0,1% Антисептическое, болеутоляющее и противовоспалительное действие

Переносимость препарата у всех детей была хорошей, ни у одного ребенка не отмечено побочных или нежелательных реакций на фоне приема препарата.

1) 5-6 капель масла капнуть в чашу аромалампы, предварительно заполненную водой. Снизу чаши ставится свеча-таблетка, пламя которой нагревает воду и происходит медленное испарение масла.
2) 5- 6 капель препарата капнуть в небольшой керамический сосуд (или нанести на вату) и расположить на радиаторе. Тепло испарит эфирное масло и разнесет по комнате.
3) 5-6 капель препарата капнуть в небольшое количество воды, затем этот раствор разбрызгать с помощью пульверизатора по комнате за 1-2 минуты до прихода детей.

Сеанс ароматерапии лучше всего проводить в течение 10-15 минут 1 раз в день в течение всего эпидемиологического периода.

Ингаляционный способ введения лекарственных веществ является самым физиологичным и доступным в применении у детей всех возрастных групп, как с лечебной, так и с профилактической целью и коллективно, и индивидуально.

У детей раннего возраста носовые ходы короткие, нос уплощенный из-за недостаточно развитого лицевого скелета. Носовые ходы более узкие, раковины — утолщенные. Носовые ходы окончательно формируются только к 4 годам. Полость носа — относительно малых размеров. Слизистая оболочка очень рыхлая, хорошо снабжена кровеносными сосудами. Воспалительный процесс приводит к развитию отека и сокращению из-за этого просвета носовых ходов. Нередко происходит застой слизи в носовых ходах. Она может подсыхать, образуя корочки.
При закрытии носовых ходов может возникнуть одышка, ребенок в этот период не может сосать грудь, беспокоится, бросает грудь, остается голодным. Дети в связи с затруднением носового дыхания начинают дышать ртом, у них нарушается согревание поступающего воздуха и увеличивается склонность к простудным заболеваниям.
При нарушении носового дыхания отмечается отсутствие различения запахов. Это приводит к нарушению аппетита, а также к нарушению представления о внешней среде. Дыхание через нос является физиологическим, дыхание через рот — признаком заболевания носа.
Придаточные полости носа. Придаточные полости носа или, как их называют, пазухи, являются ограниченными пространствами, заполненными воздухом. Верхнечелюстные (гайморовы) пазухи формируются к 7-летнему возрасту. Решетчатая — к 12 годам, лобная полностью формируется к 19 годам.
Особенности слезно-носового канала. Слезно-носовой канал более короткий, чем у взрослых, его клапаны недостаточно развиты, выходное отверстие находится близко к углу век. В связи с этими особенностями инфекция быстро попадает из носа в конъюнктивальный мешок.



События

Анонс

У нас в гостях

Aктуальная тема








Рубрики

ПОСЛЕДНИЕ СТАТЬИ

Здоровый ребенок

Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы у детей

Начало формирования трахеопульмональной системы на чинается на 3—4й неделе эмбрионального развития. Уже к 5— 6-й неделе развития эмбриона появляются разветвления второ го порядка и предопределено образование трех долей правого легкого и двух долей левого легкого. В этот период образуется ствол легочной артерии, врастающей в легкие по ходу первич ных бронхов.

В течение 11—12-й недели развития уже имеются участки ле гочной ткани. Они вместе с сегментарными бронхами, артерия ми и венами образуют эмбриональные сегменты легких.

В промежутках между 4-м и 6-м месяцами наблюдается быст рый рост сосудистой системы легких.

У плодов в 7 месяцев ткань легких приобретает черты по ристого строения каналов, будущие воздушные пространства заполнены жидкостью, которая выделяется клетками, высти лающими бронхи.

В 8—9 месяцев внутриутробного периода происходит даль нейшее развитие функциональных единиц легких.

Рождение ребенка требует немедленного функционирова ния легких, в этот период с началом дыхания происходят зна чительные изменения воздухоносных путей, особенно дыхатель ного отдела легких. Формирование дыхательной поверхности в отдельных отделах легких происходит неравномерно. Для рас правления дыхательного аппарата легких огромное значение имеют состояние и готовность сурфактантной пленки, высти лающей легочную поверхность. Нарушение поверхностного натя жения сурфактантной системы приводит к серьезным заболе ваниям ребенка раннего возраста.

В первые месяцы жизни у ребенка сохраняется соотноше ние длины и ширины воздухоносных путей, как у плода, ког да трахея и бронхи короче и шире, чем у взрослых, а мелкие бронхи — более узкие.

Плевра, покрывающая легкие, у новорожденного ребенка более толстая, рыхлая, содержит ворсины, выросты, особенно в междолевых бороздках. В этих участках возникают патологи ческие очаги. Легкие к рождению ребенка подготовлены к вы полнению функции дыхания, но отдельные компоненты нахо дятся в стадии развития, быстро идет формирование и дозревание альвеол, происходят перестройка малого просвета мышечных артерий и ликвидация барьерной функции.

После трехмесячного возраста различают II периода.

  1. период интенсивного роста легочных долей (от 3 меся цев до 3 лет).
  2. окончательная дифференцировка всей бронхолегочной системы (от 3 до 7 лет).

Интенсивный рост трахеи и бронхов происходит на 1—2м году жизни, который в последующие годы замедляется, а мел кие бронхи растут интенсивно, углы ветвления бронхов также увеличиваются. Диаметр альвеол нарастает, и дыхательная по верхность легких с возрастом увеличивается в 2 раза. У детей до 8 месяцев диаметр альвеол равен 0,06 мм, в 2 года — 0,12 мм, в 6 лет — 0,2 мм, в 12 лет — 0,25 мм.

В первые годы жизни происходят рост и дифференцировка элементов легочной ткани, сосудов. Выравнивается соотноше ние объемов долей у отдельных сегментов. Уже в 6—7 лет лег кие являются сформированным органом и неотличимы по срав нению от легких взрослых людей.

Особенности дыхательных путей ребенка

Дыхательные пути делятся на верхние, к которым относятся нос, придаточные пазухи носа, глотка, евстахиевы трубы, и ниж ние, к которым относятся гортань, трахея, бронхи.

Основная функция дыхания заключается в проведении воз духа в легкие, очищении его от пылевых частиц, защите легких от вредных воздействий бактерий, вирусов, инородных частиц. Кроме того, дыхательные пути согревают и увлажняют вдыхае мый воздух.

Легкие представлены мелкими мешочками, которые содер жат воздух. Они соединяются между собой. Основная функция легких заключается в поглощении из атмосферного воздуха кислорода и выделении в атмосферу газов, прежде всего угле кислого.

Механизм дыхания. При вдохе происходит сокращение диа фрагмы и мышц грудной клетки. Выдох в старшем возрасте происходит пассивно под влиянием эластичной тяги легких. При обструкции бронхов, эмфиземе, а также у новорожденных имеет место активный вдох.

В норме дыхание устанавливается с такой частотой, при ко торой объем дыхания выполняется за счет минимальных энер гетических затрат дыхательной мускулатуры. У новорожденных детей частота дыхания — 30—40, у взрослых — 16—20 в минуту.

Основным носителем кислорода является гемоглобин. В ле гочных капиллярах кислород связывается с гемоглобином, обра зуя оксигемоглобин. У новорожденных детей преобладает феталь ный гемоглобин. В первый день жизни его содержится в организме около 70%, к концу 2й недели — 50%. Фетальный гемоглобин обладает свойством легко связывать кислород и трудно отдавать его тканям. Это помогает ребенку при наличии кислородного го лодания.

Транспорт углекислого газа происходит в растворенном ви де, насыщение крови кислородом влияет на содержание угле кислого газа.

Функция дыхания тесно связана с легочным кровообраще нием. Это сложный процесс.

Во время дыхания отмечается его авторегуляция. При рас тяжении легкого во время вдоха тормозится центр вдоха, во вре мя выдоха стимулируется выдох. Глубокое дыхание или прину дительное раздувание легких ведут к рефлекторному расширению бронхов и повышают тонус дыхательной мускулатуры. При спа дении и сдавлении легких происходит сужение бронхов.

В продолговатом мозге располагается дыхательный центр, откуда поступают команды к дыхательной мускулатуре. Брон хи при вдохе удлиняются, на выдохе — укорачиваются и су жаются.

Взаимосвязь функций дыхания и кровообращения прояв ляется с момента расправления легких при первом вдохе ново рожденного, когда расправляются и альвеолы, и сосуды.

При заболеваниях органов дыхания у детей могут возник нуть нарушение дыхательной функции и дыхательная недоста точность.

Особенности строения носа ребенка

У детей раннего возраста носовые ходы короткие, нос упло щенный изза недостаточно развитого лицевого скелета. Носо вые ходы более узкие, раковины — утолщенные. Носовые ходы окончательно формируются только к 4 годам. Полость носа — относительно малых размеров. Слизистая оболочка очень рых лая, хорошо снабжена кровеносными сосудами. Воспалитель ный процесс приводит к развитию отека и сокращению изза этого просвета носовых ходов. Нередко происходит застой сли зи в носовых ходах. Она может подсыхать, образуя корочки.

При закрытии носовых ходов может возникнуть одышка, ре бенок в этот период не может сосать грудь, беспокоится, бросает грудь, остается голодным. Дети в связи с затруднением носово го дыхания начинают дышать ртом, у них нарушается согрева ние поступающего воздуха и увеличивается склонность к про студным заболеваниям.

При нарушении носового дыхания отмечается отсутствие раз личения запахов. Это приводит к нарушению аппетита, а также к нарушению представления о внешней среде. Дыхание через нос является физиологическим, дыхание через рот — призна ком заболевания носа.

Придаточные полости носа. Придаточные полости носа или, как их называют, пазухи, являются ограниченными простран ствами, заполненными воздухом. Верхнечелюстные (гайморо вы) пазухи формируются к 7летнему возрасту. Решетчатая — к 12 годам, лобная полностью формируется к 19 годам.

Особенности слезноносового канала. Слезноносовой канал более короткий, чем у взрослых, его клапаны недостаточно раз виты, выходное отверстие находится близко к углу век. В свя зи с этими особенностями инфекция быстро попадает из носа в конъюнктивальный мешок.

Особенности глотки ребенка

Глотка у детей раннего возраста относительно широкая, неб ные миндалины развиты слабо, что объясняет редкие заболе вания ангиной на первом году жизни. Полностью миндалины развиваются к 4—5 годам. К концу первого года жизни миндаль ная ткань гиперплазируется. Но ее барьерная функция в этом возрасте очень низкая. Разросшаяся миндальная ткань может быть подвержена инфекции, поэтому возникают такие заболе вания, как тонзиллит, аденоидит.

В носоглотку открываются евстахиевы трубы, которые со единяют ее со средним ухом. Если инфекция попадает из носо глотки в среднее ухо, возникает воспаление среднего уха.

Особенности гортани ребенка

Гортань у детей — воронкообразной формы, является про должением глотки. У детей она располагается выше, чем у взрос лых, имеет сужение в области перстневидного хряща, где распо лагается подсвязочное пространство. Голосовая щель образована голосовыми связками. Они короткие и тонкие, этим обуслов лен высокий звонкий голос ребенка. Диаметр гортани у ново рожденного в области подсвязочного пространства составляет 4 мм, в 5—7 лет — 6—7 мм, к 14 годам — 1 см. Особенностями гортани у детей являются: ее узкий просвет, множество нерв ных рецепторов, легко возникающий отек подслизистого слоя, что может привести к тяжелым нарушениям дыхания.

Щитовидные хрящи образуют у мальчиков старше 3 лет бо лее острый угол, с 10 лет формируется типичная мужская гор тань.

Особенности трахеи ребенка

Трахея является продолжением гортани. Она широкая и ко роткая, каркас трахеи состоит из 14—16 хрящевых колец, которые соединены фиброзной перепонкой вместо эластичной замыкаю щей пластины у взрослых. Наличие в перепонке большого коли чества мышечных волокон способствует изменению ее просвета.

Анатомически трахея новорожденного находится на уров не IV шейного позвонка, а у взрослого — на уровне VI—VII шей ного позвонка. У детей она постепенно опускается, как и ее би фуркация, которая располагается у новорожденного на уровне III грудного позвонка, у детей 12 лет — на уровне V—VI грудно го позвонка.

В процессе физиологического дыхания просвет трахеи ме няется. Во время кашля он уменьшается на 1/3 своего попереч ного и продольного размеров. Слизистая оболочка трахеи богата железами, выделяющими секрет, который покрывает поверхность трахеи слоем толщиной 5 мкм.

Реснитчатый эпителий способствует перемещению слизи со скоростью 10—15 мм/мин по направлению изнутри кнаружи.

Особенности бронхиального дерева ребенка

Бронхи у детей к рождению сформированы. Слизистая обо лочка их богато снабжена кровеносными сосудами, покрыта слоем слизи, которая движется со скоростью 0,25—1 см/мин. Особенностью бронхов у детей является то, что эластичные и мышечные волокна развиты слабо.

Бронхиальное дерево разветвляется до бронхов 21го поряд ка. С возрастом количество ветвей и их распределение остают ся постоянными. Размеры бронхов интенсивно меняются на пер вом году жизни и в периоде полового созревания. Их основу составляют хрящевые полукольца в раннем детском возрасте. Бронхиальные хрящи очень эластичные, податливые, мягкие и легко смещаются. Правый бронх шире левого и является про должением трахеи, поэтому в нем чаще обнаруживаются ино родные тела.

После рождения ребенка в бронхах формируется цилиндри ческий эпителий с мерцательным аппаратом. При гиперемии бронхов и их отеке резко снижается их просвет (вплоть до пол ного его закрытия).

Недоразвитие дыхательной мускулатуры способствует сла бому кашлевому толчку у маленького ребенка, что может при вести к закупорке слизью мелких бронхов, а это, в свою оче редь, приводит к инфицированию легочной ткани, нарушению очистительной дренажной функции бронхов.

С возрастом по мере роста бронхов, появлением широких просветов бронхов, продуцированием бронхиальными железами менее вязкого секрета реже встречаются острые заболевания бронхолегочной системы по сравнению с детьми более раннего возраста.

Особенности легких у детей

Легкие у детей, как и у взрослых, делятся на доли, доли на сег менты. Легкие имеют дольчатое строение, сегменты в легких от делены друг от друга узкими бороздами и перегородками из сое динительной ткани. Основной структурной единицей являются альвеолы. Число их у новорожденного в 3 раза меньше, чем у взрос лого человека. Альвеолы начинают развиваться с 4—6недель ного возраста, их формирование происходит до 8 лет. После 8 лет легкие у детей увеличиваются за счет линейного размера, па раллельно нарастает дыхательная поверхность легких.

В развитии легких можно выделить следующие периоды:

1) от рождения до 2 лет, когда происходит интенсивный рост альвеол;

2) от 2 до 5 лет, когда интенсивно развивается эластическая ткань, формируются бронхи с перебронхиальными включе ниями легочной ткани;

3) от 5 до 7 лет окончательно формируются функциональные способности легких;

4) от 7 до 12 лет, когда происходит дальнейшее увеличение массы легких за счет созревания легочной ткани.

Анатомически правое легкое состоит из трех долей (верхней, средней и нижней). К 2 годам размеры отдельных долей соот ветствуют друг другу, как у взрослого человека.

Кроме долевого, в легких различают сегментарное деление, в правом легком различают 10 сегментов, в левом — 9.

Основной функцией легких является дыхательная. Считается, что через легкие ежедневно проходит 10 000 л воздуха. Кисло род, поглощенный из вдыхаемого воздуха, обеспечивает функ ционирование многих органов и систем; легкие принимают учас тие во всех видах обмена веществ.

Дыхательная функция легких осуществляется с помощью биологически активного вещества — сурфактанта, также оказы вающего бактерицидное действие, препятствующего попаданию жидкости в легочные альвеолы.

С помощью легких из организма удаляются отработанные газы.

Особенностью легких у детей является незрелость альвеол, они имеют небольшой объем. Это компенсируется учащением дыхания: чем младше ребенок, тем более поверхностное у него дыхание. Частота дыхания у новорожденного равна 60, у под ростка — уже 16—18 дыхательных движений в 1 минуту. Завер шается развитие легких к 20 годам.

Самые различные заболевания могут нарушать у детей жиз ненно важную функцию дыхания. Изза особенностей аэрации, дренажной функции и эвакуации секрета из легких воспали тельный процесс часто локализуется в нижней доле. Это про исходит в лежачем состоянии у детей грудного возраста изза недостаточной дренажной функции. Парависцебральные пнев монии чаще возникают во втором сегменте верхней доли, а также в базальнозаднем сегменте нижней доли. Может часто поражать ся средняя доля правого легкого.

Наибольшее диагностическое значение имеют следующие исследования: рентгенологическое, бронхологическое, опреде ление газового состава крови, рН крови, исследование функ ции внешнего дыхания, исследование бронхиального секрета, компьютерная томография.

По частоте дыхания, соотношению его с пульсом судят о нали чии или отсутствии дыхательной недостаточности (см. табл. 14).

Эмбриология носа и околоносовых пазух

Жалобы со стороны полости носа и околоносовых пазух являются одним и самых частых поводов для обращения к педиатру и оториноларингологу. Поскольку одна и та же симптоматика может быть вызвана как безобидным вирусным заболеванием, так и угрожающим жизни состоянием, крайне важна способность врача поставить верный диагноз, опираясь на данные анамнеза, осмотра и дополнительных методов обследования.

Развитие полости носа и околоносовых пазух представляет собой многоэтапный процесс, начинающийся в раннем эмбриональном периоде и продолжающийся до подросткового возраста. У плода нос и околоносовые пазухи появляются на 3-4 неделе внутриутробной жизни. Из эктодермы развивается выбухание боковой стенки головы эмбриона, обонятельная плакода.

Над ротовым отверстием, располагаясь по средней линии, образуется носолобный отросток. На протяжении первого года жизни в процессе одновременного развития обонятельных плакод и носолобных отростков образуются кости средней зоны лица, нос, околоносовые пазухи.

На пятой неделе обонятельная плакода распространяется в мезодерму, преобразуясь в медиальный и латеральный носовые отростки, которые ограничивают обонятельную ямку. На этом этапе происходит увеличение в размерах верхнечелюстного отростка первой жаберной дуги, в результате чего обонятельная ямка и будущая глазница смещаются кпереди, а носовой отросток располагается между глазницами. Носовые отростки смещаются в медиальном направлении и кпереди и затем сливаются, образуя будущий нос.

В этот ранний период эмбрионального развития полости носа обонятельные ямки незначительно вдаются в будущую полость носа. Задняя часть обонятельных ямок, носощечная мембрана, разделяет полость носа и полость рта. На 5-6 неделе эмбрионального развития носощечная мембрана обычно канализируется, образуя отверстие в заднем отделе обонятельной ямки. При персистировании носощечной мембраны без образования в ней должного просвета развивается атрезия хоан.

Эмбриональное развитие носа

Сливаясь, медиальные носовые отростки образуют перегородку носа, губный желобок и премаксиллу (гребень верхней челюсти, содержащий четыре центральных резца). Латеральные медиальные носовые отростки образуют крылья носа, ноздри и дно полости носа.

На седьмой неделе внутриутробного развития из медиальных и латеральных носовых отростков, и верхнечелюстного отростка образуются верхние губы и верхний альвеолярный гребень. Из латеральных верхнечелюстных отростков образуются латеральные небные выступы, предшественники твердого и мягкого неба. На седьмой неделе они сливаются с перегородкой носа и премаксиллой на уровне альвеолярного гребня. Нарушение этой стадии эмбриогенеза приводит к развитию расщепленной губы и расщепленного неба.

Затем, на 7-10 неделе, латеральные небные выступы сливаются по средней линии и смещаются кзади, образуя будущий язычок. В этот момент полость рта отделяется от полости носа.

Также в этот период формируются структуры латеральной стенки полости носа и околоносовые пазухи. Примерно на 40-й день эмбрионального развития на латеральной стенке носа формируются два выбухания, максиллотурбиналь и этмотурбиналь, которые далее разовьются в нижнюю и среднюю носовые раковины, соответственно. Между ними располагается средний носовой ход. Верхняя и наивысшая раковины формируются от верхних отделов этмотурбинали на четвертом месяце внутриутробной жизни.

Развитие околоносовых пазух. Формирование околоносовых пазух начинается на 60-й день эмбрионального развития, когда участки мезенхимы утолщаются и внедряются в латеральную стенку полости носа. Верхнечелюстная пазуха идентифицируется уже на 70-м дне развития как расширение в области воронкообразного углубления среднего носового хода. Увеличиваясь и углубляясь, это расширение образует верхнечелюстную пазуху.

Размеры околоносовых пазух

На 3-4 месяце кзади от переднего места крепления средней носовой раковины начинает формироваться лобный карман, из которого затем разовьется лобная пазуха. Решётчатый пузырь идентифицируется около 120 дня, формируя воздухоносные ячейки решетчатого лабиринта.

В отличие от остальных околоносовых пазух, клиновидная пазуха формируется в клиновидной кости. Она образуется за счет прямого распространения воздухоносных пространств полости носа в клиновидную кость. В большинстве случаев это отмечается около четвертого месяца внутриутробной жизни. Формирование клиновидной пазухи крайне вариабельно, иногда она не развивается вообще.

При рождении у ребенка присутствуют верхнечелюстная, решетчатая, клиновидная пазухи, а также зачаток лобного кармана, которые продолжают свой рост вплоть до подросткового возраста. Важно знать относительный размер и расположение пазух у детей разного возраста.

Врожденные аномалии полости носа. Нарушения эмбрионального развития полости носа и околоносовых пазух могут привести к развитию самых разных аномалий. К ним относятся атрезия хоан, носовые дермоидные кисты и глиомы, хоботообразная деформация лица (proboscis laterali), различные формы расщепления губ и неба. Большинство данных пороков диагностируются сразу после рождения, либо во время простого осмотра, либо из-за наличия характерных симптомов.

Развитие околоносовых пазух

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Читайте также: