Особенности строения глаза у новорожденных кратко

Обновлено: 05.07.2024

Рост и развитие органа зрения ребенка. Эмбриогенез глаз

При рождении глаз нормального доношенного ребенка по размеру составляет 65 % глаза взрослого человека. В постнатальный период максимальный рост глаза происходит в течение первого года жизни, затем рост продолжается с высокой, но постепенно снижающейся скоростью до 3 лет, после чего идет медленный рост до периода полового созревания, на протяжении последующей жизни глаз почти не меняется. Можно сказать, что передние структуры глаза при рождении являются относительно большими и впоследствии растут пропорционально меньше, чем задние.
Результатом является прогрессивное изменение формы глазного яблока, которое становится более сферическим.

Склера младенца тонкая и прозрачная, с голубоватым оттенком. Роговица глаза у новорожденного относительно большая (в среднем 10 мм), и к 2-летнему возрасту или ранее достигает размера взрослого (около 12 мм). Ее кривизна с возрастом уменьшается с прогрессирующим изменением преломляющих свойств глаза. Нормальная роговица идеально прозрачная. У недоношенных младенцев может наблюдаться опалесцирующее помутнение роговицы, которое со временем исчезает.

Хрусталик новорожденного младенца имеет более сферическую форму, чем хрусталик взрослого; его более высокая преломляющая способность компенсирует относительно короткую ось молодого глаза. Хрусталик растет в течение жизни; новые волокна, появляющиеся на периферии, сдвигают более старые волокна к центру глаза. С возрастом хрусталик становится более плотным и более устойчивым к изменению формы при аккомодации.

развитие глаза ребенка

Глазное дно новорожденного пигментировано слабее по сравнению с взрослым глазом; отчетливо виден хориоидальный сосудистый рисунок, пигментный рисунок сетчатки имеет мелкоточечную или пятнистую структуру. У некоторых младенцев с темной пигментацией (темнокожих) глазное дно имеет серую или опалесцирующую пленку (налет). У новорожденных некоторые макулярные показатели, особенно фовеальный световой рефлекс, выражены в меньшей степени и не так легко определяются. Периферический участок сетчатки выглядит бледным или сероватым, периферические сосуды сетчатки неразвиты, особенно у недоношенных детей.

Цвет головки зрительного нерва варьирует от розового до бледного, иногда сероватого. В течение 4-6 мес. глазное дно приобретает вид такового зрелого глаза.
У многих новорожденных младенцев наблюдаются поверхностные кровоизлияния в сетчатку. Обычно они быстро рассасываются и редко оставляют стойкие следы. При рождении возможно произойти кровоизлияние в конъюнктиву, которое спонтанно рассасывается без каких-либо последствий. Иногда бывают видны остатки примитивной гиплоидной сосудистой системы стекловидного тела в виде маленьких пучковидных или червеобразных структур, расходящихся от диска (сосок Бергмейгера), либо в виде тонкой нити, проходящей через стекловидное тело; в некоторых случаях на задней стороне капсулы хрусталика остается лишь маленькая точка (точка Миттендорфа).

Глаз младенца в некоторой степени является дальнозорким. Дальнозоркость имеет тенденцию к прогрессированию от рождения до 7 лет. После этого уровень дальнозоркости быстро снижается до 14 лет. За это время дальнозоркость может исчезнуть. Если этот процесс продолжается, развивается миопия (близорукость). Более медленное снижение дальнозоркости, или прогрессирование миопии, продолжается до третьего десятилетия жизни. Преломляющая способность глаза в любой период жизни определяется суммарным эффектом многих факторов: размер глаза, состояние хрусталика, кривизна роговицы.

У многих нормальных младенцев может отмечаться несовершенная координация и согласованность движений глаз в течение первых дней и недель, но к 3-6 мес. (обычно раньше) координация становится нормальной. Стойкое отклонение глаза у младенца требует консультации.

Слезы обычно отсутствуют при плаче у ребенка до 1-3-месячного возраста. У недоношенных младенцев снижены рефлекс и базальная секреция слез, из-за чего происходит повышение концентрации местно применяемых средств и быстрое высыхание роговицы.

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Зрительный аппарат у детей начинает формироваться задолго до рождения. Будут патологии у ребенка, или нет, во многом зависит от того, какой образ жизни вела будущая мама, болела ли она чем-то во время беременности, и какие наследственные заболевания есть у родителей. После рождения зрение продолжает развиваться в течение первых лет жизни и особенно активно в первые несколько месяцев.

1

Начало формирования зрительного аппарата: опасности

Органы зрения начинают формироваться одновременно с нервной системой в эмбриональный период на 3 неделе внутриутробного развития (5 акушерская неделя). Прошло около недели с момента имплантации зародыша к стенке матки, активно формируется плацента. Это время очень опасно для будущего малыша: критический период будет длиться до конца 12 акушерской недели. До этого происходит закладка всех органов, а также зрительного аппарата. Поэтому будущая мама должна быть аккуратной и особенно разборчива в том, что она ест и принимает.

2

Эмбрион очень уязвим к вредным факторам. Любой из них может привести к серьезным нарушениям органов зрения и даже гибели плода:

  • Инфекционные заболевания будущей мамы;
  • Нарушение функций эндокринной системы во время беременности;
  • Прием алкогольных напитков и курение на любом сроке;
  • Неправильное питание (фастфуды, газировки, продукты с обилием пищевых добавок);
  • Нехватка витамина А (внутриутробное развитие слепоты);
  • Лечение аспирином (повышается риск гибели плода при приеме препарата на поздних сроках, на ранних становится причиной рождения маловесного ребенка, высока вероятность врожденных патологий органов зрения);
  • Злоупотребление препаратами для снижения сахара в крови, входящие в группу сульфаниламидов (риск развития врожденной катаракты, недоразвития оптического нерва).

Важно! При беременности нельзя принимать почти все лекарства. Список разрешенных средств, особенно в первом триместре, настолько мал, что лучше просто не болеть. В это время противопоказаны даже многие лекарственные травы и народные методы лечения. Поэтому, если у вас заболела голова, или появились другие симптомы, обратитесь к врачу, предупредив его о вашем положении. Он расскажет, какие препараты можно принимать при беременности на данном сроке.

Особенности строения органа зрения у новорожденного

Ребенок рождается с большими глазами: несмотря на небольшое тело, размер глазного яблока составляет две трети от взрослого глаза. Роговица – естественная линза глаза, развивается медленно. У младенцев она толще, чем у взрослых. Ее прозрачность обусловлена отсутствием кровеносных сосудов в ней. Поэтому свет может проникать сквозь роговую оболочку беспрепятственно. Однако в первые дни жизни роговица может быть мутной. Это бывает из-за отека глаз, полученного во время продвижения головы по родовым путям. Но если мутность держится дольше недели, следует показать новорожденного врачу.

Хрусталик – линза, которая, сжимаясь и расправляясь, помогает рассматривать одинаково хорошо предметы на близких и дальних расстояниях. Если у взрослых он вытянут и приплюснут, словно чечевичное зерно, то у новорожденного хрусталик имеет форму почти идеального шара. Его диаметр составляет всего 6 мм. В течение первого года жизни он увеличится до 7,1 мм.

Степень проникновения света регулирует радужная оболочка. Ее цвет обусловлен количеством пигмента, который с возрастом может увеличиваться или уменьшаться. Если пигмента много – глаза темные (карие), если среднее количество – зеленые, а если мало – голубые. Радужка увеличивает или уменьшает зрачок, реагируя на свет.

3

Сетчатка глаза продолжает формирование. На ней пока отсутствует желтое пятно, макула еще недоразвита. Именно поэтому зрение новорожденных имеет такую особенность: видеть мир в серых красках.

Это интересно! Выяснено, что младенцы после рождения видят только наличие или отсутствие света. Структура картины перед глазами пока усваивается зрительными центрами головного мозга плохо. Этим и обусловлена особенность мигательного рефлекса новорожденных: если водить предметом перед глазами, даже резко, то малыш не моргнет. Рефлекс сработает, только если посветить в глаза светом.

Что видит малыш сразу после рождения

Прежде чем вы увидите малыша, его осмотрит неонатолог на предмет редких врожденных заболеваний зрительных и других органов, а также пороков развития. Чтобы не начался воспалительный процесс, врач в каждый глаз новорожденного закапает противомикробные капли. И только потом вы познакомитесь со своим чадом.

Зрение у новорожденных в сотни раз хуже, чем у взрослого. Это связано с незрелостью зрительного аппарата. Особенности:

  • Ребенок видит предметы, находящиеся на большом расстоянии (дальнозоркость новорожденных);
  • Изображение не перевернуто, как часто считают в народе, но оно сильно размыто;
  • Картина мира воспринимается новорожденным малышом в серых тонах, так как сетчатка глаза еще не сформирована.

4

Пусть мир для младенца в первые часы жизни не так прекрасен, глаза еще не могут фокусироваться на конкретном предмете, ребенок предпочитает смотреть на мамино лицо. Во время зрительного контакта малыш запоминает мамины черты, и впоследствии будет узнавать ее среди других людей.

Совет! Не меняйте кардинально внешний вид после рождения ребенка. Он может не узнать маму и беспокоиться. Не рекомендуется одевать косынку. Замечено, что малыши теряют интерес к людям в головных уборах: им нравится рассматривать пряди волос.

Развитие зрения в первый месяц жизни

Во время кормления маме хочется, чтобы ребенок смотрел на нее. Но малыш пока не умеет фокусировать взгляд на близко расположенных от глаз объектах. Поэтому он кушает либо с закрытыми глазами, либо смотрит по сторонам. Его внимание привлекают яркие и крупные предметы: люстра, телевизор, гирлянды, игрушки. Но не все игрушки привлекают внимание: это могут сделать только темные. Светлые тона воспринимаются как светло-серые оттенки. Зато темные пятна на их фоне – яркий акцент.

Совет! Детские принято оформлять в мягких цветовых гаммах. Но в первый месяц жизни ребенок не оценит ваших стараний. Ему будет куда интересней рассматривать узоры на обоях с черными фигурами на белом фоне.

Иногда вы можете наблюдать, как один глаз отклоняется в сторону. В первый месяц жизни ребенка это нормально, так как мышцы, управляющими движением глазного яблока, еще недоразвиты, как и зрительный нерв. Но если отклонение глаза серьезное, или слишком частое, или наблюдается спустя несколько месяцев после рождения, это повод обратиться к врачу.

5

Совет! Не выключайте свет в комнате, если он вам нужен, а малыш спит. Вы можете во время сна смотреть телевизор и слушать музыку. Они не помешают ребенку. Дело в том, что зрение и слух новорожденного таковы, что реагируют только на яркий свет и громкие звуки. Приглушенный источник света + монотонная музыка или разговор нисколько не потревожат спящего младенца на первом месяце жизни.

Изменения, происходящие в 2-3 месяца

На втором и третьем месяце жизни ребенка происходит интенсивное формирование сетчатой оболочки глаза. Поэтому зрение новорожденного претерпевает значительные изменения: малыш начинает видеть мир в ярких красках. Теперь кроме серых оттенков и черного цвета он различает почти все цвета радуги: красный, оранжевый, желтый и зеленый. Правда часть спектра, от голубого до фиолетового, ему пока недоступна, так как зрительное восприятие этих цветов пока не сформировано. Сетчатка улавливает только длинные световые волны.

Ребенок начинает различать формы предметов. Но пока он видит только двухмерное изображение (длина, ширина). Глубина картинки пока остается недоступной. Малышу интересны все яркие предметы, он фокусирует на них взгляд и пытается дотянуться. Движение глаз становится координированным, поэтому он наблюдает за движением предметов, привлекших его внимание.

6

Совет! В этом возрасте детская комната должна быть оформлена ярко, чтобы был стимул рассматривать все вокруг. Над кроваткой желательно повесить игрушку-карусель. Зрительному развитию способствует положение, лежа на животе. Только не выкладывайте малыша на животик сразу после кормления – он срыгнет. Когда ходите по комнате с ребенком на руках, обращайте его внимание на яркие предметы и называйте их. Слух у новорожденных к этому времени уже координируется с взглядом.

От 4 до 6 месяцев: движения и зрение координированы

Зрение уже позволяет рассматривать предметы вблизи. Самым важным объектом изучения становятся собственные руки и ноги: они постоянно лезут в рот. Аккуратно состригите ноготки, иначе ребенок может поцарапать сам себя. Также внимание малыша привлекают яркие игрушки и предметы одежды: стоит до них дотянуться, как они тут же отправляются в рот.

7

Важно! В 6 месяцев новорожденный впервые должен обследовать у глазного врача. Необходимо убедиться в том, что оба глаза видят хорошо, их работа согласована, и нет никаких предпосылок для ограничений в развитии зрительного аппарата. Если ребенок родился недоношенным, обязательно сообщите об этом врачу, потому что у таких детей высок риск ретинопатии, врожденной глаукомы или катаракты.

От 7 до 12 месяцев: пространственное зрение

Если зрение у новорожденного плоское, то, начиная со второй половины первого года жизни, оно становится объемным. Теперь малыш активно изучает пространство: он начинает ползать и делает первые шаги: сначала возле опоры, а затем самостоятельно, без поддержки. Координация движения и их согласованность со зрением уже хорошие: если ребенка заинтересовал какой-либо предмет, он схватит его и не промахнется.

Теперь ваше чадо отличает формы предметов: он видит разницу между кубиком и мячиком. Для развития пространственного зрения и мышления важно, чтобы у малыша были такие игрушки, как кубики и пирамидка.

Внимание! Это один из самых сложных периодов для родителей, так как ребенок берет все, что пожелает. Он не видит потенциальных угроз и может схватить, сжать рукой или даже потянуть в рот острые предметы. Поэтому будьте постоянно на чеку, а лучше никогда не оставляйте в зоне доступа опасные предметы.

Зрительный аппарат у детей от года

9

Если цветовое зрение у детей до года еще плохо развито, то к 3-4 годам оно уже достаточно сформировано. Поэтому в первые 2 года научите отличать только главные цвета: цвета радуги, а также белый, черный и коричневый. А в 3-4 года можно уже учить отличать различные оттенки: светлые и темные. Цветовосприятие становится как у взрослых в 4-5 лет.

Болезни глаз новорожденных

Иногда случается, что в период внутриутробного развития на плод действуют повреждающие факторы. Они могут затронуть зрительный аппарат. В результате он формируется медленными темпами, или развиваются патологии. У новорожденных может быть:

10

Причины для беспокойства

В рамках планового обследования врач обязательно проверит зрение новорожденного. Но в этом вы можете помочь, сообщив о возможных нарушениях. Поводы для беспокойства:

  1. Малыш не следит за движущимися предметами после 3-4 месяцев жизни;
  2. Глаза постоянно бегают и не могут остановиться в одной точке;
  3. Глаза двигаются слишком свободно в различных направлениях, один или два глаза закатываются;
  4. Зрачки кажутся серыми или беловатыми;
  5. Глаза постоянно слезятся.

11

Зрение у новорожденных, как и другие органы чувств, недостаточно развито. Но в этот период малышу важно совсем другое: нежная забота и тактильный контакт с мамой. Потребность в познании мира появляется значительно позже. И к этому времени зрение уже будет достаточно развито, чтобы изучать предметы не только на ощупь, но и путем осматривания. Берегите себя во время беременности и будьте настороже после рождения ребенка. Это поможет предотвратить врожденные болезни зрительного аппарата или заметить и вылечить их на ранних этапах.


Особенно важным для дальнейшего нормального функционирования зрительной системы ребенка является правильная закладка и развитие органа зрения еще до рождения. Существуют особые критические периоды развития, когда закладка того или иного органа становится особенно чувствительной к различным повреждающим факторам. Результаты клинических наблюдений свидетельствуют о том, что нарушения в развитии глаза могут вызываться:

  • авитаминозом А (слепота);
  • влиянием хлорида лития (циклопия, анофтальм) и роданида натрия (гидрофтальм);
  • гипоксией (катаракта, недоразвитие);
  • диагностической рентгенографией беременных (микрофтальм, катаракта, слепота);
  • инфекционными болезнями, избыточным или длительным введением препаратов при сахарном диабете (аплазия зрительного нерва, слепота, катаракта) и т. д.

Однако изменения могут быть обусловлены и влиянием врожденно-наследственных факторов. К моменту рождения глаз ребенка, в случае нормального дородового развития, имеет все оболочки, однако существенно отличается по размерам, массе, гистологической структуре, физиологии и функциям от глаза взрослого.

Глаз новорожденного

Глаз новорожденного имеет значительно более короткую, чем у взрослого, переднезаднюю ось (ок. 16-18 мм) и, соответственно, более высокую (80,0-90,9D) преломляющую силу. К году переднезадний размер глазного яблока ребенка увеличивается до 19,2 мм, к 3-м годам — до 20,5 мм, к 7-ми — до 21,1 мм, к 10-ти — до 22 мм, к 15-ти годам составляет около 23 мм и к 20–25 — примерно 24 мм. Однако, величина и форма глазного яблока зависят от вида и величины того или иного вида рефракции (нарушения рефракции — миопия, гиперметропия, нормальная рефракция — эмметропия). Размеры глазного яблока ребенка имеют большое значение при оценке вида и стадии глазной патологии (врожденная глаукома, близорукость и др.).

Строение глаза

Как правило, у детей при рождении и в младшем возрасте глаз имеет гиперметропическую рефракцию — дальнозоркость (по данным исследований она выявлена в 92,8% всех исследованных глаз в возрасте до 3 лет, нормальная рефракция и близорукость в этом возрасте — соответственно 3,7 и 2%). Степень дальнозоркости составляет в среднем 2,0–4,0D. По мере роста глаза его рефракция смещается в сторону нормальной. В первые 3 года жизни ребенка происходит интенсивный рост глаза, а также уплощение роговицы и особенно хрусталика.

Роговица

Роговица — это основная преломляющая структура глаза. Ширина (или горизонтальный диаметр) роговицы у новорожденных в среднем 8–9 мм, к году — 10 мм, к 11 годам — 11,5 мм, что почти соответствует диаметру роговицы у взрослых. Рост роговицы, увеличение ее размеров происходит за счет растягивания и истончения ткани. Толщина центральной части роговицы уменьшается в среднем с 1,5 до 0,6 мм, а по периферии — с 2,0 до 1,0 мм. Радиус кривизны передней поверхности роговицы новорожденного равен в среднем 7,0 мм, с возрастом происходит некоторое ее уплощение и к 7 годам кривизна составляет в среднем 7,5 мм, как и у взрослых (кривизна роговицы может варьироваться от 6,2 до 8,2 мм, в зависимости от вида и величины рефракции глаза). Преломляющая сила роговицы изменяется в зависимости от возраста обратно пропорционально радиусу кривизны: у детей первого года жизни она составляет в среднем 46–48 D, а к 7 годам, как и у взрослых, — около 42–44 D. Сила преломления роговицы в вертикальном меридиане почти всегда примерно на 0,5 D больше, чем в горизонтальном, что и обуславливает, так называемый, "физиологический" астигматизм.

В первые месяцы жизни ребенка роговица малочувствительна вследствие еще не закончившегося функционального развития черепных нервов. В этот период особенно опасно попадание в конъюнктивальный мешок инородных тел, которые не вызывают раздражения глаз, боли и беспокойства ребенка и, следовательно, могут привести к тяжелым повреждениям роговицы (кератиту) вплоть до ее разрушения. В дальнейшем чувствительность роговицы повышается и у годовалого ребенка она почти такая же, как и у взрослого. См. строение роговицы глаза.

Радужная оболочка

Детские глаза

Радужная оболочка — это передняя часть сосудистой оболочки глаза, образует вертикально стоящую диафрагму с отверстием в центре — зрачком, регулирующим поступление света внутрь глаза в зависимости от внешних условий. Радужная оболочка может иметь различную окраску — от голубой до черной. Цвет ее зависит от количества содержащегося в ней пигмента меланина: чем больше пигмента, тем темнее радужная оболочка; при отсутствии или малом количестве пигмента эта оболочка имеет голубой или светло-серый цвет. У детей в радужной оболочке мало пигмента, поэтому у новорожденных и детей первого года жизни она голубовато-сероватая. Окончательно цвет радужки формируется к 10–12 годам. У детей грудного возраста плохо развиты мышечные волокна, расширяющие зрачок и поэтому зрачок узкий (2–2,5 мм). К 1–3-ем годам зрачок приобретает размеры, характерные для взрослых (3–3,5 мм).

Хрусталик

Хрусталик — вторая важнейшая оптическая система, на долю которой приходится около одной трети преломляющей силы глаза (до 20,0 D). Хрусталик обладает свойством изменять кривизну своей передней поверхности и приспосабливать глаз к ясному видению предметов, расположенных на различных расстояниях (функция аккомодации). Форма и величина хрусталика существенно меняется с возрастом. У новорожденных форма хрусталика приближается к шаровидной, его толщина составляет примерно 4 мм, диаметр — 6 мм, кривизна передней поверхности — 5,5 мм. В зрелом и пожилом возрастах толщина хрусталика достигает 4,6 мм, а диаметр — 10 мм, при этом радиус кривизны передней поверхности увеличивается до 10 мм, а задней — до 9 мм. Соответственно меняется и преломляющая сила хрусталика: если у детей она составляет порядка 43,0 D, то у взрослых — 20,0 D.

Сетчатка

Сетчатка — важнейшая составляющая зрительного анализатора, являющаяся его периферическим звеном. Сложнейшая структура позволяет сетчатке первой воспринимать свет, обрабатывать и трансформировать световую энергию в нервный импульс, который далее по цепочке нейронов передается в зрительные центры коры головного мозга, где и происходит восприятие и переработка зрительной информации. Сетчатка является внутренней оболочкой глазного яблока, выстилающей глазное дно. Самым важным местом сетчатки является так называемое желтое пятно (macula) с центральной (0,075 мм) областью (fovea centralis). Эта область наилучшего восприятия зрительных ощущений.

У новорожденного сетчатка состоит из 10 слоев:

  • пигментного эпителия;
  • слоя палочек и колбочек;
  • наружной пограничной мембраны;
  • наружного ядерного слоя;
  • наружного плексиформного (сетчатого) слоя;
  • внутреннего ядерного слоя;
  • внутреннего плексиформного слоя;
  • слоя ганглиозных и мультиполярных клеток;
  • слоя нервных волокон;
  • внутренней пограничной мембраны.

Первые четыре слоя относятся к светочувствительному аппарату сетчатки, а остальные составляют мозговой отдел. После первого полугодия и по мере роста глаза растягиваются и истончаются не только наружные, но и внутренние слои сетчатки. В связи с этим значительные изменения претерпевает сетчатка в макулярной и особенно фовеолярной (центральной) области: здесь остаются лишь 1-й, 2-й, 3-й и 10-й слои, что и обеспечивает в будущем высокую разрешающую зрительную способность этой зоны. См. строение сетчатки.

Передняя камера глаза

Передняя камера глаза ограничена спереди задней поверхностью роговицы, по периферии (в углу) — корнем радужки, ресничным телом, сзади — передней поверхностью радужки, а в зрачковой области — передней капсулой хрусталика. К моменту рождения ребенка передняя камера глаза уже сформирована, однако по форме и размерам она значительно отличается от камеры у взрослых. Это объясняется наличием короткой передне-задней оси глаза, своеобразием формы радужной оболочки и шаровидной формой передней поверхности хрусталика. Важно знать, что задняя поверхность радужной оболочки тесно контактирует с межзрачковой областью передней капсулы хрусталика.

У новорожденного глубина передней камеры в центре (от роговицы до передней поверхности хрусталика) достигает 2 мм, а угол камеры острый и узкий, к году камера увеличивается до 2,5 мм, а к 3 годам она почти такая же, как у взрослых, т. е. около 3,5 мм; угол камеры становится более открытым. Во внутриутробном периоде развития угол передней камеры закрыт мезодермальной тканью, однако к моменту рождения эта ткань в значительной мере рассасывается. Задержка в обратном развитии мезодермы может привести к повышению внутриглазного давления еще до рождения ребенка и развитию гидрофтальма (водянка глаза).

Глазница

После рождения ребенка зрительный анализатор проходит определенные этапы развития, среди которых основные пять:

Щелкунова Валерия Максимовна

Становление зрения у новорожденных не происходит в одночасье. В разном возрасте дети видят по-разному. Поговорим о развитии глаз, стимуляции зрительной функции за счет активности и питания малышей, глазных болезнях до года с врачом-неонатологом из Испании Валерией Максимовной Щелкуновой.

— Валерия Максимовна, расскажите, пожалуйста, про развитие зрения новорожденных по месяцам.

— При рождении новорожденный видит. Но его глаза имеют свои особенности, и, конечно, зрение малыша отличается от зрения взрослого. Для полноценного созревания всех структур глазам необходимо время, однако в целом развитие зрения происходит стремительно. Условно можно выделить 4 этапа развития зрения у детей до года.

Зрение новорожденного: этапы развития

I этап — когда формируется зрение у плода

  • На третьей неделе зачатия происходит закладка глаз.
  • К рождению глаза ребенка в несколько раз меньше, чем у взрослого, и еще не сформированы окончательно. Для этого необходима стимуляция солнечным светом.

II этап — развитие зрения у новорожденных по неделям (с 0 до 28 дней)

  • В норме: прозрачная роговица, круглые зрачки, живая реакция на свет, но фиксация взгляда, как правило, отсутствует.
  • Чаще всего глаза закрыты, но это не значит, что ребенок всегда спит. Причина — раздражающий солнечный свет, к которому необходима адаптация.
  • Слезные железы еще окончательно не развиты. Слеза смачивает глаз, предотвращая его пересыхания и травмы, но поскольку жидкости еще мало, она не может достаточно увлажнять роговицу.
  • Зрачки сужены, поскольку мышца, которая расширяет и сужает зрачок, тоже еще недоразвита.
  • Реакция на свет нетипична: сужение зрачка в ответ на световой раздражитель незначительное, выражены мимическая реакция — зажмуривание, отведение головы назад.
  • У доношенных детей иногда наблюдается кратковременное сосредоточение — это ориентировочная двигательная реакция, чаще всего на свет.
  • У некоторых детей удается вызвать реакцию слежения за предметом: она очень короткая, в несколько секунд, и не очень четкая.
  • Начинает появляться непостоянная монокулярная фиксация взгляда, то есть ребенок получает информацию о предмете, его форме, размере, высоте, ширине, но воспринимает изображение плоским.
  • Цветочувствительные рецепторы незрелы, поэтому ребенок цвета не дифференцирует и видит все в черно-белых тонах.
  • Острота зрения очень низкая.
  • Новорожденные обладают дальнозоркостью: видят изображение, различают силуэты и лицо человека на расстоянии около 20-30 см от глаз.
  • Поле зрения всего 30 градусов (у взрослых 180 градусов).

развитие зрения новорожденного

III этап — первое полугодие

  • Грудничок начинает осваивать близлежащее пространство, острота зрения улучшается, и расстояние до точек сосредоточения становится как минимум в два раза меньше.
  • Созревают двигательные мышцы глаз, вследствие чего увеличивается поле зрения.
  • Зрение остается еще монокулярным.
  • Ребенок начинает реагировать на яркие цвета, прежде всего красного, желтого, зеленого оттенка.
  • Начинает формироваться центральное бинокулярное зрение: оно дает возможность видеть мир объемным, определять дистанцию между предметами, понимать, какие они в пространстве. Улучшается острота зрения.
  • Ребенок может фокусироваться бинокулярно на предметах и следить за ними, причем это происходит уже в поле зрения, увеличенном примерно до 150-160 градусов.
  • Ребенок четко узнает родителей и может долго сосредоточенно смотреть на какое-либо изображение.
  • Развивается и укрепляется мышечный каркас глаза, улучшается цветовосприятие, а также повышается острота зрения за счет более эффективного освоения бинокулярной системы.
  • К шести месяцам ребенок довольно хорошо видит крупные и мелкие предметы, острота зрения достигает 0,1 диоптрии.

IV этап — второе полугодие

  • Идет освоение дальнего пространства, когда ребенок начинает сам себя перемещать: зрение будет одним из ключевых факторов формирования функции ориентации в пространстве.
  • С помощью глаз ребенок определяет расстояние, на которое можно передвигаться, проецирует трехмерное изображение.
  • Развитие зрительной системы напрямую связано с познавательной способностью грудничка.
  • Ребенок отчетливо видит на расстоянии около 6-7 метров и благодаря зрению отлично ориентируется в пространстве. Это позволяет ему безопасно делать первые шаги.
  • Зрение принимает участие в развитии вестибулярного аппарата. Это позволяет сохранять равновесие, удерживать тело в вертикальном положении.

— Зрительный аппарат грудничков отличается от зрительного аппарата детей старше года по многим показателям. Острота зрения только к 3,5-4 годам достигает своего максимума. К 2-3 годам ребенок может подобрать предметы сложных цветов, а к 3 годам имеет развитое цветовое зрение и может различать оттенки. Способность воспринимать уникальность предмета, его форму, объем, расстояние до него и осознавать, что ты видишь, появляется к 3 годам. Созревание всей системы зрительного аппарата завершается только к 7-8 годам.

— Какие отклонения в развитии зрения бывают и к каким болезням глаз у детей они могут привести?

— У детей первого года жизни это скорее врожденная патология, нежели приобретенное состояние. Но для всех случаев при аномалиях глаз типично снижение зрения различной выраженности вплоть до полной потери.

  • Приобретенные патологии — воспалительные заболевания, чаще временного характера.
  • Врожденные нарушения — могут затрагивать весь глаз или его отдельные структуры.

— Неочевидные нарушения, которые представляют трудность для диагностики, чаще всего могут быть со стороны роговицы, радужной оболочки, хрусталика и сетчатки, глазодвигательной мышцы либо строения глаза в целом. Пороки развития глаз, к сожалению, зачастую встречаются вместе с другими дефектами — дисплазией костной ткани, умственной отсталостью, некоторыми наследственными заболеваниями.

Основные виды заболеваний, к которым приводят отклонения в развитии зрительной системы:

  • врожденная глаукома с характерным высоким внутриглазным давлением и патологией сосудов;
  • врожденная катаракта с помутнением хрусталика;
  • ретинопатия недоношенных, когда сосуды прорастают в сетчатку глаза;
  • врожденный дакриоцистит глаз, то есть непроходимость носослезных путей;
  • врожденный птоз, то есть опущение верхнего века;
  • врожденные аномалии рефракции: миопия, астигматизм, анизометропия;
  • косоглазие вследствие слабости глазодвигательных мышц.

— Близорукость (или, иначе, миопия) чаще всего связана с нарушением формы глазного яблока, из-за чего не происходит нормального фокусирования изображения и возникает нарушение зрения. И если близорукость вовремя не диагностировать и не принять необходимые меры, могут возникнуть осложнения. При этом врожденную близорукость не нужно путать с наследственностью, когда есть предрасположенность к этому заболеванию (например, близорукость у родителей). При отсутствии раннего лечения врожденной близорукости уже к первому году жизни у ребенка могут выявляться другие болезни, в том числе косоглазие. И для исправления этих проблем нужно больше усилий, чем для своевременной коррекции миопии линзами, очками и так далее.

— Можно ли проверить зрение грудничка дома?

— Если у ребенка до года нет выраженного дефекта зрения, родителям сложно провести какую-либо диагностику, особенно в первые два месяца. Выявление заболеваний — задача специалиста.

Когда впервые проверяют зрение у ребенка

Первичный осмотр на наличие видимых нарушений проводится неонатологом в роддоме. Если все хорошо, малыша не наблюдают до месячного возраста.

Если неонатологу что-то не нравится при проверке, то ребенка уже может осмотреть офтальмолог родильного дома.

— Насторожить родителей может отсутствие у ребенка каких-либо навыков по возрасту. Например, малыш кратковременно не удерживает взгляд к четырем месяцам, не следит за предметом, один его глаз косит к носу или к уху — с такими жалобами стоит обратиться к специалисту как можно раньше. Не нужно ждать года, чтобы обследовать ребенка.

У офтальмологов очень хорошее оборудование, позволяющее провести полную диагностику зрительной системы малыша независимо от возраста. Существуют лекарства, которые могут помочь грудничку. И чем раньше поставлен диагноз и начато лечение, тем лучше.

— Что делать родителям, если у грудничка обнаружились проблемы со зрением?

— После постановки диагноза врач расскажет, что делать при конкретной патологии глаз. Может быть назначено медикаментозное лечение, выписаны очки, линзы, иногда достаточно обойтись гимнастикой. Все зависит от возраста малыша, сопутствующего заболевания. Если брать во внимание анатомо-физиологические особенности созревания зрительной системы, дальнозоркость, нечеткое зрение и цветовосприятие, то эти условные проблемы с рождения имеют физиологический характер и сами по себе исчезнут по мере того, как будет расти и развиваться ребенок и его зрительный аппарат.

— Какие правила хорошего зрения важны в раннем возрасте?

— Профилактические мероприятия начинаются еще внутриутробно, чтобы патологии, которые есть у мамы, или перенесенные во время беременности заболевания не отразились на малыше. Поэтому исключают воздействие подобных факторов на ранних сроках гестации.

Что еще важно для профилактики

  • Гимнастика глаз. Можно с рождения давать ребенку рассматривать черно-белые карточки, со второго месяца добавлять контрастные основных цветов: желтого, красного, синего, зеленого, а с четырех месяцев, когда малыш уже может следить за предметом, использовать яркую погремушку. Предметами водят перед глазами, чтобы ребенок двигал ими, напрягал глазные мышцы, сосредотачивался.

Не забывайте про расстояние предметов от глаз: для новорожденного это минимум 30 см, с возрастом оно может уменьшаться.

  • Двигательные навыки. После двух-трех месяцев, когда ребенок начинает активно управлять руками и ногами, не стоит его в этом ограничивать — развитие глаз тесно связано с двигательной активностью. Малыш не должен постоянно лежать в одном положении, его нужно выкладывать на живот, поворачивать, заниматься с ним гимнастикой.

Чем больше движений, тем лучше развивается способность вертеть головой и больше возможностей увеличивать поле зрения, а значит, быстрее развивать зрительные органы.

  • Просмотр телевизора. Нет убедительных доказательств того, что просмотр мультиков пагубно влияет на ребенка. Но просмотр телевизора должен быть интервальным и на расстоянии не ближе чем в 30 см от уровня глаз, иначе глаза напрягаются, что в дальнейшем может привести к миопии, а длительное и частое сидение перед экраном — к синдрому сухого глаза.

Помимо всего прочего, развитие зрения новорожденного зависит от питательных веществ, которые поступают ему с пищей.

МАМАКО ® 1 Premium с 2'–FL олигосахаридами грудного молока — важный шаг в эволюции детского питания.

— Какие вещества обязательно должны быть в рационе ребенка для правильного формирования зрительного аппарата?

— Одни из самых важных компонентов для глаз — лютеин и полиненасыщенные жирные кислоты Омега-3, -6. Они содержатся в грудном молоке, но, к сожалению, не всегда присутствуют в молочных смесях.

Роль IQ-комплекса для зрения грудничков

Польза лютеина для зрения и нервной системы — помогает предотвратить помутнение хрусталика и разрушение сетчатки глаза, а также играет стимулирующую роль в процессе передачи и обработки нервных импульсов.

Польза Омега-3 и -6 для глаз — жирные кислоты являются одним из основных компонентов клеточных мембран нервных клеток, в том числе сетчатки глаза. Они также способствуют увлажнению глаз, предотвращая их сухость.

— Наличие лютеина и жирных кислот сразу поднимает смесь на новый уровень и делает ее предпочтительной при выборе в сравнении с другими. Как уже сказано, лютеин и жирные кислоты важны для нормального функционирования глаз маленького ребенка, и их присутствие в смесях МАМАКО ® Premium в объединенном IQ-комплексе — большое преимущество.

Ребенок видит с рождения, хотя и не так как взрослый. Незрелый зрительный аппарат будет меняться по мере роста и развития малыша, монокулярное зрение постепенно станет бинокулярным. Не стоит забывать, что для формирования зрительного аппарата важны физическая активность ребенка, ощущение себя в пространстве и развитие координации движений. Посещать офтальмолога нужно согласно рекомендациям при рождении, в месяц и в один год для профилактики возможных заболеваний.

*Идеальным питанием для грудного ребенка является молоко матери. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые 6 мес. МАМАКО ® поддерживает данную рекомендацию. Перед введением в рацион малыша новых продуктов проконсультируйтесь со специалистом.

Чтобы понимать функциональное состояние органа зрения новорожденного ребенка, рассмотрим немного внутриутробное развитие малыша.

Зачаток органа зрения закладывается на 22 дне эмбриогенеза в виде глазных бороздок в переднем мозге, далее из них формируется глазной пузырек (в этот момент идет закладка будущего хрусталика) и затем на 5 неделе беременности - образуется глазной бокал (в этот момент формируется закладка роговицы, сосудистой сети будущего глазного яблока и сетчатки). В конце 2 месяца беременности формируется слезная железа и идет закладка глазодвигательных мышц и век, а также конъюнктивы, в дальнейшем идет дифференциация заложенных клеток.

Полное анатомическое формирование органа зрения, в том числе зрительных трактов и коры головного мозга, отвечающего за зрение, формируется к 8 месяцу беременности, но ребенок рождается с функционально недоразвитой зрительной системой. Окончательное развитие сетчатки, как 1 нейрон (начало зрительного пути) происходит только под воздействием света после рождения (внутриутробно света нет!).

Учитывая все выше сказанное, видно, как важен период первого триместра беременности для закладки здорового глаза ребенка, и если в этот период мама, например, болеет, курит, принимает алкоголь или сильные медикаменты и тп, то может произойти сбой в системе эмбриогенеза, который в свою очередь приведет к возможным внутриутробным порокам развития.

Но вот малыш родился.

Его глаза при рождении различают только свет, к концу 1 месяца жизни идет формирование фиксации взора. Ребенок начинает фиксировать игрушку, следить за предметами.

В норме при рождении ребенок имеет дальнозоркость в 3.0-3.5 диоптрии (это заложено природой на вырост, при росте ребенка плюсовая рефракция уменьшается и к 7 годам ребенок выходит на остроту зрения 100%).

Глазик ребенка при рождении круглый, а не вытянутый, как у взрослого человека. Хрусталик также приближен к круглой форме. На заметку: хрусталик растет всю жизнь!

Как раньше говорилось, сетчатка и зрительный нерв начинают формироваться активно именно под воздействием света, и окончательный вид приобретают к 7-8 месяцам жизни ребенка, до этого зрительный нерв при осмотре глазного дна выглядит серым, иногда темного, почти черного цвета, и это норма для детей первых месяцев жизни.

К 7-8 месяцам диск зрительного нерва становится бледно-розовым, все световые рефлексы с сетчатки также к этому времени должны сформироваться.

В первые месяцы жизни ребенок скашивает глаза к носу, это обычно пугает родителей. Не надо бояться! Это физиологическое косоглазие за счет низкой остроты зрения новорожденного ребенка.

Также малыш не видит двумя глазами, как взрослые, он видит каждым глазом по отдельности и не умеет еще сливать образы с каждого глаза в единую картинку, это косоглазие должно полностью исчезнуть к первому году жизни. Иногда может кратковременно с периодичностью возникать до 1,2 - 1,3 месяцев жизни.

К году ребенок видит 10-20% от того, что видит взрослый (по таблице проверки остроты зрения - это первый, второй ряд оптотипов)

Родителям надо обращать внимание на косоглазие, если оно постоянное, угол косоглазия очень большой и не меняется, если косит один глаз, если косоглазие расходящиеся (косит к виску, а не к носу), если нет синхронности движения глаз, если косоглазие не уменьшается после 7-8 месяцев жизни ребенка.

На что еще нужно обращать внимание родителям и почему следует обратиться к офтальмологу?

1 - Сразу же при рождении зрачки должны реагировать на свет, если зрачки не расширяются в темноте и не сужаются на свету - обязательно обратитесь к офтальмологу!

2 - Если при фотографировании вы видите разный цвет зрачков - это прямой повод прийти к офтальмологу, не откладывая посещение.

Разность цвета зрачков может быть вызвана помутнением хрусталика, внутриглазной опухолью (лейкория или кошачий зрачок, когда виден желтоватый оттенок зрачка при ретинобластоме - злокачественной опухоли сетчатки!)

3 - Если родителей смущает размер и вид зрачков. В норме зрачок черный, круглый, активно сужается или расширяется при разной освещенности. На фотографиях рефлекс должен быть розовый или красный, не сильно отличающийся между глазами по интенсивности.

4 - Если к 1-1,5 месяцам жизни ребенок не следит за игрушкой, наблюдается разный размер глазной щели.

5 - Ребенок недоношенный, маловесный, длительно находился под кислородом или ему оказывались реанимационные мероприятия. Такие детки осматриваются первоначально в роддоме и если вопрос стоит о ретинопатии недоношенных, то осмотр идет каждую неделю до завершения васкулогенеза сетчатки. При раннем родоразрешении в сетчатке, которая еще не готова к воздействию света, могут патологически разрастаться сосуды, которые приводят к кровоизлияниям, отслойке сетчатки и как следствие - к возможной потере зрения.

6 - Первый плановый осмотр офтальмолога необходимо пройти на 1-3 месяце жизни, далее после 7 месяцев и в 1 год. В дальнейшем осмотры назначаются по ситуации, но не реже 1 раза в 6-12 месяцев.

7 - Отягощенный наследственный анамнез, если родители или ближайшие родственники имею заболевания глаз. Дети таких родителей осматриваются каждые 6 месяцев после 1 года.

И в заключении, сетчатка у детей "улыбается"! (так говорил мой учитель. ) Так пусть эта "улыбка" будет всегда!

Читайте также: