Особенности сатиры м е салтыкова щедрина в истории одного города кратко

Обновлено: 07.07.2024

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин - уникальное явление в отечественной и мировой литературе. Степень воздействия его творчества на общественное сознание, на духовное состояние русского общества второй половины XIX и XX века чрезвычайно велика. Страстный обличитель социального зла, беспощадный сатирик, он стал учителем многих писателей нового века, переживших революцию (Е.И.Замятин, В.В.Маяковский, М.А.Булгаков, А.П.Платонов) и явившихся свидетелями реан

Содержание работы
Содержимое работы - 1 файл

реферат.doc

2. Образ одного из градоначальников в романе.

3. Смысл – финал романа.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин - уникальное явление в отечественной и мировой литературе. Степень воздействия его творчества на общественное сознание, на духовное состояние русского общества второй половины XIX и XX века чрезвычайно велика. Страстный обличитель социального зла, беспощадный сатирик, он стал учителем многих писателей нового века, переживших революцию (Е.И.Замятин, В.В.Маяковский, М.А.Булгаков, А.П.Платонов) и явившихся свидетелями реанимации застарелых болезней российской государственности (бюрократизм, головотяпство, взяточничество), видоизменившихся, принявших другую личину, но оставшихся неизменными по сути.

Салтыков-Щедрин порою подчеркнуто социологичен в своей творческой позиции. Он пристально интересовался уходом с исторической арены дворян-душевладельцев, к которым генетически принадлежал и сам. Пафос его произведений направлен против крепостного права. В лучших традициях писателей-народников, со многими, из которых он был дружен (Н.А.Некрасов, Г.И.Успенский), писатель оплакивал бесправие русского мужика, одновременно восхищаясь нравственно-духовным потенциалом русского народа.

Щедриноведение конца 1980-90-х годов ознаменовалось, во-первых, пристальным вниманием к общечеловеческим проблемам, отраженным в творчестве сатирика, а во-вторых, к поэтике их воплощения. Именно в эти десятилетия наметился поворот к всеохватному филологическому исследованию живой ткани его произведений, их структуры. Литературоведы пытаются установить объективно-исторические закономерности развития щедринского реализма, определить индивидуальные качества и типологические черты отдельных произведений, то есть исследовать поэтику Щедрина в целом.

2. Образ одного из градоначальников в романе.

3. Смысл – финал романа.

“История одного города” по праву может считаться вершиной творчества Салтыкова Щедрина. Именно это произведение и принесло ему славу писателя сатирика, на долгое время, упрочив ее. Я считаю, что “История одного города” – одно из самых необычных книг, посвященных истории российского государства. Оригинальность “Истории одного города” – в удивительном сочетании реального и фантастического.

Книга создавалась как пародия на “Историю государства Российского” Карамзина. Историки часто писали историю “по царям”,

чем и воспользовался Салтыков Щедрин. Автор представляет историческую хронику якобы реального города, но мы понимаем, что здесь скрыта вся история России.

Вероятно, замысел возник после реформы 1861 г. – он не привела к ожидаемым результатам. Полностью разочаровавшись в своих прежних политических идеалах, Салтыков Щедрин принимает решение написать “Историю одного города”.

Столь едкой сатиры на государственный строй Россия никогда не видела прежде. Ощущая всю несправедливость отношения к простым людям, автор задался целью показать все недостатки политической системы России. Ему это вполне

удалось. Сатира Салтыкова Щедрина затрагивает несколько сторон, основным из которых можно считать государственный строй страны.

Каким же образом один город стал воплощением целой страны? Ответом на этот вопрос можно считать чисто щедринский прием смешения географии, исторических событий, фантастического и реального. Город Глупов предстает перед нами то как столица, то как провинциальный городишко, то как село.

В его описании постоянно встречаются противоречия: то он построен на болоте, то, как “великий город Рим” – на семи холмах, и тут же граждане этого “великого града” пасут скот на своем выгоне. Такие противоречия, как ни странно, не только не путают, но помогают выстроить целостную картину. Город становится воплощением парадокса, который так свойствен русскому человеку.

Смешение времени (в том случае, когда, например, историк, записывающий хроники в XVIII – начале XIX вв., упоминает о событиях, происходивших намного позже) тоже играет свою роль в облике Глупова. Словно автор видит свою страну квартирой, в которой бардак, где никогда ничего нельзя найти и ничего нет на своих местах.

Другим объектом сатиры предстают градоначальники города Глупова, те, кто вершит историю. К сожалению, не было достойных правителей, способных изменить жизнь города Глупова в лучшую сторону. Органчик в голове, или фарш вместо мозгов – очень красноречивые образы бездумных царей.

Но и народ Глупова не вызывает симпатии. Глуповцы наблюдают за чередой сменяющихся самодуров, оставаясь, при этом практически совершенно пассивными. Ничто не способно заставить их изменить себя. Меняются лишь формы покорности.

Создается впечатление, что сами глуповцы не достойны благородного и здравомыслящего правителя. На смену глупым, но в принципе достаточно безобидным правителям приходит жестокий диктатор и тиран Угрюм Бурчеев, мечтающий превратить город в тюрьму, обнесенную высоким забором. Возможно, в этом случае и воцарится в городе долгожданный порядок, но цена за него будет непомерно высока. Обнадеживает сцена гибели Угрюм Бурчеева, хотя и здесь не обходится без некоторой доли сожаления.

Да, деспот погибает, погребенный смерчем, разбушевавшейся стихией народного гнева, не сознательным протестом, а сметающим все на своем пути порывом. Самое ужасное, что в результате к власти приходит еще больший тиран. Разрушение не порождает созидания, – предупреждает нас автор.

В своем произведении “История одного города” Салтыков Щедрин смог ярко показать пороки политической и социальной сферы в жизни своей страны.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Цели урока : дать общую характеристику произведения, определить его жанр, проблематику, рассмотреть содержание отдельных глав.

Задачи урока:

Образовательная: открыть важный человеческий смысл произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина, раскрыть суть моральных категорий на примере биографии писателя, поступков героев произведения; рассмотреть способы сатирического изображения народа и власти.
Развивающая: продолжать формирование навыков участия в дискуссии, анализирования противоречивой информации, аргументации и сравнения; продолжать развивать навыки работы с текстом (анализ текста, работа над характеристикой героев, словотворчество);
Воспитательная: формировать нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное отношение к жизни, воспитывать потребность осознанно определять своё место в обществе, формировать чувство ответственности за свои поступки, нравственные качества личности.

лекция, беседа, чтение текста, дискуссия.

1.Лекция учителя с элементами беседы .

Оценка романа современниками.

Чем же объяснилась разноголосица мнений по поводу новой сатиры Щедрина? Прежде всего различием в идейных позициях её читателей. Но немаловажное значение имело и то обстоятельство, что по своей художественной структуре книга была необычной, сложной. Не случайно И.С.Тургенев в своей рецензии назвал её странной и замечательной. Это и в самом деле одно из самых своеобразных произведений русской сатирической литературы.

2. Беседа по содержанию произведения.

а) Город Глупов – город – гротеск. Необычен и жанр, и герои, необычен сам объект изображения, избранный сатириком. Давно известно, что предметом сатиры должна быть современность, а тут вдруг – история. К тому же история какого-то города Глупова.

- Что же за город привлёк внимание писателя? Где был заложен он? Каково место расположения?

- Каковы границы города Глупова?

- Кто населял город Глупов?

( Город Глупов населяли странные люди, похожие на горожан, встречаем мы здесь и купечество, и интеллигенцию, и даже глуповский бомонд. А потом вдруг оказывается, что жители этого города …пашут, сеют, пасут скот и живут в избах).

- Как понимать эти противоречия? Как недосмотр автора?

( Это город условный, иносказательный. Город – гротеск, в котором нашли воплощение негативные стороны всей страны, всего государства. В этом обобщённом образе совмещены деревни, сёла, уездные и губернские города, столицы Российской империи).

( Один город следует соотнести с исконным смыслом корня gard – ограждённая территория, область человеческого существования, значит, это изображение любого человеческого общества).

- Как же возник этот город?

- Из легенды мы узнаём, что основали город Глупов головотяпы. Почему их так называли?

- С чего же начали головотяпы наведение порядка?

Но невозможно такими нелепыми действиями добиться порядка, и они обращаются к князю.

(Народ и самовластие).

- Сторонники самодержавия заявили, что, пригласив князей, народ проявил мудрость. А как считает автор?

- Что же принесло головотяпам самовластие?

3.Градоначальники.

- Чем знаменательны градоначальники?

Образы градоначальников необычны, фантастичны.

Конечно, объяснение это носит ироничный характер, но вместе с тем оно в своеобразной форме выражает ту мысль, что обращение к фантастике было не случайным, а диктовалось серьёзными творческими задачами, несло важную идейную нагрузку, т.е. сколько бы прихотливым и безграничным ни был полёт фантазии, он всегда связан с реальной действительностью. Например, говоря о гротесковой характеристике Никодима Осиповича Иванова, который настолько «мал ростом, что не в состоянии был вмещать пространных законов, мы должны знать, что эта фантастическая подробность появилась у Щедрина не случайно, что он опирался на материалы реальной действительности.

С середины 18 века по 1825 год в России были изданы десятки тысяч разных законов. Собранные вместе, они заняли 45 томов (Полное собрание законов Российской империи. 1830). Законы, изданные при Николае Первом и Александре Втором (до 1870 года), составили ещё 45 томов. Характерной чертой многих из них были не только пространность, но и крайняя запутанность, противоречивость. Вот куда метит сатирик, заявляя, что градоначальник Иванов умер от «натуги, усиливаясь постичь некоторый сенатский указ.

В фигурах некоторых градоначальников можно отыскать черты подлинных самодержцев (так, например, в образе Негодяева есть нечто от Павла Первого, в фигуре Микаладзе и Грустилова – от Александра Первого, в Перехват Залихватском – от Николая Первого).

- Так что же, это сатирический портрет исторической личности?

(Нет. Это образы обобщённые)

- Что общего у всех градоначальников? Чем они похожи?

Вывод: Многообразие градоначальников оборачивается на самом деле их поразительным однообразием. И термин ГРАДОНАЧАЛЬНИК в данной книге употребляется не в официальном своём значении, а в чисто условном. Градоначальник – это начальник города Глупова, а поскольку Глупов – город обобщённый, то и градоначальник – понятие собирательное, обозначающее самовластного правителя. И в следующих главах эти разнообразные фигуры как бы приведены к общему знаменателю. Этим знаменателем оказывается Дементий Варламович Брудастый – градоначальник без головы.

- Чем же он знаменателен? Расскажите о нём.

( В этом образе перед читателем предстаёт сущность градоначальничества, очищенного от всего второстепенного).

- Что является второстепенным, ненужным?

(Всё человеческое, в том числе голова, ум. Для управления достаточно двух мелодий: «Разорю! Не потерплю!

Так правил Глуповым человек, у которого на плечах пустой сосуд, то есть человек без головы отдавал распоряжения, которые глуповцы беспрекословно выполняли, человек без головы распекал чиновников и т.д. Причём Щедрин объясняет правомерность выбранного приёма объяснением смотрителя народных училищ.

- Какие главы ещё подчёркивают идею градоначальнического однообразия?

Оказывается однообразие это далеко не случайно, оно закономерно, необходимо. С этого начинается трактат Василиска Бородавкина).

- Какова цель единомыслия и единовластия?

- О чём гласит трактат «О благовидной всех градоначальников наружности?

(Все градоначальники должны быть унифицированы).

- Что должно быть главным в их облике?

- Прочитайте портретную характеристику, данную писателем этому герою. Почему герой изображается на фоне пейзажа, в котором вместо неба нависла серая солдатская шинель?

( Шинель – символ, который должен создать иллюзию безгрешности тирана.

Этот приём с простой солдатской шинелью не раз использовался русскими деспотами всех мастей: чем жестче режим, тем больше заботился тираноб аскетизме своего облика и быта).

- Как вы думаете, почему именно Угрюм – Бурчеев завершает вереницу градоначальников?

(Он всех превзошёл своим безграничным идиотизмом, неиссякаемой энергией, ограниченностью, непреклонностью, уравниловкой, наличием казарменных идеалов. Его идеалы: прямая линия, отсутствие пестроты, простота, доведённая до наготы, равниловка).

(Тем, что у власти идиот. В его голове созрел целый систематический бред. Кроме

того, он хотел покорить природу, естество, но природа не покорилась мертвящей воле

Вывод: Таким образом, природа, ставшая для писателя олицетворением нормальной, новой жизни – вот главное и, к сожалению, единственной, до конца последовательный противник бесчеловечной, мертвенной идеи государства. Вспомним Органчика. В чём причина его поломки? То ли под влиянием прекрасного весеннего дня (естество!) он улыбнулся, и машина государственности вдруг заработала в несвойственном для неё режиме – режим естественности, человечности и сломалась. Вот эта – то несовместимость идеи государственности и идеи человечности доводится Угрюм – Бурчеевым до предела.

Одним из прототипов этого градоначальника был Аракчеев (военный министр в последние годы царствования Александра Второго).

- Как вы думаете, можно ли свести образ Угрюм – Бурчеева к сатире только на Аракчеева?

Градоначальникам, олицетворяющим собой самодержавие, противопоставлены в книге щедрина глуповцы.

-Что представляют из себя глуповцы? Как ведут себя под игом самовластия?

( Основное их качество: неиссякаемое терпение и сильная вера в начальство.

На эти качества указывают даже звукоизобразительные характеристики. Звукоизобразительные характеристики градоначальников и глуповцев резко отличаются.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением История одного города.

Год написания –1870 г.

История создания – Писатель давно вынашивал идею написать роман о самодержавии. Работа над произведением велась с перерывами, поскольку Салтыков-Щедрин одновременно писал сразу несколько книг.

Тема – Обличение пороков социальной и политической сферы жизни России, а также раскрытие особенностей взаимоотношения народа и власти при самодержавии.

Жанр – Роман.

Направление – Реализм.

История создания

Замысел романа Салтыков-Щедрин вынашивал довольно долго. Образ вымышленного города Глупова как воплощение самодержавно-помещичьего строя в России впервые возник в очерках писателя в начале 60-х годов, когда на просторах российской империи переживала подъём освободительная борьба.

После публикации романа на писателя обрушилась волна негодующей критики. Салтыков-Щедрин был обвинён в искажении отечественной истории и оскорблении всего русского народа, интерес к его творчеству заметно пошёл на спад. Отображение реалий жизни русского народа и давно назревших проблем в обществе, практически ничем не прикрытая критика самодержавия откровенно пугала, и далеко не все были готовы принять правду в её истинном свете.

для самых рациональных -

для самых компанейских -

для самых занятых -

для самых крутых -

В своём романе он затронул довольно острую тему – обличение несовершенств политического устройства российского государства, при котором угнетённый народ смиренно принимает своё рабское положение и считает это единственно правильным и возможным.

На примере вымышленного города Глупова Салтыков-Щедрин хотел показать, что русский народ попросту не может существовать без жёсткого и даже жестокого правителя. В противном случае он сразу оказывается во власти анархии.

Основная мысль произведения заключается в том, что бессознательное поклонение народа самодержавной власти и нежелание брать на себя ответственность за происходящее в стране являются нерушимой преградой на пути к благосостоянию державы.

Композиция

Произведение строится как летопись, которую ведут жители города Глупова. В ней говорится об истории с 1731 по 1825 (или 1826) годы. Автор называет себя лишь издателем рукописи, найденной им в городском архиве.

Роман начинается со слов самого Салтыкова-Щедрина, которому якобы случайно попалась историческая летопись о вымышленном городе Глупове и его жителях.

После небольшого вступления начинается рассказ от лица вымышленного летописца о происхождении глуповцев. Читатель знакомится с историей возникновения государственного строя в Глупове. Племенная вражда, поиск правителя и дальнейшее порабощение граждан занимают целое столетие.

В последующих главах даётся описание наиболее выдающихся градоначальников – правителей Глупова: Беневоленского, Брудастого, Двоекурова, Негодяева, Грустилова, Угрюм-Бурчеева и других.

Главные герои

Читайте также: