Избирательное право в зарубежных странах кратко

Обновлено: 02.07.2024

В современной зарубежной литературе термин избирательное право имеет два значения - объективное и субъективное.

Под объективным избирательным правом понимается система конституционно-правовых норм, регулирующих обществен­ные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления.

Это один из институтов конституционного права, хотя включает и отдельные нормы других отраслей права - гражданского, уголов­ного, трудового, административного и др.

Обычно предметом избирательного права считаются связанные с выборами общественные отношения, в которых прямо или косвенно участвуют граждане.

Избирательно-правовые нормы бывают материальные и процес­суальные, последние составляют подавляющее большинство норм данной группы.

Систему источников избирательного права составляют все ис­точники конституционного права, в которых содержатся избира­тельно-правовые нормы. Особое место здесь принадлежит специ­альным избирательным законам, которые иногда имеют форму ко­дексов, например, во Франции.

Субъективное избирательное право - это гарантированная граж­данину государством возможность участвовать в выборах го­сударственных органов и органов местного самоуправления.

Оно представляет собой комплекс конкретных прав лица, среди которых особо следует выделить активное и пассивное избиратель­ное право. Активное избирательное право - право голосовать, а пас­сивное - право быть избранным.

Такое определение позволяет отличить выборы от других процедур формирования государственных органов, скажем от назначения, про­изводимого коллегиально путем голосования управомоченных лиц. При должностном назначении обычно представляется один кандидат, тогда как смысл выборов заключается по определению в том, чтобы выбрать одного из нескольких или даже многих кандидатов.

Выборы служат барометром политической жизни. В процессе их проведения сталкиваются интересы различных политических сил, различные взгляды и платформы, выразителями которых являются партии и иные политические объединения. Результаты выборов да­ют объективную оценку степени их влияния, показывают настрое­ние избирателей, тенденции политической жизни.

Выборы представляют собой средство селекции политических руко­водителей, дают возможность гражданам передать бразды правления тем лицам, которых они считают достойными осуществлять руководя­щие функции и властные полномочия, программы которых показа­лись наиболее убедительными. А в тех случаях, когда выбор приходит­ся производить между плохим и худшим кандидатом, наблюдается аб­сентеизм избирателей, т.е. их неявка на выборы.

Выборы бывают прямые и косвенные.

Прямые выборы характеризуются тем, что вопрос об избрании ре­шают граждане. Прямыми, как правило, избираются нижние палаты или единственная палата парламентов, президенты в президентских и смешанных республиках и др.

Для косвенных выборов характерно, что вопрос об избрании ре­шают не граждане, а избранные ими лица - выборщики, депутаты и пр. Косвенными выборами часто избираются верхние палаты пар­ламентов, например французский Сенат, иногда президенты, на­пример в США, правительства, судьи и др.

Выборы также бывают всеобщими и частичными.

Всеобщие выборы имеют место в случаях, когда в них призваны участвовать все избиратели страны (весь электорат), например, вы­боры нижней палаты или президента.

Частичные выборы проводятся, когда необходимо пополнить со­став палаты парламента из-за досрочного выбытия отдельных депу­татов.

Выборы бывают национальными, когда проводятся по всей стра­не, и региональными, местными (локальными), когда избираются органы местного самоуправления.

В том случае если результат выборов устанавливается после одно­кратного голосования избирателей, они прошли в один тур, а если для этого может потребоваться два или более голосований, то соответст­венно - в два тура или более. Второй и последующие туры иногда на­зываются повторными выборами или повторным голосованием.

Если выборы не состоялись или признаны недействительными, то проводятся новые выборы.

Наконец, выборы бывают очередные и внеочередные. Обычно такое деление относится к парламентским выборам. Очередные вы­боры проводятся либо в сроки, указанные в конституциях или в за­конах, либо назначаются в связи с истечением срока полномочий парламента. Внеочередные выборы назначаются в случае досрочно­го роспуска парламента или палаты.

В современных зарубежных странах всеобщее избирательное право ограничивается целым рядом цензов, т.е. требований к потен­циальному избирателю.

Возрастной ценз - это установленное законом требование, со­гласно которому право участвовать в выборах представляется лишь по достижении определенного возраста.

Ранее он во многих странах равнялся 20-25 годам. Тем самым от участия в выборах отстранялись широкие слои молодежи. Но уже после окончания второй мировой войны начался процесс снижения избирательного возраста.

Ценз оседлости представляет собой устанавливаемое государст­вом требование, согласно которому избирательное право предостав­ляется только тем гражданам, которые проживают в той или иной местности в течение определенного времени. Этот ценз существует во многих зарубежных странах, но в каждом государстве его практи­ческое применение имеет ряд особенностей. Так, для получения ак­тивного избирательного права на парламентских выборах требуется постоянное проживание в соответствующем избирательном округе.

Принципы избирательного права - это те условия его признания и реализации, соблюдение которых на выборах делает эти вы­боры действительным народным волеизъявлением. Наруше­ние этих принципов подрывает легитимность выборов.

К числу принципов субъективного избирательного права отно­сятся всеобщность, равенство, свобода, непосредственность (пря­мые), тайное голосование.

Всеобщность означает, что избирательные права признаются за всеми взрослыми и психически здоровыми гражданами.

Как правило, круг лиц, за которыми конституция и избиратель­ное право в целом признают избирательные права, ограничивается так называемыми цензами (квалификациями), то есть специальны­ми условиями (пол, возраст, оседлость и др.). Однако цензы не должны устанавливаться избирательным правом, если они не пре­дусмотрены конституцией.

Лицо, за которым конституцией или законом признано право го­лоса, называется избирателем. Как правило, избирателями могут быть только граждане данной страны, но все чаще право голоса на выборах органов местного самоуправления предоставляется и по­стоянно проживающим в соответствующей местности иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Совокупность избирателей страны или территориальной едини­цы называется их избирательным корпусом (иногда - электоратом).

Принцип свободных выборов означает, что избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном процессе, и если да, то в какой мере. Отсюда вытекает, что при определении результатов выборов не следует принимать во внимание, какой процент избирателей проголосовал: если хотя бы один проголосовал, то выборы состоя­лись. Этот принцип, в частности, характерен для многих стран с англосаксонской правовой системой, одновременно и для некото­рых других.

Правда, в Италии санкции за нарушение этого долга - исключи­тельно моральные, а вот в Австралии ленивому избирателю грозит штраф, в Греции и Турции - даже лишение свободы. В Аргентине не явившийся на выборы избиратель не только штрафуется, но и лишается возможности в течение трех лет занимать государственные должности.

Как бы то ни было, участие избирателей в голосовании там, где установлен обязательный вотум, достигает 90% и более.

Принцип равного избирательного права предполагает равную для каждого избирателя возможность воздействовать на результат выбо­ров. Он представляет собой одно из важнейших проявлений консти­туционно гарантируемого равноправия граждан.

Обеспечивается равенство избирательного права прежде всего наличием у каждого избирателя такого же числа голосов, что и у любого другого избирателя.

Прямое и косвенное избирательное право. Применение перво­го или второго из указанных принципов или их определенное соче­тание зависят от порядка формирования выборного органа.

Прямое (непосредственное) избирательное право означает право из­бирателя избирать и избираться непосредственно в выборный орган или на выборную должность. Принцип этот действует на выборах нижних палат парламентов, иногда - верхних палат, например, в Италии, Польше, США; президентов, например, в Австрии, Болга­рии, Мексике; практически повсеместно - органов местного само­управления.

Косвенное (многостепенное) избирательное право означает, что изби­ратель выбирает лишь членов коллегии, которая затем уже избирает выборный орган. Косвенные выборы могут иметь две ступени или более. Двухстепенными выборами избираются, например, Прези­дент США, в Индии Совет Штатов (верхняя палата Парламента), трехстепенными - большая часть Всекитайского собрания народных представителей.

Косвенные выборы - это своеобразное сито, через которое проходит отбор кандидатов в состав выборного органа. Например, при выборах Президента США избиратели в каждом штате избирают выборщиков в коллегию, которая должна избрать Президента. В то же время выбор­щики не свободны в своем выборе. Во-первых, будучи избраны по од­ному списку, они обязаны голосовать одинаково, а во-вторых, они обя­заны голосовать за кандидата в Президенты, который значился на бюллетенях, поданных за соответствующий список выборщиков. Формаль­но голосуя за список выборщиков, избиратель фактически поддержи­вает определенного кандидата в Президенты.

Тайное голосование как принцип состоит в исключении внешнего наблюдения и контроля за волеизъявлением избирателя.

Смысл его в том, чтобы гарантировать полную свободу этого во­леизъявления.

История тайного голосования значительно короче истории вы­боров государственных органов. Так, во Франции теоретически тай­ное голосование было установлено еще в 1789 году, но практически введено только с 1871 года. В Великобритании оно ведет отсчет сво­его существования с 1872 года.

Как правило, в зарубежных странах выборы проводятся в установ­ленные законом сроки. В президентских республиках глава государства обычно не имеет права роспуска парламента. Поэтому парламентские выборы в них проводятся в строго установленные сроки через опреде­ленные промежутки времени. Например, в США в первый вторник после первого понедельника ноября каждого четного года переизбира­ется целиком весь состав палаты представителей и одна треть сената.

В парламентарных монархиях и парламентарных республиках выборы проводятся в обычных условиях по истечении срока полно­мочий общенационального представительного органа. Выборы та­кие называются очередными. Внеочередные выборы проводятся в случае досрочного роспуска парламента главой государства. В таких странах, как Англия, Япония, Франция, Бельгия и Италия, сроки проведения парламентских выборов могут меняться в зависимости от политической ситуации. Выборы дополнительные проводятся, когда в результате отстранения, отставки или смерти депутата от­крывается вакансия в парламенте. Их организуют в соответствую­щем избирательном округе.

Президенты республик и другие выборные должностные лица избираются также в установленные сроки и внеочередные выборы этих должностных лиц проводятся в случае отстранения от должно­сти, смерти или отставки.

Выборы обычно объявляются указом главы государства и с пре­дусмотренного в этом акте срока начинается избирательная кампа­ния, которая завершается к моменту окончания голосования.

Проводятся выборы по избирательным округам, которые учреж­даются на основании закона центральным правительством либо ор­ганами власти субъектов федерации.

Если от округа избирается один депутат, то такой округ называ­ется одноименным (униноминальным), а если несколько депутатов -многоименным (полиноминальным).

Обычно избирательный округ подразделяется на избирательные участки, представляющие территориальные единицы, обслуживае­мые одним пунктом для голосования.

Как правило, по избирательным участкам проводится регистра­ция избирателей; они же являются основной ячейкой, в пределах которой соответствующие органы политических партий проводят непосредственную обработку избирателей.

В зарубежных странах для осуществления избирательной кампа­нии учреждаются органы по проведению выборов. Они-то и зани­маются регистрацией избирателей и составлением избирательных списков, регистрацией кандидатов на выборные должности, прове­дением голосования, подсчета голосов и определением результатов голосования.

В каждой стране существует своя система организации таких ор­ганов.

В то же время функции по проведению выборов нередко возла­гаются не на специально учреждаемые избирательные комиссии, а на органы внутренних дел, муниципалитеты и т.д.

Важным этапом выборов является регистрация избирателей и со­ставление избирательных списков.

При периодической системе регистрации в установленные зако­ном сроки старые избирательные списки аннулируются, избиратели регистрируются вновь и тем самым составляются новые избиратель­ные списки. Применяется эта система в Великобритании, Канаде, Франции и других странах.

Избирательное право (в объективном смысле) – это институт конституционного права, который состоит из правовых норм и санкционированных законом правил и обычаев, регулирующих порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ образования выборных государственных органов.

Избирательное право (в субъективном смысле) – это ряд прав, обеспечивающих гражданам возможность участия в формировании выборных органов государства и органов местного самоуправления, а также участия в процедурах непосредственной демократии (народная инициатива, референдум, отзыв выбранных и др.).

Основным источником избирательного права, фиксирующим его главные принципы, является конституция данного государства. Она определяет круг субъектов избирательного права, основные начала, на которых оно должно строиться, условия предоставления и лишения избирательного права.

Объем регулируемых конституциями вопросов избирательного права различен. Одни конституции ограничиваются отдельными статьями, другие – вводят специальные главы или разделы о выборах. Но, как правило, более детальное регулирование избирательного права осуществляется специальными правовыми актами.


Законодательство о выборах довольно обширно и детально, прежде всего, это:

– органические законы о выборах;

– законы о выборах;

– законы о финансировании выборов;

– законы о политических партиях;

– толкование центральных избирательных комиссий (например, в Российской Федерации);

– неписаные источники – обычаи, традиции в англосаксонской системе права.

В настоящее время в число источников избирательного права включены и акты международного права, устанавливающие универсальные, международные стандарты. К их числу относятся Всеобщая декларация прав человека 1948 г., закрепившая принципы свободных выборов, всеобщности, равенства, тайного голосования (ст. 21); Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.; Конвенция о политических правах женщин 1952 г., Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации 1965 г. и др.

К числу основных конституционных принципов избирательного права относятся принцип всеобщности избирательного права, равенства, свободы волеизъявления, прямые или непрямые выборы, тайного голосования.

Всеобщее избирательное право – это принцип избирательного права, означающий, что в выборах могут участвовать все граждане, пользующиеся избирательными правами, за исключением несовершеннолетних и недееспособных. Данный принцип ограничен избирательными цензами.

Равенство избирательного права означает, что избиратели имеют равное количество голосов и участвуют в выборах на равных основаниях.

Принцип свободных выборов означает, что граждане участвуют в выборах добровольно, без государственного принуждения.

Прямыми выборами называются выборы, во время которых избиратель голосует непосредственно за кандидата в депутаты или другое выборное лицо.

В отличие от прямых непрямые выборы имеют две разновидности: косвенные и многостепенные. При косвенных выборах образуются избирательные коллегии, которые и избирают депутатов или других выборных лиц (косвенными выборами избирается Президент США, избирался Президент Финляндии до 1994 г.).

Принцип тайного голосования предполагает исключение контроля за волеизъявлением избирателей, создание условий для свободы выбора.

Аннотация. Статья посвящена исследованию избирательного права, как особого конституционного права граждан, на примере зарубежных стран. Автором рассматриваются основополагающие принципы избирательного права, его взаимосвязь с избирательным процессом, а также запреты и ограничения, устанавливаемые законодательством зарубежных стран относительно выборов.

Ключевые слова: выборы, избирательное право, избирательный процесс, голосование, институт конституционного права, государство.

Выборы являются, пожалуй, одним из самых первичных институтов человечества: еще в родовой общине, при рабовладельческом строе в Риме существовала своеобразная форма выборности. В эпоху феодализма некоторые ее элементы играли важную роль – преимущественно это касалось сословных выборов в городах. Однако то место, которое выборы занимают в общественно-политической жизни сегодня, они приобрели лишь в эпоху развития капитализма и республики, как формы правления.

Что касается большинства современных государств, то сейчас выборы для них – это неотъемлемая часть общества и политики, а от характера самих выборов зависит то, насколько демократично то или иное общество, государство.

Так что же такое выборы? Какими характерными особенностями обладает данный политико-правовой институт?

Выборы представляют собой порядок, согласно которому, происходит формирование какого-либо органа власти, наделение полномочиями должностных лиц, через голосование. Данный институт является механизмом, обеспечивающим верховенство народного суверенитета, демократии и легитимной власти (власти, которую признает население и готово исполнять ее распоряжения добровольно).

Одна из концепций избирательного права понимает его как один из институтов конституционного права, который включает в себя ряд правовых норм. Указанными нормами регулируется предоставление гражданам права на участие в выборах. Поскольку избирательное право является одним из институтов права конституционного, то его источниками выступают конституции государств, законы, обычаи, парламентские акты и постановления правительств, а также указы президентов (монархов, премьер-министров). Для некоторых государств источниками избирательного права являются судебные прецеденты, а также акты толкования правовых норм.

Согласно другой концепции, избирательное право рассматривается в качестве субъективного права, реализуя которое, гражданин становится участником или субъектом правоотношений, возникающих в результате выборов. Здесь подразумевается, что для реализации указанного права гражданину необходимо зарегистрироваться как избиратель (или кандидат), в зависимости от того, какое право реализуется – активное или пассивное.

Относительно разновидностей самих выборов, необходимо отметить, что в настоящее время в науке конституционного права выработано множество классификаций выборов. Рассмотрим основные виды.

1.Прямые и косвенные выборы. В первом случае избирательная инициатива и весь процесс принадлежит исключительно гражданам: голосование происходит только от их лица. Однако, данный вид выборов подходит не для всех государственных органов и должностей: как правило, таким способом выбирают нижнюю палату парламента (или единственную, при однопалатном парламенте), а также президентов в странах со смешанной или президентской республикой.

Косвенные выборы предполагают не прямое голосование граждан, а наличие специальных выборщиков – т.е., указанные лица избираются гражданами с целью избрания определенного должностного лица или органа власти (например, для выборов Президента). Таким способом избираются верхние палаты парламентов, президенты (в США), а также для выбора правительств и т.п.

2. Всеобщие и частичные выборы. В первом случае в выборах принимает участие весь электорат – т.е. голосование осуществляется всеми избирателями в стране (таковыми являются выборы главы государства или нижней палаты парламента)[3]. Во втором – выбирается часть определенного властного органа (например, при необходимости пополнения парламента в случае досрочного прекращения полномочий некоторых депутатов).

3. Национальные и региональные выборы. Если голосование проводится по всей стране, то выборы являются национальными, и региональными, местными (локальными), когда избираются органы местного самоуправления.

4. Очередные и внеочередные. Как правило, такая классификация применима к выборам в парламент. Для очередных выборов в конституции или в иных законах установлены сроки, также их проводят по окончании срока полномочий парламента. Что касается внеочередных выборов, то они могут быть назначены только при досрочном прекращении полномочий всего парламента или же одной из его палат (при двухпалатном парламенте).

Кто же может принимать участие в выборах? Практически во всех зарубежных странах право избирать и быть избранным имеет ограничения, или цензы. Рассмотрим данные требования для избирателей более подробно.

- Возраст. Данный ценз означает, что правом участия в выборах может обладать только лицо, достигшее определенного возраста. В начале прошлого столетия многие государства устанавливали ограничения по возрасту для участия в выборах: 20-25 лет. Это привело к тому, что довольно широкая прослойка молодежи была отстранена от участия в политической жизни государства. Однако после второй мировой войны избирательный возраст стал снижаться. В некоторых государствах сейчас он составляет 18 лет, в других – 21 год (также предусматривается возрастное деление для активного и пассивного избирательного права).

- Оседлость. Данный ценз устанавливает ограничения по времени проживания гражданина на территории той или иной местности, для реализации им своего избирательного права. Многие зарубежные государства устанавливают данный ценз, однако на практике он применяется с некоторыми особенностями. Например, чтобы получить активное избирательное право на выборах в парламент, необходимо постоянно проживать на определенной территории.

Избирательное право базируется на определенных принципах - т.е. условиях его реализации, нарушение которых подрывает легитимность выборов. Принципами избирательного права являются: всеобщность, равенство, свобода, непосредственность, тайна голосования.

Принцип всеобщности признает за всеми дееспособными гражданами их избирательные права. Избирателем считается то лицо, которое, согласно конституции или закону, обладает правом голоса. По общему правилу, избирательным правом обладают только граждане страны, однако если мы говорим о выборах в органы местного самоуправления, то к участию в них допускаются также иностранные граждане и лица без гражданства, которые постоянно проживают на той или иной территории.

Свободные выборы предполагают выбор самого избирателя – участвовать в них или нет. Данный принцип порождает следующе правило: Отсюда вытекает, что при подведении итогов голосования не учитывается то, каков процент проголосовавших избирателей: если даже проголосует всего 1% от общего числа избирателей, то выборы будут считаться состоявшимися. Данный принцип действует, в основном, в странах англосаксонской правовой системы.

Вместе с тем, следует отметить, что некоторые страны устанавливают выборы в качестве обязанности гражданина, так называемый избирательный вотум. Примером является все та же ст. 48 Конституции Итальянской Республики 1947 года, в ч. 2 которой закреплено, что голосование является гражданским долгом[4]. Но отметим, что наказание для нарушителей в Италии - всего лишь ограничены общественным порицанием, тогда как Австралия наказывает нерадивых избирателей штрафами, а если гражданин Греции или Турции уклоняется от исполнения своего гражданского долга, то ему может грозить даже лишение свободы. Аргентина в качестве санкции для избирателей, не посещающих выборы, предусматривает как штраф, так и лишение права на протяжении 3 лет занимать государственные должности[2].

Закрепленный в законе принцип равного избирательного права означает, что каждый избиратель имеет равные возможности повлиять на итоги выборов. Данный принцип - важнейшее проявление равноправия граждан, гарантированного на конституционном уровне.

Основополагающим принципом выборов является тайна голосования. Указанный принцип означает, что волеизъявление избирателя недоступно никому: оно защищено от внешнего наблюдения и контроля, с целью исключить какое-либо влияние или давления.

Для стран с парламентской монархией и парламентской республикой характерно проведение очередных выборов: т.е., по истечении срока полномочий представительного органа государства. Проведение внеочередных выборов характерно для Англии, Японии, Франции, Италии и Бельгии: в указанных странах возможно изменение сроков проведения выборов, исходя из политической обстановки. Также возможно проведение дополнительных выборов, в исключительных случаях: например, отстранение, отставка или смерть депутата, в связи с чем, в парламенте открывается вакансия. Организация таких выборов проводится в соответствующем избирательном округе.

Понятие избирательного права немыслимо без такой взаимосвязанной категории, как избирательный процесс. Он представляет собой деятельность, осуществляемую индивидами, органами и организациями в соответствии с законом и другими социальными нормами, по подготовке и проведению выборов. В избирательном процессе выделяют следующие стадии:

1. Назначение выборов. На данном этапе устанавливается дата выборов, после ее назначения устанавливаются даты всех иных мероприятий, включенных в избирательную кампанию. Сроки и последовательность данных мероприятий устанавливаются законодательством о выборах.

2. Образуются избирательные округа. На данном этапе формируются территориальные единицы, а уже от каждой из них осуществляются выборы депутатов (одного или нескольких), или должностных лиц.

3. Формируются избирательные органы – такие территориальные единицы, в которых голосование избирателей производится в специальном помещении для голосования.

4. Формирование избирательных комиссий, бюро, президиумов и т.п. В компетенцию перечисленных органов входит организация избирательного процесса. Различают территориальные, включая центральные, окружные и участковые органы.

6. Выдвижение кандидатов. Существуют различные виды выдвижения: самовыдвижение (наиболее распространено во Франции); петиционное выдвижение, когда от избирателей собирают подписи (действует в Бельгии, Дании); выдвижение за счет политических партий или иных общественными объединений (система используется в ФРГ и в Австрии)[6]. В США применяется так называемые праймериз или первичные выборы.

7. Проведение предвыборной агитации. Данная деятельность проводится с целью склонения избирателей к участию в выборах или отказу от него, а также к голосованию за определенного кандидата.

8. Голосование. Данная стадия является решающей во всем избирательном процессе. Здесь избиратели выражают свое волеизъявление в отношении того или иного кандидата.

9. Подсчет голосов и установление результатов выборов: осуществляется избирательными органами после закрытия избирательных участков.

В заключение отметим, что избирательная система в зарубежных странах имеет различную организацию: как по структуре самих выборов, принципах голосования, так и по законодательству, устанавливающему ограничения для избирателей. Так, демократичными по своей сути являются выборы в США – здесь действует принцип свободного голосования: право избираться и быть избранным для граждан – не обязанность, а добровольное волеизъявление. А вот в Италии, Аргентине, и особенно – в Греции и Турции, избирательное право – это гражданский долг, за неисполнение которого предусмотрены строгие санкции.

Список литературы

1. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник.- 14-е изд., перераб. и доп. - М.: Юстицинформ, 2009. – 560 с.

2. Сизько И.А., Чепурнова Н.М. Конституционное право зарубежных стран. 2007.

3. Алекси Р. Сбалансированность, конституционный контроль и представительство // Сравнительное конституционное обозрение. 2006. № 2 (55).

4. Васильева Т.А. Правительство Италии // Козырин А.Н., Глушко Е.К. и др. Правительство в зарубежных странах: Учебное пособие / Под ред. А.Н. Козырина и Е.К. Глушко. М.: Ось-89, 2007.

5. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник.-7-е изд., перераб. и доп.- М.: НОРМ ИНФРА-М, 2012. – 608с.

6. Конституции зарубежных государств : Великобритания, Франция, Германия, Италия, Соединенные Штаты Америки, Япония, Бразилия : учебное пособие / Сост., пер., авт. введ. и вступ. ст. В. В. Маклаков. -6-е изд., перераб. и доп. -М.: Волтерс Клувер,2009. -598.

Объективное избирательное право – это раздел конституционного права. Нормы, регулирующие избирательное право, содержатся в конституциях, в законах о выборах (иногда эти законы весьма пространные, и потому их называют избирательными кодексами), причем в субъектах федерации, в политических автономиях могут действовать свои законы о выборах органов и должностных лиц этих государственных образований.

В субъективном смысле избирательное право – право конкретного лица участвовать в выборах, а также в референдуме, голосовании при отзыве избранного представителя, в народной законодательной инициативе. Обычно для этого необходимо иметь гражданство данного государства, определенный возраст (обычно 18 лет), быть вменяемым (душевное здоровье).

Различают активное и пассивное избирательное право.

Активное– это право избирать, голосовать за какую-либо кандидатуру или против всех предложенных кандидатов.

Пассивное избирательное право – это право быть избранным, например в парламент, на должность президента, в орган местного самоуправления. Лицо может иметь активное избирательное право, но не обладать пассивным.

Принципы избирательного права:

1. Всеобщее избирательное право не означает, что все жители страны могут участвовать в выборах. Принцип всеобщности предполагает законодательные ограничения – избирательные цензы. Они различаются в зависимости от того, какое право они ограничивают: активное или пассивное.

Избирательных прав обычно не имеют иностранцы и лица без гражданства, проживающие в стране, где проводятся выборы (исключение: Дания, Нидерланды, Швеция). Не участвуют в выборах граждане-дети, душевнобольные. В большинстве стран для участия в голосовании установлен возраст: не менее 18 лет ко дню выборов. Для пассивного избирательного права требуется повышенный возраст, что связано с необходимостью иметь жизненный опыт для участия в решении государственных дел.

3. Прямые выборы. Прямые выборы – это непосредственное избрание гражданами своих представителей в органы государства, отдельных должностных лиц.

4. Тайное и открытое голосование. При тайном голосовании избиратель подает свой голос без ведома других лиц путем заполнения избирательного бюллетеня, использования избирательной машины (США, Индия), с помощью электронной карточки избирателя (Бразилия). Голосование может быть очным (непосредственным), когда сам избиратель является к месту голосования, и заочным, когда его волю реализуют по его поручению другие лица. Нарушение тайны голосования карается законом. Открытые выборы осуществляются очень редко, обычно в низовом звене представительных органов путем поднятия руки (Китайская Народная Республика).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 6.1. Понятие правотворчества и его принципы. Правотворчество и формирование права

§ 6.1. Понятие правотворчества и его принципы. Правотворчество и формирование права Правотворчество есть форма государственной деятельности, направленная на создание правовых норм, а также на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену. Это процесс создания и

10. Понятие права природопользования, его виды и принципы

10. Понятие права природопользования, его виды и принципы Природопользование – это деятельность, которая связана с извлечением полезных свойств природной среды с целью удовлетворения различных интересов общества.Статья 9 Конституции РФ определяет землю и другие

Понятие избирательной системы и избирательного права

Понятие избирательной системы и избирательного права Избирательное право – это совокупность юридических норм, закрепляющих принципы, порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти и местного самоуправления (институт конституционного

6. Понятие, признаки и принципы права. Источники права

6. Понятие, признаки и принципы права. Источники права Право – это система общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и

Тема III Понятие, сущность и система права

Тема III Понятие, сущность и система права План изучения § 1. Понятие права. Государство и право. Объективное и субъективное право § 2. Нормы права и их структура. Действие норм права в пространстве и времени. Источники права (формы): Законодательные нормативные акты и

Глава одиннадцатая. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ, ПОНЯТИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВА

Глава одиннадцатая. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ, ПОНЯТИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВА Сущность права. Общесоциальное и классовое в праве. Право как динамическая система. Содержание права. Право — мера (масштаб) поведения личности. Объективное и субъективное в праве. Понятие права.

1.1 Понятие и сущность права

1.1 Понятие и сущность права Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и

16. Понятие и сущность избирательного права, принципы

1. Понятие, сущность и значение наследственного права

1. Понятие, сущность и значение наследственного права Получение в наследство материальных и нематериальных благ осуществляется путем наследования. Наследование – переход от умершего лица (наследодателя) его имущества к другому лицу в соответствии с нормами

26. Принципы избирательного права в Российской Федерации

26. Принципы избирательного права в Российской Федерации Основными принципами избирательного права в Российской Федерации являются принципы, составляющие основы конституционного строя России, — это принципы народовластия, приоритета прав и свобод, федерализма,

Глава 5. ПОНЯТИЕ ПРАВА (СУЩНОСТЬ; ОСОБЕННОСТИ КАК ИНСТИТУЦИОННОГО НОРМАТИВНОГО РЕГУЛЯТОРА)

Читайте также: