Реформация в нидерландах кратко

Обновлено: 05.07.2024

Восстание семи северных провинций Нидерландов, а позже Голландии против папы римского нельзя отделять от политического восстания Нидерландов против испанского владычества. В этой борьбе Англия оказала помощь во время правления Елизаветы для того, чтобы устрашить Филиппа II, который поддерживал Римскую Церковь и предъявлял претензии на английский трон через свою умершую жену Марию Тюдор, бывшую королеву Англии. Голландцы окончательно завоевали свою свободу и признали Реформацию.

Лютеранству не удалось найти в голландцах союзников, хотя оно способствовало религиозному восстанию в Голландии. Однако то, что Лютер настаивал на главенстве короля, выступая против крестьянского восстания, не понравилось голландцам, которые собирались начать восстание против своего испанского правителя. Более демократичный кальвинизм был им ближе как способ избежать коррупции римской системы.

Все эти силы составили коалицию в политическо-церковном восстании против доминирования испанского короля и папы римского. Голландия была единственной землей, обратившейся к протестантизму после начала Реформации в католичестве.

К 1525 году те, кто принял Реформацию, следовали за Лютером. Анабаптисты имели большое количество последователей с 1525 примерно до 1540 года. С 1540 года Реформация в Голландии шла в русле кальвинизма. К 1560 году большинство протестантов было кальвинистами, а меньшинство анабаптистами, во главе которых стоял Менно Симонс, и небольшое меньшинство следовало за Лютером. Ни пассивное повиновение лютеранства, ни революционный дух анабаптистов не устраивали независимых голландских бюргеров, тогда как кальвинизм привлекал их тем, что настаивал на свободе от тирании. Протестантство распространялось, несмотря на инквизицию, начавшуюся к 1524 году и пытавшуюся искоренить его в этих ценных для испанцев владениях.

Различия расы, языка, образа жизни и более всего религиозные привели к разделению между католическими фламандцами (современные бельгийцы) на юге и кальвинистическими голландцами в северных провинциях. Семь северных провинций подписали Утрехтский союз в 1579 году и в 1581 году формально отказались подчиняться испанскому королю. Основания современного государства Голландии были заложены Вильгельмом Оранским. Голландцы в конечном счете выиграли в борьбе за свободу, но в ходе этой борьбы они потеряли своего великого предводителя Вильгельма, который нашел смерть от кинжала убийцы в 1584 году. Английская помощь и победа Англии над испанской Армадой в 1588 году сделали голландцев относительно свободными от испанских попыток вновь взять власть, но конец войны и независимость Голландской республики не были формально признаны до Вестфальского договора 1648 года. Голландия стала мощной морской державой в XVII веке, создала процветающие страны на Дальнем Востоке и в Западном полушарии и в 1685 году дала Англии короля.




С 1618 по 1619 год в Дорте состоялся синод. Это была действительно международная ассамблея кальвинистов, поскольку 28 из 130 присутствующих были кальвинистами из Англии, Бремена, Гессы, Палатината, Швейцарии и Франции. Арминиане уже до начала встречи выступили в качестве защищающихся.

РЕФОРМАЦИЯ И ПУРИТАНТИЗМ В АНГЛИИ

Протестантская Реформация привела к созданию лютеранских, анабаптистских и реформатских разновидностей христианской веры. Четвертая, самая важная для Соединенных Штатов и наций Английской республики разновидность – английская Реформация. Ее можно поставить на один уровень с лютеранством по консервативному отношению к реформе. Не имея никакого ведущего церковного руководителя, подобного Кальвину или Лютеру, англиканство возникло под руководством короля, который стал главой национальной Церкви. В результате эта разновидность зародилась как светское политическое движение, выросшее в религиозное, и сформировалась при Елизавете в середине XVI века. Англиканство распространялось во всем мире, по мере того как во всем мире распространялись британские поселения.

Восстание семи северных провинций Нидерландов, а позже Голландии против папы римского нельзя отделять от политического восстания Нидерландов против испанского владычества. В этой борьбе Англия оказала помощь во время правления Елизаветы для того, чтобы устрашить Филиппа II, который поддерживал Римскую Церковь и предъявлял претензии на английский трон через свою умершую жену Марию Тюдор, бывшую королеву Англии. Голландцы окончательно завоевали свою свободу и признали Реформацию.

Лютеранству не удалось найти в голландцах союзников, хотя оно способствовало религиозному восстанию в Голландии. Однако то, что Лютер настаивал на главенстве короля, выступая против крестьянского восстания, не понравилось голландцам, которые собирались начать восстание против своего испанского правителя. Более демократичный кальвинизм был им ближе как способ избежать коррупции римской системы.

Все эти силы составили коалицию в политическо-церковном восстании против доминирования испанского короля и папы римского. Голландия была единственной землей, обратившейся к протестантизму после начала Реформации в католичестве.

К 1525 году те, кто принял Реформацию, следовали за Лютером. Анабаптисты имели большое количество последователей с 1525 примерно до 1540 года. С 1540 года Реформация в Голландии шла в русле кальвинизма. К 1560 году большинство протестантов было кальвинистами, а меньшинство анабаптистами, во главе которых стоял Менно Симонс, и небольшое меньшинство следовало за Лютером. Ни пассивное повиновение лютеранства, ни революционный дух анабаптистов не устраивали независимых голландских бюргеров, тогда как кальвинизм привлекал их тем, что настаивал на свободе от тирании. Протестантство распространялось, несмотря на инквизицию, начавшуюся к 1524 году и пытавшуюся искоренить его в этих ценных для испанцев владениях.

Различия расы, языка, образа жизни и более всего религиозные привели к разделению между католическими фламандцами (современные бельгийцы) на юге и кальвинистическими голландцами в северных провинциях. Семь северных провинций подписали Утрехтский союз в 1579 году и в 1581 году формально отказались подчиняться испанскому королю. Основания современного государства Голландии были заложены Вильгельмом Оранским. Голландцы в конечном счете выиграли в борьбе за свободу, но в ходе этой борьбы они потеряли своего великого предводителя Вильгельма, который нашел смерть от кинжала убийцы в 1584 году. Английская помощь и победа Англии над испанской Армадой в 1588 году сделали голландцев относительно свободными от испанских попыток вновь взять власть, но конец войны и независимость Голландской республики не были формально признаны до Вестфальского договора 1648 года. Голландия стала мощной морской державой в XVII веке, создала процветающие страны на Дальнем Востоке и в Западном полушарии и в 1685 году дала Англии короля.

С 1618 по 1619 год в Дорте состоялся синод. Это была действительно международная ассамблея кальвинистов, поскольку 28 из 130 присутствующих были кальвинистами из Англии, Бремена, Гессы, Палатината, Швейцарии и Франции. Арминиане уже до начала встречи выступили в качестве защищающихся.

РЕФОРМАЦИЯ И ПУРИТАНТИЗМ В АНГЛИИ

Протестантская Реформация привела к созданию лютеранских, анабаптистских и реформатских разновидностей христианской веры. Четвертая, самая важная для Соединенных Штатов и наций Английской республики разновидность – английская Реформация. Ее можно поставить на один уровень с лютеранством по консервативному отношению к реформе. Не имея никакого ведущего церковного руководителя, подобного Кальвину или Лютеру, англиканство возникло под руководством короля, который стал главой национальной Церкви. В результате эта разновидность зародилась как светское политическое движение, выросшее в религиозное, и сформировалась при Елизавете в середине XVI века. Англиканство распространялось во всем мире, по мере того как во всем мире распространялись британские поселения.

В нач. XVI в. Нидерланды занимали территорию современных Нидерландов, Бельгии, Люксембурга и некоторых районов северо-восточной Франции. Позднесредневековые Нидерланды входили в состав Священной Римской империи германской нации, возглавляшейся императорами из рода Габсбургов. Нидерланды насчитывали 17 провинций, крупнейшими из которых были Фландрия на юге и Голландия на севере. В середине XVI в. густонаселённые Нидерланды переживали период расцвета.

Нидерландские города (от них Габсбурги получали больше доходов, чем от золота и серебра из Нового Света) были самыми богатыми в Европе. С политической точки зрения, собиравшим налоги органам центральной королевской власти иноземной династии противостояли национальные сословные представительные учреждения — Генеральные штаты в центре и провинциальные штаты в каждой провинции.

Сверх того, каждый город имел органы самоуправления, и каждая из 17 провинций и каждый город обладали особыми привилегиями. Таким образом, королевская власть в Нидерландах была в известной мере ограничена в своих действиях.

Однако во второй половине XVI в. ситуация изменилась. Фанатичный католик испанский король Филипп II Габсбург ликвидировал исторически сложившиеся права коренного населения и установил непомерные, разорявшие страну, налоги.

Вторая половина XVI в. — время, когда борьба народа за независимость Нидерландов от испанского господства тесно переплелась с борьбой за свободу вероисповеданий. Двух первых лютеран сожгли в Нидерландах в 1523 г., однако лютеранство, проповедовавшее верность чужестранному для нидерландцев испанскому королю Филиппу II, не получило значительного распространения. К 1560 г. большинство нидерландских протестантов были кальвинистами. В стране свирепствовала испанская инквизиция, и именно кальвинизм стал идеологической основой разгоравшейся нидерландской революции.

Помимо религиозной розни, острую напряженность вызывала национальная и экономическая политика Филиппа II. В города ввели постоянные контингенты испанских войск, содержать которые должно было местное население, а огромные налоги полностью разрушали производство и торговлю. В 1565—1566 гг. по всем провинциям прокатились иконоборческие погромы, были разграблены более 4000 церквей и монастырей. Чтобы установить мир, представители низшего дворянства обратились к властям с петицией. Дворяне просили наместницу короля приостановить деятельность инквизиции и созвать национальный правящий орган - Генеральные штаты. Присутствовавшие на приеме испанские вельможи обозвали скромно одетых дворян оборванцами (гёзами). Вскоре так стали именовать себя все, кто боролся за свободу Нидерландов.

В 1567 г. главнокомандующий испанских войск герцог Альба пригласил в Брюссель членов государственного совета из самых знатных нидерландских родов - адмирала Фландрии графа Горна (Filips van Montmorency, Graaf van Hoorne, 1524-1568), и испанского военачальника, но! нидерландца графа Эгмонта (Lamoraal Graaf van Egmont, 1522-1568), а также принца Вильгельма Оранского. Горн и Эгмонт приняли приглашение Альбы, однако по указанию короля Филиппа II были обеглавлены в 1568 г. на рыночной площади Брюсселя.

Самый знатный нидерландец, статхаудер Голландии и Зеландии Вильгельм, принц Оранский, прозванный Молчаливым (Willem prins van Oranje, graaf van Nassau, 1533-1584), от приглашения Альбы уклонился. Он отправился в свои немецкие владения, где стал собирать наемную армию.

Реформация в Нидерландах шла снизу (гëзы) и сверху (принц Вильгельм I Оранский). В 1572 г. в северных провинциях вспыхнуло распространившееся на всю страну всеобщее восстание. Это была реформация снизу. Организующую роль центров, объединявших крестьян и горожан, играли кальвинистские консистории. Крестьяне отказывались от феодальных повинностей, громили поместья дворян — сторонников испанского короля, захватывали имущество церквей и монастырей. В ответ испанские солдаты уничтожали население целых сел и городов, в одном Антверпене были убиты 8 тыс. человек. Восстание горожан и крестьян – лесных гëзов - на суше было подавлено. Однако отличные мореходы, голландцы начали партизанскую войну на море. Они назвали себя морскими гёзами. Вильгельм I Оранский выдавал им каперские лицензии на захват испанских судов.

1 апреля 1572 года был взят город Брилль, вслед за этим началось восстание в других городах севера страны. Во время многомесячной обороны Лейдена горожане отказались сдаться на милость короля и выстояли – они взорвали оградительные дамбы. Хлынувшая морская вода заставила испанцев отступить, а к стенам осажденного города подошли корабли морских гёзов с продовольствием и помощью. В награду за самоотверженность Вильгельм I Оранский предложил жителям Лейдена выбор – освободить их от налогов или же основать в городе университет. Лейденцы выбрали университет, который и был основан в 1575 г.

В 1573 г. Вильгельм I Оранский принял кальвинизм и возглавил реформацию сверху. Кроме владений в Нидерландах у него были земли в Германии. В Германии он набирал наемное войско, вторгался с ним в Нидерланды, терпел поражания от испанских военоначальников, и возвращался в Германию за новыми наемниками. В письме губернатору г. Схидама Вильгельм I Оранский отдает распоряжение выдать 610 фунтов одному из своих наемных командиров, капитану Казо (Casau). Вполне вероятно, что капитан Казо был французским гугенотом.

В 1578 г. северные провинции Нидерландов приняли эдикт о веротерпимости. В 1579 г. семь северных провинций - Голландия, Зеландия, Утрехт, Гронинген, Гельдерн, Оверэйссел и Фрисландия – объединились в одно государство, правящим органом стали Генеральные штаты. Однако каждая провинция сохранила свое собственное правительства (штаты) и свои исторически сложившиеся привилегии. 26 июля 1581 г. Генеральные штаты официально низложили Филиппа II как суверена Нидерландов. Семь Соединенных провинций Нидерландов стали первой в истории буржуазной республикой, Вильгельм I - статхаудером (правителем) трех самых крупных провинций - Голландии, Зеландии и Фрисландии. Южные Нидерланды, где проживало в основном католическое население, остались под властью Испании.

Борьба за свободу вероисповеданий велась не только с испанцами. Разделительная линия прошла между территориями и религиями, каждый человек решал этот вопрос в своей собственной душе, Рукописный кодекс, написанный во второй пол. XVI в. католическим священником, донес до нас голос человека, оставшегося преданным традиционной вере и испанскому королю.

Рукопись “Des werltz spigel” (”Зерцало мира”, шифр: Goll.F.XIV.2, 177+XLVI л.) представляет бумажный кодекс с пронумерованными листами, созданный в 1560-1578 гг. Тексты на нидерландском языке записаны одной рукой, различными, в зависимости от содержания, типами письма. Переплет первой трети XIX в. картонный, с кожаным тисненным золотом корешком. На обороте верхней крышки переплета два экслибриса: “Carel Gerard Hultman” и “comte Pieter van Suchtelen”, а также вырезка из аукционного каталога, на котором была распродана библиотека Я. Г. Хультмана (1752-1820), нидерландского государственного деятеля и библиофила. В 1821 г. рукопись была куплена одним из комиссионеров гр. П. К. Сухтелена (1751-1836). Голландец на русской службе, генерал П. К. Сухтелен был героем войны России с Наполеоном 1812-1814 гг. и видным дипломатом. Гр. П. К. Сухтелен собрал огромную библиотеку, которую после его смерти не смогло приобрести ни одно частное лицо. Русское правительство купило собрание П.К. Сухтелена и на военном корабле перевезло в 1836 г. из Стокгольма, где Сухтелен был российским послом, в Петербург. Рукописная часть библиотеки П. К. Сухтелена была передана в Императорскую Публичную библиотеку.

Текст рукописи Goll.F.XIV.2 написан католическим священником Германом Вольфом (Herman Wolf, 1510 - после 1578 г.) На листах 236-238 рукописи приведены автобиографические сведения: стихотворое жизнеописание Вольфа и его родословное древо. Отец Вольфа был женатым священником (pastor maritus), отцом двух сыновей и двух дочерей, и служил священником в gasthuiz, странноприимном доме Св. Духа в Кампене (северонидерландская провинция Оверейссел). Герман Вольф унаследовал должность своего отца в странноприимном доме в Кампене. В 1560 г. Вольф начал писать религиозно-дидактическое сочинение для мирян под общим заглавием Зерцало мира (Des werltz spigel). Главной из тем, затронутых в сочинении, стала мысль об общем упадке мира и морали.

Когда в 1566 г. началось восстание против испанского господства, Вольф стал вести Хронику происходивших на его глазах событий.

Фактическая канва излагается Вольфом так, как мы читаем в учебниках истории, но оценки событий даются с обратными знаками. Борьбу нидерландцев за независимость страны под знаменем кальвинизма (для нас знак плюс) Вольф меняет на знак минус, и наоборот. Несчастье из всех несчастий Вольф видит в том, что его соплеменники посмели поднять вооруженную руку на его величество, Богом поставленного испанского короля:

“В год господа нашего 1566 голландские господа тайно собирались в королевских землях и поклялись, что не позволят препятствовать реформации, от которой происходят несчастья, раздоры и ужасные опустошения в землях и городах. Но несчастьем из несчастий стало то, что они подняли вооруженную руку на его величество короля. К ним присоединились все земли. Они назвали себя гëзами. Поэтому, когда видишь, что любовь ушла и воцарилось зло, то в конце концов приходишь к мысли, что это - время потери всего доброго и настает день проклятия.”

Помимо политических событий Вольф описывает и зарисовывает обрушивавшиеся на страну природные катаклизмы. Так, в день всех святых 1 ноября 1570 г. во время наводнения только в г. Гронингене погибли 7000 человек.

Отдельную главу Хроники Вольф посвятил истории своего родного города Кампен и в красках изобразил план города с датой - 1560 г. Это – один из самых ранних, если не самый ранний, план Кампена.

Портрет Вильгельма I принца Оранского.
Гравюра на меди Николая де Клерка (Nicolas de Clerck). 1620-e гг.

Вильгельм I Молчаливый принц Оранский (Willem I prins van Oranje-Nassau, 1533-1584), первый статхаудер Голландии, Зеландии и Утрехта.
Распоряжение губернатору г. Схидама выдать 610 фунтов капитану Казо (Casau).
1 августа 1575 г. На нидерл. яз.
Ms. Ф. 993, оп. 9, № 1.

Герман Вольф (Herman Wolf, 1510 - после 1578 г.)
Зерцало мира (Des werltz spigel)
1560-1574 гг. На нидерл. яз.
Голл. F. XIV № 2, f. 106v-107r

§ 23-1. Особенности реформационного движения и Контрреформация

1. Реформация и крестьянская война в Германии

В XVI в. движение за реформу католической церкви началось в Германии с деятельности выходца из бюргерской среды монаха Мартина Лютера. Именно он положил начало массовому движению за Реформацию, вывесив в октябре 1517 г. на дверях церкви в городе Виттенберге обращение к ученым и духовенству, в котором осуждалась продажа индульгенций и утверждалось, что они не могут ни освободить душу из чистилища, ни отменить совершённый грех. В течение нескольких недель послание Лютера было напечатано и распространено по Европе.

Лютер также упростил религиозные службы и ритуалы. Он выступал за то, чтобы священникам было разрешено жениться, ведь Библия этого не запрещает. Введенные им изменения были приняты лютеранскими церквами, основанными последователями Лютера.


Идеи Лютера получили широкое распространение в Германии. Многие священники поддержали его критику церковных злоупотреблений. Горожане приветствовали реформы Лютера, поскольку были недовольны большими церковными налогами в пользу Рима. Городские власти, вставшие на сторону Лютера, захватывали церковную собственность и основывали независимые церкви.

Германские князья поддержали Лютера и его последователей, так как стремились к независимости от императора Священной Римской империи. Как и горожане, они присваивали церковные земли и прекращали отправлять налоги в Рим.

Реформы Лютера привлекали и крестьян, и городских бедняков. Низшие слои населения стремились освободиться не только от власти католической церкви и тяжелого бремени церковных налогов, но и от всех угнетателей вообще.

В 1524 г. в Германии началась Крестьянская война. Крестьяне в Южной Германии подняли вооруженное восстание против знати и церкви. Они требовали права выбирать собственного священника, собирать дрова и охотиться в хозяйских лесах, прекращения увеличения феодальных повинностей.

Однако Лютер не поддержал крестьянское восстание. Он подчеркивал, что его реформа базируется на покорности существующим порядкам и властям. Лютер встал на сторону знати — князей и дворян, безжалостно подавивших восстание.

Еще одно крестьянское восстание вспыхнуло в 1525 г. в центральной Германии — Тюрингии. Возглавил его священник Томас Мюнцер. Он осудил Лютера за компромисс с феодалами. Мюнцер полагал, что конец света неизбежен и что задача истинных верующих — помочь Богу начать новую историческую эпоху. Восставшие занимали города, отбирали землю у церкви и феодалов и делили ее между собой. Но они не смогли противостоять знати. Восстание было полностью разгромлено, а Мюнцер убит. Крестьянская война 1524–1525 гг. в Германии стала крупнейшим выступлением крестьян в Западной Европе того времени.

§ 23-1. Особенности реформационного движения и Контрреформация

1. Реформация и крестьянская война в Германии

В XVI в. движение за реформу католической церкви началось в Германии с деятельности выходца из бюргерской среды монаха Мартина Лютера. Именно он положил начало массовому движению за Реформацию, вывесив в октябре 1517 г. на дверях церкви в городе Виттенберге обращение к ученым и духовенству, в котором осуждалась продажа индульгенций и утверждалось, что они не могут ни освободить душу из чистилища, ни отменить совершённый грех. В течение нескольких недель послание Лютера было напечатано и распространено по Европе.

Лютер также упростил религиозные службы и ритуалы. Он выступал за то, чтобы священникам было разрешено жениться, ведь Библия этого не запрещает. Введенные им изменения были приняты лютеранскими церквами, основанными последователями Лютера.


Идеи Лютера получили широкое распространение в Германии. Многие священники поддержали его критику церковных злоупотреблений. Горожане приветствовали реформы Лютера, поскольку были недовольны большими церковными налогами в пользу Рима. Городские власти, вставшие на сторону Лютера, захватывали церковную собственность и основывали независимые церкви.

Германские князья поддержали Лютера и его последователей, так как стремились к независимости от императора Священной Римской империи. Как и горожане, они присваивали церковные земли и прекращали отправлять налоги в Рим.

Реформы Лютера привлекали и крестьян, и городских бедняков. Низшие слои населения стремились освободиться не только от власти католической церкви и тяжелого бремени церковных налогов, но и от всех угнетателей вообще.

В 1524 г. в Германии началась Крестьянская война. Крестьяне в Южной Германии подняли вооруженное восстание против знати и церкви. Они требовали права выбирать собственного священника, собирать дрова и охотиться в хозяйских лесах, прекращения увеличения феодальных повинностей.

Однако Лютер не поддержал крестьянское восстание. Он подчеркивал, что его реформа базируется на покорности существующим порядкам и властям. Лютер встал на сторону знати — князей и дворян, безжалостно подавивших восстание.

Еще одно крестьянское восстание вспыхнуло в 1525 г. в центральной Германии — Тюрингии. Возглавил его священник Томас Мюнцер. Он осудил Лютера за компромисс с феодалами. Мюнцер полагал, что конец света неизбежен и что задача истинных верующих — помочь Богу начать новую историческую эпоху. Восставшие занимали города, отбирали землю у церкви и феодалов и делили ее между собой. Но они не смогли противостоять знати. Восстание было полностью разгромлено, а Мюнцер убит. Крестьянская война 1524–1525 гг. в Германии стала крупнейшим выступлением крестьян в Западной Европе того времени.

Читайте также: