Особенности русского самодержавия кратко

Обновлено: 05.07.2024

ляло специфику организации политической власти и государственного управления огромной страной. Fro существование и необходимость объяснялись целым рядом факторов: географическим (размерытерритории), религиозным, культурным, моральным и т. д.

Самодержавие, как мы будем называть российскую монархию, прошло в своем становлении и развитии несколько этапов.

Самодержавие не есть чисто русское явление. Сословно-представительная и абсолютная монархии были широко распространены в Западной Европе XV—XVIII вв. Но политические влияния, определившие специфические особенности русского самодержавия, пришли к нам с Востока и Юго-Востока. Один из источников автократической традиции, закрепившейся в России, — Византия. Преемственность проявлялась на уровне политического устройства (империя), политической идеологии (божественное происхождение власти монарха), взаимоотношений государства и церкви (признание приоритета первого), наконец, символики (двуглавый орел) и т. д. Еще одним государством, оказавшим мощное влияние на становление самодержавия в России, стала Золотая Орда. Кстати, в целом ряде старинных русских документов и летописей ее ханов именовали царями.

Второй этап в развитии самодержавной власти в России пришелся на XVI—XVII вв. Это было время, когда царю для осуществления своей власти приходилось обращаться к услугам Боярской Думы, Земских Соборов и других представительных органов управления. Этот период характеризуется как период сословно-представительной монархии,

Третий этап развития самодержавия в России — XVIII—XIXвв., когда на смену сословно-представительной монархии приходит абсолютная. Абсолютизм в России обладал целым рядом особенностей. Так, если в Европе установление абсолютных монархий сопровождалось развитием индустриального общества, утверждение российского абсолютизма пришлось на время усиления крепостного права. Российский абсолютизм неразрывно связан с усилением роли государства во всех сферах жизни общества, военно-колониальной политикой царизма, политической нестабильностью и дворцовыми переворотами, обилием бюрократических норм и регламентов, сдерживающих развитие свободного рынка и гражданского общества.

Особенностью российского самодержавия, характерной для всех периодов его развития, был особый ореол самодержавной власти, выражавшийся в широко распространенном представлении о сакральном, священном характере власти царя, а также в представлении о непосредственной связи царя и народа. При этом бюрократический аппарат управления выглядел в глазах народа досадной помехой, мешающей непосредственному общению народа с царем.

Передача престола российскими монархами основывалась на принципах единонаследия и первородства. Исключением стал лишь XVIII век: Петр I (1689—1725 гг.) в 1722 г. эти принципы отменил, что повлекло за собой череду дворцовых переворотов (а восстановлены они были Павлом I (1796—1801 гг.) в 1797 г.).

3.2. Органы государственного управления в XV!—XVII вв.

Органы власти Московского централизованного государства выросли из системы управления, существовавшей в Московском княжестве.

К числу важнейших государственных институтов России того времени относятся приказы. Хотя первые из них появились ранее 1550-х гг., реальное рождение приказной системы управления происходило в эпоху Избранной рады. Основой для ее рождения стали два центральных ведомства, несших важнейшие функции государственного управления: великокняжеские Казна (позже Казенный двор) и Дворец (с определенного момента — совокупность Большого и областных дворцов). Ханителем великокняжеской казны и архивов, которому подчинялисьдьяки и подьячие, был казначей. Дворец возглавлялся дворецким. Отдельные отрасли управления, называвшиеся, как уже говорилось, путями, препоручалисьбоярам. Нерегулярные поручения носили название приказов. В деятельности Казны и Дворца преобладал и функции, связанные со взиманием налогов и оброков, контролем за земельным фондом, несением дворянством военной службы и кормлениями.

Отмена кормлений и введение местного самоуправления в 1550-е гг. повлекли перестройку центральных учреждений. Постоянно действующими государственными учреждениями становятся приказы, обладавшие своей внутренней структурой, порядком деятельности и формой делопроизводства. Среди них можно выделить две группы.

Первая группа приказов — это учреждения, ведавшие какой-либо отраслью или функцией государственного управления в масштабах всего государства. Так, Разрядный приказ ведал организацией военного дела и воинской службы людей знатного происхождения. Выполнял он и административные функции, назначая воевод, судей приказов, наместников, атакже осуществляя суд над чиновниками. Из Разрядного сформировался Поместный приказ, заведовавший государственными землями, раздаваемыми в поместья. Служилыми людьми, получавшими за службу не земельное, а денежное или натуральное жалованье, ведал Стрелецкий приказ. Несколько приказов — Оружейный, Бранный, Пушкарский — ведали изготов-

лением и хранением оружия. Посольский приказ осуществлял международные сношения (ранее существо вала должность посольского дьяка). Сыском и судом по делам высшей уголовной юрисдикции занимался Разбойный приказ (он же был верхней инстанцией для всех местных судов). Ямской приказ заведовал ямщиками и ямской службой (ранее этим занимались ямские дьяки), Приказ большого прихода осуществлял сбор налогов и таможенных пошлин. Функции ряда приказов перекрывались. Так, один из старейших приказов — Казенный — ведаа дипломатическими, поместными, ямскими, холопьими и другими делами даже после образования самостоятельных Посольского, Поместного, Ямского и других приказов.

Приказы второй группы надзирали в административно-управленческом и судебном планах над определенными территориями и отдельными категориями населения. Таков был, например, Приказ Казанского дворца. Судные приказы — Московский, Владимирский и др. — заведовали судами для служилых людей на определенной территории. Податное население (городское и сельское) ведатось в особых учреждениях (они именовались приказами-четвертями), бывших высшей судебной инстанцией по гражданским и иным делам для земских судов. В Москве и Московском уезде функции, аналогичные Разбойному приказу, выполнял Земский приказ.

Структура приказов была примерно следующей: во главе стоял начапьник — судья, в основном из членов Боярской Думы. Некоторые бояре управляли сразу несколькими приказами. Помощниками судьи были дьяки,набиравшиеся, как правило, из рядового дворянства или из духовенства. Им подчинялись подьячие — канцелярские служащие из дворян и детей приказных людей. Большие приказы делились на столы, образованные в основном по территориальному принципу, а столы в свою очередь — на повытья. Так, в Посольском приказе (не делившемся на столы), три повытья ведали связями с Западной Европой, два — с азиатскими государствами.

Расцвет приказной системы пришелся на XVII в. В это время создается ряд новых приказов, управлявших патриаршим хозяйством, а также выполнявших временные и чрезвычайные функции. Всего к 1646 г. в России насчитывалось 26 приказов общегосударственной компетенции, 3 — временных, 5 —дворцовых, 3 — патриарших. В них служило 866 приказных людей.

Усиление абсолютистских тенденций привело к созданию приказов, подчинявшихся лично царю. Одним из таких при-казовбыл Приказ тайных дел, основная часть дел которогобыла связана с управлением дворцовым хозяйством. Кроме того, предпринимаются попытки централизации определенных функций в одном из приказов. Так, все вопросы финансового характера в 1680-х гг. сосредоточиваются в Приказе Большой казны, все вотчинные и поместные дела — в Поместном приказе с изъятием их из ведения территориальных приказов.

Приказная система была введена и на местах: земские и губные органы местного самоуправлен ия все более оттеснялись на задний план воеводами, назначаемыми Разрядным приказом. Помимо этого, существовали местные приказные учреждения, получившие название воеводских изб (приказных, съезжих).

Итак, в XVII в. усилился и обрел бюрократический характер государственный аппарат, выстроилась иерархия подчинен-ныхдруг другу учреждений и чиновников. Главными характеристиками государственныхучрежденийтого времени можно считать прямое подчинение центральной власти, наличие постоянного штата и бюджета. Вместе с тем громоздкость, недостаточная определенность функций ряда учреждений, особенно приказов, отсутствие системы подготовки квалифицированных кадров снижали эффективность государственного управления, мешали развитию государства.

3.3. Самодержавие и реформы государственного управления в XVIH в.

1 Раев М. Понять дореволюционную Россию.Государство и общество в Российской империи. Лондон, 1990. С. 37— 45.

механическом устройстве, которое должно действовать в соответствии с раз и навсегда заведенным рациональным порядком. Камерализм предусматривал создание системы бюрократических учреждений, действующих по строгим правилам, охваты вающим все уровни и стороны жизни и проводящих единую политику. Камерализм часто называют также теорией полицейского или регулярного государства, т. е. государства, планомерно и рационально использующегб природные и людские ресурсы в соответствии с заранее намеченной целью.

Реформы центральных органов власти в течение первого десятилетия правления Петра! носили спонтанныйхарактер и далеко не всегда достигали нужного результата. Петр не сразу отказывается от приказной системы, но сливаетприказы, близкие по функциям, создавая в то же время органы, способствующие уси-лениюличной власти царя: Ближняя канцелярия (1704—1708гг.), Кабинет(1704—1727гг.), Консилия министров(1708—1711 гг.). Создавались и новые приказы: Приказ военных дел, Преображенский приказ. Последний вначале обслуживал резиденцию царя и его матери, затем стал военно-административным органом, а после — органом следствия и суда по политическим преступлениям.

Первой попыткой кардинальной административной реформы была губернская реформа 1708—1710 гг. Страна была разделена на 8 губерний (Петербургская, Архангелогородская, Смоленская, Московская, Казанская, Киевская, Азовская и Сибирская). В 1713—1714 гг. к ним добавилось еще три (Нижегородская, Астраханская и Рижская). Во главе губерний стояли губернаторыи генерал-губернаторы. Губернатор, сосредоточивший в своих руках основные военные и гражданские функции, имел помощника — вице-губернатора, обер-коменданта (ведал военными делами), обер-комиссара и обер-провиант-мейстера (ведали денежными и хлебными сборами) и ландрих-тера (ведал судом). Первоначально губернии делились на уезды во главе с комендантом (по-старому воеводой). Но губернская канцелярия не справлялась со множеством уездов, поэтому с 1719г. губернии делятся на провинции (числом 50) во главе с воеводами, а провинции — уже не на уезды, а на дистрикты (округа) во главе с земским комиссаром.

Кардинальные реформы центральных органов власти начались с учреждения в 1711 г. Сената — высшего правительствен-

ного органа. Полномочия Сената были весьма широки: попечение о правосудии, государственных доходах и расходах, общем управлении, торговле и хозяйстве. Вскоре Сенат стал высшим судебным и управленческим органом. Он состоял из 9 человек, назначаемых царем. При Сенате действовала канцелярия во главе с обер-секретарем. Связь Сената с губерниями осуществлялась через губернских комиссаров, состоявших при губернском столе сенатской канцелярии.

Практически одновременно с Сенатом Петр организовал новый контрольно-ревизионный институт фискалов. Фискалами руководил обер-фискал, поддерживавший связь с ними-через Фискальный стол канцелярии Сената. У него в подчинении было 4 фискала; столько же было в губернских правлениях и по 1—2 фискалам — в городах. Фискалы были обязаны выявлять все действия, наносившие ущерб государству (казнокрадство, взяточничество и т. п.). За ошибочные доносы их не наказывали, а за правильные награждали половиной конфискованного имущества (жалованья они не получали). Свои доносы фискалы отправляли в Расправную палату, существовавшую в 1712—1719 гг., откуда доклады поступали в Сенат.

В эти же годы появляются первые проекты реорганизации центральных органов государственной власти. После изучения зарубежного опыта в 1718—1720 гг. было создано 11 коллегий (Военная, Адмиралтейская, Иностранная, Вотчинная, Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия, Коммерц-коллегия, Камер-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Ревизион-коллегия и Юстиц-коллегия).

Каждое звено новой системы органов управления имелостро-го определенные функции на всей территории страны. Новым был и их коллегиальный характер. Коллегия возглавлялась президентом, назначавшимся царем; вице-президент, советчики и асессоры назначались Сенатом и утверждались царем. Каждая коллегия подчинялась только царю и Сенату. Коллегии отличались от приказов более четкой организацией дела, совместным обсуждением вопросов, причем при обсуждении высказывались сначала младшие чины. Структура и функции коллегий вплоть до организации и делопроизводства и процедуры заседаний были описаны в Генеральном регламенте (1720 г.) и регламентах коллегий, что способствовало дальнейшей унификации и бюрократизации государственного управления.

В 1718—1722 гг. проводится реформа Сената. Его членами становятся президенты всех коллегий; но вскоре Петр нашел это нецелесообразным и оставил в Сенате президентов лишь трех коллегий (Иностранной, Военной и Адмиралтейской). Во главе Сената стоял генерал-прокурор,которому подчинялись генерал-фискал и канцелярия Сената. С его появлением стала действовать армия прокуроров во всех центральных и местных учреждениях. Таким образом, Сенат превратился в орган контроля за государственным управлением.

Важнейшей реформой, оказавшей влияние на становление государственного аппарата, было введение Табели о рангах(1722 г.). Была создана четкая иерархическая система, закрепившая приоритет принципа выслуги и последовательного прохождения всех рангов над принципами знатности и родовитости, что означало определенную демократизацию правящего сословия, так как было узаконено приобретение титула дворянства выслугой и пожалованием государя.

Система государственного управления, созданная Петром, начала изменяться вскоре после его смерти. Значение Сената в 1725—1735 гг. снизилось. Высшим органом власти стал Верховный тайный совет (1725—1730 гг.). Анна Иоанновна (1730—" 1740 гг.) упразднила Верховный тайный совет, учредив кабинет из трех министров. Ею же в 1731 г. было учреждено одно из самых мрачных учреждений эпохи дворцовых переворотов — Канцелярия тайных розыскных дел (на правах коллегии).

При Елизавете Петровне Кабинет министров был упразднен, но создан Кабинет ее Величества, а с 1756 г. — Конференция при Высочайшем дворе. Права Сената были частично восстановлены. Он был разделен на 5 департаментов (духовный, военный, финансовый, судебный и торгово-промышленный).

Огромное значение имели проведенные Екатериной II в 1775-1785 гг. губернская и городские реформы (более подробно об этих реформах см. гл. 5).

На протяжении длительного периода исторического развития нашей страны, политическое управления и вся полнота государственной власти сосредотачивалась в руках одного лица – царя, а в последствии императора. Республиканская же форма правления является относительно новой формой организации государственного устройства, установление которой, с определенными особенностями произошло с установлением советской власти, и впоследствии было сохранено в Российской Федерации.

Самодержавие в России – исторически известная в России разновидность монархического управления, в рамках которой царю (императору) принадлежали верховные законодательные, управленческие и судебные полномочия.

Готовые работы на аналогичную тему

Причины становления самодержавия на Руси

Поскольку государственность в целом, и форма правления в частности являются сложными компонентами социальной действительности, очевидно, что причины любых, а тем более коренных преобразований в соответствующей сфере отличаются множественностью и многоаспектностью.

Так, прежде всего, как было отмечено выше, одной из причин установления самодержавной формы правления в нашей стране выступили морально-этические и религиозные представления русского народа, в соответствии с которыми, оптимальное государственное устройство виделось именно наделение ключевыми полномочиями в государстве единоличного правителя, власти которого придавался практически сакральный смысл.

Кроме того, и сам народ под гнетом монголо-татар полностью приспособился к беспрекословному повиновению правителей.

Установление самодержавной власти Ивана III

Таким образом, в конце XV в., в силу ряда объективных и субъективно-нравственных причин в нашей стране произошло окончательное установление новой самодержавной формы правления. При этом собственно самодержцем признавался верховный властитель, независимый от любого рода сторонней власти (в том числе, не платящий дани, что было важным замечанием в условиях недавнего падения монголо-татарского ига).

С царями и императорами-самодержцами мы осваивали Сибирь, побеждали шведов и французов, присоединяли Крым.


Однако они же установили крепостное право (это что?), ввели огромный налог на подушную подать и веками не давали людям права и свободы.

Давайте вместе оценим этот политический строй и посмотрим, какую эволюцию он прошел за время существования.

Самодержавие — это .

Самодержавие (единодержавие) — это форма монархического правления в России, которая подразумевает наличие у верховного правителя основных прав управления в административной, законодательной и судебной сфере.

Опиралось оно на теорию о божественном происхождении монархической власти. За время существования понятие претерпело серьезное изменение.

Монархия

Периоды самодержавия

Что такое самодержавие сказать однозначно сложно, так как в разные периоды истории страны эта форма правления имела свои особенности:

    Конец XV-начало XVIII века. Самодержавная власть князя, а позднее царя была ограничена органами сословного представительства — Боярской Думой и Земским собором.

Правитель в это время должен был учитывать мнение этих органов в вопросах внутренней и внешней политики.

Власть

В этот период формируется и утверждается абсолютная власть императора, существенно увеличилась роль центральных государственных учреждений.

Оппозиция самодержавию

На протяжении всей истории нашей страны по отношению к самодержавию постоянно возникала оппозиция. В разные времена это были:

  1. бояре;
  2. церковь;
  3. крестьяне;
  4. дворяне.

В середине XIX века в России появилось радикальное движение народников, стремившееся к свержению самодержавного строя с помощью революции.

Они неоднократно покушались на жизнь Александра II и пытались убить его в Летнем саду, хотели пустить под откос царский поезд и даже устроили взрыв в столовой Зимнего дворца.

Свои планы народники осуществили 1 марта 1881 года, убив императора на набережной Екатерининского канала с помощью изготовленных самостоятельно метательных снарядов.

Площадь

Пришедший к власти сын погибшего монарха Александр III принял 29 апреля 1881 года Манифест о незыблемости самодержавия, в котором дал понять, что сохранит приверженность существующему политическому строю.

Однако накопившиеся за долгое время социально-экономические проблемы, неудачи России в Первой мировой и политический кризис вызвали падение доверия общества к самодержавию.

В ходе Февральской революции был поставлен вопрос о самом факте существования монархической власти, что привело к отставке Николая II 2 марта 1917 года и падению самодержавия.

Надежды на реставрацию этой формы монархического правления, возлагавшиеся на Учредительное собрание, рухнули после победы большевиков в Октябрьской революции.

О причинах падения самодержавия можно узнать здесь:

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (3)

Самодержцы, как правило, занимались войнами и собственным обогащением. При этом, имея в руках практически абсолютную власть можно было бы сделать и что-то хорошее для своих подданных.

Вот это тяжёлое наследие и тормозит социально-политическое развитие нашей страны, ведь у нас на уровне подсознания вера в доброго царя, которому дозволительно все, любое самодурство. Нам до построения настоящего гражданского общества ещё топать и топать.

Петр: в Вашей стране на букву У. пока еще нет царя (хотя в доброго ЗЕ вы верили незабвенно), а во всем остальном согласен (дно еще не пройдено). А гражданское общество в Вашей стране построить невозможно априори.

То ли дело в России. Наверное, единственная страна, где нет цензуры (негров можно называть неграми и не быть толерантными к пропаганде извращений), где есть реально действующая социальная политика.

Ну, а развитие России настолько стремительное (уже самая мощная армия в мире, уже темпы роста экспорта продовольствия самые высокие в мире, уже дороги перестают быть бедой), что даже из-за ближайшего зарубежья не успевают следить и все еще мыслят ельцинскими шаблонами. Как говорил Лавров — ДБ.

1. Великорусское государство в середине XVI в.
2.Иван IV — первый русский царь. Реформы Избранной рады
3.Внешняя политика России во второй половине XVI в.
4.Опричнина и утверждение самодержавного правления.

В исторической литературе традиционно выделяют два этапа формирования и становления русского самодержавия:

·
!) XVI – XVII вв. – в политическом строе Московской Руси еще сохраняются сословно-представительные органы, традиции земского самоуправления, права и привилегии сословий;


·
") ^ XVIII - XX вв. – утверждение самодержавия в России (ключевым событием является провозглашение России империей, а царя – “отцом народа и императором всероссийским” в 1721 г.), завершение формирования его идеологических, юридических, политических, бюрократических основ, которые не изменялись кардинально вплоть до 1917 года.

Формирование российского самодержавия начинается с возникновения централизованной монархии и укрепления её при Иване IV (Грозном). Именно при Иване IV происходит борьба между монархом и поддержавшими его дворянскими низами и удельным боярством (аристократической знатью). Эта борьба, длившаяся всю вторую половину царствования Ивана IV закончилась поражением монархии и Смутой, но в ходе Смуты, овладевшая властью боярская знать проиграла борьбу дворянским низам и попыталась искать защиты у польского короля, де-факто пригласив его на престол. Последовавшая борьба с польским нашествием и приход дворянско-народного ополчения в Москву привела к компромиссу между боярами и дворянами, выразившемуся в установлении в 1613 году новой династии - Романовых. Отец Романова патриарх Филарет (ранее успевший побывать на стороне бояр) стал символом такого компромисса. Но не все приняли такой компромисс и бунты против бояр продолжились в XVII в., а церковь и Земские соборы выступали посредниками, не давая борьбе двух слоев знати обостряться. В конечном итоге, решающая фаза превращения в самодержавие была вызвана церковным расколом втор. пол. XVII в., когда произошла попытка православной церкви стать во главе политической и социальной жизни страны, но она провалилась, а церковь раскололась на старо- и ново-обрядцев. Одновременно в обществе созрели влиятельные силы, укрепленные Земским Собором, произошло возвышения дворянства (добившегося в эпоху Земских Соборов закрепощения крестьян по соборному уложению 1649 г.) и торговые слои (купечество, богатые горожане). Все эти слои выступали за ограничение боярского влияния на монархическую власть. Реформы Петра I окончательно привели к уничтожению сословно-представительных (Боярская Дума и Земский Собор) учреждений и введению неограниченной, имперской монархии (1721 г. - провозглашение Русского царства Российской империей). Этот переход радостно был поддержан торговыми и дворянскими слоями, а церковная и боярская аристократия потерпела ряд тяжелейших поражений (отмена патриаршества, подчинение церкви государству, сокращение отчислений в монастыри, приравнивание бояр к дворянам и проч.). Одновременно эти меры привели к тому, что дворянство оказалось один на один с крестьянством и казачеством (которых прогрессивные меры не коснулись), что и привело к бунтам Булавина и Некрасова, а также к восстанию Пугачева. Но это будет уже совсем другая история.

Читайте также: