История мебели в россии кратко

Обновлено: 08.07.2024

На развитие мебельного дела в России большое влияние оказала народная мебель (рис. 1). В крестьянском быту применялись столы разных размеров, скамьи, поставцы (кухонные столы). Обеденный стол в избе стоял в красном’ углу (правом от входа) и был центром композиции всего помещения. Столы делали довольно больших размеров с прямоугольной крышкой при отношении сторон 1:2 и 1:1,5. Для крышек выбирали доски лучшего качества, тщательно обработанные.

Подстолье выполнялось в различных вариантах: дощатые боковины с выемкой внизу, соединенные проножкой, и ножки, соединенные двумя проножками или кругом; без царги и с царгой; с одним или двумя выдвижными ящиками; в простой столярной обработке или токарной обработке с резьбой.

Поставец — кухонный стол предназначался для приготовления пищи и поэтому был выше обеденного стола и снабжался глухим подстольем с одним или двумя выдвижными ящиками и полками за дверцами.

Скамьи (лавки) были обязательной принадлежностью крестьянской избы и размещались либо по всей длине стен с двух и даже с трех сторон, либо только у части стен в пределах красного угла. Доска сиденья крепилась наглухо по всей длине в пазу между бревнами стены и опиралась на клинья, лежащие также в пазу, а с передней стороны опиралась на фигурные ножки, вырезанные из доски, или токарные.

Особым изделием русской народной мебели являлись переметные скамьи, спинку которых можно было перекинуть с одной стороны сиденья на другую, не поворачивая скамьи. Размещенная у стены переметная скамья могла служить безопасным местом для сна ребенка.

Национальные черты русского быта и искусства оказали значительное влияние на характер внутреннего убранства жилища бояр и царей. Каменные и деревянные палаты русских князей убирались примерно в тех же традициях, как исконная русская изба, где вся обстановка, за исключением стола, врубалась в стены. Вдоль стен избы шли широкие лавки с резными опушками, в красном углу помещалась божница, перед нею стол.

В XVII веке международные связи Московского государства расширились, что не могло сказаться на характере решения мебели. В царском обиходе стали появляться в небольшом количестве кресла и стулья с высокими резными спинками, обитые сукном или бархатом; ларцы, отделанные перламутром и черепахой, венецианские зеркала и т. д.

Рис. 1. Русская народная мебель: а — опоры столов; б — опоры скамей; в — скамья

Предметы обстановки не только ввозились, они создавались в Оружейной палате, где работали резчики и позолотчики по дереву — мастера Семен Даревский, Клим Михайлов, Герасим Окулов и другие, обслуживающие московские дворцы.

Русской мебели XVII века известно не много. Бытовавшие в некоторых монастырях кресла сохранили особенно древние традиционные формы. Они просты и прямолинейны, их спинка и локотники из тонких филенок украшены либо прорезным геометрическим орнаментом, либо углубленной резьбой ленточного переплетения.

Типичны для этой эпохи дубовые столы на массивных точеных ножках с шарообразными утолщениями, соединенных широкими проножками. Подстолья их имели ящики с сильно профилированными рамками, украшенными резными звездочками или сложным декоративным мотивом, перекликающимся с формами наличников московской архитектуры. Столешница с выдвигающимися из-под нее боковыми досками напоминала голландские образцы. Столы часто окрашивались зеленой краской.

Для русской мебели этого периода, как и для народной мебели, свойственна грузность из-за больших пропорций и излишнего запаса материала, повышенная прочность. Материалом для изготовления мебели служили главным образом сосна, липа, береза, клен, дуб.

Основным направлением развития русского мебельного Дела была теснейшая связь с архитектурой. В 40—50-е годы XVIII века В. В. Растрелли и С. И. Чевакинский, создав ряд Дворцов и домов знати, чье внутреннее убранство отличалось великолепием, оказали заметное влияние на развитие мебельного искусства.

Рис. 2. Кресло красного дерева (конец XVIII века): а — передний фасад; б — боковой фасад

Предметы обстановки в эти годы своеобразны и неповторимы Мебель для сидения частично приближается к французским образцам стиля рококо, но ее орнамент проще и лаконичнее. Часто употребляется довольно жесткое вкладное английское сиденье. Золоченый орнамент мебели выступает на зеленом или коричневом фоне. Б пропорциях и в массивности чувствуется связь с формами барокко.

В качестве материала для набора иногда используется наряду с деревом кость, употребляется также металл, часто применяется выжигание. Наиболее распространенным орнаментом является геометрический сетчатый или звездчатый, а также орнамент, изображающий вазы, гирлянды и цветы.

Подлинными образцами русского классицизма XVIIIвека являются интерьеры подмосковного дворца Шереметева в Останкино. Почти вся резная золоченая мебель выполнена руками русских мастеров (Гаврилы Немцова, Якова Дунаева, резчика Ивана Семеновича Мочалина, Федора Ивановича Пря-хина).

Единственной в своем роде была металлическая мебель, изготовлявшаяся мастерами Тульского оружейного завода из стали и бронзы.

В восьмидесятых и девяностых годах XVIII века тульские мастера-художники создают мебель в классическом стиле. Это туалетные столы, кресла, круглые столики-экраны, скамеечки. Ничего подобного среди мебели в других европейских государствах не встречается. Металл позволяет достичь утонченности форм, недоступной дереву. Стройность и легкость тоненьких ножек и рамок создают впечатление воздушности. Вещи кажутся осыпанными драгоценностями, благодаря чему воспринимаются как произведения ювелирного искусства.

Русская мебель конца XVIII — начала XIX веков тесно связана с творчеством архитекторов А. Н. Воронихина, А. Д. Захарова, М. ф. Казакова, Дж. Кваренги, Тома де Томон, К. И. Рос-си, В. Б. Стасова, И. О. Бове. Большинство крупных зодчих этого периода при создании интерьеров проектировали и мебель. В первой половине XIX века изготовлением мебели занимаются также специальные мастерские, крупнейшей из которых являлась мастерская Г. Гамбса, ученика Д. Рентгена. В Петербурге работают такие мастера, как Гроссе, В. Бобков, А. Тур; в Москве — мастерские А. К. Пика.

Блестящей страницей в истории русского интерьера являлись работы А. Н. Воронихина (1759—1814 гг.), мебель которого отличалась гармоничностью и изысканными пропорциями. Он не использовал бронзовых украшений; резьбу и украшения выполнял из древесины, золотил или покрывал черно-зеленым тоном под старую бронзу. Воронихин работал над интерьерами Павловского дворца, ему принадлежат великолепные интерьеры розового павильона в Павловске и др. В греческом зале Павловского дворца Воронихин создал кресла и диваны с резными ажурными спинками, в орнамент которых ввел фигуры грифонов, а локотники решил в виде орлов. Кресла будуара дворца этого великого мастера отличаются парадностью. Для залов мира и войны Воронихин применил курульные кресла на львиных лапах. Мебель, разработанная Воронихиным для жилых помещений, отличается камерным характером. Она обладает более легкими формами, светлыми и жизнерадостными тонами. Например, в обстановке Розового павильона Воронихин применил волнистую березу, чей золотистый оттенок подчеркнут вставками черненого дерева, примененного с большой сдержанностью. Большое внимание придавал он обивке мебели, для которой создавал эскизы шерстяных вышивок крестом.

В XIX веке все большее развитие получает русская ампирная мебель (рис. 3); особенно разнообразна мебель для сидения. В локотники кресел часто вводят резные фигуры лебедей, орлов, львов, аналогичные мотивы используют для резных спинок стульев. Наряду с ними широко используют формы, лишенные украшений. Распространены плавно изогнутые спинки, облицованные красным деревом или карельской березой. Все большую роль в интерьерах дворянских домов начинают играть диваны, появляется даже специальная комната — диванная. В начале века диваны делают прямоугольной формы, значительных размеров. Затем появляются диваны в форме ладьи. Распространен диван, в котором боковины решены в форме резных фигур львов, лебедей, сфинксов. Гладкие поверхности спинок и локотников покрыты фанерой из карельской березы и красного дерева.

Крупную роль в мебельном искусстве сыграл архитектор К. И. Росси. В Русском музее, бывшем Михайловском дворце, сохранился почти без изменений центральный белокаменный зал, мебель которого была запроектирована Росси, а выполнена мастером В. Бобковым. Мебель задумана в единстве с залом, где сочетаются белый и голубой цвета с золотом. Зал разделен на три части белыми колоннами, в нем находятся резные золоченые диваны, овальные и круглые столы, много кресел и стульев, Между окон размещены огромные зеркала и консоли с голубыми стеклянными крышками. Расположение мебели строго продумано и организовано в форме отдельных симметричных композиций.

Рис. 3. Примеры русской мебели начала XIX века: а — секретер красного дерева; б — кресло карельской березы; в — кресло красного дерева; г — стол карельской березы; д — стол красного дерева

Для мебели Росси характерна торжественность и парадность. Он в основном пользуется растительным орнаментом античности (пальметками, венками, акантовыми листьями). Росси отдавал предпочтение определенным , цветовым сочетаниям: белый цвет с желтым или оранжевым, белый с синим или голубым. Изредка применял бледно-сиреневую или бледно-зеленую гамму.

Большое влияние на развитие русского мебельного искусства оказал также архитектор В. П. Стасов (1769—1848 гг.), который отделывал комнаты Александра 1 и Марии Федоровны в Большом Царскосельском дворце в начале 20-х годов XIX столетия. Спроектированная Стасовым мебель была выполнена Г. Гамбсом и А. Туром в более строгих и суровых формах, менее перегружена резными украшениями. Стасову принадлежит новая, нашедшая широкое распространение конструкция стула и кресла с боковой рамой, представляющая собой две боковые плоскости, состоящие из передней и задней ножек и стойки спинки. На высоте сиденья рама связана поперечными брусками, а стойки спинки — поперечной, украшенной резьбой, плоскостью. Такая конструкция позволяла применять вкладное сиденье в форме трапеции, свободно размещаемое на переднем и заднем брусках.

Характерной особенностью середины XIX века является распространение мебели в стиле бидермайера, сущностью которого было повторение дворцовых мебельных изделий XIX века с уменьшением их величины и облегчением формы. Резьба выполнялась в том же материале, что и сам предмет. Для облицовки предпочитали палисандр, темный орех, черное дерево и их имитацию. Некоторые изделия инкрустируют металлом и черепахой. Обивка становится более яркой: пестрый шелк, полосатый ситец с букетами, шерсть с вышивкой, бархат, плюш, кожа.

В 50-е годы нарастает художественный кризис, который к концу XIX века приводит к эклектике. Мебельные изделия утрачивают свой стиль, чистоту, в них смешиваются черты всех предыдущих периодов.

Анализ развития русской мебели позволяет отметить ее характерные особенности:
– тесную связь художественного решения изделий народной крестьянской мебели с ее функциональным назначением (стол-поставец, переметные скамьи и т. д.), широкое распространение встроенных, закрепленных по месту конструкций;
– значительное влияние на развитие мебельного искусства народной мебели; – тесную связь мебельного искусства с русской архитектурой и крупный вклад архитекторов в развитие мебели в России (работы Растрелли, Воронихина, Росси, Стасова и др.);
– творческий вклад русских мебельщиков в общее развитие мебельного искусства (новые конструктивные решения, введение новых материалов: карельской березы, металла и т. д.);
– высокую культуру обработки древесины;
– жизнерадостность, красочность, узорность, особенно ярко проявляющуюся на ранних этапах развития русской мебели.

История мебельного производства в России

На сегодняшний день мебельная промышленность в России является одной из самых крупных и развитых в мире. В производстве российской мебели применяются новейшие технологии и инновационные материалы, которые стойко переносят жару, холод, повышенную влажность и другие негативные факторы. Такому промышленному и экономическому скачку предшествовала долгая история, полная интересных событий и талантливых личностей.

Ближе к концу XIX века производство мебели в России становится массовым, заметно увеличивается конкуренция среди производителей, каждый стремится модернизировать свою технологию изготовления мебели, применяются новые станки и паровые машины. В этот период становится очень популярным производство мебели, стилизованной под разные временные эпохи. Этим занимались такие известные мебельные мастера как Курочкин, Брейер, Готшальк и другие.

Со временем количество заказов увеличилось настолько, что даже ведущий поставщик европейской мебели Давид Рентген не мог справляться с потребностями российского рынка. Было решено развивать свою мебельную промышленность, которая бы могла удовлетворить такой большой спрос. Активный этап формирования отечественной мебельной промышленности припал на период правления царицы Елизаветы. В Петербурге и по всей России начинают открываться мебельные мастерские, на всю страну гремят имена Гамбса, Баумана, Тура и Шарлеманя. Их мебель настолько искусно изготовлена, что стала пользоваться спросом даже среди европейских покупателей, впервые Россия начинает экспортировать свою мебель заграницу. Что впрочем не удивительно, ведь в последствии к проектированию российской мебели прикладывали свою руку такие великие архитекторы как Бренно, Растрелли, Руск и другие. Российская мебель приобретает свой ярко выраженный стиль и становится очень популярной, как при дворе, так и в домах высших кругов общества.

В начале XX века топы продаж по всему миру возглавляет мебель в стиле модерн. В России производством такой мебели занималась мастерская Х.Б.Розен-берга, которая располагалась в Петербурге на улице Садовой. На то время лучшим резчиком мебели считался мастер Сусарин, он приложил свои умелые руки к львиной доле всей мебели в стиле модерн, изготавливаемой на то время в Петербурге.

И по сегодняшний день мебель русских мастеров, пользуется большим спросом за границей. Она уходит за баснословные суммы с аукционов Нью-Йорка, Парижа и Лондона, ее коллекционируют богатые и влиятельные бизнесмены, старинная русская мебель занимает почетные места в ведущих музеях мира.

Даже спустя сотни лет дело русских мебельщиков живет и процветает, причем мебель стала намного доступнее, сегодня ее может себе позволить практически каждый. Отечественные компании производят комфортные и функциональные кабинеты руководителя, как эконом, так и премиум класса. Ознакомьтесь с нашим ассортиментом и убедитесь в этом сами. Здесь вы наверняка найдете то, что искали!

Читайте также: