Особенности римской мифологии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Возникновение мифологических представлений относится к ранней ступени развития человеческого общества. Зависимость человека этого времени от непонятных природных и общественных сил, его бессилие перед ними находили выражение в мифологических представлениях о природе и способах воздействия на нее. Мифы есть у отсталых народов: рассказы о происхождении предметов, явлений природы, обычаев, наличие которых играет роль в общественной жизни. Предметом мифа являются небесные светила - солнце, луна, созвездия; миф повествует об их приходе на небо, как создавалась форма, направление движения. Роль в рассказах играют животные и мотивы превращения. Мифотворчество не является игрой фантазии; это - ступень в процессе освоения мира, через которую прошли народы. Предпосылка мифообразования – приписывание человеческих свойств предметам окружающей среды.

Мифология является почвой, на которой вырастают науки и искусства. С успехами познавательной деятельности миф теряет "священное" значение. Мифология становится достоянием искусства, входит в фонд языковых метафор (геркулесовы столбы, яблоко раздора, муки Тантала).

Античная мифология является отражением человеческой жизни, потребностей и стремлений. Мифология – перенос общинно-родовых отношений на природу и весь мир. Периоды мифологии: древнейшая, дофессалийская (доолимпийская) основа античной мифологии, порожденная периодом матриархата (окружающее человек мыслит движымым непонятными силами, земля - основа мифологии, хтонизм), олимпийская основа связанна с централизацией мифологии вокруг горы Олимп и переходом к героизму (ранняя классика и поздний героизм), наивная и нетронутая мифология гибнет (поздняя классика и декаданс).

Римский фольклор и мифология. Эллинистический период достиг пика, начинает развиваться литература на латинском языке. Заимствованы многие черты и открытия греческой культуры. Жизнь римской общины отлична от греческой. Греки составляли плотную этническую группу эллинов, римляне были окружены другими племенами – постоянная борьба за выживание.

Римляне не создали разветвленной мифологии – примитивные мифы. Верили в добрые и злые силы – номина. Религия превращается в техническое подспорье к жизни общества. Жизнь общины и семьи довлеет над религией. Предпочтение государственного перед религией.

Когда римляне начали завоевание Греции, начали приспосабливать религиозную систему под греческую. Были боги, которые не имели аналогов у римлян. Были собственно римские боги – Янус, бог начала и конца. Отсюда – январь. Особое место занимал Марс (Арес) – более почетен, чем в Греции. Бог Квирин – покровитель римской общины и собраний. Собственные мифы. Римский миф разветвленный – давал возможности соединить греческую и римскую религии, обосновать превосходство. Повествует о Ромуле и Реме - должны были погибнуть, но их пожалели, положили в корзину. Пустили по реке. Волчица выкормила их молоком, затем их подобрал пастух. Они вырастают, начинают создание римского государства.

Герои греческой мифологии жили в отдаленные мифические времена. Римляне обожествляли своих предков. Добрые и злые силы присутствовали постоянно. Божки – лары и манны – помогали в обыденной жизни. Героями становились предки, жившие за поколение. Религия древних римлян теряет космогонический, мистический ореол.

Трагедию не заимствовали, а историю, лирику, комедии взяли. В Риме все жанры появились одновременно. Положительное: жанры дополняли друг друга. Римляне могли отбросить то, что мешало им (хор с культом Диониса). Сатирические жанры начинают развиваться одними из первых. Рано начинает развиваться проза, появляется раньше в разных вариантах.

В Риме появляются эпистолярные жанры. Личность более осознавала себя – развиваются мемуары, чего не было у греков. Записки Юлия Цезаря.

Главный прием римской литературы – прием контаминации, соединение в одном произведении сюжетов и образов из разных произведений. Римляне не стеснялись использовать другие произведения, указывали, что заимствовали.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Особенности древнеримской мифологии. Духи и персонифицированные божества. Собственно римские сюжеты

Особенности древнеримской мифологии. Духи и персонифицированные божества. Собственно римские сюжеты

Особенности древнеримской мифологии. Духи и персонифицированные божества. Собственно римские сюжеты


Мифология Древнего Рима выступала не просто как совокупность мифов и легенд. Это была особая культурная форма, с помощью которой в древности познавали окружающий мир, накапливали и передавали ценный жизненный опыт последующим поколениям. Несмотря на большое влияние соседних культур, она смогла сохранить свою самобытность.

Римская мифология

Римская мифология включает в себя традиционные истории, связанные с легендарным возникновением Древнего Рима, которые нашли свое отражение в литературе и изобразительном искусстве древних римлян.

Главная особенность римской мифологии заключалась в том, что она полностью подчинялась политике, гражданскому долгу и моральным устоям, царившим в Древнем Риме. У простых жителей не должно было возникать ни тени сомнений касательно их образа жизни или большой разницей между сословиями. Они должны были твердо уяснить, что каждый правитель является божественным избранником, а потому ему лучше знать, каким должно быть устройство жизни.

У древних римлян божества были неотъемлемой части их повседневного быта. С их помощью пахали земли, засевали их, с нетерпением ожидали всходов и богатого урожая. Боги оказывали покровительство каждому виду деятельности, и взамен требовали жертвоприношения.

Обряд в Древнем Риме

Рис. 1. Обряд в Древнем Риме.

Римляне придавали огромное значение обрядовым церемониям. Так, если во время обряда кто-то нечаянно чихнул, весь процесс начинался с самого начала. Порой, церемонию приходилось повторять несколько десятков раз кряду, пока она не проходила идеально.

Мифы и легенды Древнего Рима

Несмотря на свою несамостоятельность и широкий пласт заимствований из греческой культуры, мифология Древнего Рима имеет огромное значение. Это особая форма, в которой отразился познавательный опыт людей прошлого, их представления о явлениях природы, течение жизни, создании мира. Некоторые самобытные черты делают ее уникальной и важной для изучения.

Мифология Древнего Рима

Общая характеристика

Мифы Древнего Рима для детей — это, прежде всего, познавательные и интересные истории о создании мира, о войнах. Это попытка людей объяснить то, что оказывалось за гранью их понимания. Римляне не обладали достаточными знаниями, чтобы разобраться в том, что такое гром, какими причинами вызывается молния. Именно поэтому и обращались к мифам. Отличным решением казалось им объяснить громовые раскаты волей могучего Юпитера, главы пантеона.

Можно выделить следующие отличительные черты римского мифотворчества:

Римский император

  1. Культура полностью подчинялась политики и нормам морали, принятым в государстве. Уже римские императоры поняли, что религиозные верования можно использовать для укрепления власти и для того, чтобы держать простых людей в добровольном рабстве. Понимание того, что правитель — это живое божество, сошедшее с небес, заставляло обычных граждан даже не думать о проявлении свободной воли.
  2. Мифотворчество было теснейшим образом переплетено с бытовой стороной жизни римлян. Заручившись помощью богов, жители современной Италии занимались сельскохозяйственными работами, строили дома и храмовые постройки, отправлялись в дальние страны.

Именно поэтому обрядовой стороне уделялось особое внимание. Малейшее нарушение канона церемонии становилось причиной того, что все ритуальные действа приходилось повторять сначала. В государстве, как и в Греции, почетом и уважением пользовались жрецы, однако древнеримские служители культа все же были в зависимом положении, вынуждены были подчиняться императору.

Основные божества

При подготовке доклада, посвященного римской мифологии, следует обязательно кратко описать основных представителей пантеона. Во многом эти боги имеют греческое происхождение, поменяли только имена, сохранив функции и легенды. Вот краткая информация о божествах:

Юпитер — верховный бог, громовержец

  1. Юпитер — верховный бог, громовержец, грозный покровитель не только людей, но и прочих богов. В Греции известен под именем Зевс.
  2. Юнона (Гера) — верховная богиня, супруга Зевса, покровительница семейных отношений.
  3. Нептун — покровитель стихии воды, соответствовал Посейдону.
  4. Венера (Афродита) — богиня любви и чувственного наслаждения.
  5. Диана (Артемида) — дева-охотница.
  6. Марс (Арес) — повелитель кровопролитных боев.
  7. Вулкан (Гефест) — покровитель кузнечного ремесла.
  8. Меркурий (Гермес) — легкомысленный и жуликоватый бог торговли.
  9. Минерва (Афина) — богиня справедливой войны, мудрости, ремесла.

Основным богом пантеона (сообщества всех божеств) является Юпитер, именно в его власти были судьбы не только людей, но и бессмертных небожителей. Каждый бог отвечал за какое-то определенное природное или социальное явление, например, Марс и Минерва покровительствовали военным действиям, а водной стихией заведовал седобородый Нептун.

Чтобы заручиться божественной поддержкой в каком-либо деле, небожителям приносили богатые дары, строили роскошные храмы и алтари — настоящие произведения искусства. Некоторые из творений древних римлян дошли до наших дней и поражают воображение своей монументальностью и вниманием к деталям.

Зарождение системы и источники информации

Работая над презентацией по легендам и сказаниям Древнего Рима, следует отметить, что эти тексты имели два основных источника — мифологические системы Греции и этрусков. При этом присутствуют и самобытные особенности.

Дата основания Рима

Точная дата создания мифов неизвестна, однако примерно во II — начале I тысячелетий до новой эры появились первые упоминания о древнейшей итальянской культуре. Именно этот период и можно условно считать временем зарождения мифологии. Датой основания Рима, согласно легенде, является 753 год до н. э. А в период, который в истории называется царским, шло формирование общественного строя и религиозных устоев. Как раз в это время и был сформирован римский пантеон, который в дальнейшем практически не изменился.

Отличительная особенность римской культуры — с завоеванием новых земель римляне с удовольствием заимствовали иных богов, включая их в свою мифологическую систему. В результате получилась совершенно уникальная система, в которой заимствованные черты переплелись с собственными.

Основные источники, которые позволяют получить знания о мифах Рима:

Все эти источники позволяют исследователям получать определенные данные о культуре тех времен, мифологической картине мира, о пантеоне небожителей, героях, ритуалах и обычаях.

Наиболее интересные сказания

Мир был создан богом Янусом

Все мифы Древнего Рима можно разделить на несколько групп. Это легенды о сотворении мира и человека, повествования о богах, а также сказания у героев. Очень многие особенности каждой категории были взяты из системы Древней Греции. Однако, например, миф о том, что мир был создан богом Янусом, является собственно римским. Это двуликое божество почиталось как покровитель ворот, римляне полагали, что одно из лиц Януса смотрит в прошлое, второе же направлено в будущее.

Второй необычный миф — о возникновении людей из дубовых корней. Священным деревом считалась и смоковница, под тенью раскидистой кроны которой проводились религиозные обряды, содержание многих из них до нас не дошло. Вот несколько примеров отображения в сказаниях и легендах силы представителей животного и растительного мира:

  1. Под смоковницей волчица кормила основателей Рима, Рема и Ромула.
  2. Капитолийскому дубу Ромул принес первую добычу.
  3. Священными почитались птицы: дятел, орел, гусь.
  4. А волку был посвящен отдельный праздник — луперкалий, который проводился для увеличения плодородия.

Постепенно сказания Рима усложняются, цельная система заменяет собой разрозненные примитивные легенды.

Об основании Рима

Жестокий царь Амулий

При составлении короткого реферата нужно обязательно описать этот самый известный римский миф о двух братьях. Жестокий царь Амулий обманом захватил свою власть и, как и все узурпаторы, очень боялся ее лишиться. Именно поэтому он убивает на охоте своего единственного племянника — основного конкурента, сына свергнутого им царя Нумитора. А Рею, свою племянницу, делает весталкой. Это жрица богини Весты, хранительницы очага. Проживала при храме и была обязана отказаться от создания семьи.

Бог войны Марс пленился красотой Реи, от их союза родились двое близнецов. Гнев царя был страшен, он не поверил Рее, утверждавшей, что детей она родила от бога. По традициям тех лет согрешившую весталку наказывали страшной карой — живьем замуровывали в стену. Эта участь ждала Рею. А ее малышей сбросили с обрыва в воду, также обрекая на смерть.

Однако мальчики выжили. Течение вынесло их на берег, где плач услышала волчица, отдыхавшая в тени смоковницы. Именно она накормила близнецов молоком, спасая их от голодной смерти. Затем дети попали на воспитание к пастуху Фавстулу, который воспитывал их как своих, а в тайну происхождения посвятил уже после взросления.

Рем и Ромул вернулись на свою родину, убили вероломного Амулия, восстановили в правах своего деда Нумитора. А сами решили основать новое государство на тех землях, где много лет назад они нашли свое спасение. Там появился Рим. Легенда на этом не завершается, братья поспорили, чьим именем будет называться новая столица. И Ромул убил своего близнеца, чтобы захватить власть полностью.

Героическое направление

Очень популярными были и мифы о героях, но появились они гораздо позднее, чем сказания о богах. Люди развивались, изучали науку, постигали тайны искусства и мироздания. Очень многое из того, что пугало их предков, постепенно становилось понятным. Поэтому на первый план стали выходить не бессмертные боги, а обычные люди. Так появилась героическая мифология. В этом пласте есть собственно римские элементы, а также заимствованные. Интересно, что героями могли быть не только мужчины, но и женщины.

Матрона Лукреция

Например, матрона Лукреция увековечена в легенде благодаря своей привлекательности и добродетели. Лукреция была замужем, однако ее красота стала причиной того, что царский наследник, не устояв, сделал женщину своей наложницей. Честная дама во всем призналась супругу, после чего у него на глазах покончила с собой, не в силах жить с пятном позора. Ее поступок вызвал бунт, результатом которого стало установление римской Республики.

Клелия — еще одна добродетельная и отважная римлянка. Будучи отданной в жены этрусскому царю, Клелия сумела бежать и на небольшой лодочке в одиночку переплыть могучий Тибр, чтобы вернуться на родину. Царь потребовал вернуть беглянку, на что римляне согласились. Однако сила воли этой девушки произвела на монарха неизгладимое впечатление, и он подарил ей свободу.

Таковы лишь некоторые из мифов Древнего Рима, многие из которых дошли до нас в поздних версиях, запечатленных на страницах книг Вергилия. Мифологическая система ценна сама по себе, а также дает возможность узнать много нового о жизни и традициях жителей Италии прошлых эпох.

Мифология Древнего Рима. Кратко


Всем как-то привычно объединять мифологию Древней Греции и Древнего Рима. Кажется, ну что иного можно найти у римлян, которые только и знали, что давать чужим богам новые имена? Зевс — Юпитер, Гера — Юнона, Арес — Марс, Афродита — Венера, только запоминай, да и дело с концом!

Но это лишь верхушка айсберга, а можно ведь попробовать нырнуть и поглубже.

Кто поведал?

Крайне трудно судить о самом древнем периоде римской мифологии, потому что ученым приходится опираться на куда более поздние источники.

Основными из источников считаются первые договоры Рима с другими городами и государствами, записи коллегии понтификов (жрецов), а также записи об основных событиях каждого года, которые позднее получили название анналов (лат. annus — год).

Космогония и боги

Долгое время считалось, что римская мифология на начальной стадии развития сводилась к анимизму. Поклонение душам умерших было обусловлено страхом перед их сверхъестественной силой, равно как и поклонение одушевляемым природным явлениям. Римляне никогда не начинали и не заканчивали дел, не заручившись благосклонностью богов, не исполнив всех положенных обрядов, не вознеся молитв и не принеся необходимых жертв.

Считалось, что римляне различали лишь благосклонные или неблагоприятные неперсонифицированные силы — нумина (numina), и их было великое множество: божество посева и роста, цветения и брака, жатвы и зачатия, прогулки и возвращения и т. п., а их имена образовывались от названия самого производимого действия.

Более того, считалось также, что даже немногочисленные боги-личности, возникшие позже, не имели антропоморфного воплощения, а лишь символы: например, Юпитер — камень, Марс — копье, Веста — огонь.

В первобытнообщинный период огромное значение играл культ предков, чтимых в каждом роду: пенатов, покровителей домашнего очага и рода, и ларов, покровителей дома, семьи и всей общины в целом.

Однако, хотя древняя космогония римлян так и остается пока загадкой, постепенно исследователи стали находить доказательства, что сама римская мифология проходила примерно все те же стадии развития, что и у остальных народов в первобытнообщинный период.

Была определена древнейшая триада божеств: Юпитер (вытеснивший первоначального создателя мира, Януса) — воплощение религиозности и жречества, Марс — военная ипостась, Квирин — хозяйственная ипостась.

Янус и Веста охраняли двери и семейный очаг, лары оберегали поле и дом, Палее — пастбища, Сатурн — посевы, Церера — рост хлебных злаков, Помона — древесные плоды, а Коне и Опа — урожай.

Кроме того, согласно выводам ученых, римляне считали, что люди как род ведут свое происхождение от священных деревьев, дубов, и потому каждому божеству-нумина были посвящены рощи, где справлялись обряды и приносились жертвы, да и сами деревья играли очень большую роль в жизни государства. К примеру, дубу на Капитолийском холме приносились жертвы, а увядание любой смоковницы, дерева, под которым, по легенде, волчица выкормила будущих основателей Рима, Ромула и Рема, воспринималось как крайне грозный и неблагоприятный признак.

Поскольку был весьма развит культ животных, то огромное значение приобретала интерпретация их поведения и исследование приносимых жертв, а проще говоря, гадания, так распространенные в Древнем Риме.

Оправдано. государством

В чем же все-таки заключается своеобразие римской мифологии по сравнению с другими мифологическими традициями?

Если вдуматься, то станет очевидно: большинство древнейших мифов о богах не сохранились, они постепенно, но неуклонно были вытеснены мифами о героях.

Само устройство римского общества, в котором отдельные общины стремились к объединению в крупные городские конгломераты, в котором политика играла с каждым веком все большую роль, а государство становилось посредником между гражданином и богами, — в этом и есть самобытность Древнего Рима.

Мифы, рассказывающие о героях, есть отображение глубокого взаимного проникновения истории и мифа в сознании римлян. Жизнь человека наполнена божественным присутствием, каждый ее миг человек ответственен за свои поступки.

И если они совершаются на благо общины, то и боги тобой довольны.

Таковы мифы о сабинянках, Нуме Помпилии, Лукреции, Сцеволе, Корио-лане и многих других.

Безусловно, нельзя отрицать, что римская культура постоянно впитывала в себя культуру окружавших ее народов. Да, римляне переименовали и приняли почти весь греческий пантеон, сделали множество заимствований у этрусков и других народов, но тому была очень простая причина. Рим был государством военным, за счет завоеваний постоянно расширявшим свои территории и ассимилировавшим культуру завоеванных народов.

Римский героический миф объяснял прошлое, оправдывал настоящее и направлял будущее. Несмотря на некоторую изначальную примитивность, он делал жизнь человека наполненной смыслом: служение отечеству.

И каков же конец?

Римская религия, открытая и постоянно изменявшаяся под влиянием извне, просто не могла разработать единой концепции о конце света.

Как любое военное государство, Рим был обречен на постепенное угасание и разрушение или на непременное преобразование. Римская мифология, пройдя различные стадии развития — от принятия греческого пантеона до образования культа императора, в конце концов стала. некоей основой для победы христианства как религии.

Миф о римском левше

В 509 г. до н. э. этрусский царь Ларе Порсенна объявил Риму войну. Огромное войско вторглось на территорию страны и все ближе подступало к столице. Еще немного — и Рим был бы взят штурмом.

Тогда один из молодых римских патрициев, Гай Муций Корд, решил проникнуть в лагерь этрусков и убить их царя. Гай знал этрусский язык и, переодевшись в одежду врагов, легко проник в лагерь, но никак не мог понять, кто же из сидящих у главного шатра и есть царь Порсенна. Спросить же он не мог, опасаясь выдать себя.

Тогда юноша решил, что самый нарядно одетый человек и есть вражеский правитель. Он напал на него и заколол кинжалом. Но увы! Это оказался лишь один из придворных царя, самый большой любитель нарядов и украшений.

Гай Муций был тут же схвачен, но отвечать на вопросы отказался. Тогда ему стали грозить пытками. Увидев треножник с пылающим огнем, юноша сам подошел к нему, положил правую руку в пламя и молча, не издавая ни звука, смотрел на Порсенну, пока рука не обуглилась.

Читайте также: